Портфолио педагога как средство оценки уровня его профессиональной компетенции

Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающем, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат), у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Этимология понятия «портфолио» имеет свою давнюю историю и разностороннюю направленность. Оно появилось в Западной Европе еще в ХV-XVI вв. Архитекторы эпохи Возрождения представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио». Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

В настоящее время термин «портфолио» достаточно часто применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Если рассматривать его шире, то можно заметить, что оно имеет в целом обозначение всех представленных достижений фирмы. У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями, а в повседневной жизни «портфолио» представляют как: визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении); досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах); портфель учебных и профессиональных достижений человека.

Идея создания и использования портфолио в сфере образования возникла в середине 80-х годов ХХ в. в Соединенных Штатах Америки. Далее, после Америки и Канады данная идея становится все более популярной в Европе и Японии. Уже в начале ХХI в. идея портфолио получает широкое распространение и реальное практическое применение в России. Еще совсем недавно в российском образовании портфолио принято было рассматривать как продукт деятельности выпускника «на выходе» конкретной образовательной ступени, а также степень готовности педагога к профессиональной деятельности, представленной в «портфеле» («папке специалиста»).

В педагогической литературе отечественными учеными также представлены различные подходы к определению данного понятия.

«Педагогическое портфолио» – собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в профессиональной педагогической деятельности

«Педагогическое портфолио» – это набор материалов, демонстрирующий умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности.

«Профессиональное портфолио» – это авторские материалы, хранятся они у педагога и используются им в работе по своему усмотрению.

«Электронное портфолио» – это совокупность работ педагога, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных либо на цифровом носителе информации, так называемое e-portfolio, либо в виде web-сайта, то есть online- portfolio.

Создание электронного портфолио связано с возможностью представления большого объема информации, компактного ее хранения, возможностью мультимедийного представления (одновременное использование текста, графики, звука и видео), возможность визуализации различных объектов (графики, схемы, таблицы, диаграммы), возможностью создания четкой структуры с использованием гиперссылок, возможностью внесения оперативных изменений.

Электронное портфолио – это не результат работы, а, прежде всего, инструмент для демонстрации и оценивания профессионального и личностного роста педагога. Наиболее доступными программными средства для создания электронного портфолио являются программы Word и Power Point.

Трудности при создании электронного портфолио:

  1. Трудность в подтверждении подлинности документов представленных в электронном виде.
  2. Некоторые проекты могут быть представлены только в виде фотографий, описаний, отзывов (особенно проекты ручного труда).
  3. Отсутствие единых требований к структуре и содержанию электронного портфолио и к средствам его создания, что затрудняет размещение электронного портфолио, а так же затрудняет его поиск в сети.

Итак, основной смысл портфолио:

– показать все, на что способен его владелец

– проиллюстрировать все, что достиг

– показать потенциальные возможности для дальнейшего личностного и профессионального развития.

Портфолио позволяет соединить отдельные материалы в целое, это как инструмент фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (обобщение и систематизация педагогического опыта, педагогическая рефлексия, объективная самооценка профессиональных умений, определение направлений профессионального развития).

Итак, в нашем понимании «портфолио» – это документ, представляющий результативный пакет достижений ряда лет, который рассматривается и принимается многими его создателями в разных ипостасях, а именно как форма, метод, средство и даже технология, что значительно влияет на его структуру, содержательную составляющую, формирование отдельных тематических модулей, касающихся конкретного профиля и конкретной профессионально-специфической направленности.

Виды портфолио:

Портфолио документов — необходимые для работы педагога государственные и локальные нормативно-правовые документы, а также документы отражающие его личностно-профессиональный рост — свидетельство о повышении квалификации свидетельство внештатного эксперта сертификат о присвоении квалификации и др.

Портфолио отзывов — рецензии на авторские учебные материалы; экспертная оценка образовательного процесса или результатов педагогического труда; другие материалы, характеризующие автора портфолио и уровень его профессионализма.

Портфолио работ — материалы, характеризующие образовательный процесс: авторские материалы — методическая и/или дидактическая системы; образовательные технологии; учебные программы и планы курсов по выбору, спецкурсов, факультативов; образовательные проекты, методические рекомендации; применяемые в учебно-воспитательном процессе технологии, в том числе компьютерно-информационные, методики, методы, средства; дифференциация и индивидуализация образовательного процесса; работа с одаренными детьми и др.

Комплексные портфолио отражают несколько позиций: отзывы и результаты; процессы и результаты. Практика работы учреждений образования свидетельствует о том, что педагоги чаще всего используют комплексные портфолио, позволяющие им обеспечивать системность того или иного реализуемого вида деятельности. Состав портфолио определяется конкретными задачами, которые ставит перед собой либо сам педагог, либо руководитель методического формирования.

Структура портфолио

Портфолио может иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист (название учреждения образования, в котором работает педагог; адрес рабочий телефон; фамилия, имя, отчество педагога; специальность и специализация — преподаваемый предмет).
  2. Портрет педагога (образование педагога, общий трудовой и педагогический стаж работы, категория, профессиональные интересы, профессионально-педагогическое кредо, цели и задачи профессиональной деятельности, тема по самообразованию и др.).
  3. Опыт педагога (государственные и локальные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность педагога; инструктивно-методические материалы; указания, распоряжения региональных управленческих структур; программа и план по самообразованию критерии и показатели оценки уровня профессиональной деятельности за педагога и личностного развития учащихся и др.).
  4. Достижения педагога (организация образовательного процесса) и ее результативность (материалы данного раздела дают представление о динамике результатов деятельности педагога за определенный период):
    • авторские материалы, результативность которых апробирована на практике (разноуровневые учебные материалы, наглядно-иллюстративные материалы, рекомендации для учащихся по организации самостоятельной работы, наличие авторской дидактической системы и др.);
    • материалы, характеризующие результаты освоения учащимися образовательных программ и сформированность у них ключевых компетенций по данной учебной дисциплине;
    • сравнительный анализ деятельности педагога на основании итогов контрольных работ, участия учеников в предметных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
    • данные о поступлении учеников в вузы по предметной направленности;
    • внеурочная деятельность по предмету (ведение курса по выбору, факультатива; подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам; профориентационная работа и др.).
  5. Отзывы – оценка профессиональной деятельности педагога (рефлексивные материалы, материалы, характеризующие уровень и результаты деятельности педагога):
    • документальная оценка (сертификаты, свидетельства, грамоты, дипломы, благодарственные письма, отзывы, рецензии и др.);
    • материалы внутренних (ВШК) и внешних проверок (справки по итогам проверки, приказы, распоряжения);
    • работы педагога, отражающие его профессиональный уровень (проектные, исследовательские, наиболее значимые методические разработки, публикации из опыта работы, фото- и видеоматериалы и др.);
    • творческие работы учащихся, отражающие их предметную подготовку и уровень развития (рефераты, проекты, конкурсные работы и др.);
    • отзывы членов администрации, коллег, учащихся и их родителей об уровне профессиональной деятельности педагога, его авторитетность.
  6. Профессиональный рост (в этом разделе помещаются материалы, свидетельствующие об уровне научно-методической подготовки педагога, о результатах его исследовательско-экспериментальной работы, научно-исследовательской работы учащихся, других видах деятельности):
    • используемые образовательные технологии, методики (среди них авторские) с обоснованием их выбора;
    • используемые средства педагогической диагностики для оценки образовательного процесса и его результатов;
    • проведение исследовательско-экспериментальной работы, руководство исследовательской работой учащихся;
    • участие в семинарах, профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях различного уровня;
    • участие в общешкольных инновационных проектах, реализация авторского проекта;
    • реализация темы по самообразованию;
    • участие в работе методического формирования (творческой группе, школе педагогического мастерства, методическом объединении, кафедре и др.) и ее результативность;
    • обобщение либо самообобщение опыта работы;
    • формирование авторской методической системы и др.

Составляя портфолио педагог должен придерживаться системности, достоверности, объективность и др.

Данные критерии будут востребованы не только при оценке авторских материалов педагогов руководством учреждения образования, но и при организации публичной презентации портфолио лучшими специалистами перед коллегами. Это, в свою очередь, обеспечит гласность итогов профессиональной деятельности и будет служить образцом творческого роста для начинающих педагогов.

Таким образом, использование технологии портфолио поможет администрации целенаправленно и системно осуществлять мониторинг индивидуального профессионального совершенствования и развития личности каждого педагога, иметь полную информацию о результатах деятельности специалиста, выявлять ценный опыт с целью его распространения среди коллег, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом педагога, координировать коллегиальные усилия по повышению результативности работы учреждения образования.

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vQAFySNnsaIyauCQgPnr35tjngCMBHcH6vwAJx_8CSNm6hAtFNCqDkIpIydHRC4hQ/pub

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vQbXU2hmXo2NqopZi42yOIQmrHL_EH12PGXY6zJrCyJwDEu4mg05fs0B9uy5M_oZg/pub?start=false&loop=false&delayms=3000