Педагогический опыт Методические разработки занятий Анималистический жанр в искусстве стран Дальнего Востока. Изображение птиц.

Анималистический жанр в искусстве стран Дальнего Востока. Изображение птиц.

-

- - -

План-конспект занятия

студии изобразительного искусства «Гармония»

«Анималистический жанр в искусстве

стран Дальнего Востока. Изображение птиц»

 

Разработчик:

Булат Елена Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

ЦДОДиМ «Светоч»

 

Тема занятия:

Анималистический жанр в искусстве стран Дальнего Востока. Изображение птиц.

Цель:

Ознакомление с особенностями анималистического жанра в традиционном искусстве (живописи) стран Дальнего Востока (Китай, Япония).

Задачи:

  • знакомство с жанром “цветы-птицы”;
  • обучение приемам монохромной живописи в изображении птиц, растений;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие личностных качеств, любовь к окружающему миру и миру птиц;
  • воспитание у детей интереса, уважения к ценности искусства других народов.

Возраст учащихся: 7 – 13 лет.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: практическое занятие.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

Словесные: рассказ, беседа;

Наглядные: показ, демонстрация;

Практические: практическая работа учащихся.

Оборудование и материалы:

Для учащихся: кисти, тушь, бумажные салфетки, палитра, емкости для воды, бумага: 2 листа формата А5;

Для педагога: иллюстративный материал с изображением репродукций картин художников Китая и Японии; сборник японской поэзии; картины и пособия с изображением птиц, растений.

Продолжительность занятия: 2 часа (90 минут).

План проведения занятия

  1. Организационный этап – 3 мин.
  2. Основной этап

Вводная беседа по теме «Живопись стран Дальнего Востока» – 17 мин.

Объяснение задания – 5 мин.

Выполнение упражнений – 15 мин.

Практическая работа – 40 мин.

  1. Заключительный этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия – 10 мин.

Физкультминутки проводятся через 20 минут работы на каждом уроке.

Ход занятия

 

  1. Организационный этап
  • Приветствие учащихся;
  • Проверка отсутствующих;
  • Подготовка рабочих мест к творческому процессу;
  • Целеполагание, сообщение темы, цели, задач занятия.

 

  1. Основной этап

Актуализация опорных знаний:

  • С каким жанром мы познакомились на предыдущих занятиях?
  • В чем особенности анималистического жанра?
  • Какие известные художники-анималисты вам известны?
  • Какие еще жанры живописи вы знаете?

Вводная беседа

На протяжении нескольких занятий мы изучаем анималистический жанр в изобразительном искусстве. Сегодня мы узнаем об удивительной традиционной живописи стран Дальнего Востока (Япония, Китай), которая существенно отличается от западной.

По названию стран – страны Дальнего Востока, мы понимаем, что эти земли, находятся где-то очень далеко. Давайте посмотрим на карте, где расположены места, в которых зародилась такая интересная манера живописи.

Го Си – знаменитый китайский художник XI в. писал о людях, которые думают, что картины создаются простым движением кисти. Он говорил о том, что им невдомек, сколь многотрудно занятие живописью. Мастер должен пестовать в своем сердце безмятежную радость. Думы его должны быть покойны и гармоничны. Тогда все чувства и все свойства вещей сами собой проявятся в сердце и столь же непроизвольно сойдут с кончика кисти на шелк. Эти размышления Го Си помогают нам понять насколько серьезно подходили художники Востока к  самому процессу творчества, как важно им было настроиться на создание картины.

В дальневосточной живописи существует ряд жанров. Жанр «цветы-птицы» включает в себя изображения растений, птиц, насекомых. В этих работах заключена важная идея «великого в малом». Одна ветка, один цветок, птица как бы вмещают в себя всю Вселенную. Многие художники писали стихи и красивыми иероглифами (каллиграфия) вписывали их в композицию картины с левой или правой стороны. Также художник указывал свое авторство на картине и ставил красную печать в углу.

Для того, чтобы вы прочувствовали эту технику и полностью погрузились в атмосферу дальневосточного искусства я прочитаю вам несколько хайку о птицах из энциклопедии классической живописи («Слово о живописи из сада с горчичное зерно»):

Стая птиц перелетных

В холод ночи упала

И застыла на глади озерной.

***

Крик фазана

В весеннее утро

Как будто раздвинул облака надо мной.

***

Шеренгой аисты застыли

На черепичной крыше.

Ночь.

***

Осенний мелкий дождь

Так пробирает до костей,

Что даже селезень мечтает

Под зонт соломенный укрыться.

Художники дальневосточных стран писали свои картины на длинных полотнищах бумаги или шёлка, которые имели форму горизонтального или вертикального свитка, завершенного деревянным валиком. Для работы над картиной у художника были «четыре сокровища»: кисть, которую изготавливали из шерсти животных или перьев птиц, тушь, бумага, камень для растирания туши.

Картина выполнялась на горизонтальной поверхности, на столе. кисть располагалась вертикально или под наклоном. Работы выполнялись как бы на одном дыхании, не отрываясь. Художник отступал в изображении от фотографической точности. Живопись в работах условна, лаконична, без проработки деталей.

Когда картина была написана, её наклеивали на плотную бумагу и окаймляли парчовым бордюром. Свитки хранили в драгоценных шкатулках и вынимали только для того, чтобы рассматривать.

Объяснение задания

Писать птиц начинают с клюва: глаза располагают рядом с его верхней частью. После того, как намечают глаза, рисуют голову. Затем изображают перья в нижней части головы и вокруг верхушки плеч. Это следует делать большими полукруглыми симметрично расположенными, то длинными, то короткими суживающиится штрихами. Концы крыльев только прорисовываются. Постепенно рисуются хвост и оперение вдоль позвоночника и под хвостом. Изображается  грудь и брюшко, позади них располагаются лапки и низ брюшка. В конце добавляют когти – они или схватили ветку, или распластаны.

Нужно как следует знать общую форму птицы. Птицы рождаются из яйца, и их форма напоминает яйцо, к которому добавлены голова, хвост, крылья и лапы. Вот, собственно, все, что касается внешних форм птиц.

На предыдущих уроках мы изучили разные способы изображения птиц (конструктивный, рисунок по контуру), изучали их пропорции и движение. Все эти знания и умения помогут нам освоить приёмы изображения птиц и растений в стиле суми-ё (рисование тушью).

Для выполнения рисунков в стиле искусства стран Дальнего Востока нам нужно изучить технику нанесения мазков. Для этого мы выполним 4 упражнения.

Сначала мы овладеем техникой рисования листьев бамбука.

Упражнение №1 « Мазки бамбука»

Используя технику изображения бамбука, мы напишем птиц в полёте и в состоянии покоя.

Упражнение №2 « Летящая птица»

И теперь, используя совмещенные мазки, мы сможем изобразить птиц, сидящих на ветке.

Упражнение № 3 «Сидящие птицы»

Практическая деятельность учащихся

Создание картины на основе изученных техник. В процессе выполнения задания педагог оказывает индивидуальную помощь учащимся.

 

  1. Заключительный этап Подведение итогов. Рефлексия

Педагог задает учащимся вопросы для закрепления учебного материала:

  1. Какое название имеет анималистический жанр в китайском искусстве?
  2. Что такое свиток?
  3. Каковы четыре сокровища китайского художника?

Выполненные на уроке рисунки можно разместить в ваших журналах «Юного натуралиста».

Ребята раскладывают в ряд работы. Педагог анализирует работы (выбирает удачные, подсказывает, как устранить ошибки и недостатки).

Уборка рабочего места.

 

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас