-

- - -

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

 « Крок »

(художественный профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Изобразительное искусство»)

 

Разработчик:

Александрова Дарья Александровна, педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»

 

Методическое сопровождение:

Лобач Маргарита Валерьевна, методист

высшей квалификационной категории

Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»

 

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации программы: летний период

 

Минск 2018

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Реализация данной программы позволит детям получить более широкое представление об изобразительном искусстве, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Мир перестанет быть ограниченным рамками семьи, школы и двора. Ребенок начнет иначе осознавать себя в социуме и окружающем мире.

 

Преподавание строится на следующих принципах:

-научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;

-системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;

-гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;

-принцип природосообразности: предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;

-разнообразие и приоритет практической деятельности;

-поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;

-принцип индивидуального подхода в обучении: учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей;

-принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.

 

Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, формирование у них художественных компетенций  средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Познакомить учащихся, как  начинающих художников,  с приёмами, стилями и направлениями в искусстве, дать базовые знания о композиции, цвете и тоне, о принципах построения формы и создания объема. Получить навыки классичеcкой и декоративной живописи и графики, научить композиции и цветоведению, узнать о различных типах колоритов и сочетаниях цветов; о фактурах и живописных техниках.

Задачи программы:

Образовательные:

познакомить учащихся с приёмами, стилями и направлениями в искусстве;

— дать базовые знания о композиции, цветоведении, о принципах построения формы и создания объема;

— дать представление о живописных техниках и фактурах;

— дать представление о средствах художественной выразительности;

— расширять творческий кругозор учащихся.

Развивающие:

— способствовать развитию у учащихся фантазии, образного мышления;

— развивать желание экспериментировать с материалами и техниками в работе;

— развить такие качества как последовательность и упорство в реализации художественного замысла.

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, аккуратность;

-воспитывать уважение к культуре и искусству;

-прививать культуру общения и правила этики в процессе обучения.

 

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на учащихся 7-16 лет, посещающих профильный отряд городского оздоровительного лагеря «Ранак» в период летних каникул, группы переменного состава.

Занятия в объединении по интересам проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.

Форма организации образовательного процесса — групповая.

Необходимая структурная часть занятия – физкультминутки и паузы отдыха.

 

Материально-техническое обеспечение:

одним из условий качественной работы изостудии является правильно организованное, хорошо освещенное рабочее место. Поэтому для занятий необходимо светлое помещение, оборудованное устойчивыми удобными столами (мольбертами), шкафами для хранения материалов и инструментов. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.

 

Ресурсное обеспечение включает: бумага (формата А4-А1), краски (гуашь, акварель), наборы кистей (в соответствии с выбором материала, карандаши (простые, цветные), стирки, ножницы, цветная бумага и др. материалы.

 

Техника безопасности на занятиях:

В кабинете проводятся занятия по основам безопасной жизнедеятельности:

  1. Меры безопасности при работе с инструментами и материалами.
  2. Меры безопасности при передвижении по дорогам и тротуарам.
  3. Меры безопасности противопожарного режима.

В случае пожара в кабинете находиться огнетушитель.

На каждом занятии педагог обращает внимание ребят на правила пользования колющими и режущими инструментами.

 

Учебно-тематический план на 16 часов

 

Тема Количество часов
 

 

Всего Теория Практика
  Вводное занятие.

Тестовое задание по рисованию.

2 1 1
1. Бумажная пластика 4 1 3
2. Тематическое рисование 8 2 6
  Итоговое занятие 2 1 1
  Итого: 16 5 11

 

 

Содержание программы

Вводное занятие.

Теория. Содержание работы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Беседа о безопасном поведении в студии изобразительно искусства. Беседа об изобразительном искусстве в целом и его направлениях. Обсуждение целей и задач объединения. Краткие сведения о материалах и инструментах, необходимых для работы.

Практика:

Тестовое задание «Рисунок на свободную тему».

 

Раздел №1 Бумажная пластика.

Теория. Изучение бумажной пластики и техники выполнения «pop-up» открытки.   Цветовые и фактурные сочетания и контрасты. Композиция, объём, полу объём.

Практика. Изучение наглядного материала. Выполнение работы на тему  «Необычная открытка».

 

Раздел №2. Тематическое рисование.

Теория. Совершенствование знаний основ композиции. Цветовой круг, смешение цветов и другое. Художественная идея композиции.

Изучение портретного жанра, понятие о пропорциях лица человека. Изучение техники «пуантилизм».

Практика. Выполнение работ на заданные темы с применением полученных знаний.

 

Раздел №3. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов работы группы. Проведение дидактической  игры.

Практика. Выполнение работы на свободную тему.

 

Ожидаемые результаты:

Должен знать:

-основные правила по технике безопасности;

-названия и основные свойства материалов, необходимых для работы;

-базовые принципы и законы композиции;

-приёмы и средства композиции;

-приёмы работы с бумагой;

-базовые знания о цветоведении.

Должен уметь:

следить за чистотой и порядком на рабочем месте;

правильно выбрать формат листа и его положение в зависимости от содержания изображения;

задействовать плоскость листа бумаги полностью;

-пользоваться законами и принципами композиции (передача ритма, движения, покоя, симметрии и асимметрии);

-смело находить подход в работе с любым материалом, не бояться пробовать новые техники и экспериментировать;

Должен владеть:

— базовыми приёмами акварельной живописи, техники живописи гуашью, смешивания цветов, письма с натуры;

— приёмами изготовления объёмных изделий (открытка).

 

Методы и формы реализации программы

 

Занятия в кружке будут проводиться, в основном, в комбинированной форме.

Форма итогового занятия – выставка работ учащихся.

При планировании работы кружка основная роль придается практическим занятиям, во время которых художественное творчество сочетается с изучением технико-исполнительных приемов.

Главное – объяснить детям основы изобразительного искусства, сохраняя их индивидуальность.

Методы обучения и воспитания:

наглядные: иллюстрированный;

-практические: упражнения, создание «ситуации успеха», создание «мозгового штурма»;

-словесные: наблюдение, рассказ, беседа.

 

Литература для педагога:

  1. Барб-Галль, Франсуаза. Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству/ Франсуаза Барб-Галль. — СПб.: Арка, 2015. — 180 с.
  2. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. — М. : Мол.гвардия, 1975. — 240 с.
  3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
  4. Симблет, С. Рисунок. Полное собрание техник. Новый практичный подход к передаче образов в рисунке / Сара Симблет; Астрель, 2006.
  5. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.
  6. Иванов, В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях)/ В.И. Иванов. – М.: Юный художник, 2012-2013.
  7. Чернышев, О. В. Формальная композиция / О. В. Чернышев. – Мн.: Харвест, 1999. — 312 с.
  8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – М.: Мир книг, 2008.

 

Литература для учащихся:

  1. Солодовникова О. Большой учитель рисования / пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденсевой, А. Евсеевой. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010.
  2. Ревякин, П. П.. Техника акварельной живописи /П. П. Ревякин. – М., Госстройиздат, 1959 г.
  3. Сокольникова, М.Н. Краткий словарь художественных терминов/ М. Н. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
  4. Основы рисунка. Начинающему художнику /под ред. Н.Гинзбурга. –Аст.: Астрель, 2001.

 

Наглядно-дидактический материал:

— инструкционные карты и схемы базовых форм

— схемы создания изделий

— набор моделей и заданий по основным темам курса

— шаблоны, трафареты, схемы, эскизы

— иллюстративный материал

— тематическая и справочная литература

— информационный материал для бесед с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

Предыдущая статья
Следующая статья
metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас