КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОРОДА»

В ВИДЕ УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ

 

Автор: Мамчур Галина Викторовна,

педагог дополнительного образования высшей категории

Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»

Содержание

Введение

1. Формальная часть 4
2. Содержательная часть 8
3. Аналитическая часть 12
Литература 16
Приложение 17

 

Введение

 

Сегодня остается актуальным развитие молодежного волонтерства (добровольчества) в работе учреждений дополнительного образования детей и молодежи. Целью волонтерского (добровольческого) движения является создание условий для реализации прав молодежи на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения республики посредством самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности.

Программа объединения по интересам «Мурляндия» ставит перед собой цель: «Формирование экологической культуры у учащихся». Развитие альтруистических качеств личности ребенка, его способности предвидеть последствия своих поступков в будущем, забота о ближних, о тех, кого приручили и о тех, кто попал в беду – это является целью занятий в объединении с учащимися младшего школьного возраста.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

 

Название программы: «Мурляндия»

Раздел программы: Четвероногие друзья

Тема занятия: Домашние животные города

Форма занятия: Урок – путешествие

Уровень освоения материала: представление с элементами элементарного творчества (узнавание, припоминание, различение, ориентация с элементами элементарной импровизации, моделирования и интерпретации).

Цель занятия: ознакомление учащихся с домашними животными города.

Задачи:

образовательные:

познакомить с разнообразием домашних животных, обитающих в городе;

формировать представления о роли и значении домашних животных в жизни человека;

познакомить с основными правилами ухода за четвероногими друзьями;

развивающие:

развивать чувство ответственного и бережного отношения к животным;

воспитательные – воспитывать добропорядочное отношение ко всему живому.

Оборудование: мультимедиа, канцелярские принадлежности (бумага, ручка, цветные карандаши, клей и т.п.).

 

Технологическая карта занятия

 

Ход занятия Время Технология организации учебной деятельности
методы средства формы
Организационная часть:

·       проверка присутствия учащихся на занятии

·       инструктаж по технике безопасности на занятии

2-5мин
Вводная часть:

·       сообщение темы и цели занятия

·       мотивация учащихся

«Этюд улыбка»

5 мин Объяснительно- иллюстративный, практический групповая
Повторение ранее усвоенных знаний:

начало путешествия:

посещение дома Зоолога, игра на эрудицию «Перечисляй-ка»

 

 

10-15 мин проблемные Бланк задания индивидуальная
Изложение нового материала:

Продолжение путешествия:

·       посещение дома Профессора истории – составление рассказа «Чудесная история»,

·       посещение дома Учителя – заполнение обобщающей схемы «Необыкновенные звери»,

·       посещение дома Ветеринара – интерпретационное задание «Все в ваших руках»

 

 

 

10-15 мин

 

 

 

10-15 мин

 

 

 

10-15 мин

 

 

Проблемный

 

 

 

Проблемный, частично-поисковый

 

 

Проблемный

 

 

Бланк задания

 

 

 

Бланк задания, научно-популярная литература, реферат

 

Бланк задания, научно- популярная литература, реферат

 

 

По подгруппам

 

 

 

Индивидуальная, по подгруппам

 

 

По подгруппам

Закрепление ранее изученного материала:

Посещение дома Правосудия – составление агитационного листка «Права животных»

 

 

10-15 мин

 

 

Проблемный

 

 

Бланк задания

 

 

Индивидуальная

Рефлексия:

«Почта самочувствия»

5-7 мин Объяснительно- иллюстративный Плакат Индивидуальная
Психологическая разгрузка во время занятия и в перерывах между занятиями:

·       Энергизатор «Двое рисуют одним карандашом»,

·       Упражнение- активатор «Печатная машинка»,

·       Упражнение разминка «Взор», «Странное ощущение».

 

 

 

10-15 мин

 

10 мин

 

10 мин

практические Диск со спокойной музыкой Индивидуальная, групповая
Способы самоконтроля при изучении данной темы В течении занятия Объяснительно- иллюстративные Бланки с выполненными заданиями, рефераты. Фронтальная
Итого время занятия: 2часа

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Ход урока

 

Добрый день, ребята! Я рада вновь видеть вас на занятии. Сегодня мы поговорим о домашних животных города. Однако занятие у нас будет необычное, урок-путешествие: «О зверях в каждом доме». Вы согласны? (ответы ребят).

Этюд «Улыбка»

Я предлагаю вам всем взяться за руки и улыбнуться. Улыбнитесь, как кот на солнце. А теперь, как хитрая лиса. А сейчас, как будто вам подарили маленького щенка. Улыбнитесь от всей души.

Нам хорошо, спокойно, комфортно (ответы детей).

Мы отправляемся с вами в путешествие по нашему городу. Пройдем по улочкам и проспектам, заглянем в дома разных, интересных людей и узнаем много удивительного о жизни животных, а когда устанем, посидим в виртуальном кафе и насладимся замечательной музыкой.

Вы согласны отправится со мной в такое путешествие? (ответы ребят).

Тогда отправляемся.

Первый дом, в который нас с вами пригласили- это дом Зоолога.

Я думаю, что наши старшие ребята помогут нам и расскажут: «Кто такой этот зоолог, чем он занимается?» (ответы ребят)

Вот видите, какой интересный человек живет в обычном доме и у него, наверное, множество животных. Давайте перечислим всех его животных.

Игра на эрудицию «Перечисляй-ка»

Вам необходимо в течение 5 минут вспомнить всех домашних животных, проживающих в городских квартирах и записать в соответствии с буквами алфавита, однако есть маленькая загвоздка, зоолог буквы написал не по порядку (приложение, задание1).

По моей команде «Начали» выполняем задание, по команде «Стоп» заканчиваем задание (выполнение задания).

Давайте проверим, как вы справились с заданием. Вы по очереди будете зачитывать написанное слова, а если это слово есть у кого-то еще, тот говорит: «Есть» и тогда все написавшие это слово зачеркивают его. Те слова, которые останутся не вычеркнутыми и будут теми животными, которых нет у Зоолога.

Да, удивительный это человек содержит столько животных. Он такой ответственный или он просто взял их для развлечения? (ответы ребят).

Нас уже ждут. Давайте отправляться в путь.

Это дом профессора Истории. У профессора дома живет собака по кличке … ой, забыла. Напомните мне кличку? (ребята перечисляют клички собак). А, вспомнила Луиза.

Удивительная история произошла с ней. А какая я надеюсь, вы мне расскажите сами через 7 минут.

(Ребята по предложенному рисунку рассказывают «Удивительную историю» (приложение, задание 2)).

Да, забавно, даже смешные истории вышли.

А теперь я думаю нам необходимо передохнуть с вами в виртуальном кафе.

И поучаствовать в караоке. Однако караоке в кафе загадочное оно требует выполнения следующего:

Перерыв. Упражнение – активатор «Пишущая машинка»

Каждый по очереди произносит по одной букве слова из хорошо известной песни. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. (приложение, задание3).

Молодцы, а сейчас в кафе технический перерыв по необъяснимым причинам 5 минут.

И так, продолжим наше путешествие. Давайте заглянем к моей первой учительнице. Да, она нам оставила задание. Написать для ее учащихся, какую роль и значение для человека играют животные, живущие в городе. Но не забывайте, на это задание нам отводится 5 минут, нас еще ждут и в других домах.

Ребята выполняют задание «Необыкновенные звери». (приложение, задание 4).

Молодцы! Я думаю, моя учительница будет очень довольна.

Путешествуем по нашему удивительному городу дальше.

Заглянем в дом ветеринара. Сейчас он трудиться над советами «заводчику четвероногого друга».

Ребята, а кто такой заводчик? (ответы ребят).

Интерпретационное задание «Все в ваших руках»

Я вам раздам наиболее часто задаваемые ветеринарам вопросы от любителей домашних животных, а вы должны высказать по ним свое мнение и вписать его в соответствующую графу. (приложение, задание 5).

Чтобы быстрее справиться с заданиями предлагаю разделить вопросы у играющих, а лидер соберет все ответы и озвучит их. Если возникнут разногласия – обсудим их.

Молодцы, вы справились!!!

Осталось дело за малым отнести все материалы в дом Правосудия. Одна только проблема. Их очень много. Давайте их объединим, и у нас получатся права животных. Вы согласны?

Составление агитационного листка «Права животных» (приложение).

Каждый из вас выбирает животное и пробует составить его права. (для сопоставления на столах лежит литература с правами человека).

И в заключение хотелось бы сказать: «Все эти права животных мы должны выполнять. Мы в ответе за того, кого приручили!!!»

Мы проделали большое путешествие по городу, мне хотелось бы, чтобы вы изобразили, что вы увидели в этом городе.

Энергизатор «Двое рисуют одним карандашом».

Объединитесь в пары, возьмите по листку бумаги и карандаш. Вы, должны не договариваясь, заранее, молча, держа вдвоем один карандаш нарисовать на листке бумаги рисунок.

Большое спасибо!

Рефлексия «Почта самочувствия»

А теперь возьмите цветные карандаши и нарисуйте цвета, которые соответствовали вашему самочувствию в течение занятия.

Большое вам спасибо за участие в занятии!

На следующем занятии мы будем изучать сельскохозяйственных животных.

Если есть возможности и желание можете дома найти материалы про этих животных.

Еще раз благодарю за занятие и до новых встреч!

 

  1. Аналитическая часть

 

Аспект самоанализа Самоанализ
1 Цели и задачи занятия Основной замысел занятия был определен темой занятия «Домашние животные города» вытекающий из темы программы «Четвероногие друзья», программы первого года обучения «Почемучки», поэтому было

целью: «Познакомить учащихся с домашними животными города» и задачами

·                 Обучающей

познакомить с разнообразием домашних животных обитающих в городе;

сформировать представления о роли и значении домашних животных в жизни человека;

познакомить с основными правилами ухода за четвероногими друзьями.

·                 Развивающей-развить чувство ответственного и бережного отношения к животным.

Воспитывающей-воспитать добропорядочное отношение ко всему живому».

Уровень освоения материала: представление с элементами элементарного творчества (узнавание, припоминание, различение, ориентация с элементами элементарной импровизации, моделирования и интерпретации).

В связи с учетом разновозрастного состава кружковцев была выбрана альтернативная форма проведения занятия- путешествие, что позволило выполнять одни и те же задания учитывая индивидуальные особенности детей.

2 Содержание и организация учебного занятия В соответствии с особенностями данной группы была избрана, как указывалась выше, форма урока- путешествия. Использовались приемы на занятии соответствующие приемам используемые в методе проблемного обучения. Для поддержания любознательности применялись и межгрупповые и межличностные взаимодействия ребят. Все занятие строилось в соответствии принципам личностно ориентированного подхода.
3 Технология работы педагога На занятии были использованы следующие технологические приемы:

·                 Для актуализации и обогащения моего опыта был применен психологический мониторинг учащихся во время занятия, через задания ««Взор», «Странное ощущение», «Печатная машинка», «Двое рисуют одним карандашом» и «Почта самочувствия».

·                 Для стимулирования проявления инициативы и самостоятельности для ребят были предложены задания: заполнение обобщающей схемы «Необыкновенные звери»,

составление агитационного листка «Права животных».

·                 Для создания для учащихся ситуации выбора было предложено интерпретационное задание «Все в ваших руках»

·                 Занятие строилось на взаимодействии ребят между собой в форме диалога и полилога. Такую же равнозначную форму общения я выбрала и для себя.

·                 Занятие учитывает индивидуальный темп и стиль учебной деятельностью ребят, что видно в ходе занятия и из технологии проведения, однако ограничено по времени учебной программой и временными рамками занятия.

4 Результативность занятия На мой взгляд, был реализован замысел занятия, достигнуты поставленные цели.

Данное занятие установило и проявило индивидуальные особенности учащихся, развивало творческие способности учащихся, формировала Я- концепцию личности, в отношении Я и другие, Я и успешная учебная деятельность, что позволяет вырабатывать индивидуальный стиль познания и поведения.

·                 Достоинством занятия является личностно ориентированный поход к данной группе, а недостатком, возможность использования данного занятия только в виде канвы для учащихся других групп, т.к. необходим учет уже новых личностных факторов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова, Т.А., Хаскин, В.В. Основы экоразвития.: Учебное пособие. — М.: Изд-во. Рос. Экон. Акад.,-1994.-312с.
  2. Алексеев, С.В., Смирнова Е.Э. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. СПб.:Крисмас,- 1997. – 96 с.
  3. Вебер, Э.А. Структура ценностного отношения к природе / Проблемы природоохранного образования и воспитания. М.: Наука. — 1982. – С. 26-33

Приложение

Задание1.

“Перечисляй-ка”

й ц у К
Ш г н е
щ з х ъ
ф ы в а
п р о л
д ж э я
ч с м и
т ь б ю
       
       

 

Фамилия,имя____________________________ Дата_____________

 

Задание 2

Мы едим, едим, едим в далекие края.

Веселые соседи, счастливые друзья.

Нам весело живется, мы песенки поем.

О том, как нам живется, о том, как мы живем.

Тра-та-та, тра–та–та.

Мы везем с собой кота, чижика, собаку, Петьку забияку, обезьяну, попугая.

Вот компания, какая, вот компания, какая.

Задание 3

Рассмотрите и заполните таблицу.

ЧТО ДУМАЕТЕ ВЫ?
Я НЕ УВЕРЕН Я СОГЛАСЕН Я НЕ СОГЛАСЕН
Никогда не дарите животных
Девочки лучше, чем мальчики ухаживают за животными
В солнечный день можно закрывать животное в машине  с неоткрытым окном
Уход за животными отнимает много времени и поэтому утрачивается интерес
Кроме воды, еды, и крыши над головой животному больше ничего не нужно
Животные могут ощущать боль
Зоомагазин не должен продавать животных детям
Ветеринар необходим лишь тогда, когда животное заболело.

 

Педагогическая цель: Выражение ребятами своих мыслей и обсуждение своих взглядов в процессе дискуссии.