Учреждения дополнительного образования Золак Формирование исполнительского мастерства учащихся в ансамбле и преодоление сценического...

Формирование исполнительского мастерства учащихся в ансамбле и преодоление сценического волнения посредством участия в концертной деятельности

-

- - -

Формирование исполнительского мастерства учащихся в ансамбле и преодоление сценического волнения посредством участия в концертной деятельности

 

Газизова Надежда Васильевна, педагог дополнительного образования Дворца детей и молодежи «Золак»

 

Минск 2017

«Формирование исполнительского мастерства учащихся в ансамбле и преодоление сценического волнения посредством участия в концертной деятельности». (Описание опыта педагогической деятельности) /Автор — Газизова Н.В., педагог дополнительного образования объединения по интересам «Обучение игре на гитаре». Мн., 2017. – 14 с.

 

Материалы представляют собой обобщенный опыт работы по формированию, развитию и совершенствованию навыков преодоления сценического волнения во время индивидуальных и ансамблевых концертных выступлений.

Представленные материалы могут быть использованы педагогами, как  в условиях внешкольного учреждения, так и для внеклассной работы в школе.

  1. Информационный блок
    • Название темы опыта

Формирование исполнительского мастерства учащихся в ансамбле и преодоление сценического волнения посредством участия в концертной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Музыкальное воспитание — организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей учащихся в процессе сценических выступлений с целью становления творческой личности учащегося.

Проблеме качественного образования и воспитания подрастающего поколения  уделяется пристальное внимание во всем мире. Наше государство и общество заинтересовано в создании благоприятных условий для образования, воспитания и творческого развития детей. Формирование исполнительского мастерства учащихся – одно из важных условий в воспитании музыкальной культуры детей дошкольного и школьного возраста.

Воспитание артистических способностей, умения владеть собой в момент концертных выступления – это сложный и многогранный процесс развития творческой личности: овладение основами психофизиологии человека, воспитание творческой увлеченности и творческого внимания, формирование многих других умений и навыков, необходимых для плодотворной творческой деятельности.

У каждого ребенка-музыканта должна быть уверенность, что его деятельность нужна и важна. Значительными факторами в преодолении препятствий, как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели являются: упорство и настойчивость; самостоятельность и инициативность; выдержка и самообладание; смелость и решительность.

Именно музыкально-творческая деятельность и способствует возникновению  у ребенка устойчивого комфортного эмоционального самочувствия, интереса к музыке, становлению адекватной самооценки и позитивной оценки продукта музыкального творчества сверстников, формированию комплекса музыкальности и факторов креативности (воображение, интуиция, оригинальность).

Исходя из собственного педагогического опыта, после длительного наблюдения за учащимися, я пришла к следующим выводам: значительная часть учащихся испытывает трудности в условиях публичных выступлений. Дети не всегда могут совладать с эмоциями при выходе на сцену. Волнуясь, учащиеся не в полной мере ощущают себя частью ансамбля, что впоследствии способствует низкой самооценке, мешая развитию творческой личности.

  • Цель опыта: совершенствование работы с учащимися по формированию и развитию навыков преодоления сценического волнения во время индивидуальных и ансамблевых концертных выступлений.
  • Задачи опыта:
  • проанализировать методическую литературу по данной теме;
  • подобрать индивидуальные приемы, способы воздействия, способствующие преодолению сценического волнения в ансамбле, исходя из психофизиологической конституции каждого исполнителя;
  • совершенствовать творческую самостоятельность учащихся для достижения оптимальной концертной готовности;
  • расширить знания учащихся в области сценического мастерства, создавая реальные возможности оказания практической помощи.

Для решения поставленных задач мною использованы следующие методы: наглядный, практический, словесный, метод сравнения, сопоставления, контраста.

  • Длительность работы над опытом

I этап: изучение опыта 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебный год

II этап: обобщение опыта 2015-2016, 2016-2017 учебный год.

  1. Описание технологии опыта
  • Ведущая идея опыта

В своей работе я опираюсь на методические разработки, издания педагогов-теоретиков в области исполнительского мастерства, на опыт музыкантов-исполнителей. Б.М.Теплов утверждает, что эстетическое воспитание не может считаться полноценным, если оно ограничивается лишь развитием восприятия учащегося. «Психологические данные, — пишет он, — говорят о том, что вовлечение учащихся в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность весьма полезно для общего художественно-музыкального развития, вполне естественно для учащегося и  отвечает его возможностям» [9, с.196].

«Творчество немыслимо без предварительного накопления музыкальных впечатлений и освоения навыков исполнительского мастерства», — говорит В. Натансон [8, с.15].

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте учащиеся приобретают запас различных знаний, которые потом используют в исполнительской практике. Работа по формированию у музыканта-исполнителя сценической устойчивости ведется с детских лет. Музыкант-исполнитель, часто и успешно выступавший в детские годы, обладает большей профессионально-психологической устойчивостью в дальнейшем, проще справляется с эстрадным волнением [2, c.123].

Работая с учащимися по подготовке к концертным выступлениям, я всегда помнила и о том, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в самом процессе, который должен быть созидательным для развития личности ребенка. Формирование исполнительского мастерства учащихся, как сложный многогранный процесс развития творческой личности, возможен только при ежедневной работе педагога над самосовершенствованием.

  • Описание сути опыта

У исполнителя встреча с публикой вызывает особое, очень сложное, восторженно-воодушевленное или подавленное, часто болезненное состояние, которое, по аналогии с переживаниями человека в других ситуациях, определяется, как волнение или стресс.

Организм человека реагирует на волнение в виде вегетативных изменений в эндокринной системе, биохимическом сдвиге в показателях крови, реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Эмоции радости и страха, интеллектуальные и эстетические эмоции вызывают психосоматическую перестройку организма.

Работая с детьми над подготовкой к концертам и конкурсам, я выявила следующие этапы эстрадного волнения: длительное предконцертное состояние, выход на сцену на виду у публики, состояние в момент выступления, послеконцертное состояние.

Длительное предконцертное состояние.

Предконцертное состояние наступает, когда устанавливается точная дата и время выступления. Волнение наступает периодически и нарушает душевное равновесие учащегося. Очень негативно влияет на состояние исполнителя внезапный перенос даты или времени выступления. С этим явлением моим учащимся зачастую приходится сталкиваться во время участия в конкурсах, фестивалях, сборных концертах.

В августе 2013 года на фестивале-конкурсе «Волна идей» в Болгарии Анастасия Сусько, готовясь к выступлению и будучи на сто процентов уверенной в точном времени выхода на сцену, находилась в прекрасной творческой форме, в отличной готовности к выступлению. Однако, по организационным причинам, ее выход на сцену был перенесен на несколько часов позже. Организм Анастасии «дал сбой», она «перегорела», и с моей стороны понадобились определенные усилия, чтобы исправить ситуацию. Во-первых, я рекомендовала ей успокоиться  и уснуть; затем мы с ней прогулялись к морю, во время прогулки мы беседовали о природе, красоте мира и о том, что ее выступление – это часть естественной жизни, ее прекрасная составляющая.

Таким образом, Анастасия  вернулась в творческое состояние и успешно выступила в конкурсе, получив звание лауреата III степени.

Выход на сцену на виду у публики.

Мои наблюдения показали: эта фаза переживается весьма остро и проходит по-разному, но равнодушных нет и быть не может!

В моей педагогической практике был случай, когда ребенок 11-ти лет категорически отказывался выйти на сцену, когда услышал свое имя, произнесенное ведущим и приветственные аплодисменты зала. В этот момент я, находясь с ним за кулисами, применила методы воздействия, благодаря которым снялось напряжение, появилась уверенность, радостно-спокойное состояние: произнесла добрые напутственные слова, похвалила учащегося, предложила сосредоточиться на музыкально-художественном образе и абстрагироваться от зрителей.

Непосредственно концертное состояние

У некоторых учащихся я наблюдаю очень возбужденное состояние, перемежающееся неясной тревогой. У других оно сопровождается повышением температуры, головной болью, расстройством кишечника или эйфорией. У третьих, полным упадком сил (или депрессией).

«Вещь, которую я должен исполнять, я знаю очень хорошо, — писал о своем концертном состоянии Антон Рубинштейн. — Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервное состояние, возбуждение, думаешь о том, что собьешься, остановишься, из-за этого раздражаешься, нервничаешь. Это – пытка, страшнее которой и инквизиция не могла бы выдумать. Никто не подозревает об этих мучениях».[3, с.92]

Состояние после концерта.

По моим наблюдениям, послеконцертное состояние характеризуется как положительными, так и отрицательными «эмоциями ожидания». Исполнителю крайне важна реакция жюри, преподавателя, слушателей, друзей. Успех, как и неудача, действует двояко. Успех, естественно, вызывает радостный подъем, удовлетворение, прилив сил и уверенность в себе. Неудача вызывает угнетенное состояние, создает неуверенность, состояние «самобичевания».

Чтобы диагностировать причины сценического волнения и помочь детям справиться с ним в момент выступления, я провела опрос учащихся на предмет выявления причин эстрадного волнения и условий, помогающих и препятствующих его устранению ( Приложение 1а, 1б).

Анализируя проблему сценического волнения, я пришла к выводу, что многое зависит здесь от психофизической конституции исполнителя, типа его нервной системы.

Важно не столько диагностировать природу сценического волнения, сколько помочь молодому исполнителю совладать с ним в решающий момент. Предварительная «обыгранность» произведения снижает планку волнения исполнителя.

Существуют специальные приемы аутотренинга (самовнушения), которые я использую в работе с учащимися (Приложение 2).

С.Л.Доренский подчеркивает, что «объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления. Полезно поиграть программу в неторопливом движении, в спокойной манере, не пытаясь раньше времени стать артистом. Хорошо, если ученик умеет в этой ситуации как бы в увеличительное стекло рассматривать свои исполнительские замыслы и намерения. Хорошо, если удастся поспать перед концертом, это успокаивает нервную систему и избавляет голову от ненужных мыслей и забот». [5, с.211]

Для того, чтобы удачно выступить в концерте или конкурсе, я стараюсь привести детей в состояние оптимальной концертной готовности. Оптимальное концертное состояние по своим психологическим параметрам соответствует тому, что у спортсменов называют оптимальное боевое состояние. И поэтому будет логично рассматривать подобное состояние, как и в спорте, по трем важнейшим параметрам – физическому, эмоциональному и умственному.

Слагаемыми оптимального концертного состояния являются компоненты физической, умственной и эмоциональной подготовки. Здесь можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

За несколько дней до выступления я рекомендую учащимся моего кружка представить себе то место, где они будут выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление.

На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние; на втором – прорабатывается образная картина концертного выступлении. [1, с.67]

Этот прием помогает мне проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение.

Глубокое погружение в исполнение образует тот самый малый круг внимания, который К.С.Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене. [4, с.73]

Таким образом, я сделала следующие выводы: преодоление сценического волнения в силу сложности данного явления и многочисленности его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя во время выступления, являются комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку музыканта-исполнителя, так и многие аспекты организации пространства, сценического костюма, репетиционной работы и т.д. Как правило, механизмы преодоления сценического волнения при наличии общих рекомендаций и приемов связаны с сугубо личными, индивидуальными особенностями.

Существующая проблема сценического волнения актуальна не только для сольных выступлений, но и для участников музыкальных коллективов.

В моей педагогической практике важное место занимают ансамблевые занятия и выступления в концертах и конкурсах.

Само слово ансамбль («ensemble» — от фр. «вместе») подразумевает, что успех и неудача выступления коллектива на сцене – это успех или неудача всех его участников.

Таким образом, я подбираю в ансамбль детей психологически совместимых, дабы преодоление сценического волнения происходило наиболее эффективно. Формируя состав ансамбля, я учитываю возрастные, личностные, творческие особенности детей, так как это является залогом успешного сотрудничества и результативности.

Являясь любительским коллективом, участники ансамбля «Гитарная волна» имеют разную степень подготовки, разный уровень музыкальных данных и технических способностей.

Распределяя партии в ансамбле, я учитываю творческий потенциал и технические возможности каждого ребенка. Это весьма важно для достижения высокой результативности и преодоления сценического волнения.

Важное значение я придаю рассадке членов ансамбля. При этом учитываю степень устойчивости нервной системы детей, их эмоциональные и психологические особенности, темперамент.

Среди  участников ансамбля я назначаю исполнителя, выполняющего функции дирижера. В его обязанности входят показы вступлений, снятий,  динамических и агогических оттенков. Этот прием помогает раскрепостить и адаптировать к выступлению остальных членов музыкального коллектива. «Дирижер» является неформальным лидером ансамбля – инициативный, наиболее квалифицированный музыкант, выполняющий роль организатора и координатора во время выступления. Лидер в ансамбле, сохраняя самообладание и уверенность, передает это состояние партнерам по коллективу. Таким лидером на сегодняшний день в старшем составе ансамбля «Гитарная волна» является Рогожкин Владислав. Он пользуется среди ребят заслуженным авторитетом. В 2015 году Владислав стал лауреатом международного музыкального конкурса «Grand Festival» Италия, г.Пезаро.

Из основного состава ансамбля я формирую дуэты, трио, квартеты.

В ансамблевом исполнительстве, в отличие от сольного, существует специфика преодоления негативных последствий волнения. Так одним из действенных методов, способствующих преодолению сценического волнения, является непринужденное общение с партнерами по ансамблю, что достигается во внеурочное время.

Ежегодно я организовываю для участников ансамбля поездки на конкурсы, фестивали, часто совмещенные с летним отдыхом. Такое общение в неформальной обстановке позволяет добиться душевного покоя и раскованности, дает обоюдную дополнительную эмоциональную подпитку всем музыкантам. В результате такого общения психологическая напряженность значительно ослабевает, а большая часть нервной энергии переходит в состояние равновесия. Во время поездок я учу детей не только достигать свободы и естественности в исполнительском мастерстве, но и самостоятельности, отзывчивости, дружелюбию, взаимопомощи; расширяю их кругозор, прививаю эстетический вкус, сценическую и зрительскую культуру, взаимоуважение и чувство ответственности.

Участвуя в фестивалях и конкурсах, дети показывают результативность и исполнительское мастерство.

Формы работы по развитию исполнительского мастерства и преодолению сценического волнения разнообразны: музыкальные занятия; индивидуальные занятия; самостоятельная деятельность; просмотр видеозаписей и прослушивание аудиозаписей выдающихся гитаристов-классиков, таких как Пако де Лусия, Андрес Сеговия, В.И. Иванов-Крамской, Пол Маккартни, Фердинанд Сор, Маттео Каркасси и многих других; наших современников: Юрия Алешникова, Евгения Финкельштейна, Анастасии Бардиной, Евгения Гридюшко, Сергея Ильина, Константина Чечени и мн. других.

На формирование эстетического вкуса и исполнительского мастерства огромное воздействие оказывает непосредственное знакомство и общение с профессиональными музыкантами-исполнителями. В связи с этим мы  с учащимися ежемесячно посещаем концерты гитарной музыки, которые проводятся на различных  концертных площадках Минска: Белгосфилармония, Белорусская Академия музыки, ДК МАЗ, ДК МТЗ и других.

За последние 4 года мы посетили более 40 концертов выдающихся исполнителей-гитаристов, таких, как П.Кухта, В.Мальганов, Д.Шахаб, В.Ткаченко, А.Терехов, С.Антишин, Е. Гридюшко, С.Кабанов, П.Маскальчук, И.Шошин, И.Кузьмицкий и многих других.

В мае 2014 года мы с членами ансамбля посетили мастер-класс чешского гитариста Владислава Блахи «Особенности формирования исполнительской техники». В апреле 2015 года в Гомеле на фестивале «Ренессанс гитары» также посетили мастер-класс И.Шошина « Основы импровизации на гитаре».

В октябре 2015 года присутствовали на творческой встрече с композитором-гитаристом О. Копенковым «Как стать композитором».

Все эти встречи способствуют погружению детей в творческо-исполнительскую атмосферу и помогают им стать более раскрепощенными и профессиональными исполнителями.

  • Результативность и эффективность опыта

На основе комплексного подхода к формированию исполнительского мастерства и преодолению сценического волнения, как показала практика, мне удалось достичь сравнительно высоких результатов в исполнительско-творческой деятельности учащихся. Мои ученики многократно становились лауреатами и дипломантами международных конкурсов. (см. приложение 3) Принимали участие в большом гитарном концерте на одной сцене с такими мэтрами-гитаристами, как заслуженные артисты Беларуси В.Ткаченко и С.Антишин (октябрь 2015, концертный зале ДК МАЗ). Ансамбль « Гитарная волна» в составе 8 человек участвовал в Рекорде Беларуси на самое массовое исполнение The Beatles «Yesterday» в апреле 2016г. в Гомеле на фестивале «Ренессанс гитары». В этом конкурсе приняли участие 152 гитариста. (Приложение 4).

3.Заключение

Практика показала, что благодаря разнообразным упражнениям, ежедневной работе по совершенствованию у учащихся исполнительского мастерства, ими приобретаются устойчивые навыки, умения, сценическая культура, музыкальность как слагаемые компоненты, повышающие психологическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.

Рекомендуя свой педагогический опыт коллегам, я хочу обратить их внимание на то, что, решая задачу последовательного и постепенного вовлечения учащихся в активную концертную деятельность, необходимо совершенствовать художественно-образные исполнительские умения, позволяющие развивать творческое взаимодействие в ансамбле, преодолевать сценическое волнение. Этого можно добиться только в тесном сотрудничестве и при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях педагога и учащихся.

Список использованной литературы

  1. Алешников, Е.А. «Гитара: современные аспекты концертной деятельности» РИО ТГМПИ им. Рахманинова. Тамбов, 2008.
  2. Баренбойм, Л.А. На уроках Антона Рубинштейна/ Ред.-сост. Баренбойм Л.А. М.-Л.,1974.
  3. Захаров, Р.П. «Проблема доминирующей мотивации при обучении игре на гитаре» Культ.-образ. Центр «Люблино» Москва, 2012.
  4. Натансон, В. Руденко, В. Вопросы методики начального музыкального образования. Музыка, М., 1981.
  5. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры/ Г. Нейгауз.- М.: Музыка, 1987.
  6. Петропавловский, А.А. «Гитара в камерном ансамбле»/ А.А. Петропавловский.- Н.Новгород,2006.
  7. Петрушин, В.И. «Музыкальная психология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин.- М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  8. Понятовский, С.П. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.8., Музыка, М.,1987.
  9. Ушаков, Д.В. «Психология одаренности: от теории к практике» ПЭР СЭ, М., 2000.

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас