-

- - -

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

 «Воображариум»

(художественный профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Изобразительное искусство»)

Разработчик:

Подберецкая Галина Юрьевна, педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»

 

Методическое сопровождение:

Лобач Маргарита Валерьевна, методист высшей квалификационной категории

Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации программы: летний период

Минск 2018

Пояснительная записка

В творческом воспитании учащихся особая роль отводится изобразительному искусству. С помощью ИЗО дети учатся воспринимать и видеть красоту окружающего мира, воспитывают в себе такие качества, как усидчивость, целеустремлённость, отзывчивость. Также оно развивает эстетический вкус, активность – творческую и трудовую, помогает личности реализовать себя в творчестве. Отмечу, что занятия изобразительным искусством – это эффективное средство для ознакомления учащихся с культурой родной страны, её традициями.

Программа объединения по интересам «Воображариум» имеет художественную и творческую направленность. С помощью изобразительного искусства в детях развивается усидчивость, творческий потенциал.

Программа разработана на 2 недели обучения для учащихся 7-14 лет. На изучение курса предусмотрено 16 часов.

Новизна программы состоит в том, что во время обучения, учащиеся получают знания об основах живописи и композиции, простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, декоративной стилизации форм.

Курс позволяет способствует развитию у учащихся познавательных и творческих способностей.

Для написания программы были использованы следующие методические документы:

  • Программа «Радуга». Автор: Кузьмина Е.С., учитель начальных классов;

2)    Программа «Акварелька». Автор: Буклаева С.В., учитель начальных классов;

  • Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля (утверждена 06.09.2017 г. заместителем Министра образования Республики Беларусь).

В наше время искусство требует нового способа преподавания, неординарных подходов, современного решения поставленных задач и, конечно, развития личности ребёнка и его творческого восприятия. Именно этими проблемами и обусловлена актуальность программы.

Цель: приобщение учащихся к искусству посредством изобразительного творчества, развития и формирования творческой, нестандартной личности.

Задачи:

  • обучающая – обучать навыкам и приёмам в живописи, композиции, перспективе, цветоведении;
  • развивающая – способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей, образного мышления, нестандартных приёмов самовыражения, развивать глазомер, мелкую моторику, чувство вкуса;
  • воспитательная – приобрести личностный опыт, основываясь на опыте предыдущих поколений, воспитывать аккуратность, усидчивость, последовательность действий, самостоятельность.

 

На каждом занятии педагог напоминает о технике безопасного поведения в кабинете и о правилах пользования инструментами и материалами.

Занятия в объединении по интересам способствуют гармоническому разностороннему развитию личности учащихся, раскрытию и развитию их творческого потенциала.

Учащимся предоставляется возможность выбора художественных средств и форм выразительности.

Ресурсное обеспечение:

Кабинет должен быть оборудован согласно санитарно-гигиеническим нормам и нормам пожарной безопасности.

Необходимым условием качественной работы в сфере изобразительного искусства является правильно организованное, хорошо освещённое рабочее место. Для занятий необходимо светлое помещение, хорошо проветриваемое, оборудованное удобными рабочими столами, мольбертами.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

кисти разных размеров, краски (гуашь, акварель), бумага акварельная форматов А4, простые карандаши, ластик, палитра, ёмкость для воды, спец. одежда, ветошь, мольберты.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются практической работой. В начале каждого занятия некоторое время отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Применяются такие методы, как:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Также используются беседы, объяснения, лекции, игры, эксперименты, а также групповые и комбинированные методы.  Некоторые из занятий проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, итоговые работы). Стоит отметить, что в период обучения происходит постепенное усложнение материала.

По ходу работы на занятиях педагог озвучивает стадии выполнения, задаёт наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. В изобразительном искусстве наглядность – это наиболее целесообразный путь в обучении, поэтому при объяснении материала используются репродукции художников, а также педагогический рисунок.

 

 

 

 

Учебно-тематический план на 16 часов
Наименование раздела, темы Количество часов    
теория практика всего  
  Вводное занятие 1 1 2  
1 Основы художественной грамоты 1 1 2    
2 Натюрморт в акварели 1 1 2
3 Пейзаж 1 1 2
4 Ниткография 1 1 2
5 Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм 1 1 2
6 Создание иллюстрации в графике или живописи на основе выбранного произведения 1 1 2
  Итоговое занятие 2 2
  Всего часов 7 9 16    

 

 

Содержание программы

Вводное занятие

Теория: Ознакомление с планом работы. Проведение лекции о безопасном поведении в кабинете. Знакомство педагога с учащимися и знакомство учащихся друг с другом.

Практика: Выполнение работ на тему «Монотипия».

  1. Основы художественной грамоты.

Теория: Композиция. Изучение композиции. Цвет. Разнообразие цвета в произведениях живописи.

Практика: Выполнение работ в выбранной цветовой гамме (холодной/тёплой) с учётом композиционного построения.

  1. Натюрморт в акварели.

 

Теория: Особенности акварельных красок.

Практика: Выполнение упражнений для ознакомления со свойствами и особенностями акварели. Выполнение простого натюрморта акварельными красками.

 

  1. Пейзаж.

Теория: Фантастический пейзаж. Возможное использование нестандартных цветов.

Практика: Выполнение работ на заданную тему.

  1. Ниткография.

Теория: Особенности техники «ниткография».

Практика: Выполнение работ на заданную тему.

  1. Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм.

Теория: Эскиз.

Практика: Создание эскиза игрушки по мотивам природных форм (автомобиль-жук, кукла-бабочка, самолёт-птица и т.д.)

  1. Создание иллюстрации в графике или живописи на основе выбранного произведения.

Теория: Иллюстрация.

Практика: Создание иллюстрации в графике или живописи на основе выбранного произведения (книга, рассказ, стихотворение, компьютерная игра, музыкальное произведение и т.д.).

  1. Итоговое занятие.

Практика: Выполнение авторского шрифта для своего имени с передачей характера и настроения.

Ожидаемые результаты

В процессе обучения в объединении по интересам, дети получают подготовку высокого уровня, а наиболее способные – возможность получения образования в специальных профессиональных учреждениях.

Во время изучения изобразительного искусства дети не только развивают свои творческие способности, но и знакомятся с мировой культурой и культурой родной страны. Для воплощения своих идей, дети учатся использовать различные художественные материалы. Использование разнообразных материалов позволяет учащимся самовыражаться, найти «свой» материал, освоить многие техники изобразительного искусства.

По результатам обучения в объединении по интересам, дети должны

знать:

  • как пользоваться различными художественными материалами;
  • знать основы рисунка, живописи;
  • основы цветоведения;

уметь:

  • создавать оригинальные и неповторимые работы;
  • использовать монотипию;
  • выполнять наброски, а затем – полноценные работы;
  • уметь грамотно использовать цветовые и тоновые отношения;

владеть навыками:

  • работы с акварельными красками;
  • работы в нестандартных техниках (монотипия, ниткография);
  • работы с графическими принадлежностями;
  • композиционного построения.

Формы и методы реализации программы

Преподнесение материала происходит с помощью объяснительно-иллюстративного, проблемного методов. Также учитываются возрастные особенности учащихся и их личностные качества.

Организационной формой работы были выбраны групповая, мелкогрупповая  и индивидуальная.

Объяснение материала происходит посредством следующих методов и приёмов работы:

  • наглядного (иллюстративный материал, видеоматериал, педагогический рисунок);
  • словесного (беседа, лекция, объяснение, рассказ);
  • практического (демонстрация приёмов работы педагогом, выполнение упражнений).

Обучение происходит в форме учебных занятий, воспитательных мероприятий (беседы, игры).

Типы занятий применяются следующие:

  • первичное ознакомление с материалом;
  • усвоение нового материала;
  • комбинированный тип;
  • применение полученных знаний и умений на практике;
  • повторение и закрепление.

Программа объединения по интересам «Воображариум» не требует каких-либо навыков в живописи, поэтому рассчитана на развитие учащихся, их воображения, фантазии, навыков в живописи, на знакомство с мировым искусством и развитие заинтересованности творчеством.

 

 

Учебно-методический комплекс:

Литература для педагога

  1. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты/ Г.В. Беда. – М.: Просвещение, 1989г.
  2. Компанцева, Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке/ Л.В. Компанцева. – М., 1985г.
  3. Маслов, Н.Я. Пленэр/Н.Я. Маслов. – М., 1989г.
  4. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания/ Б.М. Неменский. – М., 1987г.
  5. Нестеренко, О.И. Краткая энциклопедия дизайна/ О.И. Нестеренко. – М., 1994г.
  6. Одноралов, Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве/ Н.В. Одноралов – М., 1983г.
  7. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе/ Н.М. Сокольникова. – М., 1999 г.
  8. Стасевич, В.Н. Пейзаж: картина и действительность/ В.Н. Стасевич. – М., 1978г.

Литература для учащихся

  1. Альберт, Г., Вульф, Р. Основы рисования / Г. Альберт, Р. Вульф. – 2-е изд. – Ми.: ООО «Попурри», 2004г.
  2. Платонова, Н.И., Синюков, В.Д. Энциклопедический словарь юного художника/Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.. Педагогика, 1983г.

 

Наглядный и дидактический материал:

  1. Репродукции белорусских художников-иллюстраторов В.П. Славука, В.П. Шаранговича, В.В. Довгяло, Н.И. Волынца, Н. Поплавской; русских художников В.А. Серова, Ю.Б. Могилёвского; всемирно известных художников А. Матисса, Э. Мунка, В. Ван Гога и мн.др.
  2. Иллюстрации по мотивам компьютерных игр, комиксов.
  3. Фотографии, выполненные педагогом.
  4. Педагогический рисунок (рисунок на доске, на бумаге).
  5. Презентации на тему «Выразительные средства графики», «Разнообразие цвета в произведениях живописи».

 

Предыдущая статья
Следующая статья
metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас