«БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К МАЛОЙ РОДИНЕ»

Из опыта работы по организации тематической смены летнего оздоровительного лагеря «Неугомон»  (с дневным пребыванием детей)

 

Ольховая Елена Александровна,

методист первой

квалификационной категории,

Государственное учреждение

образования «Центр дополнительного

детей и молодежи «Эврика» г. Минска»

Лето – чудесная пора. Начинаются каникулы, которых с нетерпением ждут и дети, и педагоги. Но у воспитания нет каникул. Педагогический коллектив ЦДО ДиМ «Эврика» ежегодно организует на своей базе оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Неугомон». Такой лагерь является наиболее демократичной формой организации летнего досуга школьников. 

Летние оздоровительные  практики нашего Центра является естественным продолжением образовательного процесса, продолжением творческого развития ребенка. Лето – великолепная возможность для получения новых и закрепления имеющихся знаний в области дополнительного образования. Дети знают, что летом в «Эврике» будет ещё ярче, интереснее и увлекательнее, чем в  учебном году.

За последние несколько лет в летнем лагере сложилась своя особая атмосфера и свой традиционный событийный ряд. Рассматривая различные формы организации работы в лагере, мы остановились на мероприятиях нравственно-патриотического развития воспитанников через знакомство с понятием малой родины. Близкое знакомство с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей, изучение корней своей семьи, истории малой родины оказывают непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогают найти образы для подражания. Гражданственность и патриотизм, прежде всего,  связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее получены знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно будет решаться одна из главных задач — воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой.

Воспитательно-оздоровительное пространство лагеря «Неугомон» представляется оптимальной площадкой для эффективной работы по воспитанию патриота, гражданина своей Родины, формированию в сознании учащихся уважения к культурно-историческому наследию своего народа.

В прошлом году была апробирована модель тематической смены «Большое путешествие к малой родине», направленная на эффективную организацию летнего детского отдыха и ориентированная на повышение  интереса участников смены  к истории малой родины и Беларуси в целом.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Кодекс Республики Беларусь об образовании (13.01.2011г., с изменениями и дополнениями), Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №82), Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016-2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 г. №9), Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06.09.2017 г. № 123).

 

Цель программы: создание привлекательной и познавательной игровой среды, способствующей  формированию активной гражданской позиции учащихся.

Среди приоритетных задач программы:

  • расширить знания по историческому и культурному наследию малой родины;
  • развить лидерские качества, творческий и интеллектуальный потенциал, нравственные и эстетические основы личности ребенка;
  • обеспечить физическому развитию и оздоровлению детей.

 

Условия успешности:

  • Творческий и компетентностный подход педагогов к реализации программы смены;
  • максимальное использование воспитательного потенциала учреждения как способа организации и обеспечения процесса оздоровления детей;
  • соблюдение свободного и заинтересованного выбора учащимися профильных мастер-классов;
  • поддержание постоянной игровой ситуации, способствующей проявлению талантов каждого ребенка.

 

Ожидаемые результаты:

  • укрепление интереса к истории и культуре, традициям и обычаям родного края;
  • реализация творческого, интеллектуального и лидерского потенциала личности ребенка;
  • оздоровление детского организма, приобщение к культуре здорового образа жизни.

 

 

Реализация программы смены

Организационный период:

  1. Знакомство с лагерем, его традициями, выработка единых норм поведения.
  2. Формирование представления о смене (обсуждение видов деятельности и форм работы, определение творческих планов отрядов).
  3. Диагностика интересов, возможностей и ожиданий.
  4. Выявление лидеров, включение их в работу детских органов самоуправления.
  5. Объявление конкурсов и соревнований.

Основной период:

  1. Организация серии тематических дней и общелагерных коллективных творческих дел.
  2. Проведение коллективных творческих дел в отрядах.
  3. Работа профильных мастер-классов по свободному выбору.

Итоговый период:

Демонстрация индивидуальных и коллективных достижений участников смены.

Во время организационного периода объявляется старт смены  «Большое путешествие к малой родине» (приложение 1). Период проходит нестандартно: ребята  принимают  участие  в игре-путешествии  «Земля под белыми крыльями» (приложение 1), которая приглашает их  совершить виртуальное путешествие на воздушном шаре по Беларуси. Участники смены знакомятся с условиями, этапами, мероприятиями и  системой поощрения.  В игровой форме каждый  отряд  получает шаблон-карту, который   предстоит оформить жетонами-васильками.

 В результате  ребята получают  не только ясное представление  о том, чем они будут заниматься в течение смены, но и достаточную мотивацию для активного включения в игровую, творческую и познавательную деятельность.

Основной период помогает участникам узнать о крае, где мы живём, изучить историю и духовные ценности белорусов, познакомиться с историческим, культурными и природными достопримечательностями родной страны, узнать, чем живёт наша республика сегодня.

Организация и проведение профильных мастер-классов – не только важнейшая и интереснейшая форма работы с детьми в летний период, но и краеугольный камень всей смены. В отличие от традиционных кружковых занятий, система профильных мастер-классов содержит элемент свободного выбора: ежедневно ребята сами выбирают, участниками какого мастер-класса они станут, демонстрируя тем самым устойчивый интерес к определенным видам творчества. Таким образом, реализуется важнейший принцип воспитания –  личностно-ориентированный подход, который  требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциала личности, предоставления возможностей каждому для самореализации и самораскрытия. А высокая мотивация детей позволяет проводить мастер-классы с большой степенью интенсивности. Завершается каждый из циклов мероприятием соревновательного характера: выставка-конкурс, фестиваль талантов и т.д. Свобода выбора занятий по интересам позволяет повысить планку проведения каждого конкурсного мероприятия (приложение 2).

Ребятам предлагается  принять участие,  как в творческих, так и в интеллектуальных конкурсах. Участники смены  зарабатывают свои   жетоны – васильки за участие и победы в конкурсах и продолжают оформлять   карты-шаблоны.    Основной период включает в себя следующие мероприятия:

  • Цикл занятий по информатике «Рисуем на компьютере». Цикл завершается конкурсом компьютерного плаката «С чего начинается Родина?»
  • Виртуальная эко-экскурсия «Беларусь моя синеокая». Участники знакомятся с уникальными озерными и речными системами нашей страны. По итогам экскурсии проводится викторина «Беларусь — «легкие» Европы».
  • «Беларусь – наш общий дом» — мероприятие, посвященное Всемирному Дню беженцев с посещением выставки «Мы разные – мы вместе».
  • Семейный фотоальбом «Мой родны кут»  — каждый отряд получает альбом, в котором предлагается  поместить копии семейных фотографий и красочно оформить изображениями достопримечательностей в соответствии с областями Беларуси.
  • Цикл мастер-классов по белорусскому декоративно-прикладному творчеству «Нам засталася спадчына» (соломоплетение, вытинанка, белорусская кукла-оберег, керамика). Цикл завершается выставкой-конкурсом детских работ «Вяселы кірмаш».
  • Интерактивное занятие «В гостях у рыцарей». Участники знакомятся с деятельностью клубов исторической реконструкции «Гивойт» и «Секерж». По итогам занятия проводится историческая викторина «Беларусь старажытная».
  • Цикл мастер-классов по изобразительному творчеству «Юные шагалики». В ходе занятий ребята знакомятся с творчеством художников, чьи имена связаны с Беларусью. Цикл завершается выставкой-конкурсом детских работ с одноименным названием.
  • Игра-путешествие «По страницам Красной книги Республики Беларусь». Игра проводится на базе зооэкспозиции эколого-биологического отдела Центра.
  • Цикл мастер-классов по белорусскому народному и современному вокальному творчеству “Васильковая песня”.
  • Цикл мастер-классов по хореографии «Полька белорусская».
  • Фестиваль талантов «Славянский мини-базар» — предоставляет возможность каждому участнику смены проявить свои творческие способности и таланты в номинациях: песенное искусство, хореография и театральное творчество.
  • Квест-игра «Улицы Фрунзенского района». Каждый отряд получает маршрутный лист с заданиями, где зашифрованы улицы Фрунзенского района, названные в честь героев войны и исторических личностей.
  • Цикл экскурсий военно-патриотической направленности: «Завтра была война» (экскурсия на «Линию Сталина») и «Минск предпраздничный» (экскурсия в парк Победы и Музей Великой Отечественной войны)
  • Спортландия «Родина ярких побед» — мероприятие, посвященное открытию 2-х Европейских игр, включает в себя экскурс в историю белорусского спорта и непосредственно саму спортландию.

Отдельно необходимо выделить мероприятие «Родительский день». Родители приглашаются в лагерь.  Они посещают выставки «Юные шагалики» и «Веселый  кирмаш», для них демонстрируются компьютерные плакаты конкурса «С чего начинается Родина», им показывают мини-концерт. После организуется совместное чаепитие, в ходе которого родители делятся с ребятами воспоминаниями детства и интересными семейными историями, так или иначе связанными с историей нашей страны. Таким образом, традиционное посещение детей в лагере превращается во встречу поколений.

Заключительный период представляет собой подведение итогов работы педагогического и детского коллективов, результатов деятельности каждого отряда и участника смены  «Большое путешествие к малой родине».

По результатам участия в мероприятиях и конкурсах  смены определяются самые творческие, эрудированные, организованные и активные участники. На данном этапе происходит демонстрация индивидуальных и коллективных достижений участников  через  презентацию карт-шаблонов «Родина моя!», где и определяются победители и призёры  тематической смены  «Большое путешествие к малой родине».

Таким образом, программа  тематической смены  «Большое путешествие к малой родине» позволила каждому ребенку, окунувшись в увлекательную  и познавательную игровую среду, обогатить и расширить своё понятие малой  родины, раскрыть творческие стороны своей личности и получить навыки культуры здорового образа жизни. А каждый педагог реализовал возможность креативного использования своего профессионального потенциала.

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЗЕМЛЯ ПОД БЕЛЫМИ КРЫЛЬЯМИ»

 

Цель: формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, чувства любви и преданности Родине, уважения к историческому прошлому своей страны, национальным традициям.

Правила игры: дети делятся на «экипажи»-команды. Команды путем жеребьевки получают названия. Начинается заочное путешествие по станциям. Каждая станция означает один из городов Беларуси. На каждой станции (остановке) происходит презентация города. Дети отвечают на тематический блок вопросов.  Вопросы составлены с учетом разновозрастного состава участников лагеря и рассчитаны не только на знания, но и на общую эрудицию, смекалку и даже чувство  юмора. Это позволяет результативно участвовать в игре каждому ребенку. Каждый правиль­ный ответ оценивается в 1 балл (василек). По итогам игры определяется команда-победитель.

Ход игры: в начале игры актуализируется понятие малой родины. Учащиеся рассказывают,  с чего начинается Родина именно для них. Ведущий приглашает ребят в «путешествие на воздушном шаре по Беларуси». Для этого формируются «экипажи»-команды. Дети отвечают на вопрос, что для них является символом Беларуси (аист, василек, зубр, бульба, лён и т.д.). Команды получают названия: аистёнок, василек, зубрёнок, бульбачка, лянок.  Каждая команда получает шаблон-карту Беларуси, на которой отмечаются  места, где живут их бабушки и дедушки. Маршрут проложен. Затем начинается путешествие по станциям. Демонстрируется презентация «Земля под белыми крыльями». Красивые легенды и реальность сливаются воедино, а прошлое и настоящее переплетаются в удивительных историях во время путешествия по Беларуси. Белорусская земля богата красивыми и необычными местами и городами. 

ГРОДНО. Огромное количество сохранившихся памятников архитектуры, целостная застройка центральной части города, восхитительные отдельные достопримечательности. Гродно не уступает по средневековому колориту многим европейским городам.

ВИТЕБСК. Известен как город фестивалей, родина Шагала, один из самых красивых городов начала 20-го века.

 МИНСК. Столица республики, концентрирующая пятую часть населения страны. Город полностью восстановлен после разрушения в Великую Отечественную войну. Красивый, чистый, гостеприимный.

 НЕСВИЖ. Город известен, в первую очередь,  замком Радзивиллов, внесенным в список ЮНЕСКО и  овеянным многими легендами. В числе главных достопримечательностей: одна из самых красивых ратуш Беларуси, один из первых костелов в стиле барокко и многое другое. 

ПИНСК. Столица Полесья, город, в котором наиболее ярко и целостно представлено барокко в Беларуси.

 БРЕСТ. Город, который известен в первую очередь своей крепостью – покрывшей себя бессмертной славой во время Второй Мировой войны. 

МОГИЛЕВ. Вторая столица Беларуси, город с богатой историей. До нашего времени дошла небольшая часть былого великолепия. Но и сейчас есть на что посмотреть: восстановленная ратуша, старые церкви и костелы, прекрасный дореволюционный театр и многое другое. 

ГОМЕЛЬ.  Второй по величине город Беларуси, визитной карточкой которого является шикарный дворцово-парковый ансамбль, в котором ныне находится музей. К слову, лучший музей Беларуси. 

ПОЛОЦК. Старейший город Беларуси, культурный и духовный центр. Кроме отличных образцов архитектуры и признанных святынь, тут можно найти одни из самых необычных музеев в стране. 

НОВОГРУДОК. Первая столица Великого Княжества Литовского, город с яркой многовековой историей, воспетый Адамом Мицкевичем. Маленький город, который сохранил дух большой страны. 

 

Вопросы:

  1. Как официально называется государство, в котором ты живешь? (Республика Беларусь).
  2. Назовите государственные символы Республики Беларусь (Гимн, герб, флаг).
  3. Этот город — второй по величине в Беларуси (Гомель).
  4. Сколько областей входит в состав нашей республики (Шесть).
  5. Эта страна — восточный сосед Беларуси (Россия).
  6. Это озеро называют «Белорусским морем» (Нарочь).
  7. В каком белорусском городе в XVIII ст. изготовлялись всемирно известные пояса (Слуцк).
  8. В этот день празднуется Деньнезависимости Беларуси (3 июля).
  9. Это – самый большой детский лагерьна озере Нарочь  («Зубренок»).
  10. В этом году Беларусь была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков (В 1944 г.).
  11. Это и белорусский танец, и корнеплод — символ Беларуси (Бульба).
  12. На этой белорусской реке прекратила своё существование армия Наполеона (Березина).
  13. Это реактивное оружие было впервые применено в 1941г. под Оршей («Катюша»).
  14. Эти трактора пропагандируют нашу страну во всем мире («Белорус»)
  15. Столица Республики Беларусь (Минск).
  16. Какой город Беларуси самый легкий (Пуховичи).
  17. Белорусский писатель, псевдоним которого является жгучим растением (Кондрат Крапива).
  18. В Беларуси и Франции есть город с одним и тем же названием (Брест).
  19. Какой город Беларуси самый светлый (Светлогорск).
  20. Какой белорусский город носит женское имя (Лида).
  21. В каком народном празднике существует обычай прыгать через костер и пускать венки по воде (Купала).
  22. Белорусский писатель, псевдоним которого является боевой машиной (Максим Танк).
  23. Где находится резиденция белорусского  Деда Мороза (Беловежская пуща).
  24. Гомельское предприятие,  которое названо в честь руководителя крупнейшего восстания рабов в Древнем Риме (Спартак).
  25. Какой белорусский город отличается  от названия нашей столицы одной буквой (Пинск).
  26. Какое животное является символом Беловежской пущи (Зубр).
  27. Белорусский писатель, псевдоним которого является цветом (Кузьма Чорный).
  28. Какой город Беларуси самый упрямый (Барановичи).
  29. В каком городе находится  знаменитая крепость-герой (Брест).
  30. Белорусский писатель, псевдоним которого является народным праздником (Я.Купала).
  31. Какой город Беларуси самый соленый (Солигорск).
  32. Какую область нашей республики называют «краем голубых озер» (Витебскую).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

ПРОГРАММА МАСТЕР-КЛАССОВ

«НАМ ЗАСТАЛАСЯ СПАДЧЫНА»

 

Пояснительная записка

Программа мастер-классов «Нам засталася спадчына» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (художественный  профиль) Министерства образования Республики Беларусь 2017 года.

 Программа имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих способностей, удовлетворения его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптации к жизни в обществе, организацию свободного времени.

Актуальность программы определяется тем, что она способствует профилактике асоциального поведения детей; укрепляет физическое и психическое здоровье. Новизна программы состоит в том, что она может широко применяться в каникулярный период.

Лето как нельзя более благоприятный период для неформального, интенсивного  и свободного  развития творческого потенциала детей и подростков. Организация мастер-классов – одна из важнейших и интереснейших форм работы с детьми в каникулярный  период.  Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. А использование  элемента свободного выбора позволяет полноценно учитывать личностные возможности и особенности  каждого ребенка.

Мастер-классы объединены в образовательные циклы, которые подчинены единой цели и общим задачам.

  • «Спадчына». Формирует потребность в творческой самореализации средствами декоративно-прикладного творчества (соломоплетение, вытинанка, керамика, народная игрушка и т.п.).
  • «Юные шагалики». Формирует практические навыкичерез создание собственных художественных произведений; приобщает к ценностям мировой и национальной художественной культуры.
  • «Васильковая песня». Развивает музыкально-творческие способности учащихся путем приобщения к истокам и традициям белорусского народного искусства.
  • «Полька белорусская». Развивает творческие способности, формирует эстетический вкус и систему ценностей в обучении народной танцевальной хореографии.

Цель: обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся средствами изобразительного, декоративно-прикладного, вокального и хореографического творчества.

Задачи:

  • развить мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
  • расширить знания о национальном своеобразии родной культуры;
  • привить практические умения и навыки работы в различных видах художественной деятельности;

 

Материально — техническое обеспечение

Кабинет и танцевальные залы для проведения занятий должны быть оборудованы в соответствии с санитарными нормами и правилами, с правилами пожарной безопасности и требованиями техники безопасности.

Для занятий потребуются:

бумага различной фактуры, ножницы, иголки и булавки, нитки, ткань, глина, альбом для рисования, акварельные, гуашевые краски, простые, цветные, масляные, акварельные карандаши, восковые мелки, кисти и др.;

репетиционная форма и обувь, музыкальный центр.

«СПАДЧЫНА»

Обучающие задачи:

  • расширять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества Беларуси;
  • формировать умения и навыки по направлениям деятельности (вытинанка, керамика,  народная  игрушка  и т.п.);
  • воспитывать бережное отношение к традиционной народной культуре.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Вытинанка

4

1

3

2

Керамика

4

1

3

3

Кукла-оберег

4

1

3

ИТОГО:

12

3

9

 

Содержание программы

 

Тема 1. Вытинанка

Теория: Что такое «вытинанка»? История ее появления. Знакомство со свойствами бумаги. Освоение навыков разметки и вырезания, составления композиции.

Практика: Способы складывания бумаги. Техника вырезания симметричных мотивов. Нанесение рисунка для вырезания. Вырезание внутренних мелких элементов, вырезание крупных контуров оформление работы «Салфетка».

Тема 2.Керамика

Теория: Что такое глина. Подготовка. Отпечатки. Сувенир.

Практика: Формовка свистулек: птичка, сова и т.д. Прокалывание свистковых отверстий. Тональные отверстия.

Тема 3. Кукла-оберег

Теория: Кукла как оберег и забава для ребенка и взрослого человека. Разнообразие способов выполнения, ткани и отделка

Практика: Изготовление кукол-оберегов по образцу, схемам и описанию.

 

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут

знать:

  • различные виды декоративно-прикладного творчества;
  • технологию изготовления различных изделий;

уметь:

  • выполнять работы в изученных техниках.

 

«ЮНЫЕ ШАГАЛИКИ»

Обучающие задачи:

  • обучать основам рисунка;
  • формировать умения использовать полученные знания в изобразительной деятельности;
  • ознакомить учащихся с произведениями мирового и национального изобразительного искусства.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Иван Хруцкий

2

1

1

2

Илья Репин

2

1

1

3

Марк Шагал

2

1

1

4

Хаим Сутин

2

1

1

5

Казимир Малевич

2

1

1

6

Михаил Савицкий

2

1

1

ИТОГО:

12

6

6

 

 

Содержание программы

 

Тема 1. Иван Хруцкий

Теория: Творчество И.Хруцкого

Практика: Рисуем натюрморт

Тема 2.Илья Репин

Теория: Творчество И.Репина

Практика: Рисуем современного «Белоруса»

Тема 3. Марк Шагал

Теория: Творчество М.Шагала

Практика: Рисуем, нарушая гравитацию

Тема 4. Хаим Сутин

Теория: Творчество Х.Сутина

Практика: Рисуем автопортрет «Я – маленький кондитер»

Тема 5. Казимир Малевич

Теория: Творчество К.Малевича

Практика: Разрисовываем «Черный квадрат»

Тема 6. Михаил Савицкий

Теория: Творчество Х.Сутина

Практика: Рисуем «3 июля. Освобождение»

Ожидаемые результаты

Учащиеся будут

знать:

  • отличительные особенности исполнительской манеры в изобразительном искусстве;
  • элементы теоретических основ рисования;

уметь:

  • передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображению на заданную тему.

 

«ВАСИЛЬКОВАЯ ПЕСНЯ»

Обучающие задачи:

  • развивать индивидуальные способности учащихся в области традиционного музыкально-песенного творчества;
  • научить пониманию роли фольклорного наследия в жизни современного общества;
  • расширить эмоционально-образный мир учащихся через изучение современного белорусского песенного творчества.

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Белорусский фольклор

4

1

3

2

Песняры земли белорусской

4

1

3

3

Современная белорусская песня

4

1

3

ИТОГО:

12

3

9

 

Содержание

Тема 1 Белорусский фольклор.

Теория. Белорусский фольклор. Жанры белорусского фольклора. Детский фольклор. Народные праздники и обряды. Белорусская народная песня.

Практика: Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов

 (коллективы «Купалінка» и «Терніца»). Разучивание песни «Купалінка»

Тема 2. Песняры земли белорусской.

Теория. Ансамбль «Песняры» и его вклад в развитие современного белорусского песенного творчества.

Практика. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов ансамбля «Песняры». Разучивание песни «Касіу Ясь канюшіну”.

Тема 3. Современная белорусская песня.

Теория. Культурная жизнь Беларуси. Современные музыкальные направления. Обзор и обсуждение музыкальных новинок белорусской эстрады, народного вокального творчества.

Практика. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Разучивание песни “Белая Русь”

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны

знать:

  • первоначальные сведенияо белорусском фоьклоре и народной песне ;
  • современные направления музыкальной эстрады, наиболее известных исполнителей белорусских песен;

уметь:

  • исполнять песни, выученные на занятиях.

 

 

 

«ПОЛЬКА БЕЛОРУССКАЯ»

Обучающие задачи:

  • обучить начальным элементам народного танца;
  • развивать танцевальные способности;
  • воспитывать художественный вкус, сценическую культуру, умение работать в коллективе.

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Народная хореография

6

2

4

2

Белорусский танец

6

2

4

ИТОГО:

12

4

8

 

Содержание

Тема 1 Народная  хореография

Теория. Танцевальный фольклор белорусов – виды и жанры. Лексика народного танца. Основные позиции рук, ног. Традиционно-бытовой танец. Парные танцы. Многоколенные танцы. Структура танца, основные движения, постановка корпуса. Характер и манера исполнения. Танцевальный этикет.

Практика: Виды хороводов. Хороводная пластика. Музыкальные фольклорные игры. Сценическое движение хоровода, игры.

Разучивание и исполнение народных танцев, хороводных песен, фольклорных игр. Формирование исполнительской культуры. Просмотр этнографических видеоматериалов.

Тема 2. Белорусский танец

Теория. Особенности белорусского танца (музыка, хореографический язык, характер исполнения). Основные положения рук и ног народного танца. Простые элементы белорусского танца. Ходы и движения на месте и в продвижении.

Практика. Комбинации на середине зала с элементами белорусских танцев. Синхронность исполнения. Новые движения и композиции народного танца. Элементы игры в хореографических номерах. Повторение и закрепление элементов народных танцев. Положение рук в групповых танцах и фигурах: звездочка, круг, карусель, корзиночка, цепочка. Поклоны на месте и с продвижением вперед и назад. Развитие выразительности и техники исполнения.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны:

Знать:

  • начальные элементы народного танца;
  • особенности исполнения белорусского танца;

Уметь:

  • исполнять композиции с элементами народных танцев