Особенности воспитания подростков, состоящих на учете ИДН и находящихся в социально опасном положении в условиях оздоровительного палаточного лагеря «Патриот»
Махнач Т.В., начальник
оздоровительного лагеря «Патриот», культорганизатор учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи»
Проблема воспитания трудных подростков в условиях оздоровительного палаточного лагеря является одной из актуальных и социально значимых. В связи с этим возникла необходимость поиска новых подходов к организации в летний период обучения, воспитания и развития трудных подростков, численность которых в нашей стране ежегодно растёт.
В начале, это был пробный проект городского масштаба.
C 2015 года по настоящее время педагогическим коллективом учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи» ) далее – Дворец) при поддержке Комитета по образованию, Комиссии по делам несовершеннолетних и Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома организована работа оздоровительного палаточного 9-дневного лагеря военно-патриотического профиля «Патриот» для несовершеннолетних, состоящих на учете в ИДН, находящихся в социально опасном положении и ребят, занимающиеся в центрах допризывной подготовки столицы, который размещался на базе ГУ «Центр социальной реабилитации детей-инвалидов и молодых инвалидов «Росток».
К работе с несовершеннолетними в профильном лагере были привлечены педагоги Дворца и учреждений образования города, психологи Дворца, военнослужащие и представители правоохранительных органов.
Как педагоги, так и сержанты из в/ч 3310 24 часа, 9 дней находились рядом с ребятами, жили с ними в палатке, прививая воспитанникам, навыки гигиены и порядка, обучали ребят азам строевой подготовки и приемам самозащиты, разъясняли некоторые аспекты воинского устава. Выплеснуть энергию воспитанники смогли на спортивных площадках. В лагере отдыхали дети, требующие особенного педагогического внимания, а также ребята, занимающиеся в центрах допризывной подготовки столицы.
Времяпрепровождение воспитанников построено так, что позволяет интенсивным образом участникам лагеря пройти школу по социальному, гражданскому и физическому становлению личности и усвоению социальных норм через:
трудовое воспитание- оказание помощи в наведении и поддержании порядка на территории Центра «Росток»
социальное воспитание – оказание помощи детям-инвалидам, которые одновременно с нашими ребятами отдыхали в Центре «Росток».
патриотическое воспитание – постижение азов той настоящей мужской жизни, которая ждет их в будущем, с одновременным усвоением теории и практики о положительных качествах человека.
Педагоги, которые работали над содержанием программы лагеря, приложили все усилия, чтобы отдых подростков был активным, насыщенным и интересным, чтобы он способствовал не только приобретению новых знаний, но и развитию личностных коммуникативных качеств.
Главное правило воспитания трудных подростков в условиях оздоровительного лагеря – не идти вслед за появившейся у подростка проблемой, а сделать всё необходимое для того, чтобы предупредить её.
Методы и приемы работы воспитателя в лагере, прежде всего, были направлены на включение ребят в успешную и осознанную деятельность, на развитие их личности и умение работать в коллективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогические формы занятий. Наиболее приемлемо для подростков – диалог, однако, использовались и такие формы работы:
– групповые формы работы;
– разнообразная творческая деятельность (конкуры, творческие мастерские, совместные мероприятия с детьми-инвалидами, дискотеки и т.д. );
– создание ситуации выбора (многовариантность заданий и действий);
– экскурсии, поездки, походы.
Именно в лагере подростки могут почувствовать свою значимость, т.к. сами могут планировать, составлять, выступать, анализировать всю свою работу, работу взрослых и сверстников. Хоть летний палаточный лагерь и является небольшим (по продолжительности) периодом работы с детьми группы риска, но по объему и качеству практических занятий он не уступает всему учебному году.
Являясь моделью реальных социальных отношений, оздоровительный палаточный лагерь, создает условия, в которых взаимодействие участников друг с другом оказывает такое же воздействие на индивидуальные установки и поведение каждого, какое можно наблюдать и в повседневной жизни. А вновь приобретенные умения, опыт переживаний, полученные в искусственно созданной ситуации, могут легко и естественно переноситься потом как в школьный, так и во внешний мир.
Во время работы в лагере я сделала для себя простой вывод: для того, чтобы выполнить программу смены, ребята, прежде всего, должны полностью тебе доверять. Это благотворно влияет на состояние их психики и нервной системы. Далее, для нас крайне важно было найти адекватную форму “обратной связи”. Ведь трудные дети не очень любят говорить красивые и умные слова. Но когда закрывался сезон, ребята с интересом и удовольствием отвечали на наши вопросы. Таким образом, мы получили возможность узнать о тех проблемах, которые действительно волнуют подростков, но и ребята получили широкий спектр мнений, что само по себе уже является важным фактором в развитии личности, оказывает влияние на оценку своих установок и поведения, облегчает разрешение межличностных конфликтов вне группы.
Находясь в лагере, ребята не раз могли убедиться, что в жизни есть много интересных видов деятельности, где они могут реализовать себя. Но выбор между одурманиванием и здоровым образом жизни каждый должен сделать сам.
Кроме того, каждому участнику была оказана максимальная педагогическая и психологическая поддержка. Работа специалистов позволила им найти пути решения подростковых проблем. Многих учащихся сняли с учета, и для того, чтобы в следующем году приехать вновь в «Патриот», они записывались в центры допризывной молодежи столицы, и уже на своем примере, в лагере, рассказывали новичкам, что жить можно по-другому. Сегодня наш оздоровительный палаточный лагерь по работе с трудными подростками можно считать педагогической технологией, поскольку благодаря отработанным формам и методам он решает главную задачу – формирует сплоченное детское сообщество, ориентированное на позитивные жизненные ценности, а значит – на будущее.