Формирование коллектива художественной гимнастики посредством конкурсной деятельности

 

Подготовил:

Амельченко Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования,

высшей квалификационной категории категории

Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Ранак»

 

ranak.by@gmail.com

Минск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА 5
1.1. Коллектив и личность, личность и коллектив 5
1.2. Конкурс как форма организации коллективной деятельности 8
ГЛАВА 2 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА «КАЛЕЙДОСКОП» ГУО «ЦДОДиМ «РАНАК» Г.МИНСКА» 11
2.1 Методика преподавания художественной гимнастики в объединении по интересам «Калейдоскоп» 12
2.2. Конкурсная деятельность как этап становления коллектива художественной гимнастики 16
2.3. Летний оздоровительный лагерь как одна из традиций формирования коллектива «Калейдоскоп» 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЯ 22

 

ВВЕДЕНИЕ

В обществе в последние годы происходит смена приоритетов и от современного человека требуются качества, которые помогут ему в успешной социализации. Любому обществу, стремящемуся к развитию, необходимы образованные, творческие, квалифицированные и предприимчивые люди, отличающиеся конструктивностью, мобильностью и динамизмом. Современный человек должен быть коммуникабельным, толерантным, должен самостоятельно принимать решения с прогнозом дальнейших последствий, сотрудничать с другими членами общества. А именно, уметь жить и творить в коллективе.

Большинство людей входит в те или иные объединения, которые в определенном смысле являются коллективами. Такое качество как коллективность проявляется в способности к взаимодействию, взаимопониманию, выражению солидарности, взаимопомощи, ответственности. В мировом понимании коллективность относят к общечеловеческой солидарности.

Долгое время в обществе утверждался приоритет коллектива над индивидуумом. Согласно известному изречению К. Маркса и Ф. Энгельса, «…только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всесторонне развивать свои задатки, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода». [5, с. 75] Воспитание же в духе коллективизма долгое время было ведущим принципом в педагогике, а формирование коллектива — главной целью воспитательной работы. Над данной проблемой долгое время работали такие выдающиеся педагоги, современные теоретики и практики как Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Коджаспирова Г.М., Донцов А.И. и др. Ими же были разработаны педагогические основы организации и воспитания детского коллектива.

Однако принятые меры по формированию коллектива не предусматривали создания условий для проявления и утверждения в данном коллективе каждого индивидуума.

Как показывает практика, эта тема актуальна и в наше время. Анализ ошибок прошлого говорит о том, что в воспитании подрастающего поколения недопустимы крайности, а именно, стимулировать только коллективизм или же, наоборот, развивать исключительно индивидуальность. В процессе воспитания необходима гармония индивидуального и коллективного.

Для достижения гармонии необходим правильно сформированный коллектив. На формирование детского коллектива художественной гимнастики большое влияние оказывает участие в конкурсной деятельности. Конкурс является эффективным средством для развития и сплочения творческого коллектива. Каждый член коллектива обладает определенным потенциалом для занятий художественной гимнастикой, зачастую достаточно низким. Конкурсная деятельность призвана мотивировать учащихся на достижение более высоких результатов каждого индивидуума в художественном коллективе.

Объект исследования: процесс формирования коллектива художественной гимнастики.

Предмет исследования: формы организации конкурсной деятельности в художественной гимнастике.

Целью данной работы является обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности в работе над формированием коллектива художественной гимнастики посредством конкурсной деятельности.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

— изучить и проанализировать теоретические аспекты по проблеме формирования коллективистских качеств личности;

— обобщить существующий опыт по данной проблеме;

— изучить и проанализировать формы организации конкурсной деятельности;

— показать методику преподавания в коллективе «Калейдоскоп»;

— систематизировать педагогическую деятельность;

— охарактеризовать технологию педагогической деятельности.

Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования:

— теоретический анализ литературы;

— изучение и обобщение педагогического опыта;

— анализ;

— синтез;

— систематизация;

— наблюдение;

— рефлексия опыта собственной педагогической деятельности.

ГЛАВА 1. Условия формирования коллектива

  • Коллектив и личность, личность и коллектив

 

 

В современном понимании «коллектив — это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития». [11, с.316] «Детский коллектив — детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности  каждого его члена». [4, с.335]

Характерные признаки коллектива:

Общая социально значимая цель. Ввиду того, что в коллективе художественной гимнастики «Калейдоскоп» занимаются исключительно девочки, это обуславливает социальную значимость данного вида деятельности. Художественная гимнастика выполняет следующие функции:

  • духовно-нравственную;
  • биологическую;
  • функцию социального развития личности.

Это способствует развитию основ семейной и личной культуры, а также формированию общенародных духовных ценностей. Об этом убедительно сказано в восточной мудрости: «Если воспитываешь мальчика – воспитываешь мужчину, если воспитываешь девочку – воспитываешь нацию».

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Все члены коллектива активно участвуют в совместной и организованной деятельности. У учащихся, объединенных общей идеей, отмечается высокая степень личной ответственности за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Среди членов коллектива налаживается рабочее сплочение (единство цели и деятельности) и присутствует моральное единение (единство переживаний и оценочных суждений).

Общий сформированный актив. Наиболее активные члены коллектива помогают руководителю вовлекать ребят в творческий процесс.

Сформированный коллектив характеризуется наличием следующих признаков и особенностей:

  • внутриколлективная атмосфера,
  • психологический климат,
  • сплоченность,
  • взаимопонимание,
  • защищенность,
  • «чувство локтя»,
  • причастность к коллективу.

В сформированных и хорошо организованных коллективах можно отметить наличие взаимопомощи и взаимоответственности, доброжелательности и бескорыстия, здоровой критики и самокритики, соревновательного духа.

Только разумное сочетание личных и общественных интересов, умение подчинять личное общественному позволяет сформировать ясную и уверенную позицию для каждого члена коллектива, знающего свои обязанности.

Виднейшими представителями педагогики, разработавшими теорию коллектива, были Макаренко А.С., Иванов И.П. и другие. Иванов И.П. изобрел и детально разработал методику коллективной творческой деятельности. А.С. Макаренко подробно описал технологию поэтапного формирования коллектива. Для того, чтобы стать коллективом, группа учащихся должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. Он выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия — стадия становления коллектива. На этапе первоначального сплочения коллектива отношения учащихся определяются целью, задачами и содержанием совместной деятельности, а также коллективными ценностями. Педагог стремится организационно оформленную группу превратить в коллектив, от него исходят все требования.

Первая стадия завершается в тот момент, когда в коллективе выделился и заработал актив, а учащиеся объединились благодаря общей цели, общей деятельности и общей организации.

Вторая стадия характеризуется наличием актива, который становится надежным помощником педагога. На этом этапе актив сам предъявляет требования определенных норм поведения к учащимся. Коллектив достигает определенной ступени развития как субъект воспитания. В результате становится возможным целенаправленно использовать его для индивидуального развития каждого члена коллектива. В этот период могут возникать противоречия между коллективом и отдельными учащимися (в предъявлении требований к уровню полученных навыков, нормам поведения, общим и индивидуальным перспективам).

На второй стадии развития в атмосфере доброжелательности коллектив становится инструментом целенаправленного воспитания социально важных качеств личности.

Третья стадия характеризуется творческим подъемом коллектива. Каждый член коллектива предъявляет к себе и своим товарищам более высокие требования. Это свидетельствует о достижении уровня воспитанности, устойчивости взглядов, суждений и привычек. На этом этапе коллектив становится инструментом индивидуального развития каждого из его членов.

Основным признаком и наиболее характерной чертой коллектива на третьей стадии являются общий опыт и одинаковые оценки событий.

Процесс формирования коллектива происходит без четких границ между этапами, плавно переходя от одного к другому. В своем развитии коллектив не должен останавливаться на достигнутом, а стремиться к повышению своего уровня. Поэтому некоторые педагоги указывают на четвертую и последующие стадии формирования. Благодаря прочно усвоенному коллективному опыту учащийся ощущает потребность в самовоспитании, в выполнении нравственных норм и определенных требований.

Ребенок всегда находится в определенном социальном окружении, и его становление как личности происходит в определенном социумом. Личность невозможно «извлечь» из всевозможных отношений между учащимся и коллективом. Уникальность ребенка можно проанализировать только путем сравнительных действий с другими членами коллектива. Ребенок вырабо­тает, скорректирует свои духовно-нравственные ориентиры и осознает свое место в коллективе только при наличии влияния культурно-ценностных ориентаций в обществе.

Коллектив, будучи идеальной моделью общества, даст возможность каждому ребенку прожить различные ситуации общественного опыта, в которых и формируются эмоциональные переживания и волевые устремления, адекватные культуре социума.

Сущность коллектива заключается не столько в форме его организации, сколько в отношениях, которые ему присущи, в той, свойственной ему атмосфере, принятой в нем системе человеческих ценностей.

В основе социализации личности и ста­новлении ее индивидуальности лежит многообразие видов коллективной деятельности и отноше­ний, возможность для индивидуального выбора.

Различными педагогами была выдвинута следующая методика работы с коллективом:

  1. Умелое предъявление требований к учащимся. В организованном коллективе вырабатываются нормы жизни, правила поведения, режим и дисциплина, единые для всех, в том числе и для родителей. Поэтому важнейшим компонентом данной методики является организация «правильного поступка» по А.С.Макаренко. Очень важно соблюдать меру в предъявляемых требованиях к учащимся.
  2. Наличие планов, социально и личностно значимой деятельности для всех членов группы, дальнейших целей — «система перспективных линий». коллективные отношения строятся на общих, захватывающих всех и одновременно каждого, делах.
  3. Необходимая организационная структура коллектива и его актива. Дети сознательно и естественным путем участвуют в разнообразной деятельности как самостоятельные субъекты.
  4. Формирование здорового общественного мнения, которое дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни.
  5. Наличие традиций в коллективе, которые отражают историю, удачные дела, яркие события из жизни коллектива.

В процессе формирования коллектива зарождаются большие и малые традиции, которые эмоционально олицетворяют нормы, обычаи, желания учащихся и являются неотъемлемым компонентом каждого этапа. К большим традициям относятся яркие массовые события, праздники, обычаи, способствующие формированию гордости за свой коллектив, веры в его силы, уважения к общественному мнению. Малые традиции (нормы поведения, стиль и тон общения, привычки) более скромны по масштабам, но по воспитательному воздействию не менее важны. Они служат для поддержания установленного порядка, вырабатывают у учащихся устойчивые привычки поведения в коллективе. Одни традиции остаются неизменными, другие же изменяются в соответствии с потребностями и задачами, стоящими перед коллективом. Традиции помогают организовать жизнь коллектива в целом и каждого его представителя в отдельности, сформировать коллективные ценности.

1.2. Конкурс как форма организации коллективной деятельности

Уникальность конкурса состоит в том, что он представляет собой специфику и особенность конкурентного взаимодействия коллективов или отдельных исполнителей в обществе. Потому вовлечение детей объединения по интересам «Калейдоскоп» в конкурсную деятельность вполне обоснованно. Конкурсы выполняют следующие функции: коммуникативную, диагностическую, коррекционную, прогностическую, ценностно-ориентационную, познавательную, проектировочную, социализации.

Структура конкурсной деятельности включает в себя несколько компонентов:

– мотивационный компонент, который прослеживается в установке как на процесс творческой деятельности, так и на ее результат.

– процессуально-действенный компонент. Включение детей в содержательный процесс тренировочной деятельности на основе личного принятия решений.

– процессуально-проектировочный компонент. Решение конкретных задач как в ситуации соперничества, так и в ситуации взаимодействия при создании проектов (творческих номеров).

– оценочно-аналитический компонент, который выражается в умении детьми анализировать собственные результаты на фоне коллективных достижений.

– оценочно-ценностный компонент. Представление результата работы в ситуациях признания личных достижений как социально-ценностных.

Особенно важным в конкурсной деятельности является выбор цели. Еще А.С.Макаренко практическую цель, которая способна увлечь и сплотить учащихся, называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Осознанная и воспринятая перспективная цель становится понятной каждому члену коллектива, мобилизует его и помогает преодолевать трудности.

А.С. Макаренко отметил три вида перспективы: близкая, средняя и далекая.

  1. Близкая перспектива ставится перед коллективом на любом этапе развития и заключается в опоре на персональную заинтересованность каждого учащегося. Каждый ребенок должен осознанно относиться к процессу личного освоения элементов, получения навыков и умений для общего творческого номера.
  2. Средняя перспектива заключается в создании проекта коллективного действия. Для достижения данной перспективы необходимо значительно больше времени и приложенных усилий. Освоенные технические элементы сливаются в единый постановочный номер. Идет подготовка к участию в спортивном соревновании, фестивале, конкурсе, празднике. Проявляется ответственность за общее коллективное действие.
  3. Далекая перспектива является более отодвинутой во времени социально значимой перспективой, требующей больших усилий для достижения общей цели. В этой перспективе необходимо сочетание личных и общественных потребностей. В качестве примера далекой перспективы может стать цель удачного выступления на конкурсе, которая воплотится при наличии трудолюбия, высокой работоспособности, совместной деятельности и коллективных усилий.

Исходя из этого, можно выделить основные этапы, характерные для всех видов конкурса:

– подготовительный. Дети изъявляют желание участвовать в конкурсе и начинают подготовку, которая выражена в усиленном изучении отдельных элементов, получении знаний, умений и навыков.

– проверочный (презентация). Представление себя, своей работы над элементами, включенными в постановочный номер.

– аналитический. Происходит процесс анализа, систематизации полученных знаний, умений, необходимых доработок в навыках, рефлексии.

Таким образом, конкурс — явление многофункциональное, направленное на решение комплекса педагогических задач. Но наиболее важной из них является задача стимулирования детей к самореализации и видению перспектив своего развития.

Все виды перспективных линий необходимы как каждому учащемуся, так и коллективу в целом. Это возможно лишь в том случае, если коллектив имеет яркую увлекательную цель, живет ею, прилагает усилия для ее осуществления. Перед тем как поставить трудные задачи, необходимо обратить внимание на общественные нужды, уровень развития и сплоченности, опыт работы коллектива. Поэтому выбор перспективы идет с таким расчетом, чтобы приложенные усилия имели реальный успех. Обязательным условием перспективного движения коллектива является последовательная смена перспектив, постановка новых задач.

ГЛАВА 2. Этапы становления коллектива «Калейдоскоп» ГУО «ЦДОДиМ «Ранак» г.Минска»

Спецификой учреждения дополнительного образования является то, что учащиеся и их родители выбирают определенное направление деятельности, исходя из личных интересов. Перед началом учебного года на рекламной кампании происходит заочное знакомство с объединением по интересам «Калейдоскоп». В рекламной папке четко сформулированы цели, задачи и направления деятельности объединения в области художественной гимнастики и хореографии, указана дата организационного родительского собрания. На нем изначально перечисляются определенные требования: к учебному занятию и тренировочному процессу, к дисциплине и поведению, к внешнему виду учащихся, как на тренировке, так и на выступлениях, к возможности участия в различных мероприятиях и конкурсах. Затем педагог отвечает на вопросы, интересующие родителей. Для некоторых родителей ознакомление с коллективом на этом и заканчивается, процесс предварительного отбора идет своим чередом. А для тех, кому требования и стиль работы показался интересным, приступает непосредственно к занятиям.

Первая встреча педагога с детьми очень важна. На первом занятии ребенок оказывается в новой разнородной группе учащихся, где знакомится с требованиями к поведению и процессу обучения. Чтобы привлечь внимание каждого ребенка, создать у них интерес к художественной гимнастике, необходимо накапливать учебный материал от занятия к занятию. Увлеченные дети лучше размышляют, сосредотачиваются, легче запоминают. Это вызывает у них чувство радости и удовлетворения. Все усилия педагога направлены на то, чтобы ребенок приобретал веру в свои силы, чувствовал, что у него получится освоить необходимый материал. На учебном занятии не менее важна и атмосфера, в которой учащиеся смогут свободно фантазировать, замечать положительные изменения в своем творческом развитии. Занятия художественной гимнастикой и хореографией смогут открыть для ребят что-то новое, вызывая в них радость познания.

Уже на первых занятиях возникают определенные сложности с установкой на учебный процесс. Ведь к определенному результату приведет только каждодневная работа над самим собой.

Учащиеся могут утвердиться среди своих сверстников за счет освоения учебного материала на должном уровне. Задача педагога в этом моменте – научить учиться каждого ребенка.

2.1 Методика преподавания художественной гимнастики в объединении по интересам «Калейдоскоп»

Для образовательного процесса в объединении по интересам «Калейдоскоп» выбрано направление индивидуальной и дифференцированной деятельности. Каждому учащемуся созданы условия для гармоничного развития способностей и склонностей средствами художественной гимнастики, удовлетворения познавательных и образовательных интересов. В программе обучения предусмотрены игровые и сюжетно-тематические занятия, этюды-зарисовки как индивидуального, так и коллективного характера. Это помогает в реализации потребностей в обучении как способных учащихся, так и учащихся, имеющих слабовыраженные хореографические данные, но сильную мотивацию к обучению. Каждый ребенок со своими предпочтениями актуализирует личностные качества в процессе обучения. Данное овладение знаниями возможно в процессе развивающего и личностно ориентированного обучения. То есть идет процесс обучения каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей (а у всех они весьма разные, так как предварительного отбора на зачисление в группу не происходит) и его адаптации к особенностям различных групп.

В работе с детским коллективом педагог ориентируется на общепедагогические принципы дидактики: принцип оптимальной трудности заданий, принцип целостности и системности педагогического процесса, принцип сознательности и активности личности, принцип наглядности и доступности, принцип связи обучения с практической жизнью, принцип индивидуальности (который вовсе не означает индивидуальную работу с ребенком, а предполагает собственно-индивидуальное овладение элементов).

Формой организации объединения по интересам является учебное занятие, на котором учащиеся практически осваивают различные знания, умения и навыки, необходимые им в творческой деятельности.

На занятиях проектируются различные ситуации, используются такие активные формы работы, как игра-кругосветка, эпизод-эстафета, игропластика, занятия креативной гимнастики, музыкально-творческие игры, просмотры видео материалов (Приложение А). Эти занятия выстроены в логической цепочке для подготовки каждого учащегося к коллективному творчеству и выступлению в концертно-конкурсной деятельности.

На некоторых учебных занятиях по художественной гимнастике можно использовать показ дидактического материала.

В конце каждого занятия проводится рефлексия. В качестве форм обратной связи часто используется цветограмма, тест-рисунок. Обязательно нужно отметить тех, кто работал сегодня лучше, чем вчера, отметить даже небольшое достижение как отдельного ребенка, так и коллектива в целом. По окончании занятия учащиеся учатся анализировать проделанную работу, самокритично относиться к замечаниям. Это вдохновляет ребенка, помогает задуматься над происходящим, что получилось и над чем работать дальше, укрепляет веру в себя.

В повседневной работе с учащимися объединения «Калейдоскоп» широко применяется метод внутригрупповой дифференциации и индивидуализации, в котором идет выполнение заданий и упражнений разного уровня сложности. Задания дифференцируются также по степени самостоятельности их выполнения, по уровню креативности, по объему учебного материала, по характеру помощи учащимся. При таком способе дифференциации идет выполнение не только основных, но и дополнительных упражнений, аналогичных и чуть усложненных, а также учитывает разный темп работы учащихся. Потому каждому из них предлагается приблизить свой темп усвоения учебного материала к коллективному.

В процессе освоения элементов художественной гимнастики используются:

а) метод вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

б) метод поэтапных «подсказок» (поэтапно проговаривается выполнение элемента).

При закреплении материала учащимися неоднократно повторяются изученные элементы и хореографические комбинации, просматриваются видео с выступлений и репетиций, анализируются недочеты и ошибки.

На этапе освоения хореографических элементов учащиеся помогают друг другу закрепить и уяснить пройденное, происходящее в учебной ситуации в виде игры «Первые шаги». Здесь очень важно соблюдение технологии коллективного взаимообучения. Учащиеся обсуждают, обучают и проверяют элементы в парах. В результате такой работы повышается ответственность не только за свои успехи, но и за успехи коллективного труда. Отпадает необходимость сдерживать темп в освоении элементов в виду различных психофизических способностей детей, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе. При обсуждении информации с несколькими товарищами по команде совершенствуются навыки логического мышления и понимания, идет мобилизация и актуализация полученных раннее знаний. Различный характер таких заданий создают благоприятные условия для активной мыслительной деятельности учащихся.

Большую популярность приобрел метод «Исправь ошибку», в котором учащиеся в уважительной и тактичной форме исправляют недочеты, допущенные в исполнении того или иного элемента. При работе учащихся в парах или тройках, одному (более успешному в обучении) предлагается роль «инструктора», а другим – «учеников». Дети учатся у своих товарищей по команде хорошему качеству исполнения, прислушиваться к их мнению, стремятся сделать упражнения качественно и эмоционально. С целью контроля эффективности такого обучения, необходимо провести проверку качества выполнения работы каждого в виде общего коллективного просмотра исполнения упражнений в созданном творческом этюде. Анализируются ошибки и достижения, оценивается результативность друг друга самостоятельно, но под педагогическим контролем.

Очень интересны учебные ситуации, в которых работают консультанты из числа детей, занимающихся по программе третьего и четвертого годов обучения. Где идет работа в разновозрастном коллективе. Все это положительно сказывается на конечном результате.

Один из интерактивных методов обучения, используемых в обучении, является метод «незаконченного этюда». Когда каждый ребенок под музыку продолжает исполнение этюда другим участником, включая свой фрагмент постановки. Детей объединяет общая идея воплощения номера, воспитывает «чувство локтя» и необходимость коллективного творчества.

В учебной программе предусмотрены проверочные занятия, которые частично фиксируются в «Дипломчике». На этих занятиях происходит проверка знаний, умений и навыков. Контрольные нормативы адаптированы для детей разного возраста. К данным занятиям учащиеся готовятся серьезно, так как знают, что необходимо показать все чему научились.

Педагогический мониторинг в объединении «Калейдоскоп» проводится по общей и специальной физической подготовке, элементам художественной гимнастики, хореографии и акробатики, в результате которого происходит исследование физических способностей и динамики личностного развития каждого ребенка. Составляющие элементы мониторинга — это наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, открытое учебное занятие, тестирование, концертные и конкурсные выступления учащихся.

План мониторинга:

  • наблюдение за развитием способностей;
  • фиксация достигнутых результатов;
  • обобщение результатов;
  • анализ и оценка достигнутых результатов.

Физические способности учащихся являются объектом мониторинга.

В процессе проведения первичного, промежуточного и итогового контроля можно отследить определенные результаты.

В объединении по интересам «Калейдоскоп» первичный контроль проходит в октябре (после окончания набора детей в учебные группы), в результате которого определяется уровень и степень творческих способностей учащихся на начальном этапе обучения. После проведения данного контроля вносятся коррективы в формы и методы работы с данными детьми.

Промежуточный контроль необходимо проводить в течение всего года, целью которого будет подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешного освоения учащимися программы. Также для проверки профессиональных знаний, умений и навыков используется текущий (один раз в неделю) контроль по следующим критериям: 1) наличие регламентируемого внешнего вида (1 балл), 2) эмоциональность исполнения упражнений (3 балла), 3) максимально эффективное исполнение каждого упражнения в течение занятий (3 балла), 4) максимально эффективное использование рабочего времени занятия (3 балла). В итоге в конце занятия ребенок может набрать до 10 баллов, которые отражаются в эмоциональных наклейках. Данный вид контроля заносится учащимися в «Блокнот гимнастки».

Данная диагностика также позволяет отметить рост психологического и творческого развития детей (независимо от первичного уровня подготовки). У учащихся формируется адекватная оценка собственных достижений, появляется стремление к совершенствованию, формируется умение оценивать собственные и коллективные достижения, происходит осмысление дальнейшей работы и сотрудничества.

В апреле – мае проводится итоговая диагностика. Ее цель выражается в определении достигнутого уровня полученных знаний и умений, уровня развития физических способностей детей. Контроль за знаниями разделов теоретической подготовки можно осуществлять в виде бесед, игр, опросов учащихся. В объединении по интересам «Калейдоскоп» принята балловая система отражения уровней развития способностей детей. Контрольные задания разработаны, адаптированы к условиям учреждения дополнительного образования и оцениваются по 10-балльной шкале. За каждое нарушение требования производится сбавка в 1 балл (Приложение Б).

Формы оценки результатов деятельности учащихся могут быть разнообразны, но очень важны. Оценка должна быть конкретной и понятной детям, отражающей реальный уровень их подготовки. Диагностика позволяет выявить уровень психологического и творческого развития детей, а также возможность их скорректировать.

В процессе коллективного творчества учащиеся должны уметь взаимодействовать друг с другом, анализировать свои хореографические действия. Дети осваивают новый материал с удовольствием. Воплощение перспективы развития коллектива заложена в той радости, которое дает коллективное творчество.

Не случайно А.С. Макаренко выдвинул идею «завтрашней радости», ожидание которой должно пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Это является источником движения вперед для творческой личности. Лишь осознание достигнутого дает основание для радости – радости за успех. Задача педагога заключается в том, чтобы дать каждому учащемуся возможность пережить радость достижения, научиться преодолевать трудности, ощутить свои возможности и поверить в себя. И наступает момент в тот день, когда ребенок впервые скажет себе: «Ай да я, молодец!» — произойдет необходимый педагогический процесс, в котором творец – Ребенок, вдохновитель и организатор – Педагог. Это очень важно как для ребенка, так и для педагога в виду того, что переживание радости за успех сможет улучшить настроение и самочувствие ребенка, поменять ритм и стиль коллективной деятельности, взаимоотношения с товарищами по команде.

Каждый ребенок живет надеждой на успех. Но это не значит, что каждая надежда сбывается. И лишь тот, кто прилагает усилия и преодолевает трудности может рассчитывать на успех.

2.2. Конкурс как эффективное средство формирования хореографического коллектива

Учебно-творческая, концертно-конкурсная и воспитательная деятельности лежат в основе существования и развития коллектива «Калейдоскоп». Высокое техническое исполнительское мастерство в коллективе художественной гимнастики, духовное и эстетическое развитие членов коллектива может быть достигнуто при сочетание общепедагогических принципов и художественно-творческих аспектов.

На первой стадии своего развития в коллективе выстраиваются ориентиры на плодотворную творческую деятельность. На фоне общей разрозненности характеров, физических возможностей, морально-волевых качеств, происходит определенное слияние работы учащихся в целостный постановочный номер. И в определенный период проходит еще один естественный отбор до момента первого выступления коллектива. Идет процесс осмысления целей и задач каждой отдельной личностью для достижения общего результата коллективом.

Первые выступления коллектива – это первые испытания на прочность взаимоотношений, сплоченности, заинтересованности в общем деле, как детей, так и их родителей. Так как организовать весь процесс выхода ребенка за пределы Центра – целиком на плечах родителей. Конкурсы проходят в выходные дни и захотят ли они организовать и потратить время на ребенка во благо коллектива – вопрос очень злободневный.

На дальнейшем этапе развития увеличивается роль и значимость самодеятельности и инициативности. Увлечение художественной гимнастикой приводит к постоянной потребности у учащихся в данном виде деятельности. Много ярких моментов происходит за кулисами в процессе подготовки к выступлению. Сформированные морально-волевые качества учащихся воплощаются на практике и закрепляются в момент поддержки друг друга.

Участие детей в хореографических композициях и концертах дает возможность

  • сформировать интересы детей к художественной гимнастике и хореографическому искусству в целом;
  • воплотить художественные образы и эмоционально обогатить личность учащегося;
  • развить танцевальные и артистические способности, ассоциативное мышление;
  • стимулировать познавательные интересы;
  • сформировать коммуникабельность и чувство ответственности за коллективное дело, объективно оценить себя и других;
  • научиться работать в коллективе, не теряя своей творческой индивидуальности;
  • приобщиться учащимся к общечеловеческим ценностям, обогатить их духовный мир.

Конкурсные выступления способствуют накоплению художественного опыта и позволяют личности органично влиться в культурную среду общества (Приложение В). Мониторинг конкурсной деятельности позволяет проанализировать достигнутые результаты и внести необходимые поправки в работу.

Эффективность работы с учащимися рассматривается по следующим позициям:

  1. занятость каждого ребенка в постановочно-репетиционной и концертной деятельности;
  2. сохранность основного контингента в течение многих лет работы коллектива;
  3. результативность участия коллектива в целом и отдельных его исполнителей;
  4. разнохарактерность репертуара коллектива.

Учащиеся коллектива «Калейдоскоп», (обучающиеся по образовательной программе художественной гимнастики) являются участниками, призерами, победителями и лауреатами республиканских и международных конкурсов (Приложение Г).

Основным приоритетом при выборе репертуара учитывается взаимосвязь учебно-воспитательной работы в коллективе и социальной среды (новый год, день матери, год культуры, науки, экологические проблемы страны и прочее), положительной оценкой участников коллектива к репертуару. Репертуар формируется на основе близких и далеких перспектив развития коллектива для постоянного роста творческого и исполнительского мастерства участников коллектива.

В процессе творческих выступлений коллектива «Калейдоскоп» зарождается объединение участников одной общей целью, происходит формирование взаимоуважения и взаимопонимание участников. Определенная цель становится как личностно, так и общественно значимой. Развитый творческий потенциал учащихся мотивирует детей не только на процесс выступления, но и на создание самого творческого номера.

Таким образом, дети активно участвуют в заданиях, связанных с импровизационной деятельностью, пробуют креативно подойти к созданию этюдов и композиций, реализуя, тем самым, свои индивидуальные возможности. Все это способствует повышению эффективности педагогического процесса.

2.3. Летний оздоровительный лагерь как одна из традиций формирования коллектива «Калейдоскоп»

Формирование коллектива — это непрерывный процесс и потому каникулярное время используется для воплощения многих методических решений. Одной из традиций, способствующей формированию и сплочению коллектива, пополнению его новыми творческими впечатлениями является летний оздоровительный лагерь.

Каникулы, проведенные коллективом «Калейдоскоп» в оздоровительном лагере, формируют новые отношения между учащимися и помогают процессу индивидуального саморазвития в интересной для него деятельности (Приложение Д). Создаются более широкие возможности в приобретении социального и практического опыта в условиях жизни в детском оздоровительном лагере.

При работе с коллективом в летний период можно выделить следующие особенности:

− личность ребенка развивается в условиях разновозрастного детского коллектива;

− ближайшее социальное окружение детей замещается специально созданным воспитательным пространством;

− высокая интенсивность воспитательного воздействия;

− социально-территориального окружение приобщает детей к социальному опыту и создает условия для участия в разнообразных творческих проектах.

Особенностью жизнедеятельности детей в лагере является особая обстановка. Она существенно отличается от домашней, прежде всего, отсутствием родителей. Необычный новый уклад и четкий режим жизнедеятельности активизирует работу в коллективе, дает возможность проявить большую самостоятельность. Каждый день отличается друг от друга многообразием новых видов деятельности, интенсивностью освоения знаний, насыщенностью досуговых мероприятий и воспитательных моментов.

Благодаря участию в многочисленных конкурсах и концертах так же происходит непрерывный процесс в развитии творческой деятельности. Например, таких как конкурс отрядной стенгазеты, участие в культурно-экологической акции «Зеленый концерт», концертная программа, посвященная 80-летию ГАИ РБ, конкурсной программе «Ад прадзедаў спакон вякоў…», литературно-музыкальных композициях «Ради мира на земле», «Это была война» и другие.

Таким образом, коллективная деятельность в летнее время дает возможность детям постоянно расширять свои умения и навыки, на практике проигрывая самые разные роли и положения, тем самым приобретая бесценный опыт отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогический процесс в коллективе художественной гимнастики «Калейдоскоп» является целенаправленным и организованным. Даже педагогическое творчество возможно при условии соблюдения планирования своей деятельности. Четко спланированный процесс позволяет сформировать организованную личность, способную активно вырабатывать свою творческую позицию и имеющую практическую направленность на благо коллектива.

Образовательный процесс в коллективе направлен на формирование эстетических ценностей и воспитание коллективных качеств. Это даёт возможность формировать целостное эмоциональное отношение ребенка к окружающей его действительности, что способствует развитию творческой активности детей. И одним из эффективных средств формирования творческой личности является вовлечение ребёнка в творческую хореографическую деятельность, которая может развиться благодаря участию в конкурсах, фестивалях и других массовых мероприятиях. Творческая позиция ребенка создает условия для устойчивой жизнедеятельности в коллективе. Это позволяет в новых ситуациях, происходящих в обществе, адекватно и своевременно реагировать. Творческая личность, ориентированная на духовно-нравственные ценности, эстетические и морально-волевые качества, имеет высокую гражданскую позицию.

Вышеперечисленные методики и теоретические основы коллективной творческой деятельности, подвели к тому, что время занятий и конкурсов коллектива «Калейдоскоп» нужно использовать не только для обучения, но и воспитания творчески активных граждан свой страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдеев, В.М. Компетентностный подход в конструировании современных образовательных моделей / В.М. Авдеев // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 6. — С. 235 – 240.
  2. Горшкова, Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце / Е.В. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 1991. — №12. — С. 47-55.
  3. Гриценко, Л.И. Воспитание в коллективе как основа развития и социализации личности [Электронный ресурс] / Л.И. Гриценко // Портал психологических изданий PsyJournals.ru – Режим доступа: http://psyjournals.ru/education21/issue/54674_full.shtml. – Дата доступа: 11.12.2016.
  4. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 352 с.
  5. Кузнецов, И.Н. Настольная книга преподавателя/ авт.-сост. И.Н. Кузнецов – Минск: «Соврем.слово», 2005. — 543 с.
  6. Маркс, К. Cочинения, том 3. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Изд. 2-е. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – 650 с.
  7. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса / А.С. Макаренко // Пед. соч. : В 8 т. М.: Педагогика – 1983 — Т.1. – 368 с.
  8. Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для высш. проф. образования / Л.М. Митина, Г.В. Митин; под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Академия, 2005. – 364 с.
  9. Никитин, В.Ю. Мастерство хореографа в современном танце: Учебное пособие. – М.: Российский университет театрального искусства – ГИТИС, 2011. – 472 с.
  10. Петровский, А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский. – М.: Политиздат, 1982. – 255 с.
  11. Рапацевич, Е.С. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич — Минск: «Соврем. слово», 2006. – 928 с.
  12. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие / Л,Е. Пуляева. — Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. 80 с.
  13. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности / сост. Л.В. Жирнова. – М.: Искусство, 1973. — 128 с.
  14. Янковская, О.Н. Учить ребенка танцам необходимо / О.Н. Янковская // Начальная школа. – 2000. — № 2. – С. 34-37.

 

Приложение А

Контрольные задания по специальной физической подготовке

 

1 год обучения

 № Задание Требования к исполнению
1. Наклон вперед, обхватив руками голени в основной стойке, держать 5 секунд Грудь плотно касается бедер, спина и ноги прямые, держать без излишнего напряжения
2. Мост, касаясь руками пяток. Руки прямые, животом максимально вверх.
3. Перевод (выкрут) втрое сложенной скакалки назад и вперед в основной стойке Руки прямые, выкрут одновременный
4. Шпагат правой (левой) на полу, держать 15 секунд Бедра плотно касаются пола, туловище вертикально без прогиба, плечи и таз прямо, держать без излишнего напряжения
5. Поперечный шпагат на полу, держать 15 секунд Бедра плотно касаются пола, туловище вертикально без прогиба, таз назад не уводить
6.

 

Полушпагат с наклоном назад Задняя нога прямая, плечи расположены точно вперед. Рука касается пятки.
7. Равновесие на пассе на носке правой (левой), держать 10 секунд Сохранять точную форму равновесия
8. Прыжок с места толчком двумя со скакалкой Прыжки с хорошей осанкой прямыми ногами, вытянутыми носками без запутывания скакалки
9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на согнутых коленях Не менее 5 раз, полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое
10. Прогибание назад лежа с опорой на колени Не менее7 раз, прямые руки соединены, амплитуда 135* (вверх-назад), без остановок, грудь касается пола

 

2 год обучения

Задания Требования к исполнению
1. Стоя на одной, наклон вперед к свободной ноге, нога горизонтально Ноги прямые, удержать положение не менее 5 секунд
2. Мост с захватом за голеностопные суставы Одновременный захват двумя руками, ноги и руки прямые
3. Шпагат правой, левой и поперечный со скамейки, держать 15 секунд Бедра плотно касаются пола, туловище вертикально без прогиба, держать без излишнего напряжения
4. Стоя боком к опоре удержание ноги вперед, в сторону, назад; держать 5 секунд в каждом положении, опуская ногу на пол Сохранять вертикальное положение туловища, стопа на уровне головы
5. Высокое равновесии на носке правой(левой), держать 5 секунд Сохранять точную форму равновесия, свободная нога не ниже горизонтали
6. Шпагат с наклоном назад Бедра плотно касаются пола, плечи и таз прямо, противоположная рука к задней ноге касается пятки
7. Бег на месте, вращая скакалку вперед в максимальном темпе 20 вращений с хорошей осанкой, вытянутыми носками, без запутывания скакалки
8.  Прыжки с двойным вращением скакалки 15 прыжков с осанкой прямыми ногами, вытянутыми носками без запутывания скакалки
9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на согнутых коленях Не мене 7 раз, полное сгибание и разгибание рук без остановок, туловище прямое
10. Прогибание назад лежа с опорой на колене Не мене 10 раз, прямые руки соединены, амплитуда 135* (вверх-назад) без остановок, грудь касается пола
11. Наклоны назад в стойке на одной боком к опоре, другую согнуть вперед 10 раз без остановок, рука касается пятки разноименной ноги, выпрямление до вертикального положения

 

В объединении принята балловая система отражения уровней развития способностей детей:

высокий уровень – 10-9баллов;

выше среднего – 8-7 баллов;

средний уровень – 6-5 баллов;

ниже среднего – 4-3 балла;

низкий уровень — 2-1 балл.

 

Приложение Б

Результативность конкурсной деятельности

 

Название конкурса, фестиваля Дата проведения Композиция Результат
Международный фестиваль современного творчества «Sea of stars» Июнь

2013

«Веселый дождик»

«Сладкоежки»

2 место

 

3 место

Международный фестиваль по танцевальному шоу «Мегаданс» Ноябрь 2014 «Озорные кляксочки» 1 место
Республиканский конкурс хореографического искусства «Dance city» Май 2014 «Весенняя фантазия» 2 место
II тур V открытого (международного) фестиваля-конкурса хореографического искусства «Славянский кубок» Ноябрь 2014 «Сорока-белобока» (Гузелевич Светлана)

«Кукла-неваляшка» (Амельченко Аксиния)

2 место

 

3 место

Республиканский конкурс танцевальных коллективов «Global dance» Январь 2015 «Волшебный палисадник» 3 место
Республиканский конкурс хореографического искусства для начинающих танцоров «Я танцую» Февраль 2015 «Озорные кляксочки»

«День и ночь»

1 место

3 место

«Child week and Youth» Апрель 2015 «День и ночь»

Озорные кляксочки»

 

2 место

2 место

Международный танцевальный турнир «Spring cup» Апрель 2015 «День и ночь»

Озорные кляксочки»

4 место

3 место

II тур VI открытого (международного) фестиваля-конкурса  хореографического искусства «Славянский кубок» Ноябрь 2015 «Золотая осень» (Гузелевич Светлана)

«Царевна-лебедь» (Хозянина Юлия)

«Кукла-неваляшка» (Амельченко Аксиния)

3 место

 

2 место

 

1 место

 

Международный фестиваль танца «Dance of Europe» Ноябрь 2015 «Радужная сказка» 4 место
Республиканский конкурс хореографического искусства для начин. танцоров «Я танцую» Февраль 2016 «Весенняя фантазия»

«Волшебный палисадник»

2 место

3 место

II фестиваль хореографического искусства «Dance Academy» Март

2016

«День и ночь»

«Волшебный палисадник»

Озорные кляксочки»

1 место

1 место

3 место

Чемпионат по современным танцам «Dream dance» приглашает друзей Апрель 2016 Дуэт Гузелевич Светлана, Игруша Полина

Соло Гузелевич Светлана

Соло Амельченко Аксиния

1 место

 

3 место

2 место

I этап VII открытого (международного) фестиваля-конкурса хореографического искусства «Славянский кубок» Ноябрь 2016 «Гадкий утенок» (Амельченко Аксиния)

«Озорные кляксочки»

2 место

 

3 место

VI открытый конкурс искусств «Хрустальная лира» Ноябрь 2016 «Все мы пешки»

«Праздник урожая»,«Мозаика»

3 место

3 место

3 место

III открытый конкурс молодых исполнителей «Беларускiя таленты» Декабрь 2016 «Восеньскi кiрмаш»

«Гадкий утенок» (Амельченко Аксиния)

3 место

 

2 место

 

 

Комментировать

Ваш комментарий...
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь