13 декабря 2018 г. в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» прошёл

семинар для молодых специалистов

«Организация и проведение воспитательных мероприятий

в объединениях по интересам»

 

  1. Организационный монет.

Цель: изучение, обобщение и распространение опыта организации и проведения воспитательных мероприятий в объединениях по интересам.

  1. Основная часть.

Воспитательные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся  с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Основные направления воспитательной работы

(ст.18 Кодекса РБ об образовании)

гражданское и патриотическое воспитание;

идеологическое воспитание;

нравственное воспитание;

эстетическое воспитание;

воспитание культуры самопознания и саморегуляции (психологическая

культура);

гендерное воспитание;

семейное воспитание;

трудовое и профессиональное воспитание;

экологическое воспитание;

воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;

воспитание культуры быта и досуга.

 

Воспитательная деятельность позволяет выработать у учащихся:

определенную систему отношений к окружающей действительности;

формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;

влияет на общественное мнение;

приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.

 

Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, его композиционное построение.

Примеры форм воспитательной работы:

 викторина, вечер (друзей, встречи, памяти), выставка;

 огонек;

 состязание (КВН, «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»);

 поход (экскурсия), путешествие (игра-путешествие);

 информационный час;

 творческое дело;

 акция («Рождественский подарок», «Чистый город»);

 турнир (вежливых, смекалистых);

 «Ералаш» (интерактивный журнал, печатный журнал);

 летопись (объединения по интересам, семейная);

 конкурс, концерт, фестиваль;

 награждение (самых активных, творческих);

 анонсирование деятельности;

 ярмарка (поделок, талантов);

 беседа;

 операция («Вахта памяти», «Сделаем мир лучше!» и др.);

 тренинг (сплочения, развития лидерских качеств);

 активные игры.

 

Структура организации и проведения воспитательного мероприятия.

Определить цели и задачи мероприятия.

Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Продумать об оптимальной занятости учащихся в подготовке и проведении мероприятия.

Правильно распределить силы и время на подготовку.

Определить возможность участия родителей, педагогов и других специалистов.

Добиться четкости и слаженности в действиях всех участников.

 

Организационная часть:

Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности

Использование простых и сложных средств

Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия

Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

 

Основная часть:

В ней должны отражаться современные воспитательные технологии

Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)

Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы

Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия

Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия

Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.

 

Заключительная часть

Имеет важное организационно-педагогическое значение

Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми

Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее

На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.

 

Подробное планирование (структура мероприятия)

Название мероприятия Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание

 

«Вальс цветов»

«Эрудит»

«Джунгли зовут»

«Меткий стрелок»

 

Цель

 

Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения

 

Примеры воспитательных целей

 

«Формирование интереса интереса к будущей профессии …»

«Формирование сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»

«Развитие творческого отношения к учебной деятельности …»

«Воспитание бережливости и экономии …»

«Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …»

«Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»

«Воспитание бережного отношения к окружающей природе …»

«Воспитание творческого отношения к избранной профессии …»

«Формирование научного мировоззрения на примере изучения …»

«Формирование у учащихся навыков самоконтроля …»

Сохранение и укрепление здоровья детей через…

Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие

Углубление знаний, умений учащихся в области экологии через конкурсно-игровую программу

 

Задачи

 

В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.

Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств учащихся, отражать содержание мероприятия.

Например:

Расширять и закреплять знания учащихся о …

Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности.

 

Формы, методы и приемы

 

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста учащихся.

 

Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.)

Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)

 

Материал и оборудование

 

Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста учащихся:

карточки с заданиями, загадками;

живые объекты,

маршрутные карты,

специальный наглядный и дидактический материал,

аудио и видеоаппаратура,

фотоаппарат,

плакат-кроссворд,

плотный картон, линейка, ножницы и др.

 

Оформление зала

 

Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия

 

Участники мероприятия

 

Педагогическая ценность мероприятия значительно возрастёт, если в процесс его подготовки будет вовлечено максимально возможное количество учащихся и их родителей.

 

При подготовке мероприятия необходимо четко определить поручение каждому ребёнку, чтобы он мог творчески подготовиться к нему. Целесообразно следующее распределение поручений в коллективе:

 

— инициативная группа или совет дела;

— ответственные за рекламу (реклама – немаловажный элемент подготовки, она должна быть краткой, яркой, шутливой, т.е. разной в зависимости от адресата);

— ответственный за проведение конкурса на лучшее название мероприятия (название должно вызвать интерес и соответствовать содержанию мероприятия);

— ответственный за подготовку пригласительных билетов, которые так же должны вызвать интерес и напоминание о времени и месте проведения мероприятия.

— ответственный за проведение конкурса на лучшую эмблему (фирменный знак) мероприятия;

— ответственные за оформление помещения, которое должно создать обстановку праздничного настроения.

— ответственные за изготовление (секретное) призов;

— ответственные за изготовление костюмов;

— ответственные за музыкальное оформление;

— ответственные за подготовку игр, викторин;

— ответственные за сладкий стол (при его наличии);

— ответственный за реквизит;

— участники концертных номеров.

 

Содержание мероприятия

 

Композиция мероприятия

В сценарии должны быть:

экспозиция (вход в действие для психологического настроя); завязка (событие с которого начинается действие);

развитие действия;

кульминация,

развязка,

финал.

Он может включать в себя игровые элементы, концертные номера, представления, аттракционы, а так же заключительный момент – вручение призов победителям.

 

!Сценарий включает в себя тексты ведущих. Предпочтительно, чтобы они были стихотворными, поскольку поэтическая речь всегда организована, выразительна, эмоциональна.

!Осуществление реализации сценария будет успешно только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.

 

Анализ мероприятия

 

выполнение поставленных задач;

результаты подготовительного периода, исполнительская деятельность детей и ответственность взрослых за различные виды работы;

активность детей, массовость, выполнение программы;

какие были недостатки и что мешало в организации и проведении мероприятия.

 

 

 

Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия

  1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.

Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.

  1. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично

Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.

  1. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.

Из всех форм самая распространённая в практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге.Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)

  1. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.

Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».

  1. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.

Пример. На мероприятии для учащихся 6-8 лет, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.

  1. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.
  2. Педагог не регулирует отношения между детьми.

Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.

  1. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности. Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.

 

  1. Слово педагогу дополнительного образования Сорокиной Н.П. «Из опыта воспитательной работы: продуктивное взаимодействие педагога, учащихся и их родителей».

Демонстрация портфолио, книг по воспитательной работе, сценарных разработок, реквизита.

Просмотр презентации и проморолика.

 

  1. Заключительная часть.

Рефлексия.