Кибербуллинг

Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Проблема кибербуллинга

В Беларуси 92,4% детей в возрасте 6-17 лет пользуются интернетом

В среднем дети проводят в интернете не менее 3 часов. Чем взрослее ребенок, тем больше времени он находится в Сети

18,2% школьников старших классов подвергались кибербуллингу, оказывающему абсолютно реальное влияние на ребенка

МТС и Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) реализуют совместную кампанию «За безопасное детство» с 2019 года

Цель:

Помочь детям и подросткам, столкнувшимся с насилием в интернете

ЗАДАЧИ:

Распространение информации о проблеме кибербуллинга среди детей, продвижение инструментов помощи, организация фандрайзинговой кампании. Собранные средства планируется направить на обучение специалистов, работающих с пострадавшими от кибербуллинга

Тема кибербуллинга очень важна

Так как дети начинают пользоваться интернетом с 5-6 лет

40% из опрошенных детей общались в интернете с незнакомыми людьми

Более 30% детей сталкивались с запугиваниями и травлей в интернете. При этом не все доверяют такую информацию родителям

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Любой агрессор заинтересован в ответной реакции. Если ему отвечают, он понимает, что его действия повлияли на человека, и продолжает выплескивать негатив. Но когда случается полное игнорирование, то обидчик быстро теряет интерес и переключается на другой объект
  • Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
  • Собрать доказательства кибербуллинга. Это подходит для самых трудных случаев, когда решить вопрос миролюбиво никак не получается и есть основания обратиться в милицию.

 

Как защититься от кибербуллинга:

  • Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
  • Если по электронной почте или другим э-каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
  • Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

На что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:

  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
  • Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Что делать, если ребенок все же столкнулся

с какими-либо рисками

  • Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
  • Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
  • Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
  • Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
  • Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
  • Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций

Получить консультацию по вопросам кибербуллинга можно, позвонив на круглосуточную детскую горячую линию 8-801-100-16-11 или написав в онлайн-чат психологу на kids.pomogut.by. Также эта тема отражена в обучающих видеороликах и тестах тренажерах, размещенных на сайте проекта # ИнтернетБезБуллинга www.mts.by|unicef