Педагогический опыт Методические рекомендации Алгоритм подготовки методиста к организации и проведению обучающего...

Алгоритм подготовки методиста к организации и проведению обучающего семинара (методические рекомендации)

-

- - -

Алгоритм

подготовки методиста к организации и проведению обучающего семинара (методические рекомендации)

 

Королько Елена Михайловна,

методист 1 квалификационной категории ЦДО ДиМ «Светоч» г. Минска

 

Семинар – это форма обучения педагогов дополнительного образования, целью которой является углубление и систематизация наиболее важных в профессиональной деятельности разделов и тем.

Главные цели обучающего семинара:

  1. Углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки педагогов дополнительного образования, полученные в Учреждении образования, в ходе профессиональной деятельности.
  2. Проверить качество знаний.
  3. Помочь разобраться в наиболее сложных вопросах.
  4. Выработать умение правильно применять теоретические положения в практике профессиональной деятельности.
  5. Обучить: правильному формулированию и изложению собственных выводов из изученного материала; корректному ведению дискуссии; умению выслушивать мнения оппонентов.

Основные функции:

  • Учебно-познавательная: закрепление, расширение, углубление знаний;
  • Обучающая: развитие и углубление навыков отбора и обобщения информации;
  • Побудительная: побуждение к более активной и целеустремленной работе;
  • Воспитывающая: формирование мировоззрения, убеждений, воспитание самостоятельности, смелости и научного поиска, состязательности, норм корректного обсуждения проблем.

ВИДЫ СЕМИНАРОВ:

  • по углублению изучения определенного теоретического курса;
  • по основательной проработке определенных тем;
  • исследовательского типа по отдельным научным проблемам.

Характерные черты:

  • самостоятельный поиск педагогами решения образовательной проблемы;
  • корректирующая помощь руководителя семинара.

Подготовка к организации и проведению обучающего семинара включает в себя следующие этапы:

Подготовительный: на данном этапе методистом проводится:

  • изучение уровня подготовки педагогов-участников обучающего семинара;
  • формирование учебных групп основных ступеней Школы педмастерства из состава педагогов дополнительного образования;
  • составление тематического плана занятий обучающих семинаров Школы педмастерства, который является одним из разделов перспективного плана работы УМК на учебный год;
  • ознакомление с графиком занятий семинара;
  • методистом, руководителем обучающего семинара, осуществляется целенаправленная и систематическая подготовка к занятиям семинара, включающая:
  • подготовку выставочных методических материалов по заданной теме (из опыта работы педагогов);
  • ознакомление с новинками новейшей методической литературы, интернет-ресурсов, СМИ;
  • постановку цели и задач семинара;
  • подготовку плана-конспекта; м/медийной презентации, материалов практической деятельности; программы семинара; регистрационных листов; раздаточного материала.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Цель: мобилизовать педагогов дополнительного образования к обучению, активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия.

Организационный этап. Содержит приветствие с педагогами, выявление отсутствующих, создание благоприятной атмосферы.

Основной этап. Включает мотивацию и стимулирование обучающей деятельности, обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие, диагностику правильности усвоения, углубления и расширения знаний педагогами.

Содержание этапа должно быть кратким, отражать основные определения, технологии, формы и методы деятельности, связь с современностью, раскрывать цель и задачи занятия в рамках заданной темы.

Руководитель семинара создает психологическую атмосферу свободного высказывания педагогами собственных мнений без боязни ошибиться;

  • побуждает обучающихся к применению теории для анализа жизненных фактов;
  • осуществляет подготовку вопросов, требующих творческого мышления;
  • активно участвует в теоретическом споре участников семинара, проявляя умение сталкивать различные точки зрения;
  • формирует умение отстаивать свою точку зрения и переубеждать;
  • создает проблемные ситуации, способствующие усилению познавательной активности педагогов, умению применять знания на практике.

Основу практической деятельности составляет система мини-заданий; заданий-наблюдений, заданий учебно-тренировочного, творческого характера, заданий на рефлексию личностно-профессиональных качеств. Основу заданий составляют разнообразные тесты, опросники, анкеты.

Содержанием практических заданий могут стать задачи аналитического характера: анализ педагогических ситуаций, решение ситуационных задач и т.д.

Практическую деятельность можно проводить по принципу мини-заданий. Задания могут быть ориентированы:

  • на уровень узнавания, т.е. на выбор нескольких понятий нужного;
  • на уровень репродукции, т.е. на воспроизведение полученных знаний, умений, навыков;
  • на вариативно-воспроизводящий уровень, т.е. на осуществление простейших операций по готовым образцам;
  • на аналитико-синтетический уровень, т.е. на умение обобщать, дифференцировать знания, умения, навыки, связывать старое с новым;
  • на творческий уровень, т.е. на перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию.

В практической деятельности можно выделить три вида заданий:

  1. задания, стимулирующие и активизирующие мотивацию профессиональной деятельности;
  2. технологические задания с определенным алгоритмом действия (провести, выписать и т.д.);
  3. задания с преобладанием интеллектуальной деятельности (сравнить, придумать, составить и т.д.).

Практическую деятельность можно провести в форме деловой игры.

Выбор материала для практической деятельности определяется содержанием конкретной темы, возрастными, индивидуальными особенностями обучающихся, методикой учебного занятия.

Основное назначение практического вида деятельности – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка педагога дополнительного образования к компетентной профессиональной деятельности.

Заключительный, рефлексивный этап. Его содержание состоит из разбора семинара:

  • насколько достиг поставленной цели;
  • его теоретический и практический уровень: глубина, новизна, оригинальность, самостоятельность.

Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные оценочные суждения о работе группы, советы и рекомендации на будущее.

Основные требования к деятельности руководителя семинара:

  • расширяется диапазон теоретической подготовки;
  • осуществляется использование новейшей методической и научно-популярной литературы;
  • увеличивается объем организаторской работы;
  • возрастает роль индивидуального подхода; руководитель обеспечивает индивидуальное и коллективное творчество; высокий уровень обсуждения теоретических проблем.

 

 

 

 

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас