-

- - -

ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Итальянский язык»

общественно-гуманитарного профиля

(для учащихся 10-18 лет, срок реализации 3 года)

 

Минск, 2016

Составитель:

Левданская Алина Владимировна,

педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»

 

Пояснительная записка

Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус объединения по интересам «Иностранный язык» как дополнительной образовательной дисциплины.

Основное назначение иностранного языка, в частности, итальянского, состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, итальянский язык способствует формированию у учащихся целостной картины мира. Владение итальянским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Организация объединения по интересам «Итальянский язык» актуальна и перспективна, так как итальянский язык в белорусских школах не изучается как основной иностранный язык, а развивающиеся экономические и культурные отношениях нашей страны с Итальянской Республикой требуют наличия высококвалифицированных специалистов в области владения итальянским языком.

Программа дополнительного образования «Итальянский язык» рекомендована для учащихся 10-18 лет и разработана с учетом возрастных особенностей развития учащихся, их интересов и способностей. В этом возрасте идет активный процесс формирования личности. Изучая новый язык, учащиеся приобретают языковые навыки и получают дополнительную мотивацию к процессу обучения в целом, так как взаимосвязи иностранного языка с другими учебными предметами разнообразны и многофункциональны.

Программой занятий объединения по интересам «Итальянский язык» предусматривается изучение лингвистического и страноведческого аспектов; ознакомление с культурно-историческими ценностями Италии.

Программа дополнительного образования по иностранному языку «Итальянский язык» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодёжи общественно-гуманитарного профиля (образовательная область – иностранный язык).

Цель программы:

Развитие языковых и коммуникативных компетенций учащихся в процессе изучения итальянского языка.

Задачи программы 1-го года обучения:

— формировать у учащихся фонетическую, лексическую и грамматическую базы итальянского языка, необходимые для успешной коммуникации;

— обеспечить практическое использование активных лексических и грамматических единиц в ситуациях общения;

— ознакомить учащихся с культурой и традициями Республики Италия, формировать интерес и мотивацию к изучению итальянского языка;

— способствовать формированию навыков автономного обучения, необходимых для изучения иностранного языка;

— развивать речевые способности, внимание, мышление, память и воображение учащихся.

Задачи программы 2-го года обучения:

— формировать у учащихся углубленные фонетическую, лексическую и грамматическую базы итальянского языка, необходимые для успешной коммуникации;

— расширить практическое использование активных лексических и грамматических единиц в ситуациях общения;

— расширить спектр ознакомления учащихся с культурой и традициями Республики Италия, усилить интерес и мотивацию к изучению итальянского языка;

— способствовать формированию навыков автономного обучения, необходимых для изучения иностранного языка;

— углубить развитие речевых способностей, внимания, мышления, память и воображения учащихся.

Задачи программы 3-го года обучения:

— закрепить сформированные грамматические и лексические навыки с целью продуктивного использования полученных знаний в активной речи;

— расширить словарный запас и активизировать употребление новых лексических единиц в ситуациях общения по темам программы 3-го года обучения;

— активно применять полученные знания при чтении адаптированных текстов на итальянском языке;

— активно применять полученные знания при аудиопрослушивании и пересказе адаптированных текстов на итальянском языке;

— познакомить учащихся с культурой и традициями различных регионов Италии путем виртуальных экскурсий, углубить интерес и мотивацию к изучению итальянского языка.

Цель и задачи образовательного процесса на занятиях в объединении по интересам решаются на основе обще-дидактических принципов (принцип научности, наглядности, системности и последовательности, «от простого к сложному», соответствия возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, сознательности и творческой активности обучаемых, единства группового и индивидуального обучения), принципов воспитания (целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитания личности в коллективе, уважение личности учащегося, гуманного отношения к ребенку), а также специфических принципов, характерных для обучения иностранному языку.

В объединение по интересам «Итальянский язык» приглашаются учащиеся 10-18 лет, желающие изучать язык и культуру Республики Италия.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов в год —144.

Наполняемость группы – 12-15 человек для 1-го года обучения, 8-10 человек – для 2-го и 3-го года обучения.

На занятиях используется преимущественно групповая форма работы.

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.

Материально-техническое обеспечение: доска, столы, стулья, ноутбук, аудиотехника для аудирования и прослушивания музыкальных композиций.

 

Учебно-тематический план 1-го года обучения

 

п/п

Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 2 2
1 Этикетное общение 22 9 13
2 Семейное общение 44 13 31
3 Социально-бытовое общение 44 15 29
4 Учебно-трудовое общение 30 12 18
  Итоговое занятие 2 2
  Всего часов 144 51 93

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство. Ознакомление с целями и задачами объединения по интересам, с содержанием учебного материала и требованиями к его освоению. Общие сведения об итальянском языке. Беседа по правилам поведения в классе.

Раздел 1. Этикетное общение

Формы приветствия и прощания. (Ciao. Salve. Buongiorno. Buona sera. Arrivederci. Ci vediamo. A presto.) Формы вопросов: Как дела? Как поживаете? (Come stai? Come va?). Представление себя. (Mi chiamo.). Просьба представиться собеседника (формальная и неформальная – Come ti chiami? Lei come si chiama?) Выражения благодарности (Grazie. Prego.)

Достопримечательности Республики Италия.

Языковой материал. Фонетика: Буквы итальянского алфавита. Произношение гласных и согласных звуков. Написание букв итальянского алфавита. Интонация формул речевого этикета. Правила чтения букв и буквосочетаний.

Грамматика. Морфология: Имя существительное: существительные мужского и женского рода. Имя числительное: количественные числительные (numerali сardinali) от 1 до10.

Раздел 2. Семейное общение

Название национальностей, стран, столиц. (Italia, italiano, Roma). О себе. Национальность, происхождение, возраст. (Sono bielorusso. Sono di Minsk. Ho 14 anni.). Моя семья. Родственные отношения. Представление членов семьи. Описание родственников. Возраст. Я и моя семья. Место жительство моей семьи. Части тела человека. Черты лица человека. Внешний вид человека.

Достопримечательности Республики Италия.

Языковой материал. Фонетика: Правила чтения букв и буквосочетаний. Различение на слух и произношение звуков итальянского языка. Интонация повествовательного (утвердительного и отрицательного) и вопросительного предложений.

Грамматика. Морфология: Имя существительное: множественное число существительных мужского / женского рода на -o, -е / -a, -e. Имя числительное: количественные числительные (numerali сardinali) от 1 до100. Артикль: формы неопределенного артикля un / uno, una / un, формы определенного артикля il, l., lo, la, l., i, gli, le. Вопросительные слова (quanto, dove, quando, come). Предлоги (a, per, con, in). Наречие anche, anch`io.

Синтаксис. Глагол essere — конструкция è . / sono . Глагол avere. Утвердительная и отрицательная форма глаголов essere, avere в настоящем времени. Вопрос к именной части сказуемого Сhi è? Che cosa è?

Раздел 3. Социально-бытовое общение

Год и его составляющие. Времена года (Stagioni). Погода (Il tempo). Время. Части суток. Номер телефона и электронный адрес. Дни недели (Giorni della settimana). Мой дом (квартира) (Il mio appartamento). Комнаты и их назначение (stanza, cucina, soggiorno, camera da letto). Интерьер. Мебель (mobili). Названия помещений и основной обстановки.

Достопримечательности Республики Италия.

Языковой материал. Фонетика: Произношение гласных и согласных звуков. Правила чтения букв и буквосочетаний. Ритм итальянской речи. Интонация перечисления.

Грамматика. Морфология: Личные местоимения. Глаголы I, II, III спряжения в настоящем времени изъявительного наклонения (рresente indicativо).

Синтаксис. Порядок слов в предложении. Простые повествовательные предложения с глаголами essere, avere в presente indicativo. Порядок слов в вопросительном предложении с вопросительными словами. Неправильные глаголы fare, andare, stare, sapere. Конструкция c`e`, ci sono. Предлоги a, con, in.

Раздел 4. Учебно-трудовое общение

Моя школа и класс. (La mia scuola). Школьная жизнь. Расписание уроков (Orario delle lezioni). Одноклассники (Il mio compagno di scuola). Школьные принадлежности (Cosa metto nello zaino). Школьные предметы Распорядок дня. Мои друзья. Свободное время. Мои интересы и увлечения (Il mio tempo libero).

Достопримечательности Республики Италия.

Языковой материал. Фонетика: Правила чтения и произношения. Ударение в речи. Интонация повелительных предложений.

Грамматика. Морфология: Порядковые числительные (primo, secondo, terzo). Глаголы studiare, partire, giocare, passeggiare. Глаголы 3 спр. на –ire с суффиксом –isc (capire, finire, pulire). Наречие: наречия molto, poco, niente, nulla, abbastanza, tanto и др.;

Синтаксис. Порядок слов в предложении с обстоятельством места и времени. Безличные предложения (Fa caldo / Fa freddo и др.). Безличные обороты è necessario, è bene, è importante, è facile, è difficile, ci vuole и др.). Общий вопрос к предложению. Вопросы к членам предложения.

Итоговое занятие: Творческий отчет.

 

Ожидаемые результаты 1-го года обучения

К концу учебного года учащиеся должны:

знать:

— основы безопасного поведения на кружке, улице и т.д.

— алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки итальянского языка;

— основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;

— особенности интонации основных типов предложений;

— значения изученных лексических единиц, устойчивые словосочетания;

-значения изученных грамматических явлений и их место в системе итальянского языка;

— значения реалий, характерных для культуры Италии.

уметь:

в области аудирования:

— понимать на слух речь учителя, основное содержание облегченных текстов с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

— корректно произносить и интонационно оформлять различные типы коммуникативных предложений;

— участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

— расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

— кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;

— составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе);

в области чтения:

— читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

— читать про себя, понимать основное содержание небольших текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма и письменной речи:

— списывать текст на итальянском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

— писать краткое письмо о себе, заканчивая предложение, или с опорой на образец.

 

Учебно-тематический план 2-го года обучения

 

п/п

Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 2 2
1 Я и моя семья 18 6 12
2 Мой дом 20 8 12
3 Моя школа 20 8 12
4 Мой друг 20 8 12
5 Мое свободное время 20 8 12
6 Время. Распорядок дня 20 8 12
7 В кафе 22 6 16
  Итоговое занятие 2 2
  Всего часов 144 54 90

 

Содержание программы

Вводное занятие

Ознакомление с целями и задачами объединения по интересам, с содержанием учебного материала и требованиями к его освоению. Углубленные сведения об итальянском языке. Беседа по правилам поведения в классе.

Раздел 1. Я и моя семья

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Моя визитная карточка. Составляем генеалогическое древо своей семьи.

Языковой материал. Фонетика: Правила чтения и произношения. Ударение в речи. Интонация повелительных предложений.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Морфология: Существительные женского рода на –zione. Множественное число существительных. Наречия anche, invece. Указательное местоимение questo. Устойчивые выражения с глаголом avere. Употребление глаголов sapere, conoscere. Спряжение глаголов на –ire с суффиксом –isc.

Синтаксис. Порядок слов в предложении с обстоятельством места и времени. Безличные предложения (Fa caldo / Fa freddo и др.). Безличные обороты è necessario, è bene, è importante, è facile, è difficile, ci vuole и др.). Общий вопрос к предложению. Вопросы к членам предложения.

Раздел 2. Мой дом

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Мой дом (квартира) (Il mio appartamento). Комнаты и их назначение (stanza, cucina, soggiorno, camera da letto). Интерьер. Мебель (mobili). Названия помещений и основной обстановки. Рисуем план своей квартиры.

Языковой материал. Правила чтения и произношения. Ударение в речи. Интонационный контур итальянского предложения.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Морфология: предлоги и наречия места. Употребление глаголов dire, parlare, dare. Существительные с суффиксом –ino, -etto. Указательные прилагательные questo, quello. Глаголы piace, piacciono. Превосходная степень прилагательных с суффиксом –issimo. Неправильные глаголы fare, andare, stare, sapere. Конструкция c`e`, ci sono. Предлоги a, con, in.

Раздел 3. Моя школа

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Моя школа и класс. (La mia scuola). Школьная жизнь. Расписание уроков (Orario delle lezioni). Одноклассники (Il mio compagno di scuola). Школьные принадлежности (Cosa metto nello zaino). Школьные предметы.

Языковой материал. Интонационный контур итальянского предложения.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Согласование прилагательных и существительных. Употребление глагола chiamarsi. Вопросительные слова. Порядковые числительные (primo, secondo, terzo). Глаголы studiare, partire, giocare, passeggiare. Глаголы 3 спр. на –ire с суффиксом –isc (capire, finire, pulire). Наречие: наречия molto, poco, niente, nulla, abbastanza, tanto и др.;

Раздел 4. Мой друг

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Внешность, хобби.

Языковой материал. Углубление фонетического ряда итальянского языка. Интонация формул речевого этикета. Углубление полученных знаний по правилам чтения букв и буквосочетаний.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Морфология: Имя прилагательное: прилагательные мужского и женского рода. Притяжательное прилагательное: единственное и множественное число.

Раздел 5. Мое свободное время

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Поездка с классом на экскурсию.

Языковой материал. Углубление фонетического ряда итальянского языка. Углубление полученных знаний по правилам чтения.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Морфология: Глагол: спряжение глаголов – 1-е, 2-е и 3-е спряжение.

 

Раздел 6. Время. Распорядок дня

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме.

Языковой материал. Фонетика: произношение гласных и согласных звуков. Углубление полученных знаний по правилам чтения букв и буквосочетаний. Ритм итальянской речи. Интонация перечисления.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Морфология: Предлоги (a, per, con, in). Наречие anche, anch`io, наречия времени. Слитный артикль. Неправильные глаголы essere, avere, andare, stare, fare. Возвратные глаголы.

Синтаксис. Порядок слов в предложении. Простые повествовательные предложения с глаголами essere, avere в presente indicativo. Порядок слов в вопросительном предложении с вопросительными словами.

Раздел 7. В кафе

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Ролевая игра «В итальянском баре». Ролевая игра «В кафе мороженое». Мои любимые блюда. Итальянская кухня.

Языковой материал. Углубление фонетического ряда итальянского языка. Различение на слух и произношение звуков итальянского языка. Интонация повествовательного (утвердительного и отрицательного) и вопросительного предложений.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Морфология: Имя существительное: множественное число существительных мужского / женского рода на -o, -е / -a, -e. Имя числительное: количественные числительные (numerali сardinali) от 1 до1000. Модальные глаголы volere, potere, dovere. Вопросительные слова (quanto, dove, quando, come).

Итоговое занятие. Творческий отчет.

Ожидаемые результаты 2-го года обучения

К концу учебного года учащиеся должны:

знать:

— основы безопасного поведения на кружке, улице и т.д.

— углубленно фонетическую базу итальянского языка;

— углубленно правила чтения и орфографии изучаемого языка;

— углубленно особенности интонации основных типов предложений;

-угубленно значения изученных лексических единиц, устойчивые словосочетания;

— углубленно значения изученных грамматических явлений и их место в системе итальянского языка;

— углубленно значения реалий, характерных для культуры Италии.

уметь:

в области аудирования:

— понимать на слух речь учителя, основное содержание усложненных текстов с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

— корректно произносить и интонационно оформлять различные типы коммуникативных предложений;

— уверенно участвовать в этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие);

— уверенно расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто? что? где? когда?) и отвечать на вопросы собеседника;

— углубленно рассказывать о себе, своей семье, друге;

— составлять расширенные описания предмета, картинки (о природе, о школе);

в области чтения:

— читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

— читать про себя, понимать основное содержание расширенных текстов, доступных по содержанию и языковому материалу, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области письма и письменной речи:

— списывать текст на итальянском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;

— писать углубленное письмо о себе, заканчивая предложение, или с опорой на образец;

 

Учебно-тематический план 3-го года обучения

 

п/п

Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 2 2
1 Время. Мой рабочий день 18 6 12
2 Внешность. Части тела 20 8 12
3 Продукты питания. Напитки 20 8 12
4 Профессии. Профессиональная деятельность 20 8 12
5 Самочувствие. Визит к врачу. Здоровье и медицина 20 8 12
6 Передвижение по городу. Путешествие на поезде 20 8 12
7 Средства массовой информации. Печатные издания 22 6 16
  Итоговое занятие 2 2
  Всего часов 144 54 90

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Ознакомление с целями и задачами объединения по интересам, с содержанием учебного материала и требованиями к его освоению. Беседа по правилам поведения в классе.

Раздел 1. Время. Мой рабочий день

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Время. Обозначение частей часа. Мой план рабочего дня.

Языковой материал. Фонетика: Правила чтения и произношения. Чтение адаптированных текстов на итальянском языке. Ударение в речи. Интонация повелительных предложений.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по регионам Италии.

Грамматика. Спряжение возвратных глаголов. Употребление возвратных глаголов. Устойчивые выражения с глаголом avere. Употребление глаголов sapere, conoscere. Спряжение глаголов на –ire с суффиксом –isc.

Раздел 2. Внешность. Части тела

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Описание внешности – своей и членов своей семьи. (Come sono i miei genitori?). Части тела человека. Знакомимся с Витрувианским человеком Леонардо Да Винчи.

Языковой материал. Чтение адаптированных текстов на итальянском языке. Правила чтения и произношения. Ударение в речи. Интонационный контур итальянского предложения.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по регионам Италии.

Грамматика: Конструкция c`e`, ci sono. Употребление глаголов dire, dare. Существительные с суффиксом –ino, -etto. Глаголы piace, piacciono. Модальные глаголы potere, volere, dovere. Предлоги a, con, in.

Раздел 3. Продукты питания. Напитки

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Названия фруктов и овощей. Ролевая игра «Мы идем на рынок» ( Andiamo al mercato). Названия мясных и рыбных продуктов. Ролевая игра «Идем в супермаркет за покупками» (Andiamo al supermercato a fare la spesa»). Названия напитков. Мои любимые блюда.

Языковой материал. Интонационный контур итальянского предложения.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по Италии.

Грамматика. Употребление предлогов di, da, su. Слитные формы предлогов и артиклей. Наречия abbastanza, molto, poco, niente, nulla, , tanto.

Раздел 4. Профессии. Профессиональная деятельность

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Названия профессий. Кем работают мои родители (Che lavoro fanno i miei genitori?). Моя будущая профессия (La mia futura professione).

Языковой материал. Чтение адаптированных текстов на итальянском языке. Интонация формул речевого этикета.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по регионам Италии.

Грамматика. Образование причастия прошедшего времени Participio Passato. Прошедшее совершенное время Passato Prossimo. Формы Participio Passato неправильных глаголов. Вспомогательные глаголы avere, essere в образовании Participio Passato. Отрицательная форма предложений в Passato Prossimo. Спряжение возвратных глаголов в Passato Prossimo.

Раздел 5. Самочувствие. Визит к врачу. Здоровье и медицина

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Работа с текстом «В больнице» (All`ospedale). Ролевая игра «Визит к врачу».

Языковой материал. Чтение адаптированных текстов на итальянском языке. Расширение фонетического ряда итальянского языка.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по регионам Италии.

Грамматика. Условное наклонение Condizionale. Частичный артикль.

Раздел 6. Передвижение по городу. Путешествие на поезде

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Транспортные средства. Ролевая игра «На вокзале» Alla stazione.

Языковой материал. Чтение адаптированных текстов на итальянском языке. Ритм итальянской речи. Интонация перечисления.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по регионам Италии.

Грамматика. Правила образования повелительного наклонения Imperativo. Предлог durante, союз mentre. Слитный артикль. Неправильные глаголы essere, avere, andare, stare, fare. Возвратные глаголы – спряжение, употребление.

Синтаксис. Простые повествовательные предложения с глаголами essere, avere в presente indicativo. Порядок слов в вопросительном предложении с вопросительными словами.

Раздел 7. Средства массовой информации. Печатные издания

Активизация употребления лексических единиц по теме. Диалогическая и монологическая формы речи по теме. Ролевая игра «Мы идем в библиотеку» Andiamo in biblioteca.

Языковой материал. Чтение адаптированных текстов на итальянском языке. Интонация повествовательного (утвердительного и отрицательного) и вопросительного предложений.

Страноведение: Виртуальные экскурсии по регионам Италии.

Грамматика. Согласование причастия в Passato Prossimo с местоимением. Модальные глаголы в Passato Prossimo. Сравнительная степень прилагательных. Отрицательная форма глаголов в Imperativo.

Итоговое занятие. Творческий отчет.

 

Ожидаемые результаты 3-го года обучения

К концу учебного года учащиеся должны:

знать:

— основы безопасного поведения на кружке, улице и т.д.

— характерные особенности различных регионов Италии, различия в культуре и традициях Севера Итальянской Республики, Центральных и Южных областей;

-интонационные особенности повествовательных, вопросительных предложений;

— значения изученных в течение учебного года лексических единиц, устойчивых словосочетаний в рамках тематики программы;

— значения изученных в течение учебного года грамматических единиц и их место в системе итальянского языка;

уметь:

в области чтения:

— бегло читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

— читать про себя, понимать основное содержание адаптированных текстов, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем;

в области аудирования:

понимать на слух речь учителя, корректно отвечать на поставленные вопросы общеразвивающей тематики;

— понимать на слух основное содержание адаптированных текстов на итальянском языке с опорой на зрительную наглядность;

в области говорения:

— уверенно вести монологическую речь в рамках тематики программы 3-го года обучения;

— уверенно вести диалогическую речь в рамках тематики программы 3-го года обучения;

— корректно произносить и интонационно оформлять различные типы коммуникативных предложений;

в области письма и письменной речи:

— уверенно работать с письменными текстами на итальянском языке: корректно списывать тексты, выписывать из них и (или) вставлять слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

 

Формы и методы реализации программы

 

Занятия в объединении по интересам «Итальянский язык» представляют собой практический комплекс, направленный на освоение грамматического, лексического, синтаксического строя итальянского языка, восприятие иностранной речи на слух, развитие письма, а также на углубление фоновых знаний, расширение кругозора, знакомство с зарубежной культурой. Данное обучение итальянскому языку не ограничивается узкоспециальной направленностью: кроме образовательного оно охватывает и психологический аспект воспитания, то есть развитие коммуникативных способностей детей, что будет способствовать их психологической адаптации в социуме.

Программа объединения по интересам «Итальянский язык» предусматривает комплексный и структурированный подход к процессу обучения учащихся подросткового возраста с учетом их возрастных и психологических особенностей. Практические занятия строятся на основе различных форм и методик обучения. Превалирующими являются коммуникативные методики, включающие в себя приемы игрового обучения, ролевого решения ситуационных проблем, проектной, изобразительной и других видов деятельности. При выборе формы обучения учитываются когнитивные особенности подросткового возраста, а именно тенденция к более сложной стратегии решения различных типов проблем, более эффективное использование компонентов обработки информации, более высокая степень исполнительной функции (планирования). На занятиях предполагается использовать фронтальную и групповую формы работы, с учетом формирующихся норм социальной адаптации учащихся.

Эффективность освоения иностранного языка во многом зависит от наличия у ребенка мотивации, благодаря которой возникает желание активно приобретать знания, формируется положительное отношение к учению и потребность в познавательной деятельности, чувство ответственности. Следовательно, в процесс обучения необходимо интегрировать методы эмоционального стимулирования: создание ситуаций успеха благодаря наличию заданий разной степени сложности, поощрение, постановка системы перспектив. Немаловажную роль играет использование методов развития познавательного интереса: формирование готовности восприятия учебного материала, выстраивание вокруг учебного материала интересного сюжета, стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска. Таким образом, для решения поставленных задач рекомендуется поэтапная комплексная работа над всеми видами речевой деятельности и аспектами языка с использованием различных методов организации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности.

Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение всего учебного года. Для успешной организации процесса обучения необходимо проверять и анализировать несколько факторов: качество усвоения материала, интенсивность накопления социального опыта, освоение учащимися навыков взаимодействия и уровень индивидуального их развития. Программой кружка предусмотрен текущий, тематический, промежуточный и итоговый контроль с целью определения уровня приобретенных навыков и языковых знаний.

В процессе обучения должны использоваться учебники как отечественных, так и зарубежных авторов при условии их соответствия интеллектуальному, эмоциональному и жизненному опыту учащихся подросткового возраста. Все это позволит расширить знания учащегося, облегчит процесс социальной адаптации, поможет в определении своего места в жизни, сформирует коммуникативные навыки и установит новые культурные связи.

Комплексные характеристики, выражающие нормы и требования к овладению итальянским языком и определяющие степень реализации целей и задач занятий, задаются через компетенции. В качестве главной интегративной компетенции выступает коммуникативная, в состав которой входят: речевая, социокультурная, языковая, учебно-познавательная и компенсаторная компетенции.

Речевая компетенция – это совокупность навыков и умений речевой деятельности (восприятие и понимание речи на слух, говорение, чтение, письмо), знаний норм речевого поведения; приобретение на этой основе опыта их использования в построении высказываний и понимания смысла высказываний носителей языка.

Социокультурная компетенция – это совокупность знаний о национально-культурной специфике страны изучаемого языка и умений строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой; умение представлять свою страну и особенности ее культуры в условиях диалога культур.

Языковая компетенция представляет собой совокупность знаний о правилах функционирования языковых средств в речи (фонетических, орфографических, грамматических, лексических) и навыков их использования в коммуникативных целях.

Компенсаторная компетенция – это совокупность умений и навыков использования вербальных и невербальных средств для решения коммуникативных задач в условиях дефицита языковых средств.

Развитие умений выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать при говорении переспрос, перифраз, синонимичные средства, мимику, жесты; при чтении и аудировании – языковую догадку, прогнозирование содержания.

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность общих и специальных умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы по овладению итальянским языком.

Ученики овладевают следующи­ми умениями и навыками:

— сравнивать языковые явления родного и итальянского языков: звуки, буквы, буквосочетания, слова, словосочетания, предложения. Произво­дить элементарный анализ перечисленных явле­ний языка под руководством педагога;

— соотносить графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;

— опираться на языковую догадку в процессе чтения / восприятия на слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комби­нации знакомых слов;

— списывать слова / предложения / неболь­шие тексты на итальянском языке; выписывать, вставлять слова и буквы, изменять форму слов в процессе выполнения орфографических, лекси­ческих и грамматических упражнений;

— действовать по образцу и по аналогии при выполнении упражнений и при составле­нии собственных устных и письменных выска­зываний;

— пользоваться планом (в виде грамматиче­ских символов, ключевых слов и словосочетаний, вопросов) при создании собственных высказыва­ний в рамках тематики начальной ступени;

— группировать лексические единицы итальянского языка по тематическому признаку и по частям речи;

— применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах;

— пользоваться итальяно-русским и русско-итальянским словарем;

— пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил в тексте;

Обучение итальянскому языку в объединении по интересам «Итальянский язык» предусматривает практическое владение изучаемым языком как средством общения в ситуациях, требующих использования итальянского языка во взаимодействии, как с его носителями, так и с лицами, использующими его в качестве дополнительного средства межнационального общения.

 

Типы занятий:

— комбинированный;

— первичного ознакомления с материалом;

— усвоение новых знаний;

— применение полученных знаний и умений на практике;

— закрепления, повторения;

— итоговое.

Формы организации учебного занятия:

— круглый стол;

— урок-путешествие;

— экскурсия;

— виртуальная экскурсия;

— творческая мастерская;

— творческий отчет.

 

Для эффективной организации всего педагогического процесса на занятиях необходимо использовать следующие формы, приемы и методы:

— методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, беседа.

— метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.

— методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником.

— методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: тестовые задания, упражнения.

— методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: диалоги, упражнения, тестовые задания.

— методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный), устное оценивание деятельности самими учащимися и педагогом, выполнение упражнений, тестовых заданий.

— игровой метод создает положительную мотивацию к обучению, повышая коммуникативные навыки и активизируя мыслительную деятельность учащихся.

— интерактивные методы обучения: создания благоприятной атмосферы, организации обмена деятельностями, организации мыследеятельности, организации смыслотворчества, организации рефлексивной деятельности.

 

Список литературы

Для педагога

Bueno, Т. Говорим по-итальянски / Т.Bueno. — Москва, АСТ, 2006.

Василевская, Д. Учебник итальянского языка / Д.Василевская, С.Завадская. — СПб., 1997.

Воронец, С.М. Простой итальянский для школьников и родителей: учебное пособие / С.М.Воронец, А.Н.Простой. — СПб, Антология, 2012.

Грейзбард, Л.И. Основы итальянского языка / Л.И.Грейзбард. — Москва, Филоматис, 2011.

Добровольская, Ю.А. Практический курс итальянского языка / Ю.А.Добровольская. – Москва: Цитадель-Трейд, 2008.

Компаньони, Э Итальянский язык – красивый! Учебник итальянского языка для иностранцев (уровень начальной школы). Второй цикл – книги 3, 4, 5 / Э.Компаньони. — Издательство Эдитриче Ла Скуола, 2012.

Красова, Г.А. Итальянско-русский учебный словарь / Г.А.Красова. – Москва: Филоматис, 2007.

Петрова, Л.А. Итальянский язык в диалогах: учебное пособие для начинающих / Л. А. Петрова. — М., 2002.

Петрова, Л.А. Практическая грамматика итальянского языка / Л.А.Петрова. – Москва: Астрель АСТ ВЗОИ, 2004

Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, француз-ский, испанский)». Министерство образования Республики Беларусь, Минск, 2011.

Учебная программа факультативных занятий «Второй иностранный язык: английский, немецкий, французский, испанский для VII-XI классов общеобразовательных учреждений». Министерство образования Республики Беларусь, Минск, 2009.

 

Для учащихся

Воронец, С.М. Простой итальянский для школьников и родителей: учебное пособие / С.М.Воронец, А.Н.Простой. — СПб, Антология, 2012.

Воронец, С.М., Павлова А.Н. Tutto l`italiano. Практикум по грамматике и устной речи итальянского языка: учебное пособие / С.М.Воронец, А.Н.Павлова. — СПб, Антология, 2014.

Грейзбард, Л.И. Основы итальянского языка / Л.И.Грейзбард. — Москва, Филоматис, 2011.

Добровольская, Ю.А. Практический курс итальянского языка / Ю.А.Добровольская. – Москва: Цитадель-Трейд, 2008.

Красова, Г.А. Итальянско-русский учебный словарь / Г.А.Красова. – Москва: Филоматис, 2007.

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас