УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

___________ В.В. Якжик

17 декабря 2015 г.

 

ПРОГРАММА КРУЖКА

«КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

(повышенный уровень изучения образовательной области «декоративно-прикладное творчество»)

 

Авторы:

Аниськова Анастасия Яковлевна,

Казубович Татьяна Михайловна,

педагоги дополнительного образования учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи»

 

Возраст учащихся – 12-18 леn

Срок реализации программы – 2 года                                                                                          

 

Минск 2015

 

Пояснительная записка

В современном мире желание одеваться модно, оригинально и недорого остается актуальным для молодежи. Это становится возможным в результате прохождения обучения и создания собственных изделий. На реализацию запросов молодежи ориентирована программа с повышенным уровнем изучения образовательной области «Конструирование и моделирование одежды».

Программа позволяет приобщить учащихся к миру моды, сформировать художественный вкус, направить на созидательную деятельность оформления предметной среды в пространстве моды и определить выбор будущей профессии. Способствует трудовому воспитанию, создает условия для социализации детей и молодежи,  их  творческого, эстетического,  духовного развития.

Реализация повышенного уровня осуществляется через углубление содержания тем программы базового уровня, расширение и детальное изучение технологии моделирования, конструирования и пошива одежды. Содержание программы учитывает квалификационные требования по рабочим профессиям: «портной», «закройщик», «модельер-конструктор швейных изделий».

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля.

Реализация образовательной программы должна осуществляться в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».

Цель – обучение конструированию и моделированию,  технологии изготовления швейных изделий.

Задачи развивающего и воспитательного характера:

— формировать представления о роли и значимости конструирования и моделирования одежды;

— ознакомить с тенденциями современной моды;

— ознакомить с профессиями швейного производства;

— развивать аналитическое мышление  через обучение технологической последовательности изготовления изделий;

— развивать эстетический, художественный вкус;

— воспитывать самостоятельность, способность работать в коллективе;

— воспитывать творческую активность.

Образовательные задачи определяются для каждого года обучения.

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 12-18 лет, прошедших базовый курс обучения или знакомых с основами моделирования и изготовления одежды.

Образовательный процесс может осуществляться  при помощи реализации подхода «равный обучает равного».

Состав группы – 10 — 12 человек.

Срок реализации программы – 2 года (216 часов на каждый учебный год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.

Материально-техническое обеспечение

— швейная машина, краеобметочная машина, раскройный стол, классная доска, стеллажи, утюжильный стол, электроутюг;

— линейки, лекала, ножницы, иголки, сантиметровая лента, катушечные нитки, наперсток, бумага миллиметровая, мел или мыло, карандаш, ластик, линейка закройщика, портновские булавки, ткань.

Кадровое обеспечение

Специалист, имеющий педагогическое образование и подготовку по специальности «Технолог швейного производства и модельер – конструктор».

 

Первый год обучения

Задачи:

— обучить особенностям обработки шелковых и синтетических тканей;

— совершенствовать умения по изготовлению одежды;

— обучить технологии обработки прорезного кармана в рамку;

— обучить технологической последовательности изготовления плечевых изделий прямого и полуприлегающего силуэтов.

 

Учебнотематический план

п/п

 

Наименование разделов, тем

Количество часов
всего часов В том числе
теоретических практических
  Вводное занятие 3 3
1 Виды  тканей.  Шелковые и синтетические ткани 3 2 1
2 Обработка прорезных карманов. Изготовление прорезного кармана «в рамку» 9 3 6
3 Конструирование, моделирование, технология изготовления плечевых изделий 165 35 130
3.1 Ассортимент плечевых швейных изделий 9 6 3
3.2 Плечевое изделие прямого силуэта 75 14 61
3.3 Плечевое изделие полуприлегающего силуэта 81 15 66
4 Изготовление творческой работы 27 2 25
  Экскурсии, массовые мероприятия 6 6
  Итоговое занятие 3 3
  Итого 216 54 162

 

Содержание программы

Вводное занятие

План работы, задачи кружка. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце. Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Ознакомление обучающихся с тарифно-квалификационной характеристикой портного, закройщика, модельера-конструктора швейных изделий.

 

Тема 1. Виды тканей. Шелковые и синтетические ткани

Ассортимент материалов из натурального шелка, их применение. Основные свойства натурального шелка. Разновидность синтетических тканей по волокнистому составу. Основные свойства синтетических тканей.

Практические занятия.

Работа с образцами тканей, определение волокнистого состава, определение лицевой и изнаночной сторон.

 

Тема 2. Обработка прорезных карманов. Изготовление прорезного кармана «в рамку»

Детали для изготовления карманов. Последовательность изготовления карманов. Технические условия выполнения. Требования к качеству карманов.

Практические занятия.

Изготовление образца прорезного кармана в рамку. Влажно-тепловая обработка карманов. Анализ качества готового кармана.

 

Тема 3. Конструирование, моделирование, технология изготовления плечевых изделий

3.1. Ассортимент плечевых швейных изделий

Характеристика плечевых изделий по стилю, фасону, назначению. Тенденции моды, актуальные цвета, силуэты, детали. Правила измерения фигуры, выбор прибавок на свободное облегание для построения чертежа конструкции плечевого изделия.

Практические занятия.

Работа с журналами мод по изучению модных тенденций. Просмотр коллекций молодых белорусских модельеров с целью перенятия практического опыта. Снятие измерений с фигуры, выбор прибавок на свободное облегание.

3.2. Плечевое изделие прямого силуэта

Конструирование плечевого изделия прямого силуэта. Правила предварительного расчета конструкций  и последовательность построения чертежа конструкции плечевого изделия и рукава. Основы технического моделирования.

 Последовательность и технологические приемы изготовления плечевого изделия прямого силуэта с втачным рукавом.

Практические занятия.

Предварительный расчет и построение чертежа конструкции плечевого изделия и рукава в масштабе 1:4 на условно-пропорциональную фигуру. Перенос нагрудной вытачки в боковой срез и в линию кокетки.

Выбор и зарисовка модели. Рекомендации по выбору ткани, определение нормы расхода ткани в соответствии с моделью. Правила моделирования.

Построение чертежа конструкции плечевого изделия прямого силуэта и рукава в масштабе 1:1, моделирование в соответствии с эскизом и индивидуальным замыслом, изготовление лекал.

Последовательность изготовления плечевого изделия:

— подготовка ткани к раскрою, раскрой;

— подготовка к примерке;

— примерка, внесение изменений, уточнение срезов;

— поузловая обработка изделия (стачивание вытачек, рельефов, влажно-тепловая обработка, соединение и обработка боковых, плечевых срезов, обработка застежки, низа изделия, рукавов, обработка петель, пришивание фурнитуры);

— чистка, окончательная влажно-тепловая обработка;

— оценка качества готового изделия.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении плечевого изделия прямого силуэта. Просмотр и анализ.

3.3. Плечевое изделие полуприлегающего силуэта

Конструирование плечевого изделия полуприлегающего силуэта. Правила предварительного расчета  и последовательность построения чертежа конструкции плечевого изделия. Виды воротников. Основы технического моделирования.

Последовательность и технологические приемы изготовления плечевого изделия полуприлегающего силуэта со втачным рукавом и стояче-отложным воротником.

Практические занятия.

Расчет и построение чертежа конструкции плечевого изделия в масштабе 1:4 на условно-пропорциональную фигуру. Построение чертежа воротника стойки и стояче-отложного. Построение рельефных линий.

Выбор и зарисовка модели. Рекомендации по выбору ткани, определение нормы расхода ткани в соответствии с моделью. Правила моделирования.

Построение чертежа конструкции плечевого изделия полуприлегающего силуэта и в масштабе 1:1, моделирование в соответствии с эскизом и индивидуальным замыслом, изготовление лекал.

Последовательность изготовления плечевого изделия:

— подготовка ткани к раскрою, раскрой;

— подготовка к примерке;

— примерка, внесение изменений, уточнение срезов;

— поузловая обработка изделия (стачивание вытачек, рельефов, влажно-тепловая обработка, соединение и обработка боковых, плечевых срезов, обработка застежки, воротника, рукавов);

— 2-я примерка, внесение изменений;

— окончательная обработка изделия (обработка низа изделия, втачивание рукавов);

— чистка, окончательная влажно-тепловая обработка;

— оценка качества готового изделия.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении  плечевого изделия полуприлегающего силуэта. Просмотр и анализ.

                     

Тема 4. Изготовление творческой работы

Технология выполнения творческой работы (сувенир или образец по обработке узла изделия).

Подбор ткани, цветосочетания, декоративной отделки, последовательности изготовления зачетного изделия.

Практические занятия.

Изготовление зачетного изделия (разработка эскиза, подбор материалов и декоративной отделки, изготовление лекал, раскрой, пошив, влажно-тепловая обработка).

 

Экскурсии, массовые мероприятия

Экскурсия по Национальному художественному музею Республики Беларусь, а также по Минскому государственному профессиональному колледжу швейного производства, посещение Республиканского фестиваля – конкурса моды и фото «Мельница моды».

 

Итоговое занятие

Итоговая аттестация 1-го года обучения – защита творческих работ (сувенир или образец по обработке узла изделия).

 

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения учащиеся будут

знать:

— отличительные особенности, свойства шелковых и синтетических тканей;

— технологию обработки прорезного кармана в рамку;

— основы конструирования, моделирования и технологию изготовления плечевых изделий (прямого и полуприлегающего силуэта с втачным рукавом и стояче-отложным воротником);

уметь:

— определять волокнистый состав, лицевую и изнаночную стороны  шелковых и синтетических тканей;

— обрабатывать прорезной карман в рамку;

— строить чертеж конструкции и моделировать плечевые изделия прямого и полуприлегающего силуэта с втачным рукавом и стояче-отложным воротником;

— выполнять обработку плечевых изделий прямого и полуприлегающего силуэта с втачным рукавом и стояче-отложным воротником;

обладать:

— мотивацией к получению профессиональных навыков портного, закройщика, модельера-конструктора швейных изделий.

 

Второй год обучения

Задачи:

— ознакомить с особенностями изготовления изделий из различных материалов (трикотажные полотна, ткани с эластичными волокнами, ткани с направлением ворса, кожа и мех);

— обучить технологической последовательности обработки прорезного кармана с клапаном;

— обучить технологической последовательности изготовления плечевого изделия на подкладке;

— ознакомить с понятиями «пропорции», «зрительные иллюзии в одежде»;

— совершенствовать навыки изготовления одежды.

Учебнотематический план

п/п

 

Тема

Количество часов
теория практика всего
  Вводное занятие 3 3
1 Особенности конструирования и технологии изготовления изделий из различных материалов (трикотажные полотна, ткани с эластичными волокнами, ткани с направлением ворса, кожа и мех) 2 1 3
2 Обработка прорезного кармана с клапаном 2 7 9
3 Конструирование и технология изготовления плечевого изделия на подкладке 18 69 87
4 Конструирование и изготовление выпускной работы (комплект/костюм, платье усложненной модели) 21 84 105
  Экскурсии, массовые мероприятия 6 6
  Итоговое занятие 3 3
  Итого 55 161 216

 

Содержание программы

Вводное занятие

План работы, задачи кружка. Правила соблюдения охраны труда и техники пожарной безопасности. Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Белорусская неделя моды, современные коллекции одежды.

 

Тема 1. Особенности конструирования и технологии изготовления изделий из различных материалов (трикотажные полотна, ткани с эластичными волокнами, ткани с направлением ворса, кожа и мех)

Виды материалов, используемых при изготовлении одежды, особенности обработки изделий из трикотажных полотен, эластичных, ворсовых материалов.

Практические занятия.

Работа с образцами, определение направления ворса, растяжимости, лицевой и изнаночной сторон.

 

Тема 2. Обработка прорезного кармана с клапаном

Детали для обработки прорезного кармана с клапаном. Последовательность обработки кармана. Технические условия выполнения. Требования к качеству кармана.

Практические занятия.

Изготовление образца прорезного кармана с клапаном. Влажно-тепловая обработка кармана. Анализ качества готового кармана.

Тема 3. Конструирование и технология изготовления плечевого изделия на подкладке

Модные тенденции будущего сезона.

Пропорции, зрительные иллюзии в одежде. Особенности кроя в белорусском национальном костюме.

Особенности конструирования и технологической обработки изделий на подкладке. Правила построения воротника с отворотом лацкана.

Последовательность и технологические приемы изготовления плечевого изделия на подкладке полуприлегающего силуэта с втачным рукавом и воротником с отворотом лацкана (пиджачного типа).

Практические занятия.

Выбор и зарисовка модели.

Построение чертежа конструкции плечевого изделия и воротника с отворотом лацкана в масштабе 1:1 на индивидуальную фигуру в соответствии с моделью и индивидуальным замыслом, моделирование, изготовление лекал.

Последовательность изготовления плечевого изделия на подкладке:

— подготовка ткани и подкладки к раскрою, раскрой;

— подготовка к примерке;

— примерка, внесение изменений, уточнение срезов;

— поузловая обработка изделия (стачивание вытачек, рельефов, среднего шва спинки, влажно-тепловая обработка, обработка карманов, бортов, стачивание боковых срезов, обработка подкладки, соединение подкладки с изделием, соединение плечевых срезов, обработка воротника, рукавов);

— 2-я примерка;

— обработка изделия после примерки (втачивание воротника, рукавов, обметывание петель);

— чистка, окончательная влажно-тепловая обработка, пришивание пуговиц;

— оценка качества готового изделия.

Тема 4. Конструирование и изготовление выпускной работы (комплект/костюм, платье усложненной модели)

Техническое описание модели. Подбор и норма расхода материалов,  фасона. Особенности конструирования и технологической обработки выпускного изделия. Правила построения лекал.

Последовательность и технологические приемы изготовления изделия.

Практические занятия.

Выполнение эскиза выпускного изделия. Конструирование, моделирование и технологическая  последовательность изготовления:

— построение чертежа конструкции в масштабе 1:1 на индивидуальную фигуру в соответствии с моделью, моделирование, изготовление лекал.

— подготовка ткани и подкладки к раскрою, раскрой;

— подготовка к примерке;

— примерка, внесение изменений, уточнение срезов;

— поузловая обработка изделия (стачивание вытачек, рельефов, среднего шва спинки, влажно-тепловая обработка, обработка карманов, бортов, стачивание боковых срезов, обработка подкладки, соединение подкладки с изделием, соединение плечевых срезов, обработка воротника, рукавов);

— 2-я примерка;

— обработка изделия после примерки (втачивание воротника, рукавов, обметывание петель);

— чистка, окончательная влажно-тепловая обработка, пришивание пуговиц;

— оценка качества готового изделия.

Консультационные занятия

Порядок проведения экзамена. Ознакомление учащихся с перечнем экзаменационных вопросов. Обсуждение тем, вызвавших сложности при подготовке к экзамену.

Критерии оценки при проведении итоговой аттестации.

 

Экскурсии, массовые мероприятия

Экскурсия по ОАО «Центр Моды», посещение Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды», экскурсия по Национальному музею истории и культуры Беларуси.

 

Итоговое занятие

Подведение итогов работы за период обучения.

Итоговая аттестация:

– теоретическая форма (экзамен);

– практическая форма (защита выпускной работы, презентация портфолио).

 

Ожидаемый результат

По окончании второго года обучения учащиеся будут

знать:

— особенности обработки изделий из трикотажных полотен, эластичных и ворсовых материалов;

— технологию обработки прорезного кармана с клапаном;

— основы конструирования, моделирования и технологию изготовления плечевых изделий на подкладке (прямого и полуприлегающего силуэта с втачным рукавом и воротником пиджачного типа);

уметь:

— определять волокнистый состав, лицевую и изнаночную стороны ткани;

— обрабатывать прорезной карман с клапаном;

— строить чертеж и моделировать плечевые изделия на подкладке прямого и полуприлегающего силуэта со втачным рукавом и воротником пиджачного типа;

— выполнять обработку плечевых изделий на подкладке прямого и полуприлегающего силуэта со втачным рукавом и воротником пиджачного типа;

обладать:

— мотивацией к использованию элементов народной культуры и национального творчества в конструировании и моделировании одежды.

 

Формы и методы реализации программы

В программе «Конструирование и моделирование одежды» предусматривается изучение, как теоретических аспектов, так и освоение практических умений и навыков.

Теоретическая часть направлена на приобретение учащимися знаний о принципах и методах современного конструирования одежды; ознакомление с закономерностями композиции костюма, направлениями моды, требованиями к ассортименту изделий; освоение методов и средств выполнения технических расчетов, вычислительных и графических работ при конструировании одежды.

В практической части учащиеся закрепляют умения, сформированные в ходе освоения содержания программы базового уровня обучения и приобретают профессиональные навыки конструирования, моделирования и изготовления плечевых изделий прямого и полуприлегающего силуэтов с втачным рукавом, комплекта/костюма, платья усложненной модели.

При организации, как практических занятий, так и самостоятельной работы по изготовлению изделий различных фасонов, педагогам дополнительного образования целесообразно учитывать уровень знаний и умений, индивидуально-психологические свойства личности обучающихся  (темперамент, скорость и темп выполнения работы).

С целью расширения профессионального кругозора учащихся предусмотрены экскурсионные маршруты по Национальному художественному музею Республики Беларусь, Национальному музею истории и культуры Беларуси, ОАО «Центр Моды», Минскому государственному профессионально-техническому колледжу швейного производства и посещение Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды».

Условием обеспечения качества обучения является формирование мотивационной среды через создание на занятиях «ситуации успеха», положительной эмоциональной атмосферы, доверия, взаимопомощи и сотрудничества.

В процессе освоения содержания программы предусмотрены:

— ознакомление учащихся с мерами противопожарной безопасности;

— мероприятия по профилактике травм и несчастных случаев при работе с  колюще-режущими инструментами в процессе изготовления выкроек и выполнении ручных видов работ, работы за швейной машиной, с электроутюгом, выполнения влажно-тепловых работ.

Обучение по программе с повышенным уровнем изучения образовательной области базируется на личностно ориентированном подходе и строится на принципах и методах развивающего обучения. В процессе обучения учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

На занятиях применяются наглядные пособия: образцы стежков, швов, отдельных узлов деталей; чертежи конструкций различных изделий, журналы мод, фотоподборки.

На протяжении курса обучения текущий контроль осуществляется посредством устного опроса, наблюдения за качеством выполнения практических работ.

Текущая аттестация 1-го года обучения – отчет о выполнении плечевого изделия прямого силуэта, плечевого изделия полуприлегающего силуэта. Анализ выполненных работ.

Итоговая аттестация 1-го года обучения – защита творческой работы (сувенир или образец по обработке узла изделия). Проводится с демонстрацией и последующим анализом работ. Творческая работа является показателем уровня усвоения знаний и навыков учащихся. Педагогическая оценка качества выполнения работы, профессиональные рекомендации стимулируют  мотивационную направленность учащихся, желание углубить свои знания и совершенствовать навыки в области конструирования и моделирования одежды. Результаты оценки учебной деятельности служат условием перехода на последующий год обучения.

Текущая аттестация 2-го года обучения – защита творческой работы (плечевое изделие на подкладке).

Итоговая аттестация 2-го года обучения:

— теоретическая форма (экзамен),

— практическая форма (защита выпускной работы, презентация портфолио).

Усовершенствование нормативно-правовой базы,  новые тенденции моды, анализ уровня успеваемости могут  способствовать изменению содержания данной программы, сокращение/увеличение количества часов на изучение отдельных тем, лекционных и практических занятий. При этом последовательность прохождения тем должна сохраняться.

В ходе оценки результатов учебой деятельности  педагог дополнительного образования должен ориентироваться на следующие критерии:

— свободное оперирование программным учебным материалом;

— применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению технологии создания моделей, формированию технологической последовательности при выполнении изделий, выполнение творческих работ).

По окончании обучения учащимся вручают свидетельства государственного образца о получении дополнительного образования.

 

Материалы для итоговой аттестации

      Список экзаменационных билетов

Билет № 1

  1. Характеристика хлопчатобумажных тканей.
  2. Виды ручных стежков и строчек. Терминология ручных работ (сметать, выметать).

Билет № 2

  1. Характеристика шерстяных тканей.
  2. Соединительные машинные швы. Терминология машинных работ (стачать, втачать).

Билет № 3

  1. Характеристика шелковых тканей.
  2. Краевые и декоративно-отделочные швы. Терминология машинных работ (обтачать, застрочить).

Билет № 4

  1. Обработка накладных карманов.
  2. Оборудование рабочего места для ручных работ. Терминология ручных работ (заметать, вметать).

Билет № 5

  1. Обработка вытачек, подрезов.
  2. Челночный стежок, процесс его образования, заправка ниток.

Билет № 6

  1. Обработка застежки тесьмой-молнией в брюках.
  2. Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ.

Билет № 7

  1. Обработка и соединение кокеток.
  2. Построение переднего полотнища юбки.

Билет № 8

  1. Обработка застежки в юбке тесьмой-молнией.
  2. Построение заднего полотнища юбки.

Билет № 9

  1. Обработка верхнего среза юбки или брюк поясом.
  2. Построение воротника-стойки.

Билет № 10

  1. Способы обработки низа изделия.
  2. Обработка горловины обтачкой.

Билет № 11

  1. Обработка застежки подбортами.
  2. Обработка оборок, воланов, рюш.

Билет № 12

  1. Обработка воротника.
  2. Обработка карманов с отрезным бочком.

 

Литература и информационные ресурсы

Литература для педагога

  1. Конструкция из женской одежды / под редакцией Л. И. Трутченко. – М.: Вышэйшая школа, 2009.
  2. Матузова, Е. М. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям: учеб. пособие / Е. М. Матузова, Р. И. Соколова, Н.С. Гончарук. – М.: Легкая пищевая промышленность, 1983.
  3. Мюллер, М. Основные конструкции / М. Мюллер. – М., 2009.
  4.    Силаева, М.А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: учеб. пособие / М.А. Силаева. –  М.: Академия, 2003.

 

 

Литература для учащихся

  1. Балдао, И. Ц. Мода ХХ века. Энциклопедия / И. Ц. Балдао. – М.: Олма-Пресс, 2002.
  2. Брун, В. История костюма / В. Брун, М. Тильке. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.
  3. Ерзенкова, Н. В. Женская одежда в деталях / Н. В. Ерзенкова. – Минск: Полымя, 1990
  4. Зелинг, Ш. Мода. Век модельеров / Ш. Зелинг. – Кельн: Koneman, 2000.
  5. Мартопляс, Л. Курсы кройки и шитья на дому / Л. В. Мартопляс, Г. В. Скачкова. – Минск, 1983.
  6. Мода и стиль: современная энциклопедия. – М.: Аванта+, 2002.
  7. Секреты дизайна модной одежды. – М.: Внешсигма, 2000.
  8. Фиалко, Т. М. Учимся кроить и шить / Т. М. Фиалко. – Минск, 1999.
  9. Женская мода сезона [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fashiony.ru/. – Дата доступа: 11.02. 2015.
  10. Интернет-журнал «Осинка». Шитье, мода, выкройки и рукоделие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.osinka.ru/. – Дата доступа: 3.03.2015.
  11. Интернет-журнал «Vogue» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vogue.ru/. – Дата доступа: 17.03. 2015.
  12. Мода, красота, тренды, звезды, отношения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elle.ru/. – Дата доступа: 6.04. 2015.