13 декабря 2018 г. в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» прошёл
семинар для молодых специалистов
«Организация и проведение воспитательных мероприятий
в объединениях по интересам»
- Организационный монет.
Цель: изучение, обобщение и распространение опыта организации и проведения воспитательных мероприятий в объединениях по интересам.
- Основная часть.
Воспитательные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Основные направления воспитательной работы
(ст.18 Кодекса РБ об образовании)
гражданское и патриотическое воспитание;
идеологическое воспитание;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции (психологическая
культура);
гендерное воспитание;
семейное воспитание;
трудовое и профессиональное воспитание;
экологическое воспитание;
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности;
воспитание культуры быта и досуга.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у учащихся:
определенную систему отношений к окружающей действительности;
формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
влияет на общественное мнение;
приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Формы воспитательной работы — это варианты организации воспитательного процесса, его композиционное построение.
Примеры форм воспитательной работы:
викторина, вечер (друзей, встречи, памяти), выставка;
огонек;
состязание (КВН, «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг»);
поход (экскурсия), путешествие (игра-путешествие);
информационный час;
творческое дело;
акция («Рождественский подарок», «Чистый город»);
турнир (вежливых, смекалистых);
«Ералаш» (интерактивный журнал, печатный журнал);
летопись (объединения по интересам, семейная);
конкурс, концерт, фестиваль;
награждение (самых активных, творческих);
анонсирование деятельности;
ярмарка (поделок, талантов);
беседа;
операция («Вахта памяти», «Сделаем мир лучше!» и др.);
тренинг (сплочения, развития лидерских качеств);
активные игры.
Структура организации и проведения воспитательного мероприятия.
Определить цели и задачи мероприятия.
Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Продумать об оптимальной занятости учащихся в подготовке и проведении мероприятия.
Правильно распределить силы и время на подготовку.
Определить возможность участия родителей, педагогов и других специалистов.
Добиться четкости и слаженности в действиях всех участников.
Организационная часть:
Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
Использование простых и сложных средств
Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.
Основная часть:
В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом.
Заключительная часть
Имеет важное организационно-педагогическое значение
Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.
Подробное планирование (структура мероприятия)
Название мероприятия | Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание
«Вальс цветов» «Эрудит» «Джунгли зовут» «Меткий стрелок»
|
Цель
|
Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения
|
Примеры воспитательных целей
|
«Формирование интереса интереса к будущей профессии …»
«Формирование сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …» «Развитие творческого отношения к учебной деятельности …» «Воспитание бережливости и экономии …» «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …» «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …» «Воспитание бережного отношения к окружающей природе …» «Воспитание творческого отношения к избранной профессии …» «Формирование научного мировоззрения на примере изучения …» «Формирование у учащихся навыков самоконтроля …» Сохранение и укрепление здоровья детей через… Выявление одаренных, талантливых детей, их интеллектуальное развитие Углубление знаний, умений учащихся в области экологии через конкурсно-игровую программу
|
Задачи
|
В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.
Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств учащихся, отражать содержание мероприятия. Например: Расширять и закреплять знания учащихся о … Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности. Развивать умение наблюдать за объектами живой природы, выделять характерные особенности.
|
Формы, методы и приемы
|
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста учащихся.
Формы (развлекательная программа, КВН, тематический вечер, дискотека, викторина, вечера, экскурсии, игровые программы, диспуты, музыкальные гостиные и др.) Методы и приемы (беседа, отгадывание загадок, мини-викторина, элементы театрализации, моделирование, наблюдения, столкновения взглядов и позиций, проектный, поисковый и др.)
|
Материал и оборудование
|
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста учащихся:
карточки с заданиями, загадками; живые объекты, маршрутные карты, специальный наглядный и дидактический материал, аудио и видеоаппаратура, фотоаппарат, плакат-кроссворд, плотный картон, линейка, ножницы и др.
|
Оформление зала
|
Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия
|
Участники мероприятия
|
Педагогическая ценность мероприятия значительно возрастёт, если в процесс его подготовки будет вовлечено максимально возможное количество учащихся и их родителей.
При подготовке мероприятия необходимо четко определить поручение каждому ребёнку, чтобы он мог творчески подготовиться к нему. Целесообразно следующее распределение поручений в коллективе:
— инициативная группа или совет дела; — ответственные за рекламу (реклама – немаловажный элемент подготовки, она должна быть краткой, яркой, шутливой, т.е. разной в зависимости от адресата); — ответственный за проведение конкурса на лучшее название мероприятия (название должно вызвать интерес и соответствовать содержанию мероприятия); — ответственный за подготовку пригласительных билетов, которые так же должны вызвать интерес и напоминание о времени и месте проведения мероприятия. — ответственный за проведение конкурса на лучшую эмблему (фирменный знак) мероприятия; — ответственные за оформление помещения, которое должно создать обстановку праздничного настроения. — ответственные за изготовление (секретное) призов; — ответственные за изготовление костюмов; — ответственные за музыкальное оформление; — ответственные за подготовку игр, викторин; — ответственные за сладкий стол (при его наличии); — ответственный за реквизит; — участники концертных номеров.
|
Содержание мероприятия
|
Композиция мероприятия
В сценарии должны быть: экспозиция (вход в действие для психологического настроя); завязка (событие с которого начинается действие); развитие действия; кульминация, развязка, финал. Он может включать в себя игровые элементы, концертные номера, представления, аттракционы, а так же заключительный момент – вручение призов победителям.
!Сценарий включает в себя тексты ведущих. Предпочтительно, чтобы они были стихотворными, поскольку поэтическая речь всегда организована, выразительна, эмоциональна. !Осуществление реализации сценария будет успешно только в том случае, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется мероприятие.
|
Анализ мероприятия
|
выполнение поставленных задач;
результаты подготовительного периода, исполнительская деятельность детей и ответственность взрослых за различные виды работы; активность детей, массовость, выполнение программы; какие были недостатки и что мешало в организации и проведении мероприятия.
|
Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия
- Форма мероприятия не соответствует его содержанию.
Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.
- Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично
Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.
- Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.
Из всех форм самая распространённая в практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге.Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)
- Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.
Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».
- Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.
Пример. На мероприятии для учащихся 6-8 лет, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.
- Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.
- Педагог не регулирует отношения между детьми.
Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.
- Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности. Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.
- Слово педагогу дополнительного образования Сорокиной Н.П. «Из опыта воспитательной работы: продуктивное взаимодействие педагога, учащихся и их родителей».
Демонстрация портфолио, книг по воспитательной работе, сценарных разработок, реквизита.
Просмотр презентации и проморолика.
- Заключительная часть.
Рефлексия.
https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vTk0-YCZWyZY4jfy-gnigyDyXaz1LSTh0wGs-gb0crHZtOqdGdYkJT8hr56pP6tnUPGQKiDYrC18Q9V/pub?start=false&loop=false&delayms=3000