Учреждения дополнительного образования Маяк О реализации комплексной программы "Лето. Life"

О реализации комплексной программы «Лето. Life»

-

- - -

Управление по образованию администрации Ленинского района г.Минска

 

Государственное учреждение образования

«Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ «ЛЕТО. LIFE»

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ, ДОСУГА И ЗАНЯТОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

Авторы:

Ветрова Галина Николаевна, заместитель директора по методической работе ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

Положечко Ольга Владимировна, заведующий учебно-методическим кабинетом ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

Воривотская Татьяна Александровна, методист учебно-методического кабинета ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

 

 

 

 

 

Минск 2018

 

Летние каникулы – самая долгожданная и желанная пора для всех школьников после напряжённого учебного года. Не надо рано вставать, ходить в школу и делать домашние задания. Целых три месяца свободного времени… Ребята с нетерпением ждут ярких впечатлений, незабываемых позитивных эмоций и весёлой компании.

А для родителей встаёт традиционный вопрос: как организовать полноценный, полезный и безопасный отдых своего ребёнка, как правильно распределить время на каникулах, как за три летних месяца сделать детей крепче, здоровее, выносливей.

Поэтому организация отдыха детей и подростков – одно из важнейших направлений взаимодействия учреждения образования и семьи.

В свою очередь, учреждения дополнительного образования детей и молодёжи обладают особым ресурсом в организации летней занятости учащихся. Ценность дополнительного образования в области организации летнего отдыха, оздоровления и занятости состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего среднего образования, беря за основу летней кампании несколько разноплановых векторов: образование, досуг (во всех возможных формах его организации), профориентацию, здоровьесбережение, профилактику противоправного поведения и снижение риска асоциальных явлений среди детей и подростков. Дополнительное образование помогает ребятам в самоопределении, способствует реализации их детских мечтаний, потенциальных возможностей, сил, знаний, потребностей в движении и познании через игру, прежде всего согласовываясь с нуждами и желаниями самого ребёнка.

Поэтому к организации летнего отдыха и оздоровления учащихся в ГУО

«Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска» предъявляются особые требования. Вопросы оздоровления, отдыха и занятости учащихся постоянно находятся в центре внимания, ведь целью всех педагогических работников Центра в данный период является организация максимально разнообразного и активного отдыха учащихся.

За последние годы в Центре «Маяк» выработались эффективные летние оздоровительные практики. Сочетание традиций и нововведений, многолетнего опыта и творческого эксперимента позволяет ежегодно открывать новую страницу в педагогике лета. Подтверждение успешности каникулярной кампании – увеличение количества приходящих в ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска детей и подростков и одобрение родительской общественности.

Обеспечивая данный процесс, педагогический коллектив руководствуется нормативными правовыми актами. Ежегодно особую значимость на этапе подготовки представляют решения Мингорисполкома и администрации Ленинского района об организации оздоровления детей в летний период, так как особое внимание уделяется процессу формирования у учащихся и их родителей отношения к летнему отдыху и оздоровлению как к государственно важному, значимому и ответственному периоду, разумному сочетанию труда и отдыха для социальной и личностной успешности детей и подростков.

 

Ежегодно в летний период педагогический коллектив ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска» предлагает для ребят Ленинского района и их родителей насыщенную программу с самыми разнообразными направлениями и формами летней занятости, основной задачей которой является осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха и развития учащихся. Данная программа носит творческое название «Лето. Life» (Приложение 1).

По      итогам      республиканского      смотра-конкурса       на       лучший оздоровительный лагерь (номинация «Новые модели организации детского отдыха «Сделаем лето ярче») в рамках акции «Лето – время открытий» комплексная                   программа  «Лето.             Life»     по     эффективной    организации оздоровления, досуга и занятости учащихся в летний период 2017 года (авторы: заместитель директора по методической работе Ветрова Г.Н., методист отдела культурно-досуговой   деятельности    Солтанова    К.В.,    методист    учебно- методического     кабинета     Воривотская     Т.А.)     награждена           дипломами Министерства образования Республики Беларусь II степени и Национального детского образовательно-оздоровительного центра «Зубрёнок» (Приложение 2). Локальными документами, на основе которых ежегодно разрабатывается,

дополняется, корректируется данная программа, являются:

-районная программа по реализации Концепции непрерывного воспитания;

-Устав  ГУО  «Центр  дополнительного  образования  детей  и  молодёжи

«Маяк» г.Минска»;

-«Программа развития ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска» на 2013-2018 годы»;

-приказы и положения ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска» по работе в летний период;

 

-проект «Свет Маяка: модель воспитательной работы с несовершеннолетними учащимися на основе использования педагогических возможностей досуговой деятельности».

Главная её идея заключается в создании условий для альтернативного выбора учащимися разнообразных полезных форм летнего времяпрепровождения, оптимально соответствующих личностным интересам, склонностям, способностям. Мероприятия оздоровительной кампании реализуются с использованием традиционных и инновационных форм и методов работы.

Целью программы является совершенствование педагогической модели эффективной организации летнего оздоровления, досуга и занятости учащихся.

Задачи программы:

  • актуализировать заинтересованность учащихся в летнем оздоровлении, досуге и занятости в соответствии с их личностными интересами, склонностями, способностями;
  • активизировать включение родителей в процесс организации летней занятости и оздоровления учащихся;
  • изучить методы, формы, приёмы и средства организации летней оздоровительной кампании, апробированные в образовательной практике, и определить пути устранения имеющихся противоречий и недостатков;
  • выявить и распространить эффективный педагогический опыт по внедрению современных технологий успешной культурно-досуговой, профориентационной, профилактической работы с учащимися в летний период;
  • продолжить активное взаимодействие ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска с учреждениями образования, государственными органами и ведомствами, общественными организациями, промышленными предприятиями, средствами

 

массовой информации, социокультурными учреждениями по профориентации учащихся.

Возможности учреждения способны удовлетворить самые различные запросы.

Повышению мотивации педагогической деятельности в летний период способствует обучение педагогических работников ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска в рамках постояннодействующего семинара «Дополнительное образование детей и молодёжи» действующей «Школы педагогического мастерства» и посещение начальниками летних лагерей курсов повышения квалификации в Минском городском институте развития образования.

Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска является методическим центром по программному обеспечению работы объединений по интересам и организации культурно-досуговой деятельности в районе.

В рамках подготовки к летней оздоровительной смене для начальников и воспитателей лагерей района ежегодно проводятся инструктивно-методические семинары на тему «Организация культурно-досуговых мероприятий в летний период», на котором работники школ района знакомятся с планом районных мероприятий и получают пакет информационно-методических материалов по участию в них. Согласно запросам осуществляется групповое и индивидуальное консультирование.

Для качественного оказания методической помощи объединениям по интересам,     действующим     в     загородных     лагерях     Ленинского  района

«Энергетик», «Планета» и «Лесной», сотрудниками методической службы согласно                    поступающим     запросам      разрабатываются     образовательные

 

программы по определённым направлениям деятельности, представляются материалы для организации работы кружков и проводится корректировка и экспертиза представленных педагогами дополнительного образования программ объединений по интересам.

 

В летний период ребята могут записаться в объединения по интересам, отдохнуть на игровых площадках и в летних оздоровительных лагерях, принять участие в проводимых конкурсах и играх районного, городского, республиканского и международного уровней, а также заработать свои первые трудовые деньги и получить трудовую книжку в бригаде вторичной занятости и лагере труда и отдыха.

 

Успешность любой деятельности зависит от своевременной подготовки, поэтому работа в летний период начинается с продуманной рекламной кампании. Традиционно уже в апреле-мае информация обо всех направлениях и формах летней занятости размещается на официальном интернет-сайте учреждения и на страницах средств массовой информации (в газете «Минский курьер», на сайте информационного агентства «Минск новости»), в электронном и печатном видах предоставляется каждому учреждению образования района.

Деятельность Центра в летний период рекламируется сотрудниками в рамках выступлений на районных родительских собраниях, на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и на районных мероприятиях.

С 1 июня в холле первого этажа головного корпуса и клубов по месту жительства «Ровесник» и «Формат» организуется работа рекламно- информационных пунктов с дежурством педагогических работников, которые консультируют всех желающих по вопросам записи в объединения по интересам на летний период и на будущий учебный год, работы летних оздоровительных лагерей. Рекламно-информационная площадка с записью в объединения по интересам и летние оздоровительные лагеря также организуется в Лошицком усадебно-парковом комплексе на районных праздниках, посвященных Дню Победы 9 мая и Дню Независимости Республики Беларусь 3 июля.

Продолжает работу еженедельный информационный пункт «Фарватер» для несовершеннолетних учащихся, который работает при комиссии по делам несовершеннолетних администрации Ленинского района. Основным назначением данного пункта является реклама деятельности оздоровительных лагерей    и    объединений    по    интересам,     проводимых   воспитательных мероприятий.

Каждый ребёнок обладает творческим потенциалом. Задача педагогов – раскрыть и развить его. На учреждения, функционирующие в летний период, возложена особая обязанность: обеспечение непрерывности образовательного процесса. Это находит отражение в содержании работы объединений по интересам, организуемых на базах головного корпуса ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска, клубов по месту жительства «Ровесник», «Формат» и учреждений образования Ленинского района. Занятия по разнообразным видам деятельности в кружках со сменным разновозрастным составом учащихся проводятся, в основном, на свежем воздухе. Также педагогами практикуется сочетание в реализуемых краткосрочных программах нескольких смежных областей знаний.

В летний период полезной занятостью охватываются дети разного возраста. Значимым направлением деятельности коллектива является работа с дошкольниками. Для них в вечернее время организуются игровые площадки. Данная форма работы очень востребована родителями.

Работая с дошкольниками, педагоги дополнительного образования ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска ставят и стратегическую задачу: в будущем это потенциальные воспитанники объединений по интересам.

Летом многие подростки стремятся как можно более полезно и рационально организовать своё свободное время и не только отдохнуть и набраться сил, но и поработать. Каким оно должно быть, трудовое лето? Конечно, уникальным. Педагогические работники ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска понимают, что положительным или отрицательным будет первый трудовой опыт подростков, зависит от них – непосредственных организаторов летнего оздоровления, от трудового коллектива, который принимает детей на работу и даёт первую трудовую путёвку в жизнь.

Летний лагерь труда и отдыха – эффективное средство формирования у подростков ответственного отношения к разумному сочетанию труда и отдыха, повышению их трудовой активности как условию социальной и личностной успешности.

В целях проведения профориентационной работы, формирования у подрастающего поколения мотивации к приобретению рабочих специальностей уже не первый летний оздоровительный период организуется работа районного лагеря труда и отдыха «ПрофиLand», в котором ежегодно 100 подростков от 14 лет и старше приобретают практические трудовые навыки. В первую очередь, к работе в лагере привлекаются учащиеся, требующие дополнительной педагогической поддержки. Подростки учатся управлять временем, приучаются к дисциплине и самостоятельности.

Рабочие места для подростков предоставляют учреждения образования, ЖРЭУ и УП «Зеленстрой» Ленинского района г.Минска. Они предлагают ребятам следующие виды работ: прополка клумб, полив зелёных насаждений, уборка помещений. Подростки заняты 4 часа с перерывами на отдых. Всё остальное время посвящается отдыху: занятия в разнообразных объединениях по интересам Центра и учреждений образования района, участие в разноплановых воспитательных мероприятиях.

Стать самостоятельным и заработать свои первые деньги подросткам в возрасте от 14 до 16 позволяет бригада вторичной занятости. Ребята принимаются на должности подсобных рабочих, рабочих зелёного строительства (благоустройство территорий, прилегающих к головному зданию Центра и клубу по месту жительства «Ровесник») и операторов ЭВМ.

Как известно, в деле воспитания каникул не бывает! Реализация этого педагогического постулата побуждает работников ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска к созданию благоприятных условий для интересного и полезного отдыха детей и творческому подходу к организации работы с детьми и подростками.

Сотрудники отдела культурно-досуговой деятельности ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска организуют районные мероприятия по различным направлениям для воспитанников летних оздоровительных лагерей учреждений образования Ленинского района.

Например,   ярким   акцентом   лета   2017   года   стал   целый   комплекс мероприятий, посвящённых 950-летию Минска и объединённых общей темой «Мы – минчане и этим гордимся!».

Также учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в городских, республиканских   и    даже    международных   конкурсах   и    соревнованиях.

Результатом совместного творчества учащихся и педагогов учреждений образования Ленинского района явилось 2 командное место в рамках городского конкурса творческих программ школьных лагерей с дневным пребыванием детей «Летнее настроение».

Приоритетным направлением в летний период остаётся работа с детьми и подростками по формированию здорового образа жизни, устойчивых навыков безопасного поведения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. С этой целью организуются районные мероприятия совместно с РОЧС и ГАИ Ленинского района, общественными организациями и

 

объединениями   (ЛРО   ОСВОД,   ЛРО   ДОСААФ,   ЛРО   Красный   Крест),

спортивные и оздоровительные акции, праздники, Дни здоровья.

Объектом особого контроля и повышенного внимания педагогического коллектива Центра в летний период являются дети особой заботы. Различными формами занятости и оздоровления охватываются учащиеся, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, категории СОП, с особенностями психофизического развития, из многодетных, опекунских и неполных семей.

Большой интерес у подростков вызывают мероприятия в рамках районных открытых интерактивных площадок «Общение» и «Переходный возраст».

Мероприятия в рамках площадок носят практико-ориентированный характер и иллюстрируют события, происходящие в стране и мире. Используются интерактивные формы (ток-шоу, дискуссии, дебаты, форум- театр) с приглашением известных личностей, представителей различных организаций, учреждений и предприятий.

Традиционно на базе загородных лагерей «Теремок» (Минская область, Воложинский район, деревня Борок) и «Горизонт» (Минская область, Молодеченский район, г/п Родошковичи) дислоцируются профильные отряды учащихся Центра «Маяк» по направлению «Хореография». Обучаясь танцевальному искусству, юные хореографы имеют  возможность одновременно продолжать репетиции по постановке концертных номеров и оздоравливаться.

 

На базе ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска ежегодно работает летний оздоровительный лагерь «Лидер» с дневным пребыванием учащихся. За три летние смены в лагере оздоравливаются более 100 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет.

С целью развития творческих способностей воспитанников и поддержки детских лидерских инициатив ежегодно реализуются разнообразные программы тематических смен, благодаря которым пребывание детей в лагере становится насыщенным и разнообразным. Особый интерес ребята проявляют к посещению музеев, выставок, кинотеатров, парков и историко-культурных памятников архитектуры города. Каждый ребёнок, посещающий лагерь «Лидер» находит себе занятие по душе, новых друзей, хорошо отдыхает, учиться коллективно творить, получая много ярких впечатлений.

«Лидер» – это целая система познавательных, развивающих и воспитательных мероприятий, которые органично объединены общим игровым сюжетом. Педагоги строят свою работу с детьми под девизом «Научи, играя». Каждый летний период разрабатываются новые темы и направления смен с соответствующем наполнением мероприятий.

Программа первой тематической смены летнего оздоровительного лагеря «Лидер» с дневным пребыванием детей «SmartLeto» (Приложение 3) явилась логичным продолжением реализуемого в учреждении в период 2017-2018 учебного года проекта на тему «SmartКRОК»: социальное развитие подростков посредством вовлечения их в активную культурно-досуговую деятельность в условиях дополнительного образования». Идея данного проекта заключалась в разработке и внедрении в социальные сети новой виртуальной квест-игры для подростков под хэштегом «SmartКRОК» («Умный шаг»), которая не только поспособствовала развитию интеллекта, логики, внимания, памяти подростков, но и позволила развить у них потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, научила их действовать в различных ситуациях, вести здоровый образ жизни (Приложение 4).

2018 год объявлен Президентом Республики Беларусь Годом малой родины. Логично, что ориентиром проведения летней оздоровительной кампании 2018 года являются мероприятия, направленные на проявление созидательной инициативы по благоустройству малой родины, создание благоприятных условий для изучения, сохранения и развития белорусской культуры.

Поэтому тематическая программа детского отдыха во вторую и третью смены в рамках лагеря «Лидер» прошла под девизом «Малая Родина – от изучения до действия». В профильном отряде по эколого-краеведческому воспитанию был реализован проект «Ленинский район – моя малая родина» (Приложение 5).

Лето – оптимальный период для укрепления здоровья детей. Поэтому одной из востребованных форм оздоровления и профильной занятости подростков в летний период является организации палаточных лагерей.

Одиннадцатый год в июне организуется выездной девятидневный палаточный лагерь «Пилигрим», в котором традиционно царит творческая свобода и дружеская атмосфера. Ежегодно в нём оздоравливаются и продолжают дополнительное образование по физкультурно-спортивному профилю от 20 до 30 подростков.

Разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной и туристической работы в палаточном лагере способствуют закаливанию организма, укреплению и сохранению здоровья юных спортсменов, профилактике вредных привычек, усвоению практических умений по оказанию первой помощи. Для проводимых мероприятий (спортландий, квестов, эстафет) характерен не только дух соперничества, но и ответственность за товарища и команду. Опытные педагоги Центра знакомят воспитанников лагеря с уникальной     культурой     и     памятными     уголками     Беларуси.      Особую

 

заинтересованность у ребят вызывает прохождение литературного маршрута на родину      Якуба      Коласа,      посещение      филиала      литературного   музея «Николаевщина», усадьб Акинчицы и Альбуть.

 

В 2018 году в рамках выездного палаточного лагеря «Пилигрим» была реализована тематическая программа «Escape-room: из виртуальности в реальность» (Приложение 6). Взяв за основу популярную среди подростков компьютерную игру «Майнкрафт», педагоги разработали учебно-ролевую игру с тематическими заданиями на каждый день. Это позволило не только заинтересовать ребят и вовлечь их в процесс выполнения заданий, но и поспособствовало перевоплощению негативных факторов излишней подростковой компьютеризации в положительные. Реальная игра позволила подросткам развить практические умения и навыки, раскрыть талант и лидерские качества, развить свой личностный потенциал. Ребята учились адаптироваться в новых жизненных условиях, взаимодействовать в коллективе, общаться со сверстниками, анализировать свои поступки.

 

Заключение

Дополнительное образование детей и молодёжи в летний период – отличный ресурс воспитания детей и подростков. Это яркая палитра форм и методов работы, которая позволяет обеспечить максимальные возможности для их оздоровления, физического и личностного развития. И, безусловно, это большая творческая педагогическая лаборатория, в которой педагогические работники реализуют новые проекты и программы и благодаря которой они выходят на более высокий профессиональный уровень.

Реализация вышеназванной, ежегодно корректируемой и дорабатываемой комплексной программы «Лето. Life» по организации оздоровления, досуга и занятости учащихся в летний период позволяет педагогическому коллективу ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска достичь следующих результатов:

-обеспечить учащимся возможность деятельностного ознакомления с разнообразными альтернативными формами летнего времяпрепровождения;

-реально оценить учащимися свои способности и возможности в различных видах познавательной деятельности, определить им последовательность действий при планировании своего досуга и занятости;

-качественно обновить содержание и формы работы с учащимися и их родителями в летний период через внедрение в педагогическую практику современных технологий;

-распространить эффективный педагогический опыт по качественной организации оздоровления, просвещения и воспитания учащихся в каникулярное время;

-сформировать партнёрские отношения с учреждениями образования, государственными органами и ведомствами, общественными организациями, промышленными предприятиями, средствами массовой информации, социокультурными учреждениями.

Программа не является статичной. Как сказано выше, ежегодно она видоизменяется и дополняется, исходя из конкретных запросов самих учащихся, их родителей, педагогических работников Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска и учреждений образования Ленинского района, тенденций развития современного общества.

Динамичность и мобильность представленной педагогической модели работы с учащимися по летней занятости и оздоровлению также проявляется в развитии и расширении партнерства с государственными структурами и социальными институтами, включении в данный процесс новых заинтересованных лиц и служб.

Осуществляемое педагогическим коллективом многопрофильное дополнительное образование в комплексе с тематическими мероприятиями Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска ежегодно помогают каждому школьнику Ленинского района выбрать полезную альтернативу компьютерным играм и пассивному, иногда асоциальному образу жизни, определиться с будущей профессией, сформировать гражданскую позицию, познать основы безопасной здоровьесберегающей жизнедеятельности, расширить круг интересов и знакомств.

 

Официальные сайты,

содержащие информацию по организации

оздоровления, досуга и занятости учащихся в летний период

 

  1. Министерство образования Республики Беларусь: minedu.unbel.by;
  2. Национальный институт образования: adu.by;
  3. Академия последипломного образования: academy.edu.by;
  4. Главный информационно-аналитический     центр     Министерства образования Республики Беларусь: giac.unibel.by;
  5. Комитет по образованию Мингорисполкома: edu.by;
  6. Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:minsk.gov.by

 

Список литературы

 

  1. Инструктивно-методическое письмо   Министерства   образования

«Дополнительное образование детей и молодёжи в 2016/2017 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты» [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=14281.

  1. Инструктивно-методическое письмо   Министерства   образования

«Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: http://edu.gov.by/main.aspx?guid=14281.

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г.

№243: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск : Амалфея, 2011. – 496 с.

  1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 82 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск : Амалфея, 2015.
  2. Об утверждении инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся и о признании утратившим силу постановления Министерства образования Республики Беларусь, 18 марта 2008 г., № 24: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 6 июля 2011 г., № 59 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск: Амалфея, 2011.
  3. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 25 июля 2011 г., № 149 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск: Амалфея, 2011.
  4. Положение о педагогическом совете учреждения дополнительногообразования детей и молодёжи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 3 янв. 2014 г., № 2 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск: Амалфея, 2015.
  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ на 2016-2020 годы: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22 февр. 2016 г., № 9. / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск: Амалфея,
  2. Решение администрации Ленинского района г.Минска от 27.03.2018 года № 341 «Об организации оздоровительной кампании 2018 года в Ленинском районе г.Минска».
  3. Решение Минского городского исполнительного комитета от 05.04. 2018 года № 1140 «Об организации оздоровления детей в летний период».
  4. Арсенина, Е. Н. Возьми с собою в лагерь…: игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия / Е. Н. Арсенина. – Волгоград : Учитель, 2007. – 183 с.
  5. Глинский, А. А. Педагогическое проектирование, или Как воплотить задуманное / А. А. Глинский // Народная асвета. – 2011. – № 1. – С. 11–15. – С. 12–16.
  6. Знак, Л. Л. Организуем палаточный лагерь :сборник игровых мероприятий :практическое пособие для учителей / Л. Л. Знак. – Мозырь :  ООО ИД «Белый ветер», 2006. – 46 с. : ил. – (Серия «Педагогу – организатору»).
  7. Кашлев, С. С. Интерактивные методы обучения : учеб.-метод. Пособие / С. С. Кашлев. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 224 с.
  8. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Климов. – М.: Академия, 2010.
  1. Климова, Е. К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие / Е. К. Климова. – СПб. : Речь, –
  2. Методы интерактивного обучения : практическое руководство / А. В. Маковчик [и др.]; рец. И. В. Шестико. – Светлая Роща : ИППК МЧС Респ. Бларусь, 2013. – 53 с.
  3. Психолого-педагогические основы профилактики девиантного поведения учащихся / сост.: Л. И. Василевич, О. Е. Ероховец. – Минск : Красико-Принт, 2013. – 96 с.
  4. Романенко, Т.Н. Настольная книга вожатого детского оздоровительного лагеря / Т. Н. Романенко. –2-е изд. – Воронеж: Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области, 2013. – 268 с.
  5. Соловьёв, Ю. А. Патриотическое воспитание в лагере. Занятия, традиционные и творческие дела / Ю. А. Соловьёв. – Волгоград : Учитель, 2007. – 201 с.
  6. Титов, Б. А. Концепция детско-юношеского досуга в контексте социальных перемен / Б. А. Титов // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Материалы VII международного форума. – Тамбов : ТГУ имени Г. Р. Державина, 2012.
  1. Тренинговые занятия в воспитательной работе с учащимися / сост. Е. А. Земцова. – Минск : Красико-Принт, 2014. – 128 с.
  2. Трудовое воспитание и профориентация в школе / сост. Н. Н. Захожая. – Минск : Красико-Принт, 2016. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).
  3. Фестиваль педагогических идей / сост. Г. А. Богдан, И. М. Полянская, И. В. Якименко. – Минск : Красико-Принт, 2014. – 128 с. – (Педагогическая мастерская).
  4. Шаульская, Н. А. Летний лагерь. День за днем. Навстречу чудесам / Н. А. Шаульская, О. А. Лифшиц. – Ярославль : Академия Развития, 2007, 192 с.

 

Приложение 1

 

Информационная карта

комплексной программы «Лето. Life» по организации летнего оздоровления, досуга и занятости учащихся

 

Тема программы Организация летнего оздоровления, досуга и занятости учащихся ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска и учреждений

образования Ленинского района

Авторы программы Заместитель директора по методической работе Ветрова Г.Н., заместитель директора по воспитательной работе Жизневская Л.В., методист отдела культурно-досуговой деятельности Солтанова К.В., методист учебно-

методического кабинета Воривотская Т.А.

Учреждение образования Государственное     учреждение     образования                                «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк»

г.Минска»

Юридический

адрес, контактный телефон для связи, е-mail

г.Минск, переулок Полевой, дом 2А, почтовый индекс 220006. Телефоны: (017) 223-35-24 (факс), (017) 223-87-

09, (017) 223-24-10, (017) 385-96-80

E-mail: lencvr@minsk.edu.by Сайт: http://lencvr.minsk.edu.by

Срок    реализации программы Ежегодная на период с апреля по октябрь
География ЦДОДиМ  «Маяк»  г.Минска и учреждения  образования

Ленинского района города Минска

Целевая группа Учащиеся ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска и учреждений

образования Ленинского района города Минска

Обоснование программы Ценность дополнительного образования в области организации летнего отдыха, оздоровления и занятости состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего среднего образования, беря за основу летней кампании несколько разноплановых векторов: образование, досуг (во всех возможных формах его организации), профориентацию, здоровьесбережение, профилактику противоправного поведения и снижение риска асоциальных явлений в детской и подростковой среде.

Дополнительное образование помогает ребятам в самоопределении, способствует реализации их детских мечтаний, потенциальных возможностей, сил, знаний, потребностей в движении и познании через игру, прежде всего  согласовываясь  с  нуждами  и  желаниями  самого

ребёнка. Таким образом, создаются условия, при которых

 

  ребенок имеет возможность полноценно прожить пору детства, которая оказывает неоспоримое влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализует себя, решая социально значимые задачи, расширяет круг своих интересов и возможностей, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших

результатов и стать гармонично развитой личностью.

Цель программы Совершенствование педагогической модели эффективной организации летнего оздоровления, досуга и занятости

учащихся.

Задачи программы Ø     актуализировать                   заинтересованность учащихся в летнем оздоровлении, досуге и занятости в соответствии с их личностными интересами, склонностями, способностями;

Ø     активизировать включение родителей в процесс организации летней занятости и оздоровления учащихся;

Ø     изучить методы, формы, приёмы и средства организации летней оздоровительной кампании, апробированные в образовательной практике, и определить пути устранения имеющихся противоречий и недостатков;

Ø     выявить и распространить эффективный педагогический опыт по внедрению современных технологий                                       успешной                   культурно-досуговой, профориентационной, профилактической работы с учащимися в летний период;

Ø     продолжить активное взаимодействие ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска с учреждениями образования, государственными органами и ведомствами, общественными организациями, промышленными предприятиями, средствами массовой информации, социокультурными учреждениями по профориентации учащихся.

Содержание деятельности Создание условий для альтернативного выбора учащимися разнообразных полезных форм летнего времяпрепровождения, оптимально соответствующих личностным интересам, склонностям, способностям посредством                 реализации                                      конкретных практикоориентированных направлений деятельности членов педагогического коллектива ЦДОДиМ «Маяк»

г.Минска.

 

Этапы реализации программы 1.         Подготовительный этап.

2.         Организационный этап.

3.         Основной этап.

4.         Заключительный этап.

5.         Рефлексивно-аналитический этап.

Предполагаемый результат -обеспечение             учащимся                                           возможности деятельностного ознакомления с разнообразными альтернативными                                                    формами                                                          летнего времяпрепровождения;

-реальная оценка учащимися своих способностей и возможностей в различных видах познавательной деятельности, определение ими последовательности действий при планировании своего досуга и занятости;

-качественное обновление содержания и форм работы с учащимися и их родителями в летний период через внедрение в педагогическую практику современных технологий;

-распространение эффективного педагогического опыта по качественной организации оздоровления, просвещения и воспитания учащихся в каникулярное время;

-формирование  партнёрских  отношений  ЦДОДиМ

«Маяк» г.Минска с учреждениями образования, государственными органами и ведомствами, общественными организациями, промышленными предприятиями,     средствами     массовой   информации,

социокультурными учреждениями.

Кураторы реализации

программы

Заместители директора ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска

 

Приложение 2

Приложение 3

 

Информационная карта

тематической программы «SmartLeto»

в рамках первой смены тематической смены летнего

оздоровительного лагеря «Лидер» с дневным пребыванием детей

 

1. Автор программы Солтанова       Ксения       Викторовна,      методист, культорганизатор     отдела      культурно-досуговой

деятельности     ГУО     «Центр                           дополнительного образования детей и молодёжи» Маяк» г. Минска»

2. Учреждение образования ГУО «Центр дополнительного образования детей и

молодёжи «Маяк» г.Минска»

3. Юридический адрес, контактный

телефон, е-mail

220006,  г.Минск,   пер.   Полевой,  2А,               телефоны: (017) 223-35-24 (факс), (017) 223-87-09.

E-mail: lencvr@minsk.edu.by Сайт: http://lencvr.minsk.edu.by

4. Цель программы Создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития, интересного и полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период посредством  активного

вовлечения их в культурно-досуговую деятельность.

5. Задачи программы -реализовать игровые и двигательные потребности учащихся через эффективное использование ведущего вида деятельности – игру;

-формировать у учащихся самостоятельность и ответственность за свою деятельность;

-создать атмосферу доброжелательности и доверия, способствующую эффективному развитию интеллектуального, физического и творческого потенциала учащихся;

-сформировать в детском коллективе отношения сотрудничества, сотворчества и содружества;

-воспитывать у учащихся чувства коллективизма, дружбы и взаимопомощи;

-сплотить учащихся в рамках их оздоровления и

отдыха в единый дружный коллектив.

6. Адресат Учащиеся      ЦДОДиМ      «Маяк»      г.Минска      и учреждений   образования   Ленинского   района   в

возрасте от 6 до 12 лет.

7. Сроки реализации 1 смена (01-26 июня 2018 года).
8. База

дислоцирования

Центр    дополнительного   образования    детей    и

молодёжи   «Маяк»   г.Минска   и   клуб   по   месту

 

    жительства «Ровесник».
9. Главная         идея Инновационный подход к организации досуга детей
  программы и   подростков  в   летний   период:   к   организации
    воспитательного    процесса     в     рамках    летнего
    оздоровительного    лагеря      были     подключены
    участники инновационного педагогического проекта
    «SmartKrok»:    социальное    развитие    подростков
    посредством вовлечения их в активную культурно-
    досуговую          деятельность          в          условиях
    дополнительного образования», реализованного в
    ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска в течение 2017-2018
    учебного года.
10. Содержание Программа  проходила  под  девизом  «Творческое
  деятельности задание – каждый день». Каждый день в лагере имел
    определённую     тематику     и     направление.     Он
    предполагал    выполнение    воспитанниками    всех
    отрядов   лагеря   «Лидер»   конкретного   задания.
    Задания имели три основных направления: спорт,
    творчество      и      знание.       Согласно      данным
    направлениям,       подростками       совместно       с
    культорганизаторами              и               педагогами
    дополнительного  образования  были   разработаны
    соответствующие        сценарии        воспитательных
    мероприятий        спортивной,        творческой        и
    интеллектуальной   направленности.   Задания    для
    отрядов размещались в рубрике «Лето в Маяке» на
    главной странице официального сайта учреждения и
    в созданной группе в Viber из числа воспитанников
    и воспитателей отрядов.
11. Прогнозируемый Тематическая      программа      «SmartLeto»      даст
  результат возможность:
    -обеспечить полноценное развитие и максимально
    разнообразное     полезное     времяпрепровождение
    учащихся;
    -всем участникам разобраться в себе и оценить
    собственные возможности и способности;
    -сформировать        у         старших        школьников
    представления о выборе будущих профессий в таких
    областях, как педагогика, спорт, журналистика и
    культура.

 

Приложение 4

 

Информационная карта проекта

««SmartKrok»: социальное развитие подростков

посредством вовлечения их в активную культурно-досуговую деятельность в условиях дополнительного образования»

 

Тема проекта Социальное развитие подростков посредством вовлечения их      в                                    активную       культурно-досуговую                          деятельность   в

условиях дополнительного образования

Авторы проекта Руководитель проекта:

Михайлиди Елена Михайловна, директор ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г. Минска», образование высшее (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 1996 год окончания), педагогический стаж 19 лет;

Авторы проекта:

Ветрова Галина Николаевна, заместитель директора по методической работе ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г. Минска», образование высшее (Минский институт культуры, 1985 год окончания, Минский городской институт усовершенствования учителей, 1999 год окончания), педагогический стаж 21 год;

Солтанова          Ксения                     Викторовна,                           методист, культорганизатор     отдела                           культурно-досуговой деятельности ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи» Маяк» г. Минска», образование высшее (Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2009 год окончания, магистратура Института журналистики Белорусского государственного университета, 2010 год окончания),

педагогический стаж 4 года, 2 категория методиста.

Учреждение образования Государственное     учреждение     образования                                «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Маяк»

г.Минска»

Юридический

адрес, контактный телефон для связи, е-mail

г.Минск, переулок Полевой, дом 2А, почтовый индекс 220006. Телефоны: (017) 223-35-24 (факс), (017) 223-87-

09, (017) 223-24-10, (017) 223-01-63

E-mail: lencvr@minsk.edu.by Сайт: http://lencvr.minsk.edu.by

Срок   реализации проекта Среднесрочный (июль 2017 года — октябрь 2018 года)

 

География ЦДОДиМ  «Маяк»  г.Минска и учреждения  образования

Ленинского района города Минска

Целевая группа Учащиеся объединений по интересам ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска и учреждений образования Ленинского района 12-16 лет, в том числе состоящие на различных видах

профилактического учёта

Обоснование проекта В век глобальной компьютеризации увлечённость современных подростков компьютерными технологиями в допустимых пределах не несёт отрицательного эффекта. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей         подростков,                                    недостаточной сформированности у них информационной культуры они часто оказываются незащищёнными перед интенсивными информационными потоками, воздействие которых влияет на их мировоззрение и ценностные ориентации.

Компьютер превращается в источник активного многочасового досуга, в причину многочисленных проблем психологического, поведенческого и здоровьесберегающего характера.

Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями. Опасность представляют игры- стрелялки, леталки и гонки. Они развивают озлобленность и агрессию, провоцируют жестокость. В таких играх подросток остаётся наедине с компьютером и со своими проблемами. Следствием такого одиночества становятся девиантное поведение, приобщение к экстремистским и контркультурным объединениям, суициды и деградация личности.

Самостоятельно подросткам, не всегда способным к разумному выбору интернет-источников и адекватному восприятию информации, тяжело противостоять соблазну и найти альтернативные виды времяпрепровождения.

Помочь им в этом могут педагоги в силу своих профессиональных возможностей.

Цель проекта Организация        культурно-досуговой                          деятельности посредством                          использования      интернет-ресурсов      в

условиях   дополнительного   образования   как                  способ социального развития подростков

Задачи проекта -изучить     негативные     факторы     подросткового

увлечения компьютером и найти новые оптимальные виды времяпрепровождения для развития, самообразования и самосовершенствования подростков;

-организовать   культурно-досуговую                     деятельность учащихся              с                     использованием           информационных    и

 

  компьютерных технологий;

-содействовать профилактике противоправного поведения и формированию у подростков информационной культуры;

-развивать у подростков организаторские умения и навыки через активное включение их в организацию и проведение летней оздоровительной смены;

-развивать у подростков коммуникативные навыки социального взаимодействия;

-содействовать                                                             профессиональному самоопределению подростков.

Содержание деятельности Организация работы с учащимися ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска и учреждений образования Ленинского района подросткового возраста в привычной для них среде обитания – Интернет-пространстве: реклама и поиск участников     разработанной     виртуальной    квест-игры

«SmartКRОК», проведение игры, дистанционное обучение      (вебинары      и      обучающие    видеоролики

«SmartKLIP»), ведение фото- и видео-дневников самими подростками на канале YouTube. После проведения квест-игры наиболее активные её участники привлекаются в летний оздоровительный период к работе с   воспитанниками   летнего   оздоровительного     лагеря

«Лидер» с дневным пребыванием учащихся.

Этапы реализации проекта -подготовительный этап (июль-август 2017 год);

-основной этап (сентябрь 2017 года — август 2018 года);

-заключительный этап (сентябрь-октябрь 2018 года).

Предполагаемый результат Использование современных положительных форм нахождения подростков в сети Интернет может повысить результативность воспитательной работы и будет способствовать:

-формированию здоровых отношений в виртуальной среде с высоким коэффициентом полезности и безопасности пребывания в ней подростков;

-формированию культуры их свободного времени и снижению риска асоциальных явлений в молодёжной среде;

-повышению уровня информационной культуры подростков;

-реализации организаторских умений и навыков подростков в процессе организации и проведения летней оздоровительной смены;

-проявлению умений подростков выстраивать коммуникацию в реальном общении;

 

  -формированию   представления   у   подростков   о

выборе будущих профессий.

Кураторы Заместитель директора по методической работе Ветрова
реализации Г.Н.
проекта Заместитель    директора    по    воспитательной    работе
  Жизневская Л.В.

 

Приложение 5

 

Информационная карта проекта

«Ленинский район – моя малая родина»

1. Авторы проекта Жизневская     Людмила    Владимировна,    заместитель директора по воспитательной работе

Козлов  Евгений   Валерьевич,   методист   2              категории отдела интеллектуального развития и творчества

2. Учреждение образования Государственное     учреждение     образования                                «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк»

г.Минска»

3. Юридический адрес,

телефоны,   е- mail

220006, г.Минск, пер. Полевой, 2А. Телефоны: (017) 223-

35-24 (факс), (017) 223-87-09, (017) 385-96-80

E-mail: lencvr@minsk.edu.by Сайт: http://lencvr.minsk.edu.by

4. ФИО

руководителя

Михайлиди   Елена   Михайловна,   директор   ЦДОДиМ

«Маяк» г.Минска

5. Цель проекта Создание условий в летний период для оздоровления и организации досуга детей, воспитание их экологической культуры, получение и расширение знаний в области

краеведения у учащихся разновозрастной группы.

6. Задачи ·  стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

·  познакомить с историей и современной жизнью Ленинского района г.Минска;

·  формировать позитивно-сберегающее отношение к окружающей среде и социально-ответственному поведению в ней;

·  формировать духовно-нравственные качества личности, бережное отношение к историческому прошлому своей малой родины;

·  развивать интеллектуальные и творческие способности;

·  закреплять   навыки   безопасного   и    здорового образа жизни.

7. Адресат Дети 6-12 лет (воспитанники оздоровительного лагеря

«Лидер» с дневным пребыванием детей).

8. Участники Учащиеся объединений по интересам «Центра дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» г.Минска, учащиеся учреждений образования

Ленинского района г. Минска

9. Сроки

реализации

2 смена: 29.06.2018 – 25.07.2018 г.
10. Краткое

содержание

Проект направлен на эколого-краеведческое воспитание

учащихся.  В  рамках  проекта  ребята  в  игровой   форме

 

  проекта исследуют Ленинский район города Минска, тем самым расширяют знания о своей малой родине. Учащиеся участвуют в творческих, познавательных, интеллектуальных              конкурсах,              посещают достопримечательности и узнают об истории, традициях района, знакомятся с его историко-культурными ценностями. Изучая и посещая объекты, ребята наносят

специальные значки на карту Ленинского района.

11. Структура проекта 1. Подготовительный период.

Март-май 2018 года – подготовка проекта, планирование.

2.Организационный период.

20.06.2018 – 31.06.2018 – формирование профильного отряда, экологическая гостиная «Давайте знакомиться». 3.Основной период.

31.06.2018 – 23.07.2018 – работа по модулям (участие в мероприятиях, посещение объектов Ленинского района). 4.Итоговый период.

23.07.2018 – 25.07.2018 – работа по модулям (участие в

мероприятиях, посещение объектов Ленинского района), анализ деятельности профильного отряда.

12. Модули проекта Модуль    1.     «Экологический».    Цель:     воспитание экологической культуры.

Модуль 2. «Краеведческий». Цель: развитие поисково- исследовательских навыков у детей.

Модуль 3. «Лидерский». Цель: развитие инициативы,

лидерских качеств, творческих способностей.

13. Уровни реализации 1. Индивидуальный (система индивидуальной активности «Герой дня», «Герой Солнечного»). 2.Отрядный.

3 Общелагерный: реализация проекта «Ленинский район

– моя малая Родина».

14. Ожидаемый результат 1.    Улучшение психологического климата во временном детском коллективе, создание благоприятной доброжелательной атмосферы, что позволит реализовать каждому ребенку свои индивидуальные способности в различных видах деятельности: познавательной, исследовательской, творческой, коммуникативной.

2.            Активизация деятельности воспитанников по изучению истории своей родины через историю своего района, развитие поисково-исследовательских навыков у детей.

3.  Сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

4.               Развитие гражданско-патриотических качеств личности.

 

Приложение 6

 

Информационная карта тематической программы

«Escape-room: из виртуальности в реальность»

в рамках работы выездного палаточного лагеря «Пилигрим»

 

12. Авторы программы Заместитель   директора   по   методической   работе Ветрова Г.Н., культорганизатор отдела культурно-

досуговой деятельности Евсюк Т.Э.

13. Учреждение образования ГУО «Центр дополнительного образования детей и

молодёжи «Маяк» г.Минска»

14. Юридический адрес, контактный

телефон, е-mail

220006,  г.Минск,   пер.   Полевой,  2А,               телефоны: (017) 223-35-24 (факс), (017) 223-87-09.

E-mail: lencvr@minsk.edu.by Сайт: http://lencvr.minsk.edu.by

15. Цель программы Создание благоприятной среды для физического развития и оздоровления учащихся, воспитание лидерских качеств через активное включение их в

организацию и проведение летней оздоровительной смены.

16. Задачи программы 1)Укрепление здоровья учащихся, закаливание, повышение уровня физической подготовки.

2)            Формирование туристических и бытовых навыков, навыков спортивного ориентирования, ЗОЖ, ОБЖ.

3)            Организация познавательной деятельности учащихся через изучение истории и культуры Молодечненского района Минской области.

4)     Организация культурно-досуговой деятельности учащихся с использованием информационных и компьютерных технологий.

5)  Воспитание морально-волевых качеств учащихся.

6)    Развитие у учащихся организаторских умений и коммуникативных           навыков     социального

взаимодействия.

17. Адресат Учащиеся 12-14 лет
18. Количество детей 20 человек
19. Сроки реализации Лагерная смена – 9 дней
20. База

дислоцирования

Посёлок   Радошковичи   Молодечненского  района

Минской области

21. Структура смены 1.  Организационно-адаптационный период.

2.  Основной период.

3.  Заключительный период.

 

22. Принципы реализации программы Реализация целевого назначения тематической программы базируется на идеях, ценностях и принципах гуманистической педагогики, а также на некоторых валеологических принципах:

-принцип личностно-ориентированного подхода (предполагает помощь педагогов учащимся в осознании себя личностью, в выявлении своих возможностей, становлении самосознания, в их самоопределении,              самореализации              и самоусовершенствовании);

-принцип          наглядности                         (непосредственное наблюдение за предметами и явлениями, их чувственное восприятие);

-принцип личностного роста и развития учащихся путем организации их собственной активной деятельности;

-принцип права ребенка на свободный выбор деятельности;

-принцип соблюдения ритмичности жизненных проявлений: режима дня, чередования периодов нагрузки и отдыха;

-принцип обеспечения рационального питания.

23. Условия

успешности

реализации программы

Личное участие педагогов, индивидуальный подход к учащимся, взаимопонимание, творческий подход педагогов к реализации программы, наличие

спортинвентаря, музыкальной техники.

24. Прогнозируемый результат -сформированность у учащихся ценностного отношения к собственному здоровью, закрепление навыков здорового образа жизни;

-приобретение, закрепление и совершенствование учащимися туристских навыков, навыков спортивного ориентирования, основ ОБЖ;

-развитие физического, интеллектуального, творческого потенциала учащихся;

-приобретение          учащимися          знаний                                 о достопримечательностях Молодечненского района Минской области, его истории и культуры;

-формирование культуры свободного времени учащихся;

-реализация организаторских умений и навыков учащихся в процессе проведения летней оздоровительной смены;

-развитие             дружеских                             межличностных взаимоотношений учащихся.

 

Предыдущая статьяЗимние каникулы
Следующая статьяСнежинка из бисера
metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас