Проект «Летняя школа для детей «Шаг в будущее»

 

Автор:   А. И. Трамбицкая-Кухаревич, заведующий методическим отделом

Минского государственного дворца детей и молодежи

Содержание

  Стр.
Введение ……………………………………………………………………… 4
Информационная характеристика проекта …………………………….. 5
Методологическая характеристика проекта …………………………….. 7
Описание деятельности …………………………………………………….. 11
Список использованных источников …………………………………….. 19
Приложения ………………………………………………………………….. 22
Приложение 1. Программа летней школы для детей «Шаг в будущее»… 22
Приложение 2. Сертификат летней школы «Шаг в будущее»………………. 40
Приложение 3. Мониторинг качества и результативности деятельности… 41
Приложение 4. План методических мероприятий для педагогических  работников ДОЛ «Чабарок», педагогов летней школы «Шаг в будущее» . 43
Приложение 5. Психолого-педагогическое сопровождение летней школы для детей «Шаг в будущее»………………………………………………… 44
Приложение 6. Афиша летней школы для детей «Шаг в будущее»……….. 46
Приложение 7. Анкета для педагогов ………………………………….. 47
Приложение 8. Итоговая анкета учащегося летней школы ……………… 48

 

Введение

 

Летняя школа «Шаг в будущее» – концептуально новый образовательный проект Учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи» (далее – Дворец), реализуемый отделом технического творчества и спорта в отряде юных техников в оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Чабарок».

Проект направлен на привлечение и мотивацию детей и подростков к занятиям техническим творчеством в летней школе «Шаг в будущее», которая представляет собой систему кружков (образовательных дисциплин) технического профиля, объединенных концептуально в три блока: «Программирование», «Робототехника», «Проектирование и дизайн». Обучение в школе ведут высококвалифицированные педагоги отдела технического творчества и спорта. В течение смены, 18 дней, ребята продуктивно отдыхают, имея возможность раскрыть свой потенциал, попробовать свои силы в различных инновационных образовательных областях технического профиля и, таким образом, сделать первые шаги на пути в профессию.

Процесс обучения в школе – это увлекательная образовательная деятельность, в ходе которой развиваются навыки инженерного, логического, креативного мышления, закладывается фундамент метапредметных компетенций, в частности технико-технологических. В итоге учащиеся реализуют свои проекты и проводят их презентацию.

Мастер-классы по воспитанию лидерских качеств, по обучению работе в команде, по управлению проектами и подготовке презентации способствуют формированию навыков межличностного общения, принятия оптимальных решений, а также воспитанию чувства ответственности за реализацию своего собственного проекта.

 

Информационная карта проекта «Шаг в будущее»

 

Тема проекта Летняя школа для детей «Шаг в будущее»
Руководитель

проекта

Шкляр Галина Леонидовна, директор УО «Минский государственный дворец детей и молодежи»

 

Авторы

проекта

Урбан Алевтина Павловна, заведующий отделом

технического творчества и спорта,

Новак Мария Антоновна, заведующий сектором по учебно-воспитательной работе отдела технического творчества и спорта

Трамбицкая-Кухаревич Александра Ивановна,

методист методического отдела

Учреждение

образования

Учреждение образования «Минский государственный дворец детей и молодежи»
Юридический адрес учреждения образования, рабочий

телефон, факс, сайт

220053 г. Минск, ул. Старовиленский тракт, 41,

тел. 8(017) 233-70-29, факс 8 (017) 290-17-26

http://mgddm.by

Временные рамки реализации проекта Апрель – сентябрь 2017 года
Участники  

Урбан А.П., Новак М.А., Трамбицкая-Кухаревич А.И., педагог-психолог Копыткова Н.А., педагоги отдела технического творчества и спорта: Бобкова Н.В., Васюкова М.Д., Володькин В.А., Гридасов А.И., Гудзь Р.Р., Кокорев К.Н., Пархимчик А.Ю., Пучковская Т.Н., Римашевский С.В., Трифонова Н.В., Чикилёв А.Я.

Учащиеся 9–14 лет

Партнеры Ассоциация по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего», компания EPAM
Идея проекта Привлечение учащихся к занятиям техническим творчеством, расширение круга интересов и реализация возможностей учащихся посредством широкого спектра образовательных дисциплин технического профиля, формирование метапредметных компетенций. Освоение учащимися новых сфер деятельности, вовлечение в продуктивную творческую деятельность, обеспечивающее формирование социального опыта
Критерии

эффективности

На уровне учащихся:

—        реализация образовательных запросов учащихся: освоение новых сфер деятельности;

—        создание положительного психологического климата в отрядах;

—        проявление инициативы учащихся;

—        удовлетворенность учащихся формами работы и видами деятельности;

—        формирование мотивации к занятиям техническим творчеством: желание посещать в учебном году объединения по интересам технического профиля в Учреждении образования «Минский государственный дворец детей и молодежи»;

—        ориентация на технические профессии;

—        воспитание у обучающихся качеств творческой личности: способности к нестандартным решениям, креативности, изобретательности, способности работать в команде, активности.

На уровне законных представителей учащихся:

—     получение детьми качественного дополнительного образования, обеспечивающего индивидуально-личностное развитие в техническом творчестве, отдых и оздоровление детей, социальная адаптация в обществе.

На уровне педагогов:

—     расширение возможностей профессионального роста;

—     возможность профессионального и творческого общения в рамках единой образовательной среды.

 

Методологическая характеристика проекта

Актуальность темы

Вопрос организации и проведения летней кампании всегда актуален для учреждений общего среднего и дополнительного образования. В связи с социальными изменениями, происходящими сегодня в обществе, проводится поиск новых форм организации отдыха и оздоровления детей и подростков, а также методов подготовки педагогических кадров к грамотной организации летнего досуга, создаются условия для педагогического творчества коллективов.

Ежегодно администрация Дворца инициирует проведение лагерей различных типов и профилей на собственной базе, а также на базе выездных лагерей. Летом 2017 года функционировали: летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Чабарок», загородный оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием «Минчане» (художественный, технический, общественно-гуманитарный профили), палаточный лагерь с круглосуточным пребыванием «Лидер wave» для представителей Лиги молодых избирателей.

Анализируя работу летних лагерей, следует отметить положительные тенденции развития:

  • создание условий для педагогического творчества коллективов;
  • расширение диапазона образовательных услуг для углубления знаний и формирования умений и навыков, развития творческих способностей учащихся;
  • отказ от единообразия отрядов (отряды юных техников, отряд «Лингвистенок»);
  • разработка разнообразных форм организации досуга при использовании различных источников финансирования;
  • установление контактов и развитие партнерских отношений с различными организациями.

Большинство школьников с нетерпением ожидают лета, для того чтобы отдохнуть от школы, домашних заданий, контрольных и проверочных работ. Но многие ребята находятся в постоянном поиске себя и хотят испытать свои силы в различных видах деятельности. Родители же заинтересованы в том, чтобы их дети шли в ногу со временем, использовали компьютерную технику не только для времяпрепровождения в социальных сетях и развлечения, но и для обучения и общего развития, для определения своей будущей профессии. Известный физиолог Иван Сеченов утверждал, что лучший отдых – это вовсе не покой, а смена деятельности, и это высказывание может служить девизом для летней школы «Шаг в будущее».

В настоящее время государство уделяет много внимания развитию детского технического творчества, так как дети и молодежь, занимающиеся в объединениях по интересам технического профиля, мотивированы на выбор технических профессий. Несмотря на все усилия, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи столицы в объединениях по интересам технического и спортивно-технического профиля занимаются всего лишь 5,6% учащихся от общего количества (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Процентное соотношение долей учащихся, занимающихся техническим творчеством

Необходимо активно вовлекать учащихся в техническое творчество, знакомить с образовательными областями данного профиля, воспитывать у детей и подростков технологическую культуру определенного уровня, мотивировать их выбирать технические специальности. Педагоги дополнительного образования ищут способы и средства вовлечения детей и подростков в объединения по интересам, формирования у обучающихся метапредметных компетенций, воспитания устойчивого интереса к определенному профилю, при этом применяются инновационные модели построения образовательной деятельности.

Одной из популярных форм организации летней занятости студентов являются летние школы, которые функционируют при университетах за границей. В дополнительном образовании детей и молодежи Республики Беларусь летняя школа «Шаг в будущее» – это инновация, которая была успешно апробирована в 2017 году во Дворце на основе деятельности отрядов юных техников летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Чабарок». Идея организации летней школы принадлежит заведующему отделом технического творчества и спорта Урбан Алевтине Павловне и заведующему сектором по учебно-воспитательной работе отдела Новак Марине Антоновне.

Летняя школа «Шаг в будущее» способствует популяризации образовательных областей технического профиля. Летняя школа – это возможности для учащихся:

во-первых, ощутить дух Дворца и познакомиться с педагогами;

во-вторых, получить азы знаний в инновационных образовательных областях технического профиля;

в-третьих, применить знания на практике в процессе реализации идей в своих проектах;

в-четвертых, определиться с выбором объединения по интересам на следующий учебный год;

в-пятых, ознакомиться с современными профессиональными компетенциями, необходимыми для участия в инновационном движении профориентационной направленности – республиканском конкурсе «JuniorSkillsBelarus»;

в-шестых – сделать осознанный шаг в определении будущей профессии.

Программа обучения «Шаг в будущее» состоит из трех основных блоков: «Программирование», «Робототехника», «Проектирование и дизайн» (приложение 1).

По итогам обучения в школе учащимся выдается сертификат об окончании летней школы «Шаг в будущее» (приложение 2).

Цель – апробация модели организации летнего отдыхаи обучения в летней школе «Шаг в будущее», формирование мотивации к занятиям техническим творчеством и осознанного самоопределения учащихся.

Объект проекта: педагогически организованное пространство досуга учащихся в условиях профильного отряда юных техников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Чабарок».

Предмет проекта: модель организации образовательного пространства профильного отряда юных техников летней школы «Шаг в будущее».

Задачи:

  • апробировать модель летней школы «Шаг в будущее», создав условия для полноценного отдыха, обучения и развития учащихся отряда юных техников;
  • обеспечивать организационно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение деятельности летней школы «Шаг в будущее»;
  • расширять диапазон контактов Дворца с партнерами, приобретать положительный опыт взаимодействия с ними;
  • способствовать формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся посредством приобщения их к техническому творчеству;
  • развивать у учащихся навыки инженерного, логического, креативного мышления, способствовать их саморазвитию и самоопределению;
  • развивать нравственные и эстетические качества личности учащихся;
  • воспитывать качества творческой личности: способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, активность;
  • укреплять уверенность в своих силах, умение управлять своим эмоциональным состоянием, способность мобилизоваться на преодоление трудностей.

Предполагаемый результат:

  • создание модели организации эффективного летнего досуга юных техников – летней школы «Шаг в будущее»;
  • удовлетворение запросов учащихся и их законных представителей качеством образовательных услуг;
  • реализация творческого, интеллектуального потенциала учащихся посредством вовлечения в техническое творчество;
  • повышение уровня методических и психологических знаний педагогов;
  • расширение контактов Дворца, приобретение положительного опыта взаимодействия с партнерами.

Характеристика основных видов ресурсов

Кадровые:

  • интеллектуальный, организационный и профессиональный потенциал сотрудников и педагогов отдела технического творчества и спорта Дворца, педагог-психолог, методист;
  • менторская поддержка компании EPAM.

Научно-методические:

  • программа летней школы «Шаг в будущее»;
  • план методического и психолого-педагогического сопровождения;
  • планы, планы-конспекты проведения занятий, семинаров.

Информационные:

  • сайт Дворца;
    • страница в фейсбуке;
    • интернет-ресурсы;
    • электронная почта;
    • сценарии проведения отрядных конкурсов и мероприятий;
  • программа работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Чабарок» Дворца.

Технические:

  • материально-техническая база Дворца;
  • cовременное оборудование и инструменты, материалы, необходимые для проведения занятий по программе летней школы;
  • информационно-коммуникационное оборудование (проектор, экран, интерактивная доска), постоянный доступ к сети Интернет.

Технологические:

  • компьютерные технологии и программное обеспечение, необходимое для проведения занятий в летней школе;
  • технологии развития метапредметных компетенций, личностных качеств.

Материальные:

– финансирование занятий в летней школе за счет взносов законных представителей учащихся.

Описание деятельности

Особое внимание в процессе реализации проекта уделяется следующим вопросам:

  1. Методическое обеспечение инноваций, отражающих владение педагогическими кадрами основными принципами, подходами, идеями, приемами и средствами, которые предстоит проверить в ходе реализации проекта.
  2. Качество образовательного процесса, направленного на формирование метапредметных компетенций, в частности технико-технологической.
  3. Методическое и психолого-педагогическое сопровождение проекта.
  4. Разработка системы анализа и оценки хода и результатов реализации проекта, то есть мониторинговой деятельность (приложение 3).

Этапы реализации проекта

Проект реализован в 3 этапа:

  • подготовительный (апрель – май):
  • изучение и анализ нормативных документов по организации летней оздоровительной кампании, литературы и интернет-источников по тематике проекта,
  • разработка проекта и организационно-методическая деятельность, определение участников проекта;
  • основной (июнь – июль): организация деятельности отряда юных техников в условиях детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием, реализация программы «Шаг в будущее», обеспечение методического  и   психолого-педагогического   сопровождения   (приложение 4, 5);
  • итоговый (август – сентябрь): рефлексия деятельности, оценка результативности проекта, корректировка, подготовка методических рекомендаций.

 

Название

этапа

Содержание деятельности Время Ответственные
 

 

1. Подготовительный

Формирование идеи проекта, создание творческой команды для ее реализации.

Размещение рекламы летней школы «Шаг в будущее» на интернет-сайте Дворца, изготовление рекламной продукции (приложение 6)

 

апрель

май

заведующий отделом технического творчества и спорта (далее  ОТТиС)

зав. сектором по УВР ОТТиС

отдел информационного обеспечения и рекламы

Изучение и анализ нормативных документов по организации летней оздоровительной кампании, литературы и интернет-источников по теме проекта

 

апрель май зав. ОТТиС,

зав. сектором

по УВР ОТТиС,

методист-куратор

 

Написание программы летней школы «Шаг в будущее»,

ее корректировка и утверждение на методическом совете Дворца

 

апрель

май

зав. сектором

по УВР ОТТиС,

педагоги ОТТиС,

методист-куратор

Решение организационных вопросов, связанных с реализацией программы

 

май зав. отделом ОТТиС,

зав. сектором

по УВР ОТТиС

Поиск партнеров и налаживание связей май зав. отделом ОТТиС, зав. сектором

по УВР ОТТиС

 

Описание проекта май методист-куратор

 

Организационно-методический семинар с педагогами, работающими по программе летней школы, воспитателями отрядов:

— знакомство с проектом «Шаг в будущее»,

— проведение анкеты для выявления потребностей в методической помощи (приложение 7)

 

май методист-куратор
2. Основной

2.1. Адаптационный

Формирование коллектива отряда, изучение интересов, возможностей учащихся.

Обзорная экскурсия

по Дворцу.

Разделение отряда на группы для проведения занятий. Знакомство с расписанием в летней школе.

Проведение занятий

1-2 день воспитатели отряда

 

 

 

 

воспитатели отряда

 

 

 

педагоги  ОТТиС

 

2.2. Основной

Включение учащихся в организацию и проведение отрядных и общелагерных мероприятий.

Проведение занятий и открытых занятий в школе согласно графику.

Размещение информации и фотографий о мероприятиях, проводимых в отряде, на сайте Дворца, на странице Facebook

 

3–17 день воспитатели отрядов

 

 

 

педагоги ОТТиС

2.3. Заключительный Организация выставки творческих работ учащихся.

Презентация учащимися выполненных проектов.

Итоговое анкетирование учащихся (приложение 8).

Рекомендации педагогов по перспективам дальнейшего развития учащихся.

Вручение сертификатов

17-18-й день педагоги ОТТиС

 

 

 

 

 

 

 

3. Итоговый

(аналитико-рефлексивный)

 

Анализ результатов деятельности летней школы.

Обсуждение итогов работы профильных отрядов смен.

Выработка решений по совершенствованию проекта.

Информирование о результатах реализации проекта на педсовете отдела, Дворца.

Создание пакета методической продукции по организации образовательного процесса в летней школе «Шаг в будущее»

 

конец июля – август

 

 

сентябрь

 

август-сентябрь

 

 

зав. отделом ОТТиС, зав. сектором по УВР ОТТиС, педагоги ОТТиС,

методист-куратор

зав. отделом ОТТиС

 

зав. сектором по УВР ОТТиС

 

методист-куратор, педагоги ОТТиС

 

 

Механизм реализации программы летней школы

«Шаг в будущее»

Образовательный процесс в летней школе ведется по программе, разработанной коллективом творческих педагогов под руководством администрации отдела. Программа школы рассчитана на учащихся 9–14 лет и реализуется на основе деятельности профильных отрядов юных техников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Чабарок».

Концепцию школы составляет следующий тезис: для того чтобы сделать правильный выбор профессии в будущем, необходимо испытать себя в различных видах деятельности сегодня и тем самым запустить процесс саморазвития, параллельно развивая имеющиеся способности.

Ведущими принципами образовательной деятельности в летней школе являются следующие:

  • вариативность использования педагогических технологий;
  • возможность выбора учащимися содержания и характера деятельности;
  • контекстуальность деятельности;
  • гибкость деятельности на занятиях.

Обучение в летней школе «Шаг в будущее» проводят педагоги-профессионалы, владеющие современными педагогическими технологиями, новыми информационными и коммуникативными технологиями, технологиями социального творчества. Педагоги формируют у учащихся метапредметные компетенции, в первую очередь технико-технологическую.

По классификации О. Л. Жук, компонентами метапредметных компетенций являются: мотивационный, содержательный, процессуальный, аксиологический, эмоционально-волевой, – поэтому деятельность педагогов должна быть направлена на формирование этих компонентов.

Мотивационный: формирование положительного отношения к деятельности, установки на продуктивное усвоение, потребность решать познавательные задачи, используя межпредметные компоненты.

Содержательный: актуализация и углубление знаний о средствах, способах, алгоритмах выполнения познавательных действий; процессуальный: реализация на практике знаний и умений;

Аксиологический: формирование ценностей и смысла использования универсальных средств познания;

Эмоционально-волевой: развитие уверенности в своих силах, умения управлять эмоциональным состоянием, способность мобилизоваться на преодоление трудностей.

Программа обучения в школе состоит из трех основных блоков:

  • «Программирование»: программирование в среде Minecraft, компьютерная анимация, управление квадрокоптерами, мастер-классы по основам компьютерной безопасности (фото 1, 2);

Фото 1                                                                                                       Фото 2.

 

2) «Робототехника»: ментальная арифметика, роботоконструирование на базе LegoWeDo и Lego EV3, программирование в Scratch, нейропилотирование (Фото 3, 4);

Фото 3.                                          Фото 4.

 

3)  «Проектирование и дизайн»: архитектурная графика и макетирование, основы компьютерной графики в редакторах ARCHICAD, Fotoshop, прототипирование и создание моделей в 3D, печать на 3D-принтере (фото 5, 6).

Фото 5                                               Фото 6

Занятия проводятся в первой половине дня в соответствии с расписанием. На изучение образовательных дисциплин (кружков) отведено по одной неделе. Для проведения занятий отряд в первый день смены делится на 3 группы с постоянным составом.

Педагоги используют в образовательной деятельности такие методы, как вариативное творчество, проектная деятельность, интерактивные формы, игротехнические технологии.

На занятиях учащиеся приобретают и углубляют свои знания в области конструирования, программирования и дизайна, развивают навыки  творческого решения задач, умение критически мыслить, создают свои продукты и проводят их презентацию. Знакомство с конструированием роботов, основами видеомонтажа, компьютерной графики, приобретение умений управления квадрокоптерами, работа на 3D-принтере, изучение основ программирования посредством компьютерной игры Minecraft и среды программирования Scratch – вот содержание занятий в летней школе «Шаг в будущее».

Деятельность учащихся организована с позиции системного подхода, носит  практико-ориентированный  характер  и  имеет  прикладную ориентацию.

В течение всей смены ребята работают над проектами, создают обладающие субъективной либо объективной новизной продукты, а также компьютерные игры и анимацию.

В финальный отчетный день ребята проводят перед родителями и педагогами презентации своих лучших проектов и в итоге получают сертификаты (фото7, 8, 9).

Фото 7 

 

Фото 8                                                    Фото 9

Как правило, во второй половине дня проводятся отрядные и общелагерные мероприятия – создается единое образовательное пространство. Основными формами организации деятельности учащихся в отряде являются спортивно-оздоровительные мероприятия, беседы, экскурсии, конкурсы, различные виды игр, соревнования, при этом предусмотрена ежедневная финальная рефлексия.

В обеспечении образовательного процесса большое значение имеет расширение образовательного пространства, использование интеллектуальных, кадровых, материальных ресурсов социальных партнеров: компании EPAM, Ассоциации по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего».

Компания EPAM оказывала менторскую помощь, были проведены экскурсии в высокотехнологичную лабораторию компании EPAM (фото 10, 11). EPAM GARAGE – это уникальное место для R&D-специалистов компании, в котором создаются инновационные разработки, такие как «умная теплица», «кнопка экстренной помощи», программное обеспечение для нефтедобывающей компании, при этом используются технологии виртуальной и дополненной реальности.

 

Фото 10

Ребята познакомились с особенностями командной работы и убедились в необходимости грамотного распределения ролей и применении креативного мышления для создания инновационных продуктов.

Ассоциация по содействию развитию образовательных инициатив в области точных наук и высоких технологий «Образование для будущего» выделила материальные средства на приобретение необходимого оборудования.

Данный проект показал следующие положительные результаты:

  • предложенная модель апробирована и получила высокую оценку участников проекта;
  • 50 учащихся в процессе отдыха и оздоровления в летнем лагере ознакомились с инновационными образовательными областями технического творчества, активно включились в разработку и реализацию собственных проектов, получили сертификат об успешном окончании летней школы «Шаг в будущее»;
  • все дети и подростки, прошедшие обучение в летней школе «Шаг в будущее», планируют продолжить свой образовательный маршрут по выбранной образовательной области в объединениях по интересам технического профиля во Дворце (по результатам итогового анкетирования учащихся);
  • законные представители учащихся имели возможность не только отслеживать образовательный процесс в летней школе посредством сайта Дворца, страницы в Facebook, но и посещать открытые занятия, присутствовать на защите проектов;
  • повысился профессиональный уровень педагогов.

 

Проект летней школы «Шаг в будущее» имеет перспективы развития, может быть использован в период летних каникул.

Список использованных источников

  1. Бельмач, Ю. Г. Летний профильный лагерь юных техников : метод. пособие / Ю. Г. Бельмач, А. А. Лыков, Л. С. Никольская, С. М. Новикова, А. Б. Романов. – М. : ГОУ Детский центр технического творчества города Москвы, 2009. – Часть 1. – 80с.
  2. Бельмач, Ю. Г. Необыкновенное лето: Летние формы отдыха для детей, увлеченных наукой и техникой : метод. пособие. / Ю. Г. Бельмач,

Ю. М. Жуковский, С. Е. Виноградов, Н. А. Сусов, Л. П. Жильцова,

А. В. Леонтович, А. Б. Романов, Н. Ю. Зубрилин. – М. : Арктика 4Д, 2010. – Часть 2. – 104 с.

  1. Бычковский, П. М. Формы воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере : учеб.-метод. пособие для организаторов детского досуга, студентов пед. спец. / П. М. Бычковский, Л. С. Полякова, Р. П. Попок. – Минск : БГУ, 2004. – 271с.
  2. В методическую копилку лета: проекты-победители республиканского смотра-конкурса на лучший оздоровительный лагерь в номинациях «Лучшая творческая идея смены» и «Лучшее оформление проекта смены» / сост. Ю. А. Выхристов. – Минск : УО «Нац. детский образоват.-оздоровит. центр «Зубрёнок», 2011. – 364 с.
  3. Гелясина, Е. В. Метапредметные компетенции – целевой ориентир профильного обучения / Е. В. Гелясина // Адукацыя і выхаванне. – 2017. – № 4. – С. 3–11.
  4. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря : метод. пособие для педагогов-организаторов,  психологов,   методистов,   вожатых     / под  общ.  ред.

Г. В. Семья. – М. : ВИНИТИ, 1998. – 368с.

  1. Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей / Н. Ф. Дик. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 352с.
  2. Дополнительное образование как фактор развития региональной системы образования: коллективная  монография  / под.  ред.  А. В. Золотаревой,

С. Л. Паладьева. – Ярославль : ЯГПУ, 2009. – 300с.

  1. Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2009. – 336с.
  • Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2009.pravoby.info/docum09/part34/akt34905.htm. – Дата доступа: 03.08.2017.
  • Золотарева, А. В. Мониторинг результатов деятельности учреждения дополнительного образования детей: монография / А. В. Золотарева. – Ярославль : ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2005. – 200 с.
  • Золотарева, А. В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учеб. пособие / А. В. Золотарева. – Ярославль : ЯГПУ, 2014. – 410 с.
  • Карманная энциклопедия вожатого / авт.-сост. Е. А. Лаптева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. – 187 с.
  • Кодекс Республики Беларусь об образовании // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2011. – 2011. – № 13, 2/1795 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 03.08.2017.
  • Концепция детского отдыха и оздоровления в Республике Беларусь : утверждена 15 февраля 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-1061. – Дата доступа: 03.08.2017.
  • Концепция санаторно-курортного лечения и оздоровления населения Республики Беларусь : утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04 ноября 2006 г. № 1478. // Санатории Беларуси. Мобильная версия портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pda.sanatorii.by/?Koncepciya_sanatorno-kurortnogo_lecheniya_i_ozdorovleniya_naseleniya_Respubliki_Belarusi. – Дата доступа: 03.08.2017. – Загл. с экрана.
  • Летняя школа, 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа://http://letnyayashkola.org/about/. – Дата доступа: 11.04.2017 г.
  • Пазухина, И. А. Я люблю Лицей…: опыт организации летнего профильного лагеря для одаренных детей «Летний Лицей» : учеб.-метод. пособие / И. А.  Пазухина,  А. А. Сорокин,  В. В. Юдин;  под  ред.

Т. А. Цветковой. – Ярославль : ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, 2011. – 136 с.

  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 82 «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://method.nchtdm.by/files/Metod/Pologen//20152016/koncepneprvosp.pdf. – Режим доступа: 03.08.2017.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19 июля 2011 г. № 89 «Об утверждении Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении образования». Изменения и дополнения: Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2013 г. № 27. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 02.08.2013 – № 8/27759. // Минский городской методический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=77641. – Дата доступа: 03.08.2017. – Загл. с экрана.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 августа 2002 г. № 1155 «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения населения» : в ред. постановлений Совмина от 24.11.2006 (от 16.12.2008 N 1943, от 04.08.2011 N 1049, от 09.12.2011 N 1663, от 22.08.2013 N 736) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 29.08.2002 г. – N 5/11017. // Республиканский центр по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rco.by/?articles=3900. – Дата доступа: 03.08.2017. – Загл. с экрана.
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусьот от 02 июня 2004 г. № 662 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 15 февраля 2017 г. № 140) «Положение о порядке организации оздоровления детей в оздоровительных, спортивно-оздоровительных лагерях» // Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file46200403c56a7ce3.PDF. – Дата доступа: 03.08.2017. – Загл. с экрана.
  • Программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении : утверждена приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2011г. № 336. // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/doc-3994743. – Дата доступа: 03.08.2017. – Загл. с экрана.
  • Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей : учеб.-метод. пособие / М. Е. Сысоева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
  • Тармола, Т. Н. Молодежной инициативе – ДА! В помощь организаторам лидерских смен   в   оздоровительном лагере   /   Т. Н. Тармола,

С. С. Красовская. – Минск : НДЛО «Зубренок», 2009. – 56 с.

  • Указ Президента   Республики   Беларусь   28 августа   2006 г.   № 542

«О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 31.08.2006. –№ 1/7882. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=p30600542. – Дата доступа: 03.08.2017. – Загл. с экрана.

Приложения

Приложение 1

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

 

Разработчики:

Урбан Алевтина Павловна,

заведующий отделом технического творчества и спорта,

Новак Мария Антоновна,

заведующий сектором учебно-воспитательной работы

отдела технического творчества и спорта

Методическое сопровождение:

Трамбицкая-Кухаревич Александра Ивановна,

методист I квалификационной категории

Пояснительная записка

 

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лето – это время свободы в выборе занятий по интересам.

Организация профильных отрядов – одна из интереснейших и важнейших форм работы с детьми в летний период. Большая роль отводится кружкам, деятельность которых направлена на популяризацию ценностей технического творчества и формирование информационной культуры учащихся, повышение мотивации к занятию техническим творчеством.

Известно, что устойчивый интерес к определенным видам деятельности формируется постепенно: для того, чтобы учащийся начал всерьёз заниматься робототехникой, программированием или другим важным для его будущего делом, необходимо, чтобы он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость. Организация работы кружков по интересам в рамках летней школы «Шаг в будущее» на базе профильного отряда – оптимальное решение для достижения данных целей.

Кружковая деятельность летом имеет большое образовательное значение, ее цель – заинтересовать учащихся определенной образовательной областью технического профиля, научить их использовать домашний компьютер не как игровую приставку, а как инструмент в повседневной деятельности. Главное – вовлечь детей и подростков в серьезную самостоятельную работу для продолжения образования по данному профилю в различных объединениях по интересам отдела технического творчества и спорта в учебном году.

Кружки объединены в тематические образовательные блоки, которые подчинены единым целям и задачам.

Образовательные блоки:

  1. «Робототехника». Знакомит детей с такими компетенциями, как основы ментальной арифметики, основы программирования Scratch, создание и программирование роботов (на базе конструкторов Lego), нейропилотирование;
  2. «Программирование». Содержит основы программирования в Minecraft; компьютерная анимация; навыки управления квадрокоптерами; основы компьютерной безопасности;
  3. «Проектирование и дизайн» включает в себя такие разделы, как прототипирование (основы работы на 3D-принтере); архитектурная графика и макетирование; основы компьютерной графики.

Программа «Шаг в будущее» – это форма организации каникулярного отдыха, объединяющая учащихся в возрасте 9–14 лет, которые стремятся с пользой провести летнее время. Приобретенные знания и умения послужат им базой для дальнейшего обучения в объединениях технической направленности.

Во время пребывания ребят в профильном отряде их отдых и обучение гармонично совмещаются, при этом учащиеся имеют возможность развить и закрепить свои технические навыки, расширить свой кругозор в области современной электронной техники и информационных технологий.

На занятиях учащиеся знакомятся с принципами конструирования роботов, основами видеомонтажа, компьютерной графики, приобретают умения управления квадрокоптерами, работы на 3D-принтере, изучают основы программирования посредством компьютерной игры Minecraft и среды программирования Scratch. В течение смены ребята работают над различными проектами, в частности учатся создавать компьютерные игры и анимацию.

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи (технический профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2012 году.

Цель программы – интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности в образовательных областях технического профиля, освоение современных профессиональных компетенций.

Задачи:

  • формировать знания о различных инновационных образовательных областях технического творчества;
  • знакомить учащихся с различными видами профессиональных компетенций;
  • развивать технические способности, креативное, инженерное мышление;
  • способствовать формированию творческих навыков для решения актуальных жизненных задач;
  • оказывать помощь в профессиональной ориентации;
  • развивать у учащихся потребности в самообразовании;
  • формировать качества личности, необходимые для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуицию, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственное представление, способность к преодолению трудностей.

Реализация программы «Шаг в будущее» основывается на соблюдении следующих принципов:

  • принципа комплексного подхода. Позволяет воспитывать и развивать качества ребенка в комплексе, а не по очереди;
  • принципа гуманности. Личность ребенка признается высшей ценностью воспитания, выявляются и развиваются все сущностные силы ребенка, каждому воспитаннику внушается сознание собственной неповторимости,
  • принципа индивидуализации воспитания. Требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка при включении его в различные виды деятельности.
  • принципа сотрудничества. Предполагает организацию совместной деятельности педагогов и детей на основе взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоуважения.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Стационарное оборудование:
  • IBM-совместимые компьютеры типа ATHLON 2800, 1024 RAM, HDD400GB;
  • программные продукты: операционная система Windows, MicrosoftOffice, браузер MicrosoftInternetExplorer (Opera или MozillaFirefox), Scratch, Minecraft, AdobeFlash;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • учебная доска;
  1. 2. Оборудование и инструменты:
  • конструкторы LegoMindstorm NXT (EV3) с набором датчиков;
  • зарядные устройства;
  • ноутбуки с установленным программным обеспечением ПО;
  • демонстрационный монитор;
  • квадрокоптеры – 5 ед.;
  • 3D-принтер, абакусы.
  1. Материалы и инструменты: клей, бумага, картон, краски, кисти, палитры, ножницы, карандаши, ластик, фломастеры. Мольберты, планшеты.
  2. Поля для проведения соревнований.

РОБОТОТЕХНИКА

Кружок «Ментальная арифметика»

Обучающие задачи:

— сформировать знания об основных операциях в работе с абакусом: о правилах набора цифр на абакусе, порядке действий, методах сложения и вычитания на абакусах.

— обучить учащихся производить вычисления на счетах с применение основных методов ментальной арифметики однозначных и  двузначных  чисел.

Учебно-тематический план

 

П№ п/п

 

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
Всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 0,5 0,5
1. Простой метод вычисления 1 0,5 0,5
2. Методы вычисления «помощь брата», «помощь друга» 2 0,5 1,5
Итоговое занятие 0,5 0,5
  Итого 4 1,5 2,5

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Содержание и порядок работы кружка. Беседа о правилах безопасного поведения учащихся на занятиях.

Мозг и память: зачем они нам нужны?

Тема 1. Простой метод вычисления

Ментальная арифметика (абакус). Правила набора цифр на абакусе. Правила большого и указательного пальца. Особенности простого метода сложения и вычитания чисел.

Практические занятия

Отработка навыков сложения и вычитания чисел на абакусе. Интеллектуальные игры на развитие памяти, внимания, скорости реакции, логики и воображения: «Сфетофор»,«Добль», «LookLook», карточки «Домана», таблицы Шульте, игры «Мemory», лабиринты.

Тема 2. Методы  вычисления «Помощь брата», «Помощь друга»

Визуальные образы чисел, их создание при помощи флеш-карт. Изучение ментальной карты. Состав числа 5. Метод счета «Помощь брата»: сложение и вычитание чисел.

Метод вычисления «Помощь друга». Состав числа 10. Особенности метода «Помощь друга» при  сложении и вычитании однозначных и двухзначных чисел.

Практические занятия

Отработка навыков сложения и вычитания чисел на абакусе с применением методов «Помощь брата». Отработка ментально счета при помощи метода «Помощь друга» однозначных и двузначных чисел 3-4 слагаемых.

Выполнение упражнений, направленных на полноценную работу правого и левого полушарий мозга с использованием мячей, наборов упражнений Brainfitness и кинезеологических упражнений.

Итоговое занятие

Выполнение заданий по решению примеров на абакусе на скорость, ментальный счет. Решение логических задач. Подведение итогов

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основные операции в работе с абакусом: правила набора цифр на абакусе, порядок действий, методы сложения и вычитания на абакусах;

уметь:

  • производить вычисления на счетах с применение основных методов ментальной арифметики однозначных и двузначных  чисел.
  • решать логические задачи, соответсвующие возрасту.

Кружок «Язык программирования SCRATCH»

Обучающие задачи:

  • сформировать знания о графическом редакторе Scratch, его возможностях;
  • обучить учащихся создавать анимацию в графическом редакторе Scratch.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 1 1
1. Создание объектов 2 0,5 1,5
2. Движение объектов 2 0,5 1,5
Итоговое занятие 1 1
  Итого 6 2 4

 

Содержание программы

Вводное занятие

Язык программирования Scratch. Демонстрация различных проектов. Интерфейс среды программирования Scratch.

Тема 1. Создание объектов

Работа в графическом редакторе Scratch. Принцип создания собственного персонажа (спрайта). Выбор персонажа из уже существующих (библиотеки). Разработка  действия персонажа в игре.

Практические занятия

Создание проекта с разработанным спрайтом.

 

Тема 2. Движение объектов

Различные дополнения и добавление спрайтов к нашему основному. Взаимодействие персонажей друг с другом. Изучение работы блоков категорий «движение» и «внешность». Создание анимационных проектов со сменой фона.

Практические занятия

Дополнение к проекту второстепенных персонажей и локаций, работа с эффектами.

 

Итоговое занятие

Демонстрация учащимися своих игровых проектов.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основные возможности Scratch;
  • составлять план предстоящего проекта;

уметь:

  • создавать анимацию в графическом редакторе;
  • находить и исправлять ошибки в коде простейшей программы.

 

 

Кружок «Робототехника»

 

Обучающие задачи:

  • ознакомить с основными принципами функционирования робототехнических систем и принципами создания роботов на основе конструктора LegoMindstorms;
  • ознакомить с основными операциями программирования в среде LEGO Education EV3 Software;
  • обучить созданию типовой модели робота для участия в соревнованиях «Кегельринг».

 

 

Учебно-тематический план

 

П№ п/п

 

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 0,5 0,5
1. Основы робототехники 1,5 1,5
2. Основы конструирования роботов в среде LegoMindstorms 2 0,5 1,5
3. Создание типовых моделей 4,5 0,5 4
4. Проектирование роботов по собственному замыслу 1 1
Итоговое занятие 0,5 0,5
  Итого 10 3 7

 

Содержание программы

Вводное занятие

Понятие «робот». История создания роботов. Поколения роботов

 

Тема 1. Основы робототехники

Основы робототехники. Классификация роботов. Основные принципы функционирования робототехнических систем.

 

Тема 2. Основы конструирования роботов в среде LegoMindstorms

Основы конструирования роботов в среде LegoMindstorms. Содержание образовательных наборов LegoMindstorms: двигатели, датчики, конструкционные элементы, программируемый блок управления, блок питания, интерфейсные кабеля. Особенности конструирования Lego – роботов. Виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе Lego.

Практические занятия

Работа с технической документацией, сопровождающей образовательные наборы Lego. Подключение  датчиков и силовых моторов к блоку управления. Сборка простейших конструкций из набора LegoMindstorms.

 

Тема 3. Создание типовых моделей

Стандартные типовые модели LegoMindstorms. Этапы сборки.

Практические занятия

Сборка стандартных моделей LegoMindstorms. Трехколесный бот,  гоночная машина – «Автобот», шарикопульт, робот-база с 2-мя двигателями.

 

Тема 4. Проектирование роботов по собственному замыслу

Творческая работа «Придумай своего робота!»:

 

Итоговое занятие

Кружковые соревнования «Кегельринг».

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основные принципы функционирования робототехнических систем;
  • общие принципы создания роботов на основе конструктора LegoMindstorms;
  • основные операции программирования в среде LEGO Education EV3 Software;

уметь:

  • создавать типовую модельробота для участия в соревнованиях «Кегельринг».

 

 

Кружок «Нейропилотирование»

 

Обучающие задачи:

— ознакомить с принципами работы и областях применения нейрокомпьютерного интерфейса;

— сформировать знания об основах управления летательным аппаратом и способах контроля управления полетом при помощи нейроинтерфейса ;

— обучить управлению простейшим нейропилотируемым объектом.

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 1 0,5 0,5
1. Основы управления летательным аппаратом 2 1 1
2. Итоговое занятие 1 1
Итого 4 1,5 2,5

 

Содержание программы

Вводное занятие

Беседа о мерах безопасного поведения на занятиях и во Дворце. Техника безопасности при изучении основ нейропилотирования.

Введение в нейротехнологии. Обзор нейрокомпьютерных интерфейсов.

Практические занятия

Пробные тренировочные полеты на нейросимуляторе.

 

Тема 1. Основы управления летательным аппаратом

Основы управления летательным аппаратом при помощи нейроинтерфейса. Способы контроля управления полетом. Программная составляющая нейропилотирования. Область применения нейроинтерфейса в науке и технике. Приемы установки траектории полета с помощью интерактивного программного обеспечение.

Практические занятия

Отработка простейшего полета нейровертолета. Интерактивный мастер-класс «Сложные фигуры мысленного пилотажа»

 

Итоговое занятие

Турнир  мастерства на  концентрацию внимания.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

— принципы работы и область применения нейрокомпьютерного интерфейса;

— основы управления летательным аппаратом и способы контроля управления полетом при помощи нейроинтерфейса ;

уметь:

— производить настройку интерфейса;

— управлять простейшим нейропилотируемым объектом.

 

 

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 

Кружок «Программирование в Minecraft»

 

Обучающие задачи:

  • ознакомить с базовыми компетенциями, необходимыми для программирования в Mincraft;
  • обучить основам алгоритмизации и простейшим командам в программировании.

Учебно-тематический план

 

 

п/п

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
вего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 1 1
1

11.

Базовые команды программирования в Minecraft 2 1 1
22. Повторяющие действия в программировании и условия исполнения 2 1 1
33. Творческая работа «Спрограммируй свой мир!» 2 2
Итоговое занятие 1 1
  Итого 8 3 5

Содержание программы

Вводное занятие

Игра «Minecraft».  Запуск своего сервера. Командная игра.

 

Тема 1. Базовые команды программирования в Mincraft

Интерфейс программы. Основные команды в программировании. Функции, их роль в программировании.

Практические занятия

Программирование персонажа на исполнение простейших действий (движение, повороты, уничтожение блоков и др.)

 

Тема 2. Повторяющие действия в программировании и условия исполнения

Циклы. Бесконечные циклы. Роль циклов в программировании. Простейшие условные операторы  в программировании типа: если “да” – выполнить действие А.

Практические занятия

Программирование персонажа на исполнение повторяющихся действий заданное количество раз (построить дорогу, стены дом и др.)

 

Тема 3. Творческая работа «Спрограммируй свой мир!»

Практические занятия

Создание виртуального игрового мира средствами программирования.

Практическое применение изученных навыков программирования.

 

Итоговое занятие

Демонстрация учащимися своих творческих работ. Анализ готовых работ. Обсуждение. Ответы на вопросы.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основы алгоритмизации;
  • простейшие команды в программировании;

уметь:

  • программировать в Mincraft;
  • составлять простые алгоритмы.

 

 

Кружок «FLASH-анимация»

 

Обучающие задачи:

  • ознакомить с базовыми компетенциями, необходимыми дляработы в AdobeFlash;
  • обучить созданию простейшей покадровой анимации.

 

Учебно-тематический план

 

П№ п/п

 

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 1 0,5 0,5
1. Стандартные примитивы 1 0,5 0,5
2.  

Покадровая анимация

1 0,5 0,5
Итоговое занятие 1 1
  Итого 4 2 2

 

Содержание программы

Вводное занятие

Интерфейс программы Flash. Инструменты рисования: перо, кисть, линия, заливка, чернильница. Инструменты стандартных примитивов и их возможности(прямоугольник, круг, примитив овал, многоугольник).

Практические занятия

Создание пейзажа.

 

Тема 1. Стандартные примитивы

Знакомство с инструментами стандартных примитивов и их возможностями (прямоугольник, круг, примитив овал, многоугольник). Создание персонажа.

Практические занятия

Создание персонажа.

 

Тема 2. Покадровая анимация

Подготовка сцены к анимации. Создание покадровой анимации, изучение возможностей “Timeline”.

Практические занятия

Создание простой анимации на тему (поговорки, афоризмы).

 

Итоговое занятие

Демонстрация учащимися своих анимационных работ. Анализ готовых работ. Обсуждение. Ответы на вопросы.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основные возможности программы Flash;
  • технологию создания покадровой анимации в AdobeFlash;

уметь:

  • создать простейшую покадровую анимацию;
  • сохранять и загружать анимацию в AdobeFlash.

Кружок «Квадрокоптеры»

 

Обучающие задачи:

  • ознакомить с базовыми компетенциями, необходимыми дляработы с беспилотными летательными аппаратами (далее – БПЛА)
  • обучить управлению БПЛА.

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов, тем

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 1 0,5 0,5
11.  

Основы управления БПЛА

4 1,5 2,5
Итоговое занятие 1 1
Итого 6 2 4

 

Содержание программы

Вводное занятие

Беседа о мерах безопасного поведения на занятиях и во Дворце. Техника безопасности при изучении основ БПЛА. Введение в технологию БПЛА Обзор сопутствующего оборудования.

Практические занятия

Пробные тренировочные полеты на симуляторе.

 

Тема 1. Основы управления БПЛА

Основы управления БПЛА. Способы контроля управления полетом.  Область применения БПЛА на практике. Приемы пилотирования.

Практические занятия

Отработка взлета и посадки. Отработка простейшего полета БПЛА.

 

Итоговое занятие

Соревнования по управлению БПЛА.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • устройство БПЛА;
  • область применения БПЛА;

уметь:

  • производить подготовку БПЛА к полету;
  • управлять БПЛА.

 

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ДИЗАЙН

 

Кружок «Прототипирование»

 

Обучающие задачи:

  • сформировать знания о технологии изготовления моделей в программах объемного моделирования с использованием графического редактора Tinkercad и 3D-принтера;
  • обучить учащихся изготавливать виртуальные модели и отдельные детали моделей с использованием технологии 3D-печати.

 

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 0,5 0,5
1. Основы 3D-моделирования.

Регистрация и основы работы в Tinkercad.com

1,5 0,5 1
2. Устройство 3D-принтера. Пробная печать 1,5 0,5 1
3. Проектирование и печать элементов мебели и дизайна на 3D-принтере 2 2
Итоговое занятие 0,5 0,5
Итого 6 2 4

 

Содержание программы

Вводное занятие

Беседа о мерах безопасности при работе с 3D-принтером.

История развития технологии компьютерной печати объемных изделий. Основы 3D-моделирования.

 

Тема 1. Основы 3D-моделирования. Регистрация и основы работы в Tinkercad.com

Основные понятия 3D-моделирования. Твердотельныеи полигональные модели. Принципы построения моделей для 3D-печати. Программа «Tinkercad»: основные инструменты.

Практические занятия

Регистрация на сайте Tinkercad.com. Работа в программе. Основы 3D-печати. Формат STL. Сохранение и публикация проектов.

 

Тема 2.  Устройство 3D-принтера. Пробная печать

Устройство 3Dпринтера. Органы управления принтером. Назначение файлов  в  формате  STL.   Настройка  принтера.   Сохранение  и   публикация

 

проектов. Принципы  построения моделей для 3D-печати.

Практические занятия

Импорт в Tinkercad STL. Пробная печать

 

Тема 3. Проектирование и печать элементов мебели и дизайна на 3D-принтере

Практические занятия

Проектирование и печать элементов мебели и дизайна на 3Dпринтере.

 

Итоговое занятие

Подведение итогов. Выставка и презентация готовых работ.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • приемы работы в графических редакторе Tinkercad;
  • устройство 3Dпринтера и приемы работы на нем.
  • технологии изготовления моделей в программах объемного моделирования;

уметь:

  • изготавливать виртуальные модели с использованием  ПК программ;
  • изготавливать отдельные детали моделей  с использованием технологии 3Dпечати.

 

 

Кружок «Архитектурная графика и макетирование»

 

Обучающие задачи:

  • ознакомить учащихся с основами композиции и законами проектирования интерьера;
  • сформировать умения создавать и оформлять проект интерьера по заданной теме.

Учебно-тематический план

 

 

№ п/п

 

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 0,5 0,5
1 Основы композиции 2 1 1
2 Техника графики 2 0,5 1,5
3 Законы проектирования интерьера 4,5 1 3,5
Итоговое занятие 1 0,5 0,5
  Итого 10 3,5 6,5

Содержание программы

 

Вводное занятие

Материалы, применяемые в архитектурном макетировании. Беседа о мерах безопасного поведения на занятии, об организации рабочего места.

 

Тема 1. Основы композиции

Основной принцип композиции, художественные средства создания единства архитектурной композиции.

Центр архитектурной композиции, ее уравновешенность и гармоничность.

Практические занятия

Выполнение контрастных композиций на плоскости.

 

Тема 2. Техника графики

Виды графики. Изобразительные средства графики. Линейная графика и способы ее передачи.

Практические занятия

Построение геометрических фигур. Тема «Комната для друга».

 

Тема 3. Законы проектирования интерьера

Формы, конструкции, детали в интерьере. Функциональные зоны в интерьере, комфортность, цветовое согласование.

Практические занятия

Выполнение эскиза комнаты, определение функционального зонирования, вычерчивание планов квартиры, комнаты, потолка, пола. Коллективная работа: макет интерьера с функциональным зонированием.

 

Итоговое занятие

Защита проектов.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основы композиции;
  • законы проектирования интерьера;

уметь:

  • разрабатывать эскиз;
  • выполнять развертки объемных геометрических фигур;
  • создавать и оформлять проект интерьера по заданной теме.

 

 

 

 

 

Кружок «Основы компьютерной графики»

 

Обучающие задачи:

  • ознакомить с основами работы в программахARCHICAD и Fotoshop;
  • обучить учащихся создавать проекты по заданным темам в программах ARCHICAD и Fotoshop.

 

Учебно-тематический план

 

 

п/п

 

 

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
всего часов в том числе
теоретических практических
Вводное занятие 1 0,5 0,5
1. Основы работы в программа ARCHICAD и Fotoshop 4 1 3
Итоговое занятие 1 0,5 0,5
Итого 6 2 4

 

Содержание программы

Вводное занятие

Беседа о мерах безопасного поведения на занятии, организация рабочего места. Программы ARCHICAD и Fotoshop: интерфейс программ, панель «Инструменты».

Практические занятия

Отработка навыков последовательности создания проекта.

 

Тема 1. Основы работы в программахARCHICAD и Fotoshop

Начало работы в программах ARCHICAD и Fotoshop. Алгоритм создания собственного проекта.

Практические занятия

Создание макета комнаты по заданной схеме с использованием программы  ARCHICAD.

Создание собственного рисунка (логотипа) с использованием программы Fotoshop.

 

Итоговое занятие

Демонстрация учащимися своих проектов. Анализ готовых работ. Обсуждение. Ответы на вопросы.

 

Ожидаемый результат

Учащиеся будут

знать:

  • основы работы в программах ARCHICAD и Fotoshop;

уметь:

  • создавать проект по заданным темам (макет комнаты, логотип) в программах ARCHICAD и Fotoshop.

Формы и методы реализации программы

 

Программа летней школы «Шаг в будущее» способствует обеспечению баланса между обучением, творчеством и отдыхом учащихся в летний период.

Программа предполагает использование разветвленной сети педагогических технологий, методов и приёмов: идей ценностного, личностно ориентированного, возрастного, компетентностного подходов; технологии внутригрупповой дифференциации и индивидуализации; информационно-коммуникационных технологий; технологий группового и коллективного обучения; игровых методик и приемов.

Образовательные блоки отличаются содержательностью, вариатив-ностью, гибкостью использования и объединены общей концепцией обучения:

– занятия проводятся в группах по 10–12 человек;

– на изучение одной образовательной области отводится примерно одна неделя;

– по образовательным областям учащиеся создают проекты и готовят свои собственные работы.

Основная форма работы на занятиях – фронтальная работа педагога со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Под руководством педагогов ребята самостоятельно решают достаточно масштабные задачи в различных областях знаний.  Занятия проходят в увлекательной игровой форме. Основной принцип их проведения – просто и интересно изложить сложные, но значимые вещи, приобщить учащихся к научному творчеству путем занимательной игры. Данный подход к обучению способствует раскрытию творческого потенциала учащихся, развитию пространственного мышления, обучению инженерному и художественному видению. В проверочно-результативный компонент программы включены небольшие задания по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике технического творчества. Педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Итог обучения – творческие проекты, выполненные детьми на занятиях кружков, наглядно демонстрирующие уровень овладения учащимися различными компетенциями, интерес к занятиям техническим творчеством в целом.

В своей работе педагоги применяют психолого-педагогическую диагностику для изучения индивидуальных особенностей детей, в частности современные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование.

Психолого-педагогическое сопровождение со стороны психолога предполагает систему корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности учащегося.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения: диагностиче-ский, консультационный, прогностический и практический.

Психолог проводит тренинги с учащимися по мотивации, лидерству, менеджменту, работе в команде, управлению временем, проведению презентаций и личному развитию.

 

Литература и информационный ресурс

 

Литература для педагога

  1. Василин, Н. Я. Беспилотные летательные аппараты / Н. Я. Василин.– Минск : Попурри, 2003. – 148 с.
  2. Веселые и запутанные лабиринты для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudo-udo.com/labirinti/. – Дата доступа: 10.04.2017г.
  3. Гуманная педагогика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumannajapedagogika.com/ . – Дата доступа: 02.03.2017 г.
  4. Евразийская ассоциация ментальной арифметики. Ментальная арифметика. Тренировочные упражнения к урокам. – М. : Траст, 2016. – 42 с.
  5. Ермаков, А. М. 3D-моделирование / А. М. Ермаков – М. : Просвещение, 2009. – 120 с.
  6. Копосов, Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум 5–6 класс /

Д. Г. Копосов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 96 с.

  1. Матусевич, А. Н. Советские беспилотные самолёты-разведчики первого поколения / А.Н. Матусевич. – М. : АСТ, Минск : Харвест, 2002. – 244 с.
  2. Севастьянов, А. М. Волшебство моделей / А. М. Севастьянов. – М. : Просвещение, 1997. – 184 с.
  3. Соколова, Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря /

Н. В. Соколова – О. : Детство, 2009.- 58 с.

  • Умные книжки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/maknika/post210134553. – Дата доступа: 21.03.2017г.
  • Шаульская, Н. А. Летний лагерь день за днем / Н. А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития, 2007. – 205 с.
  • Шпаковский, В. О. Для тех, кто любит мастерить / В. О. Шпаковский. –

М. : Просвещение, 1990. – 192 с.

 

 

Литература для учащихся

  1. Веселые и запутанные лабиринты для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chudo-udo.com/labirinti /. – Дата доступа: 10.04.2017 г.
  2. Филлипов, С. А. Робототехника для детей и родителей / С. А. Филлипов. – Наука, 2010. – 198 с.

 

 

 

 

Приложение 2

Сертификат  летней школы «Шаг в будущее»

Приложение 3

 

Мониторинг качества и результативности деятельности

 

Формы

и методы

диагностики

 

Цель

Ответственные Сроки проведения  

Результат

Беседы выявление готовности педагогов участвовать

в проекте

зав. отделом, зав. сектором по УВР

ОТТиС

апрель творческая группа педагогов, участвующих в проекте
Беседы изучение социального заказа на деятельность школы зав. сектором по УВР,

педагоги

апрель, май списки отрядов юных техников на 1,2 смену
Анкетирование учащихся:

— первичное

— итоговое

изучение ожидаемых и реальных результатов, выбор образовательных областей (кружков) педагоги  

1-2 день смены,

последние дни смены

информация о запросах и ожиданиях, их реализация

список учащихся (предварительный) для занятий в кружках в 2017/2018 уч.г.

Наблюдения оценка поведения и результатов деятельности учащихся педагоги в течение смен фиксация отслеживаемых результатов
Конкурсы, викторины, проекты контроль качества образовательных результатов педагоги в течение смен информация о результатах деятельности
Посещение занятий оценка полноты реализации программы, качества образовательного процесса зав. отделом, зав. сектором по УВР, методист-куратор в течение смен информация о качестве образовательного процесса
Беседы с законнымипредстави-телями учащихся изучение мнения родителей о ходе реализации проекта зав. сектором по УВР, педагоги в течение смен информация
Самоанализ

и самооценка

оценка уровня удовлетворенности результатами деятельности участники проекта август отчет о реализации проекта, его корректировка
Педагогичес-кий совет демонстрация результативности проекта зав.отделом, зав. сектором по УВР, методист, педагоги сентябрь издание методической продукции по результатам реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

План методических мероприятий для педагогических работников ДОЛ «чабарок», педагогов летней школы

«Шаг в будущее»

Заведующий методическим отделом Синичкина Л. П.

 

п/п

Мероприятия Сроки

проведения

Ответственные
1. Информационно ориентированный семинар « Лето-2017: организация работы детского оздоровительного лагеря» май заместитель директора
2. Постоянно действующая выставка литературы и материалов методического фонда с обзорами «Формула умного лета»

 

с 1июня зав. кабинетом педагогического опыта и сетевых ресурсов (далее – КПОиСР),

методист КПОиСР,

библиотекарь

3. Дни открытых дверей кабинета педагогического опыта и сетевых ресурсов «Воспитательное пространство лагеря»

 

в  течение

периода

(еженедельно по средам)

зав. КПОиСР,

методист КПОиСР,

методист СМСАиПРК

4. Виртуальная методическая копилка «Отдых и оздоровление: калейдоскоп  идей» (на городском методическом сайте) в  течение

периода

(с июня)

зав.  КПОиСР,

методист КПОиСР

 

5. Электронный методический портфель «Скарбы Мінска» (к 950-летию столицы) (в локальной сети Дворца) в  течение

периода

(с июня)

зав.  КПОиСР,

методист КПОиСР

6. Методическое сопровождение работы  ДОЛ с дневным пребыванием «Чабарок»:

— организационно-методическое совещание с педагогами ДОЛ «Воспитательное пространство лагеря»;

— работа  с  документацией

—  режим постоянного консультирования педагогов;

— участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий (отрядных и общелагерных);

— проведение методических уроков по итогам работы смен

в течение

периода

 

2 июня

30 июня

 

 

постоянно

 

-//-

 

27 июня,

28 июля

методист сектора

методического

сопровождения

образовательного

процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Психологическое сопровождение

летней школы для детей «Шаг в будущее»

 

Масюкевич Н.В., зав. сектором ГЦППП

Копыткова Н.А., педагог-психолог

 

Цель программы – создание, развитие команды, организация позитивной коммуникации во временном детском коллективе.

Задачи:

  1. Воспитывать доверие участников отряда друг к другу, создавать атмосферу творческого поиска.
  2. Содействовать формированию эмоциональной стабильности и положительной самооценки каждого из участников школы.
  3. Вырабатывать командную настойчивость в решении общих задач.
  4. Способствовать развитию представлений о границах личности.
  5. Проводить профилактику киберэкстремизма.

Деятельность педагога-психолога реализуется поэтапно.

 

I этап – подготовительный

Формы работы:

  • рассмотрение запросов руководителя отдела, определение задач для психолога-куратора;
  • презентация программы психологического сопровождения для педагогов отряда (ОТиС);
  • проведение семинара-практикума «Организация коммуникации во временном детском коллективе и профилактика конфликтов»;
  • просветительные беседы для педагогов по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей детей, социально-психологической адаптации);
  • обеспечение соблюдения Закона «Об оказании психологической помощи» (подготовка для родителей формы согласия на психологическое сопровождение ребенка);
  • подготовка кабинетов в соответствии с тематикой смены, а также игровыми задачами.

Продолжительность этапа: май.

 

II этап – социально-психологический

Формы работы:

  • погружение участников в игровой контекст;
  • тренинговые занятия (согласно тематическому плану);
  • индивидуальные консультации для детей (помощь детям с низким уровнем адаптации и т.д.);
  • индивидуальные консультации для педагогов.

Продолжительность этапа: 14 дней.

III этап – рефлексивный

Формы работы:

  • подведение итогов, организация обратной связи от детей, педагогов, администрации;
  • обработка обратной связи (от детей, педагогов, администрации), осмысление успешных этапов и анализ ошибок;
  • корректировка программы к кампании следующего каникулярного периода;
  • подготовка аналитического отчета.

Продолжительность этапа: 7 дней.

 

Материально-техническое обеспечение

Необходимые материалы: бумага (А4, А3, А2), цветные карандаши, краски, фломастеры, ножницы, ткань, скотч, клей, бечевка.

 

Тематика занятий:

  1. Знакомство и адаптация.
  2. Командообразование.
  3. Безопасность в киберпространстве.
  4. Защита персональной информации, границы личности.
  5. Профилактика кибербуллинга.
  6. Рефлексия.

 

Методические условия реализации программы

 

Занятия проводятся в кабинете групповой работы ГЦППП, а также на специально оборудованной площадке перед главным корпусом Дворца.

Организационная форма занятий – групповая. Максимальный состав группы – 10–12 человек (для занятий отряд разделяется на подгруппы). Продолжительность занятия для одной подгруппы – 2 академических часа с перерывом.

Психологическое сопровождение предполагает проведение индивидуальных консультаций для педагогов лагеря и родителей воспитанников на протяжении всей смены, т.к. только в тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса действительно осуществима основная цель.

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Афиша летней школы для детей «Шаг в будущее»

Приложение 7

Анкета для педагогов

 

Потребности педагогов в методической поддержке

в процессе реализации проекта

 

  1. Имеете ли Вы опыт участия в инновационных проектах?
  • да
  • нет
  1. Какая методическая помощь необходима Вам для эффективной работы по проекту?
  • Подборка нормативных документов по организации летней оздоровительной кампании.
  • Перечень должностных обязанностей педагога.
  • Материалы по методике использования инновационных форм и методов, используемых в образовательном процессе.
  • Описание видов компетенций, их формирования и развития.
  • Описание диагностических методов в работе педагога.
  • Перечень игр, их классификация.
  • Описание методики организации коллективно-творческих дел.
  1. Какие формы методической работы наиболее приемлемы для Вас:
  • обучающие семинары;
  • консультации;
  • интерактивные площадки;
  • круглый стол;
  • методический бюллетень;
  • методическая выставка;
  • деловая игра;
  • мастер-класс?
  1. Каким опытом организации летнего досуга Вы можете и хотели бы поделиться с коллегами? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. От участия в проекте Вы ожидаете… ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Приложение 8

 

Итоговая анкета учащегося летней школы

 

  1. Откуда ты узнал о летней школе?
  • сайт Дворца
  • друзья
  • родители
  • другое __________________________________________________________
  1. Сбылись ли твои ожидания?
  • да
  • нет
  • школа превзошла все ожидания
  1. Посещал ли ты ранее объединения по интересам технического профиля?
  • да
  • нет
  1. Что было в отряде самым интересным? (Допустимы 3 ответа.)
  • общелагерные мероприятия;
  • мероприятия в отряде;
  • занятия в школе «Шаг в будущее»;
  • экскурсии;
  • спортивные игры;
  • общение с ребятами;
  • общение с педагогами;
  • другое ____________________________________________________
  1. Что было самым трудным?
  • занятия;
  • выполнение и презентация проектов;
  • ничего;
  • другое _____________________________________________________
  1. Занятия по какой образовательной тематике тебе понравились больше всего? Почему?

Программирование_______________________________________________

Робототехника___________________________________________________

Проектирование и дизайн_____________________________________________

 

  1. Что дало тебе пребывание в отряде юных техников? (Допустимы

5 ответов.)

  • Отдохнул и с пользой провел часть летних каникул.
  • Ознакомился / углубил знания о техническом творчестве.
  • Имел возможность заниматься интересными делами.
  • Познакомился с интересными людьми.
  • Укрепил уверенность в себе и раскрыл свои возможности.
  1. Планируешь ли ты в 2017/2018 уч. году заниматься в кружках Дворца техническим творчеством?
  • да
  • нет
  1. Определился ли ты с выбором кружков?
  • да
  • нет
  1. Посоветуешь ли ты своим друзьям отдых и обучение в летней школе «Шаг в будущее» в следующем году?
  • да
  • нет
  • другое_______________________________________________