УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики Беларусь

________________  В.В. Якжик

17 декабря  2015 г.

 

 

ПРОГРАММА КЛУБА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

(повышенный уровень изучения образовательной области «интеллектуальное творчество»)

 

Автор:

Забавский Павел Олегович,

культорганизатор I квалификационной категории учреждения образования

«Минский государственный дворец детей и молодежи»

 

Возраст учащихся –16-25 лет

Срок реализации программы – 1 год

 

Минск 2015

 

Пояснительная записка

Ведущая педагогическая идея программы – формирование образовательной и развивающей среды, способствующей эффективному освоению каждым учащимся клуба образовательного маршрута: от интереса к интеллектуальным играм («хочу играть») к когнитивной познавательной деятельности («хочу научиться играть»), и от неё – к интеллектуально-творческой самостоятельной деятельности («могу и знаю, как научить других»). Этот путь от «хочу» до «могу и знаю» и есть путь интеллектуального «взросления» учащихся, путь от мотива до осознания себя в новом статусе тренера интеллектуальных игр.

Программа с повышенным уровнем изучения образовательной области дает возможность состоявшимся игрокам приобрести знания, умения и навыки тренерской работы. Направлена на приобретение учащимися большой эрудиции, широкого кругозора в области современной науки, развитие способности быстро оригинально и неординарно мыслить, мгновенно реагировать в условиях ограниченного времени, слушать членов своей команды, брать на себя ответственность за коллективное решение (ответ).

Программа разработана в соответствии с типовой программой детей и молодежи культурно-досугового профиля.

Учащимся, освоившим содержание образовательной программы дополнительного образования «Что? Где? Когда?» повышенного уровня изучения  выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.

Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».

Цель программы – совершенствование у учащихся теоретических знаний и практических умений в области интеллектуальных игр, приобретение навыков тренерской работы.

Задачи программы:

  • формировать основные знания психологии взаимоотношений в малых группах, особенностей работы малых групп;
  • ознакомить методике первичного тестирования учащихся с использованием психологических тестов;
  • обучать самостоятельно проводить, структурировать и организовывать тренировочный процесс в командах интеллектуальных игр;
  • совершенствовать навыки подбора, написания и редактирования вопросов к играм;
  • обучать методике проведения массовых интеллектуальных игр спортивного типа.

Принципы реализации программы: научности и прочности, наглядности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, индивидуального подхода.

Срок реализации программы – 1 год (216 часов). Занятия проводятся – два раза в неделю по 3 часа.

Нормы наполняемости группы – 15 человек.

Состав групп – учащиеся 16-25 лет,  освоившие теоретические знания и практические умения, навыки трехгодичной программы базового уровня изучения:

  • работать с информацией и использовать её для достижения целей собственного развития;
  • знать правила формулировки вопросов и создания банка вопросов;
  • использовать правовые и регламентные принципы при организации турниров по интеллектуальным играм;
  • схематизировать, систематизировать, типологизировать и классифицировать информацию;
  • взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата и пр.

Материально-техническое обеспечение

  • кабинет, оборудованный персональным компьютером;
  • персональный компьютер с выходом в сеть Интернет;
  • брэйн-система, допускающая одновременное участие четырёх команд;
  • средства видео- и аудиовоспроизведения.

Кадровое обеспечение

Специалист, имеющий педагогическое образование и подготовку по специальности «Психолог».

 

Учебно-тематический план

№ п/п  

 

Наименование разделов, тем

Количество часов
 

Всего часов

 

В том числе
Теоретических Практических

 

  Вводное занятие 3 1 2
1. Психология групп 51 41 10
2. Методика отбора учащихся в клуб 6 4 2
3. Методика первичного тестирования

учащихся

6 4 2
4. Принципы построения тренировочного процесса 24 15 9
5. Тестирование игроков 12 6 6
6. Разминочные игры для круговой

тренировки

12 3 9
7. Этапы работы над вопросом 12 6 6
8. Основы подготовки команды к турниру 12 6 6
9. Принципы формирования сборных команд 12 6 6
10. Обучающий потенциал интеллектуальных игр 9 6 3
11. Методы релаксации команды 12 3 9
12. Организация интеллектуальных игр 24 12 12
13. Подготовка команды к телевизионным вариантам интеллектуальных игр 18 9 9
  Итоговое занятие 3 1 2
  ИТОГО: 216 123 93

 

Содержание программы

Вводное занятие

Ознакомление учащихся с учебной программой. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце.

Практические занятия.

     Проведение турнира по интеллектуальным играм, подготовленного учащимися за летний период.

 

Тема 1. Психология групп

Психология групп. Классификация групп. Понятие малой группы.

Возникновение малой группы. Формирование малой группы. Виды малых групп. Размеры малой группы.

Малая группа и её структурная организация. Малая группа и команда.

Личность в группе. Лидерство в малых группах. Влияние меньшинства в группах. Конформизм и групповое давление в малой группе.

Групповая сплоченность. Общие проблемы малой группы.

Специфика социально-психологического подхода к проблеме групп.

Динамические процессы в малой группе. Психология межгрупповых отношений.

    Практические занятия.

Технология «Потерпевшие кораблекрушение». Игры на сплочение: «Как вы меня узнаете?», «Я хороший», «Письмо самому себе», «Четыре угла – четыре выбора», «Моментальная фотография», «Пересаживание по…», «Два лагеря», «Руку другу протяни», «Невербальный подарок», «Разговор руками», «Девочка, дракон и самурай», «До-сви-да-ни-мы!».

Текущая аттестация знаний: мини-тест по теме.

Тема 2. Методика отбора учащихся в клуб

Понятие отборочного тура, цель и методика его проведения.

    Практические занятия.

    Отборочный тур по методике В.Я. Ворошилова.

Проведение текущей аттестации: анализ выполнения заданий.

 

Тема 3. Методика первичного тестирования учащихся

Правила выбора тестов в зависимости от целей тестирования. Понятие контрольной группы. Этика тестирования.

    Практические занятия.

           Проведение с учащимися тестов Равена, Люшера, Векслера и Айзенка. Анализ результатов.

 

Тема 4. Принципы построения тренировочного процесса

Понятие периодизации тренировочного процесса и цикла подготовки команды.

Индивидуальная подготовка. Самообразование. Типы тренировочных игр.

Этапы тренировочного процесса: подготовительный, начальный, основной, заключительный.

Различные требования к тренировкам на разных этапах подготовки команд.

    Практические занятия.

    Построение схемы тренировки. Отработка основных типов тренировочных игр.

 

Тема 5. Тестирование игроков

Определение направленности игроков на выполнение ролей в процессе мозгового штурма («генератор», «эрудит», «критик», «капитан»).

Методики и технологии тестирования.

    Практические занятия.

    Технология «Гостиница».

 

Тема 6. Разминочные игры для круговой тренировки

Типы разминочных игр. Составление заданий. Определение уровня сложности.

    Практические занятия.

Разминочные игры для круговой тренировки: «Давай познакомимся», «Ладошки», «Угадай, кто?», «Робот». Шоу-программа «Поле чудес».  Познавательная  игра «Своя игра». Командная игра «Брэйн-ринг».

 

Тема 7. Этапы работы над  вопросом

Правила работы над вопросом. Основные принципы «раскрутки» вопроса. Командная и индивидуальная игра. Игра «в пас».

Распределение игрового времени в играх «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра».

   Практические занятия.

          Игры «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра».

Проведение текущей аттестации: анализ выполнения заданий.

 

Тема 8. Основы подготовки команды к турниру

Планирование работы с командой. «Дневник» тренера.

Понятие пика формы. Факторы, влияющие на форму команды. Смещение суточного графика к требованиям турнира.

Синхронизация графиков тренировок с планом турниров и игр.

   Практические занятия.

    Составление четвертного плана подготовки команды.

 

Тема 9. Принципы формирования сборных команд

Понятие сборной команды. Различные принципы формирования сборных команд. Понятие игровых связок.

    Практические занятия.  

    Игра «Брэйн-ринг» сборными командами.

 

Тема 10. Обучающий потенциал интеллектуальных игр

Связь учебного процесса с игровой деятельностью. Правила составления вопросов по учебной программе, по каждому предмету отдельно.

Интеллектуальные игры как одна из форм усвоения, закрепления и проверки знаний учащихся общего среднего образования. Применение игр «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Медиаазбука».

        Практические занятия.

        Подготовка различных типовых заданий по программе общего среднего образования.

 

Тема 11. Методы релаксации команды

Понятие о релаксации. Непроизвольная и произвольная релаксация. Психофизиологические техники релаксации. Прогрессивная мышечная релаксация Э. Якобсона. Медитативные техники. Дыхательной техники релаксации и телесно-ориентированные техники саморегуляции.

Снятие игровой и психологической усталости. Рефлексия по результатам игр.

    Практические занятия.

           Прогрессирующая мышечная релаксация. Ментальная экспресс-релаксация. Дыхательные упражнения для релаксации. Экспресс-методы приведения игроков в «Состояние игрового номинала».

Текущая аттестация знаний: мини-тест по теме.

 

Тема 12. Организация интеллектуальных игр

Уровни турниров (областной, республиканский, международный) и требования, предъявляемые к ним.

Правила оформления документации. Типичные организационные проблемы.

Правила подбора вопросников и судейской бригады. Отбор вопросов и их размещение в сетке игр.

Функции группы организаторов турнира, их распределение. Работа со спонсорами и организация рекламы. Взаимодействие с телевидением и прессой.

     Практические занятия.

     Разработка положения, программы, регламента, вопросов и символики турнира.

 

Тема 13. Подготовка команды к телевизионным вариантам интеллектуальных игр

Командные интеллектуальные игры на ТВ: «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Умники и умницы». Отличие «телевизионных» команд от «спортивных». Принципы подготовки команд к участию в телевизионных играх.

Структурные и функциональные отличия организации телевизионных игр. Целенаправленная подготовка игроков и команд.

Совмещение подготовки команды к съёмкам со «спортивными» играми.

    Практические занятия.

    Методика подготовки команды к прохождению отбора для участия в играх «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг».

 

Итоговое занятие 

Проведение итоговой аттестации:

—     теоретическая форма (тестирование по темам 1-4 годов обучения),

—     практическая форма (чемпионат по интеллектуальным играм для членов команд  1-3 годов обучения).

Анализ и обсуждение результатов тестирования, участия в чемпионатах и турнирах различного уровня по интеллектуальным играм.

 

Ожидаемые результаты

После завершения курса обучения по данной программе учащиеся должны приобрести ключевые учебные и социальные компетенций (по классификации А.Н. Тубельского), необходимые тренеру интеллектуальных игр.

Будут знать:

  • основы психологии взаимоотношений в малых группах;
  • современные методики организации тренировочного процесса;
  • современные методики организации и проведения интеллектуальных игр различных типов;
  • правовые и регламентные принципы организации турниров по интеллектуальным играм;
  • принципы формирования сборных команд;
  • правила написания вопросов и построения банка вопросов;
  • методики релаксации;

уметь:

  • строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном её цикле
  • структурировать и организовывать тренировочный процесс в детских и студенческих командах интеллектуальных игр;
  • проводить тестирование, комплектование команд с учётом психологической совместимости;
    • проводить спортивные турниры по интеллектуальным играм;
    • составлять тестовые задания (вопросы) для проведения тренировок и турниров;
  • уметь осуществлять выбор действий, объектов и предметов познания; аргументировать свой выбор

обладать:

  • устойчивой мотивацией к постоянному самосовершенствованию, самообразованию, повышению общекультурного уровня;
  • активной личностной и социальной позицией;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности, сильных и слабых сторон своей личности;
  • строить коммуникацию с другими людьми, вести диалог, учитывая сходство и различия позиций

 

Формы и методы реализации программы

Основой реализации программы «Что? Где? Когда?» с повышенным уровнем изучения является личностно-ориентированный подход.

Данная программа позволяет учащимся освоить знания по организации и проведению интеллектуальных игр, приобрести и совершенствовать навыки тренерской работы, мотивировать учащихся к активному многогранному самообразованию и собственному интеллектуально-игровому творчеству.

Теоретическая часть программы направлена на изучение методик отбора учащихся в клуб, принципов формирования сборных команд, основы организации и проведения интеллектуальных игр, психологии групп, методов релаксации.

Практическая часть программы предусматривает освоение умений построения схемы тренировки, отработки основных типов тренировочных игр, составления четвертного плана подготовки команды к игре, разработки положения, программы, регламента, вопросов и символики турнира.

Преобладание теории над практикой в программе обусловлено тем, что в процессе обучения тренеров интеллектуальных игр предусмотрено:

  • изучение психологии групп (количество часов 51),
  • освоение принципов формирования сборных команд, построения тренировочного процесса,
  • ознакомление с правилами работы над вопросом, составлением разминочных игр и определением их уровня сложности,
  • овладение современными методиками отбора учащихся в клуб, организации интеллектуальных игр.

Общими организационными формами взаимодействия учащихся и педагога являются: индивидуальная и групповая. В рамках групповой работы применяется метод  «мозгового штурма».

Основные формы занятий: лекции, практические занятия, игры «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Медиа-Азбука», чемпионаты, турниры, фестивали.

Программой предусмотрено проведение текущей и итоговой аттестации учащихся.

Текущая аттестация предполагает анализ выполнения заданий по темам: «Методика отбора учащихся в клуб», «Этапы работы над вопросом»; анализ самостоятельных работ учащихся, теоретические мини-тесты по изученным темам: «Психология групп», «Методы релаксации команды».

Итоговая аттестация проводится на итоговом занятии:

  • теоретическая форма (тестирование по темам 1-4 годов обучения, оцениваемое с помощью коэффициента усвоения учебного материала (Ку)),
  • практическая форма (чемпионат по интеллектуальным играм для членов команд 1-3 годов обучения).

Критерии оценки итоговой аттестации: качество подготовки документации (положение, регламент), качество вопросов, индивидуальная работа каждого из организаторов, командная работа, уровень общения с участниками, эмоциональная насыщенность, креативность.

Также в рамках образовательного процесса осуществляется мониторинг личностного развития учащихся, с помощью наблюдения и анализа выступления команд и каждого из игроков в отдельности на турнирах и во время занятий. Результаты наблюдений фиксируются педагогом в дневнике наблюдений.

Критериями оценки личностного развития учащихся являются:

  • логически выстроенное мышление;
  • грамотно структурированное восприятие нового и неизвестного материала; построение логических цепочек и выводов;
  • уровень самооценки;
  • уровень притязаний;
  • умение работать в группе;
  • быстрое реагирование на новую или изменяющуюся ситуацию;
  • применение в жизни полученных знаний;
  • стремление к саморазвитию и познанию нового.

 Методическое обеспечение

  1. Архив видеозаписей игр телевизионных клубов «Что? Где? Когда?» разных стран.
  2. База вопросов Международной Ассоциации Клубов. Раздел вопросов для школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info/tour/EUROSH, http://db.chgk.info/tour/RUSH. – Дата доступа: 11.11.2013.
  3. База вопросов Международной Ассоциации Клубов. Раздел вопросов для студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info/tour/EUROST, http://db.chgk.info/tour/UASCH. – Дата доступа: 15.12.2013.
  4. База вопросов Международной Ассоциации Клубов. Раздел вопросов для молодёжи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info/tour/WC. – Дата доступа: 23.12.2013.
  5. Итоговый теоретический тест.

 

Литература и информационные ресурсы

          Литература для педагога

  1. Абрамова, И. А. Тренинги на все случаи. /  Абрамова, И. А.,   Мизина, Н. А., Пыхова, О., Хромова, О., Небытова, М. А.– М.: Речь,    – 151 с.
  2. Авидон, И. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. / И. Авидон, И. Гончукова. – М.: Речь, 2010. – 256 с.
  3. Авидон, И. Тренинги формирования команды / И. Авидон, О. Гончукова. – М.: Речь, 2008. – 280 с.
  4. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогических технологий: учебное пособие для студентов / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989.
  5. Дивиденко, К. В. Всё, что нужно знать тренеру / К. В. Дивиденко. – М.: Речь, 2007. – 160 с.
  6. Забавский, П. О. Как берут вопросы знатоки: методические рекомендации / П. О. Забавский. – Мн.: МГДДиМ, 2009.
  7. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: учебное пособие / Я. Л. Коломинский. – Минск: ТетраСистемс, 2001. – 432 с.
  8. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М.: Наука, 2007. – 192 с.
  9. Майерс, Д. Социальная психология: учебное пособие / Д. Майерс. – Спб.: Питер, 2010. – 794 с.
  10. Миневич, Р. М. Развитие творческого мышления учащихся / Р. М. Миневич. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 65 стр.
  11. Тубельский, А. Н. Для чего и как мы учим: необходимо изменить содержание общего образования / А. Н. Тубельский // Школьные технологии. – 2001. – № 5. – С. 131 –133.
  12. Фопель, К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. – М.: Генезис, 2009. – 400 с.
  13. Ющенко, В. К. Интеллектуальные игры как форма досуга для детей среднего школьного возраста: сборник материалов / В. К. Ющенко. – Мн.: МГДДиМ, 2006. – 36 с.
  14. База вопросов Международной Ассоциации Клубов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://db.chgk.info. – Дата доступа: 10.11.2013.
  15. Телепроект «Что? Где? Когда?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tvigra.by. – Дата доступа: 05.11.2013.
  16. Интернет-клуб «Что? Где? Когда?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://letopis.chgk.info. –  Дата доступа: 24.09.2013.
  17. Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chgk.info. – Дата доступа: 23.12.2013.

 

          Литература для учащихся

  1. Белкин, А. С. Ситуация успеха: как её создать / А. С. Белкин. – М.: Знания, 1993.
  2. Бэрн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Бэрн. – Мн.: Прамеб, 1992. — 384 с.
  3. Васильев, В. Н. Здоровье и стресс / В. Н. Васильев. – М.: Знания , 1991. – 160 с.
  4. Владиславский, В. Человек сам себе друг, сам себе враг / В. Владиславский. – Мн.: Высшая школа, 1988. – 173 с.
  5. Ворошилов В. Я. Феномен игры / В. Я. Ворошилов. – М., 1983.
  6. Белорусское интеллектуальное движение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blik.by. – Дата доступа: 01.12.2013.
  7. Школьная лига [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://detiblik.net. – Дата доступа: 19.11.2013.
  8. Электронные энциклопедические издания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru. – Дата доступа: 28.10.2013.