Алгоритм
подготовки методиста к организации и проведению обучающего семинара (методические рекомендации)
Королько Елена Михайловна,
методист 1 квалификационной категории ЦДО ДиМ «Светоч» г. Минска
Семинар – это форма обучения педагогов дополнительного образования, целью которой является углубление и систематизация наиболее важных в профессиональной деятельности разделов и тем.
Главные цели обучающего семинара:
- Углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки педагогов дополнительного образования, полученные в Учреждении образования, в ходе профессиональной деятельности.
- Проверить качество знаний.
- Помочь разобраться в наиболее сложных вопросах.
- Выработать умение правильно применять теоретические положения в практике профессиональной деятельности.
- Обучить: правильному формулированию и изложению собственных выводов из изученного материала; корректному ведению дискуссии; умению выслушивать мнения оппонентов.
Основные функции:
- Учебно-познавательная: закрепление, расширение, углубление знаний;
- Обучающая: развитие и углубление навыков отбора и обобщения информации;
- Побудительная: побуждение к более активной и целеустремленной работе;
- Воспитывающая: формирование мировоззрения, убеждений, воспитание самостоятельности, смелости и научного поиска, состязательности, норм корректного обсуждения проблем.
ВИДЫ СЕМИНАРОВ:
- по углублению изучения определенного теоретического курса;
- по основательной проработке определенных тем;
- исследовательского типа по отдельным научным проблемам.
Характерные черты:
- самостоятельный поиск педагогами решения образовательной проблемы;
- корректирующая помощь руководителя семинара.
Подготовка к организации и проведению обучающего семинара включает в себя следующие этапы:
Подготовительный: на данном этапе методистом проводится:
- изучение уровня подготовки педагогов-участников обучающего семинара;
- формирование учебных групп основных ступеней Школы педмастерства из состава педагогов дополнительного образования;
- составление тематического плана занятий обучающих семинаров Школы педмастерства, который является одним из разделов перспективного плана работы УМК на учебный год;
- ознакомление с графиком занятий семинара;
- методистом, руководителем обучающего семинара, осуществляется целенаправленная и систематическая подготовка к занятиям семинара, включающая:
- подготовку выставочных методических материалов по заданной теме (из опыта работы педагогов);
- ознакомление с новинками новейшей методической литературы, интернет-ресурсов, СМИ;
- постановку цели и задач семинара;
- подготовку плана-конспекта; м/медийной презентации, материалов практической деятельности; программы семинара; регистрационных листов; раздаточного материала.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Цель: мобилизовать педагогов дополнительного образования к обучению, активизировать их внимание, создать рабочую атмосферу для проведения занятия.
Организационный этап. Содержит приветствие с педагогами, выявление отсутствующих, создание благоприятной атмосферы.
Основной этап. Включает мотивацию и стимулирование обучающей деятельности, обсуждение проблем, вынесенных на семинарское занятие, диагностику правильности усвоения, углубления и расширения знаний педагогами.
Содержание этапа должно быть кратким, отражать основные определения, технологии, формы и методы деятельности, связь с современностью, раскрывать цель и задачи занятия в рамках заданной темы.
Руководитель семинара создает психологическую атмосферу свободного высказывания педагогами собственных мнений без боязни ошибиться;
- побуждает обучающихся к применению теории для анализа жизненных фактов;
- осуществляет подготовку вопросов, требующих творческого мышления;
- активно участвует в теоретическом споре участников семинара, проявляя умение сталкивать различные точки зрения;
- формирует умение отстаивать свою точку зрения и переубеждать;
- создает проблемные ситуации, способствующие усилению познавательной активности педагогов, умению применять знания на практике.
Основу практической деятельности составляет система мини-заданий; заданий-наблюдений, заданий учебно-тренировочного, творческого характера, заданий на рефлексию личностно-профессиональных качеств. Основу заданий составляют разнообразные тесты, опросники, анкеты.
Содержанием практических заданий могут стать задачи аналитического характера: анализ педагогических ситуаций, решение ситуационных задач и т.д.
Практическую деятельность можно проводить по принципу мини-заданий. Задания могут быть ориентированы:
- на уровень узнавания, т.е. на выбор нескольких понятий нужного;
- на уровень репродукции, т.е. на воспроизведение полученных знаний, умений, навыков;
- на вариативно-воспроизводящий уровень, т.е. на осуществление простейших операций по готовым образцам;
- на аналитико-синтетический уровень, т.е. на умение обобщать, дифференцировать знания, умения, навыки, связывать старое с новым;
- на творческий уровень, т.е. на перенос имеющихся знаний и умений в новую ситуацию.
В практической деятельности можно выделить три вида заданий:
- задания, стимулирующие и активизирующие мотивацию профессиональной деятельности;
- технологические задания с определенным алгоритмом действия (провести, выписать и т.д.);
- задания с преобладанием интеллектуальной деятельности (сравнить, придумать, составить и т.д.).
Практическую деятельность можно провести в форме деловой игры.
Выбор материала для практической деятельности определяется содержанием конкретной темы, возрастными, индивидуальными особенностями обучающихся, методикой учебного занятия.
Основное назначение практического вида деятельности – преобразование знаний в умения и навыки, овладение способами деятельности и на этой основе подготовка педагога дополнительного образования к компетентной профессиональной деятельности.
Заключительный, рефлексивный этап. Его содержание состоит из разбора семинара:
- насколько достиг поставленной цели;
- его теоретический и практический уровень: глубина, новизна, оригинальность, самостоятельность.
Заключение должно быть лаконичным, четким, в него включаются главные оценочные суждения о работе группы, советы и рекомендации на будущее.
Основные требования к деятельности руководителя семинара:
- расширяется диапазон теоретической подготовки;
- осуществляется использование новейшей методической и научно-популярной литературы;
- увеличивается объем организаторской работы;
- возрастает роль индивидуального подхода; руководитель обеспечивает индивидуальное и коллективное творчество; высокий уровень обсуждения теоретических проблем.