-

- - -

 

Автор проекта:

Микита Вероника Викторовна, педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк»

 

Методическое сопровождение:

Чумак Людмила Алексеевна, методист отдела декоративно-прикладного творчества;

Середа Татьяна Владимировна, заведующий отделом декоративно-прикладного творчества

Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк»

 

Минск 2017

Содержание

 

  Стр.
Информационная характеристика проекта ……………………………. 4
Методологическая характеристика проекта …………………………… 4
Описание деятельности. Этапы реализации .………………………….. 8
1) информационный этап …………………………………………..

2) диагностический этап …………………………………………

3) практический  этап ……………………………………………

4) результативный этап …………………………………………….

Список использованных источников ……………………………………

8

9

10

11

12

Перечень приложений …………………………………………………… 14

 

«Каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и инструменты, чтобы превратить её в статую. Мы можем таскать эту глыбу за собой, так ни разу её и не коснувшись, мы можем разбить её в мелкую крошку, а также мы можем сделать из неё великий шедевр».

Ричард Бах

Аннотация

В век развития современных технологий учащимся трудно определить понятия «добра и зла», позиционировать себя как личность. Они перестают стремиться к саморазвитию, равновесию мыслительной и чувствительной деятельности, угнетает недовольство жизнью, испытывают внутреннюю напряженность и усталость. Многим вообще не с кем пообщаться на интересующие темы в силу занятости родителей или отсутствия некоторых членов семьи. Дети зачастую приходят высказать к педагогу свою боль и разочарование.

Средства изобразительной деятельности помогают освободиться от негативных эмоций, высвободить творческую энергию, снять психическое напряжение и, таким образом, успокоиться, сосредоточиться, соответственно, улучшить настроение, здоровье и успеваемость в школе.

Информационная характеристика проекта

Тема проекта: Влияние изобразительного искусства на эмоциональное состояние учащихся.

Автор проекта: Микита Вероника Викторовна, педагог дополнительного образования.

Методическое сопровождение: Чумак Людмила Алексеевна, методист; Середа Татьяна Владимировна, заведующий отделом декоративно-прикладного творчества.

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» г. Минска»

Адрес учреждения: г. Минск, пер. Полевой, дом 2А, почтовый индекс – 220006. Телефоны: (017) 223-35-24 (факс), (017) 223-87-09. E-mail: lencvr@minsk.edu.by. Сайт: http:// lencvr.minsk.edu.by.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.

География проведения проекта – СШ №24, каб. 407 С.

 

«Успех – это идея плюс воплощенный выбор.

Если оглянуться вокруг, то всё, что мы видим,

к чему можем прикоснуться руками когда-то

было лишь невидимой идеей,

пока НЕКТО не воплотил её в жизнь.»

Ричард Бах

Методологическая характеристика проекта

Любая психологическая составляющая, любой эмоциональный аспект можно оформить в визуальную изобразительную форму, которая сможет помочь учащимся:

— понять себя, оценить, найти точки соприкосновения с внешним миром, которые помогут человеку найти выход из сложного положения, помогут «не бояться, а стать исследователем» через средства изобразительного искусства;

— развить в себе мышление и рассудительность, необходимое в жизни и в данной конкретной ситуации.

Если ребёнок сможет владеть своим эмоциональным состоянием, сдерживать свои негативные эмоции (или грамотно «освободиться» от них не оказывая воздействия на окружающих), то он будет способен воспринимать любой материал должным образом. Эта способность послужит хорошей почвой для улучшения всей его умственной активности. Таких результатов можно достигнуть различными способами изобразительной деятельности.

Решение этих задач осуществимо разными путями, в том числе проведением занятий методом проектов.

Под «методом проектов» понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения (а также систематизирует их) в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Шакун Т. «Методологические основы проектной деятельности»).

Проект от лат. «projektus» означает буквально « выброшенный вперед». Французское слово «projet» переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские учёные Джон Дьюи (1859-1953) и Уильям Херд Килпатрик (1871-1965). Они предполагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность учащегося, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Проектная деятельность позволяет педагогу осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку и изменить психологический климат на уроке. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлечённым в активный познавательный творческий процесс, где педагог-наставник, консультант для получения новых знаний и закрепления полученных ранее знаний по темам, в рамках которых проводится проект. Значит между учащимся и педагогом устанавливаются взаимоотношения сотрудничества.

Решение проблемы, значимой в исследовательском плане, найдено исходя из моего педагогического опыта обучения детей разных возрастных категорий и взрослых. Оно связано с использованием различных видов изобразительной деятельности: нетрадиционных приёмов использования цвета, различных техник (гратаж, кляксография, монотипия приёмов акварели), которые помогают ребёнку перестать испытывать страх «чистого листа» бумаги, успокоиться, расслабиться, соответственно способствовать накоплению положительных эмоций. А также такие занятия помогают контролировать свои эмоции и ситуации, связанные с ними, а значит, помогают принять  и правильное решение в непростой жизненной ситуации.

Посредством занятия изобразительным искусством, через любовь к «прекрасному» человек может научиться владеть своими эмоциями, чувствами, и в сложной жизненной ситуации принять наиболее верное положительное решение. А воспитание положительных качеств, культурная осведомлённость формируют в растущем человеке понятие «человечности», взаимоуважения к другим, сострадания, участия – значит изменения общества в сторону созидания, а не потребления.

Актуальность проекта заключается в изучении возможностей использования средств изобразительной деятельности для духовного и физического здоровья учащихся, а также для реализации здоровьесберегающих технологий.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». И именно самовыражение через творчество предполагает метод арт-терапии.

Представители гуманистического направления арт-терапии Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер, педагоги Л.Д. Лебедева, Ю. Красный и др. считают, что основу успешного применения средств арт-терапии в работе с учащимися составляют непосредственное участие каждого ребенка в творческой деятельности, организация условий свободы самовыражения, создание обстановки психологического комфорта для детей. Арт-терапия способствует развитию правого полушария головного мозга, деятельность которого составляет основу творческого мышления (Э. Виршоп, 1978).

Термин «Арт-терапия» (арт – искусство, art therapy — терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния [3].

Л.Д. Лебедева в своих работах, посвящённых вопросам использования арт-терапии переводит  понятие «терапия» не только как «лечение», но и как «уход, забота». Она, в частности, пишет, что «словосочетание «арт-терапия» понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности» [Книга  Лебедевой Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий». — СПб.: Речь, 2003] .

Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков у учащихся (Р. Сильвер, 1978).

Важно отметить, что на новом этапе развития системы образования происходит изменение понимания содержания школьного образования (культурологический подход). От понимания содержания образования как системы предметного знания основ наук – к пониманию его как целостной системы взаимосвязанных различных видов знаний (информативных, оценочных, рефлексивных), характеризующих общественный строй. Средствами зрительного художественного образа педагог  отвечает на вопросы «Что? Как? Почему?» и корректирует сознание ребёнка.

Детский рисунок – это результат деятельности учащегося на данном этапе жизни. Этот результат ему необходим. Он показывает состояние души, уровень развития ребёнка. Педагогу детский рисунок дает материал для дальнейшей коррекции.

Рисунок для самого ребёнка – это речь, иллюстрация его внутреннего мира, это явление человеческой жизни, а также средство коммуникации, и как следствие, средство социальной адаптации его в обществе.

Проблема проекта – информационная и физиологическая загруженность детей в связи с воздействием стресса, нехваткой времени для отдыха, влиянием негативных эмоций и отсутствием знаний как эти проблемы решить.

Тезисы проблемы:

  1. Позиционирование себя как индивидуума, как личности в социуме;
  2. Стремление к саморазвитию;
  3. От осознания саморазвития к пониманию «прекрасного»;
  4. От понимания – к состоянию внутреннего равновесия;
  5. От равновесия – к понятию «человечности» (сострадания, помощи, взаимопонимания, взаимоуважения);
  6. Изменение общества в сторону «созидания, а не потребления».

Цель: изучение влияния изобразительного искусства на эмоциональное состояние учащихся.

Задачи:

  1. Систематизировать и углубить знания учащихся, связанные с отображением чувственно-эмоциональной сферы (понятия «арт-терапия», нейронные связи).
  2. Формировать у учащихся представление о практическом применении полученных знаний в своей жизни.
  3. Оценить эффективность применения специальных упражнений, соответствующих законам построения композиции и цветоведения, а также технике и приёмам работы с мягким материалом и акварелью.

Объект проекта – корректировка эмоционального состояния учащихся под влиянием изобразительного искусства.

Субъект проекта – учащиеся 6-9 классов на базе объединения по интересам «Весёлые краски» (руководитель Микита В.В.).

Предмет проекта – применение эффективных форм, методов, приёмов и средств воздействия на эмоциональную сферу человека для дальнейшей корректировки эмоционального состояния.

  • Доминирующий в проекте метод – творческий.
  • Доминирующий содержательный аспект – изобразительное творчество (этюды).
  • Практическая осуществляемость проекта – выполнение этюдов природных форм по определённой эмоции. Результатом проекта является публичная защита своего «мини-проекта» по определенной теме каждого участника.

Предполагаемый результат

Данный проект имеет временные показатели, соответствующие учебному времени, определённому программой объединения по интересам «Весёлые краски». Для наиболее достоверной оценки необходимо поэтапное наблюдение испытуемых в течение всего цикла занятий.

Предполагаемый результат: цикл занятий по проектной деятельности в рамках программы объединения по интересам «Весёлые краски» (Приложение 1).

Методы проектирования:

Теоретические:

— изучение научно-методических источников по теме проекта;

Практические:

— проведение мероприятий (занятий) по теме проекта;

— изучение методической документации ЦДОДиМ «Маяк» по организации и проведению проекта;

— наблюдение и собеседование с учащимися.

Характеристика основных видов ресурсов

— научно-педагогические, методические источники по теме проекта;

— опыт автора проекта;

— материально-технические: компьютер, материалы для изобразительной деятельности, таблицы по цветоведению, основам композиции, материаловедению, образцы работ.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Количественные:

— количество проведенных учебных занятий;

— количество учащихся объединения по интересам «Весёлые краски» — участников проведённых мероприятий.

Качественные:

— качество оформления результатов реализации проекта (этюдов – мини-проектов)

Описание деятельности

Этапы реализации

1.Этап. Информационный.

Задача:

а) ознакомить учащихся с содержанием понятия «арт-терапия»

Современные методы арт-терапии неразрывно связаны с различными культурными феноменами. «Лечение искусством» появилось тогда же, когда и само искусство – интернациональный язык образов. Оно возникло с целью общения, как средство коммуникации. Склонный к символизации человек, бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве. Для многих людей творчество является до сих пор фактором сохранения душевного равновесия и здоровья.

Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальное искусство: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку.

Ознакомившись с данной информацией, я сделала вывод об «исцеляющей роли искусства» в жизни человека.

б) объяснить феномен воздействия изобразительного искусства на состояние человека с научной точки зрения.

Включение в учебный процесс творческих заданий на основе изобразительной деятельности способствует развитию творческого мышления и становлению благополучного эмоционального состояния.

«Эмоции – основа индивидуальности, именно они нас делают уникальными. Эмоции напрямую связаны с нашим здоровьем и благополучием. Если мы научимся их понимать или управлять ими, то сможем улучшить свою жизнь», — так считает профессор психологии Ричард Дэвидсон. Он утверждает, что своими эмоциями мы можем управлять, если изменим нейронные связи: «У каждого нашего гена есть что-то вроде «регулятора громкости»: он может заявлять о себе едва слышно или в полный голос».

Нейронная сеть (биологическая нейронная сеть) выполняют специфические физиологические функции. Она состоит из группы или групп химически или функционально связанных нейронов [2].

Автор книги «Гормоны счастья» профессор Калифорнийского университета Лоретта Грациано Бройнинг предлагает пересмотреть шаблоны нашего поведения и научиться запускать действие гормонов (серотонина, дофамина, эндорфина и окситоцина). Гормоны влияют на механизмы образования эмоций и действие различных нейрохимических веществ, и, как следствие, участвуют в формировании устойчивых привычек.

Безусловно, развитие эмоциональных стилей зависит от наших генов, но вклад жизненного опыта тоже очень велик. Эмоциональны стили формируются в раннем возрасте, но активность отделов мозга и даже их структура, могут меняться в результате нового опыта. Это означает, что мы можем повлиять на свои эмоциональные реакции, если будем решать задачи и делать упражнения (например, арт-занятия).

В ходе работы американских психологов и исследователей под руководством в данной области Ричард Дэвидсона, первые результаты показали, что дети начинают лучше учиться, лучше себя чувствуют, меньше болеют, лучше взаимодействуют с одноклассниками и взрослыми. Например, используемые в нашей практике упражнения, помогают людям, страдающим бронхиальной астмой (болезнь которых – это реакция на стресс) существенно ослабить симптомы приступов и даже сократить их частоту. Профессор и его команда учат больных иначе реагировать на стресс, что изменяет соответствующие контуры мозга и уменьшает воспаление [1].

Учёные разных стран пытаются повлиять на количество нейронных связей и таким образом изменить качество жизни.

В современном мире существует множество методик, позволяющих человеку расслабиться, прийти в спокойное эмоционально-физическое состояние.

2 этап. Диагностический.

Задача: провести исследование о способах эмоциональной релаксации.

В настоящее время многие учащиеся практически не имеют свободного времени для отдыха (учёба в школе, тренировки в спортивных секциях, занятия по интересам и т.д.). Всё это создаёт «благополучную почву» для развития стресса, а значит ухудшения и эмоционального, и физического состояния. Как следствие, это ведет к снижению умственной активности. Таким образом, ухудшается качество жизни.

В возможностях педагога есть приёмы и способы, которые помогут выявить эмоциональное состояние человека, определить положительная эта эмоция или негативная (напряжение, стресс, депрессия). Одними из таких эффективных средств являются теория цветоведения, основы ритмического построения композиции. С их помощью, по структуре и цвету выполненного рисунка, можно определить в каком состоянии находится человек. А с помощью средств изобразительной деятельности повлиять на эмоциональный фон человека, настроить его на «положительный лад. Этому способствуют приёмы акварели (по-сырому), техники пастели и другие.

Названные средства изобразительного искусства помогают выразить свою любую эмоцию (в том числе и негативную), соответственно уменьшить её влияние на организм. После чего человек расслабляется, приходит в уравновешенное состояние, данное ему Богом, а значит, улучшает качество своей жизни.

Из выше сказанного следует, что на данном этапе необходимо:

  1. Грамотно определить характер эмоционального состояния человека; каким образом та или иная эмоция влияет на физиологию человека, то есть «включить» «самоосознание», которое описывает насколько хорошо мы осознаём свои телесные ощущения, понимаем ли то, о чём говорит наше тело. Когда мы в печали, какие чувства проявляются в нём?
  2. Отобразить свою эмоцию, выразить её с помощью средств изобразительного искусства, соответственно снизить её влияние на человека (избавиться от негативной и усилить воздействие позитивной). Значит, человек начнёт расслабляться и почувствует повышение тонуса эмоционального состояния. Здесь будет проявляться «устойчивость» или «эмоциональная гибкость», которая определяет, насколько мы быстро восстанавливаемся после неприятностей.
  3. Расслабиться, прийти в уравновешенное эмоциональное состояние, значит улучшить качество своей жизни. Понять термин «мироощущение», который показывает, как долго мы способны испытывать положительные эмоции после приятного события.

3 этап. Практический.

Задача: Практически применить техники изобразительного искусства и упражнения, которые приносят терапевтический эффект.

а) Методы реализации:

для реализации этого этапа необходимо подобрать специальные упражнения, соответствующие законам построения композиции (ритмическое расположение фигур по горизонтали, по вертикали, нисхождение и возвышение ритмического ряда, которые и определяют – спокойствие, движение вверх, ощущение падения и подъёма); а также техники и приёмы работы с мягким материалом (пастель, тушь, акварель), которые по праву можно назвать «арт-терапевтическими».

б) Основные мероприятия: изложены в приложении 1 и проведены с учащимися объединения по интересам «Весёлые краски» (база проведения -СШ № 24, каб.407 С).

в) Причины выбора данных форм работы.

Из опыта моей работы, знаний основ теории и практики изобразительного искусства, следует, что именно данные упражнения способствуют высвобождению негативных эмоций и стресса на бумагу, то есть снижают их влияние на человека. Также способствуют расслаблению физического и эмоционального состояния человека и повышению жизненного тонуса и, как следствие – улучшению качества жизни.

г) Практическое осуществление проекта (проблема – цель – задача – метод) и актуальность его в современной жизни.

Основная проблема, изложенная в данном проекте, связанная с перегрузкой детей и воздействием на них стресса и негативных эмоций, решается осуществлением специфических методов изобразительной деятельности, что также систематизирует и углубляет их знания по цветоведению и основам композиции, ряда теоретических понятий (нейронные связи, арт-терапия и другие). Такие знания помогают сформировать представления о практическом применении этих знаний в жизни: идентифицировать себя как личность в социуме, обрести внутреннее равновесие и улучшить качество жизни.

4 этап. Результативный.

Задача: оценить эффективность методов образовательной деятельности.

Данный проект имеет временные показатели, которые определены программой объединения по интересам «Весёлые краски». Для наиболее достоверной оценки необходимо постоянное наблюдение испытуемых в течение цикла обучения. Например, предположение об улучшении качества жизни и достижении успеха, возможно лишь, если использовать данные методики постоянно, соответственно «приучить» свой организм справляться со стрессом и негативными эмоциями в жизни. Также тезис о «социальной адаптации» будет реализован в жизни, если человек не будет позволять эмоциям выплёскиваться на окружающих, а только на бумагу. Это не всегда предоставляется практически возможным.

Несмотря на это, художественное творчество выделяется исследователями как наиболее предпочтительная сфера реализации творческих сил человека.

Деятельность, связанная с изобразительным искусством:

— в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безынициативность;

— является средством невербального общения. Особенно незаменима для тех людей, которым трудно адаптироваться в современном обществе, трудно выразить свои мысли, переживания;

— является способом самовыражения, выражает атмосферу терпимости и внимания к внутреннему миру человека;

— продукты творчества являются свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, а также соответствующего исследования.

В процессе изучения эффективности использования средств изобразительной деятельности, я сделала выводы по данным показателям:

а) Количественные показатели: метод проекта может быть востребован в образовательном процессе с учащимися разных возрастных категорий, а также взрослыми.

б) Показатели социального развития личности (теоретические результаты): из группы испытуемых, участвовавших в проекте, некоторые учащиеся, не обладавшие достаточным качеством знаний по цветоведению и основам ритмического построения композиции, а также их грамотному применению на практике, получили развёрнутый информационный практикум по теме. Также все практические действия подтверждались обоснованием различных педагогических методик и научных исследований, что расширяло кругозор учащихся.

Продуктом социально-творческой деятельности (практическими результатами) явились этюды простых природных форм, соответствующих определённому эмоциональному расположению учащихся, выполненных в соответствующей цветовой гамме и композиционно построенных таким образом, чтобы отразить все грани данной эмоции и снизить её влияние на человека (если она отрицательна) или усилить её насыщенность (если она положительна). (Приложение 1)

в) Показатели социальной адаптации личности (нравственные показатели): отметилось снижение порога негативных влияний и стресса на чувственно-эмоциональную сферу учащихся, что способствует большей социальной адаптации, а значит, помогает при достижении успеха в жизни.

Список использованных источников

  1. Архив журнала «Psychologies» — Режим доступа: http:  ru
  2. Абдуллаев Руслан. Исследовательская работа [Электронный ресурс] // Руслан Абдуллаев, Татьяна Гусак. – Режим доступа: http: nsportal.ru
  3. Википедия — свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org.
  4. Гусинский, Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей / Э.Н.Гусинский. Ю. И. Турчанинова. — М. : Фирма «Интерпракс», — 1994.
  5. Дэвидсон, Р. Как эмоции управляют мозгом / Р. Дэвидсон, Ш. Бегли. С-Петербург: Питер, 2012.
  6. Евладова, Е.Б. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования учащихся 5-7 кл. на уроках и во внеурочной деятельности / Е.Б. Евладова, Т.И. Петракова. — Минск, 1994.
  7. Здоровьесберегающие технологии. // ГУО ЦДОДиМ «Маяк» г.Минск; сост.: Л.А.Чумак. – Минск.
  8. Крылова, Н. В. Ребенок в пространстве культуры / Н.В.Крылова. — Минск, 1994.
  9. Коул, М. Культурные механизмы развития / М.Коул // Вопросы психологии. — 1995.- №8.
  10. Коваль, М. В. Педагогика внешкольного учреждения / М.В.Коваль. — Оренбург, 1993.
  11. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М.Коджаспирова . — Минск, 1994.
  12. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П.Костерин. – Минск, 1980.
  13. Лерман, С.П. Проект как одна из современных технологий обучения [Электронный ресурс] / С.П. Лерман, В.А. Наумова. – Режим доступа: http://didlioFond.ru>view.aspx?id=884038
  14. Метод проектов и его значение при обучении информатики в начальной школе. — Режим доступа: https://www.studsell.com/view/79193
  15. Потапова, М.П. Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством / М.П. Потапова ПДО МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» г. Томск. – Томск.
  16. Сокольникова, М.Н. Основы рисунка / М.Н. Сокольникова. – Обнинск, 1996.
  17. Третьяков, Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции / Н.Н. Третьяков. – Свято – Введенская Оптина пустынь, 2001.
  18. Гаврилин, А.В., Личность в воспитательной системе школы: научно-методический сборник / А.В.Гаврилин, Л.И. Новикова
  19. Мартынов, Е.В. Сборник образовательных программ кружков учреждений внешкольного воспитания и обучения г. Минска / Е.В. Мартынова. – Минск: МГДДиМ, 2005.
  20. Сериков, В. В. Личностно ориентированное образование / В.В.Сериков // Педагогика. – 1994. — №5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас