Учреждения дополнительного образования Золак Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах...

Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах в системе дополнительного образования

-

- - -

Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах в системе дополнительного образования

 

Ляшок Павел Михайлович, педагог дополнительного образования

объединения по интересам «Обучение игре на ударных инструментах»

Дворца детей и молодежи «Золак»

 

Минск, 2018

 

  1. Информационный блок
    • Название темы опыта. Система работы по развитию техники игры на ударных инструментах в системе дополнительного образования.
    • Актуальность опыта. Система дополнительного образования с каждым годом все активнее приобщает учащихся к музыкальному искусству. Эстрадное исполнительство, а именно игра на ударных инструментах, пользуется огромной популярностью. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растет с каждым годом.

Проблема заключается в том, что многие родители и их дети, ставшие учащимися объединения по интересам «Обучение игре на ударных инструментах» учреждения дополнительного образования, ждут быстрых результатов. При этом занятия с учащимися проводятся 2 раза в неделю, что усложняет процесс быстрого развития музыкальных способностей, быстрого формирования технических навыков игры. В программе обучения – занятия на малом барабане, ксилофоне и ударной установке. Теоретические знания по музыкальной грамоте учащиеся также получают во время индивидуальных занятий. Сюда же входят и ансамблевые занятия. Игра дуэтом с педагогом – с первого года обучения, а ансамбль учащихся – со второго и последующих.

Для сравнения, в детских музыкальных школах обычно учат играть на ксилофоне и малом барабане. Теоретическую основу – сольфеджио – преподают отдельно. Посещение ансамбля или оркестра – это еще одно дополнительное занятие. Получается в неделю на одного учащегося минимум 3-4 часа.

Процесс обучения в учреждении дополнительного образования усложняется и тем, что в объединение принимаются все желающие без конкурсного отбора в возрасте от 6 до 25 лет. В то время как в музыкальной школе существуют возрастные ограничения (принимаются на обучение дети с 7 до 11 лет).

Именно это и побуждает каждого педагога к поиску новых, более эффективных методов преподавания. В данном случае методов, позволяющих в наиболее короткие сроки развить технические навыки игры на ударных инструментах.

Каждый педагог в своей работе сталкивается с проблемами постановки исполнительского аппарата, подбором технических упражнений, выбора правильного репертуара при индивидуальном подходе для эффективного технического развития учащегося. От этого выбора зависит дальнейшее развитие учащегося как полноценного музыканта-исполнителя. Овладение навыками игры на ударных инструментах – сложный, длительный процесс, и результат достигается путем упорных занятий и многочисленных проб и ошибок. Чтобы каждый учащийся смог проявить себя в сольном исполнительстве, чтобы в дальнейшем разнообразить репертуар, педагог должен искать индивидуальные, более действенные методы работы, направленные на развитие техники исполнения.

  • Цель опыта: эффективное развитие техники игры на ударных инструментах, способствующей формированию и совершенствованию исполнительского мастерства учащихся.
  • Задачи опыта:
  • проанализировать имеющийся педагогический опыт;
  • выявить способы развития техники исполнения на ударных инструментах;
  • внедрить в практику своей работы наиболее эффективные способы развития техники исполнения на ударных инструментах;
  • систематизировать и обобщить опыт своей работы по развитию технических навыков игры на ударных инструментах.
  1. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что техника игры на ударных инструментах развивается благодаря продуманной, четко спланированной работе педагога. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс развития. Если педагогом созданы необходимые условия, подобраны индивидуальные способы работы, это даст значительный эффект для развития технических навыков учащихся.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Главным принципом моей педагогической практики является организация планомерной, систематической работы по формированию, совершенствованию и росту исполнительского мастерства учащихся. Работа состоит из 2-х этапов: начальный период (1-2 год обучения) и основное обучение (3-5 год обучения).

Начальное обучение и проведение первых занятий (1-2 год обучения). Первые занятия учащегося должны находиться под зорким контролем педагога. Они являются тем фундаментом, на котором закладываются основы рациональной постановки, работы рук (плеча, локтя, кисти, пальцев). Под понятием «постановка» подразумевается совокупность рационального положения и взаимодействия исполнительского аппарата и всего организма музыканта для игры на ударных инструментах.

Правильной или рациональной постановкой считается наиболее целесообразное расположение палочек в руках, свободное (не зажатое) движение рук при игре, контроль палочек пальцами рук (палочки не выскакивают из рук, находятся в ладонях и придерживаются пальцами), удобное положение корпуса, головы, рук и ног.

Овладение техникой игры на ударных инструментах требует развитой мускулатуры и гибкости кистей. Поэтому, прежде чем приступить к изучению приемов игры на инструменте, необходимо подготовить руки специальной тренировкой (Приложение 1). Систематическое выполнение описанных упражнений способствует эластичности кистей и вырабатывает силу рук.

На первых занятиях разъясняю учащемуся музыкальные понятия: аппликатура, динамика, таблица длительностей нот и пауз.

Таблица длительностей нот и пауз – это начало всего учебного процесса, так как каждой длительности соответствует определенный удар (плечевой, локтевой, кистевой). Постановка исполнительского аппарата объясняется и показывается параллельно с изучением длительностей нот и пауз. Подробно излагается прием извлечения звука на одном пэде без инструмента. Прежде чем приступить к нотным упражнениям, оттачиваем постановку рук при помощи одиночных ударов кистью, ударов от предплечья, плеча, а также комбинированных ударов в упражнении «лесенка» (Приложение 2). Плечи при игре должны быть максимально расслаблены. При необходимости, можно массировать плечи учащегося, добиваясь свободы в его плечевых суставах.

Как только у учащегося получаются свободные и хлесткие удары, начинается процесс игры со счетом вслух.

Все задания, замечания и рекомендации я фиксирую в тетради учащегося, так как каждому инструменту необходимы свои упражнения, темпы, этюды, это связано с особенностями ударных инструментов. Записи в тетради дают системный контроль над развитием и ростом учащегося.

Если учащийся усвоил постановку исполнительского аппарата, предлагаю новый материал, направленный на развитие моторики, координации; упражнение «двойка», парадидлы. С этого момента в процесс обучения подключается работа с метрономом. Задания исполняются в определенных темпах под метроном и под контролем педагога.

В дальнейшем действует одно из основных правил: весь новый материал разбираем и проигрываем без метронома, далее повторяем под метроном в заданном темпе! Накопление учащимся новых музыкальных знаний должно быть постепенным.

Если учащийся успешно справляется с заданиями, показываю ему постановку и приемы звукоизвлечения на другом инструменте класса ударных, например, на ксилофоне, а также увеличиваю нагрузку для повышения исполнительского уровня.

Направления работы на третьем и последующих годах обучения. Как только элементарные приемы игры на инструментах освоены учащимся, постепенно повышаю к нему требования и усложняю задачи.

Занятия с третьего года обучения осуществляю по следующим направлениям:

  • закрепление рациональной постановки исполнительского аппарата;
  • работа над развитием ровности звука (ударов);
  • совершенствование технических приемов игры.
  1. В процессе игры постановка у каждого учащегося видоизменяется в зависимости от индивидуальных физиологических особенностей строения тела (пальцев, кистей, длинны и толщины рук и ног, роста и веса). Учащийся сам или с моей помощью приспосабливается к инструменту, находит свою «зону относительного комфорта».

Педагог никогда не должен навязывать учащемуся копирование стандартных форм постановки палочек в руках и движений рук и ног при игре без учета индивидуальных особенностей учащегося, это может затормозить его исполнительские возможности.

  1. Начинается повседневная работа над качеством звука. Учащийся должен ясно представлять себе, какое звучание требуется от него в том или ином случае. Поэтому, педагог должен ставить перед ним определенные звуковые задачи – добиваться качественного звука по тембру, динамической окраске, соединению и окончанию, и т.д.

Рациональная постановка существенно влияет на качество звука. Основным недостатком в развитии красивого звука является отсутствие свободы в движении рук, ног и всего корпуса учащегося. С задачей образования качественного звука связана и выработка у учащегося навыка выносливости рук при подвижном и длительном исполнении упражнений под метроном.

Внимание к качеству звука должно проявляться учащимся и при работе над гаммами и этюдами и особенно художественными произведениями.

  1. Совершенствование технических приемов игры связано с выносливостью рук, гибкостью кистей, хваткостью пальцев.

С первых занятий учащийся должен понять, что всякий технический прием приобретается и становится устойчивым в результате многократных, терпеливых и сознательных повторений различных исполнительских движений.

Исполнение двойных ударов (двойка), парадидлов, рудиментов, гамм, арпеджио, становится непременным условием ежедневных занятий.

Для лучшего контроля над собственной игрой рекомендуется применять звукозаписывающие устройства.

 

2.2.2. Методика работы над упражнениями и этюдами.

Важным условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является работа над специальными упражнениями и этюдами.

Под упражнениями понимается музыкальный материал инструктивного характера, предназначенный для технической тренировки. Отличительной особенностью упражнений являются краткая форма изложения музыкального материала, узко направленная цель. Отрабатывая поставленную в упражнении задачу, нужно соблюдать темп, метр и ритм (слушать метроном); следить за четкостью начала звука, ровностью его ведения и точностью окончания; контролировать качество динамических оттенков; правильно исполнять ритмические рисунки.

Работать над упражнениями необходимо активно и целенаправленно, не допуская механического проигрывания от начала до конца.

Этюды занимают промежуточное положение между упражнениями и художественными произведениями. Основная цель этюдов:

  • развитие подвижности и выносливости рук;
  • овладение аппликатурными трудностями;
  • развитие метроритмического чувства;
  • развитие навыка чтения нот с листа.

Все этюды, несмотря на различие целей, являются важным средством накопления исполнительского опыта, подготавливают музыканта к продолжительным физическим нагрузкам.

Чтобы добиться качественного исполнения этюдов, учащиеся должны овладеть рациональными методами работы над ними:

  • осознать целевую установку этюда;
  • определить общий характер его музыкального содержания, темп, ладотональность, технические трудности, агогические нюансы.

Методика работы над этюдами:

  • проиграть этюд в медленном темпе (без метронома со счетом вслух);
  • определить план работы над этюдом;
  • тщательно отработать наиболее трудные места и технические детали;
  • связать эти детали в более крупное построение;
  • технические трудности проигрывать в медленном темпе (под метроном);
  • к настоящему темпу подходить постепенно, по мере усвоения текста;
  • добиваться качественного звучания инструмента;
  • тщательно анализировать причину недостатков и искать пути их устранения;
  • завершением работы над этюдами должно стать свободное, выразительное исполнение;
  • для развития музыкальной памяти этюды исполняются наизусть.

2.2.3. Учебно-методическая литература, используемая в работе

Для обучения игре на ударных инструментах существует ряд сборников. В педагогической практике я применяю:

  • для игры на малом барабане – К.М. Купинский «Школа игры на ударных инструментах»; Kevin Tuck «Drums. Book 1»; В. Осадчук «Этюды для малого барабана. Выпуск 1»;
  • для игры на ударной установке «Школа игры на ударной установке в стилях Hard Rock Heavy Metal» издательства «Guitar College»; Rick Latham «Advanced Funk Studies»; Eckhart Kopetzki «Beat Box – 22 Solos for Drum Set».
  • для игры на ксилофоне Хрестоматия для ксилофона и малого барабана Т. Егорова и В. Штеймана.

Сборник Kevin Tuck «Drums. Book 1» написан по принципу «от простого к сложному», в работе чаще всего применяю начальные ритмические упражнения. В «Школе игры на ударных инструментах» К.М. Купинского выставлены темповые обозначения. Сыграв этюды в указанных темпах, можно переходить к следующему более сложному этюду. Сборник В. Осадчука «Этюды для малого барабана. Выпуск 1» интересен для учащихся старшего школьного возраста. В нем представлены более разнообразные этюды, с динамикой и необычными ритмическими группировками.

При игре на ударной установке для учащихся младших классов использую сборник «Школа игры на ударной установке в стилях Hard Rock Heavy Metal» издательства «Guitar College». Написан на русском языке, в сборнике есть полезная информация для учащихся о правильной постановке за инструментом. Для старшеклассников интересны сборники Rick Latham «Advanced Funk Studies» и Eckhart Kopetzki «Beat Box – 22 Solos for Drum Set». В них представлены барабанные соло, а также рассматриваются более сложные ритмические грувы. Это только часть сборников, используемых мною при обучении учащихся.

Для игры на ксилофоне сборники технически сложные. Поэтому при подборе произведений я использую переложения для ксилофона.

Также активно в работе использую видеошколы Jojo Mayer «Secret Weapons For The Modern Drummer», Benny Greb «The Language of Drumming: A System for Musical Expression» (2009).

2.3. Результативность и эффективность опыта

На эффективность и результативность данного опыта влияет комплекс условий. Например, оснащенность учебного кабинета средствами обучения и воспитания: разнообразным дидактическим материалом, современным техническим оборудованием и инвентарем, качественными музыкальными инструментами. Индивидуальный подход, умение педагога заинтересовать учащегося, доброжелательная атмосфера на занятии – позитивно скажутся на эффективности и результативности данного опыта.

Непосредственным доказательством результативности педагогического опыта могут служить конкретные примеры достижений учащихся (Приложение 3).

  1. Заключение

Обучение игре на любом музыкальном инструменте – долгий и кропотливый труд. Чтобы добиться хоть каких-то результатов просто слов недостаточно. Только ежедневные занятия за инструментом помогут добиться поставленной цели.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  • подбор и объяснение материала необходимо продумывать, опираясь на возрастные особенности и возможности учащихся;
  • развитие технического мастерства строится поэтапно;
  • систематическая работа, дифференцированный подход к детям, варьирование музыкального материала – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии учащихся.

Данный опыт можно использовать педагогам дополнительного образования с целью эффективного развития техники игры на ударных инструментах, способствующей формированию исполнительского мастерства учащихся.

 

Приложение 1

Комплексные гимнастические упражнения

Упражнение №1

Взять в левую руку палки, предварительно сложив головки с рукоятками. Руку вытянуть в сторону до уровня плеча. Медленно вращать, поворачивая вытянутую руку влево в плечевом, локтевом суставе и в запястье так, чтобы ладонь пришла к верху, затем в обратную сторону до того же положения (ладонь кверху). Повторить упражнение 6-8 раз подряд сначала левой, потом правой рукой.

Упражнения №2

Охватить палки, сложив головки с рукоятками, обеими вытянутыми вперед руками так, чтобы ладони обеих рук были обращены вверх. Сгибать руки в локтевых суставах, приближая палки к подбородку. Повторять 6-8 раз.

Упражнение №3

Исходное положение, как в предыдущем упражнении. Сгибая руки в локтевых суставах, приблизить кисти рук к груди, отведя локти в стороны и вверх, сделать полный поворот рук, вытянув их вперед. Ладони должны быть опять обращены кверху.

Упражнение №4

Специальное упражнение для безымянного пальца и мизинца левой руки. Все пальцы левой руки выпрямлены и прикасаются друг к другу. Согнуть безымянный палец и мизинец так, чтобы концы их прикоснулись к ладони, остальные пальцы должны быть совершенно неподвижны. Повторить упражнение 8-10 раз.

 

Приложение 2

Постановка исполнительского аппарата

  1. Исходное положение

Малый барабан ставится между ног, с легким наклоном к себе. Высоту стойки отрегулировать так, чтобы верхний пластик барабана был примерно на уровне колен. Палочки держат большим и указательным пальцами так, чтобы палочка находилась в позиции между первой и второй фалангой указательного пальца, а большой палец для прочности «замка» сверху легко на ее надавливал. Большой палец держит палочку так, словно она является его продолжением. Чтобы палочка держалась прочнее, ее придерживают остальными пальцами, но именно «придерживают», а не «держат». Не следует оттопыривать мизинец, его подушечка тоже касается палочки. Локти опущены. От локтя до конца палочки прямая линия, причем в конце обе палочки сходятся, образуя примерно 45-градусный угол. Сидеть расслабленно, не напрягаясь.

  1. Удары кистью

Движение руки во время удара точнее всего можно описать следующим образом: представьте, что на конце палочки привязана длинная лента, которую вам необходимо пустить волной. Это движение более всего и похоже на удар. Палочки после удара к пластику не приклеивать, а фиксировать их после отскока над поверхностью, и чем ближе к пластику, тем лучше. Плавный замах, после чего следует резкий удар вниз. Ни в коем случае не зажимать кисть, будь то момент замаха или удара. Исходное положение принимаем после каждого удара: движение правой рукой — исходное положение — движение левой — опять исходное положение и т.д. Локти при этом не поднимаем, работают только запястья. Собственно, поэтому удары кистью таковыми и являются, т.к. локти здесь не задействованы.

  1. Удары от предплечья

Начинаем замах с движения локтя в сторону и вверх, далее движение вверх подхватывает запястье, поднимая кисть с палочкой, которая смотрит головкой вниз, словно выцеливая место будущего удара. Затем резкое движение локтя вниз заставляет кисть руки ударить по барабану. Напоминает удар хлыста у пастуха. Как уже отмечалось выше, вновь после каждого удара возвращаемся в исходное положение.

  1. Удары от плеча

Абсолютно идентичные движения, как и в предыдущем ударе, с той лишь разницей, что локти поднимаются выше, чтобы рука в конечной точке замаха была полностью вытянута вверх. В этих ударах задействованы все мышцы рук, они учат распределять работу мышц равномерно во время всего цикла «замах — удар».

  1. Упражнение «лестница»

Начиная от тихих низких ударов кистью, плавно увеличивая замах, перейти на удары кистью с высоким замахом, затем, задействовав локти, плавно поднимая их вверх, дойти до ударов от предплечья и через них, поднимая руки еще выше, дойти до ударов от плеча. Затем, плавно опускаясь, через удары от предплечья опять прийти к ударам кистью. Затем цикл повторить. Упражнения начинаются и заканчиваются в одинаковом темпе. Растянуть один цикл на 2-3 минуты. Обратить внимание на плавность перехода между ударами кистью, ударами от предплечья и плеча. Полезно заниматься перед большим зеркалом, где все ошибки видны со стороны.

 

Приложение 3

Результативность учащихся

2015 год

Конкурс талантливых детей и молодежи «Мы только начинаем»:

  • диплом 1 степени Новицкая Екатерина в номинации «Инструментальная музыка (соло) 16 и старше лет»;
  • диплом 2 степени Новицкая Екатерина и Середенко Алексей в номинации «Инструментальная музыка ансамбли после 16 лет».

3 Открытый-1 Международный конкурс талантливых детей и молодежи «Новые вершины»:

  • диплом финалиста Новицкая Екатерина.

2016 год

II конкурс юных исполнителей «Рождественская звезда-2016»:

  • Лауреат 1 степени Ермолович Иван в номинации «Инструментальная музыка (соло) до 10 лет»;
  • Лауреат 1 степени Ермолович Иван и Лашкевич Тимофей в номинации «Инструментальная музыка (ансамбли) до 10 лет».

II Международный фестиваль-конкурс «Новые вершины»:

  • диплом финалиста Ермолович Иван.

2017 год

конкурс талантливых детей и молодежи «Мы только начинаем»:

  • Лауреат 1 степени Ермолович Иван в номинации «Инструментальная музыка (соло) до 10 лет»;
  • Лауреат 1 степени Ермолович Иван и Лашкевич Тимофей в номинации «Инструментальная музыка (ансамбли от 2 до 8 участников) до 10 лет».

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас