Учреждения дополнительного образования Маяк Программа народной студии «Золотые руки»

Программа народной студии «Золотые руки»

-

- - -

Программа народной студии «Золотые руки»

(художественный профиль, повышенный уровень изучения образовательной области «Декоративно-прикладное творчество»)

 

Возраст учащихся: 12-17 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

Минск 2018

УТВЕРЖДЕНО

Заместителем Министра образования

Республики Беларусь

Р.С.Сидоренко

21.06.2019 г. №05-01-23/5561/дс

Пояснительная записка

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что-то делать».

Ян Амос Коменский

Программа народной студии «Золотые руки» с повышенным уровнем изучения образовательной области «Декоративно-прикладное творчество» (направление деятельности соломоплетение) построена с учётом современных тенденций образовательного процесса, разработана для учащихся, владеющих навыками соломоплетения на базовом уровне. Предназначена для расширения и углубления знаний учащихся по технологии изготовления изделий из соломки, ознакомления с национальным традиционным и современным искусством соломоплетения, развития потребности в художественно-творческой деятельности.

Методологической основой программы повышенного уровня является компетентностный подход. Формирование у учащихся определённого уровня общекультурных, социально-трудовых, коммуникативных компетенций в рамках образовательной области «Декоративно-прикладное творчество» проходит посредством освоения содержания данной программы.

Творческая работа с соломкой – один из древнейших видов искусства, который был известен на территории Беларуси задолго до появления ткацкого и гончарного ремёсел. На протяжении последних десятилетий изделия из соломы стали визитной карточкой искусства Беларуси. Стремительное и бурное развитие этого ремесла во второй половине 20 века позволило ему существенно повысить уровень изделий, продвинуться от простых форм и техник и достичь вершин профессионального искусства. Произведения современных белорусских мастеров украшают экспозиции многих музеев Беларуси и других стран.

Важным элементом деятельности народной студии «Золотые руки» является практико–ориентированный характер этой деятельности, наличие очевидных, важных для учащихся результатов их труда, возможность максимально реализовать свои способности. Рождественский венок как украшение для дома, могучий зубр и грациозный аист как символы родной земли не раз становились главным украшением выставки или праздника. Реализация цели и задач программы повышенного уровня осуществляется через более углубленное изучение тем по изготовлению изделий в технике фигурной пластики. Программа даёт расширенные знания в области декоративно-прикладного творчества и способствует формированию профессиональных навыков работы с соломой.

Актуальность программы определяется теми возможностями, которые предоставляются для учащихся через совершенствование мастерства соломоплетения, дальнейшее раскрытие творческой индивидуальности, формирование своего стиля в работе с соломой на основе традиций народного творчества. В процессе обучения воспитанники совершенствуют индивидуальные навыки, практические умения, накапливают опыт восприятия декоративно-прикладного искусства, учатся выстраивать связь создаваемой ими культурной среды с природой, окружающим миром. Обращение к творческому наследию способствует духовному формированию личности, воспитанию патриотических чувств. Программа имеет социальную и личностную значимость, как с точки зрения личностного развития и творческого самосовершенствования учащихся в избранном виде деятельности, так и с точки зрения профессиональной подготовки.

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля (образовательная область «Декоративно-прикладное искусство»), утверждённой Министерством образования Республики Беларусь (06.09.2017 г. №123) с нормативными правовыми документами.

Цель программы:

развитие и реализация индивидуальных творческих способностей учащихся через постижение мастерства художественной обработки соломки.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить знания о народных традициях и обычаях создания и использования соломенных изделий;
  • углубить представления о ремесле соломоплетения;
  • обучить ремесленным навыкам, необходимым для создания декоративных работ из соломки;
  • сформировать умение самостоятельно создавать и совершенствовать художественный образ.

Развивающие:

  • развивать профессиональный интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству;
  • развивать познавательную и творческую активность, фантазию, образное и логическое мышление;
  • развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
  • развивать потребность творческого самосовершенствования;
  • развивать стремление к профессиональному самоопределению.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к истории, традициям и творчеству своего народа;
  • воспитывать культуру труда и общения в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, внимательность, творческий подход к работе, целеустремлённость;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность;
  • воспитывать мотивацию к саморазвитию личности.

Формирование общекультурных компетенций обучающихся:

  • формирование у учащихся целостного восприятия народного искусства как части культуры народа;
  • знакомство с традиционными народными ремёслами и современными видами декоративно-прикладного искусства Беларуси;
  • воспитание у учащихся любви и бережного отношения к природе.

Формирование социально-трудовых компетенций:

  • формирование знаний, умений и навыков при работе с природным материалом, соломкой;
  • соблюдение правил безопасности;
  • воспитание культуры труда, бережного отношения к материальным ценностям;
  • формирование умения самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, иллюстративного материала;
  • формирование представления о качестве изделия, причинах и способах устранения ошибок;
  • планирование последовательности трудовых операций;
  • стимулирование творческой активности учащихся;
  • выполнение комплексов упражнений физкультурных пауз, соблюдение правильной осанки за рабочим столом.

Формирование коммуникативных компетенций:

  • формирование умения работать в коллективе, в небольшой группе;
  • формирование навыков конструктивного общения;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях.

 

Программа построена на следующих педагогических принципах:

  • принцип актуальности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сочетания теории и практики;
  • принцип индивидуальности, доступности;
  • природосообразности;
  • гуманизации межличностных отношений (уважительное отношение к другим людям);
  • результативности.

 

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся в возрасте 12-17 лет.

Общее количество часов в год – 216 академических часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа. Наполняемость группы  12-15 человек.

Формами организации деятельности на занятиях являются: групповая, мелкогрупповая и индивидуальная.

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет, оборудованный столом и стулом для преподавателя, стульями и столами для учащихся;
  • наглядные пособия по изучаемому направлению, необходимая литература;
  • бытовое помещение для хранения соломы, проволоки, ткани, клея, сухоцветов и других дополнительных материалов.

 

Основные материалы и инструменты (для каждого учащегося):

 

-ржаная, пшеничная солома;

-ёмкость для запаривания соломы;

-ножницы, ножи, швейные иглы, шило;

-нитки, проволока;

-клей ПВА;

-бумага, картон;

-карандаш, ластик;

-линейка.

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем Количество часов
Всего часов В том числе
теоретических практи

ческих

  Вводное занятие 2 2
1 Тенденции развития современного соломоплетения 4 4
2 Подготовка соломы к плетению 10 2 8
3 Соломенный паук 28 8 20
3.1 Выполнение модулей паука 18 4 14
3.2 Соединение и декорирование паука 10 2 8
4 Рождественский венок 30 10 20
4.1 Выполнение каркасной основы венка 10 3 6
4.2 Выполнение декоративных элементов венка 14 5 10
4.3 Соединение и декорирование венка 6 1 5
5 Головной убор. Шляпка 34 12 22
5.1 Выполнение плоских плетений для шляпки 16 4 11
5.2 Выполнение декоративных элементов 10 4 5
5.3 Соединение и декорирование шляпки 8 3 6
6 Декоративная скульптура «Птица» из окрашенной соломы 38

 

10 28
6.1 Изготовление каркаса 8 4 4
6.2 Выполнение крыльев, хвоста 22 4 18
6.3 Сборка, декорирование 8 2 6
7 Декоративная скульптура «Зубр» на каркасной основе 34 10 24
7.1 Выполнение каркаса зубра 10 4 6
7.2 Выполнение элементов для покрытия зубра 18 4 14
7.3 Соединение, декорирование готовой скульптуры 6 2 4
8 Творческие проекты 28 8 20
8.1 Составление эскиза 6 2 4
8.2 Выполнение работы по эскизу 14 2 12
8.3 Оформление, подготовка проекта к защите 8 4 4
  Массовые мероприятия 6 6
  Итоговое занятие 2 2
Всего часов: 216 66 150

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Ознакомление с программой, содержанием работы и задачами объединения по интересам. Правила безопасности на занятиях объединения по интересам.

  1. Тенденции развития современного соломоплетения

Особенности соломки как природного материала. Современный опыт развития соломоплетения у нас и за рубежом. Отличительные особенности белорусского соломоплетения и соломоплетения других стран. Изучение опыта работы современных мастеров. Белорусские школы соломоплетения. Соломенные изделия, как элемент современного интерьера.

 

 

  1. Подготовка соломы к плетению

Инструменты и приспособления для работы с соломой. Правила заготовки разных видов соломки. Отличительные особенности работы с ржаной, овсяной, пшеничной соломкой. Способы холодного и горячего отбеливания соломки. Крашение соломки искусственными и натуральными красителями. Способы получения соломенных полос. Тонирование соломенных полос.

Практические занятия.

Отработка навыков работы с ручным инструментом. Чистка соломенных снопов. Сортировка соломки для разных видов плетения. Отбеливание соломки. Крашение соломки разными способами. Расщепление, разглаживание и тонирование соломенных полос.

  1. Соломенный паук

3.1 Выполнение модулей паука

Сравнительный анализ подвесных конструкций белорусских и зарубежных мастеров. Современные сложные подвесные конструкции из соломки. Модули сложных форм: тетраэдр, шестигранный модуль, десятигранный модуль, двенадцатигранный модуль, икосаэдр. Пространственное конструирование. Законы симметрии, ритма, контраст-нюанс, контраст-резонанс. Объяснение техники выполнения.

Практические занятия.

Составление эскиза подвесной конструкции «паука» из сложных модулей. Изготовление сложных модулей.

3.2 Соединение и декорирование паука

Способы украшения «пауков». Варианты комбинирования декоративных элементов и составление из них подвесок.

Практические занятия.

Выполнение декоративных элементов. Соединение подвесной конструкции «паука» с декоративными элементами по эскизу.

  1. Рождественский венок

4.1 Выполнение каркасной основы венка

История и значение обрядового венка. Виды венков, народные традиции и обычаи их использования. Примеры работ. Примеры украшения венков. Особенности выполнения венков из соломки. Виды декоративной композиции: плоскостная, полуобъёмная, объёмная. Определение элементов и размеров венка.

Практические занятия.

Выполнение эскиза рождественского венка. Подготовка соломки. Изготовление основы, каркаса венка. Оплетение каркаса. Соединение, закрепление конструкции.

4.2 Выполнение декоративных элементов венка

Обобщение знаний о плоских и объёмных плетениях. Показ новых современных нетрадиционных видов плетения. Примеры украшения венков.

Практические занятия.

Отработка новых нетрадиционных видов пленения. Плетение декоративных элементов венка в сочетании традиционных и современных техник плетения.

4.3 Соединение и декорирование венка

Правила соединения, отделки, декорирования готовой конструкции.

Практические занятия.

Соединение декоративных элементов. Крепление декоративных элементов к каркасной основе по эскизу. По усмотрению, декорирование дополнительными материалами: лентами, бусинами, цветными нитями и т.д.

  1. Головной убор. Шляпка

5.1 Выполнение плоских плетений для шляпки

История создания соломенных шляп. Традиционные белорусские соломенные шляпы. Шляпные мастерские Западной Европы. Изучение творчества известных модельеров соломенных шляп. Примеры и иллюстрации соломенных шляп. Современные соломенные шляпки. Использование разного вида соломки для плетения шляп. Определение внешнего вида и деталей.

Практические занятия.

Создание эскиза шляпки. Плетение 17-20 метров плетёнки «рогожка» или «зубатка».

5.2 Выполнение декоративных элементов

Характерные особенности декорирования головных уборов. Примеры декорирования шляп небольшими декоративными композициями из соломы. Выбор декоративных элементов.

Практические занятия.

Исполнение элементов декоративного оформления шляпки.

5.3 Соединение и декорирование шляпки

Этапы сборки готового изделия. Выбор способа сшивания. Соответствие элементов декорирования эскизу.

Практические занятия.

Сшивание донышка, тульи и полей в соответствии с эскизом. Закрепление декоративных элементов на готовом изделии. По усмотрению, декорирование дополнительными материалами: лентами, бусинами.

  1. Декоративная скульптура «Птица» из окрашенной соломы

6.1 Изготовление каркаса

Значение соломенной скульптуры в обрядах и праздниках белорусского народа. Показ работ народных мастеров. Образы птиц. Примеры и иллюстрации стоящих птиц из соломы. Традиции изготовления соломенной птицы. Значение стилизации. Особенности крашеной соломки. Основы цветоведения. Цветовой круг: основные и дополнительные цвета. Теплая и холодная цветовая гамма. Монохромность и контрастность. Типы цветовой гармонии: двухцветная, трёхцветная, четырёхцветная. Психологическое воздействие цвета. Особенности выполнения каркаса стоящей птицы с учётом соблюдения пропорций. Этапы и приёмы изготовления каркаса.

Практические занятия.

Выполнение эскиза стоящей соломенной птицы. Подготовка соломки к работе. Изготовление каркаса птицы. Плетение элементов для покрытия каркаса.

6.2 Выполнение крыльев, хвоста

Стилизация крыльев и хвоста птицы. Соблюдение пропорций. Основы знания цветоведения в подборе цветной соломы.

Практические занятия.

Подготовка соломки к работе. Изготовление цветных декоративных элементов для перьев, хвоста, крыльев, головы, ног разными способами плоского и объёмного плетения.

6.3 Сборка, декорирование

Соответствие выполненных элементов эскизу изделия. Варианты способов сшивания, склеивания. Требования к готовому изделию.

Практические занятия.

Закрепление готовых элементов на фигуре. Установка на подставку.

  1. Декоративная скульптура «Зубр» на каркасной основе

7.1 Выполнение каркаса зубра

Дать понятие о зубре, как символе Беларуси. Изучить основные анатомические особенности зубра. Дать понятие о стилизации в соломенной пластике. Стилизация зубра с сохранением пропорций. Примеры и иллюстрации зубра в разных направлениях декоративно-прикладного искусства. Дать понятие архитектоники. Особенности соломенной скульптуры зубра.

Практические занятия.

Стилизация зубра. Выполнение эскиза. Изготовление каркаса из проволоки, соломы, ниток, бумаги, ткани.

7.2 Выполнение элементов для покрытия зубра

Технологические приёмы выполнения шерсти из объёмных, плоских плетений, соломенных лент.

Практические занятия.

Подготовка соломки к работе. Изготовление соломенных лент, плоских и объёмных плетений для покрытия каркаса.

7.3 Соединение, декорирование готовой скульптуры

Требования, предъявляемые к готовому изделию. Соответствие элементов изделия эскизу. Примеры декорирования. Способы сшивания, склеивания.

Практические занятия.

Крепление плетений на каркасе по эскизу. Сшивание, склеивание. Декорирование головы животного. Оформление готовой работы.

  1. Творческие проекты

8.1 Составление эскиза

Разработка идеи творческого проекта. Подготовка эскиза. Поэтапная детализация выполнения творческих работ по собственному эскизу.

Практические занятия.

Сбор и обработка информационного материала по теме. Составление эскиза на заданную тему.

8.2 Выполнение работы по эскизу

Определение этапов выполнения работы по эскизу. Технология изготовления.

Практические занятия.

Подготовка соломки. Создание основы будущей работы. Выполнение дополнительных декоративных элементов по эскизу. Соединение элементов в готовую работу.

 

8.3 Оформление, подготовка проекта к защите

Определение вариантов оформления творческих работ по собственному эскизу. Подготовка проекта к защите. Обзор пройденных тем, повторение, закрепление теоретического материала.

Практические занятия.

Оформление творческой работы. По усмотрению, добавление дополнительных элементов и/или декорирование изделия дополнительными материалами: ленты, бусины, цветные нити и другие материалы.

Массовые мероприятия

Посещение выставок по направлению декоративно-прикладного творчества. Экскурсии на выставки соломоплетения белорусских мастеров. Выставки курсовых и дипломных работ выпускников колледжа декоративно-прикладного искусства им. Кедышко, УО «Минская государственная гимназия-колледж искусств», БГПУ им. Максима Танка, БГУКИ.

Итоговое занятие

На итоговом занятии проводится аттестация по результатам освоения содержания всей программы. Формами аттестации являются: теоретическая форма (опрос по теоретическому материалу изученных тем) и практическая форма (защита обучающимися своего творческого проекта). Награждение активных учащихся народной студии.

Ожидаемые результаты

По окончании учащиеся должны

знать:

— отличительные особенности белорусского соломоплетения и соломоплетения других стран;

— современных мастеров соломоплетения и их работы;

— отличительные особенности работы с разными видами соломы;

— способы холодного и горячего отбеливания соломки.

— крашение соломки искусственными и натуральными красителями;

— способы получения соломенных полос;

— белорусские традиции изготовления пауков, венков, соломенных головных уборов, скульптуры;

— уметь планировать последовательность операций при изготовлении работы;

— основы цветоведения;

— основы стилизации в декоративной композиции;

— правила безопасности труда;

— правила нахождения и работы в коллективе;

— основы проектной деятельности;

уметь:

— проявлять самостоятельность в творчестве, вкладывая собственный смысл в создаваемую творческую работу;

— осуществлять поиск необходимой информации при разработке проекта;

— работать с инструментами, клеем, нитками, проволокой, красителями;

— составлять схемы и эскизы для работ;

— изготавливать каркасы для соломенных скульптур;

— самостоятельно выполнять из соломки объёмные работы;

— сочетать в одном изделии разнородные материалы;

— изготавливать работы на конкретную тематику;

— выполнить авторскую конструкцию с декоративными элементами;

— понимать причину успеха и неуспеха учебной деятельности;

— уметь аккуратно и правильно оформить изделие;

владеть:

— основными средствами передачи художественного образа;

— навыками работы с соломкой и необходимыми инструментами;

— навыками соединения отдельных частей работы в одно целое;

— навыками декорирования и оформления готовой работы;

— навыками эмоциональной сферы, имеют устойчивый навык работы в коллективе.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Подведение итогов реализации программы народной студии «Золотые руки» осуществляется посредством участия в конкурсах и выставках, оценки творческих работ, проведения персональных выставок учащихся, самоанализа и коллективного анализа работ. Показателем результатов образовательного процесса также является защита творческого проекта и ответы на теоретические вопросы во время итоговой аттестации на итоговом занятии (Приложение). Учитывается также активность учащихся в посещении выставок, конкурсов по направлению деятельности, их анализ и отзывы.

 

Формы и методы реализации программы

Реализация образовательного процесса в рамках программы «Золотые руки» проходит на трёх уровнях овладения изучаемого материала:

  • усвоение теоретических знаний;
  • формирование умений и навыков прикладного характера;
  • совершенствование навыков до мастерства.

В программе предусматривается углубленное изучение отличительных особенностей и возможностей материала, развитие практических умений и навыков соломоплетения и дальнейшее совершенствование мастерства соломоплетения.

Теоретическая часть предполагает углубление специальных знаний по технологии изготовления изделий из соломы, расширение представлений обучающихся о ценностях национальной культуры и её связи с современной культурой Беларуси и мировой культурой.

Обучающиеся продолжают изучение различных аспектов такого вида декоративно-прикладного творчества как соломоплетение: история, национальные особенности, современные направления развития соломоплетения, известные мастера и их работы, техники, приёмы. Данные знания, в свою очередь, содействуют активизации творческого начала и его эффективной реализации в процессе созидательной деятельности. Приобщение к традициям декоративно-прикладного искусства способствует эстетическому, духовно-нравственному воспитанию, формированию национального самосознания.

На практических занятиях обучающиеся закрепляют умения,  сформированные в ходе освоения содержания программы базового уровня обучения и овладевают рациональными конструктивными приёмами и профессиональными навыками художественной обработки соломы. Закрепление полученных знаний и умений, отработка практических навыков, их применение на практике осуществляется в ходе выполнения работ по темам программы, самостоятельного творческого проекта.

Приобретение умений и навыков обработки соломы и декорирования соломенных изделий в образовательном процессе объединения по интересам «Золотые руки» создает прочную основу для развития художественных способностей обучающихся.

Организационные формы педагогического взаимодействия: групповая, мелкогрупповая и индивидуальная, в зависимости от темы занятия, вида деятельности, уровня усвоения материала.

На занятиях рекомендуется использовать здоровьесберегающие технологии:

-чередование теоретической, практической и игровой деятельности;

-проведение физкультминуток;

-использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики;

-личностно – ориентированный подход в обучении, мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, соответствие используемых методических приёмов возрастным и индивидуальным возможностям учащегося).

В процессе реализации программы применяются следующие методы обучения:

-словесный метод: объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация;

-метод практико-ориентированной деятельности: упражнения;

-проектно-конструкторский метод: создание конструкций, создание творческих работ, создание произведений декоративно-прикладного искусства, создание и реализация проектов;

-метод графических работ: составление эскизов;

-метод игры: развивающие, познавательные игры; игры, нацеленные на развитие памяти, воображения;

-наглядный метод: наблюдения, иллюстрации, демонстрации;

-использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности в декоративно-прикладном искусстве.

В основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения лежит оценка результатов образовательного процесса. С этой целью проводится контроль и аттестация учащихся.

Формы текущего и итогового контроля освоения знаний и умений. Текущий педагогический контроль осуществляется средствами наблюдения, беседы, самостоятельного выполнения творческого задания или части задания, проводимыми в ходе учебного занятия, а также текущих просмотров творческих работ после изучения разделов программы с обсуждением, в котором участвуют все учащиеся.

Итоговый контроль знаний и умений учащихся может быть проведён в конце года обучения в форме: итоговой выставки,  мастер-класса для детей, участия в конкурсах и выставках. Реализация такого контроля проводится также на итоговом занятии в конце освоения содержания всей программы.

Оценкой результатов образовательного процесса также является текущая и итоговая аттестации.

Текущая аттестация проводится после изучения разделов программы. Предполагает проведение выставки, просмотра творческих работ и опроса учащихся по изученным темам программы.

Итоговая аттестация осуществляется на итоговом занятии в конце года обучения. Проверяются знания учащихся по темам всей программы и проходит защита итогового творческого проекта.

Формы проведения итоговой аттестации:

– теоретическая форма. Проводится в форме устного опроса по теоретическим вопросам (Приложение);

– практическая форма (защита творческого проекта).

Творческие проекты

Практической     формой аттестации является защита итогового творческого проекта. Основные этапы работы над проектом:

  1. Погружение в тему проекта. Выявить проблемное поле по теме проекта, определить конечный результат.
  2. Разработать идею, поставить цель и сформулировать задачи проекта. Первоначальную идею изобразить в виде эскизов на бумаге.
  3. Этап реализации. Определить ресурсы и сроки выполнения проекта. Выполнить работы по эскизу, оформить готовую работу. Подготовка к защите проекта.
  4. Итоговый этап. Оценить качество выполненной работы, защита проекта; провести анализ успехов и ошибок.

 

Литература и информационные источники

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-3.
  2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.
  3. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».
  4. Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 43» от 24.07.2017 №78.
  5. Бохм-Дюшен, М. Современное искусство: уч. пособие / М. Бохм-Дюшен. – М. : Астрель, АСТ, 2001.
  6. Булыгина, Г. Е. Чудо-соломка / Г. Е. Булыгина. – Екатеринбург : Формат, 2012.
  7. Горнова, Л. В. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / Л. В. Горнова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 250 с.
  8. Гриб, А. А. Плетение из соломки и других материалов / А. А. Гриб. – М. : Современная школа, 2007. – 240 с.
  9. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога / Г.М. Коджаспирова. – Минск, 1994.
  10. Козлова, З. В. Бытовые изделия из соломки / Н.М Кузнецова, Т. И. Кизеева,Т.А. Репина; под ред. З.В.Козлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
  11. Кузнецова, Н. М. Возьми простую соломку / Н.М. Кузнецова, О. А. Лобачевская — Минск: Полымя, 1988. – 142 с.
  12. Лобачевская, О. А. Плетение из соломки / О. А. Лобачевская; под ред. Л.Б. Мартынова. – М. : Культура и традиции, 2000. – 207 с.
  13. Лобачевская, О. А. Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / О. А Лобачевская. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2008. – 152 с.
  14. Масленникова, Ю. Н. Изделия из соломки / Ю. Н. Масленникова. —  М. : Проф-Издат, 2008. – 80 с.
  15. Никулина, О. П. Декоративные изделия из соломки своими руками / О. П. Никулина; под ред. А. М. Спивак. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 142 с.
  16. Объединения по интересам изобразительного и декоративно-прикладного творчества: пособие для педагогов учреждений доп. образования детей и молодёжи, общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / Н. Д. Андреюк [и др.] ; под ред. Н. В. Гришкевич, Т. А. Сидоревич. – Минск : Нац. ин-т образования, 2015. – 272 с.
  17. Панфилова, Т. Ф. Обучение детей с природными материалами: Методика и практика / Т. Ф. Панфилова. – М. : Школьная пресса, 2004. – 48 с.
  18. Репина, Т. А. Художественные изделия из соломки / Т.А. Репина. – Минск: Беларусь, 2008. – 288 с.
  19. Репина, Т. А. Художественные изделия из соломки: Спецтехнология: учеб. пособие для ссузов / Т. А. Репина. – Минск : Беларусь, 2006. – 287 с.
  20. Сахута, Е.М. Белорусское народное искусство / Е. М. Сахута. – Минск : Беларусь, 2011.
  21. Фитч, Б. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивка, аппликация: перевод с англ. яз. / Б. Фитч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 98 с.

Интернет-ресурсы

  1. Режим доступа: http://vk.com/m_solomka
  2. Режим доступа: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/651
  3. Режим доступа: http://strawcraft.narod.ru/galereya/galereya2str.htm
  4. Режим доступа: http://straw.iatp.by
  5. Режим доступа: http://soloma-love.narod.ru/

 

Литература и информационные источники для учащихся

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М. : Эксмо, 2005. – 64с.
  2. Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.– 217с
  3. Булыгина Г. Е. Чудо-соломка / Г. Е. Булыгина. – Екатеринбург : Формат, 2012.
  4. Ватагин В.А  Изображение животного. – Москва: Сварог и К, 1999.
  5. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 8 т. / В.Г. Власов.- СПб. : Лита. 2001. – 615 с.
  6. Гриб А. А. Плетение из соломки и других материалов / А. А. Гриб. – М. : Современная школа, 2007. – 240 с.
  7. Козлова З. В. Бытовые изделия из соломки / Н.М Кузнецова, Т. И. Кизеева Т.А. Репина; под ред. З.В.Козлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 224 с.
  8. Лобачевская О. А. Плетение из соломки / О. А. Лобачевская; под ред. Л.Б. Мартынова. – М. : Культура и традиции, 2000. – 207 с.
  9. Лобачевская О. А. Плетение из соломки: Техника. Приемы. Изделия: энциклопедия / О.А Лобачевская. – М. : АСТ-Пресс Книга, 2008. – 152 с.
  10. Масленникова Ю. Н. Изделия из соломки / Ю. Н. Масленникова. —  М. : Проф-Издат, 2008. – 80 с.
  11. Масленникова Ю.В. Изделия из соломки. [Текст] / Ю.В. Масленникова, 2008 . — 88 с.
  12. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве.- Минск: Беларусь, 2002
  13. Никулина О. П. Декоративные изделия из соломки своими руками / О.П. Никулина; под ред. А. М. Спивак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 142 с.
  14. Павлова И.И. Белхудожпромыслы. Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.: Спектрдиалог, 1999. – 88с.
  15. Репина Т. А. Художественные изделия из соломки / Т.А. Репина. – Минск: Беларусь, 2008. – 288 с.
  16. Репина Т. А. Художественные изделия из соломки: Спецтехнология: учеб. пособие для ссузов / Т. А. Репина. – Минск : Беларусь, 2006. – 287 с.
  17. Фитч Б. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивка, аппликация: перевод с англ. яз. / Б. Фитч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 98 с.

 

Интернет-ресурсы

  1. Режим доступа: http://vk.com/m_solomka
  2. Режим доступа: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/651
  3. Режим доступа: http://strawcraft.narod.ru/galereya/galereya2str.htm
  4. Режим доступа: http://straw.iatp.by
  5. Режим доступа: http://soloma-love.narod.ru/

6.Режим доступа: http://sanat.orexca.com/ru/

Приложение

Теоретические вопросы к аттестации

1.Современные мастера соломоплетения.

2.Зарубежный опыт соломоплетения.

3.Способы холодного и горячего отбеливания.

4.Крашение соломы искусственными красителями.

5.Крашение соломы натуральными красителями.

6.Расщепление, разглаживание, тонирование соломенных полос.

7.Инструменты и приспособления для работы с соломкой.

8.Виды подвесных конструкций.

9.Особенности подвесных конструкций зарубежных мастеров.

10.Разновидность модулей для подвесной конструкции «паук».

11.История рождественского венка.

12.Особенности выполнения венков.

13.Декоративные элементы подвесных конструкций.

14.Новые виды плоских и объёмных плетений современных мастеров.

15.Традиционная соломенная шляпа.

16.Шляпные мастерские Западной Европы.

17.Виды соломки, используемой для плетения шляп.

18.Отличительные особенности работы с ржаной, овсяной, пшеничной соломкой.

19.Известные модельеры соломенных шляп.

20.Особенности выполнения каркасной скульптуры.

21.Цветовой круг (основные, дополнительные цвета).

22.Теплая и холодная гамма.

23.Типы цветовых гармоний.

24.Монохромность, контраст.

25.Психологическое воздействие цвета на человека.

26.Понятие стилизации в соломоплетении.

27.Требования к готовому изделию.

28.Техника безопасного труда с колющими, режущими инструментами, электроприборами.

29.Техника безопасности при работе с красителями, клеями, отбеливателями.

30.Заготовка, чистка, сортировка соломенных снопов.

31.Понятие контраст-нюанс в композиции.

32.Понятие контраст-резонанс в композиции.

33.Понятие архитектоника в соломенной пластике.

34.Дополнительные материалы в соломенной композиции.

  1. Особенности соломки как природного материала.

36.Виды декоративной композиции: плоская, объёмная, полуобъёмная.

 

 

 

Разработчик:

Науменко Елена Анатольевна,

педагог дополнительного образования

государственного учреждения образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас