Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования

«Минский государственный дворец детей и молодежи»

Сектор «Городской центр психолого-педагогической помощи»

 

СОГЛАСОВАНО

Комитет по образованию

Мингорисполкома

01-09/263 от 05.09.2022

 

УТВЕРЖДАЮ                                                                     приказ директора МГДДиМ

от «29» августа 2022г.

№ 124-У

______________Н.М.Великая

 

 

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«РАДУГА НАСТРОЕНИЯ»

(социально-педагогический профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Психологическая культура»)

 

Разработчик: Кохович Татьяна Вячеславовна, педагог дополнительного образования

Методическое сопровождение: Рябова Ирина Владимировна, методист                       первой квалификационной категории

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 6 месяцев

РЕКОМЕНДОВАНО на заседании методического совета от «16» сентября 2022 г. протокол № 12/187

Минск 2022

Пояснительная записка

В последние годы в учреждениях дополнительного образования детей и молодёжи интенсивно развивается сеть объединений по интересам для дошкольников. Как правило, они ориентированы на интеллектуальное развитие ребёнка и подготовку детей к школе. Развитию же эмоциональной сферы ребёнка, к сожалению, не всегда уделяется достаточно внимания. Между тем развитие эмоциональной сферы является одной из приоритетных задач воспитания.

На протяжении дошкольного детства эмоциональная сфера ребенка претерпевает ряд закономерных изменений, обусловленных её усложнением и обогащением. Однако эти изменения возникают не сами по себе. Они появляются в процессе организованного и стихийного обучения в целом. Только качественно развивающаяся эмоциональная сфера ребёнка может служить одним из главных условий гармоничного развития его личности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они влияют на здоровье ребёнка, его взаимоотношения с детьми и взрослыми. Эмоциональное развитие тесно связано с познавательной и волевой сферами. Джон Мейер и Питер Саловей ввели понятие эмоционального интеллекта, который намного важнее чем IQ, намного важнее для профессиональных успехов и для построения отношений. Человек с высоким эмоциональным интеллектом будет успешнее в работе и будет успешнее в своих личных отношениях.

Программа объединения по интересам «Радуга настроения» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, формирование эмоциональной лексики, способности распознавать и адекватно выражать свои эмоции, осознавать свои эмоциональные переживания и управлять ими, понимать эмоциональное состояние других людей. Все эти навыки являются крайне важными в становлении личности растущего человека, его эффективной социализации в обществе.

Данные клинических исследований свидетельствуют о том, что если человек постоянно подавляет свои негативные эмоции, он становится подвержен риску психосоматических расстройств. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д.

Программа «Радуга настроения» как раз ориентирована на развитие эмоциональной сферы детей 5-6-ти лет. Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена следующими факторами: необходимость укрепления психического здоровья дошкольника, профилактика эмоционального неблагополучия, предупреждение возможных трудностей в адаптации ребёнка к школе,  формирование психологической культуры ребёнка.

В дошкольный период у детей активно развиваются психические процессы, формируются произвольное внимание и память. Первый опыт взаимодействия с окружающим миром ребенок получает в семье. Маленькие дети часто зависимы от их настроения, эмоций и физического состояния. Поскольку у дошкольников ещё нет полного осознания своих эмоциональных состояний, они легко перенимают образцы поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их. Дети дошкольного возраста часто пребывают «в плену эмоций» поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что может привести к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Если у ребёнка будут хорошо развиты способности к произвольной регуляции эмоций, ему будет гораздо легче адаптироваться к школьной жизни и учиться. Таким образом, эмоциональное развитие – одно из ключевых направлений развития личности. Это подтверждает необходимость и важность разработки таких программ и методик, которые бы решали проблему социально-эмоционального развития дошкольников.

Программа объединения по интересам «Радуга настроения» отличается содержательной новизной, а именно развитием эмоциональной сферы дошкольников посредством технологий игротерапии и арт-терапии. Поэтому реализация программы предполагает обучение дошкольников по двум предметам: «Полезная игра» (игротерапия) и «Волшебный помогатор» (арт-терапия).

Отличительной особенностью программы является работа в триаде «педагог-ребенок-родитель», что позволяет продуктивно решать многие психолого-педагогические задачи.

Данная программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи (социально-педагогический профиль), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 года  №123.

Цель – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством игровых и арт-терапевтических методик.

Задачи:

познакомить детей с основными эмоциями (радость, удивление, страх, гнев, грусть, обида);

научить распознавать и называть свои эмоциональные переживания;         научить определять эмоциональные состояния других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, жесты, голос, интонация и пр.);

познакомить детей с простейшими приемами саморегуляции в ситуации переживания негативных эмоций, развивать умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние в социально-приемлемой форме;

развивать способность к эмпатии и сопереживанию;

воспитывать социально-положительные личностные качества (доброту, вежливость, отзывчивость, дружелюбие, внимание и уважение к другим, чуткость и другие нравственные качества);

содействовать коррекции психоэмоционального состояния (снятие психоэмоционального напряжения, состояний агрессивности, тревожности, мышечных зажимов);

повышать у детей уверенность в себе;

развивать творческое воображение, фантазию и речь дошкольников развивать навыки общения и позитивного социального поведения.

 

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей 5-6 лет. Наполняемость групп 8-10 человек.

Продолжительность обучения в объединении по интересам составляет 6 месяцев (48 часов).

Занятия по предмету «Полезная игра» проходят 1 раз в неделю по 1 часу, всего 24 часа. Занятия по предмету «Волшебный помогатор» проходят 1 раз в неделю по 1 часу, всего 24 часа.

Структура каждого занятия: 35 минут – занятие с группой, 10 минут – игры и упражнения на снятие  умственной нагрузки, 15 минут – индивидуально-коррекционная работа с обучающимися по темам программы.

Содержание программы может быть изменено психологом в зависимости от психологических особенностей детей, образующих группу.

 

Материально-техническое обеспечение

Кабинет должен быть оборудован в соответствии с нормами и требованиями к организации групповых психологических занятий:

телевизор/ плазменная панель;

компьютер/ноутбук;

флип-чарты;

столы и стулья, соответствующие дошкольному возрасту;

мягкое покрытие для пола;

подставки для письма;

игровой «парашют»;

пальчиковые краски;

учебный игровой реквизит;

канцелярские принадлежности (краски, карандаши, цветные мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, картон, пластилин и т.д.).

 

 

 

 

 

 

«Полезная игра»

Учебно-тематический план

№ п/п  

Наименование

разделов, тем

Количество часов
Всего часов В том числе
Теоретических Практических
  Вводное занятие 1 1
1 Давай дружить 4 4
1.1. Приятно познакомиться 1 1
1.2. Один за всех и все за одного 3 3
2 Волшебный мир эмоций 19 3 16
2.1. Настроение бывает разным 2 0,5 1,5
2.2. Властелин своих эмоций 2 2
2.3. Управляю гневом 4 0,5 3,5
2.4. С обидой справлюсь я всегда 1 0,5 0,5
2.5. Побеждаю страх 4 0,5 3,5
2.6. Грустинку меняем на смешинку 2 0,5 1,5
2.7 Поделись улыбкой своей 3 0,5 2,5
  Итоговое занятие 1 1
  Итого 24 4 20

 

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с группой.

Ритуал-диагностика эмоционального состояния детей «Цвет моего настроения»[1].

Беседа на тему: «Кто такой психолог?».

Рассказ о Дворце, правилах поведения во Дворце.

Пространство кабинета.

Знакомство с правилами поведения на занятиях. Ритуал приветствия, прощания[2].

Тема 1. Давай дружить

1.1. Приятно познакомиться

Целевая установка – знакомство друг с другом, содействие адаптации в новом коллективе, снятие эмоционального напряжения и барьеров общения; создание благоприятной атмосферы для работы.

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Волшебный паровозик», «Дотронься до…», «Я вижу», «Паутинка дружбы», «Мои хорошие качества и достоинства», «У меня лучше всего получается…», «Ветер дует на…», «Мы с тобой похожи, мы отличаемся», «Цветик-семицветик».

 

1.2. Один за всех и все за одного

Целевая установка – развитие чувства единства, сплочённости и принадлежности к группе; развитие навыков совместной деятельности; формирование внимательного и бережного отношения друг к другу.

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Ласковое имя», «Мы – одно целое», «Соединиться по сигналу», «Только вместе», «Пингвины на Севере», «На льдине», «Я очень хороший», «Аплодисменты по кругу».

Комплекс игр и упражнений: «Эхо», «Поварята», «Дракон ловит хвост», «Паутина и паук», «Золотые ворота», «Подарок».

Игры с парашютом: «Волшебное слово», «Путешествие на вертолёте», «Погода на море», «Палатка», «Блюдечко с яблочком», «Игра в гольф», «Футбол», «Тореадор и бык», «Комплимент».

 

Тема 2. Волшебный мир эмоций

2.1. Настроение бывает разным.

Целевая установка знакомство с основными эмоциями (удивление, злость, обида, грусть, страх, радость), расширение представлений об эмоциях, их роли и функции в жизни человека, обучение распознаванию эмоциональных состояний других людей по различным признакам.

Практические занятия:

Мини-беседа «Мир эмоций и чувств». Комплекс игр и упражнений: «Имя и настроение», «Мелодия чувств», «Кубик настроения», «Зеркало», «Походка и настроение», «Раз, два, три, эмоцию за мной повтори», «Угадай эмоцию».

Комплекс игр и упражнений: «Пазл эмоций», «Лесовичок и его внучок», «Лото настроений», «Назови эмоцию», «Что было бы, если бы», «Раз, два, три, эмоция замри», «Попугай», «Шурум-бурум», «Испорченный телевизор».

 

2.2. Властелин своих эмоций

Целевая установка – развитие навыков саморегуляции и умения управлять своим настроением.

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Передай предмет необычным способом», «Прыг! Стоп!», «Чувство и его хозяин», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Тренируем эмоции», «В лесу», «Да, нет», «Карандаши», «Муха», «Молчание», «Говори», «Сова  и мышки», «Найди и промолчи».

Комплекс игр и упражнений: «Меняющаяся комната», «Охота на тигров», «Ловим комаров», «Маленькая птичка», «Хочухолки», «Щекотушка», «А-а-ах», «Не вижу – не слышу», «Четыре стихии», «Запретный номер», «Слушай хлопки», «Шаг за шагом», «Тень», «Слепой и поводырь», «Чемпион наоборот».

 

2.3. Управляю гневом

Целевая установка – знакомство с эмоцией гнева; формирование умений выражать неприятные эмоции социально приемлемым способом, снятие мышечных зажимов, развитие произвольности, обучение приёмам саморегуляции.

Мини-беседа на тему «Эмоция гнева: причины возникновения, роль в жизни человека, способы адекватного выражения». Пиктограмма эмоции «Злость». Отрывок из сказки Л. Толстого «Три медведя». Обсуждение.

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Найди злость», «Пазл злости», «Зеркало», «Филинг-бокс гнева», «На что похожа злость», «Закончи предложение».

Комплекс игр и упражнений: «Выскажи свою злость», «Звёздное дыхание» «Волшебный шарик злости», «В зоопарке», «Выбиваем пыль», «Снежки», «Подушечные бои».

Комплекс игр и упражнений: «Мишень» «Жужа», «Танец злости», «Заколдованный круг», «Ножки топают», «Ласковые лапки», «Сказка наоборот».

Этюды на расслабление мышц: «Воздушный шарик», «Кулачки», «Барабанщик», «Тряпичная кукла», «Стойкий оловянный солдатик», «Жираф», «Ёж», «Дрожащее желе», «Пылесос и пылинки». «Штанга», «Дровосек», «Косим травку», «Большая стирка», «Сосулька», «Снеговик», «Шалтай-болтай».

Упражнение-релаксация «Путешествие на облаке».

 

2.4. С обидой справлюсь я всегда

Целевая установка – знакомство с эмоцией обиды; обучение приёмам, которые помогают экологично проживать эмоцию обиды.

Мини-беседа на тему «Эмоция обиды». Пиктограмма эмоции «Обида». Стихотворение В. Орлова «Кто кого обидел первый?». Обсуждение.

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Найди обиду», «Пазл обиды», «Зеркало», «Филинг-бокс обиды», «На что похожа обида», «Закончи предложение», «Обзывалка», «Лопни шар», «Моделирование обиды», «Ты обиду не держи, поскорее расскажи», «Обиженный кустик».

 

2.5. Побеждаю страх

Целевая установка знакомство с эмоцией страха; обучение приёмам преодоления страхов и тревожных состояний; содействие в развитии уверенности в себе.

Мини-беседа на тему «Эмоция страха. Страхи есть у всех». Пиктограмма эмоции «Страх». Стихотворение «Трусов Фёдор». Мультфильм «Котёнок  Гав». Обсуждение. Мини-беседа на тему «Чем страх отличается от удивления».

 

 

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Найди страх», «Пазл страха», «Зеркало», «Филинг-бокс страха», «Когда я испуган, мой страх похож на…», «Закончи предложение», «Рыбаки и рыбка».

Комплекс игр и упражнений: «Маленькие приведения», «Лохматый пёс», «Кого не хватает», «Пугалки», «Если бы я был большой…», «Тень».

Комплекс игр и упражнений: «Жмурки», «Прогоняю страх», «Я тебя не боюсь», «Прятки», «Пчёлка в темноте», «Смелые ребята».

Разучивание заклинания против страхов и волшебной «кричалки» «Мы смелые и дружные».

 

2.6. Грустинку меняем на смешинку

Целевая установказнакомство с эмоцией грусти; обучение распознаванию «грустного настроения» по различным признакам; обучение приёмам проживания эмоции грусти; развитие эмпатии.

Мини-беседа на тему «Эмоция грусти». Пиктограмма эмоции «Грусть». Стихотворение «Мне грустно». Просмотр мультика «Ох и Ах». Обсуждение.

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Найди грусть», «Пазл грусти», «Зеркало», «Филинг-бокс грусти», «На что похожа грусть», «Закончи предложение».

Комплекс игр и упражнений: «Магическое свойство улыбки», «Рассмеши Царевну Несмеяну», «Весёлые обезьянки», «Грустный и весёлый осьминожка», «Скучно-скучно», «Мусорное ведро», «Подари улыбку другу».

 

2.7. Поделись улыбкой своей

Целевая установка – знакомство с эмоцией радости, обучение выражению и передаче эмоции радости с использованием различных выразительных средств.

Мини-беседа на тему «Эмоция радости». Стихотворение «Две сестры глядят на братца». Пиктограмма эмоции «Радость».

Практические занятия:

Комплекс игр и упражнений: «Найди радость», «Пазл радости», «Зеркало», «Филинг-бокс радости», «На что похожа радость», «Закончи предложение».

Комплекс игр и упражнений: «Солнышко весёлое», «Доставь радость по кругу», «Цветочек», «Встреча друга», «Солнечный зайчик», «Лучики радости», «Серебряное копытце», «Подарок».

 

Итоговое занятие

Большая психологическая игра «Путешествие в волшебную страну «Настроение»».

 

 

 

 

«Волшебный  помогатор»

Учебно-тематический план

№ п/п  

Наименование

разделов, тем

Количество часов
Всего часов В том числе
Теоретических Практических
  Вводное занятие 1 1
1 Давай дружить 4 4
1.1. Знакомьтесь, это я 1 1
1.2. Мы – одна команда 3 3
2 Волшебный мир эмоций 19 3 16
2.1. Цветное настроение 2 0,5 1,5
2.2. Приручаем эмоции 2 0,5 1,5
2.3. Когда я злюсь, я могу 4 1 3
2.4. Обидчика прощаю, обиду отпускаю 1 0,5 0,5
2.5. Помощники смелости 4 0,5 3,5
2.6. Если у меня грустное настроение 2 2
2.7. Море радости 3 3
  Итоговое занятие 1 1
  Итого 24 4 20

 

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Знакомство с группой.

Ритуал-диагностика эмоционального состояния детей «Цвет моего настроения»[3].

Беседа на тему: «Зачем мы здесь собрались?».

Оборудование кабинета, организация рабочего места.

Ритуал приветствия, прощания[4].

Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта посредством проективной методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

 

Тема 1. Давай дружить

1.1. Знакомьтесь, это я

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Вот я какой(ая)», «Дерево любви».

 

1.2. Мы – одна команда

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Моя планета, «Вселенная нашей группы».

Просмотр психологического мультфильма «Самый большой друг» на тему дружбы, обсуждение. Сочинение и проигрывание сказки «Когда у тебя много друзей».

Арт-терапевтическое упражнение: «Ладошка дружбы».

 

Тема 2. Волшебный мир эмоций

2.1. Цветное настроение

Мини-беседа «Все эмоции нужны, все эмоции важны».

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Облака настроений», «Мой домик настроения».

Арт-терапевтическое упражнение в технике пластилинографии: «Разноцветный зверёк».

 

2.2. Приручаем эмоции

Мини-беседа на тему «Самые непослушные эмоции. Как стать хозяином своих чувств». Обсуждение.

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Дневник эмоций», «Календарь эмоций».

Арт-терапевтическое упражнение: «Эмоциометр».

 

2.3. Когда я злюсь, я могу

Мини-беседа «Разозлиться может каждый». Прочтение сказки «Три сына». Обсуждение.

Мини-беседа «Что таит айсберг гнева».

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Портрет Злости», изготовление «Ёмкости для крика».

Арт-терапевтические упражнения: «Взбесившийся карандаш», «Сегодня правил нет».

Арт-терапевтическое упражнение: изготовление чек-листа «Когда я злюсь, я могу…» (волшебного плаката-помощника).

 

2.4. Обидчика прощаю, обиду отпускаю

Мини-беседа о негативных последствиях непроработанной обиды. Прочтение сказки «Как зайчик обиделся на свою маму». Обсуждение.

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Портрет Обиды», «Не копи обиду», «Стакан обиды».

 

2.5. Помощники смелости

Мини-беседа на тему «Светофор страхов».

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Портрет Страха», «Портрет Смелости», «Мой защитник от страхов» (изготовление из солёного теста «фигурки-защитника» от страхов).

Арт-терапевтические упражнения: «Я перерос свои страхи», «Запираем страхи в банку», «Приручаю страх», «Чего боится мой страх».

Арт-терапевтические упражнения: «Маска супер-героя», «Щит храбрости», «Талисман смелости», «Уменьшитель страхов».

Арт-терапевтическое упражнение: изготовление плаката-помощника «Бесстрашный лабиринт».

 

2.6. Если у меня грустное настроение…

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Портрет Грусти», «Сундучок хорошего настроения».

Арт-терапевтическое упражнение: изготовление волшебного цветочка-помощника «Если у меня грустное настроение…».

 

2.7. Море радости

Практические занятия:

Арт-терапевтические упражнения: «Портрет Радости», изготовление волшебного ресурс-плаката «Море радости».

Арт-терапевтическое упражнение «Схема заботы о себе».

Арт-терапевтическое упражнение «От всего сердца».

 

Итоговое занятие

Арт-терапевтическая игра-демонстрация «Полезный чемоданчик».

Повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта посредством проективной методики «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций».

 

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся будут

знать:

основные/базовые эмоции (радость, удивление, страх, гнев, грусть, обида);

простейшие приёмы саморегуляции в ситуации переживания негативных эмоций (снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, агрессивности).

уметь:

определять и называть свои эмоциональные переживания;

адекватно выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

понимать эмоциональное состояние других людей.

работать в группе;

владеть:

навыками преодолевания негативными эмоциями;

         навыками  общения, контроля собственных эмоции.

 

Формы подведения итогов реализации программы

В процессе занятий проводится индивидуальная диагностика с использованием метода наблюдения и проективных психологических методик (цветовой тест Люшера, методика «Волшебная страна чувств» и «Несуществующее животное»). Для определения эмоционального состояния детей в начале и в конце каждого занятия используется ритуал-диагностика «Цвет моего настроения».

По запросу родителей может проводиться дополнительная диагностика семейных отношений, с использованием следующих проективных методик: «Моя семья», «Семейка животных». Для более подробной диагностики детско-родительского взаимодействия используется опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская), и методика «Совместный рисунок» с последующим описанием.

Текущий контроль – наблюдение, обратная связь, диагностика на занятиях и по запросу родителей – позволяет осуществить мониторинг эмоционально-личностного развития детей. Полученные результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, а также свидетельствовать о необходимости внесения небольших корректив в программу.

Итоговый контроль знаний и практических умений обучающихся осуществляется на итоговых занятиях, которые проводятся в форме игр. По предмету «Полезная игра» итоговое занятие проходит в форме большой психологической игры «Путешествие в волшебную страну «Настроение»». На занятии дошкольники погружаются в сказочную игру, по сюжету которой злая ведьма заколдовала все эмоции, в стране «Настроение». Чтобы спасти эмоции, обучающиеся должны пройти 6 станций и выполнить на каждой из них определенное задание:

станция «Вулкан злости»: назвать социально-приемлемые способы выражения злости;

станция «Пещера страха»: пройти лабиринт со страхами;

станция «Пустыня грусти»: выстроить путь от грустного настроения к радостному;

станция «Горы обиды»: подвижная игра-пауза «Кто как обиделся?»;

станция «Удивительный лес»: собрать пазл эмоции «удивление»;

станция «Океан радости»: вспомнить и рассказать ситуацию, ассоциирующуюся с радостью.

Итоговое занятие по предмету «Волшебный помогатор» проходит в форме арт-терапевтической игры-демонстрации «Полезный чемоданчик». На занятии обучающиеся показывают свои творческие работы, выполненные в ходе арт-терапевтических упражнений по различным темам,  делятся своим опытом и впечатлениями. Таким образом, каждый ребенок собирает свой символический «Полезный чемоданчик».

 

Формы и методы реализации программы

Все занятия в объединении по интересам практические. Основными формами организации работы на занятиях являются фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Для изучения теоретического материала используются такие словесные и наглядные методы как прослушивание/чтение тематических рассказов, сказок, стихотворений, просмотр мультфильмов, видеороликов с обязательным обсуждением (беседа, приёмы «Вопрос-ответ», «Я узнал(а), что…» и т.д.)

Игровые методы и технологии составляют основу занятий.

Используемые на занятиях технологии игротерапии (предмет «Полезная игра») помогают выявить проблемы в поведении, психике или развитии детей. В игре дошкольники учатся способам решения этих проблем. Сюжетно-ролевые игры, проигрывание этюдов на выражение эмоций, развивающие игры и упражнения позволяют корректировать эмоциональные нарушения, развивать у обучающихся правильные взаимоотношения с окружающим миром. Тем самым, игротерапия способствует восстановлению и гармоничному развитию психического и эмоционального здоровья ребёнка.

На занятиях по предмету «Волшебный помогатор» активно используются техники и упражнения арт-терапевтических технологий (рисуночные техники, пластилинография, сказкотерапия, театр-терапия). Применение данных методов помогает эффективно диагностировать состояние эмоциональной сферы дошкольников, способствовать её развитию и гармонизации. С помощью арт-терапевтических методик эффективно прорабатываются такие проблемы как агрессивность, неуверенность, тревожность, застенчивость детей, трудности осознания, принятия и конструктивного отреагирования своих чувств и эмоций. Арт-терапевтические упражнения являются эффективным инструментом для повышения самооценки дошкольника и укрепления уверенности в себе.

На занятиях каждый обучающийся создает свой творческий продукт (рисунок, сказка, история, плакат, игрушка-оберег и т.д.), который носит смысловую психологическую нагрузку для каждого индивидуально и является своеобразным «помощником» для ребенка в преодолении его психологических проблем.

Все занятия начинаются с ритуала приветствия, порядок проведения которого обучающиеся совместно с педагогом определяют ещё на первом вводном занятии.

Все занятия имеют общую, но гибкую по содержанию структуру:

Организационный этап:

ритуал приветствия;

ритуал-диагностика эмоционального состояния «Цвет моего настроения»;

создание эмоционального контакта и позитивного настроя в группе;

актуализация имеющихся знаний.

Практический этап:

подача новой информации с опорой на имеющиеся знания и умения;

отработка и закрепление полученных знаний и умений в ходе самостоятельной и групповой работы.

Рефлексивный этап:

подведение итогов занятия;

обобщение полученных знаний и умений;

ритуал-диагностика эмоционального состояния «Цвет моего настроения»;

ритуал прощания.

На занятиях используются здоровьесберегающие методы: физкультминутка и динамические паузы (гимнастика для глаз, подвижные игры, упражнения для правильной осанки, элементы психогимнастики).

На занятиях дети сидят в кругу, так как именно замкнутый круг является символом завершенности и целостности, что позволяет создать особую, благоприятную атмосферу доверия, сплочённости и комфорта.

Работа с родителями проводится в форме бесед, бесед с элементами тренинга. Практикуются совместные занятия родителей с детьми, направленные на эмоциональное сближение членов семьи, ребёнка и родителей; на развитие доверительных взаимоотношений, умений снять напряжение и управлять эмоциями (упражнения «Конверты радости и огорчений», «Наш семейный плакат» и др.).

По запросам родителей им оказывается психолого-педагогическая помощь (индивидуальные и групповые консультации по вопросам гармоничного развития личности ребенка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и информационные ресурсы

  1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста./Е.Е. Алексеева. — СПБ.: Речь, 2007. – 283с.
  2. Артпедагогика и  арттерапия  в  специальном  образовании:  учеб.  для  вузов  /  Е.А.  Медведева,  И.Ю.  Левченко,  Л.Н.  Комиссарова,  Т.А.  Добровольская.  М.:  Академия,    —  248  с.
  3. Вальден, Либби. Мои чувства / Либби Вальден; перевод с английского: Михаил Яснов; иллюстратор: Ричард Джонс. – СПб.: Поляндрия принт, 2018. – 32с.: ил.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком как?/Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Г.А. Карасёва. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 304с.
  5. Грюгвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи / Пер. с англ. 2-е стереотип. изд. – М., Когито-Центр, 2014. -415с. (Мастер-класс)
  6. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций [Текст] : пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М.: Айрис–пресс, 2004. – 160 с.
  7. Жигалко, О.Н. Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: практическое пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования./О.Н. Жигалко. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 84 с.
  8. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей./А.И. Захаров. – СПб., Речь, 2007. – 320с.
  9. Изард, К.Э. Психология эмоций./К.Э. Изард. СПб., М., Харьков, Мн., 2000. – 464с.
  10. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика [Текст] : учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М. : Академия, 2004. – 288 с.
  11. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. 2 изд. [Текст] / Е. П. Ильин. Спб.: Издательский дом «Питер», 2013. – 784 с.
  12. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014. – 62 с.
  13. Калинина, Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб./Р. Калинина. СПб.: Издательство «Речь», 2004. – 160 с.
  14. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. — М.: Генезис. 2002. – 272с.
  15. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей./Н.Л.Кряжева. Екатеринбург, 2004. – 192с.
  16. Кулинцова, И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок./И.Е. Кулинцова. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 169с.
  17. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с., ил.
  18. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений./В.М. Минаева. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с.
  19. Млодик, И. Ю. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. (Родительская библиотека)./И.Ю. Млодик. — М.: Генезис, 2009. 3-е изд. – 232 с.
  20. Ньюфелд Гордон, Матэ Габор. Не упускайте своих детей / Габор Матэ, Голдон Ньюфелд / Перевод Петровой Е., Абрамовой А., Шапиро Б. – 3-е изд., доп. – М.: Ресурс, 2018. – 448с.
  21. Олифирович Н.И. Индивидуальное психологическое консультирование: Теория и практика / Н. И. Олифирович. – Мн.: Тесей, 2005. – 264с. – (Современная психология и психотерапия).
  22. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2013. – 368с.: ил. – (Серия «Сам сеье психолог»).
  23. Педагогика и психология семейного вомпитания / М. П. Осипова [ и др.]; под ред. М. П. Осиповой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 360с.
  24. Петрановская Л. В. Большая книга про вас и вашего ребенка / Л. В. Петрановская — Москва: Издательство «АСТ», 2017 — 432с. – (Большая книга о воспитании).
  25. Семенака, С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – 3-е изд., испр. и доп./С.И. Семенака. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  26. Тренинг по сказкотерапии./Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. — СПб.: Речь, 2006. – 176с.
  27. Фабер, А. Как говорить, что бы дети слушали, и как слушать, что бы дети говорили./Адель Фаберо, Элейн Мазлиш; [пер. с англ. А. Завельской]. – М.: Эксмо, 2012. – 336с.
  28. Хухлаева, О.В. «Лесенка радости». Коррекции негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте./О.В. Хухлаева. – М.: Совершенство, 2005. – 80с.
  29. Целуйко, В. М. Вы и ваши дети. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / Валентина Целуйко. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. – 430, [2] с. – (Семья, Психолог и Я).
  30. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. 2-е изд., расшир. и доп./Э.Г. Эйдемиллер. — СПб.: Питер, 2000. – 672с.
  31. Эмоции. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. Издательство «Маленький Гений-Пресс».

 

 

 

 

[1] Проводится в начале и в конце каждого занятия

[2] Проводится на каждом занятии

[3] Проводится в начале и в конце каждого занятия

[4] Проводится на каждом занятии