УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования Республики Беларусь ________________ В.В. Якжик 17 декабря 2015 г.
|
ПРОГРАММА КЛУБА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
(повышенный уровень изучения образовательной области «интеллектуальное творчество»)
Автор:
Забавский Павел Олегович,
культорганизатор I квалификационной категории учреждения образования
«Минский государственный дворец детей и молодежи»
Возраст учащихся –16-25 лет
Срок реализации программы – 1 год
Минск 2015
Пояснительная записка
Ведущая педагогическая идея программы – формирование образовательной и развивающей среды, способствующей эффективному освоению каждым учащимся клуба образовательного маршрута: от интереса к интеллектуальным играм («хочу играть») к когнитивной познавательной деятельности («хочу научиться играть»), и от неё – к интеллектуально-творческой самостоятельной деятельности («могу и знаю, как научить других»). Этот путь от «хочу» до «могу и знаю» и есть путь интеллектуального «взросления» учащихся, путь от мотива до осознания себя в новом статусе тренера интеллектуальных игр.
Программа с повышенным уровнем изучения образовательной области дает возможность состоявшимся игрокам приобрести знания, умения и навыки тренерской работы. Направлена на приобретение учащимися большой эрудиции, широкого кругозора в области современной науки, развитие способности быстро оригинально и неординарно мыслить, мгновенно реагировать в условиях ограниченного времени, слушать членов своей команды, брать на себя ответственность за коллективное решение (ответ).
Программа разработана в соответствии с типовой программой детей и молодежи культурно-досугового профиля.
Учащимся, освоившим содержание образовательной программы дополнительного образования «Что? Где? Когда?» повышенного уровня изучения выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.
Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».
Цель программы – совершенствование у учащихся теоретических знаний и практических умений в области интеллектуальных игр, приобретение навыков тренерской работы.
Задачи программы:
- формировать основные знания психологии взаимоотношений в малых группах, особенностей работы малых групп;
- ознакомить методике первичного тестирования учащихся с использованием психологических тестов;
- обучать самостоятельно проводить, структурировать и организовывать тренировочный процесс в командах интеллектуальных игр;
- совершенствовать навыки подбора, написания и редактирования вопросов к играм;
- обучать методике проведения массовых интеллектуальных игр спортивного типа.
Принципы реализации программы: научности и прочности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, индивидуального подхода.
Срок реализации программы – 1 год (216 часов). Занятия проводятся – два раза в неделю по 3 часа.
Нормы наполняемости группы – 15 человек.
Состав групп – учащиеся 16-25 лет, освоившие теоретические знания и практические умения, навыки трехгодичной программы базового уровня изучения:
- работать с информацией и использовать её для достижения целей собственного развития;
- знать правила формулировки вопросов и создания банка вопросов;
- использовать правовые и регламентные принципы при организации турниров по интеллектуальным играм;
- схематизировать, систематизировать, типологизировать и классифицировать информацию;
- взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата и пр.
Материально-техническое обеспечение
- кабинет, оборудованный персональным компьютером;
- персональный компьютер с выходом в сеть Интернет;
- брэйн-система, допускающая одновременное участие четырёх команд;
- средства видео- и аудиовоспроизведения.
Кадровое обеспечение
Специалист, имеющий педагогическое образование и подготовку по специальности «Психолог».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов | ||
Всего часов
|
В том числе | |||
Теоретических | Практических
|
|||
Вводное занятие | 3 | 1 | 2 | |
1. | Психология групп | 51 | 41 | 10 |
2. | Методика отбора учащихся в клуб | 6 | 4 | 2 |
3. | Методика первичного тестирования
учащихся |
6 | 4 | 2 |
4. | Принципы построения тренировочного процесса | 24 | 15 | 9 |
5. | Тестирование игроков | 12 | 6 | 6 |
6. | Разминочные игры для круговой
тренировки |
12 | 3 | 9 |
7. | Этапы работы над вопросом | 12 | 6 | 6 |
8. | Основы подготовки команды к турниру | 12 | 6 | 6 |
9. | Принципы формирования сборных команд | 12 | 6 | 6 |
10. | Обучающий потенциал интеллектуальных игр | 9 | 6 | 3 |
11. | Методы релаксации команды | 12 | 3 | 9 |
12. | Организация интеллектуальных игр | 24 | 12 | 12 |
13. | Подготовка команды к телевизионным вариантам интеллектуальных игр | 18 | 9 | 9 |
Итоговое занятие | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО: | 216 | 123 | 93 |
Содержание программы
Вводное занятие
Ознакомление учащихся с учебной программой. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце. Практические занятия. Проведение турнира по интеллектуальным играм, подготовленного учащимися за летний период.
|
Тема 1. Психология групп
Психология групп. Классификация групп. Понятие малой группы. Возникновение малой группы. Формирование малой группы. Виды малых групп. Размеры малой группы. Малая группа и её структурная организация. Малая группа и команда. Личность в группе. Лидерство в малых группах. Влияние меньшинства в группах. Конформизм и групповое давление в малой группе. Групповая сплоченность. Общие проблемы малой группы. Специфика социально-психологического подхода к проблеме групп. Динамические процессы в малой группе. Психология межгрупповых отношений. Практические занятия. Технология «Потерпевшие кораблекрушение». Игры на сплочение: «Как вы меня узнаете?», «Я хороший», «Письмо самому себе», «Четыре угла – четыре выбора», «Моментальная фотография», «Пересаживание по…», «Два лагеря», «Руку другу протяни», «Невербальный подарок», «Разговор руками», «Девочка, дракон и самурай», «До-сви-да-ни-мы!». Текущая аттестация знаний: мини-тест по теме. |
Тема 2. Методика отбора учащихся в клуб
Понятие отборочного тура, цель и методика его проведения. Практические занятия. Отборочный тур по методике В.Я. Ворошилова. Проведение текущей аттестации: анализ выполнения заданий.
|
Тема 3. Методика первичного тестирования учащихся
Правила выбора тестов в зависимости от целей тестирования. Понятие контрольной группы. Этика тестирования. Практические занятия. Проведение с учащимися тестов Равена, Люшера, Векслера и Айзенка. Анализ результатов.
|
Тема 4. Принципы построения тренировочного процесса
Понятие периодизации тренировочного процесса и цикла подготовки команды. Индивидуальная подготовка. Самообразование. Типы тренировочных игр. Этапы тренировочного процесса: подготовительный, начальный, основной, заключительный. Различные требования к тренировкам на разных этапах подготовки команд. Практические занятия. Построение схемы тренировки. Отработка основных типов тренировочных игр. |
Тема 5. Тестирование игроков Определение направленности игроков на выполнение ролей в процессе мозгового штурма («генератор», «эрудит», «критик», «капитан»). Методики и технологии тестирования. Практические занятия. Технология «Гостиница».
|
Тема 6. Разминочные игры для круговой тренировки
Типы разминочных игр. Составление заданий. Определение уровня сложности. Практические занятия. Разминочные игры для круговой тренировки: «Давай познакомимся», «Ладошки», «Угадай, кто?», «Робот». Шоу-программа «Поле чудес». Познавательная игра «Своя игра». Командная игра «Брэйн-ринг».
|
Тема 7. Этапы работы над вопросом
Правила работы над вопросом. Основные принципы «раскрутки» вопроса. Командная и индивидуальная игра. Игра «в пас». Распределение игрового времени в играх «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра». Практические занятия. Игры «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра». Проведение текущей аттестации: анализ выполнения заданий.
|
Тема 8. Основы подготовки команды к турниру
Планирование работы с командой. «Дневник» тренера. Понятие пика формы. Факторы, влияющие на форму команды. Смещение суточного графика к требованиям турнира. Синхронизация графиков тренировок с планом турниров и игр. Практические занятия. Составление четвертного плана подготовки команды.
|
Тема 9. Принципы формирования сборных команд
Понятие сборной команды. Различные принципы формирования сборных команд. Понятие игровых связок. Практические занятия. Игра «Брэйн-ринг» сборными командами.
|
Тема 10. Обучающий потенциал интеллектуальных игр
Связь учебного процесса с игровой деятельностью. Правила составления вопросов по учебной программе, по каждому предмету отдельно. Интеллектуальные игры как одна из форм усвоения, закрепления и проверки знаний учащихся общего среднего образования. Применение игр «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Медиаазбука». Практические занятия. Подготовка различных типовых заданий по программе общего среднего образования.
|
Тема 11. Методы релаксации команды
Понятие о релаксации. Непроизвольная и произвольная релаксация. Психофизиологические техники релаксации. Прогрессивная мышечная релаксация Э. Якобсона. Медитативные техники. Дыхательной техники релаксации и телесно-ориентированные техники саморегуляции. Снятие игровой и психологической усталости. Рефлексия по результатам игр. Практические занятия. Прогрессирующая мышечная релаксация. Ментальная экспресс-релаксация. Дыхательные упражнения для релаксации. Экспресс-методы приведения игроков в «Состояние игрового номинала». Текущая аттестация знаний: мини-тест по теме.
|
Тема 12. Организация интеллектуальных игр
Уровни турниров (областной, республиканский, международный) и требования, предъявляемые к ним. Правила оформления документации. Типичные организационные проблемы. Правила подбора вопросников и судейской бригады. Отбор вопросов и их размещение в сетке игр. Функции группы организаторов турнира, их распределение. Работа со спонсорами и организация рекламы. Взаимодействие с телевидением и прессой. Практические занятия. Разработка положения, программы, регламента, вопросов и символики турнира.
|
Тема 13. Подготовка команды к телевизионным вариантам интеллектуальных игр
Командные интеллектуальные игры на ТВ: «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Умники и умницы». Отличие «телевизионных» команд от «спортивных». Принципы подготовки команд к участию в телевизионных играх. Структурные и функциональные отличия организации телевизионных игр. Целенаправленная подготовка игроков и команд. Совмещение подготовки команды к съёмкам со «спортивными» играми. Практические занятия. Методика подготовки команды к прохождению отбора для участия в играх «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг».
|
Итоговое занятие
Проведение итоговой аттестации: — теоретическая форма (тестирование по темам 1-4 годов обучения), — практическая форма (чемпионат по интеллектуальным играм для членов команд 1-3 годов обучения). Анализ и обсуждение результатов тестирования, участия в чемпионатах и турнирах различного уровня по интеллектуальным играм.
|
Ожидаемые результаты
После завершения курса обучения по данной программе учащиеся должны приобрести ключевые учебные и социальные компетенций (по классификации А.Н. Тубельского), необходимые тренеру интеллектуальных игр.
Будут знать:
- основы психологии взаимоотношений в малых группах;
- современные методики организации тренировочного процесса;
- современные методики организации и проведения интеллектуальных игр различных типов;
- правовые и регламентные принципы организации турниров по интеллектуальным играм;
- принципы формирования сборных команд;
- правила написания вопросов и построения банка вопросов;
- методики релаксации;
уметь:
- строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном её цикле
- структурировать и организовывать тренировочный процесс в детских и студенческих командах интеллектуальных игр;
- проводить тестирование, комплектование команд с учётом психологической совместимости;
- проводить спортивные турниры по интеллектуальным играм;
- составлять тестовые задания (вопросы) для проведения тренировок и турниров;
- уметь осуществлять выбор действий, объектов и предметов познания; аргументировать свой выбор
обладать:
- устойчивой мотивацией к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, повышению общекультурного уровня;
- активной личностной и социальной позицией;
- осуществлять рефлексию своей деятельности, сильных и слабых сторон своей личности;
- строить коммуникацию с другими людьми, вести диалог, учитывая сходство и различия позиций
Формы и методы реализации программы
Основой реализации программы «Что? Где? Когда?» с повышенным уровнем изучения является личностно-ориентированный подход.
Данная программа позволяет учащимся освоить знания по организации и проведению интеллектуальных игр, приобрести и совершенствовать навыки тренерской работы, мотивировать учащихся к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству.
Теоретическая часть программы направлена на изучение методик отбора учащихся в клуб, принципов формирования сборных команд, основы организации и проведения интеллектуальных игр, психологии групп, методов релаксации.
Практическая часть программы предусматривает освоение умений построения схемы тренировки, отработки основных типов тренировочных игр, составления четвертного плана подготовки команды к игре, разработки положения, программы, регламента, вопросов и символики турнира.
Преобладание теории над практикой в программе обусловлено тем, что в процессе обучения тренеров интеллектуальных игр предусмотрено:
- изучение психологии групп (количество часов 51),
- освоение принципов формирования сборных команд, построения тренировочного процесса,
- ознакомление с правилами работы над вопросом, составлением разминочных игр и определением их уровня сложности,
- овладение современными методиками отбора учащихся в клуб, организации интеллектуальных игр.
Общими организационными формами взаимодействия учащихся и педагога являются: индивидуальная и групповая. В рамках групповой работы применяется метод «мозгового штурма».
Основные формы занятий: лекции, практические занятия, игры «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Медиа-Азбука», чемпионаты, турниры, фестивали.
Программой предусмотрено проведение текущей и итоговой аттестации учащихся.
Текущая аттестация предполагает анализ выполнения заданий по темам: «Методика отбора учащихся в клуб», «Этапы работы над вопросом»; анализ самостоятельных работ учащихся, теоретические мини-тесты по изученным темам: «Психология групп», «Методы релаксации команды».
Итоговая аттестация проводится на итоговом занятии:
- теоретическая форма (тестирование по темам 1-4 годов обучения, оцениваемое с помощью коэффициента усвоения учебного материала (Ку)),
- практическая форма (чемпионат по интеллектуальным играм для членов команд 1-3 годов обучения).
Критерии оценки итоговой аттестации: качество подготовки документации (положение, регламент), качество вопросов, индивидуальная работа каждого из организаторов, командная работа, уровень общения с участниками, эмоциональная насыщенность, креативность.
Также в рамках образовательного процесса осуществляется мониторинг личностного развития учащихся, с помощью наблюдения и анализа выступления команд и каждого из игроков в отдельности на турнирах и во время занятий. Результаты наблюдений фиксируются педагогом в дневнике наблюдений.
Критериями оценки личностного развития учащихся являются:
- логически выстроенное мышление;
- грамотно структурированное восприятие нового и неизвестного материала; построение логических цепочек и выводов;
- уровень самооценки;
- уровень притязаний;
- умение работать в группе;
- быстрое реагирование на новую или изменяющуюся ситуацию;
- применение в жизни полученных знаний;
- стремление к саморазвитию и познанию нового.
Методическое обеспечение
- Архив видеозаписей игр телевизионных клубов «Что? Где? Когда?» разных стран.
- База вопросов Международной Ассоциации Клубов. Раздел вопросов для школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info/tour/EUROSH, http://db.chgk.info/tour/RUSH. – Дата доступа: 11.11.2013.
- База вопросов Международной Ассоциации Клубов. Раздел вопросов для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info/tour/EUROST, http://db.chgk.info/tour/UASCH. – Дата доступа: 15.12.2013.
- База вопросов Международной Ассоциации Клубов. Раздел вопросов для молодёжи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info/tour/WC. – Дата доступа: 23.12.2013.
- Итоговый теоретический тест.
Литература и информационные ресурсы
Литература для педагога
- Абрамова, И. А. Тренинги на все случаи. / Абрамова, И. А., Мизина, Н. А., Пыхова, О., Хромова, О., Небытова, М. А.– М.: Речь, – 151 с.
- Авидон, И. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. / И. Авидон, И. Гончукова. – М.: Речь, 2010. – 256 с.
- Авидон, И. Тренинги формирования команды / И. Авидон, О. Гончукова. – М.: Речь, 2008. – 280 с.
- Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий: учебное пособие для студентов / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
- Дивиденко, К. В. Всё, что нужно знать тренеру / К. В. Дивиденко. – М.: Речь, 2007. – 160 с.
- Забавский, П. О. Как берут вопросы знатоки: методические рекомендации / П. О. Забавский. – Мн.: МГДДиМ, 2009.
- Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие / Я. Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 432 с.
- Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М.: Наука, 2007. – 192 с.
- Майерс, Д. Социальная психология: учебное пособие / Д. Майерс. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
- Миневич, Р. М. Развитие творческого мышления учащихся / Р. М. Миневич. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 65 стр.
- Тубельский, А. Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования / А. Н. Тубельский // Школьные технологии. – 2001. – № 5. – С. 131 –133.
- Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 2009. – 400 с.
- Ющенко, В. К. Интеллектуальные игры как форма досуга для детей среднего школьного возраста: сборник материалов / В. К. Ющенко. – Мн.: МГДДиМ, 2006. – 36 с.
- База вопросов Международной Ассоциации Клубов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info. – Дата доступа: 10.11.2013.
- Телепроект «Что? Где? Когда?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvigra.by. – Дата доступа: 05.11.2013.
- Интернет-клуб «Что? Где? Когда?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://letopis.chgk.info. – Дата доступа: 24.09.2013.
- Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chgk.info. – Дата доступа: 23.12.2013.
Литература для учащихся
- Белкин, А. С. Ситуация успеха: как её создать / А. С. Белкин. – М.: Знания, 1993.
- Бэрн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Бэрн. – Мн.: Прамеб, 1992. — 384 с.
- Васильев, В. Н. Здоровье и стресс / В. Н. Васильев. – М.: Знания , 1991. – 160 с.
- Владиславский, В. Человек сам себе друг, сам себе враг / В. Владиславский. – Мн.: Высшая школа, 1988. – 173 с.
- Ворошилов В. Я. Феномен игры / В. Я. Ворошилов. – М., 1983.
- Белорусское интеллектуальное движение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blik.by. – Дата доступа: 01.12.2013.
- Школьная лига [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detiblik.net. – Дата доступа: 19.11.2013.
- Электронные энциклопедические издания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru. – Дата доступа: 28.10.2013.