III Городские педагогические чтения Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании личности средствами декоративно-прикладного...

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании личности средствами декоративно-прикладного творчества

-

- - -

Использование проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании личности средствами декоративно-прикладного творчества

 

Король Елена Николаевна,

педагог дополнительного образования

Студии ДПТ «Дизайн интерьера»

государственного учреждения образования

«Центр дополнительного образования

детей и молодежи «Светоч» г. Минска»

 

Духовность – это свойство всей человеческой жизни. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе гармонии.

Духовно-нравственное воспитание – основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, готовой позитивно реализовать свой творческий потенциал в интересах личности, общества, государства.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в посланиях к белорусскому народу и Национальному собранию неоднократно отмечал, что социальное и экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека.

В современном обществе наблюдается духовный кризис: материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Нравственная деградация, прагматизм, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм – вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют об утрате духовного здоровья личности.

Научно-технический прогресс, засилье иностранных слов, музыки, фильмов, игрушек и игр привело к тому, что у детей стал пропадать интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре.

Для того, чтобы личность состоялась, нужно, чтобы ее жизнь была пронизана многообразными видами деятельности и была включена в систему позитивных отношений с окружающей действительностью. В разнообразных видах деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно переходя из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ. Таким образом осуществляется его активная социализация.

Одной из главных задач дополнительного образования детей и молодежи является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, раскрытия его нравственного и духовного потенциала. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация соответствующего воспитательного и учебного процессов.

Особую роль в приобщении подрастающего поколения к вечным истинам и духовным ценностям играет художественное творчество. Привлечение детей к декоративно-прикладному искусству, которое хранит в себе накопленный веками духовный потенциал, поможет вырастить и воспитать в ребёнке гармоничное духовно-нравственное начало.

В.А. Сухомлинский писал: «Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человечное в человеке, поднимает себя до прекрасного».

Занятия в студии декоративно-прикладного творчества «Дизайн интерьера» не только обучают разным направлениям и техникам декоративно-прикладного творчества, но и обогащают душу ребёнка, пробуждают в нём нравственные чувства, учат его добру, сочувствию, самокритике, трудолюбию, любви к людям, природе, животным.

В рамках программы мы осваиваем различные направления декоративно-прикладного творчества: декупаж, валяние из войлока, сладкая флористика и многое другое. Учащиеся знакомятся с историческим прошлым нашего народа, яркими страницами истории Отечества, истоками народного творчества, учатся образно мыслить, тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном. Знакомясь с произведениями белорусских художников, композиторов, музыкантов, учащиеся приобщаются к миру прекрасного, что, безусловно, позитивно отражается на их духовном развитии. Ребята замечают прекрасное вокруг и передают впечатления и чувства в тех вещах, которые создают своими руками. На каждом занятии они узнают что-то новое: свою культуру, традиции, историю. Это подталкивает учащихся к исследовательской работе и творческому поиску в области декоративно-прикладного творчества.

Одним из эффективных средств в реализации цели обучения является проектная деятельность, посредством которой осуществляется повышение познавательной активности, развитие творческих способностей и склонностей, приобщение обучающихся к созданию оригинальных изделий.

Проектная деятельность позволяет обучающимся приобрести навыки планирования и организации собственной деятельности, развивает индивидуальные способности, коммуникативность, умение решать проблемы, не бояться трудностей, формирует в ребёнке социально активную позицию.

Главным достоинством проектного метода в целом является то, что он адаптирован к особенностям каждого ребенка. Ученик имеет возможность работать более продуктивно на результат, что гарантирует успех в обучении. Одни проекты выполняются индивидуально, другие – в группах. Также имеют место парные и коллективные проекты, участие в которых помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (реализуются на одном-двух занятиях), среднесрочными (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев) или годичными.

Работая с учащимися в возрасте от 8 до 18 лет, я убедилась, что проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста. Также к совместной работе над проектами активно привлекаются родители учащихся. В нашей студии организуются встречи, выставки и досуговые мероприятия для совместного отдыха, на которых родители видят успехи и достижения своих детей.

В студии «Дизайн интерьера» уже давно стало традицией участие семейных проектов в выставках и детских праздниках. Совместное изготовление творческих работ повышает качество изготовления поделок, способствует повышению педагогического потенциала семьи.

Часто мы сталкиваемся с такими семьями, в системе ценностей которых на первом месте стоят потребительские отношения и материальное благополучие. В таких семьях забывают о духовном, эмоциональном общении. Образ жизни некоторых семей порождает в ребятах грубость, чёрствость и равнодушие. Организация совместных мероприятий, мастер-классов, проектной деятельности призвана создать условия для совместного творчества. Ведь самая естественная и самая необходимая из всех обязанность родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью и вниманием.

Накануне Нового года в студии был реализован семейный проект «Чудеса своими руками». Ребята вместе с родителями продумывали новогодний декор, рисовали эскизы и на базе студии мастерили, а потом изготовленными совместно поделками украшали помещения студии. Большое воспитательное значение этот проект имел как для обучающихся, так и для родителей, которые наладили более тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей. Родители получили возможность приобщиться к тому, чем занимается ребёнок на занятиях в объединении по интересам, а также принять активное участие в жизни объединения, реализовать свои творческие способности.

Особой любовью у учащихся студии пользуется войлоковаляние. Это направление, на мой взгляд, является ценнейшим инструментом для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания обучающихся. Ведь изучая это направление, мы параллельно имеем возможность окунуться в историю наших предков, традиции «шаповальства» в Беларуси. Поэтому на занятиях в студии «Дизайн интерьера» мы не только изучаем различные техники декоративно-прикладного творчества, но и знакомимся с историей, традициями и легендами нашей малой родины.

Так, при ознакомлении с легендами Минщины у ребят возникла идея изготовить персонажей и декорации к одной из них: «Як Вадзянік і Лесавік гару не падзялілі». Каждый из учащихся выбрал героя или объект для валяния. Чтобы ощутить дух прошлых времён, мы иногда на занятиях используем звуковое сопровождение: звуки природы, пение птиц, музыкальные произведения белорусских композиторов, народный фольклор. На этот раз нам «помогали» произведения белорусской группы «Стары Ольса». Их средневековое звучание так взбудоражило воображение ребят, что им пришла идея снять мультфильм по легенде. Подготовленные персонажи и элементы декорации перевезли в студию фотоискусства «Контраст», где и проходила его съёмка и озвучивание. При помощи учащихся студии фотоискусства «Контраст» и их руководителя А.Л. Богуша у нас получился замечательный «продукт», который был представлен на Республиканской выставке-конкурсе детского творчества «Як ты сэрцу майму міла, дарагая Беларусь!» в рамках V Республиканского смотра-конкурса детского творчества «Здравствуй, мир!» и занял 3 место в номинации «Анимационный фильм».

Этот коллективный проект был очень познавателен для обучающихся обеих студий, так как учащиеся студии «Дизайн интерьера» смогли убедиться в безграничных возможностях войлоковаляния, узнали о тонкостях создания мультипликационных фильмов, а ребята из Студии фотоискусства «Контраст» смогли изучить процесс создания мультипликационного фильма и проявить свои способности на практике.

Проект «Бай.кі», подготовленный учащимися Студий «Дизайн интерьера» и «Конраст» на основе этой работы, занял 2 место в городском этапе и награжден дипломом 3 степени Республиканского фестиваля-конкурса проектов учащихся «Нашчадкі традыцый» в номинации «Современность и традиции: белорусское народное творчество».

Хочется отметить ещё один групповой проект, оказавший сильное воспитательное воздействие на учащихся студии. Ко Дню Победы нашей студии выпала уникальная возможность принять участие в мероприятии «Связь поколений», которое было организовано на базе ЦДОДиМ «Светоч» г. Минска и в рамках которого у учащихся школ района и объединений по интересам Центра была возможность встретиться и поговорить с ветеранами. Творческие коллективы нашего Центра готовили праздничную концертную программу для ветеранов Советского района, учащиеся студии «Дизайн интерьера» создавали эскизы и изготавливали памятные сувениры для ветеранов.

Всё меньше и меньше остаётся ветеранов, людей, которые посвятили свою жизнь Родине и могут служить ярким примером для детей. Важно успеть сохранить истинные ценности, которыми они делятся, чтобы передать их потомкам. Для погружения в атмосферу проекта мы читали документальные произведения, просматривали художественные фильмы, готовили вопросы для участников войны.

Изготовление сувениров в виде яблоневого цвета из фоамирана проходило по ходу мероприятия во время концертной программы.  Ребята постарались вложить в своё творчество всю огромную благодарность и искреннее восхищение отвагой и героизмом этих людей…

После общения «вживую» чувства ребят становятся личными, пережитыми. У моих учеников, которые участвовали в проекте, появилось осознание, что будущее страны в первую очередь зависит от нашей духовности, доброты, честности, справедливости, трудолюбия. Ребята чувствовали радость от проделанной работы, сплочённость, желание творить добро в повседневной жизни.

Работа над проектами была настолько увлекательной, что у ребят стали появляться новые идеи для последующих проектов, и мы решили создать своеобразный «банк идей будущих проектов», свое предложение в который может внести каждый учащийся студии. В «банк» складываются эскизы, зарисовки, идеи в виде записей – все, что может пригодиться во время выполнения последующих этапов проекта либо других проектов.

Каждую новую идею мы анализируем, выделяем ее сильные и слабые стороны. К банку идей мы обращаемся на протяжении всей работы над проектом, дополняя либо изменяя что-либо.

Например, в настоящее время идет работа над проектом «Сказка на ладошке», который включает в себя несколько этапов. На первом этапе ребята, участвующие в проекте, сочиняли сказки и различные фантастические истории. На втором этапе создавались рисунки персонажей этих произведений. В данный момент идёт создание персонажей из шерсти в технике сухого и мокрого валяния на шаблоне для пальчикового театра. Далее мы планируем создать театрализованную постановку и показывать свои истории другим ребятам… В перспективе – создание серии мультипликационных фильмов по легендам Минщины «Погляд у мінулае» и подготовка персональной выставки Романко Марии «Шерстяные миниатюры».

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Внедрение проектного метода в образовательный процесс существенно повышает инициативу и активность учащихся, их творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

Древняя китайская мудрость гласит «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь!». Я считаю, что эти слова выступают девизом нашей деятельности, вовлекая учащихся в живой процесс познания и творчества, тем самым способствуя духовно-нравственному воспитанию, повышению интереса детей и молодежи к истории и культуре нашей Родины, развитию у учащихся коммуникативных и исследовательских навыков, творческих способностей.

На основе моего опыта можно сделать вывод, что использование проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей и молодежи положительно влияет на качество обучения и воспитания, повышает профессиональный уровень педагогов, создает условия для духовного развития учащихся.

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас