ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«Я вырос здесь, и край мне этот дорог!»

 

Разработчик:

Павловская Елена Николаевна, методист

I квалификационной категории

Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Ранак»

 

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Срок реализации программы: летний период

 

Период летних каникул – это особый период в школьной жизни каждого ребёнка. Лето дает возможность выявить самые разнообразные таланты всех детей независимо от учебной успеваемости. Летнее время благоприятно для позитивной социализации детей, освоения ими различных социальных ролей и функций. Летом в оздоровительном лагере дети могут свободно общаться, удовлетворять свои интересы, развивать способности, поправлять свое здоровье, отбросить усталость, накопленную за учебный год.

Воспитательная ценность детского оздоровительного лагеря обусловлена наличием благоприятных условий для знакомства подрастающего поколения со своей страной, для всестороннего изучения ребятами всего богатства истории и многовековой культуры Беларуси, для привития им чувства гордости за родной край. Краеведение является не только рациональным средством организации свободного времени и оздоровления, но и ресурсом непрерывного образования.

Познание ребёнком самого себя и своего внутреннего мира происходит в тесной взаимосвязи с познанием окружающего мира, которое, в свою очередь, начинается с последовательного знакомства с ближайшим окружением и способствует развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому. В течение трех недель работы оздоровительного лагеря в комплексе решаются задачи гражданско-патриотического, духовно-нравственного, национально-культурного и экологического воспитания.

В каждом уголке Беларуси, в каждом городе, деревне есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл программы «Я вырос здесь, и край мне этот дорог!».

Цель: формирование у учащихся представлений о природных, исторических, культурных особенностях Беларуси.

Задачи:

ознакомить учащихся с историческим прошлым и современной жизнью своей страны;

формировать ценностное отношение к культурному, природному наследию Беларуси;

формировать гражданские качества личности, патриотизм, этнической толерантности, чувства социальной справедливости, способности к самоопределению, саморазвитию и самореализации;

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности воспитанников;

формировать и развивать навыки наблюдения, исследования, работы с различными источниками информации;

Данная программа ориентирована на учащихся 9-12 лет и рассчитана на 18 часов. Продолжительность одного учебного часа – 45 минут.

Прогнозируемые результаты

По итогам реализации учебной программы краеведческой смены лагеря предполагается:

приобретение знаний по истории и культуре родного края;

воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины»;

развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю, через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны;

формирование бережного отношения к природе родного края;

развитие коммуникативных способностей и толерантности;

повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально значимую деятельность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Темы Всего часов Количество часов
Теоретических Практических
Вводное занятие 1 1 0
1. «Край мой Белорусский…» 4 2 2
2. «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим»

(неделя национальной культуры)

4 2 2
3. «И помнит мир спасенный» (военно-историческая неделя)

 

4 2 2
4. «Край мой заповедный»

(неделя природных богатств)

4 2 2
Итоговое занятие 1 0 1
Итого 18 9 9

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Знакомство с программой дополнительного образования.

Раздел 1. «Край мой Белорусский…»

Теория. Территория и население Беларуси. Областные города, их история. Туристические центры и достопримечательности. Государственная символика.

Практика. Интеллектуальная игра «Путешествие по родному краю». (Приложение 1). Виртуальная экскурсия «Самые загадочные места Беларуси». Виртуальная экскурсия «Замки и дворцы Беларуси» (Приложение 2).

Раздел 2.  «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим» (неделя национальной культуры)

Теория. Культура, литература, искусство и народные традиции белорусского края. Знаменитые белорусские ученые, артисты, художники, поэты и писатели. Обряды и традиции Беларуси. Белорусские народные песни. Ремесленные традиции белорусов.

Практика. Игра-путешествие «В поисках сокровищ родного края». (Приложение 3). Конкурс художественной самодеятельности «Песні роднай краіны!». Конкурс легенд «Из народных сказаний».

Раздел 3. «И помнит мир спасенный» (военно-историческая неделя)

Теория. Наша страна в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с памятниками войны, партизанская борьба. Знакомство с литературой о событиях, которые произошли в годы войны.

Практика. Виртуальная экскурсия «Курган Славы — Хатынь — Линия Сталина — музей ВОВ» (Приложение 4). Брейн-ринг «История Великой Отечественной войны» (Приложение 5). Круглый стол «История войны в моей семье». Конкурс и выставка рисунков «Мир без войны».

Раздел 4. «Край мой заповедный»

Теория. Беларусь синеокая. Климат Беларуси, погодные явления, животный и растительный мир. Красную книга Республики Беларусь. Заповедники и национальные парки Беларуси. Полезные советы специалиста «Моя безопасность в условиях природы».

Практика. Игра-путешествие «Лесное царство Берендея» (Приложение 6). Конкурс юных флористов «Василёк». Конкурс рисунков на асфальте «Земля — наш общий дом».

Итоговое занятие. Подведение итогов. Фестиваль положительных эмоций «Я запускаю змея в небо».

Рекомендуемая литература:

  1. Борисов, Н.С. Методика историко-краеведческой работы в школе / Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, В.П.Иванов, Д.В.Кацуба. – М., 2004.
  2. Гарады і вёскі Беларусі: энцыклапедыя / С.В.Марцэлеў; рэдкал.: Г.П.Пашкоў (гал. рэд.) [і інш.]. – Мінск: БелЭн., 2005. Т. 2, кн. 2 (Гомельская вобласць). – 520 с.
  3. Долготович, Б.Г. Почётные граждане белорусских городов: биограф. справ. / Б.Г.Долготович. – Минск: Беларусь, 2008. – 368 с.
  4. Катович, Н.К. Модели воспитания школьников / Н.К.Катович. – Минск, 2000.
  5. Катовіч А.В. Летнія святы: у 2 кн. / А.Катовіч, Я.Крук. – Мінск: Адукацыя і выхаванне, 2009. – Кн. 1. – 368 с. – Беларускі народны каляндар.
  6. Конюшко, В.С. Страницы экологического краеведения / В.С.Конюшко, А.А.Лешко, С.В.Чубаро. – Минск, 2010.
  7. Мерзляков, Ю.А. Путь в Страну Здоровья: Методы лечеб. и профилакт. психофиз. самовоздействия / Ю.А. Мерзляков. – Мн.: Полымя, 2008. – 143 с.
  8. Чантурия, В.А. Памятники и памятные места Беларуси / В.А.Чантурия, Ю.В.Чантурия. – Смоленск: Русич, 2010. – 416 с.
  9. Энциклопедия для детей. [Т.18, ч. 3]. Духовный мир человека / ред. коллегия: М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Каширина. – М.: Аванта, 2006. –608 с.
  10. https://vetliva.ru/tourism/cognitive-tourism/ekskursiya-kurgan-slavy-khatyn-liniya-stalina-muzey

Приложение 1

Интеллектуальная викторина «Путешествие по родному краю»

Цель: развитие познавательного интереса к истории, культуре родного края, воспитание любви к своей родине.

Задачи: проверить и закрепить знания у воспитанников по истории, культуре своей страны;

развивать познавательный интерес к истории и природе родного края;

развивать навыки работы в группах, коммуникативных способностей;

расширять кругозор воспитанников;

развивать память, образное и логическое мышление учащихся;

формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения.

воспитывать культуры правильного поведения в обществе и природе.

Оборудование: наборы карточек с заданиями по каждому конкурсу; фишки за правильные ответы.

Организационный момент. Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете свой родной город. В игре победит та команда, участники которой действительно хорошо знают свой город, умеют правильно вести себя.

Правила игры: команды выполняют задания конкурсов, получают определенное количество фишек за правильные ответы. Побеждает команда, набравшая большее количество фишек.

 

Ход игры. Представление команд.

Представление жюри.

Вопросы

  1. Столица Беларуси (Минск)
  2. Первое летописное упоминание о Минске ? (относится к 1067 году, битва на реке Немига)
  3. Происхождение названия Минска (Вероятнее всего, названия города происходит от реки Менка)
  4. В каком году Минску было присвоено звание города-героя(26 июня 1974 года)
  5. Река протекающая в центре Минска (Свислочь)
  6. Река протекающая в центре Минска по трубам (Немига)
  7. Самые древние племена жившие в Минске (Кривичи и Дреговичи)
  8. Кто является символом Беловежской пущи? Зубр.
  9. В каком году была торжественно открыта Национальная библиотека Беларуси? В 2006 году.
  10. Это большой дворцово-замковый комплекс, который в XVI—XIX веках являлся резиденцией князей Радзивиллов. В 2005 году весь комплекс внесён во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Несвижский замок.
  11. Какой историко-культурный памятник находится возле дома правительства? (Красный костел)
  12. В каком городе Беларуси находится зоопарк, основанный в 1927 году учителем городской гимназии Яном Кохановским? Гродно.
  13. Самая высока точка в Минске (Между ул.Харьковская и Тимирязева, Фрунз.р-н, 280,4м)
  14. Самая низкая отметка (181,4 м, находится на юго-востоке города в пойме Свислочи в районе Чижовки)
  15. Самые старые заводы в г.Минске? Минский мотоциклетно-велосипедный завод (1945), Минский тракторный завод (1946), Минский автомобильный завод (1947)
  16. В каком году в городе Минске появился троллейбус? 1952
  17. В каком году в Минске открыт метрополитен? 1984
  18. В каком году в Минске открылся Международный аэропорт? 1982
  19. Сколько областей в Беларуси? Назовите их (6, Брестская, Витебская, Гомельская, Гродненская, Минская, Могилёвская)
  20. Самый большой по численности город в Беларуси? (Минск)
  21. Второй по численности город в Беларуси? (Гомель)
  22. Второй по площади самый большой город в Беларуси? (Брест Беларусь находится на востоке Европы.
  23. С какими странами граничит Беларусь (с Украиной, Польшей, Россией, Литвой и Латвией)
  24. Самая длинная улица в Беларуси (Проспект Независимости в Минске)
  25. Какие цветы расположены на гербе Республики Беларусь? (Лен и клевер)

Приложение 2

Виртуальная экскурсия «Самые загадочные места Беларуси». https://www.youtube.com/watch?v=-X9_F-RFI5M

Виртуальная экскурсия «Замки и дворцы Беларуси» https://www.youtube.com/watch?v=_KrNudlSTBY

Приложение 3

Игра-путешествие «В поисках сокровищ родного края»

Цель: популяризация культурного и природного наследия Беларуси.

Задачи: привлечь внимание детей к изучению истории малой родины;

развивать мышление, творческие способностей, нестандартное мышление, навыки общения, сотрудничества, побуждение к активной деятельности;

закрепить знания детей о природном и культурном наследии Беларуси.

Игра-путешествие по станциям включает в себя: ознакомление с правилами игры, раздача маршрутных листов, распечатанные карты Беларуси, подведение итогов и награждение победителей.

Ход игры-путешествия

Мы начинаем игру-путешествие «В поисках сокровищ родного края». Игра – потому что клад с сокровищами найдёт та команда, которая правильно справится со всеми заданиями и испытаниями, а путешествие – потому что мы побываем в самых разных уголках Беларуси и узнаем, что там есть интересное, историческое, то что является нашим наследием.  За правильно выполненное задание вы получаете цифру, которая является частью сокровища, которое вы должны найти.

Командам раздаются карты Беларуси, на которых они должны отметить года ответив правильно на вопросы:

Первый город, в который вы попадете, — крепость символ советского сопротивления во время Второй мировой войны, в котором городе она находится (Брест) Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

  1. Одна из важнейших достопримечательностей Беларуси. Это остатки первобытного леса, простиравшегося когда-то от Балтийского моря до реки Буг и от Одера до Днепра. (Беловежская пуща). За правильный ответ выдается цифра (19)
  2. В 20 км от Беловежской пущи находится г.Каменец, на территории которого возвышается сторожевая башня, построенная в XIII веке. Предполагают, что этот памятник дал название пуще. Как называется эта башня? Белая вежа (13)
  3. Кто является символом Беловежской пущи? Зубр (21)

Столицей Белорусской Советской Социалистической республики едва не стал один из её областных центров. Что это за город? (Могилев) (Найдите и подпишите на контурной карте этот город и соедините его с предыдущим городом)

  1. Эта крепость вошла в историю Беларуси как выдающееся оборонительное сооружение, памятник архитектуры первой половины XIX века. Бобруйская крепость (24)
  2. В каком городе есть памятник Бобру? Бобруйск, (12)
  3. Этот город находиться в самом большом регионе Беларуси, который не имеет границ с государствами-соседями. Среди знаменитых достопримечательностей мировая ценность дворец Радзивиллов. О каком городе идет речь? Несвиж (10)

Этот город находится в западной части Беларуси славится замками и дворцами знаменитых династий Европы, великолепными храмами разных конфессий и удивительно живописной природой. (Гродно) Найдите и подпишите на контурной карте этот город.

  1. В каком городе Беларуси находится зоопарк, основанный в 1927 году учителем городской гимназии Яном Кохановским? Гродно (6)
  2. Самая популярная достопримечательность Беларуси, резиденция известного рода Радзивиллов, внесенная в Список всемирного наследия ЮНЕСКО Мирский замок. (17)
  3. Кто такой Франциск Скорина? Франциск Лукич Скорина — белорусский первопечатник и просветитель, основатель восточнославянского книгопечатания (16)

Этот город расположен на Соже визитной карточкой которого является великолепный дворец Румянцевых и Паскевичей. Гомель (Найдите и подпишите на контурной карте этот город и соедините его с предыдущим городом)

  1. Что называют «легкими Европы»? Белорусские болота (33)
  2. Этот национальный парк носит статус ключевой орнитологической территории. Здесь не только останавливаются тысячи перелетных птиц, но и постоянно обитают свыше 250 видов пернатых (79% орнитофауны всей страны), среди которых редкие серый журавль, черный аист, болотная сова, орлан-белохвост Национальный парк «Припятский» (19)
  3. Этот древний город наряду с Полоцком является религиозно-духовным центром Беларуси, упоминается в летописях с 980 года. Туров (1)

Точка пересечений линий – это тот город, где спрятаны сокровища.  Что это за город? Слуцк. По цифрам, которые вы получили за правильные ответы, можно определить, что это за сокровища Беларуси. Подсказка:

Этот элемент богатого мужского костюма польской и белорусской шляхты ХVIII века считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города в Белоруссии. Слуцкие пояса.

Приложение 4

Виртуальная экскурсия «Курган Славы — Линия Сталина — музей ВОВ»

https://vetliva.ru/tourism/cognitive-tourism/ekskursiya-kurgan-slavy-khatyn-liniya-stalina-muzey-vov/?bookingid=4885&bookingdate_from=1525726800&bookingdate_to=1525813200&bookingadults=1&utm_source=rebenok.by&utm_medium=native&utm_campaign=ogo&utm_content=text&utm_term=kurgan

Виртуальная экскурсия «Хатынь» http://www.khatyn.by/ru/about/excursion/

Ни на одной самой подробной географической карте вы не найдете сегодня этой белорусской деревни. Она была уничтожена фашистами весной 1943 года.

Это произошло 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Все население Хатыни от мала до велика выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Сюда привели семьи Иосифа и Анны Барановских с 9 детьми, Александра и Александры Новицких с 7 детьми; столько же детей было в семье Казимира и Елены Иотко, самому маленькому исполнился только один год. В сарай пригнали Веру Яскевич с семинедельным сыном Толиком. Леночка Яскевич вначале спряталась во дворе, а затем решила надежно укрыться в лесу. Пули фашистов не смогли догнать бегущую девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял ее на глазах у обезумевшего от горя отца. Вместе с жителями Хатыни в сарай пригнали жителя деревни Юрковичи Антона Кункевича и жительницу деревни Камено Кристину Слонскую, которые оказались в это время в деревне Хатынь.

Ни один взрослый не смог остаться незамеченным. Только троим детям –Володе Яскевичу, его сестре Соне Яскевич и Саше Желобковичу – удалось скрыться от гитлеровцев. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай мгновенно загорелся. В дыму задыхались и плакали дети. Взрослые пытались спасти детей. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. Погибли 149 человек, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Деревня была разграблена и сожжена дотла.

Две девушки из семей Климовичей и Федоровичей – Мария Федорович и Юлия Климович – чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса. Обгоревших, чуть живых их подобрали жители деревни Хворостени. Но и эта деревня вскоре была сожжена фашистами и обе девушки погибли.

Лишь двое детей, из находившихся в сарае, остались живы – семилетний Виктор Желобковичи двенадцатилетний Антон Барановский. Когда в горящей одежде, охваченные ужасом люди выбегали из горящего сарая, вместе с другими жителями деревни выбежала Анна Желобкович. Она крепко держала за руку семилетнего сына Витю. Смертельно раненая женщина, падая, прикрыла сына собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода фашистов из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу разрывной пулей. Гитлеровцы приняли его за мертвого.Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме г.п. Плещеницы.

Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.

Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь»– «Непокоренный человек».

Трагедия Хатыни – один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Белоруссии, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации. Сотни подобных трагедий произошли за три года оккупации (1941-1944гг) на белорусской земле.

Приложение 5

Брейн-ринг «История Великой Отечественной войны»

Цель и задачи игры: воспитание любви к своей Родине патриотизм на примере героизма народа в годы Великой Отечественной войны;

повторение и обобщение знаний по Великой Отечественной войне;

способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала воспитанников, умение работать в группе.

Условия игры: участвуют команды. За полный правильный ответ команда получает 2 очка, а за правильный неполный ответ 1 очко. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит к команде соперников. Если команды не могут ответить на вопрос, то отвечают зрители – болельщики. Итоги подводит жюри.

Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После нее выросли новые поколения людей, которых не коснулось военныо лихолетье. Однако всеобщий интерес к минувшему не иссякает. И это вполне законно. Люди старшего поколения совершили подвиг. В тяжелых, кровопролитных боях отстояли свободу и независимость своей Родины, внесли решающий вклад в дело освобождения и спасения народов многих стран от фашистского порабощения, обеспечили мир на многие годы. 9 мая отмечается день Победы народа нашей страны в Великой Отечественной войне, некоторые историки пытаются фальсифицировать итоги войны. Многие молодые люди в разных странах не знают правды о второй мировой войне, о вкладе в победу СССР. Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма бойцов на фронте, тружеников тыла имеет большое значение для воспитания молодежи на боевых традициях нашего народа.

Вопросы:

  1. Какое государство в 1941 году без объявления войны вторглось в пределы нашей Родины? Германия
  2. Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года Окончилась – 9 мая 1945 года
  3. Какие государства были союзниками СССР в годы Великой Отечественной войны? Франция, США, Великобритания, Китай, Чехословакия, Польша. Они объединились в Антигитлеровскую коалицию. Постепенно в коалиции стало 26 стран.
  4. Кто был Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны? Иосиф Виссарионович Сталин
  5. Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны? Брестская крепость
  6. Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии? Катюша
  7. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? Т-34
  8. Какой советский самолет в годы войны называли «летающим танком»? Бронированный штурмовик Ил-2
  9. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? Блокада Ленинграда длилась 872 дня: начало блокады – 8 сентября 1941 г. окончательное снятие – 27 января 1944 г.
  10. В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII-XIX вв. были учреждены ордена в годы Великой Отечественной войны? Полководцы: А. Суворов, М. Кутузов. Флотоводцы: П.С. Нахимов, Ф.Ф.Ушаков
  11. Какие города-герои СССР вы знаете? Москва Ленинград (ныне Санкт-Петербург) Сталинград (ныне Волгоград) Тула Смоленск Мурманск Керч Севастополь Одесса Киев Новороссийск Минск, Брестская крепость (Крепость-Герой)
  12. Какое сражение явилось крупнейшим встречным танковым сражением Великой Отечественной войны? Прохоровское (на Курской дуге)
  13. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади? 24 июня 1945 г.
  14. Кто принимал парад Победы 1945 года на Красной площади в Москве? Парад Победы принимал маршал Советского Союза Г.К. Жуков командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский
  15. Этот российский город-герой отважно защищался и в Смутное время, и от войск Наполеона, и в 1941 году. Назовите его Смоленск.
  16. В истории Второй мировой войны этот «хвойный» город Советского Союза стал первым городом, откуда выгнали немцев. Назовите его. Ельня, Смоленская область.)
  17. Какая битва Великой Отечественной войны была раньше: Курская или Сталинградская? Сталинградская.
  18. Назовите битву, которая завершилась 23 августа 1943 года взятием советскими войсками Харькова Курская битва.
  19. Назовите советского политика, который 22 июня 1941 года выступил по радио со словами: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» Молотов В.М.
  20. Какие имя и фамилия зашифрованы в названии советского танка «ИС»? Иосиф Сталин.
  21. Как расшифровывается аббревиатура «КВ» –название советского тяжёлого танка времён Великой Отечественной войны? Клим Ворошилов, военачальник, государственный деятель Советского Союза.
  22. Назовите белорусский город, под которым 14 июля 1941 года наша армия впервые применила «катюши». Орша
  23. Во время Великой Отечественной войны установку БМ-13 называли «катюшей», а как называли автомат «ППШ» (попробуйте догадаться)? «Папашей»
  24. «Тигр», на которого русские охотились с гранатой – это … Кто? Танк немецкий.
  25. Назовите звериное имя немецкого танка T-V, применявшегося с 1943 года во 2-й мировой войне? «Пантера»
  26. Во время Великой Отечественной войны наши фронтовики называли самоходную артиллерийскую установку СУ-152 (позже ИСУ-152) «зверобоем». За что? За то, что они пробивали броню немецких танков «Тигров».
  27. На бутылках с горючей смесью, используемых русскими во время Великой Отечественной войны, часто наклеивались этикетки. Что на них было написано? Инструкция по применению.
  28. Команда «Воздух!» времён Великой Отечественной войны означала именно это. Что? Тревога, появился вражеский самолёт.
  29. Во время Великой Отечественной войны колонна немцев всё же смогла пройти по улицам Москвы. Что же это была за колонна? Колонна военнопленных немцев
  30. При ночном наступлении на какой немецкий город советские войска применили 140 прожекторов, которыми ослепили войска противника? На Берлин
  31. Кто во время взятия Берлина командовал Первым Белорусским фронтом? Маршал Г.К. Жуков
  32. День 9 мая ознаменован освобождением Праги. А это важнейшее событие произошло на день раньше, в пригороде Берлина Карлсхорсте. Какое? Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
  33. Назовите столицы трёх государств, расположенных на Дунае и освобождённых Советской Армией от фашистских оккупантов? Будапешт–Венгрия, Бухарест–Румыния, Вена–Австрия
  34. В какой стране и в каком её городе стоит известный памятник «Алёша», сооружённый в честь русских солдат, погибших при освобождении страны от фашистов? В Болгарии, в Пловдиве.
  35. Какой орден стал первой советской наградой, учреждённой в годы Великой Отечественной войны? Орден Отечественной войны
  36. Орденом Отечественной войны награждались военнослужащие, партизаны и контрразведчики за доблесть в бою, уничтожение вражеской техники, успешные атаки. А лётчики получали орден автоматически: стоило только дважды сделать именно это. Что? Сбить вражеский самолёт
  37. Кто стал первым кавалером ордена Суворова 1-й степени, учреждённого в 1942 году? Маршал Г.К. Жуков.
  38. Как назывался высший военный полководческий орден периода Великой Отечественной войны? Орден «Победа».
  39. В каком городе Германии проходил суд над главными фашистскими преступниками? Нюрнберг. Нюрнбергский процесс в Международном военном трибунале.
  40. Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как? Пик Победы, 7439 м.

Приложение 6

Игра-путешествие «Лесное царство Берендея»

Цель и задачи: формирование экологической культуры у воспитанников, ответственного отношения к природе;

стимулировать воспитанников к получению новых знаний;

расширять кругозор, повышать интерес к изучению окружающего мира;

развивать интерес и потребность в общении с природой;

развивать логическое мышление, умения рассуждать и делать выводы.

Оборудование: красочное оформление станций: название  станций, воздушные шары, цветы с бумаги; фотографии лекарственных растений; полоса препятствий: бревно, лестница, лабиринт,  турник; маршрутный лист, карта-схема, карточки с заданием.

Ход игры

Сегодня мы с вами отправимся в необычное царство, в лесное царство царя Берендея. Путешествуя по тропе Царства, команды попадут  на «Волшебную поляну», где им необходимо будет найти лекарственные растения.

Путешествуя по лесному царству команды, попадут на «необитаемый» участок, где пройдутся по следам Берендея. В таких экстремальных условиях команды должны выжить, найти дорогу и суметь предсказать погоду. На одном из участков тропы команды посоревнуются и узнают, кто же является самым ловким и смелым.

Есть на тропе и охраняемая территория, именно туда должны попасть команды и нарисовать плакат по защите природы, продемонстрировать свои знания, как правильно вести себя на природе. Команды – участники покажут свои знания и эрудицию на поляне «Знатоки природы» и по результатам игры определится  лучший знаток природы.

На каждом этапе нужно выполнить задание в течение 5 минут и набрать максимальное количество баллов. Попасть в лесное царство Берендея непросто. Пропуском в Царство служит два задания: необходимо придумать название своего племени и презентовать его и подготовить танец племени.

На выполнение задания отводится 5 мин.

Представление команд. Затем племенам раздаются маршрутные листы и  команды начинают путешествие.

I станция «Волшебная поляна»

Племени за пять минут на указанной территории необходимо найти наибольшее количество лекарственных растений. За правильно найденное растение команда получает один балл. Количество баллов можно увеличить, если назвать при каких заболеваниях применяется растение.

II станция «По лесным тропам»

Команде  на время необходимо пройти полосу препятствий. За нарушение правил, команда получает штрафные баллы. Команде дается возможность отыграться за штрафные  очки, ответив на вопросы.

  1. Какое животное быстрее всех бегает (гепард)
  2. Какая хищная птица развивает самую большую скорость, пикируя за добычей (сапсан)
  3. Самое большое животное на земле (синий кит)
  4. Самое крупное животное в Беларуси (зубр)
  5. Самый крупный грызун в Беларуси (бобр)

III станция «По следам Берендея»

Команде предлагаются три  задания:

Первое задание. Как определить дорогу

  1. Вам стал попадаться подорожник (значит где — то рядом тропа).

Второе задание: Как можно определить стороны света

  1. Собирали ягоды и заблудились (спелая сторона ягоды расположена с южной стороны).
  2. Перед вами пень  (по годичным кольцам, с северной стороны кольца уже, с южной — шире).
  3. Перед вами муравейник (муравейник находится к югу от дерева или пня).

Третье задание:  По приметам предсказать погоду (произойдет ухудшение или погода будет хорошей).

  1. Ласточки летают низко над землёй (ухудшение, дождь).
  2. Сильно стрекочут кузнечики, громко квакаю лягушки (будет ясно).
  3. Утром на траве роса (к хорошей погоде, дождя не будет).
  4. Утром туман стелется по траве (к хорошей погоде).
  5. Кувшинка закрывает цветок (ухудшение погоды, перед дождём).

IV станция «Знатоки природы»

  1. Какое дерево цветёт позднее всех? (липа).
  2. Название, какого ядовитого растения леса связано с названием птицы и зверя? (вороний глаз, волчье лыко).
  3. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (сосна светолюбивое дерево).
  4. Что за трава, которую знают слепые? (крапива)
  5. Особенности морской свинки от остальных грызунов? (детеныши рождаются с открытыми глазами и с шерстью).
  6. Соком, каких растений выводят бородавки? (чистотел).
  7. Растет ли дерево зимой? (нет).
  8. Какая ягода может быть черной, красной, белой (смородина)
  9. Самый большой хищник в Беларуси (медведь)
  10. Каких птиц больше всего на Земле? (кур)

V станция «Охрана природы»

Команде необходимо нарисовать плакат по защите природы и ответить на вопросы.

  1. Почему, особенно весной и в начале лета, нельзя шуметь в лесу? (Птицы улетят из гнезда).
  2. Почему весной запрещена охота на птиц и зверей? ( Выводят потомство)
  3. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота).
  4. Как называются территории, где осуществляется охрана природы (заповедники, заказники, национальные парки)

Сбор участников. Показ танца племени.

Подведение итогов.

Награждение.