Педагогический опыт Описание педагогического опыта Экологическое воспитание как процесс управления развитием личности

Экологическое воспитание как процесс управления развитием личности

-

- - -

Экологическое воспитание как процесс управления развитием личности

Мамчур Галина Викторовна,

педагог дополнительного образования

Государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» г. Минска»

Экологическое воспитание – это процесс управления развитием личности, в результате которого формируется экологически культурный человек.

Сегодня экологическая культура рассматривается как социальная адаптация человека к современным, быстро меняющимся социоприродным условиям. Экологическая культура предполагает формирование признаваемых обществом правил, представлений, норм, моделей поведения человека в социоприродной среде» [1 с. 81].

В Республике Беларусь законодательными актами сегодня закреплено следующее понятие экологической культуры:

«Экологическая культура – это совокупность экологического сознания и экологического поведения человека, способ организации и развития жизнедеятельности в системе ценностных ориентаций и экологических норм взаимодействия с окружающей средой на основе экологических знаний, навыков и умений» [2].

Цель всех занятий объединений по интересам экологического направления-формирование экологической культуры личности как стратегического условия устойчивого развития общества и природы[3].

В Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» г.Минска организована систематическая работа по экологическому обучению и воспитанию в объединениях по интересам эколого — биологического профиля, а также на практике реализуются воспитательные мероприятия в рамках эколого- биологического проекта «Уроки Тетушки Совы».

С опорой на многолетний опыт работы с учащимися педагогом дополнительного образования была разработана технология формирования экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста в объединении по интересам. Экотехнология универсальна. Она применяется ежедневно на занятиях в объединениях по интересам, при подготовке к учебно-исследовательским конференциям, в экскурсионной работе и при проведении воспитательных мероприятий. В содержание экотехнологии заложен процесс становления позитивного, субъектного, непрагматического отношения к природе посредством активной деятельности личности. Процессуально данную технологию можно представить через шесть взаимосвязанных этапов:

1 этап «Знакомство» – накопление личностного опыта взаимодействия с природой через наблюдение природных объектов и явлений, знакомство (контакт) с животными в уголке живой природы.

2 этап «А для чего мне это нужно?» – актуализация личностного опыта, активизация потребностей, мотивов и целей познания природы учащимися на занятии. На данном этапе деятельность педагога направлена на формирование у учащихся осознания потребностей в пище и тепле не только человека, но и других живых существ, в познании и общении, в саморазвитии личности и улучшении экологического состояния окружающей природы. У учащихся формируются мотивы изучения потребностей человека и возможностей природы с целью здоровьясбережения, удовлетворения потребностей будущих поколений и сохранения уникальной природы планеты. С учащимися проводятся познавательные игры «Почему мы здесь?», «Кладовая здоровья», тематические экскурсии по краеведению.

3 этап «Для общества» – ценностное ориентирование. Педагогом создается установка на поиск природных объектов и явлений, ценностных для общества. В коммуникативной фазе (непосредственное восприятие) учащиеся осуществляют этот поиск и соотносят с личной системой ценностей. В посткоммуникативной фазе (после восприятия) педагог организует эмоциональную, интеллектуальную и деятельностную оценку природных объектов и явлений. Для формирования позитивного отношения к природе используются следующие приемы: перевоплощение в персонаж, сочинение загадок, создание аппликаций или коллажей с изображением природных сообществ и др.

Основными формами организации данного этапа являются теоретические занятия, соответствующие программе объединения по интересам, а также экскурсии в парк, лес, на реку, в музеи природы, дополнительные экологические мероприятия (беседы, проекты, решения экологических задач и ситуаций, игры, викторины, праздники). Большая роль отводится учебным заданиям по уходу за домашними питомцами в уголке живой природы ЦДО ДиМ «Ранак».

4 этап практических действий «Для природы!» – интеграция чувственных образов и представлений учащихся о природных объектах и явлениях; образов природы и связей теоретических знаний с активной практической деятельностью по охране окружающей среды. Интеграция начинается еще на этапе накопления чувственного опыта, продолжается на занятиях теоретического цикла и должна прийти к определенному завершению на занятиях активной практической природоохранной деятельности. Учащиеся активизируют свои природоведческие представления в многообразных практических действиях:

— по защите природной среды (уход за животными в уголке живой природы; мониторинг животных района со специализированными службами, утилизация отходов человеческой деятельности; изготовление сезонных приспособлений для птиц, установка опознавательных знаков в местах распространения редких представителей биосферы);

— по предупреждению бездумных поступков в природе (участие в «зеленом» и «голубом» патрулях);

— по облагораживанию природной среды (озеленение родного Центра и дома, парка им. М.Я. Павлова);

— экологопросветительская деятельность (беседы с ближайшим окружением учащихся, изготовление агитационных листков, подготовка материалов для сайтов);

— по сохранению и вторичному использованию эстетически ценного природного материала (безущербный сбор природного материала, изготовление арт-объектов из вторичных материалов).

5 этап – диагностика сформированности экологической культуры у учащихся младшего школьного возраста. Учащиеся поэтапно получают анкеты, тесты, творческие задания. Такая работа проводится анонимно, что позволяет ребенку раскрыться и показать реальные полученные знания.

6 этап – рефлексия. Элемент рефлексии содержит в своей структуре каждое занятие в объединении по интересам. Рефлексивные методики используются как для самооценки детьми своей работоспособности, психологического состояния, так и для оценки результативности работы, содержания и полезности учебной работы. По окончанию обучения в объединении по интересам в конце года проводится заключительное занятие, которое помогает в подведении итогов, выявлении результативности, рефлексии и подготовке плана работы на последующие годы обучения.

Благодаря использованию в воспитательном процессе экотехнологии становиться возможным создание уникальной контактной экологической среды, которая позволяет формировать экологическую компетентность, усваивать нормы взаимодействия с окружающей действительностью учащимися в условиях учреждения дополнительного образования [4].

Литература:

  1. Мамчур, Г.В. Воспитание экологической культуры на занятиях детского объединения по интересам / Г.В.Мамчур //Сахаровские чтения 2012 года: экологические проблемы XXI века материалы 12-й междунар. науч. конф. Минск,17-18 мая 2011 / МГЭУ им. А Д. Сахарова; ред.: С.П. Кундаса, С.С.Позняка. – Минск, 2012. – С.81–82.
  2. Национальный правовой Интернет – портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document. – Дата доступа: 22.01.2017.
  3. Национальный правовой Интернет – портал Республики Беларусь, 02.11.2017,8/32482 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document. – Дата доступа: 09.09.2018.
  4. Мамчур, Г.В. Формирование экологической культуры учащихся младшего школьного возраста посредством включения в активную деятельность по охране окружающей среды/Г.В.Мамчур//Справочное издание «Минский учитель: портрет мастера (обладатели премий и грантов Минского городского исполнительного комитета 2017) / под общ.ред. М.С. Киндиренко, Л.Г. Венцеревой.- Минск,2017.- С.31.

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас