Позитив

-

- - -

Управление по образованию администрации Фрунзенского района г. Минска

Государственное учреждение образования

«Центр дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» г. Минска»

 

Культурно-досуговый отдел

 

СОГЛАСОВАНО                                                   УТВЕРЖДАЮ

Начальник                                                               Приказ директора

управления по образованию                                  от «    »                   2018 г.

администрации Фрунзенского района                  №__________________

г. Минска                                                                  _________С.В.Шмагоревская

_____________Е.А.Киселёва

 

 

 

 

Программа объединения по интересам

«ПОЗИТИВ»

(культурно-досуговый профиль, базовый уровень изучения

образовательных областей «Основы проектирования и игровая деятельность», «Основы режиссуры и сценарное мастерство», «Основы сценического и актерского мастерства»)

 

 

Разработчики:

Филиппова Татьяна Петровна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Казак Екатерина Васильевна,

методист учебно — методического кабинета,

Семёнова Екатерина Владимировна, методист учебно — методического кабинета второй квалификационной категории

 

Возраст обучающихся: 14-18 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Рекомендована к утверждению

на заседании методического совета

протокол № __________________

от _______________________2018

 

 

 

Минск 2018

Пояснительная записка

Досуговая деятельность выступает как важная сфера  жизнедеятельности, самостоятельная  жизненная  ценность. Досуг в современной педагогической науке определяется как сфера личности, проявления ее сущности, творческих способностей; как возможность  самореализации и самоактуализации каждого человека, как сфера воспитания личностных и гражданских качеств; как сфера расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями.

Программа объединения по интересам «Позитив» культурно-досугового профиля имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на формирование у обучающихся культуры досуга, мотивацию к творчеству и познанию, способствует удовлетворению интересов в различных областях знаний и творческой деятельности.

Одним из направлений деятельности Центра дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» г.Минска является организация и проведение торжественных и праздничных мероприятий, игровых программ для школьников района и обучающихся Центра. В связи с этим возникла необходимость создания молодежного досугового центра, который объединяет разовые досуговые мероприятия в единую систему организационно — воспитательных действий, формирует грамотность подростков, практические умения и навыки организации досуговой деятельности.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что современное общество постепенно приходит к пониманию необходимости формирования организаторской культуры. Для развития личности современного человека, необходимо иметь определенные навыки в области не только информационных, компьютерных и коммуникационных технологий, менеджмента, маркетинга, но и обладать организаторскими, режиссерскими и актерскими способностями.

Данная программа предназначена для работы с подростками и учащейся молодежью, которые имеют интерес к культурно- досуговой деятельности и желание научиться правильно организовывать и проводить мероприятия, развивая при этом свои организаторские и актёрские способности.

Обучение в рамках программы «Позитив» способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, таких, как эрудиция, мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, обобщать информацию, а также способствует формированию культуры досуга, культуры общения, умения взаимодействовать в команде.

Данная программа состоит из трех образовательных курсов: «Основы проектирования и игровая деятельность», «Основы режиссуры и сценарное мастерство», «Основы сценического и актерского мастерства. Синтез трех образовательных курсов программы, каждый из которых предполагает изучение дисциплин, являющихся  автономными, позволяет обеспечить успешную реализацию целевого назначения программы.

Образовательный курс «Основы проектирования и игровая деятельность» направлен на освоение технологии проектирования досуговых программ, изучение специфики игровой деятельности, а так же основ психологии межличностного общения.

Образовательный курс «Основы режиссуры и сценарное мастерство» предполагает обучению поэтапному написанию сценария, объясняя его особенности: как строится работа над сценарием одного типа, где присутствуют группы придуманных персонажей и другого типа, где вместо персонажей присутствуют ведущие, исполнители концертных номеров и реальные герои, а сюжетные связи уступают место монтажным. При написании сценария обучающиеся работают в группах, что способствует сближению участников коллектива, умению слушать, обсуждать и более качественно выполнять работу над сценарием.

Образовательный курс «Основы сценического и актерского мастерства направлен на формирование знаний и умений в области использования технологий постановочной работы в области режиссуры праздников, организации и проведения репетиций праздников, обрядовых театрализованных представлений, зрелищ, игровых программ, а так же на создание режиссерских проектов праздников,

Программа объединения по интересам «Позитив» разработана в соответствии с Типовой программой дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 06 сентября 2017 года.

Цель программы: формирование духовных и физических качеств личности, развитие и воспитание обучающихся средствами культурно-досуговой деятельности.

Задачи:

  • обучать основам режиссуры, сценарного и актерского мастерства;
  • развивать познавательные процессы (память, мышление, речь, воображение, внимание);
  • формировать культуру содержательного, активного и познавательного отдыха;
  • раскрывать творческий потенциал обучающихся средствами игровой, творческой деятельности;
  • воспитывать мотивацию к дальнейшему саморазвитию.

Основополагающие принципы программы:

  • принцип сознательности — заинтересованное, а не механическое усвоение учащимся знаний и умений
  • принцип свободного развития личностных стремлений, через реализацию творческих возможностей и способностей личности в процессах взаимодействия в досуговой сфере;
  • принцип комплексности и последовательности — построение образовательного процесса таким образом ,чтобы овладение новыми знаниями, умениями и навыками происходило уже на основе усвоенных;
  • принцип гармонизации личности и среды — ориентация на максимальную самореализацию личности.

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 14 до 18 лет. Освоение программы осуществляется на базовом уровне в очной форме получения образования. Срок реализации программы – 1 год. Общее количество часов в год – 216. Образовательный курс «Основы проектирования и игровая деятельность» – 72 часа. Образовательный курс «Основы режиссуры и сценарное мастерство» – 72 часа. Образовательный курс «Основы сценического и актерского мастерства» – 72 часа.

Периодичность занятий — 3 раза в неделю по 2 академических часа.

Количественный состав группы – 12-15 человек.

Форма организации учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.

Постоянные и сводные репетиции вводятся по мере подготовленности представлений, творческих показов, праздничных мероприятий, игровых досуговых программ и являются заменой групповых учебных занятий.

Материально — техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимы:

  • сменная обувь;
  • специальная форма одежды;
  • коврики для пластических тренажей;
  • тетради, планшеты, ручки;
  • магнитная доска и магниты;
  • концертные костюмы для сценических выступлений;
  • грим;
  • игровой реквизит.

Учебные кабинеты должны быть оборудованы:

  • зеркалами;
  • аудио- и видеоаппаратурой с возможностью воспроизведения записей фонограмм и видео в различных форматах;
  • усилителем, колонками, микрофонами;
  • проекционной аппаратурой;
  • компьютером.

Образовательный курс

«Основы проектирования и игровая деятельность»

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теоретические практические
  Вводное занятие 2 1 1
1 Технология проектирования игровой досуговой программы 20 8 12
2 Организация игровой деятельности 20 6 14
3 Игровые досуговые программы 14 4 10
4 Психология общения и коммуникация 14 4 10
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 72 23 49

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с целями задачами образовательного курса. Краткий обзор изучаемых тем. Правила поведения в учреждении дополнительного образования и в учебном кабинете. Правила поведения на занятиях, на репетициях, на сцене, в зрительном зале.

Практические занятия.

Игры на знакомство и адаптацию в коллективе: «5 вещей», «Знакомство по парам», «Белка».

Тема 1 Технология проектирование игровой досуговой программы.

Структура игровой досуговой программы. Структурная модель и этапы проектирования. Роль игры в массовых мероприятиях. Технологическая карта игровой досуговой программы.

 

Практические занятия.

Составление алгоритма работы над проектом игровой досуговой программы. Определение аудитории, формы, темы программы. Составление технологической карты игровой досуговой программы «Ура, каникулы!». Разработка проекта сценария игровой досуговой программы «Ура, каникулы!».

Тема 2. Организация игровой деятельности

Понятие игры. Функции и классификация игр. Специфика игровой деятельности. Роль организатора в игре.

Практические занятия.

Игра «Один против всех». Создание модели игровой программы «Вместе весело шагать». Составление игробанка.

Тема 3. Игровые досуговые программы

Типы игровых досуговых программ. Особенности игровых досуговых программ. Формы реализации.

Практические занятия.

Разработка и написание проекта игровой досуговой программы ко Дню защитника Отечества.

Тема 4. Психология общения

Понятие о психологии общения. Структура психологии общения. Создание комфортной среды для досуга. Приемы взаимодействия с участниками игровой досуговой программы.

Практические занятия.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков «Расскажи о…», «Восточный базар», «Другими словами», «Выслушай и повтори» Тренинг межличностного общения «Мы умеем общаться».

Итоговое занятие

Подведение итогов. Зачет. Презентация проекта игровой досуговой программы.

 

 

Образовательный курс

«Основы режиссуры и сценарное мастерство»

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теоретические практические
  Вводное занятие 2 1 1
1 Основы режиссерского мастерства 14 4 10
2 Режиссура и организация массовых мероприятий, игровых досуговых программ. 20 6 14
3 Сценарий и сценарная драматургия 20 8 12
4 Технология подготовки сценария массового мероприятия 14 4 10
  Итоговое занятие 2 2
  ИТОГО 72 23 49

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с целями задачами образовательного курса. Краткий обзор изучаемых тем. Беседа «Профессия – режиссер массовых мероприятий».

Практические занятия.

Игры на раскрепощение и сплочение группы «Рассказ о себе», «Комплимент», «Встреча», «Перестановочки».

 

Тема 1. Основы режиссерского мастерства

Цели, задачи, принципы режиссерской деятельности. Выразительные средства режиссуры в постановочной работе.

 

 

 

Практические занятия.

Видеопросмотр культурно-массового мероприятия с текущим анализом выразительных средств режиссуры. Режиссерско-постановочная работа игровой досуговой программы «Зимние забавы».

Тема 2 Режиссура и организация массовых мероприятий, игровых досуговых программ

Режиссура концерта. Режиссура тематического вечера. Режиссура театрализованного представления. Режиссура малых форм, праздничного и обрядового действа, шоу — программ.

Практические занятия.

Режиссерско-постановочная работа массовых мероприятий различных видов: «Здравствуй, лето!», «Нашим мамам посвящается», «Калейдоскоп».

 

Тема 3. Сценарий и сценарная драматургия

Основы создания сценарной драматургии. Навыки сценариста. Основные виды драматургии. Композиция драмы.

Практические занятия.

Написание сценария на заданную тему «День именинника», «Спасибо, ветераны», «Музыкальная мозаика».

 

Тема 4. Технология подготовки сценария массового мероприятия

Структура сценария. Этапы работы над сценарием. Замысел и сюжет сценария. Приемы театрализации в сценарной разработке. Сценарный план.

Практические занятия.

Написание сценария шоу- программы «Траектория молодости».

 

Итоговое занятие

Подведение итогов. Зачет. Представление сценария, проведение тематической программы по выбору обучающихся.

 

Образовательный курс

«Основы сценического и актерского мастерства»

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теоретические практические
  Вводное занятие 2 1 1
1 Основы актерского мастерства 16 4 12
2 Основы сценической речи 16 4 12
3 Основы сценической пластики 16 4 12
4 Принципы ведения различных видов массовых мероприятий, праздников, игровых досуговых программ 20 10 10
  Итоговое занятие 2 2
  ИТОГО 72 23 49

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с целями задачами образовательного курса. Краткий обзор изучаемых тем. Беседа «Специфика работы ведущего массового мероприятия».

Практические занятия.

Игры, направленные на поддержание сплоченности коллектива, на развитие психофизических качеств каждого обучающегося «Клички», «Стражники», «Коллективный рассказ».

 

Тема 1. Основы актерского мастерства

Техники актерского мастерства. Актерский тренинг. Сценическое внимание. Характер и характерность. Создание сценического образа. Формула сценического действия. Общение и взаимодействие.

 

 

Практические занятия.

Выполнение упражнений, направленных на развитие актерского мастерства «Эмоциональная палитра», «Шахматы», «Чувства», «Метафоры», «Музыкальная пауза», «Эстафета дружбы», «Аплодисменты по кругу».

Выполнение этюдов, упражнений по психофизике «Я – животное», «Я – предмет», «Я — в предлагаемых обстоятельствах».

Тема 2. Основы сценической речи

Речь, как инструмент эмоционального воздействия на зрителей. Техника звучащего слова — дикция артикуляция, дыхание, голосоведение. Основы орфоэпии. Логика речи и средства речевой выразительности. Стили и формы речи. Основы ораторского искусства. Техника микрофонного чтения. Речевые основы звукорежиссуры: акустика, соотношение речи с музыкой и движением.

Практические занятия.

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, игры по развитию четкой дикции и логики речи, упражнения по развитию силы голоса, работа над посылом. «От тихого – к громкому», «От громкого к тихому», «Посыл», «Скороговорки».

Тема 3. Основы сценической пластики

Сценическая пластика как одно из выразительных средств постановочной работы. Общая пластическая культура.

Практические занятия.

Упражнения на развитие координации. Тренировка ритмичности движений, пантомимические этюды, упражнения на снятие психофизического зажима и психофизическое раскрепощение. «Шарик», «Насос и кукла», «Автобус», «В рапиде». Упражнение на пластику, характерность пластики, эмоциональность пластики. «Багаж», «Зеркало», «Предлагаемые ситуации».

 

 

 

Тема 4. Принципы ведения различных видов массовых мероприятий и праздников, игровых программ

Принципы ведения массовых мероприятий различных видов. Психология общения и коммуникация. Практические методы поддержания внимания и интереса в процессе выступления.

Практические занятия.

Проведение массовых мероприятий: «Здравствуй, лето!», «Нашим мамам посвящается», «Калейдоскоп», шоу-программы «Траектория молодости», игровой досуговой программы ко Дню защитника Отечества.

 

Итоговое занятие

Подведение итогов. Зачет. Творческая самопрезентация обучающихся.

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны

знать:

  • основные понятия и начальные сведения об игровой и досуговой деятельности; основы и технологию проектирования, структуру и виды игровых досуговых программ;
  • формы организации досуга;
  • основы режиссуры и организации массовых мероприятий;
  • техники актерского и сценического мастерства;
  • правила и способы взаимодействия с аудиторией;

уметь:

  • логично выстраивать разговорную и сценическую речь;
  • проводить игровые досуговые программы;
  • пользоваться средствами общения в игровой, организаторской деятельности;
  • разрабатывать сценарии игровой досуговой программы;

 

 

владеть практическими навыками:

  • актерского и сценического мастерства;
  • сценического мастерства ведущего;
  • проведения досуговых мероприятий;
  • межличностного общения и общения в группе; постановочной работы.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль освоения программы осуществляется педагогом на основе педагогического наблюдения, бесед с обучающимися и родителями, анализа выполнения творческих заданий на занятиях, концертной деятельности; самооценки участников коллектива; анализа результатов самостоятельных работ по следующим критериям:

  • теоретические знания;
  • практические умения и навыки;
  • личностный рост обучающегося.

Итоговый контроль определяет уровень и качество усвоения программы, осуществляется по каждому образовательному курсу в конце учебного года в форме зачета, который состоит из трёх этапов:

  1. По итогам реализации образовательного курса «Основы проектирования и игровая деятельность» – презентация проекта игровой досуговой программы.
  2. По итогам реализации образовательного курса «Основы сценического и актерского мастерства» – представление сценария, проведение тематической программы по выбору обучающегося.
  3. По итогам реализации образовательного курса «Основы сценического и актерского мастерства» – творческая самопрезентация обучающегося (в любой визуальной форме).

 

 

Формы и методы реализации программы

В начале обучения в объединении по интересам обучающиеся должны получить от педагога ясное представление о культурно-досуговой деятельности, как целесообразно организованной и содержательно наполненной активной деятельности людей (как социальных групп, так и отдельной личности) в свободное время, которая связана с человеческой потребностью в перемене характера деятельности, возвращении жизненных сил и социально-культурным развитием. Ознакомиться с правилами поведения на репетициях, на сцене и в зрительном зале.

В процессе реализации программы принципиально важным является ролевое существование обучающегося на занятиях: он может быть организатором культурно – досуговых и организационно — массовых мероприятий, актёром, режиссёром, сценаристом и зрителем.

На каждом занятии идёт повторение пройденного материала и освоение нового материала, практическое использование полученных знаний, умений и навыков.

Выбор методов обучения зависит от цели и задач, решаемых при изучении той или иной темы, и основывается на психофизиологических особенностях обучающихся с применением основных методик, на которых базируются темы программы.

Основные методы и формы работы по программе подчиняются теоретическому и практическому подходу.

Методы обучения:

  • практический (написание сценариев, программ, подготовка и проведение организационно–массовых и культурно-досуговых мероприятий);
  • игровой (использование игровых моментов при проведении организационно- массовых и культурно- досуговых мероприятий);
  • объяснительно — иллюстративный (направлен на ассоциации с помощью взаимодействия слова, пояснения и живого исполнения);
  • моделирования (учащийся занимает одновременно позицию исполнителя, зрителя, автора, творчески интерпретируя).

Методы мотивации и стимулирования, применяемые на занятиях:

  • методы эмоционального стимулирования;
  • поощрения;
  • порицания.

В организации образовательного процесса должны использоваться разнообразные интерактивные формы работы: театральная игра, актёрский тренинг, этюды, импровизации, репетиции, беседы, концертная деятельность, проведение игровых и развлекательных программ.

Рациональное применение всех перечисленных методов, форм и средств обучения и воспитания обеспечивает эффективность реализации образовательной программы культурно — досугового профиля.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400 с.
  2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. — Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/. ..i…i.. ./1_polog.doc./ Дата доступа: 07.04.2018.
  3. Аванесова, Г.А. Культурно – досуговая деятельность./ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 27с.
  4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебн. пособие / Д.Б. Богоявленская. — Москва: Академия, 2002. – 320 с.
  5. Воловик, А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга./ А.Ф. Воловик. Воловик В.А. – М.: Флинта, 2006. – 116с.
  6. Выготский, Л.С. Психология искусства./ Выготский, Л.С. – М.: Лабиринт, 2010. – 46с.
  7. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 346 с.
  8. Жарков, А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – Москва: Издательский Дом МГУКИ, 1998. – 134 с.
  9. Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова; Ком. по образованию Санкт-Петербурга, Гос. общеобразовательное учреждение Центр Образования «Санкт-Петербургский гор. Дворец творчества юных». — Санкт-Петербург: СПбГДТЮ, 2011. – 80 с.: ил., табл.
  10. Сморгович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. пособие / И.Л. Сморгович; Мин-во культуры Республики Беларусь; Белорус. гос. ун-т культуры и искусств – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.

11.Шевченко, С.А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного  образования детей. / С.А. Шевченко. – Санкт-Петербург, 2011. – 166 с.

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас