УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

___________ В.В. Якжик

17 декабря  2015 г.

 

 

 

ПРОГРАММА КРУЖКА  «КЕРАМИКА»

(ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО)

(повышенный уровень изучения образовательной области

«декоративно-прикладное творчество»)

 

Автор:

Завадская Людмила Николаевна,

педагог дополнительного образования учреждения образования

«Минский государственный дворец детей и молодежи»

 

Возраст учащихся –16-30 лет

Срок реализации программы – 1год

 

Минск 2015

Пояснительная записка

В связи с возросшим вниманием к воспитанию национального самосознания учащихся, интеграции эстетико-трудового и национального воспитания учащихся, организации их досуга и получению дополнительного образования декоративно-прикладное искусство является полезным и нужным видом деятельности.

Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала, учащиеся на занятиях постигают накопленный человечеством многовековой опыт изготовления керамики. Работа на гончарном станке, в силу специфики ее применения, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, художественного вкуса, развивает координацию движений.

Актуальность программы заключается в возрастании  роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры, важнейшей задачей которой является увеличение эффективности художественного образования. Для учащихся  эти знания и умения  связаны с получением трудовых навыков и возможностью продолжить образование по профилю.

Реализация программы на повышенном уровне предусматривает углубленное изучение приёмов работы с глиной: изучается  белорусское гончарное ремесло, особенности  работы на гончарном станке,  программа включает в себя темы «Интерьерная скульптура» и «Светильники». Изучение и применение новых технологий и приёмов декорирования керамики и формообразования открывают перед учащимися возможности современного гончарного искусства и способствуют их творческому росту, ориентирует в выборе будущей профессии. Итогом обучения является сдача экзамена и защита творческой работы.

Программа разработана в соответствии в типовой программой дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля.

Реализация образовательной программы должна осуществляться в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».

Цель — формирование у учащихся профессиональных навыков работы на гончарном станке, развитие творческого потенциала.

Задачи

Ознакомить:

— с образцами современного искусства и традиционного народного творчества;

— работами известных белорусских мастеров-керамистов.

Обучить:

— технологии изготовления  глиняных  изделий на гончарном станке;

— основным приёмам изготовления посуды на гончарном станке;

— копированию  традиционных белорусских форм  на гончарном станке;

— технологии изготовления  светильников из глины и шамота;

— выполнению эскизов для интерьерной  скульптуры  из керамики;

— этапам выполнения объёмной интерьерной скульптуры;

— декорированию гончарных изделий глазурными красками и ангобами;

— углубленному скульптурному декорированию гончарных изделий.

Развивать:

— творческое мышление, воображение, фантазию.

Воспитывать:

—  творческую самостоятельность;

—  интерес к белорусскому народному творчеству и творчеству других народов;

— мотивацию к получению профессиональных навыков и достижению уровня мастерства в данном виде искусства.

Наполняемость групп не должна превышать 10-12 человек. Программа должна предусматривать индивидуальный подход при освоении работы на гончарном станке.

Продолжительность обучения в кружке составляет 1 год (108 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа.

Материально-техническое обеспечение

-гончарные станки (механические и электрические), печка для обжига керамики, столы и стулья, компьютер и  панель для просмотров презентаций и слайд-шоу, турнетки, стеки, шналики, кисти, губки, глазури, ангобы, глина, шамот, циркуль, респиратор,  аэрограф, разнообразные по объёму ёмкости, куски ткани, петельки, ёмкость для шликера, проволки, металлические трубочки, резцы, проволочная срезка, бумага различной плотности.

Кадровое обеспечение

Специалист, имеющий педагогическое образование и подготовку по специальности «Художник-оформитель».

 

Учебно-тематический план

п/п

 

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего часов В том числе
Теорети-ческих Практи-ческих
Вводное занятие 3 3
1. Способы вытягивания (точение) базовых форм на гончарном станке 12 5 7
2. Посуда на гончарном станке 10 2 8
3. Технология копирования традиционных белорусских форм на гончарном станке 20 5 15
4. Технология соединения традиционных и современных способов формовки изделий 9 3 6
5. Светильники 15 2 13
6. Интерьерная скульптура 20 5 15
7. Итоговая экзаменационная  работа 10 2 8
Экскурсии, массовые мероприятия 6 6
Итоговое занятие 3 1 2
Итого 108 34 74

 

Содержание

Вводное занятие

План работы, задачи кружка. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце. Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Введение в гончарное искусство. История гончарного дела. Разновидности керамических изделий.

 

Тема 1. Способы вытягивания (точение) базовых форм на гончарном станке

Устройство ножного гончарного станка и гончарного станка с электрическим приводом. Меры безопасности при работе на гончарном станке.

Закрепление знаний и практических навыков при приготовлении глины для работы на гончарном станке. Технология формовки изделий на гончарном станке. Постановка рук на каждом этапе работы на гончарном станке.

Применение стеков, шналиков и гончарных инструментов при работе на гончарном станке.

Особенности сушки и обжига гончарных изделий.

Этапы вытягивания  основных форм (открытых и закрытых) и их комбинирование.

Основы изготовления горшочков и кувшинов на станке.

Практические занятия.

Отработка основных приемов работы на гончарном станке: центровка, вытягивание цилиндра, придание формы изделию.

Выполнение упражнений на правильность постановки рук на разных этапах работы. Выполнение разных форм на станке.

Изготовление изделий (кувшин, горшок, ваза).

Декорирование изделия на гончарном станке: рисунок по кругу, процарапывание, рельеф. Подготовка изделия к обжигу.

Обработка изделий после обжига.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении творческих работ.

 

Тема 2. Посуда на гончарном станке

Изучение работ народных мастеров. Знакомство с особенностью керамических изделий мастеров разных стран: керамика Востока, керамика Индии, украинская и русская школа керамистов-гончаров.

Особенности керамических изделий белорусских мастеров.  Глины разных месторождений Беларуси.

Технология изготовления сложных форм с приставными деталями. Поэтапное изучение приёмов формовки мелких деталей, способы присоединения ручек к кувшинам и чайникам.

Знакомство с разными видами крышек (выпуклые и вогнутые, декоративные, конусовидные) и приёмы их изготовления.

Практические занятия.

Закрепление теоретических знаний на практике, упражнения на правильную постановку рук. Отработка навыков выполнения разных форм.

Изготовление цельных изделий, просушка.

Изготовление  приставных форм (крышка, носик, ручка, ножки) на гончарном круге. Сборка готового изделия, декорирование  (процарапывание рельефных узоров). Просушка гончарного изделия, шлифовка формы, устранение дефектов и неровностей.

Подготовка к обжигу. Изготовление чайника, кружки, кувшина, бокала.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении творческих работ.

 

Тема 3. Технология копирования традиционных белорусских форм на гончарном станке

Изучение традиционной  белорусской керамики (спарыши, макотры, миски, гляки, кувшины, кружки, рукомойники).

Знакомство с гончарными центрами Беларуси (Ивенец, Городная, Радошковичи, Раков, Пружаны)  и особенностями   изготовления  керамики (дымлёная, обварная,  ангобированная, глазурованная керамика).

Особенности декорирования изделия, применение ангобов и глазурей. Особенности  обжига изделий.

Практические занятия.

Изготовление изделий по образцам традиционных белорусских форм. Отработка навыков выполнения разных форм на гончарном станке.

Изготовление сложных гончарных изделий на основе простых форм (цилиндр, конус, шар).

Формовка  крынки для молока (повторение народной формы, выполнение крышки  и ручки). Изготовление миски, гляка.

Декорирование изделий. Просушка и подготовка изделия к обжигу.  Обработка изделий после обжига.

 

Тема 4. Технология соединения традиционных и современных способов формовки изделий

Изучение работ современных белорусских мастеров (Колтыгин В., Байрачный Н., Нищик Л., Щерба А., Титов К., Ткачёв О.)

Особенности керамических изделий зарубежных мастеров. Синтез новейших технологий и традиционных приёмов.

Технология изготовления изделий на основе народной формы, добавление современных дизайнерских элементов. Технология изготовления сложных керамических изделий составной формы.

Практические занятия.

Проработка эскиза, определение этапов работы. Обработка навыков изготовления мелких деталей на гончарном станке (носик у чайника, крышки, ручки для чашек и кувшинов).

Изготовление посуды (чайники, чайный или кофейный сервизы). Соединение деталей, изучение технологии просушки, особенности просушки сложного составного изделия. Декорирование изделий современными красками. Подготовка изделия к обжигу. Обработка изделий после обжига.

 

Тема 5. Светильники

Просмотр  слайд-шоу работ  мастеров-керамистов. Изучение этапов изготовления светильников, крепление лампочки и проводов.

Разные виды светильников – настенные, напольные и настольные.  Виды подсвечников. Формы светильников, приёмы изготовления  ячеек  для проникновения света.

Этапы работы: от эскиза до изготовления в материале.

Практические занятия.

Прорисовка эскиза, обсуждение крепления лампочки и проводов. Для настенного светильника – проработка крепления на стене и угол освещения помещения.

Применение методики мастер-класса: работа над образом светильника («Рыба», «Солнце», «Шар», «Улитка»). Выбор нужных техник для изготовления работы (пласт, жгут, выминание).

Подготовка глины. Выполнение работы в материале: выполнение основной формы, заготовка мелких деталей, соединение работы в единую композицию.

Проклейка готовых элементов, шлифовка и подгонка деталей.  Украшение и просушка готовой работы. Подготовка к обжигу, обжиг, декорирование изделия.

 

Тема 6. Интерьерная скульптура

Особенности и техники выполнения объёмной скульптурной композиции. Композиционное размещение этой скульптуры в интерьере.

Особенности скульптуры, стилизация и поиски формы. Знакомство с особенностями шамота. Использование его в скульптурной композиции.

Знакомство с изделиями мастеров – керамистов, скульптурой из терракоты. Знакомство с технологией изготовления скульптуры, инструменты и приспособления для их создания. Технологическая последовательность выполнения объёмной скульптуры.

Просмотр репродукций и образцов декоративных скульптур.  Размеры и пропорции. Технологические особенности изготовления скульптуры (из целого пласта, из составных деталей). Подготовка к обжигу, просушка. Декорирование после обжига.

Практические занятия.

Выполнение эскиза скульптурной творческой композиции «Времена года» («Герои мифов», «Сказочные персонажи») в трёхмерной проекции.

Изготовление скульптурной композиции с использованием выбранной техники,  из целого пласта или из составных деталей (материал; шамот).

Соединение составных деталей, использование  глин и шамота разных видов для придания фактуры. Крепление композиции на основу, декорирование.

Сборка готовой работы, декорирование, подготовка изделия к просушке, после просушки – шлифовка и  украшение и детализация образа. Подготовка   изделия обжигу.

Декорирование  после обжига, роспись глазурью или акриловыми красками.

 

Тема 7. Итоговая экзаменационная  работа

Обобщение изученного теоретического материала. Повторение технологической цепочки выполнения  сложного керамического изделия, поэтапная проработка элементов для керамической композиции.

Просмотр слайд-шоу работ дипломных и курсовых  студентов факультета керамики. Обсуждение темы итоговой работы и этапы её подготовки.

Самостоятельный выбор темы, сбор материала и проработка этапов.

Практические занятия.

Подготовка эскиза итоговой работы, проработка в цвете.

Этапы изготовления: подготовка глины, выполнение основной формы, проработка рельефа или рисунка, формовка приставных деталей, компоновка дополнительных деталей с  основной формой, соединение, подгонка и шлифовка формы, замывка неровностей, просушка и подготовка к обжигу.

Обжиг готовой работы и декорирование изученными способами. Обсуждение работы, подготовка её к выставке.

Экскурсии, массовые мероприятия

Экскурсии на выставки народного декоративно-прикладного творчества (Национальный художественный музей РБ, музей народной архитектуры и быта, ОАО «Белхудожкерамика» в Радошковичах), на выставку курсовых и дипломных работ выпускников вузов УО «Белорусская государственная  Академия искусств», УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств», УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств»).

 

Итоговое занятие

Итоговая аттестация:

– теоретическая форма (экзамен);

– практическая форма (защита  итоговой экзаменационной  работы).

 

Ожидаемые результаты

К концу года учащиеся будут:

знать:

— технологию   изготовления  керамических изделий на гончарном круге;

— последовательность  изготовления  светильников из глины и шамота;

— основные приёмы работы с глиной и шамотом при создании керамической скульптуры;

— особенности материалов, используемых в керамике;

— направления современного искусства и традиции народного творчества;

— работы  известных белорусских мастеров-керамистов;

— историю развития  керамики;

— меры безопасности при работе на гончарном станке и с колющими, режущими инструментами;

уметь:

— самостоятельно изготавливать работу, применяя различные техники;

— выполнять эскиз работы;

— выполнять поэтапно объёмную интерьерную скульптуру;

— копировать  традиционные белорусские формы  на гончарном круге;

— декорировать керамические изделия разными способами;

владеть:

— различными техниками при выполнение работ из глины;

— основными терминами, применяемыми  в керамике;

обладать:

— устойчивой мотивацией к самосовершенствованию;

— мотивацией к использованию элементов народной культуры и национального творчества в керамике.

 

 

Формы и методы реализации программы

В программе «Керамика» (гончарное дело) предусматривается изучение, как теоретических аспектов, так и освоение практических умений и навыков.

Теоретическая часть предполагает изучение керамики и гончарного дела во взаимосвязи с изучением традиционного керамического искусства, основных способов работы на гончарном станке  и декорирования глиняных изделий, что, в свою очередь, способствует активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности.

На практических занятиях учащиеся закрепляют умения, сформированные в ходе освоения содержания  программы базового уровня обучения и приобретают профессиональные навыки ручной формовки из глины и шамота,  работы на гончарном станке.

Приобретение умений и навыков обработки глины и декорирования глиняных изделий создает прочную основу для развития художественных способностей учащихся.

Пластические свойства сырья, разнообразие приемов и методов его декорирования создают большие возможности для использования различных форм самостоятельных и творческих заданий, направленных на стимулирование творческой активности учащихся.

Для обеспечения эффективности процесса освоения технических навыков работы на гончарном станке, выработки умения самостоятельно работать, а, следовательно, творчески подходить к делу, не останавливаясь на определенном этапе выполнения работы, применяется метод формирования умения строить системы сложных действий.

В процессе  формирования этого умения следует выделить три стадии:

1) операционную (простейшие упражнения, выполняемые по отдельности параллельно с обособленными разъяснениями и демонстрацией педагогом этапов работы);

2) стадию комплексных действий (более сложные комплексные упражнения, состоящие из операционных действий с предварительным объяснением этапов выполнения);

3) стадию целостного решения комплексных задач (наиболее трудные целостные действия после определения общей задачи).

Учитывая предложенную методику формирования системы сложных действий, практические занятия можно разделить по характеру выполнения заданий и степени самостоятельности работы учащихся в соответствии со стадиями системы.

На занятиях применяются наглядные пособия: фотографии и рисунки этапов лепки изделия, обожжённые работы с элементами росписи глазурью, ангобом, пробники глин разных пород и глазурей.

В процессе обучения предусматривается прохождение учащимися текущей и итоговой аттестации.

Текущая аттестация – отчет о выполнении творческих работ по темам программы: «Способы вытягивания (точение) базовых форм на гончарном станке», «Посуда на гончарном станке», «Технология копирования традиционных белорусских форм на гончарном станке».

Итоговая аттестация:

– теоретическая форма (экзамен);

–  практическая форма (защита  итоговой экзаменационной  работы).

По окончании обучения учащимся вручают свидетельства государственного образца о получении дополнительного образования.

 

Материалы для итоговой аттестации

Список вопросов к экзамену

  1. Способы вытягивания (точение) базовых форм на гончарном станке.
  2. Посуда на гончарном станке.
  3. Технология копирования традиционных белорусских форм на гончарном станке.
  4. Технология соединения традиционных и современных способов формовки изделий.
  5. Светильники.
  6. Интерьерная скульптура.

 

Литература и информационные ресурсы

     Литература для педагога

  1. Батти, Д. Фарфоровая и керамическая посуда / Д. Батти. – М.: ACT, 2003.
  2. Голубева, O.JI. Основы композиции / O.JI. Голубева. – М.: Искусство, 2004.
  3. Елатомцева, И. М. Шедевры мировой керамики / И. М. Елатомцева. – Минск: Беларусь, 2008.
  4. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция / Г.М. Логвиненко. – М.: Владос, 2004.
  5. Малолетков, В.А. Керамика. В 2-х частях / В.А. Малолетков. – М.: Юный художник, 2000.
  6. Марков, В.А. Фактура. Принципы творчества в пластических искусствах / В.А. Марков. – М.: Шевчук, 2002.
  7. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура: учебное пособие / В.Ф. Мартынов. – Минск: Беларусь, 2000.
  8. Мелюков, И.Н. Техника скульптурно-формовочных работ в архитектуре / И.Н. Мелюков. – М.: Шевчук, 2002.
  9. Педагогика: учебное пособие / под ред. профессора П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  10. Наварро, П. Декорирование керамики: практическое руководство / П. Наварро.– М.: Ниола 21-й век, 2005.
  11. 11. Психология художественного творчества: хрестоматия / К.С. Сельченок.– Минск: Харвест, 2003.
  12. 12. Приймова, М.Ю. Ручное формование керамических изделий и возможности их декорирования до обжига: учебно-метод. пособие / М.Ю. Приймова.– Минск: БТПУ, 2004.
  13. 13. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва / Я.М. Сахута, 2-е выд. – Минск: Беларусь, 2001.
  14. Фокина, Л.В. Орнамент: учебное пособие / Л.В. Фокина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
  15. Чаварра, Х. Техника работы на гончарном круге / Х.Чаварра. – М.: Астрель, 2003.
  16. Чаварра, Х. Ручная лепка / Х. Чаварра. – М.: Астрель, 2003.

 

    Литература для учащихся

  1. Бесчастнов, Н.П. Изображение растительных мотивов / Н.П. Бесчастнов. – М.: Владос,2004.
  2. Буткевич, Л.М. История орнамента / Л.М. Буткевич. – М.: Владос. 2003.
  3. Поверин, А.Г. Гончарное дело. Чернолощенная керамика / А.Г. Поверин. –М.: Культура и традиции. 2002.
  4. Скульптура: история искусства для детей / под ред. Е.Н. Евстратовой. – М.: Росмэн, 2002.
  5. Федотов, Г.Я. Русская печь / Г.Я. Федотов. – М.: Эксмо, 2003.
  6. Федотов, Г.Я. Глина и керамика /Г.Я. Федотов. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.