Методические мероприятия Применение активных методов обучения на разных этапах занятия (семинар)

Применение активных методов обучения на разных этапах занятия (семинар)

-

- - -

24 января 2019 года в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Эврика» г. Минска прошел семинар по теме: «Применение активных методов обучения на разных этапах занятия»

Цель семинара: научить применять активные методы обучения на разных этапах занятия.

В ходе семинара решались следующие задачи: познакомить педагогов с понятием, содержанием и особенностями активных методов обучения; рассмотреть виды активных методов обучения, а также применение активных методов обучения на разных этапах занятия.

В ходе семинара была организована работа педагогов в группах, применялись такие приемы как тренинг-настрой «Создай свой круг», игровые методы:  «Давайте поздороваемся», «Ромашка», «Узнай на ощупь», Метод «Светофор», метод найди недостаток в портрете, методы релаксации «Мои предпочтения»,  рефлексия «Ладошка».

Педагоги познакомились в ходе лекции-презентации с видами активных методов обучения в современной педагогике, с особенностями активных методов обучения. Вместе с педагогами рассмотрели и проиграли, какие активные методы обучения можно использовать на занятиях. Своим опытом поделилась педагог дополнительного образования Карачан Римма Николаевна, высшей категории руководитель кружка объединения по интересам «Палитра».

Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего объединения.

Как показала проведенная в конце семинара рефлексия с помощью активного метода «Ладошка» у большинства педагогов оправдались ожидания от семинара-практикума повысить свой уровень компетентности в области активных методов обучения.

 

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

ПО ТЕМЕ: «ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ЗАНЯТИЯ»

 

Луговская Ольга Владимировна,

методист учебно-методического кабинета

 

Минск 2019

План проведения семинара практикума по теме: «Применение активных методов обучения на разных этапах занятия»

 

Дата проведения: 24.01.2019г.

Время проведения: 10.00

Место проведения: ул. Чигладзе, 29

Тема: «Применение активных методов обучения на разных этапах занятия»

Цель: научить применять активные методы обучения на занятиях.

Задачи:

— дать определение активным методам обучения;

— рассмотреть виды активных методов обучения;

— применение активных методов обучения на разных этапах занятия.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

Количество участников семинара: 10-15 человек.

Продолжительность семинара: 60 минут.

Ожидаемый результат:

— систематизация знаний;

— получение теоретического и практического опыта;

— анализ собственной педагогической деятельности и нахождение путей по ее совершенствованию.

Методическое и материально-техническое обеспечение семинара:

— ноутбук;

— мультимедийная презентация;

— раздаточный материал.

Этапы семинара-практикума:

  1. Организационный этап – Подготовительный этап (15 мин.)
  • Регистрация участников. Приветствие. Сообщение плана работы

семинара. Цели и задачи семинара.

  • Упражнение «Создай свой круг»
  1. Основной этап (40 мин.)
  • Понятие активных методов обучения
  • Виды активных методов обучения.
  • Применение активных методов обучения на разных этапах занятия.
  • Обмен опытом педагога дополнительного образования Карачан Р.Н. «Применение активных методов обучения на разных этапах занятия»
  • Заключительный этап (5 мин.)
  • Подведение итогов семинара
  • Рефлексия «Ладошка»

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ:

 

  1. Организационный этап — Подготовительный этап

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Тема семинара-практикума «Применение активных методов обучения в дополнительном образовании».

Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю поиграть с Вами в игру «Создай свой круг». «Создай свой круг»

Все участники становятся в один большой круг. Один из участников начинает, он делает шаг вперед и выходит в центр круга со словами: «Я люблю путешествовать». К нему в центр круга присоединяются те участники, которые тоже любят путешествовать. После чего все вышедшие участники занимают свои места и так по кругу.

В настоящее время нашим детям предлагается большой спектр выбора объединений по интересам, занять свой досуг. И педагогам дополнительного образования необходимо быть конкурентоспособными, т.е. сделать так, чтобы ребята пришли именно к ним (и не просто пришли), а остались в объединении на весь период обучения. А это возможно, если педагог в постоянном поиске чего-то нового интересного, если он уходит от обыденных стандартных занятий, и приглашает обучающихся в мир дополнительного образования с использованием новых, нетрадиционных методов обучения и форм их организации.

Сегодня Я Вам постараюсь объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые игровые методы обучения и также возможность применения активных методов обучения на различных этапах занятия.

  1. Основной этап

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения подразделяются на методы:

  • начала занятия;
  • выяснения целей, ожиданий, опасений;
  • презентации учебного материала;
  • организации самостоятельной работы;
  • релаксации;
  • подведения итогов (рефлексии).

Активные методы обучения эффективно и динамично помогут начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Перед тем как мы рассмотрим более подробно примеры активных методов обучения для каждого из этапов учебного занятия. Я попрошу Вас вспомнить структуру занятия.

Мы с Вами рассмотрим только некоторые игровые методы обучения.

Активные методы организации начала занятия

Методы как «Цепочка приветствия»

Участники здороваются друг с другом за руку, но не просто так, а фантазируя при этом. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки.тод «Найди похожих»

Участники становятся или садятся в широкий круг. Педагог говорить некоторые фразы—утверждения, кому они подходят те выходят в круг». Например, «Кто в семье старший?», “Кто в семье младший?», “Кто пришел в брюках?», «Кто пришел в юбке?», «Кто сегодня завтракал?» и т.д. Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьезными.   тод «Давайте поздороваемся»

В начале игры я расскажу о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться.

Такие методы позволят эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в группе.

Активные методы выяснение целей, ожиданий и опасенийетод «Дерево ожиданий»

Педагог заранее готовит плакат с условным “деревом». В начале занятия учащимся раздаются заранее заготовленные яблоки. На них учащиеся записывают свои ожидания от занятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того как желания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину.Любит –не любит»

Педагог подготавливает цветок (ромашку). Лепестки, белые и серые, подготавливаются отдельно. Каждый учащийся должен сообщить что он любит и не любит делать на занятии и записать это соответственно на белых и серых лепестках. После ответа приклеить к желтой серединке         «Ладошка»

Давайте определим, что вы ожидаете от нашего семинара, а чего опасаетесь. Для этого на одной стороне ладони напишите ожидания, а на другой опасения.

В конце занятия мы вернёмся к этим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии.

Такие упражнения позволят педагогу лучше понять группу и каждого учащегося, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно — ориентированного подхода к обучающимся.

Активные методы презентации учебного материалаод «Краски»

Дети делятся на группы по три человека. Каждая группа получает три цвета: синий и еще два других. Цвета у разных групп не повторяются. На листе ватмана дети рисуют море или небо, используя только свои цвета. Затем вместе с педагогом дети обсуждают, в каких рисунках краски дружат и подчеркивают красоту неба или моря, а в каких — нет, и почему.од «Волшебные кляксы»

До начала игры изготовляют несколько клякс: на середину листа бумаги выливают немного чернил и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.д «Узнай на ощупь»

В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт.

Такие упражнения позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

Активные методы организации самостоятельной работы над темой занятияд «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой занятия. Участники разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.од «Светофор»

Учащиеся получают карточки разных цветов: красного, зеленого и желтого. Педагог озвучивает тезисы, учащиеся поднимают зеленую карточку, если согласны, красную —  не согласны, желтую – сомневающиеся. Группам, если работа проводится фронтально, дать некоторое время на обсуждение или обдумывание тезиса, затем участники высказываются, почему они подняли ту или иную карточку.

Метод найди недостаток в портрете

Цель: Закрепить знания о составных частях лица: лоб, волосы, брови, веки, ресницы, глаза, зрачок, нос, ноздри, щёки, скулы, рот, губы, подбородок, уши.

Материал: 10 карточек с изображением одного лица с разными недостатками.

Описание игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку и определить в рисунке недостающие части лица и рассказать, какую функцию они выполняют.

Активные методы релаксациитод «Земля, воздух, огонь и вода»

«Четыре стихии» — это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу «вода» – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу «воздух» – вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу «огонь» – вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.тод «Пантомима»

Педагог выбирает одного учащегося, говорит ему на ухо какое-нибудь предложение или словосочетание, например, «идет дождь». С помощью жестов и мимики последний должен объяснить всем остальным задание. Кто первый угадает, тому и показывать следующее задание.тод «Мои предпочтения»

Педагог раздает учащимся листы бумаги и просит задумать свой любимый цвет и затем описать его тремя словами (например, синий –глубокий, холодный, яркий), затем просит учащихся ответить на вопрос «Находясь в зоопарке с каким животным вы бы хотели сфотографироваться? Опишите это животное тремя словами». И, наконец, просит записать свой любимый город и придумать для него три характеризующих слова.

После того как все выполнят задание педагог сообщает им что: три характеристики цвета — это как видят их окружающие, три характеристики животного-как видят они себя сами в общении с окружающими; три характеристики города-какими они хотели бы видеть себя в учебе, работе.

Активные методы подведения итогов (рефлексии)од «Солнце»

Записать в центре солнца определяющее понятие по теме. Лучи солнца – знания учащихся по теме, что запомнили, что для себя уяснили, что понравилось.од «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то, как они работали на занятии, желают дальнейших успехов.д «Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

Такие упражнения помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги занятия, завершить работу и получить обратную связь от учащихся.

Активные методы повышают развивающий эффект обучения, создают атмосферу творческого поиска, вызывают у учащихся массу положительных эмоций. Эти методы способствуют лучшему усвоению знаний и развитию творческих способностей.

Своим опытом поделиться с Вами Карачан Римма Николаевна педагог дополнительного образования высшей категории руководитель кружка объединения по интересам «Палитра».

  • Заключительный этап

И в заключении хотелось бы сказать, что приведенные здесь активные методы обучения – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игр обучения. Занятия с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для педагогов. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в занятия свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего объединения.

Вернёмся к нашим ладошкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мероприятии.

В завершении семинара мне хотелось бы поблагодарить всех участников за работу. Пожелать успехов и творчества в работе.

 

Список литературы:

 

  1. Зарукина Е.В., Логинова Н.А., Новик Н.Н. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. — Санкт-Петербург, 2010.
  2. «Активные методы обучения» [Электронный курс] / Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» — Россия, 2005. — Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru.

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас