Программа тематической смены «Ванроўнікі»
летнего оздоровительного лагеря «Центавр»
(с дневным пребыванием детей)
Автор:
Якшук Галина Николаевна,
методист Центра технического и художественного творчества
детей и молодёжи Фрунзенского района г.Минска «Зорка»
Минск 2018
Программа тематической смены «Вандроўнікі» летнего оздоровительного лагеря «Центавр» (с дневным пребыванием детей) / Сост.: Якшук Г.Н. – Мн.: ЦТХТДиМ «Зорка», 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ИНформационная карта
тематической смены …………………………………………………
Пояснительная записка ……………………………………………
|
3
5 |
Концепция тематической смены ………………………………
|
7
|
Направления И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………… | 7 |
Этапы реализации программы ……………………………………
|
10 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………….
|
11 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ …………………………………………….
|
13 |
Методическое обеспечение программы …………………….
|
21 |
Педагогические условия реализации программы ………
|
21 |
материально-техническое обеспечение ……………………..
|
22 |
Литература …………………………………………………………………
|
23 |
Приложения ………………………………………………………………
|
24 |
Информационная карта тематической смены
Учреждение, которое реализует программу, адрес
|
ГУО «Центр технического и художественного творчества детей и молодёжи Фрунзенского района г. Минска «Зорка»
220018 г. Минск, ул. Одинцова, 10
е-mail: cht@minsk.edu.by http//: cht.minsk.edu.by |
Полное название программы | Тематическая смена «Вандроўнікі» |
Автор программы |
Якшук Г.Н., методист кабинета методической и информационно-аналитической деятельности |
Цель |
Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, расширение их кругозора через приобщение к культурным ценностям, ознакомление с историей и достопримечательностями своего района, города, республики |
Задачи | • организация интересного, полноценного отдыха детей;
• создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся; • получение знаний по краеведению, вовлечение обучающихся в экскурсионно-просветительскую и поисково-исследовательскую деятельность; • приобщение детей к здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха; • воспитание бережного отношения к природе и историко-культурным памятникам малой родины; • формирование у обучающихся навыков информационной культуры (использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения); • повышение уровня коммуникативной компетенции, социальное развитие и личностный рост учащихся |
Тип лагеря |
Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием |
Направление деятельности |
Краеведческое |
Ожидаемые результаты | • раскрытие индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка;
• охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории города; • привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края; • укрепление физического и психического здоровья детей; • развитие творческой активности каждого ребенка; • укрепление дружбы и сотрудничества между разновозрастными детьми |
Количество детей, участников программы | 40 – 50 человек |
Продолжительность смены |
18 дней |
Количество смен |
1 |
Время реализации | Июнь 2018 года, |
Возраст обучающихся |
10-13 лет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы – это возможность для детей укрепить своё здоровье, физическую закалку, восстановить силы после долгого учебного года. Но это также время обогащения знаний, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на летних оздоровительных площадках городских детских лагерей с дневным пребыванием.
Одним из таких лагерей является городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Центавр», деятельность которого направлена на реализацию тематических смен. В 2018 году в период летних каникул была организована тематическая краеведческая смена «Вандроўнікі».
2018 год в Беларуси объявлен Годом малой родины. Малая родина имеет особое значение в судьбе каждого человека. По словам А.Г.Лукашенко «она многолика».
Любовь к Отечеству начинается с малого – с любви к родному краю. Поэтому, главная отличительная особенность данной программы состоит в том, что она ориентирована на изучение историко-краеведческого наследия своей малой Родины – Фрунзенского района города Минска, а также страны в целом. Важным составляющим при реализации программы является краеведение, которое в системе учебно-образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного, эстетического, экологического воспитания обучающихся. Оно помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.
Работа лагеря направлена на воспитание культуры и получение дополнительных знаний в области краеведения. Программа рассчитана на учащихся 10-13 лет и позволяет приобрести углубить знания, полученные на уроках природоведения, окружающего мира, истории, а также поможет ребятам больше узнать о своём крае, познакомиться с народными обычаями и традициями, ремеслами, достижениями народных умельцев.
Новизна программы заключается в том, что изучение краеведческого материала связано с проектно-исследовательской и поисково-исследовательской деятельностью обучающихся, которая ценна тем, что создает условия для успешной реализации поставленных задач и помогает ребенку в освоении различных видов творческой деятельности.
Главная идея программы – создание условий для активного отдыха и оздоровления, раскрытия творческих способностей детей и подростков, самореализации творческого потенциала участников смены посредством приобщения школьников к истории своей малой Родины, основам народной культуры.
При разработке программы в содержание были заложены следующие принципы:
- Принцип гуманизации отношений предполагает, что в основе взаимодействия и построения отношений должно лежать уважение и доверие к человеку, стремление создать атмосферу взаимоуважения, взаимовыручки, взаимопонимания.
- Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности предполагает такое сотрудничество ребёнка и взрослого, при котором учащийся чувствует себя творческой личностью, благодаря интересным для него формам и методам.
- Принцип демократичности предполагает охват творческой, познавательной, коммуникативной и др. деятельностью всех без исключения участников.
- Принцип дифференциации воспитания позволяет обеспечивать возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики смены (дня); активное участие детей во всех видах деятельности.
- Принцип учёта творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
- Принцип комплексности, который заключается в организации тесной взаимосвязи развивающей, воспитывающей деятельности и деятельности по оздоровлению ребёнка.
Программа способствует формированию у ребят:
- интереса к истории родного края;
- уважения к традициям, обычаям, местным обрядам, культурному наследию;
- мотивации личности к познавательной деятельности и творчеству средствами патриотического воспитания;
- навыков здорового образа жизни
Данная программа является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления организации досуга и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа реализуется в течение 18 дней. Количество участников – 40-50 человек, которые распределяются по двум отрядам.
Программа универсальна, может быть адаптирована для работы с детьми в образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием.
КОНЦЕПЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕМЫ
В основе концепции детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей лежит принцип самореализации личности ребенка через включение его в различные формы краеведческой и гражданско-патриотической деятельности. Реализация программы детского оздоровительного лагеря построена в форме познавательной игры. Положительные результаты достигаются благодаря тому, что учащиеся, находясь в оздоровительном лагере, постоянно сами создают, творят, организуют своё воспитательное и досуговое пространство.
Тема смены «Вандроўнікі» выбрана не случайно. «Вандруя», что в переводе из белорусского языка означает «путешествуя», по местам малой родины, учащиеся имеют возможность приобщиться к экскурсионной, поисково-исследовательской деятельности, получить знания в области краеведения.
Направления И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе тематической смены летнего оздоровительного лагеря «Центавр» с дневным пребыванием детей на базе ГУО ЦТХТДиМ «Зорка».
Основным блоком программы является краеведческая деятельность.
- Краеведческий блок объединен общей темой – «Вандроўнікі» и призван прививать любовь к своей малой родине, интерес к истории, культуре, традициям и обычаям родного края. Решение данной задачи позволит не только расширить кругозор учащихся, развить у воспитанников познавательный интерес, но и будет способствовать воспитанию человека, уважающего традиции и обычаи людей разных национальностей – патриота своей Родины. Мероприятия этого блока: беседы, пешие и выездные экскурсии, циклы интерактивных музейных программ и экскурсий, встречи с интересными людьми, помощь ветеранам труда, посещение библиотеки, конкурсы, подготовка презентации.
Поэтому, не случайно отряды формировались в большей степени из учащихся 10-13 лет, на которых была направлена реализация программы краеведческого кружка «Вытокі» на летний период.
Образовательный аспект этого блока включает проектную, проектно-исследовательскую и поисково-исследовательскую деятельность.
В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от традиционного учебного занятия формах.
Основные формы работы:
- экскурсии, походы в парковые зоны;
- посещение музеев, библиотеки;
- проектная деятельность, создание презентации;
- поиск необходимых материалов в Интернете
- Блок трудового воспитания и безопасной жизнедеятельности включает мероприятия по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, правилам дорожного движения, пожарной безопасности. Проведение инструкций по охране труда.
Трудовое воспитание – процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью формирования у них трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы:
- бытовой самообслуживающий труд;
- общественно значимый труд.
Бытовой труд ребенка включает: поддержание порядка в игровых комнатах. Дети привлекаются к самообслуживанию в кружках, в которых они занимаются
Самообслуживающая деятельность в лагере включает дежурство по отряду и столовой.
Общественно значимый труд подразумевает содержание прилегающей территории в чистоте.
- Оздоровительный блок основан на проведении мероприятий по физкультурно-оздоровительной тематике. Этот блок включает в себя спортивные игры, состязания, беседы о здоровом образе жизни, спортивные праздники, встречи с известными спортсменами.
- 4. Образовательно-развивающий блок включает работу разнообразных по видам деятельности объединений по интересам, оформление презентаций, проведение викторин, игр.
Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы.
Целью кружковой работы является:
- расширение знаний и кругозора детей;
- развитие познавательных интересов
Кружки и секции, реализующие свои программы на летний период в детском оздоровительном лагере:
- краеведческий кружок «Вытокі»;
- кружки по хореографии («Хип-Хоп», современная хореография);
- кружки по вокалу («Звоночки», образцовый вокально-хореографический ансамбль «Жалейка»);
- театральные кружки (Театр миниатюр, «Мир и я»);
- спортивные кружки (фитнес, настольный теннис, «Юный силач» (силовые единоборства), шахматы);
- кружки по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству;
- кружок по этикету;
- кружок юных журналистов «Пресс – центр»
Организация кружковой деятельности в лагере включает следующие формы работы:
- изучение интересов детей;
- ознакомление детей с режимом работы кружков;
- деятельность ребят в кружках;
- текущее отражение результатов деятельности детей;
- подведение итогов работы кружков в конце смены.
Художественно-творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный уголок», конкурс стенгазет и рисунков «За здоровый образ жизни», «Город Минск– древний город», «Самая красивая улица района»);
- выставки работ из природного материала, конкурс презентаций;
- игровые творческие программы, конкурсы, викторины;
- концерты и развлекательные мероприятия.
Досуговая деятельность
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, закрепляются нормы поведения и правила этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение – имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности (посещение спектаклей, экскурсий, спортивных соревнований, прогулки);
- самообразование – направлено на приобщение детей к культурным ценностям (экскурсии, деловые игры);
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности (конкурсы рисунка, праздники, оформление лагеря);
- общение – является необходимым условием развития и формирования личности, групп детей на основе общего интереса.
Все мероприятия, реализуемые программой, направлены на:
- создание единого образовательно-развивающего пространства, в котором осуществляется деятельность по развитию индивида;
- расширение возможности приобретения практического и социального опыта ребенка;
- создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья, обеспечивающих развитие личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, ценностных ориентаций.
Методы деятельности
Основными методами организации деятельности являются:
- метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
- методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
- методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
- метод коллективной творческой деятельности (КТД).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I этап Подготовительный
Основные задачи:
- изучение интересов детей и их родителей (анкетирование), анализ деятельности детского оздоровительного лагеря за прошедший учебный год (самоанализ);
- выбор задач, форм и методов работы по оздоровлению детей;
- подбор воспитателей для работы с детьми;
- подготовка материально-технической базы;
- проведение инструктивно-методических совещаний
II этап Организационный
На этом этапе происходит освоение ролевых отношений, объяснение правил поведения. Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах). Итогом организационного периода становится представление отрядов.
Основные задачи:
- формирование отрядов;
- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
- оформление уголков отрядов;
- введение в игровую ситуацию, в ситуацию общения, создание мотивации для дальнейшей деятельности
III этап Практико-ориентированный
Это основной этап реализации программы – непосредственное проведение оздоровительной кампании согласно плану мероприятий по реализации программы, плана работы лагеря.
Основные задачи:
- создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности;
- образовательная деятельность;
- оздоровительная деятельность;
- культурно – досуговая деятельность;
- методическая работа с воспитателями
В этот период происходит практическая реализация смены. Ребята приходят к пониманию большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится анализ психологического климата в отрядах. Возможна корректировка отдельных частей программы в случае необходимости.
IV этап Итогово-аналитический
В этот период необходимо учесть, какое впечатление оставила смена у детей, для этого проводится анкетирование. По результатам определяется отряд-лидер и проводится награждение активных участников.
Основные задачи:
- закрытие смены (последний день смены);
- сбор отчетного материала;
- подведение итогов летней оздоровительной кампании;
- анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
Таким образом, каждый день в детском оздоровительном лагере охватывает разнообразные виды познавательной, спортивной, творческой деятельности, причем с учетом индивидуальных интересов и склонностей ребёнка. При планировании мероприятий детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
- начальник лагеря;
- воспитатели;
- педагоги дополнительного образования;
- медицинская сестра;
- техперсонал
Задача начальника лагеря и воспитателей – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией учреждения образования. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы «Организация досуга детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря». В каждом отряде работают три воспитателя. Педагоги дополнительного образования, работающие воспитателями, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел.
Каждый отряд создает свой отрядный уголок, утверждает символику, выпускает стенгазету, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце лагерной смены проводится конкурс презентаций и стенгазет.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде карты города Минска и его окрестностей, где центральное место занимает наш Центр дополнительного образования. Каждый день ребята открывают для себя неизведанные ранее места и совершают открытия, устанавливают на карте свой символический флажок. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты тем или иным поисковым отрядом.
На информационном стенде представлены Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня. В течение всей лагерной смены отряды могут столкнуться с различными неожиданностями и трудностями, которые им предлагается преодолеть. Ребята, участвуя в интерактивных музейных программах, ищут клады, проходят лабиринты, разгадывают квесты, участвуют в археологических раскопках, решают исторические загадки и задачи. Это могут быть как неизвестные путешественники, которых могут встретить на своих маршрутах ребята и которым необходимо помочь, так и загадочные происшествия, в которые могут ребята попасть.
Каждый участник беспрекословно должен соблюдать Законы и Заповеди лагеря.
Законы лагеря:
- Закон пунктуальности
- Закон доброты
- Закон порядочности
- Закон дружбы
- Закон безопасности
- Закон взаимовыручки
Заповеди лагеря:
- Отряд – одна семья
- Один за всех и все за одного
- Порядок, прежде всего
- Каждое дело вместе
- Даже если трудно, доведи дело до конца
- Чистота – залог здоровья
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере не только интересной и насыщенной, но и организованной, дисциплинированной приносящей радость себе и другим.
Для ребят разработана система стимулирования успешности и личностного роста. С целью поднятия мотивации, дети получают лагерную валюту (смайлик) за творческий подход и активное участие в мероприятиях, таким образом, формируя бюджет своего отряда. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество призовых мест тем или иным отрядом, а также количество смайликов, награждаются победители, определяется лучший «вандроўнік».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма: игра – путешествие
Содержание: в ходе смены ребята много путешествуют, посещают пешие и выездные экскурсии по Минску и окрестностям.
Каждый день недели имеет свою тематику, которая может меняться в зависимости от содержания плана: день знакомсва, день здоровья день экскурсии, день знатока, день кино, день музея, день театра день игры, день квеста, день памяти.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ
«ЦЕНТАВР» ЦТХТДИМ “ЗОРКА”
01.06.-26.06.2018
Дата | Мероприятие | Отряд
|
Ответственный |
01.06.2018
пятница |
День знакомства
Линейка – старт. Торжественное открытие лагерной смены «Вандроўнікі». Жизнь летнего лагеря (законы, режим дня, символы, песня и т.д.) Занятие с психологом Беседа «Наши обязанности и права» Отработка плана эвакуации при ЧС |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Вводное занятие. Я – житель Фрунзенского района» (изучение истории возникновения улиц) Экскурсия по микрорайонам Сухарево и Медвежино. Памятные места Фрунзенского района |
Отряд№1
|
||
Посещение Национального исторического музея Республики Беларусь. Тема экскурсии «Древний мир Беларуси». Конкурс кроссвордов «Рыбы, птицы, звери…» | Отряд№2 | ||
Занятия в кружках по выбору:
-хореографии; – ИЗО «Мир красок»; – театру-миниатюр; – керамики |
Воспитанники отрядов | ||
04.06.2018
понедельник |
День здоровья
Утренняя линейка Беседа «Дружба начинается с улыбки». Создание отрядных уголков |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Вводное занятие. Я – житель Фрунзенского района» (изучение истории возникновения улиц) Экскурсия по микрорайонам Сухарево и Медвежино. Памятные места Фрунзенского района |
Отряд№2
|
||
Посещение Национального исторического музея Республики Беларусь. Тема экскурсии «Древний мир Беларуси». Конкурс кроссвордов «Рыбы, птицы, звери…» | Отряд№1
|
||
Спортивно-игровая программа «Здоровый я, здоровая страна». | Отряд№1
Отряд№2 |
||
Занятия в кружках по выбору:
-театральному «Мир и Я»; -хореографии; -журналистики; -спортивному «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
05.06.2018
вторник |
День экскурсии
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Минск исторический» (изучение истории древнего Минска) |
Отряд№1
|
||
Пешая экскурсия «Нижний и Верхний город – Лошицкий усадебно-парковый комплекс» | |||
Посещение интерактивной программы музея «Лошицкая Усадьба». Познавательная викторина «Краснокнижные птицы и растения Минска» | Отряд№2
|
||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -этикету; -театру-миниатюр; -ИЗО |
Воспитанники отрядов | ||
06.06.2018
ссреда |
День здоровья
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Посещение интерактивной программы музея «Лошицкая Усадьба». Познавательная викторина «Краснокнижные птицы и растения Минска» | Отряд№1 | ||
Посещение интерактивной программы «Загадки старой усадьбы» музейного комплекса «Дом Ваньковича» | Отряд№2 | ||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -театру «Мир и я»; -ИЗО; -хореографии; -настольному теннису |
Воспитанники отрядов | ||
07.06.2018
четверг |
День кино
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2
|
Начальник лагеря,
воспитатели |
Просмотр фильма в кинотеатре «Аврора» «Распрекрасный принц» | |||
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Белорусское народное творчество». (Работа с музейными предметами музейной комнаты «Дзедава хатка») |
|||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -ИЗО; -настольному теннису; -журналистики; фитнесу |
Воспитанники отрядов | ||
08.06.2018
пятница |
День музея
Утренняя линейка |
Отряд№1 Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Посещение спектакля в Театре Юного Зрителя «Синяя птица».
Фото-конкурс «Где эта улица, где этот дом?» |
|||
Занятия в кружках по выбору:
-хореографии; – ИЗО «Мир красок»; – театр-миниатюр; – керамики; – «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
11.06.2018
понедельник |
День театра
Утренняя линейка |
Отряд№1Отряд№2 | Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Достопримечательности города» (изучение памятников архитектуры Минска). Квест «Минск известный и неизвестный». Сбор материала по теме: «Родословная знатных фамилий Минска» |
Отряд№1 | ||
Конкурс стихотворений поэтов Минщины.
Встреча с интересными людьми. Писатели Книга В.Л. и Бунта Т.П. |
Отряд№2
|
||
Занятия на спортивной площадке для воркаута | Отряд№1Отряд№2 | ||
Занятия в кружках по выбору:
-театральному «Мир и Я»; -хореографии; -журналистики; -спортивному «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
12.06.2018
вторник |
День экскурсии
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Минск исторический» (изучение истории древнего Минска) Пешая экскурсия «Нижний и Верхний город – Лошицкий усадебно-парковый комплекс» |
Отряд№2 | ||
Посещение интерактивной программы «Загадки старой усадьбы» музейного комплекса «Дом Ваньковича» | Отряд№1 | ||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -театру «Мир и я»; -ИЗО; -хореографии; -настольному теннису |
Воспитанники отрядов | ||
13.06.2018
среда |
День игры
Утренняя линейка |
Отряд№1Отряд№2 | Начальник лагеря,
воспитатели |
Конкурс стихотворений поэтов Минщины.
Встреча с интересными людьми. Писатели Книга В.Л. и Бунта Т.П. |
Отряд№1
|
||
Занятия на спортивной площадке для воркаута. | Отряд№2 | ||
Концертно-развлекательная программа для знатоков «Пятое время года» | Отряд№1
Отряд№2 |
||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -театру «Мир и я»; -ИЗО; -хореографии; -настольному теннису |
Воспитанники отрядов | ||
14.06.2018
четверг |
День кино
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2
|
Начальник лагеря,
воспитатели |
Просмотр фильма в кинотеатре «Аврора» «Суперсемейка» . | |||
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Белорусское народное творчество». (Работа с музейными предметами музейной комнаты «Дзедава хатка».) |
|||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -ИЗО; -настольному теннису; -журналистики; фитнесу |
Воспитанники отрядов | ||
15.06.2018
пятница |
День экскурсий
Утренняя линейка |
Отряд№1 Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Посещение квеста в Доме музее Ваньковичей
Защита творческой работы «Родословная знатных фамилий Минска» |
|||
Занятия в кружках по выбору:
-хореографии; – ИЗО «Мир красок»; – театр-миниатюр; – керамики; – «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
18.06.2018
понедельник |
День знатока
Утренняя линейка |
Отряд№1Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Беседа «Предупреждение травматизма»: «Лето – на здоровье». | |||
Конкурс юного артиста «По белорусским сказкам»
Мини – исследование «История малой родины в лицах» |
Отряд№1 | ||
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Достопримечательности города» (изучение памятников архитектуры Минска). Квест «Минск известный и неизвестный». Сбор материала по теме: «Родословная знатных фамилий Минска» |
Отряд№2 | ||
Занятия на спортивной площадке для воркаута | Отряд№1Отряд№2 | ||
Занятия в кружках по выбору:
-театральному «Мир и Я»; -хореографии; -журналистики; -спортивному «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
19.06.2018
вторник |
День приключений
Утренняя линейка Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі» Тема: «Заславль – Древний город окутанный легендами». (изучение истории города Заславля). Мифология Беларуси. Защита проекта «Мой любы край!» |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятия в кружках по выбору:
-театральному «Мир и Я»; -хореографии; -журналистики; -спортивному «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
20.06.2018
среда |
День театра
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Посещение Костела Св. Сымона и св. Алены. Просмотр спектакля Белорусского государственного театра одного актера «Зніч» «Дзівосныя авантуры паноў Кубліцкага ды Заблоцкага» | Отряд№1
Отряд№2 |
||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -театру «Мир и я»; -ИЗО; -хореографии; -настольному теннису |
Воспитанники отрядов | ||
21.06.2018
четверг |
День кино
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2
|
Начальник лагеря,
воспитатели |
Просмотр фильма в кинотеатре «Аврора» «Мир Юрского периода» . | |||
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Хранители памяти огненных лет». (Сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. Встречи с ветеранами труда. Оформление экспозиции в музее развития системы образования Фрунзенского района города Минска |
|||
Занятия в кружках по выбору:
-вокалу; -ИЗО; -настольному теннису; -журналистики; фитнесу |
Воспитанники отрядов | ||
22.06.2018
пятница |
День квеста
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2
|
Начальник лагеря,
воспитатели |
Занятие с психологом
«Раз, два, три, четыре, пять, … начинаем мы играть» |
|||
Развлекательная игровая программа «Анти-троль» | |||
Краеведческий квест. | |||
Занятия в кружках по выбору:
-хореографии; – ИЗО «Мир красок»; – театр-миниатюр; – керамики; – «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
25.06.2018
понедельник |
День памяти
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Спортивно-игровая программа
«Летнее настроение» |
|||
Посещение городской детской библиотеки №16. Презентация «Мой родной район» | Отряд№1
|
||
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Хранители памяти огненных лет». Итоговое занятие. (Сочинение – рассуждение «Что я могу сделать для своей Родины». Презентация альбома «Достопримечательности моего города» и защита проекта «Моя малая родина») |
Отряд№2 | ||
Занятия в кружках по выбору:
-театральному «Мир и Я»; -хореографии; -журналистики; -спортивному «Юный силач» |
Воспитанники отрядов | ||
26.06.2018
вторник |
День закрытия лагеря
Утренняя линейка |
Отряд№1
Отряд№2 |
Начальник лагеря,
воспитатели |
Посещение городской детской библиотеки №16. Презентация «Мой родной район» | Отряд№2
|
||
Занятие по программе краеведческого кружка «Вытокі»
Тема: «Хранители памяти огненных лет». Итоговое занятие. (Сочинение – рассуждение «Что я могу сделать для своей Родины». Презентация альбома «Достопримечательности моего города» и защита проекта «Моя малая родина») |
Отряд№1 | ||
Подведение итогов: игра –путешествие «Мая малая родина». Диагностирование участников.
Закрытие лагеря. Ярмарка «Летнее настроение» |
Отряд№1
Отряд№2 |
||
Занятия в кружках по выбору:
-театральному «Мир и Я»; -хореографии; -журналистики; -спортивному «Юный силач» |
Воспитанники отрядов |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наличие программы лагеря, плана-сетки, планов на день, сопутствующей документации.
Ознакомление всех участников процесса с нормативно – правовой документацией.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара «Организация летнего оздоровительного лагеря» для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Диагностическое обеспечение
№ п/п | Вид диагностики | Содержание и ф
ормы работы |
Срок проведения | Ответственные |
1. | Вводная
диагностика |
Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе (опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря, анкетирование детей с целью выявления их интересов и мотивов пребывания в лагере, ознакомительная анкета участника лагеря и др.) | Начало смены. | педагоги дополнительного образования |
2. | Промежуточная
диагностика |
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями (цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря, анкета «Наш лагерь», Карта настроения,
индивидуальные и коллективные беседы и др.) |
В течение смены | педагоги дополнительного образования |
3. | Итоговая
диагностика |
Итоговое анкетирование детей по выявлению степени удовлетворённости отдыхом в лагере | В конце смены
|
педагоги дополнительного образования |
ЛИТЕРАТУРА
- Буткевич, В.В., Ванина, Н.Г., Толкачёва, О.В. Моё Отечество. Разработки занятий для 1 класса / В.В. Буткевич. – Мн., 2007.
- Буткевич, В.В., Ванина, Н.Г., Толкачёва, О.В. Моё Отечество. Минск – столица Беларуси. Разработки занятий для 2 класса / В.В. Буткевич. – Мн., 2007.
- Буткевич, В.В., Ванина, Н.Г., Толкачёва, О.В. Моё Отечество. Семья – основа государства. Разработки занятий для 3 класса / В.В. Буткевич. – Мн., 2007.
- Грацэвіч, В., Мальдзіс, А. Шляхі вялі праз Беларусь / В. Грацэвіч. – Мн., 1980.
- Гульні, забавы, ігрышчы / уклад. А. Ю. Лозка. – Мн.: Бел.навука, 2003.
- Денисов, В.Н. Площадь Свободы в Минске / В.Н. Денисов. – Мн., 1985.
- Загорульский, Э.М. Древний Минск / Э.М. Загорульский. – Мн.,
- Загорульский, Э.М. Возникновение Минска / Э.М. Загорульский. –Мн..1982.
- Кац, Е.А., Ковалевская, Л.С. Путешествие по галерее исторических эпох / Е.А. Кац. – Мозырь: «Белый ветер», 2003.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Учебно-тематический план
краеведческого кружка «Вытокі»
Пояснительная записка
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков. Актуальность этого объясняется тем, что существовавшая ранее преемственность между поколениями по передаче духовных ценностей была нарушена.
Образовательный процесс краеведческого кружка «Вытокі» на летний период направлен на пробуждение интереса к истории района, города, страны через знакомство с историей своей семьи и активную экскурсионную деятельность.
В рамках работы объединения по интересам предполагается проведение пеших экскурсий по историческим местам города Минска, Фрунзенского района, встречи с ветеранами и известными людьми. Учащиеся собирают материал об истории Фрунзенского района, участвуют в оформлении новых экспозиций в музее развития системы образования Фрунзенского района и музейной комнаты «Дзедава хатка».
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности, а для этого надо владеть соответствующими знаниями.
Цель: Формирование знаний учащихся по истории города Минска и Фрунзенского района, приобщение воспитанников к поисково-исследвательской деятельности.
Задачи:
- Знакомить с малоизвестными фактами по истории города Минска.
- Формировать элементарные знания об исторических и памятных местах, мемориальных комплексах города Минска.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и будущему.
Организационные условия
Данный учебно-тематический план программы «Вытокі» рассчитан на летний период для групп детей оздровительного лагеря с дневным пербыванием.
Общее количество часов курса – 24 часа. Занятия проводятся два раза в неделю: один раз – пешая экскурсия продолжительностью 4 часа, а также занятие в Музее образования в течение одного астрономического часа.
Особое внимание при проведении практических занятий, экскурсий уделяется нормам техники безопасности, соблюдению санитарно-гигиенических норм. Учащиеся должны пройти инструктаж по вопросам соблюдения правопорядка, охраны памятников истории и культуры, технике перемещения по маршруту, ознакомится с правилами дорожного движения, правилами поведения на воде.
В процессе занятий учащиеся должны усвоить знания о мере личной ответственности за происходящее в истории, исторических и памятных местах, мемориальных комплексах города Минска.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего
часов |
В том числе | |
теория | практика | |||
Вводное занятие
|
1 | 1 | – | |
1 | Я – житель Фрунзенского района | 3 | 1 | 2 |
2 | Минск исторический | 4 | 1 | 3 |
3 | Достопримечательности города | 4 | 1 | 3 |
4 | Заславль | 4 | 1 | 3 |
5 | Хранители памяти огненных лет | 3 | 1 | 2 |
6 | Белорусское народное творчество | 4 | 2 | 2 |
Итоговое занятие | 1 | 1 | – | |
ВСЕГО | 24 | 9 | 15 |
Содержание программы
Вводное занятие. Цели и задачи на летний период. Опросник – «Чтобы я хотел узнать о своем родном крае».
Я – житель Фрунзенского района. Главные улицы города, района. История возникновения улиц.
История Сухарево, Медвежино, Масюковщины. Экскурсия по микрорайонам Сухарево и Медвежино. Памятные места Фрунзенского района. Игра-турнир по экологии. Фото – конкурс «Где эта улица, где этот дом?».
Минск исторический. История древнего Минска. Экскурсия «Нижний и Верхний город». Национальный исторический музей Республики Беларусь. Древний мир Беларуси. Конкурс кроссвордов.
Музей истории города Минска. Посещение музея «Лошицкий усадебно-парковый комплекс». Квест.
Достопримечательности города. Экскурсия в музейный комплекс «Дом Ваньковича». Интерактивная программа «Загадки старой усадьбы». Квест «Минск известный и неизвестный». Мини –исследование «Родословная знатных фамилий Минска». Составление альбома «Достопримечательности моего города».
Костел Св. Сымона и св. Алены. Мини-исследование «Площадь Независимости».
Заславль. Заславль – Древний город, окутанный легендами. Мифология Беларуси. Защита проекта «Мой любы край!».
Хранители памяти огненных лет. Сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной войны. Записи воспоминаний. Оформление экспозиции в Музее развития системы образования Фрунзенского района. Мини – исследование «История малой родины в лицах». Сочинение – рассуждение «Что я могу сделать для своей Родины».
Белорусское народное творчество. Устное народное творчество. Белорусские ремёсла. Обряды и праздники: Троица, Купалье. Работа с музейными предметами музейной комнаты «Дзедава хатка».
Конкурс стихотворений поэтов Минщины. Встречи с интересными людьми. Конкурс авторских работ «Сказки моего города».
Итоговое занятие. Презентация собранного материала по краеведению.
Игра-путешествие «Мая малая родина».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Входящая диагностика проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.
Анкета на выявление интересов уровня знаний
Диагностика интересов.
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в детском оздоровительном лагере.
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
- Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов? А рисовать?
- Интересуетесь ли прошлым нашего города?
- Интересуетесь ли вы историей своей школы?
- Что из её истории вы бы хотели узнать?
- Любите ли вы ходить на экскурсии?
- В каких экскурсиях по родному краю вы бы хотели принять участие?
- Интересуетесь ли вы творчеством поэтов и писателей нашего края?
- .Чьё творчество вы хотели бы изучить подробнее?
- Какой уголок родного края является для вас самым любимым?
- В каком мини исследовании по краеведению вы бы хотели принять участие?
Спасибо за ответы!
Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в коллективе учащихся).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся работой детского оздоровительного лагеря.
Анкета на выходе.
- Хотелось бы тебе еще раз принять участие в краеведческой смене?
Да | |
Скорее да, чем нет | |
Затрудняюсь ответить | |
Скорее нет, чем да | |
Нет |
- Насколько интересно был организован твой отдых?
- Что для тебя было самым интересным в профильной смене?
Участие в конкурсах, концертах | |
Спортивные мероприятия | |
Экскурсии по родному краю | |
Встречи с интересными людьми | |
Закрытие /открытие | |
Исследования |
- Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые | |
Спортивные | |
Организаторские | |
Затрудняюсь ответить | |
5.Какие экскурсии по родному краю тебе запомнились больше всего?
6.В каких исследованиях вам понравилось принимать участие больше всего?