УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

___________ В.В. Якжик

23 декабря  2015 г.

 

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ»

(повышенный уровень изучения образовательной области «художественное творчество»)

 

Автор:

Павлюць Алексей Казимирович,

педагог дополнительного  образования

учреждения образования

«Минский государственный дворец

детей и молодежи»

 

Возраст учащихся – 15-30 лет

Срок реализации программы – 1 год

Минск 2015

 

Пояснительная записка

Фотография – особый синкретичный вид искусства, владение которым требует знаний и умений в различных научных областях. Уникальность фотографии состоит в том, что это всегда сотворчество художника и природы, которая сама спонтанно создаёт некие моменты истины и красоты. Роль фотографа – почувствовать такой момент, осмыслить его и выразить в материале.

Стремительное развитие фототехники и фотографических технологий требует изменения и обновления содержания программ и совершенствования методик обучения фотографии. Поскольку лицеи и колледжи по профилю охватывают узкую область, обучая традиционной фотографии, программа «Цифровая фотография» предоставляет возможность не только учащимся школ, но и молодежи, закончившим учебные заведения по данному профилю, продолжить свое образование в области авторской фотографии.

Программа позволяет учащимся получить знания в области цифровой фотографии, овладеть современными инструментами фотографа,  ориентирует на получение знаний и практических навыков работы в различных жанрах фотографии, графических программах (оформительские работы), формирование умений создавать художественные авторские образы, помогает в выборе будущей профессии.

Реализация программного материала на повышенном уровне предусматривает  углубленное обучение фотоискусству. Итогом обучения является создание авторского фотопроекта.

Данная программа является образовательной составляющей всей учебно-творческой деятельности  фотостудии  УО «Минский государственный дворец детей и молодежи «Краявід».

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи художественного профиля.

Реализация образовательной программы должна осуществляться в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».

  Цель – совершенствование у учащихся теоретических знаний и практических умений  в области цифровой фотографии.

Задачи:

— обучить новым принципам работы в следующих жанрах и стилях фотографии: портрет, натюрморт, стрит-фотография, документальная, художественная, пейзажная, архитектурная, абстрактная;

— обучить мультимедийным технологиям: презентация, слайд-шоу, интернет-галерея;

— формировать навыки работы с векторной графикой и осуществлять подготовку работ к использованию в полиграфии и рекламе;

— формировать навыки проектирования: разработка авторских проектов различной тематики, различных жанров;

— развивать эстетическое восприятие, художественный вкус через обучение искусству фотографии;

— воспитывать стремление к использованию достояний белорусской и мировой культуры в своих творческих работах;

— развивать креативное, авторское мышление через создание фотопроектов;

— формировать творческую самостоятельность, осознанную художественно-творческую позицию;

— формировать стремление к накоплению, углублению и совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 15-30 лет, прошедших базовый курс обучения или знакомых с основами получения цифровой фотографии. Набор в группы производится по результатам собеседования с учащимися 1-го года обучения (по результатам просмотра работ) и с новыми учащимися, пришедшими заниматься по программе 2-го года обучения (уровень знаний и умений которых соответствует требованиям программы повышенного уровня).

Нормы наполняемости групп – 10 человек (необходимо проводить индивидуальную работу с каждым учащимся).

Срок реализации программы – 1 год. Всего –180 часов в год.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2,5 часа.

Кадровое обеспечение

Специалист, имеющий педагогическое образование и подготовку по специальности «Фотограф-дизайнер».

Материально-техническое обеспечение

Для проведения занятий необходимо следующее оборудование и материалы: фотоаппараты (цифровые), фотопленка, фотоэкспонометр, студийное освещение, фотоувеличители, фотоглянцеватели, резаки, кадрирующие рамки, фотобачки, кюветы, пинцеты, химическая посуда, бумага, карандаши, краски (гуашь, акварель), картон обычный и цветной, фотобумага, проявитель, фиксаж, фотохимия для тонирования.

Помещение должно быть оборудовано  шкафами, стеллажами для хранения материалов, инструментов и специального фотооборудования; штативами и компьютерами.

Для соблюдения правил пожарной безопасности необходимо наличие огнетушителя. Химические реактивы хранятся в специально оборудованном шкафу. После каждого занятия проводится проветривание помещения.

п/п

Наименование разделов, тем

 

Количество часов
Всего часов В том числе
Теоретических Практических
  Вводное занятие 3 3
1 История фотографии 10 10
2 Классическая фотография 28 8 20
3 Свет и освещение 32 12 20
4 Цветная фотография 27 7 20
5 Особенности зрительного восприятия фотографа 8 8
6 Компьютерная графика и дизайн 26 10 16
7 Цифровая фотография 23 7 16
8 Итоговый выставочный фотопроект (портфолио) 17 17
  Итоговое занятие 6 6
  Итого 180 71 109

 

Учебно-тематический план

 

Содержание программы

Вводное занятие

Цель и задачи программы. Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце. Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Мини-выставка «Лето в фотографиях».

 

Тема  1. История  фотографии  

Фотография в сферах визуальной и коммуникационной культур. Тенденции развития фотографии. Понятие современной фотографии. Трансформация фотографии и преобразование в новые мультимедийные сферы представления с помощью технологий проекторных и сетевых возможностей. Веб-галереи, персональные страницы и возможности интерактивных презентаций.

 

Тема 2. Классическая фотография

Особенности лабораторных процессов, современные технологии обработки фотоматериалов, способы обработки фотографии (тонирование, повторное проявление). Обзор альтернативных способов создания фотоизображения (гумма, цианотипия, жидкая эмульсия).

 

Практические занятия.

Выполнение заданий с применением фототехники и различных приспособлений (фотосъемка). Применение узкого и среднего форматов фототехники. Съемка портрета, замер  освещенности.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении творческих работ. Просмотр и анализ.

 

Тема 3. Свет и  освещение

Понятие и свойства света. Характеристики освещения. Фотография при естественном и искусственном свете. Моделирование условий освещенности. Световой рисунок, особенности восприятия. Особенности работы со светом и оборудованием в профессиональной фотостудии. Цветовая температура.

Практические занятия.

Съемка в студии с импульсным светом. Замер экспозиции флашметром. Использование нескольких схем освещения.

Проведение текущей аттестации: отчет о выполнении творческих работ. Просмотр и анализ.

 

Тема  4. Цветная  фотография

Цвет и его воздействие, формирование цвета. Характеристики цветовых моделей. Особенности цветного фотопроцесса. Восприятие цвета. Особенности фотографической пленки.

Практические занятия.

Съемка городской среды (фотопленэр) на цветной негатив и слайд.

Замер освещенности. Съемка со штатива.

 

Тема 5. Особенности зрительного восприятия фотографа

Зрительное восприятие. Визуальная информация. Формирование восприятия. Связь восприятия фотографа и зрителя. Зрительная культура. Взаимодействие напечатанного и экранного изображения со зрителем.

 

Тема  6.  Компьютерная   графика и  дизайн

Понятие дизайна. Фотография как инструмент дизайнера. Дизайн в рекламе и полиграфии.

Введение в компьютерную графику. Возможности компьютерной графики (Adobe Photoshop, RAW-файл, CorelDRAW).

Практические занятия.

Работа в программе CorelDRAW. Создание оригинал-макета: календарь, визитка, плакат. Практические методы работы: ретушь, фотомонтаж изображений.

 

Тема  7.  Цифровая  фотография  

Тенденции развития цифровых технологий. Подготовка изображения для просмотра и печати в среде Adobe Photoshop.

RAW-файл, работа с цифровым негативом.

Профессиональный фотоцентр.

Практические занятия.

Съемка цифровой камерой в студии с импульсным светом. Корректирующие фильтры при съемке.  Подбор фильтра для каждого варианта фотосъемки. Выбор фона. Моделирующий и контровой свет.

 

Тема  8. Итоговый  выставочный  фотопроект  (портфолио)

Практические занятия.

Выбор темы или предметов изображения, составление серии фотографий, выбор формы портфолио. Подготовка электронной презентации.

 

Итоговое  занятие

Проведение итоговой аттестации – отчет-выставка фотопроектов (портфолио). Учащиеся представляют портфолио (8–15 работ, выполненных в любой технике).

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся будут

знать:

— принципы и правила съемки при естественном и искусственном освещении;

— особенности работы с цветом в фотографии;

— технологии создания персональной презентации;

— технологии создания авторского фотопроекта;

уметь:

— применять мультимедийные технологии в фотографии;

— использовать цвет и дизайн в работах;

— создавать авторский фотопроект (от идеи до воплощения);

владеть:

— умением презентовать авторское портфолио (альбом-папка с фотографиями в различных фотографических жанрах).

 

 Формы и методы реализации программы

Важным условием для создания эффективности процесса обучения по программе «Цифровая фотография» является направленность на личностно ориентированный подход и соблюдение принципов: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности,

научности, доступности, связи теории с практикой.

В стратегии обучения по данной программе определяются следующие компоненты деятельности педагога и учащихся:

— деятельность педагога: актуализация познавательных потребностей учащихся и стимулирование их активности, организация познавательного поиска учащихся с целью создания фотоматериалов, организация презентации учащимися, организация сравнения работ учащихся с эталонами, организация рефлексии;

— деятельность учащихся: самоопределение на личный результат каждого занятия, осуществление индивидуального творческого поиска, презентация портфолио, осуществление рефлексии.

Основными формами обучения теоретическим знаниям являются лекции, индивидуальные и групповые консультации. Средствами обучения являются: фотографии, слайды, книги, журналы, работы известных фотографов.

Практическая часть предусматривает фотосъемки на природе, в студии, работу с программой Adobe Photoshop, CorelDRAW, создание собственного портфолио учащимися. Закрепление полученных умений, отработка навыков, их применение на практике производится в ходе самостоятельной работы.

Формирование мотивационной среды через создание на занятиях «ситуации успеха», положительная эмоциональная атмосфера, доверие между участниками педагогического процесса, взаимопомощь и сотрудничество способствуют получению устойчивых знаний, совершенствованию профессиональных умений и навыков.

В процессе обучения предусматривается прохождение учащимися текущей и итоговой аттестации.

Текущая аттестация – отчет о выполнении творческих работ по темам программы: «Классическая фотография», «Свет и освещение».

Итоговая аттестация – отчет-выставка фотопроектов (портфолио). Учащиеся представляют портфолио (8–15 работ, выполненных в любой технике).

В ходе анализа фотопроекта должны учитываться:

— умения учащихся использовать знания о различных формах и особенностях фотоизображения для создания законченной серии работ;

— умения представить единый образ выбранного предмета или темы средствами фотографии.

По окончании обучения учащимся выдаются свидетельства государственного образца о получении дополнительного образования.

 

Литература и информационные ресурсы

Литература для педагога
1. Васильев, И. Увлекательная история фотографии – от дагерротипа до цифры / И. Васильев. – М., 2009.
2. Грир, Ф. Лучшие фотографы мира / Ф. Грир. – М.: Арт-Родник, 2005.
3. Дэбнер, Д. Школа графического дизайн / Д. Дэбнер. – М.: Рипол Классик, 2010.
4. Ирвинг, М. Adobe Photoshop cs3 для фотографов / М. Ирвинг. – М.: Фокал Пресс, 2008.
5. Каталог « Креатив», 2001-2004.
6. Клейгорн, М. Портретная фотография / М. Клейгорн. – М.: Эксмо, 2006.
7. Лива, В. Язык фотографии / В. Лива. – М.,1995.
8. Литичевский, Г. Мир фотографии / Г. Литичевский. – М.: Планета, 1989.
9. Михалкович, В. Поэтика фотографии / В. Михалкович, В. Стигнеев. – М.: Искусство,1990.
10. Михалкович, В. Мир фотографии / В. Михалкович, В. Стигнеев. – М.: Планета, 1989.
11. Павлюць, А. Тишина: авторский альбом фотографий / А. Павлюць. – Вена: Fotocom, 2011.
12. Туэмплоу, Э. Графический дизайн: фирменный стиль / Э. Туэмплоу. – М.: Астрель, 2006.
13. Фрост, Л. Современная фотография / Л. Фрост. – М.: Арт-Родник, 2003.
14. Хилтон, Д. Студийный портрет / Д. Хилтон. – М.: RotoVision, 1997.
15. Хикс, Р. Серия книг по дизайну и фотографии / Р. Хикс, Ф. Шульц. – Лондон: RotoVision,1998.
16. Atget, E. Авторский альбом / E. Atget – Paris, Tokyo, New York, Hong Kong, London: Тaschen, 2010.
17. Bailey, A. The Illustrated Dictionary of Photografy / A. Bailey. – England: Winward, 1987.
18. Life Library of Photography. Time-Life Books. – New York, 1975.
19. Paris, B. Авторский альбом / B. Paris – Paris, Tokyo, New York, Hong Kong, London: Тaschen, 2010.

Литература для учащихся
1. Молодежная фотостудия Краявід [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http//www.krayavid.ucoz.com/. – Дата доступа: 16.02.2015.
2. Белорусский фотографический веб-альманах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.photoscope.by/. – Дата доступа: 3.03.2015.
3. Белорусское общественное объединение «Фотоискусство» [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http//www.photounion.by/. – Дата доступа: 9.03.2015.
4. Главный белорусский фотопортал ZNЯТА [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.znyata.com/. – Дата доступа: 16.03.2015.
5. PhotoArtCreation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http//www.fotose.com/. – Дата доступа: 23.03.2015.