ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
« Крок »
(художественный профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Изобразительное искусство»)
Разработчик:
Александрова Дарья Александровна, педагог дополнительного образования
Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»
Методическое сопровождение:
Лобач Маргарита Валерьевна, методист
высшей квалификационной категории
Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: летний период
Минск 2018
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Реализация данной программы позволит детям получить более широкое представление об изобразительном искусстве, также позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения мировоззрения. Мир перестанет быть ограниченным рамками семьи, школы и двора. Ребенок начнет иначе осознавать себя в социуме и окружающем мире.
Преподавание строится на следующих принципах:
-научность и доступность: использование на занятиях доступных для детей понятий и терминов, учет уровня подготовки, опора на имеющийся у учащихся опыт от простого к сложному;
-системность, последовательность и доступность в освоении трудовых приемов: изучение нового материала опирается на ранее приобретенные знания;
-гуманистический характер отношений педагога и ребенка: ребенок рассматривается как активный субъект совместной с педагогом деятельности, основанной на реальном сотрудничестве, уважении к личности и демократическом стиле взаимоотношений педагога с детьми;
-принцип природосообразности: предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей детей при включении их в различные виды деятельности;
-разнообразие и приоритет практической деятельности;
-поощрение творческих достижений обучающихся, самостоятельности при выполнении творческих практических работ;
-принцип индивидуального подхода в обучении: учёт индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей;
-принцип осмысленного подхода учащихся к творческой работе, ходу ее осуществления и конечному результату.
Цель программы – развитие творческих способностей учащихся, формирование у них художественных компетенций средствами изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.
Познакомить учащихся, как начинающих художников, с приёмами, стилями и направлениями в искусстве, дать базовые знания о композиции, цвете и тоне, о принципах построения формы и создания объема. Получить навыки классичеcкой и декоративной живописи и графики, научить композиции и цветоведению, узнать о различных типах колоритов и сочетаниях цветов; о фактурах и живописных техниках.
Задачи программы:
Образовательные:
— познакомить учащихся с приёмами, стилями и направлениями в искусстве;
— дать базовые знания о композиции, цветоведении, о принципах построения формы и создания объема;
— дать представление о живописных техниках и фактурах;
— дать представление о средствах художественной выразительности;
— расширять творческий кругозор учащихся.
Развивающие:
— способствовать развитию у учащихся фантазии, образного мышления;
— развивать желание экспериментировать с материалами и техниками в работе;
— развить такие качества как последовательность и упорство в реализации художественного замысла.
Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, аккуратность;
-воспитывать уважение к культуре и искусству;
-прививать культуру общения и правила этики в процессе обучения.
Организационные условия реализации программы
Программа рассчитана на учащихся 7-16 лет, посещающих профильный отряд городского оздоровительного лагеря «Ранак» в период летних каникул, группы переменного состава.
Занятия в объединении по интересам проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Форма организации образовательного процесса — групповая.
Необходимая структурная часть занятия – физкультминутки и паузы отдыха.
Материально-техническое обеспечение:
одним из условий качественной работы изостудии является правильно организованное, хорошо освещенное рабочее место. Поэтому для занятий необходимо светлое помещение, оборудованное устойчивыми удобными столами (мольбертами), шкафами для хранения материалов и инструментов. Занятия проводятся в кабинете, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.
Ресурсное обеспечение включает: бумага (формата А4-А1), краски (гуашь, акварель), наборы кистей (в соответствии с выбором материала, карандаши (простые, цветные), стирки, ножницы, цветная бумага и др. материалы.
Техника безопасности на занятиях:
В кабинете проводятся занятия по основам безопасной жизнедеятельности:
- Меры безопасности при работе с инструментами и материалами.
- Меры безопасности при передвижении по дорогам и тротуарам.
- Меры безопасности противопожарного режима.
В случае пожара в кабинете находиться огнетушитель.
На каждом занятии педагог обращает внимание ребят на правила пользования колющими и режущими инструментами.
Учебно-тематический план на 16 часов
№ | Тема | Количество часов | ||
|
Всего | Теория | Практика | |
Вводное занятие.
Тестовое задание по рисованию. |
2 | 1 | 1 | |
1. | Бумажная пластика | 4 | 1 | 3 |
2. | Тематическое рисование | 8 | 2 | 6 |
Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 16 | 5 | 11 |
Содержание программы
Вводное занятие.
Теория. Содержание работы и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Беседа о безопасном поведении в студии изобразительно искусства. Беседа об изобразительном искусстве в целом и его направлениях. Обсуждение целей и задач объединения. Краткие сведения о материалах и инструментах, необходимых для работы.
Практика:
Тестовое задание «Рисунок на свободную тему».
Раздел №1 Бумажная пластика.
Теория. Изучение бумажной пластики и техники выполнения «pop-up» открытки. Цветовые и фактурные сочетания и контрасты. Композиция, объём, полу объём.
Практика. Изучение наглядного материала. Выполнение работы на тему «Необычная открытка».
Раздел №2. Тематическое рисование.
Теория. Совершенствование знаний основ композиции. Цветовой круг, смешение цветов и другое. Художественная идея композиции.
Изучение портретного жанра, понятие о пропорциях лица человека. Изучение техники «пуантилизм».
Практика. Выполнение работ на заданные темы с применением полученных знаний.
Раздел №3. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы группы. Проведение дидактической игры.
Практика. Выполнение работы на свободную тему.
Ожидаемые результаты:
Должен знать:
-основные правила по технике безопасности;
-названия и основные свойства материалов, необходимых для работы;
-базовые принципы и законы композиции;
-приёмы и средства композиции;
-приёмы работы с бумагой;
-базовые знания о цветоведении.
Должен уметь:
—следить за чистотой и порядком на рабочем месте;
—правильно выбрать формат листа и его положение в зависимости от содержания изображения;
—задействовать плоскость листа бумаги полностью;
-пользоваться законами и принципами композиции (передача ритма, движения, покоя, симметрии и асимметрии);
-смело находить подход в работе с любым материалом, не бояться пробовать новые техники и экспериментировать;
Должен владеть:
— базовыми приёмами акварельной живописи, техники живописи гуашью, смешивания цветов, письма с натуры;
— приёмами изготовления объёмных изделий (открытка).
Методы и формы реализации программы
Занятия в кружке будут проводиться, в основном, в комбинированной форме.
Форма итогового занятия – выставка работ учащихся.
При планировании работы кружка основная роль придается практическим занятиям, во время которых художественное творчество сочетается с изучением технико-исполнительных приемов.
Главное – объяснить детям основы изобразительного искусства, сохраняя их индивидуальность.
Методы обучения и воспитания:
—наглядные: иллюстрированный;
-практические: упражнения, создание «ситуации успеха», создание «мозгового штурма»;
-словесные: наблюдение, рассказ, беседа.
Литература для педагога:
- Барб-Галль, Франсуаза. Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству/ Франсуаза Барб-Галль. — СПб.: Арка, 2015. — 180 с.
- Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. — М. : Мол.гвардия, 1975. — 240 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 479 с.
- Симблет, С. Рисунок. Полное собрание техник. Новый практичный подход к передаче образов в рисунке / Сара Симблет; Астрель, 2006.
- Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч. 3. Основы композиции.- Обнинск: Титул, 1996.- 80 е.: цв. ил.
- Иванов, В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях)/ В.И. Иванов. – М.: Юный художник, 2012-2013.
- Чернышев, О. В. Формальная композиция / О. В. Чернышев. – Мн.: Харвест, 1999. — 312 с.
- Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги / Д. Чиотти. – М.: Мир книг, 2008.
Литература для учащихся:
- Солодовникова О. Большой учитель рисования / пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденсевой, А. Евсеевой. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2010.
- Ревякин, П. П.. Техника акварельной живописи /П. П. Ревякин. – М., Госстройиздат, 1959 г.
- Сокольникова, М.Н. Краткий словарь художественных терминов/ М. Н. Сокольникова. – Обнинск: Титул, 1996.
- Основы рисунка. Начинающему художнику /под ред. Н.Гинзбурга. –Аст.: Астрель, 2001.
Наглядно-дидактический материал:
— инструкционные карты и схемы базовых форм
— схемы создания изделий
— набор моделей и заданий по основным темам курса
— шаблоны, трафареты, схемы, эскизы
— иллюстративный материал
— тематическая и справочная литература
— информационный материал для бесед с учащимися.