Профессиональная ориентация учащихся в объединении по интересам “Программирование и Flash-анимация”
Пачина Татьяна Вениаминовна, педагог дополнительного образования
Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак»
Минск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
1.1 Нормативные основания опыта профессиональной
ориентации……………………………………………………………………7
1.2 Сущность, цель, задачи и принципы профессиональной
ориентации…………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА
В ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ИНТЕРЕСАМ
«ПРОГРАММИРОВАНИЕ И FLASH – АНИМАЦИЯ»
2.1 Условия создания, гипотеза и основная идея опыта…………………10
2.2 Формы и методы профориентационной работы,
мероприятия………………………………………………………………..12
2.3 Результативность………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….26
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..27
ВВЕДЕНИЕ
Важнейшим фактором роста и развития экономики государства являются человеческие ресурсы – работники с профессиональными навыками и знаниями. Поэтому государственная кадровая политика направлена на реализацию права гражданина на труд, профессиональное самоопределение и становление с учетом личных интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов рынка труда и социально-экономической ситуации.
В условиях сложившейся конкуренции выпускникам зачастую нелегко найти свое место в профессиональном сообществе. Им необходимо задуматься о соответствии своих способностей, склонностей, состоянии здоровья, требованиям выбираемой профессии. Ведь квалификация, указанная в дипломе, должна не только нравиться, но и быть востребованной на рынке труда к моменту окончания учреждения образования. Для этого необходимо учитывать экономическую ситуацию своего региона: изучить сведения о наличии вакансий и численности безработных, познакомиться с оценкой самых востребованных профессий и специальностей. Таким образом, профориентационная работа должна быть обязательной частью образовательного процесса любого учебного заведения.
Под профессиональной ориентацией понимается помощь, оказываемая учащемуся в выявлении его личных способностей, предоставлении возможности их развития таким образом, чтобы он был в состоянии выбрать ту область трудовой деятельности, которая приносила бы пользу обществу и способствовала успешной личной самореализации.
В литературе по профессиональной ориентации, в частности Климова Е.А, [7. С. 48] указывается на наличие противоречий:
- между идеалистическими представлениями учащихся о характере будущей профессии и необходимостью выбирать профессию с учетом собственных возможностей и требований к работнику;
- между потребностью подрастающего человека в профессиональной консультации и подчас отсутствием в его ближайшем окружении компетентных советчиков;
- между стремлением учащихся к престижным профессиям и социальным заказом государства;
- между появлением новых профессий и отсутствием механизмов знакомства с ними учащихся старших классов;
- между возрастающими требованиями работодателей при найме на работу и несоответствием им возможностей выпускников.
Данные противоречия были выявлены и при диагностике и наблюдениях за учащимися объединения по интересам «Программирование и flash – анимация».
Это предопределило постановку проблемы: как спроектировать образовательный процесс в объединении по интересам «Программирование и flash-анимация», чтобы он был направлен на формирование профессиональной ориентации личности.
Цель представленного опыта – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность деятельности по профессиональной ориентации учащихся среднего школьного возраста в объединении по интересам «Программирование и flash-анимация».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- выявление тенденций развития профориентационной работы и возможностей ее применения в объединении по интересам посредством анализа теоретико-методологической и психолого-педагогической литературы;
- разработка комплекса мероприятий по профессиональной ориентации учащихся в объединении по интересам «Программирование и flash-анимация»;
- анализ полученных результатов профессиональной ориентации учащихся.
Объект – процесс формирования интереса учащихся к профессиям, связанным с информационными технологиями в объединении по интересам «Программирование и flash-анимация».
Предмет – проектирование содержания и технологии воспитания и обучения в объединении по интересам «Программирование и flash-анимация» для профессиональной ориентации учащихся.
Методы исследования.
- Теоретические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, систематизация, классификация, сравнение, сопоставление, обобщение).
- Практические методы (наблюдение, беседа, изучение передового педагогического опыта в аспекте исследуемого вопроса).
В ходе анализа теоретико-методологической и психолого-педагогической литературы, в частности, исследований и научных трудов Пряжникова П. С., Климова Е. А., Ядова В. А., методических рекомендаций Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи, практических рекомендаций по профориентации Грецова А. Г., Кухарчук А. М., Седовой Е. Л., Ляха В. В. педагогом были определены базисные положения для дальнейшей работы по теме.
Согласно Климову Е. А., основными требованиями к педагогическому руководству профессиональным самоопределением являются следующие [7. С. 76—81]:
- уважать разные виды труда;
- давать представление о психологической структуре труда при рекламе любой профессии;
- культивировать идеи отыскания, развития и максимального использования ценных качеств человека;
- не решать за выбирающего профессию;
- считать сознательный выбор профессии человека необходимым условием его успешности в будущем и удовлетворенности работой;
- соблюдать требования педагогического такта и психологическую тайну;
- помогать молодому человеку согласовывать выбор профессии с представлениями о благе общества.
По мнению Пряжникова Н. С., активизирующая профконсультационная методика близка к игровой методике [12, С. 358—359]. Она интересна, увлекательна, участие в ней добровольное. Как и в игре, с одной стороны есть план реальных действий (реальные эмоции, разговоры, действия), а с другой стороны, план вымышленных действий. И профориентационные проблемы – для совместного рассмотрения консультанта и консультируемого.
Таким образом, активизирующая методика — это не просто «интересная» методика, но и предназначенная для самостоятельных действий. Активизация направлена на формирование у консультируемого подростка интереса к рассмотрению своих проблем и вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив.
Пряжников Н. С. отмечает две основные стратегии в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую, дополняя и развивая эту классификацию, вводя понятие допустимых и недопустимых стратегий (подходов).
К нежелательным стратегиям он относит стратегию «обмана», стратегию «самообмана», директивное консультирование, игру в «терапию», «деструктивно-рекомендательную» и «адаптивно-манипулятивную» стратегии.
Что касается методов активизации профессионального самоопределения, то Н. С. Пряжников выделяет основные группы методов: информационно-справочные, диагностические, методы морально-эмоциональной поддержки и методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития человека.
К информационно – справочным, просветительским методам относятся: профориентационная беседа, справочники, информационно-поисковые системы, экскурсии в организации и учреждения, просветительские лекции о путях решения проблем профессионального самоопределения, учебные фильмы, использование средств массовой информации, беседы-встречи с представителями различных профессий и так далее).
Диагностические методы: тесты с выбором ответа, тесты – опросники, методики субъективного шкалирования и самооценки, интерактивные методики (в эту группу входят психологическая беседа (интервью), ролевая игра), проективные методики, стандартизированное аналитическое наблюдение, приборные психофизиологические методики.
Методы морально-эмоциональной поддержки – это группы общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, логотерапия), публичные выступления, профориентационные активизирующие игры с элементами психотренинга, различные положительные (успешные) примеры самоопределения и так далее).
Традиционными являются методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения (например, выборе конкретной специализации).
ГЛАВА 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
- Нормативные основания опыта профессиональной ориентации
Нормативным основанием опыта работы стали следующие программно-методические документы:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 года;
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования» от 26 августа 2015 г.
- Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23.
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. №9.
- Сущность, цель, задачи и принципы профессиональной ориентации учащихся
Согласно Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь (далее – Концепции):
«Профориентация является научно обоснованной комплексной системой социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии либо смене вида трудовой деятельности».
Цель системы профориентации: удовлетворение интересов общества, государства; обеспечение человеку возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, соответствующей как личностным интересам, склонностям, способностям, так и потребностям рынка труда в квалифицированных кадрах.
Концепция определяет важнейшие задачи профориентации молодежи:
- оказание поддержки в выборе профессии, учреждения профессионального образования, иных форм профессиональной подготовки;
- диагностика предпочтений, склонностей и возможностей граждан для осознанного выбора будущей профессии;
- формирование у молодых людей мотивационной основы для получения профессионального образования;
- обеспечение выпускников учреждений образования необходимой информацией о профессиях и возможностях карьерного роста;
- повышение рейтинга рабочих профессий среди обучающихся и выпускников учреждений образования, их законных представителей, педагогических работников, других категорий населения;
- развитие системы социально-психологической поддержки безработных;
- психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи;
- формирование информационной среды профориентации;
- взаимодействие и социальное партнерство в организации системы профориентации.
В основу деятельности по профориентации молодежи положены следующие принципы, также указанные в Концепции:
- принцип сознательности: выбор профессии не только для удовлетворения личностных потребностей в трудовой деятельности, но и с целью принести как можно больше пользы обществу;
- принцип приоритета интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации;
- принцип доступности профессиональной и иной информации для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства;
- принцип обеспечения равных возможностей получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
- принцип развития, то есть возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста профессионального мастерства;
- принцип систематичности и преемственности на разных возрастных этапах: дошкольный возраст, младший, средний и старший школьный возраст, обучающаяся и работающая молодежь;
- принцип взаимосвязи всех социальных партнеров, заинтересованных в профориентационной деятельности.
ГЛАВА 2
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В ОБЪЕДИНЕНИИ ПО ИНТЕРЕСАМ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ И FLASH – АНИМАЦИЯ»
2.1 Условия создания, гипотеза и основная идея опыта
Объединение по интересам «Программирование и flash – анимация» было открыто в Центре дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» в 2008 году.
Учащимися объединения по интересам являются подростки 11—15 лет, которые проявляют интерес к занятиям программированием. Образовательный процесс выстраивается в соответствии с образовательной программой объединения по интересам «Программирование и flash – анимация», разработанной педагогом дополнительного образования Пачиной Т.В.
В работе с учащимися педагог использует электронные средства обучения профессионального направления, которые включают обучающие и контрольные тесты по курсу программирования и flash – анимации, обучающие мультимедийные презентации, командные игры.
Гипотеза создания опыта состояла в том, что сформировать профессиональную ориентацию учащегося объединения по интересам будет возможно, если:
- в основу образовательного процесса в объединении по интересам положить принцип, требующий от воспитанника приобретения разноплановых специальных знаний и умений, воспитания необходимых личностных качеств;
- конкретизировать совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для успешной профессиональной ориентации личности, и на этой основе разработать программу образования учащихся в объединении по интересам «Программирование и flash-анимация»;
- в содержание программы по курсу «Программирование и flash-анимация» заложить необходимые формы, методы и способы деятельности, которые позволят в короткие сроки и с максимальной отдачей добиться достижения поставленной цели.
Основная идея опыта заключается в расширении образовательного пространства объединения по интересам «Программирование и flash-анимация» за счет включения в образовательный процесс целенаправленной работы по профессиональной ориентации учащихся. В течение восьми лет на занятиях объединения по интересам «Программирование и flash-анимация» проходит ознакомление учащихся с обширным кругом профессий, приобретение навыков данных профессий, посредством активного участия в разнообразной практической деятельности.
Основная сложность профессионального выбора заключается в правильном определении баланса склонностей, способностей и общественного спроса на ту или иную профессию, а также в сравнении психологических качеств учащегося с качествами, необходимыми для выбираемой профессии. Поэтому помощь в определении баланса: хочу – надо – могу, а также наработке качеств, необходимых для освоения предпочитаемой профессии, является основой деятельности профессионального консультанта. Кратко это можно выразить в следующей формуле (рисунок 2.1).
Формула выбора профессии:
1.Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это те знания, которые вы делаете с интересом, с желанием, по собственной инициативе (как в школе, так и во внеурочное время).
2. Имеет спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных специальностях, которые пользуются спросом на рынке труда и какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии.
3. Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека: его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений.
Рисунок 2.1
2.2 Формы и методы профориентационной работы, мероприятия
Выбор педагогом форм и методов работы на занятиях объединения по интересам «Программирование и flash-анимация» был обусловлен требованиями современной педагогики и дидактики, в том числе был сделан акцент на современные, интерактивные (С. С. Кашлев, А. И. Жук, Н. Н. Кошель) методы обучения, методы активизации профессионального самоопределения (Н. С. Пряжников). Педагогом были использованы следующие подходы к организации профориентации: информационно-просветительская, гуманистическая-психотерапевтическая, организационно-управленческая (предполагающая взаимодействие различных социальных институтов) [12. С. 362—364].
Все этапы профориентации направлены на реализацию одной цели – сформировать у учащегося стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути.
Профессиональная ориентация учащихся в объединении по интересам включает в себя несколько направлений:
- информационно-просветительское, создающее у учащихся четкое представление об основных типах профессий;
- диагностическое – различные сборники тестов и анкет, помогающих определить уровень развития профессионально важных качеств.
- консультационное – предоставление профессиограмм, данных об учебных заведениях, где обучают нужной профессии и периодические изданиях, в которых есть сведения о востребованности профессии;
- обучающее – специальные занятия, направленные на активизацию личности школьника в области профессионального самоопределения
В течение года проводятся:
- ознакомление учащихся объединения по интересам с целым рядом профессий в ходе:
- встреч с выпускниками;
- «Недели профориентации»;
- встреч с родителями;
- эскурсии в БГУИР, знакомства с преподавателями (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
- летний военно-патриотический лагеря «Альтернатива» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б);
- самостоятельная поисковая работа учащихся (ПРИЛОЖЕНИЯ Г, Д);
- информирование о том, где можно получить данные профессии;
- приобретение навыков профессий, связанных с информационными технологиями в ходе:
- создания анимаций и компьютерных игр;
- подготовки материалов для сайтов;
- участия в конкурсах.
Содержание программы объединения по интересам «Программирование и flash-анимация» включает разнообразные виды деятельности, которые функционируют сразу в нескольких направлениях. С одной стороны, участие учащихся в многоплановой практической деятельности способствует формированию у них свойств и качеств, необходимых для работы в области информационных технологий (рисунок 2.2).
Содержание программы объединения по интересам
направлено на формирование:
- Знаний, умений, навыков в области ИТ; Компьютерный набор текстаСоздание анимаций
Разработка сайтов
Обработка фото и растровых картинок
- Создание компьютерных игр
- Отличительных способностей и компетенций
Концентрация внимания, сообразительность
Логическое мышление
Умение решать задачи
Ответственность, усидчивость, аккуратность
Умение работать в команде
С другой стороны, в процессе той же самой деятельности учащиеся овладевают навыками конкретных профессий, что помогает им в дальнейшем осознанно подойти к выбору будущей специальности.
В сфере информационных технологий есть множество специальностей:
- Программист – это специалист, который занимается разработкой алгоритмов и компьютерных программ на основе специальных математических моделей. Выделяются квалификации: средняя техническая квалификация – техник-программист и высшая техническая квалификация – инженер-программист. Предметом деятельности является проектирование, разработка и производство программного обеспечения. Подготовка инженеров-программистов ведётся по специальностям «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».
- IT-менеджер – специалист по разработке стратегии развития информационных систем компании.
- WEB-дизайнер – специалист в области компьютерных технологий, который отвечает за то, как выглядит и воспринимается Интернет-сайт. Он придумывает логотипы, баннеры и другие элементы графики, продумывает навигацию по сайту.
- WEB-программист – призван воплотить в жизнь проекты WEB-дизайнеров, создавая функционирующий сайт. Он должен знать HTML (компьютерный язык, используемый для создания Интернет-страниц).
- Верстальщик. Некоторые из них работают в web-индустрии и создают сайты и web-контент, другие работают в рекламной и типографской области и готовят полиграфическую продукцию к печати.
- Мастер по компьютерным сетям – специалист, обеспечивающий компьютерную связь по локальным сетям, телефонным линиям или специально выделенным каналам. Занимается созданием единого офисного пространства для качественной и быстрой передачи информации (текстов, картинок, видеозаписи и звукозаписи).
- Сервис – инженер – специалист по установке, обслуживанию и ремонту высокой техники (компьютеров, телевизоров, сигнализации и пр.)
- Системный администратор – это профессионал в области информационных технологий, который отвечает за эксплуатацию и обслуживание сервера, оборудования и программного обеспечения, установленного на компьютерах предприятия.
- Цифрайзер – специалист по защите информации. Выполняет сложные работы, связанные с обеспечением комплексной защиты информации на основе разработанных программ и методик, соблюдения государственной тайны.
- Оператор ЭВМ вводит информацию в компьютер, обрабатывает и передаёт её в локальные сети или через Интернет.
На процесс профессионального самоопределения и формирования конкурентоспособности учащихся, избравших объединение по интересам по программированию, влияют многие факторы (рисунок 2.3). Учитывая то, что в «Программирование и flash – анимация» приходят учащиеся с уже определенным багажом знаний и представлений, поэтому первоочередная задача педагога в начале учебного года – выявить уровень знаний, умений и навыков учащихся, уровень их информированности о мире профессий и о конкретных профессиях в частности, составить социально-психологическую характеристику объединения по интересам и наметить план дальнейшей работы.
Для определения психологических характеристик личности, учащихся педагог дополнительного образования взаимодействует с педагогом – психологом Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак». Проводится анкетирование учащихся по методике А.Я. Климова в начале и конце учебного года. На дальнейших этапах работы первоначальные знания учащихся о мире профессий углубляются, дополняются, систематизируются и применяются на практике, с тем, чтобы к окончанию курса программирования учащиеся были готовы совершить осознанный выбор профессии или, как минимум, четко осознать свои желания, возможности и потребности, что подтверждается диагностическими исследованиями, проводимыми в конце учебного года. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).
С целью активизации интереса к профессиям, повышения уровня ориентации в мире профессий педагог использует в образовательном процессе профориентационные интерактивные игры и упражнения:
- упражнение «Профессия на букву», в ходе которого ведущий называет буквы, а участники должны называть профессии, начинающиеся с этой буквы. Можно разделить участников на группы и выяснить, какая группа больше знает профессий;
- профориентационная игра «Самая-самая». Ведущий называет характеристику профессии: «самая сладкая», «самая смешная» или «самая зеленая», а участники называют профессии, которые на их взгляд, являются таковыми. Ведущий записывает на доске варианты, а затем происходит обсуждение, чей вариант более правильный и почему;
- упражнение «День из жизни». Ведущий вместе с игроками решает, какую профессию будут рассматривать. Затем участники по очереди называют существительные, описывающие этапы трудового дня представителя этой профессии. Каждый следующий участник повторяет слова предыдущих и добавляет свое;
- упражнение «Угадай профессию». Ведущий читает четверостишия, характеризующие профессию, а участники должны угадать ее;
- профориентационная игра «Персонажи и профессии». Ведущий готовит карточки двух видов: известные персонажи и популярные профессии. Участники вытаскивают по одной карточке каждого вида и рассуждают, как этот персонаж смог бы работать в этой профессии, какие у него сильные и слабые стороны, было бы это ему интересно, хватило бы здоровья. Потом к нему могут присоединиться другие участники, дополняя его.
- совместно с педагогом-психологом проводится тренинг «Найди свою дорогу» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Используются и наглядные методы – уголок профориентации, где представлена информация:
- о принципах выбора профессии;
- об учебных заведениях;
- о ситуации на рынке труда;
- о предприятиях города;
- о днях открытых дверей в учебных заведениях;
- список рекомендуемой литературы по профориентации.
С целью ознакомления с различными профессиями педагог организует поисковую работу учащихся. Ребята подбирают в литературе или в Интернете профессиограммы разнообразных профессий. Профессиограмма содержит:
- название профессии, виды работ;
- знания, умения и навыки;
- особенности памяти, внимания, мышления, речи, выносливости и других качеств кандидата;
- профессиональные вредности и риски;
- медицинские и другие противопоказания к данной профессии;
- информацию о том, где можно получить эту профессию.
После сбора информации о профессиограммах ребята совместно с педагогом обсуждают, какие качества им необходимо развивать, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам данной профессии, куда им пойти учиться после школы, чтобы получить эту профессию, чему они уже научились в объединении по интересам «Программирование и flash – анимация» и чему еще они научатся.
Еще одним итогом поисковой деятельности учащихся становится составление таблицы «Пути получения профессии» (ПРИЛОЖЕНИЕ Д), в которой представлены разнообразные варианты приобретения профессии (обучение в высших учебных заведениях, средне-специальных учебных заведениях, дистанционное обучение).
В объединении по интересам «Программирование и flash – анимация» используется метод профессиональной пробы.
Профессиональная проба – это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности.
В Японии профессор Ш. Фукуяма разработал специальный тест для контроля готовности 12—14-летних подростков сознательно выбирать свой профессиональный путь. Учащийся должен хорошо знать и уметь определить количественно (т.е. знать меру развития) своих личностных черт и склонностей, затем получить как можно больше информации о профессиях, из которых он хочет выбрать «свою». Далее происходит процесс экспериментального опробования профессий на практике. Данный тест получил название «F-тест» (Fukuyama-тест). [6]
На занятиях в объединении по интересам «Программирование и flash – анимация» учащиеся примеряют на себя профессии из области IT – технологий, они учатся создавать на компьютере:
- различные рисунки;
- мультфильмы – оживлять рисунки, заставлять их двигаться, менять форму, цвет;
- сайты;
- программировать игры – с помощью языка программирования осуществлять управление нарисованными объектами с помощью клавиатуры или мыши, обработку различных событий;
Ежегодно в июне в рамках летнего военно – патриотического лагеря «Альтернатива» учащиеся объединения знакомятся с военными специальностями. Ежедневно участники лагеря посещают воинскую часть, где узнают о службе и быте военнослужащих. Там они видят, как проводится дрессировка служебных собак; учатся ходить строем, разбирать и собирать пистолеты и автоматы, надевать и снимать костюм химической защиты. Кроме этого, смотрят фильмы на военную тему, посещают музеи воинских частей и музей Великой Отечественной войны. После окончания смены учащиеся и их родители интересуются, можно ли на будущий год попасть в этот отряд. Кстати, некоторые выпускники объединения по интересам стали военными: Ромашко Евгений, Высоцкий Александр. Лебедев Алексей будет поступать в академию МЧС в этом учебном году.
Одной из эффективных форм профориентационной работы с учащимися ЦДОДиМ «Ранак» являются ежегодные Недели профориентации, в которой учащиеся объединения по интересам «Программирование и flash – анимация» принимают активное участие.
В ходе проведения Недели профориентации проводятся интерактивные занятия и групповые консультации, круглые столы, арт-мастерские, передвижные лаборатории, информ-киоски, дискуссионные клубы, викторины, экскурсии в учебные заведения и встречи с представителями профессий. Основной составляющей Недели являлся фестиваль профессий «Шаг в будущее», к участию в котором привлекаются представители профессионально-технических и высших учебных заведений, расположенных на территории Московского района г. Минска.
В объединении по интересам «Программирование и flash – анимация» проводятся:
- конкурс на лучший компьютерный рисунок «Веселые нотки профессий»;
- дискуссионный клуб «Все работы хороши?»;
- сюжетно – ролевая игра «Чем пахнут ремесла?»;
- интерактивное занятие «Как выбрать профессию?»;
- круглый стол «В прекрасное далеко я начинаю путь».
Кроме того, педагог дополнительного образования Пачина Т.В. организовывает для учащихся объединения по интересам экскурсии в БГУИР для знакомства с перспективными специальностями в области информационных технологий, условиями приема и обучения студентов. Преподаватели не только рассказывают об университете, но и показывают учащимся аудитории, компьютерные классы, лаборатории, различные приборы и стенды, демонстрируют интересные разработки студентов и преподавателей. В конце встречи учащиеся задают много вопросов, касающихся поступления в БГУИР, многие высказывают свое желание учиться именно там.
Ежегодно в объединении по интересам «Программирование и flash – анимация» проводятся встречи с выпускниками. Многие из них являются студентами различных ВУЗов или учащимися СУЗов. Такие встречи пользуются у «юных программистов» большой популярностью. Учащихся интересуют различные нюансы как вступительной кампании, так и самого процесса обучения. Студенты рассказывают о жизни своего вуза «изнутри», о чем не узнаешь ни на Днях открытых дверей, ни на сайте данного учреждения образования. Особенно показательно, когда на встречи приходят бывшие учащиеся самого объединения по интересам «Программирование и flash – анимация». Например, в 2015—2016 учебном году в гости к ребятам приходил Овсяник Андрей, который занимался в объединении с 2010 по 2012гг. Он учится в БГУ на 3-ем курсе по специальности «Прикладная информатика» и работает в компании «EPAM-systems». Андрей ответил на многочисленные вопросы учащихся, посоветовал им обратить особое внимание на необходимость повышать свою успеваемость в школе по всем предметам, а особенно по языкам, математике и информатике. И обязательно участвовать конкурсах, проводимых в объединении по интересам, в ЦДОДиМ «Ранак».
В 2017 году на встречи с учащимися объединения по интересам приходил Мельниченко Владимир, занимавшийся в объединении с 2014 по 2016 год. Он учится в ПТК полиграфии по специальности «Оператор компьютерной верстки и набора». Владимир рассказал ребятам о том, как можно поступить в колледж на базе девятого класса и каковы перспективы получения работы после окончания обучения.
Педагогом организуются встречи с родителями, представителями IT-профессий, на которых ребята узнают «неформатные» нюансы различных специальностей. В 2016г. Дмитрович Геннадий Иосифович, программист по профессии, рассказывал учащимся об опыте своей работы. Он ответил на многочисленные вопросы учащихся и порекомендовал им развивать в себе качества, необходимые программисту, а также следить за своим здоровьем, чередовать занятия за компьютером с активными физическими упражнениями и гимнастикой для глаз.
Также учащиеся объединения по интересам находят в СМИ и Интернете интересные публикации о людях-носителях профессий, и обсуждают их на занятиях.
На родительских собраниях и в рамках «Недели профориентации» Пачина Т.В. совместно с педагогом – психологом проводят анкетирование родителей с целью определения степени их участия в подготовке детей к труду и выбору профессии. Тест позволяет не только получить объективные сведения о воспитательных возможностях семьи, но и повысить интерес родителей к вопросам профориентации старшеклассников.
Также родителям выдаются специальные памятки, в которых перечислены типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии и рекомендации по правильному выбору.
В начале и в конце учебного года ребята заполняют анкету для учащихся с целью определения динамики интереса к профессиям и оценки влияния на него педагога, родителей и других факторов (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).
2.3 Результативность
На протяжении всего учебного года педагог дополнительного образования Пачина Т.В. совместно с педагогом-психологом Центра дополнительного образования детей и молодежи «Ранак» ведут психологическое сопровождение учащихся объединения по интересам «Программирование и flash – анимация». В начале и конце учебного года используется блок диагностических методик, направленных на исследование основных психологических качеств конкурентоспособной личности: умение самостоятельно решать задачи, гибкость и быстрота мышления, эмоциональная устойчивость, целеустремленность, креативность, мотивация на достижение успеха, а также на профессиональную ориентацию.
По результатам проведенной диагностики в 2015—2016 учебном году было выявлено, что учащиеся объединения по интересам на конец учебного года способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации, инициативны, настойчивы в деятельности, которая их привлекает.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что учащиеся объединения по интересам устойчивы в выборе направленности объединения по интересам. Выбрав объединение по интересам «Программирование и flash – анимация», большинство учащихся связывают дальнейшую профессиональную деятельность именно с данной сферой.
Полученные в процессе занятий в объединении по интересам «Программирование и flash – анимация» знания, умения и навыки, учащиеся успешно применяют на практике, что подтверждается призовыми местами в городских и республиканских конкурсах.
Участие в конкурсах является не только важной составляющей процесса профессиональной ориентации, но и индикатором сформированности необходимых черт характера и навыков работы в профессии, связанной с информационными технологиями. Во время подготовки к ним происходит формирование у подростков таких важных качеств, как фантазия, самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении целей. Эти качества являются фундаментом для будущего профессионала в любой сфере деятельности, а особенно в сфере информационных технологий.
Учащиеся объединения по интересам «Программирование и flash – анимация» принимают участие в:
- в городском конкурсе на лучшее знание информатики «Информашка», где на 1-ом этапе учащиеся заочно выполняют задания на логику и знание компьютера, а затем лучших из них приглашают в Минский городской Дворец детей и молодежи для участия в очном туре. Там им предлагается решить несколько более сложных заданий каждому за компьютером;
- в районном и городском конкурсах на лучшую компьютерную анимацию по сохранению ресурсов нашей планеты «Солнечный зайчик». Учащиеся представляют работы свои в различных номинациях – компьютерный плакат, компьютерная анимация, видео, компьютерная презентация;
- в районном и городском конкурсах по созданию игр патриотической направленности «Патриот.by». Здесь обычно представляются работы по двум направлениям: о событиях мирного времени и подвигах военного времени. В каждом направлении есть номинации: видео, презентации и компьютерные игры, созданные учащимися;
- в районном и городском конкурсах на лучшую компьютерную анимацию по безопасности дорожного движения «Палитра безопасности», проводимых ежегодно МЧС. Учащиеся объединения представляют компьютерные плакаты и анимации, где пропагандируют соблюдение правил дорожного движения;
- в городском интернет – конкурсе компьютерных плакатов «Чернобыль – катастрофа XX века». Своими работами ребята прославляют подвиги ликвидаторов аварии в Чернобыле, призывают всегда помнить о том, что необходимо соблюдать правила радиационной безопасности.
Наибольших успехов в конкурсах достигли:
Крицкий Алексей в 2012 году в городском конкурсе «Палитра безопасности» занял 2-е место, в 2013 – 1-е, в конкурсе на создание игр патриотической направленности «Патриот.by» в октябре 2013г. его проект «До последнего вздоха» занял 1-е место в городе и 4-е место в республиканском конкурсе в 2014г.
Архангельская Елизавета в 2013г. заняла 2-е место в городском конкурсе проектов – анимаций патриотической направленности, в 2014 году 3-е место в этом же конкурсе и 2-е место в городском конкурсе «Палитра безопасности» (в номинации «Милосердие»)
Черкасов Роман в 2014г. занял 2-е место в городском конкурсе «Палитра безопасности» в номинации «Дорожная безопасность».
Аксючиц Даниил в 2015-16 гг. не пропустил ни одного конкурса, вошел в 10-ку лучших знатоков информатики в городе.
Жданович Антон в 2016г. стал лауреатом районного конкурса компьютерных игр и творческих проектов «Патриот.by».
Показателем результативности является и тот факт, что многие выпускники объединения по интересам – выпускники школ поступили в ВУЗы и СУЗы. Вальчевский Валерий и Шикунец Сергей закончили БГУ (специальность-прикладная математика и информатика), Овсяник Андрей учится в БГУ на 3-ем курсе по специальности «Прикладная информатика», Бурая Елизавета закончила БНТУ и продолжает обучение в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Шабалин Анатолий учится на 3-ем курсе БГУИР его будущая специальность «Инженер – системотехник»,
Ромашко Алексей учится на первом курсе технологического факультета БНТУ, Ромашко Евгений служит по контракту в вооруженных силах Беларуси после окончания радиотехнического колледжа, Пясецкий Илья – также на первом курсе БНТУ на факультете информационных технологий, по специальности он будет инженером-программистом. Дмитрович Евгений учится в колледже предпринимателей по специальности «Программист». Мельниченко Владимир после 9-го класса поступил в ПТК полиграфии на специальность «Оператор компьютерной верстки и набора».
Все выпускники отмечают, что занятия и мероприятия в объединении по интересам, проводимые Пачиной Т.В. по профессиональной ориентации, помогли им найти свое призвание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опыт проводимой в объединении по интересам «Программирование и Flash-анимация» работы по профессиональной ориентации учащихся позволяет говорить о сложившейся системе, которая включает в себя разнообразные формы и методы:
- ознакомление учащихся объединения по интересам с целым рядом профессий;
- поисковая работа самих учащихся;
- информирование о том, где можно получить данные профессии;
- игры, тренинги, дискуссии;
- активное участие в ежегодной «Неделе профориентации»;
- приобретение навыков профессий, связанных с информационными технологиями в ходе обучения в объединении по интересам;
- знакомство с военными профессиями в летнем военно-патриотическом лагере «Альтернатива»;
- посещение учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;
- встречи со студентами – учащимися и выпускниками учреждений профессионально – технического, среднего специального и высшего образования;
- встречи с родителями – специалистами, добившимися высоких результатов в своей профессиональной деятельности;
- организация мероприятий, посвященных профессиональной ориентации, с привлечением родителей учащихся;
- совместно с педагогом – психологом анкетирование учащихся в начале и конце учебного года и анализ результатов;
- тесты и рекомендации для родителей учащихся.
Это помогает учащимся выбрать будущую профессию более осознанно и в соответствии со своими интересами, способностями и ситуацией на рынке труда. Результаты профессионального самоопределения бывших учащихся объединения по интересам свидетельствуют о том, что цель – создание условий для профессиональной ориентации учащихся – достигнута.
Представленный опыт работы по профессиональной ориентации учащихся в объединении по интересам может быть полезен педагогам дополнительного образования, а также педагогам социальным, психологам, классным руководителям и руководителям объединений по интересам, организованных в школах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- А.Я.Психология: Тесты, тренинги, словарь, статьи. Режим доступа: http://azps.ru – Дата доступа: 10.02.2017г.
- Батаршев А. В. Диагностика профессионально важных качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
- Ваша будущая профессия – Онлайн тест. Режим доступа: http://onlinetestpad.com/ru/testview/12319-vasha-budushhaya-professiya – Дата доступа: 10.02.2017г.
- Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.
- Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
- Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905150.htm – Дата доступа: 10.02.2017г.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.
- Куда пойти учиться?: 100 вопросов и ответов для абитуриентов, родителей и учителей / Сост. В. В. Лях, Е. Л. Чадович, С. В. Шутова. – Минск: Соврем. слово, 2009. – 176 с.
- Кухарчук А. М. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся / А. М. Кухарчук, Е. Л. Седова, В. В. Лях. – Мн.: Бел. навука, 2000. – 222 с.
- Профессиональная ориентация учащихся / Сост. О. А. Хаткевич. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004. – 176 с.
- Профессиональный ориентир: учебно-методическое пособие для классных руководителей / Сост. Г. Е. Григорьева, И. С. Литвина, А. В. Карабан. – Минск: Соврем. слово, 2009. – 160 с.
- Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М., 2003.
- Тюшев Ю. В. Выбор профессии: тренинг для подростков / Ю. В. Тюшев. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
- Электронный справочник абитуриента Беларуси. Режим доступа:
http://kudapostupat.by/ – Дата доступа: 10.02.2017 г.
Приложение 1:
Дискуссия «Программист: каков он?»
Цель: составить перечень качеств характера, необходимых для успешной работы в качестве программиста.
Участники: подростки 13-15 лет, обучающиеся в объединении
Ход дискуссии:
Педагог предлагает учащимся перечислять качества, которые, на их взгляд, необходимы программисту. Участники перечисляют качества:
- Сообразительность
- Скорость реакции
- Умение решать задачи
- Аналитический склад ума
- Упорство
- Умение работать в команде
- Хорошая концентрация
- Усидчивость
- Алгоритмизированный подход
- Ответственность
- Коммуникабельность
- Инициативность
- Логическое мышление
- Активность
- Умение работать и днем, и ночью.
Педагог: Согласны ли вы с такой характеристикой программиста? Если нет или не совсем, то опишите, каким, по-вашему, должен быть настоящий программист?
В конце обсуждения учащиеся приходят к выводу, что самые главные качества, необходимые программисту:
- Аналитический склад ума
- Ответственность.
- Умение решать задачи
- Упорство
- Усидчивость
- Хорошая концентрация
Приложение 2
Пути получения профессии в сфере информационных технологий
Высшие учебные заведения в Беларуси
Наименование учебного заведения | Факультет | Специальности | Квалификация |
УО “Белорусский государственный технологический университет” | Факультет информационных технологий | Дизайн электронных и веб-изданий | Программист-дизайнер |
УО “Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники” | Инженерно-экономический факультет | Экономика электронного бизнеса | Экономист-программист |
Факультет компьютерного проектирования | Информационные системы и технологии (в бизнес-менеджменте) | Программист. Бизнес-аналитик | |
УО “Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина” | Физико-математический факультет | Прикладная математика (научно-производственная деятельность) | Математик-программист |
УО “Витебский государственный университет имени П.М. Машерова” | Математический факультет | Прикладная математика (научно-педагогическая деятельность) | Математик-программист. Преподаватель математики и информатики |
УО “Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины” | Математический факультет | Прикладная математика (научно педагогическая деятельность) | Математик-программист. Преподаватель математики и информатики |
Белорусский государственный университет | Факультет прикладной математики и информатики | Прикладная математика (научно-производственная деятельность) | Математик-программист |
Экономический факультет | Экономическая информатика | Экономист-информатик | |
УО “Белорусский государственный экономический университет” | Факультет менеджмента | Экономическая информатика | Экономист-информатик |
Средние специальные учреждения образования (колледжи) в Минске | |||
Филиал “Минский радиотехнический колледж” УО БГУиР | На основе общего базового и среднего образования (после 9 кл. и 11кл.) | Программное обеспечение информационных технологий | Техник-программист |
ЧУО “Колледж бизнеса и права” | На основе общего базового и среднего образования (после 9 кл. и 11кл.) | Программное обеспечение информационных технологий | Техник-программист |
ЧУО “Минский колледж предприни-мательства” | На основе общего базового и среднего образования (после 9 кл. и 11кл.) | Программное обеспечение информационных технологий | Техник-программист |
Приложение 3
Профессиограмма программиста
Общая характеристика профессии: | |
Обязанности и компетенции | – профессиональное владение компьютером;
– использование и создание компьютерных программ; – активность; – позитивный настрой |
Места работы | – промышленность;
– органы управления; – IT – компании; – коммерческие организации; – научные организации; – учреждения образования; – Internet (из дома)
|
Условия труда: | |
режим и ритм труда | На одном месте, сидячий |
Требования к здоровью | Хорошее зрение |
Необходимые знания | – математика;
– информатика; – компьютерные сети; – базы данных; |
Ограничения
по заболеваниям |
– опорно-двигательного аппарата; – нервной системы; – органов зрения; – иммунной системы;- психические расстройства; – расстройства внимания. |
Профессиональные заболевания. | – ухудшается зрение;
– остеохондроз; – артрит; – радикулит. |
Требования к профессиональной подготовке. | |
Пути получения профессии | – обучение в колледже, ВУЗе;
– обучение на курсах; – самостостоятельное изучение. |
Зарплата | В столице от 900 рублей |
Перспективы
развития |
– системный администратор;
– системный аналитик; – руководител отдела программирования, разработки; – руководитель IT – компании. |
Приложение 4
Результаты психолого-педагогической диагностики
С целью определения предпочтительных сфер труда по группам профессий проводилась методика «Дифференциально-диагностический опросник» (автор Е. А. Климов), в которой приняли участие 15 учащихся объединения по интересам.
Сфера труда | Полученные показатели | |
на начало учебного года | на конец учебного года | |
«Человек – человек» | 13,4% | 13,25% |
«Человек – техника» | 13,4% | 18,7% |
«Человек – знаковая система» | 33,25% | 41,25% |
«Человек – художественный образ» | 33,25% | 20,1% |
«Человек – природа» | 6,7% | 6,7% |
С целью определения вариативности подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности, была использована «Методика исследования гибкости мышления», количество участников – 15.
Уровень гибкости мышления | Полученные показатели | |
на начало учебного года | на конец учебного года | |
Высокий | 13,4% | 40% |
Средний | 66,7% | 53,3% |
Низкий | 19,9% | 6,7% |
С целью исследования мотивационной направленности личности на достижение успеха была использована методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерса), количество участников – 15.
Уровень мотивации к успеху | Полученные показатели | |
на начало учебного года | на конец учебного года | |
Низкий | 33,3% | 13,4% |
Средний | 33,3% | 26,65% |
Умеренно высокий | 20% | 33,3% |
Высокий | 13,4% | 26,65% |
Приложение 5
Анкета по профориентации
Ф.И. ________________________________________________________________
Вопросы анкеты:
- Какие профессии кажутся тебе привлекательными (укажи одну или несколько самых привлекательных профессий)? ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Какую профессию ты думаешь выбрать в будущем? ____________________________________________________________________
- Куда ты думаешь поступать учиться ( работать), чтобы получить эту профессию?
____________________________________________________________________
- Чем тебя привлекает эта профессия? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Кто сформировал у тебя интерес к этой профессии? ________________________________________________________________________________________________________________________________________
- В какой степени ты уверен, что осуществишь свою мечту? ________________________________________________________________________________________________________________________________________