МГДДиМ ПРОГРАММА КРУЖКА «АВТОШКОЛА «ВИРАЖ»

ПРОГРАММА КРУЖКА «АВТОШКОЛА «ВИРАЖ»

-

- - -
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

_________________В.В. Якжик

23 декабря 2015 г.

 

ПРОГРАММА КРУЖКА  «АВТОШКОЛА «ВИРАЖ» 

(повышенный уровень изучения образовательной области «техническое творчество»)

 

Автор:

Коваленок Михаил Иванович, педагог дополнительного образования учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодёжи»

 

Возраст учащихся – от 14 до 30 лет

Срок реализации программы – 1 год

 

Минск 2015

 

Пояснительная записка

В обеспечении безопасности дорожного движения главная роль принадлежит водителю. От его подготовленности, владения Правилами дорожного движения (далее Правила) и, самое главное, их соблюдения, умения и мастерства зависит безопасность на дорогах. Высокий уровень знаний Правил позволяют водителю принимать верные решения и действовать в различных дорожных ситуациях в строгом соответствии с их требованиями.

Грамотное управление автомобилем основано на комплексном понимании процессов, происходящих во время движения, и умении максимально быстро реагировать на изменяющиеся дорожные условия в рамках скоростного маневрирования.

Программа  объединения по интересам «Автошкола «Вираж» предназначена для учащихся, прошедших базовый уровень обучения,  предполагает  повышенный уровень изучения трех учебных разделов:

1.Устройство автомобиля.

  1. Правила дорожного движения.
  2. Практическое вождение автомобиля.

Освоение данной программы способствует:

— формированию высокого уровня знаний учащихся в области устройства и принципа работы двигателя внутреннего сгорания, Правил дорожного движения, изученных в базовом курсе.

— совершенствованию навыков вождения автомобиля с элементами спортивной езды и  в нестандартных ситуациях.

— формированию нравственно-волевых качеств: самостоятельность, самоконтроль, дисциплинированность, выдержка, ответственность.

Программа разработана на основе:

  • требований типовой программы дополнительного образования детей и молодежи технического профиля;
  • рекомендаций по разработке программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины научного центра художественного творчества детей и молодёжи 2013 г;
  • с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • требований, предъявляемых к сдаче Правил дорожного движения в Госавтоинспекции (ГАИ).

По окончании обучения учащиеся получают свидетельство государственного образца о получении дополнительного образования детей и молодёжи.

Организация образовательного процесса должна осуществляться в соответствии с требованиями Постановления министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 № 43 Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодёжи, специализированным учебно-спортивным учреждениям, технике безопасности и пожарной безопасности».

Цель — совершенствование у учащихся мастерства в управлении автомобилем.

Задачи:

— совершенствовать навыки фигурного вождения;

— совершенствовать навыки технического обслуживания автомобиля.

— формировать навыки вождения в условиях любительских соревнований и

нестандартных ситуаций;

— поддерживать устойчивый интерес к занятиям автоспортом;

— совершенствовать знания по правилам дорожного движения;

— развивать координацию движений и быстроту реакции;

— пропагандировать здоровый образ жизни.

Программа ориентирована на учащихся в возрасте от 14 до 30 лет, которые могут по состоянию здоровья заниматься в данном кружке. Условием приёма в группу является наличие справки о состоянии здоровья.

По срокам реализации программа является одногодичной (144 часа).

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Наполняемость учебных групп – 8 человек, так как фигурное вождение автомобиля сопряжено с повышенным вниманием, большими физическими нагрузками и требует применение индивидуального подхода в работе с учащимися.

Кадровое обеспечение

Специалист, имеющий педагогическое образование и водительское удостоверение категории «В».

Материально-техническое обеспечение

Организация учебного процесса предполагает наличие:

— учебных автомобилей, с продублированными педалями для педагога;

— классов, оборудованных ПК для проведения теоретических занятий;

— мастерской с установленными станками: заточным, сверлильным, компрессором для проведения практических занятий по изучению устройства автомобиля, двигателя внутреннего сгорания;

— закрытая для движения асфальтированная площадка для проведения практических занятий;

— наборов инструментов для выполнения ремонтных и регламентных работ с автомобилями;

— гаражей для хранения автомобилей и горюче-смазочных материалов;

— ограничительной ленты для обозначения тренировочной площадки;

— оборудования для отработки элементов фигурного вождения.

 

 Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем Количество часов
Всего часов В том числе
Теоретических Практических
 

Вводное занятие

1 1
1. Устройство автомобиля 22 11 11
1.1         . Безопасность при занятиях автоспортом 2 2
1.2         . Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания 18 7 11
1.3         .

Виды автомобильных соревнований

2 2
2. Правила дорожного движения 41 32 9
2.1           . Основные понятия и термины. Обязанности и права участников дорожного движения 4 3 1
2.2           . Дорожные знаки и разметка 13 11 2
2.3           . Регулирование дорожного движения. Проезд перекрёстков 6 4 2
2.4           . Порядок движения, остановка и стоянка 7 5 2
2.5           . Пешеходные переходы и остановочные пункты маршрутных транспортных средств. Преимущество маршрутных транспортных средств. Железнодорожные переезды 4 3 1
2.6. Особые условия движения 7 6 1
3. Практическое вождение автомобиля 41 32 9
3.1 Отработка техники старта и финиширования 10 10
3.2. Отработка прохождения поворотов различной сложности 12 12
3.3. Вождение в плохих погодных условиях 12 12
3.4. Выполнение фигур 12 12
3.5. Прохождение поворотов в управляемом заносе 10 10
3.6. Отработка техники разворота в ограниченном пространстве 6 6
3.7. Управление автомобилем в условиях соревнований 10 10
Экскурсии, массовые мероприятия 4 4
Итоговое занятие 2 1 1
Итого: 144 46 98

 

 Содержание программы

Вводное занятие

Цели и задачи, содержание и порядок работы школы. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце.

Выдающиеся спортсмены в автоспорте Республики Беларусь. Достижения отечественного автоспорта.

 

РАЗДЕЛ  1. Устройство автомобиля

Тема 1.1.  Безопасность при занятиях автоспортом

Факторы травматизма при занятиях автоспортом и правила безопасного поведения. Меры безопасности на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях. Меры обеспечивающие безопасную эксплуатацию автомобиля. Экипировка и одежда учащихся. Контроль  медицинскими сотрудниками состояния здоровья участников соревнований, самодиагностика самочувствия учащихся во время занятий и соревнований. Медицинское и противопожарное обеспечение занятий и соревнований.

Тема 1.2. Четырехтактные двигатели внутреннего сгорания

Типы двигателей. Понятие о теоретическом расчете двигателя. Фазы газораспределения. Способы обнаружения и устранения неисправностей в двигателе.

Понятие о форсировании двигателя, цель и методы. Пути усовершенствования конструктивных элементов двигателя.

Технология ремонта кривошипно-шатунного механизма. Правила разборки и сборки коробки передач и ее ремонта. Правила регулировки приборов зажигания и подбора запасных свечей. Правила регулировки системы зажигания. Виды горюче-смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания. Понятие об октановом числе.

Правила разборки, сборки и регулировки карбюраторов. Понятие об оптимальном и минимальном режиме. Виды технического обслуживания. Последовательность разборки и сборки. Способы определения неисправностей и методы их устранения.

Меры безопасности при проведении ремонтных и регламентных работ с автомобилем.

История белорусского автомобилестроения.

Практические занятия.

Разборка и сборка двигателя. Разборка, чистка, сборка карбюратора. Регулировка карбюратора. Регулировка холостого хода винтами качества и количества. Выполнение работ по техническому обслуживанию автомобиля.

Тема 1.3. Виды автомобильных соревнований

Виды автомобильных соревнований: скоростное маневрирование, ралли, кольцевые гонки, автокросс, джип-триал, драйгрейсинг, трековые гонки. Спортивные звания и разряды, порядок их присвоения. Порядок проведения соревнований, судейство, правила поведения участников соревнований. Сигнальные флаги. Правила техники безопасности на соревнованиях. Оформление лицензий.

 

РАЗДЕЛ 2.  Правила дорожного движения

Тема 2.1. Основные понятия и термины. Обязанности и права участников дорожного движения

Понятие о Правилах дорожного движения. Основные понятия и термины, предусмотренные Правилами дорожного движения.

Общие права и обязанности участников дорожного движения. Права и обязанности водителей. Документы, которые водитель должен иметь при себе. Обязанности водителя перед началом движения и в пути. Порядок предоставления механического транспортного средства должностным лицам в случаях, предусмотренных актами законодательства. Обстоятельства и условия, при которых запрещено управление механического транспортного средства и передача управления им другому лицу.

Права и обязанности пешеходов и пассажиров. Действия, которые запрещены для пешеходов и пассажиров.

Практические занятия.

Решение задач по изучаемому разделу  Правил дорожного движения с использованием персонального компьютера. Компьютерное тестирование.

Тема 2.2. Дорожные знаки и разметка

Предупреждающие знаки. Действия водителей, приближающихся к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.

Знаки приоритета. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

Запрещающие знаки. Зона действия. Действия водителей в соответствии требованиями запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Зона действия. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков.

Информационно-указательные знаки. Действия водителей в соответствии требованиями знаков, которые вводят или отменяют определенные режимы движения.

Знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички). Применение табличек с другими знаками.

Значение разметки при организации дорожного движения. Назначение, цвет и применение каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.

Назначение, цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Практические занятия.

Решение задач по изучаемому разделу  Правил дорожного движения с использованием персонального компьютера. Компьютерное тестирование.

  

Тема 2.3. Регулирование дорожного движения. Проезд перекрестков

Значение сигналов регулировщика. Значение сигналов светофора. Светофоры для регулирования движения трамваев и других маршрутных транспортных средств, пешеходов и велосипедистов. Реверсивные светофоры. Регулирование движения на железнодорожных переездах.

Действия водителей при включении желтого сигнала светофора или поднятии регулировщиком руки вверх. Действия водителей и пешеходов в случаях, если сигналы и указания регулировщика не соответствуют требованиям сигналов светофоров и других технических средств организации дорожного движения.

Тема 2.4. Порядок движения, остановка и стоянка

Аварийная световая сигнализация и правила ее применения. Знак аварийной остановки, правила применения и установки.

Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и жестом руки. Виды и значение сигналов.

Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и другими изменениями направления движения.

Определение количества полос на проезжей части. Требования к расположению механического транспортного средства на проезжей части в зависимости от количества полос для движения. Движение по трамвайным путям. Порядок поворота на дорогу с реверсивным движением. Изменение полосы движения. Маневрирование. Безопасная дистанция и боковой интервал.

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе скорости движения. Действия водителей при появлении препятствия или опасности для движения. Ограничение скорости движения в населенных пунктах, вне населенных пунктов, на автомагистралях и в жилых зонах. Запреты при выборе скорости движения.

Действия водителей перед началом обгона и в процессе обгона. Места и случаи запрещения обгона. Встречный разъезд на узких участках дорог. Последствия несоблюдения правил обгона.

Порядок остановки и стоянки. Способы постановки механического транспортного средства на стоянку

Практические занятия.

Решение задач по изучаемому разделу  Правил дорожного движения с использованием персонального компьютера. Компьютерное тестирование.

 Тема 2.5. Пешеходные переходы и остановочные пункты маршрутных транспортных средств. Преимущество маршрутных транспортных средств. Железнодорожные переезды

Порядок проезда пешеходных переходов и остановочных пунктов маршрутных транспортных средств.

Движение мимо стоящего автобуса, обозначенного опознавательным знаком «Перевозка детей». Порядок проезда зон остановочных пунктов трамвая. Пересечение трамвайных путей вне перекрестка. Движение по дорогам с полосой для маршрутных транспортных средств. Порядок проезда обозначенных остановочных пунктов автобусов и троллейбусов.

Преимущество маршрутных транспортных средств в населенных пунктах и вне населенных пунктов.

Порядок пересечения железнодорожных переездов. Правила остановки перед переездом. Обязанности водителя при вынужденной остановке на переезде. Запреты, действующие на железнодорожном переезде.

Последствия несоблюдения правил проезда пешеходных переходов, остановочных пунктов маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов.

Запреты, вводимые на автомагистрали. Действия водителя при вынужденной остановке на автомагистрали.

Практические занятия.

Решение задач по изучаемому разделу  Правил дорожного движения с использованием персонального компьютера. Компьютерное тестирование.

Тема  2.6. Особые условия движения

Движение в жилых зонах и на прилегающей территории.

Движение на велосипедах и мопедах, гужевых транспортных средствах.

Правила пользования внешними световыми приборами в темное время суток и (или) при недостаточной видимости на освещенных и неосвещенных участках дорог. Действия водителя при ослеплении, способы его предотвращения.

Пользование противотуманными фарами, фарой-искателем, фарой-прожектором, задними противотуманными фонарями. Применение ближнего света фар или дневных ходовых огней в светлое время суток. Пользование звуковыми сигналами.

Правила перевозки пассажиров. Обязанности водителей перед началом движения. Скорость движения при перевозке пассажиров. Условия, при которых запрещена перевозка пассажиров.

Правила погрузки, размещения и крепления груза. Условия, при которых допускается перевозка грузов. Обозначение перевозимого груза. Условия и порядок буксировки механического транспортного средства на гибкой и жесткой сцепке и способом частичной погрузки.

Практические занятия.

Решение задач по изучаемому разделу Правил дорожного движения с использованием персонального компьютера. Компьютерное тестирование.

 

РАЗДЕЛ 3. Практическое вождение автомобиля

Тема 3.1. Отработка техники старта и финиширования

Практические занятия.

Отработка техники старта, прохождение поворотов без заноса, с заносом задней оси, со сносом колес. Техника торможения. Техника финиширования.

 Тема 3.2. Отработка прохождения поворотов различной сложности

Практические занятия.

Отработка оптимального пути прохождения простых, сложных и S-образных поворотов. Оптимальный путь прохождения всей трассы.

Тема 3.3. Вождение в плохих погодных условиях

Практические занятия.

Отработка техники прохождения учебной трассы в неблагоприятных погодных условиях (снег, дождь, туман и т.д.).

Тема 3.4. Выполнение фигур

Практические занятия.

Отработка навыков выполнения сложных элементов скоростного маневрирования: «Ворота», «Змейка», «Эстафета», «Восьмерка», «Цветок», «Линия СТОП», «Качели», а также  всех элементов в комплексе.

Тема 3.5. Прохождение поворотов в управляемом заносе

Практические занятия.

Отработка техники прохождения поворотов в управляемом заносе. Вход в поворот и выход из него на максимально возможной скорости.

Тема 3.6. Отработка техники разворота в ограниченном пространстве

Практические занятия.

Отработка навыков разворота в ограниченном пространстве. Разворот в три приема. Разворот в два приема. Разворот с использованием сноса задней оси автомобиля. Разворот со сносом передней оси автомобиля.

Тема 3.7. Управление автомобилем в условиях соревнований

Практические занятия.

Отработка навыков управления автомобилем в условиях максимально приближенных к условиям соревнований.

Проведение  мини-соревнований.

Экскурсии, массовые мероприятия

Экскурсии на машиностроительный факультет БНТУ, Минский автомобильный завод.

Итоговое занятие

Проведение итоговой аттестации:

— теоретическая форма (тестирование на персональном компьютере);

— практическая форма (соревнование по практическому вождению автомобиля).

 

Ожидаемые результаты

К концу учебного года учащиеся будут

знать:

— устройство автомобиля;

— способы определения неисправностей автомобиля и методы их устранения;

— регламент соревнований по скоростному маневрированию на автомобиле;

— правила судейства соревнований по скоростному маневрированию на автомобиле;

— правила дорожного движения;

— технику безопасности при техническом обслуживании автомобиля;

уметь:

— пользоваться инструментом и оборудованием для обслуживания и ремонта автомобиля;

— выполнять регулировочные работы двигателя;

— выполнять основные элементы трассы для скоростного маневрирования на автомобиле;

— адекватно реагировать на нестандартные ситуации во время движения автомобиля;

владеть навыками:

— управления автомобилем в нестандартных ситуациях и при различных погодных условиях.

 

Формы и методы реализации программы

Реализацию целевого назначения программы обеспечивает соблюдение дидактических принципов:

— наглядности;

— доступности;

— систематичности и последовательности;

— прочной связи теории с практикой.

Материально-техническая оснащённость, уровень теоретической и практической подготовки учащихся, погодные условия могут изменять последовательность образовательного процесса. Для улучшения качества образования целесообразно соблюдение индивидуального подхода в процессе обучения.

В ходе освоения раздела «Практическое вождение автомобиля» преимущественно используется репродуктивный метод обучения. Раздел состоит из практических занятий. Усвоив простые элементы управления автомобилем, учащиеся отрабатывают следующие техники:

— выполнения сложных элементов скоростного маневрирования («Цветок», «Линия СТОП», «Качели»);

— прохождения поворотов в управляемом заносе;

— разворота в ограниченном пространстве;

— управления автомобилем при движении задним ходом;

— управления автомобилем на скользком покрытии.

Для соблюдения норм техники безопасности практических занятий:

— перед каждым учебным занятием педагог проводит технический осмотр механического транспортного средства: исправность рулевого механизма, тормозной системы, проверяет уровень эксплуатационных жидкостей, уровень масла в двигателе, давление в шинах;

— во время обучения преподаватель находится постоянно в автомобиле вместе с учащимся;

— препятствия на площадке обозначаются пластиковыми конусами либо другими ограничителями, не представляющими угрозы для жизни и здоровья учащихся.

 

Литература и информационные ресурсы

Нормативные правовые документы Республики Беларусь:

  1. О мерах по повышению безопасности дорожного движения: Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961; 2007 г., № 251, 1/9036; 2010 г., № 1, 1/11227; № 288, 1/12128; 2012 г., № 8, 1/13223 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 15.06.2013, 1/14327; 25.02.2014, 1/14823.
  2. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551: Указ Президента Республики Беларусь 13 октября 2014 г. № 483 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 189, 1/6961; 2007 г., № 251, 1/9036; 2010 г., № 1, 1/11227; № 288, 1/12128; 2012 г., № 8, 1/13223 // Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 15.06.2013, 1/14327; 25.02.2014, 1/14823.
  3. Образовательный стандарт учебного предмета «Физическая культура и здоровье» (I—XI классы) [Электронный ресурс]: постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 32 // Минский городской методический портал. – Режим доступа: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=4101. – Дата доступа: 14.07.15.
  4. Единая спортивная классификация Республики Беларусь 2013–2016 гг. / И. И. Сержанин.– Минск: ГУ «РУМЦ ФВН», 2013.
  5. Правила соревнований по техническим видам спорта, 2003.
  6. Инструкция по мерам безопасного поведения при проведении занятий по практическому вождению автомобиля: утв. Минским государственным дворцом детей и молодёжи 26.03.2011. – Минск, 2006.
  7. Инструкция по мерам безопасного поведения во время проведения массовых мероприятий: утв. Минским государственным дворцом детей и молодёжи 23.04.2013. – Минск, 2008.
  8. Инструкция по охране труда при работе с электроинструментом, ручными электрическими машинами и переносными электрическими светильниками: утв. Минским государственным дворцом детей и молодёжи 03.08.2014. – Минск, 2009.
  9. Инструкция по охране труда при работе на сверлильном станке: утв. Минским государственным  дворцом детей и молодёжи 03.08.2014. – Минск, 2009.

 

Литература для педагога

  1. Басс, Б.А. Свечи зажигания: краткий справочник. / Б.А. Басс – М.: За рулем, 2002.
  2. Ежегодник автомобильного спорта Б.А.Ф.
  3. Ежемесячный журнал «Автоспорт» 2014 – 2015 .
  4. Ксенофонтов, И.В. Учебник водителя: Основы управления и безопасность движения / И.В. Ксенофонтов – М.: За рулем, 2004.
  5. Правила дорожного движения. – Минск: Тонпик, 2013.
  6. Черникова, О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте./ О.А. Черникова – М.: Физкультура и спорт, 1980.
  7. Яковлев, В.Ф. Учебник по устройству легкового автомобиля / В.Ф. Яковлев М.: Третий Рим, 2012.

 

Литература  для учащихся:

  1. Горбачев, Г.  Гоночные приемы на каждый день. / Г. Горбачёв М.: Эксмо, 2008.
  2. Цыганков, Э. С. 120 приемов контраварийного вождения. / Э.С. Цыганков  М.: Престиж книга, 2007.
  1. Белорусский автомобильный портал [Электронный ресурс] — Режим доступа: //http://autosalon.by/. — Дата доступа: 02.03.2015.
  2. Автомобильный журнал [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://extrimavto.net/. — Дата доступа: 16.03.2015.
  3. Минский автомобильный завод [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://maz.by/. — Дата доступа: 16.03.2015.
  4. Минский государственный автомеханический колледж [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://mgak.by/. — Дата доступа: 18.03.2015.
  5. Минский мотовелозавод [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://minsk-moto.com/. — Дата доступа: 18.03.2015.
  6. Белорусский национальный технический университет [Электронный ресурс] — Режим доступа: // http://bntu.by/.- Дата доступа: 20.03.2015.

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас