Проявления жестокости в школьной среде с распространением Интернета и современных технологий приобретают все большее распространение, а сама травля становится более извращенной. Александр Степуленок подробно разбирает причины школьной травли и рассказывает о современных и актуальных методах ее предупреждения и профилактики.

Буллинг (школьная травля) — представляет собой длительное физическое или психическое насилие со стороны одного ученика или группы учащихся в отношении того, кто не способен защитить себя в данной ситуации.

Постоянство насилия и невозможность его избежать создают у отвергаемого ребёнка невыносимое психологическое состояние.

Подходы к изучению и профилактики ситуаций буллинга:

Диспозициональный

внимание сосредоточено на индивидуальных особенностях участников ситуаций травли, внутриличностных предпосылках, которые способствуют тому, что ребенок оказывается в них жертвой или агрессором;

Решение проблемы буллинга при диспозициональном подходе

развитие определенных навыков и качеств у жертвы (уверенности в себе и коммуникативных навыков) и агрессора (развитие толерантности), работа с их уязвимостями.

Темпоральный

изучается неравномерность реализации рисков на протяжении жизненного пути и подчеркивается существование периодов сензитивности в связи с жизненными событиями, при переживании которых повышается уязвимость ребенка и возрастает риск освоения им роли агрессора или жертвы в ситуациях буллинга;

Решение проблемы буллинга при темпоральном подходе

психологическое сопровождение детей при прохождении возрастных кризисов и трудных жизненных ситуаций и развитие у детей устойчивости и умения использовать
имеющиеся социально-психологические ресурсы.

Контекстуальный

подчеркивает роль среды, микроклимата группы и системных процессов в сообществе в том, что доминирующим способом взаимодействия между людьми становится способ, основанный на неравенстве власти;

Решение проблемы буллинга при контекстуальном подходе

формирование альтернативного метода определения статусов в группе, где значимым фактором становится не разница во власти, а ценность уважительных отношений.

По материалам V Национальной (не)конференции «EdCamp Belarus 2021», 9-10 октября 2021 г., Минск

Скачать презентацию .PDF (2,6 Мб) .PPTX (3,8 Мб)