Учреждения дополнительного образования Контакт Программа студии "Изобразительное искусство"

Программа студии «Изобразительное искусство»

-

- - -
  УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

___________

«___» ___________ 2017 г.

 

 

ПРОГРАММА СТУДИИ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

( художественный профиль, образовательная область «Изобразительное искусство», повышенный уровень изучения)

 

Разработчик:

Мизин Константин Александрович,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

 

Методическое сопровождение:

Козич Лариса Фёдоровна,

методист высшей квалификационной категории

 

Государственное учреждение образования «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Контакт» г. Минска»

 

Возраст учащихся –14 -18 лет

Срок реализации программы – 1 год

Минск, 2017

 

Пояснительная записка

Художественное образование призвано решать задачи эстетического воспитания и формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых художников, готовить активных творчески мыслящих личностей, а наиболее способных к дальнейшей учёбе в области изобразительного искусства.

Актуальность программы повышенного уровня студии «Изобразительное искусство» заключается в том, что учащиеся находят чёткие ориентиры в определении профессиональных приоритетов, а также в рациональных способах их осуществления.

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессий художественного профиля связана с двумя сопряжёнными обстоятельствами:

  1. – погружение учащегося в мир художественных средств выражения с дальнейшим формированием осознанного выбора профессии. Это решается на уровне освоения базового уровня программы студии «Изобразительное искусство», которая предполагает, прежде всего, решение задач общего развития учащихся, развития способностей и задатков в художественном творчестве, приобретения специальных знаний и практических умений.
  2. – формирование изобразительных знаний и умений, выработка рационального поведения, обеспечивающего комфортное психологическое состояние во время сдачи творческого экзамена. Это решается на уровне освоения программы повышенного уровня студии «Изобразительное искусство», что позволяет учащимся проявить свои личные возможности, получить основы профессиональных знаний и мастерства.

Программа студии «Изобразительное искусство» с повышенным уровнем изучения предусматривает достижение высоких личных показателей учащихся в теоретических знаниях и их практическом применении, формирует умения самостоятельно претворять свою творческую идею в жизнь.

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодёжи художественного профиля, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи.

Реализация программы должна осуществляться в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодёжи, специализированным учебно-спортивным учреждениям» с изменениями и дополнениями от 24.07.2017 № 78.

 

Цель: обучение рисунку, живописи, композиции с усложнёнными объектами изображения.

Задачи

Образовательные:

  • обучить практическим приёмам и навыкам изобразительного мастерства на уровне требований творческих вступительных экзаменов в ВУЗы и средне специальные учебные заведения художественного профиля;
  • расширить и углубить знания по рисунку, живописи и композиции;
  • познакомить с творчеством отдельных мастеров различных эпох и стилей.

Воспитательные:

  • воспитывать целеустремлённость и стремление к познанию;
  • воспитывать трудолюбие.

Развивающие:

  • развивать мотивацию к профессии художественного профиля;
  • развивать ассоциативное, логическое, творческое мышление;
  • развивать технологические навыки изображения.

 

Для освоения программы повышенного уровня принимаются те учащиеся, которые успешно прошли курс базового уровня обучения студии «Изобразительное искусство» и выразили желание продолжить обучение на повышенном уровне, а также учащиеся, которые по результатам собеседования владеют базовыми навыками и знаниями в изобразительном искусстве.

Программа предназначена для учащихся в возрасте 14-18 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Форма организации образовательного процесса групповая. Наполняемость групп не менее 8 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год.)

Обеспечение программы

Нормативное:

  • Кодекса Республики Беларусь об образовании от 13.01.11 № 243 – 3;
  • Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи;
  • типовая программы дополнительного образования детей и молодёжи: художественный профиль (Министерство образования РБ, 2017).

Материально-техническое:

  • в помещении обязательно наличие мебели для хранения материалов, классной доски, мольбертов, стульев; аудио и видео воспроизводящая аппаратура;
  • инструменты и материалы:
    • простые, цветные карандаши,
    • ластики,
    • акварельные и гуашевые краски,
    • кисти,
    • бумага формата А4, А3, А2,
    • материалы для коллажа и аппликации,
    • клей ПВА.

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования, работающий по данной программе, должен иметь высшее или средне специальное педагогическое образование по специальности изобразительное искусство.

Информационно-методическое:

  • наглядный материал:
    • гипсовые слепки голов,
    • розетки,
    • гипсовые геометрические фигуры,
    • натюрмортный фонд, состоящий из предметов быта, драпировок;
  • технологические карты занятий;
  • программа вступительных испытаний для лиц, имеющих общее базовое образование, для получения среднего специального образования по предмету “Творчество”, поступающих в государственное учреждение образования “Гимназия-колледж искусств имени И.О. Ахремчика” (программа требования к вступительным экзаменам по дисциплине «творчество» и критерии оценки работ абитуриентов);
  • обучающая литература по изобразительному искусству;
  • аудио и видеоматериалы по темам занятий.

 

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
Всего часов В том числе
Теоретических Практических
  Вводное занятие 3 3
1 Рисунок 90 26 64
1.1 Натюрморт из крупногабаритных предметов (табурет, самовар, поднос и т.д.). 15 5 10
1.2 Рисунок общего слепка носа и рта Давида. 15 5 10
1.3 Гипсовая голова Антиноя. 15 5 10
1.4 Гипсовая голова Юлия Цезаря. 15 5 10
1.5 Голова человека. Живая натура. 15 5 10
1.6 Зарисовка сидящей фигуры человека. 12 1 11
1.7 Текущая аттестация по разделу «Рисунок». 3 3
2 Живопись 60 17 43
2.1 Натюрморт с лежащей на боку корзиной, драпировкой и фруктами. 12 2 10
2.2 Натюрморт из предметов национального быта в интерьере. 15 5 10
2.3 Этюд головы человека на нейтральном фоне в технике гризайль. 15 5 10
2.4 Этюд одетой фигуры человека на светлом фоне. 15 5 10
2.5 Текущая аттестация по разделу «Живопись». 3 3
3 Композиция 60 19 41
3.1 Основные средства композиции 12 4 8
3.2 Формальная композиция 15 5 10
3.3 Декоративная композиция 15 5 10
3.4 Тематическая композиция 15 5 10
3.5 Текущая аттестация по разделу «Композиция». 3 3
  Экскурсии, массовые мероприятия В рамках тем программы
Итоговое занятие 3 3
Итого 216 65 151

 

 

 

Содержание образовательных областей

 

Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Рисунок, живопись, композиция как виды изобразительного искусства. Ознакомление с правилами безопасного поведения в студии.

 

Раздел 1.    Рисунок

Тема 1.1.    Натюрморт из крупногабаритных предметов (табурет, самовар, поднос и т.д.).

Изображения натюрмортов из крупногабаритных предметов школы реалистического направления (Машков, Кончаловский и др.). Построение разноуровневых ракурсов. Работы Дайнеки и Данцига как классический пример построения разноуровневых ракурсов.

Практические занятия.

Выполнение рисунка натюрморта, используя принцип организации изображения разноуровневых ракурсов.

 

Тема 1.2.    Рисунок общего слепка носа и рта Давида.

Эстетическое восприятие человека в эпоху Ренессанса. Анатомические особенности лицевой части головы человека. Построение формообразующих площадок головы.

Практические занятия.

Рисунок с натуры носа и рта Давида с учётом академических норм.

 

Тема 1.3.    Гипсовая голова Антиноя.

Человек в Античном искусстве. Использование профильного среза при определении характера лицевой части.

Практические занятия.

Рисунок с натуры головы Антиноя с выполнением предварительного эскиза профильного среза.

 

Тема 1.4.    Гипсовая голова Юлия Цезаря.

Особенности изображение исторической личности в скульптуре эпохи Древнего Рима. Составление общего представления о «большой» форме головы.

Практические занятия.

Рисунок гипсовой головы Юлия Цезаря.

 

Тема 1.5.    Голова человека. Живая натура.

Изучение правил построения рисунка живой головы. Графическое моделирование живой головы человека.

 

Практические занятия.

Рисунок с натуры мужской головы натурщика с ярко выраженными анатомическими формами с соблюдением академических требований.

 

Тема 1.6.    Зарисовка сидящей фигуры человека.

Сведения о пластической анатомии фигуры. Построение фигуры человека на основе системы упрощённых форм Дюрера. Определение пропорций основных частей фигуры. Графическое моделирование фигуры человека.

Практические занятия.

Зарисовки с натуры фигуры человека.

 

Тема 1.7.    Текущая аттестация по разделу «Рисунок».

Практические занятия.

Просмотр и анализ выполненных работ по разделу «Рисунок».

 

Раздел 2.    Живопись

Тема 2.1.    Натюрморт с лежащей на боку корзиной, драпировкой и фруктами.

Гармония цвета в живописи на примерах мастеров Голландской живописи 16 века. Развитие цветовой гармонии живописи художников импрессионистов (Моне, Коровин, Грабарь и др.).

Практические занятия.

Этюд с натуры натюрморта.

 

Тема 2.2.    Натюрморт из предметов национального быта в интерьере. Художники импрессионисты и постимпрессионисты (К. Моне, А. Мане, Ренуар, Дега и др.) Цвет и свет в пространстве. Выражение объёма, формы изменением цвета.

Практические занятия.

Этюд с натуры натюрморта с акцентированием цвета на свету, полутени и в тени.

 

Тема 2.3.    Этюд головы человека на нейтральном фоне в технике гризайль.

Роль гризайли в изобразительном искусстве.

Характер взаимодействия с фоном освещённой и затемнённой части головы.

Практические занятия.

Этюд с натуры головы человека в технике гризайль.

 

Тема 2.4.    Этюд одетой фигуры человека на светлом фоне.

Изображение объёма одетой фигуры человека на примерах работ Давида Серова, Серебряковой, Ахремчика. Выражение объёма фигуры человека, позирующего в световоздушной среде.

 

Практические занятия.

Этюд с натуры одетой фигуры человека.

 

Тема 2.5.    Текущая аттестация по разделу «Живопись».

Практические занятия.

Просмотр и анализ выполненных работ по разделу «Живопись».

 

Раздел 3.    Композиция.

Тема 3.1. Основные средства композиции.

Понятие о средствах композиции: пропорции, масштаб, контраст, нюанс, ритм, статика, динамика, симметрия, асимметрия.

Практические занятия.

Выполнение индивидуальных заданий по выбору в границах обозначенных средств композиции.

 

Тема 3.2     Формальная композиция.

Основы формальной композиции. Способы выделения доминанты в формальной композиции за счёт:

  • размера;
  • формы;
  • цвета;
  • детализации;
  • цельности пятна.

Практические занятия.

Выполнение формальной композиции на акустические (музыкальные) ассоциации и чувственных и эмоциональных состояниях (спокойствие, умиротворение, любовь и раздражение, беспокойство, грусть и т.д.). Необходимо передать средствами композиции соответствующие состояния.

 

Тема 3.3.    Декоративная композиция.

Основы декоративной композиции на примерах этнографического материала. Стилизация как выявление основного свойства объекта.

Средства декоративной композиции (пропорции, ритм, контраст, нюанс, цвет, симметрия и её виды).

Практические занятия.

Выполнение геометрического, растительного, анималистического орнамента в полосе, квадрате, круге.

 

Тема 3.4.    Тематическая композиция.

Средства тематической композиции и их применение на примерах работ Рембранта, Брюлова, Яблонской, Щемелёва, Селещука. Композиционный центр и выделение главного в произведении. Способы подчинения второстепенных элементов центру в тематической композиции. Прочтение идеи, замысла, драматургии в форме исполнения.

Практические занятия.

Выполнение упражнений на организацию изобразительного пространства тематической композиции (замкнутая и фрагментарная композиция).

 

Тема 3.5.    Текущая аттестация по разделу «Композиция».

Практические занятия.

Просмотр и анализ выполненных работ по разделу «Композиция».

Экскурсии, массовые мероприятия

Посещение постоянных и сменных экспозиций Национального художественного музея Республики Беларусь, выставок, организуемых на базе Дворца искусств в Минске, галерей искусств, выставочных залов, соответствующих темам программы. Познавательные экскурсии, знакомящие с творческими профессиями художественного профиля. Участие в выставках, конкурсах и фестивалях по изобразительному искусству различного уровня.

 

Итоговое занятие

Просмотр выполненных за год работ по учебным разделам: рисунку, живописи, композиции с оценочными выводами и рекомендациями комиссии. Итоговая аттестация.

Ожидаемые результаты

По окончанию курса повышенного уровня обучения студии учащиеся должны

знать:

 

  • пластическую анатомию головы и фигуры человека;
  • приёмы и способы передачи пропорций фигуры живой модели;
  • принципы построения тематической, декоративной и формальной композиции;
  • построение разноуровневых ракурсов;
  • гармонию цвета в живописи;
  • творчество отдельных мастеров различных эпох и стилей, изучаемых по программе.

Уметь:

  • изображать натюрморт из крупногабаритных предметов;
  • изображать живую голову и фигуру человека;
  • изображать натюрморт с лежащей на боку корзиной, драпировкой и фруктами;
  • изображать натюрморт из предметов национального быта в интерьере;
  • создавать целостный художественный образ композиции;
  • выражать объём формы изменением цвета.

Владеть:

  • основами построения головы и фигуры человека;
  • приёмами графического моделирования головы и фигуры живой модели;
  • технологией выполнения тематической, декоративной и формальной композиции.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговая аттестация завершает освоение программы повышенного уровня и проводиться форме просмотра творческих работ, выполненных за год с проставлением оценки по 10-ти бальной системе по разделам: «РИСУНОК»,

“ЖИВОПИСЬ”, «КОМПОЗИЦИЯ».

 

Формы и методы реализации программы

Основная форма организации образовательного процесса– занятие. Занятия проводятся в группе не менее 8 человек. При организации образовательного процесса сочетаются индивидуальная, мелкогрупповая и фронтальная формы работы с учащимися.

Базовой педагогической технологией является технология мастерских,

при которой педагог – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой учащийся может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учащимся с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Мастерская схожа с проблемным обучением, потому что есть проблема, которую надо решить. Педагог создаёт условия, помогает осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. В качестве проблем могут выступать различные типы практических заданий.

Обязательный этап мастерской – осознание конфликта в себе и разрешение его через преодоление, поэтому одним из ключевых её элементов являются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это ситуация интеллектуального затруднения, которая побуждает учащегося к решению проблемы, требует поиска новых знаний и новых способов получения знаний. Она должна быть доступна, интересна, но в то же время достаточно сложна и находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.

Учащийся исходит из своих возможностей, способностей, интересов, своего субъектного опыта. Особенно большие возможности открываются в индивидуализации заданий, предусматривающих разный объём самостоятельной деятельности.

Мастерская основывается на включении в познавательный процесс эмоциональной сферы, активизации чувств ребёнка, что позволяет повысить личную заинтересованность процессом обучения. На занятиях используется музыкальный аудиоматериал, соответствующий стилю и направлению в изобразительном искусстве, который предлагается в теоретической и практической части занятия. Это позволяет учащимся включаться в атмосферу изучаемого материала и задать им вектор мыслей, чувств и эмоций.

Мастер не передаёт свои знания и умения незнающему ученику, а лишь создаёт алгоритм действий, который стимулирует творческий процесс.

Все действия участников мастерской оцениваются с положительной установкой.

Мастерская конструируется по определённому алгоритму.

Индукция (наведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации учащихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор – всё то, что побуждает к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть задание, но неожиданное, загадочное. Также включению в данный этап помогают беседы по теории искусств, которые предшествуют практической работе по изучаемой теме. Параллельное прослушивание музыкального материала, соответствующего стиля в изобразительном искусстве позволяет эмоционально и ассоциативно настроится на изучаемый материал.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, репродукцией, моделями, натюрмортным фондом. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, литературой, то есть создаётся информационный запрос. Педагог работает на данном этапе в качестве консультанта, советчика, выслушивает и обсуждает предложения учащихся по способу реализации данной проблемы.

Реконструкция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира рисунка. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы (рисунки), идёт работа по выполнению заданий, которые даёт педагог.

Афиширование – наглядное представление результатов деятельности мастера и учащихся. На этом этапе все учащиеся обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы. Формой работы для данного этапа служит: просмотр, выставка, презентация творческой работы с её анализом и обсуждением.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учащимися предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Творчестводаёт учащимся творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Принять задание мастера — акт послушания, но в выполнении задания — свобода творчества. Учащиеся сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания.

Позиция ведущего мастера — это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать обучающую деятельность, осмыслить наличие продвижения в её освоении. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Рефлексия – это осознание учащимся себя в собственной деятельности, это анализ осуществлённой деятельности, обобщение чувств, возникших в мастерской, отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

В рамках теоретической и практической части программы учащиеся приобретают знания: по истории и теории искусства, рисунку, учебному рисунку с натуры, живописи, композиции тематической, декоративной и формальной. Закрепление полученных знаний и умений, отработка практических навыков, их применение на практике осуществляется в ходе самостоятельной творческой работы.

Решая поставленные образовательные и воспитательные задачи используя педагогическую технологию мастерских, у детей развивается творческое начало, умение ассоциативно мыслить, общая художественная культура – умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных произведений искусства и давать эстетическую оценку. Происходит формирование самодостаточной личности, готовой к самостоятельной жизни.

Подбор заданий и тем осуществляется в соответствие с принципом «от простого к сложному». Раскрытие, объяснение терминов, понятий, закономерностей изобразительного искусства происходит в доступной для учащихся форме с использованием наглядного материала.

Организационные формы проведения занятий:

  • лекция;
  • беседа;
  • практикум;
  • выставка;
  • просмотр;
  • экскурсия;
  • конкурс.

Основными методами обучения и воспитания являются:

  • наглядные;
  • практические;
  • словесные.

Для активизации ассоциативного мышления и развития творческих способностей учащихся применяются следующие приёмы работы:

– коллективная работа;

– сравнение и анализ готовых работ;

– выставки и просмотры с обсуждением работ;

– создание «ситуации успеха».

Алгоритм проведения занятий, следующий:

  • объяснение теоретического материала с использованием наглядного материала в соответствии с учебно-тематическим планом;
  • закрепление полученных знаний на практике при работе с натурой;
  • обобщение выполненной работы и подведение итогов.

 

Результаты обучения и формы аттестации учащихся

 

В системе мониторинга образовательного процесса по освоению учащимися программы студии «Изобразительное искусство» с повышенным уровнем изучения предметной области важную роль играет обратная связь, т.е. та информация, которая позволяет определить эффективность процесса, качество и уровень знаний, умений, навыков в предметной области, развитие познавательных способностей и творческих качеств личности учащегося. Она важна и для самих учащихся, так как позволяет им видеть собственные достижения и перспективы творческого роста, получать своевременные рекомендации по затруднениям, реализации творческих заданий, подготовке к промежуточной и итоговой аттестации.

Мониторинг освоения учащимися программы повышенного уровня студии «Изобразительное искусство»

 

Критерии мониторинга Показатели критерия Методы оценки показателя
Приобретённые знания Наличие у учащихся знаний, соответствующих программе.

Реализация знаний в практической деятельности, самостоятельной работе.

Беседа.

Наблюдение.

Опрос.

Зачёт по разделам программы в виде просмотра творческих работ (текущая аттестация)

Итоговый просмотр выполненных творческих работ за год с простановкой оценки по 10-ти бальной системе (итоговая аттестация)

Наличие умений и навыков для осуществления творческой деятельности в изобразительном искусстве Степень реализации знаний на практике. Качество продуктивной деятельности.

Умение самостоятельно выполнить работу.

Наблюдение за реализацией творческих заданий. Количественный и качественный анализ подготовленных творческих работ.

Анализ участия в просмотрах, выставках. Презентация творческих работ на выставках.

Сформированность личностных качеств Степень участия в жизни объединения. Социальный статус учащегося в детском коллективе.

Мотивация и практическая деятельность.

Метод воспитывающих ситуаций (ролевая игра, этическая беседа, ассоциация, импровизация и т.п.)

 

Наличие интереса к данному виду деятельности Посещаемость занятий, активность, инициативность, самостоятельность. Желание продолжить обучение в данном профиле деятельности, профессиональные предпочтения, выбор. Наблюдение.

Беседа.

Опрос.

Итоговая аттестация

 

 

Данная схема мониторинга даёт возможность видеть объективную картину результативности и качества освоения учащимися программы и даёт возможность провести самоанализ педагогической деятельности по реализации программы с повышенным уровнем освоения предмета, а также определить тенденции успешности её освоения и, при необходимости, внести своевременные коррективы.

Задачами аттестации учащихся является:

  • выявление степени достижения цели в освоении программы;
  • оценка уровня достижений учащегося; оценка динамики личностного роста.

В ходе реализации программы осуществляется текущая и итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится в форме зачёта по результатам просмотра творческих работ по каждому разделу программы.

Итоговая аттестация завершает освоение программы повышенного уровня и проводиться форме просмотра творческих работ, выполненных за год с проставлением оценки по 10-ти бальной системе по разделам: «РИСУНОК», “ЖИВОПИСЬ”, «КОМПОЗИЦИЯ».

Критерии оценок итоговой аттестации

Аттестационная комиссия оценивает представленные работы по 10-балльной системе

«РИСУНОК»

 Критерии оценки

10 баллов.

Высший балл выставляется при условии выполнения работы на высоком уровне, по всем пунктам предъявляемых требований.

  1. Правильное композиционное решение.
  2. Найдена точка ракурса. Определена линия горизонта и направления (наклона) основных осей; найдена линия центра тяжести и точки опоры (фигура человека), верно определён угол наклона головы относительно шеи и плечевого пояса (голова человека).
  3. Верно найдены пропорции с учётом характерных особенностей изображаемой модели.
  4. Выявлены конструктивные связи между отдельными элементами изображаемого объекта (головы, фигуры человека) с учётом знания пластической анатомии человека и законов построения линейной перспективы.
  5. Смоделирована объёмная форма на плоскости средствами тона и линии с учётом законов построения воздушной перспективы.
  6. Выявлен характер модели (схожесть). Отображены характерные особенности модели, специфические пропорциональные соотношения, лицевой угол, особенности, свойственные возрасту модели и её комплекции; 7. В работе выделено главное, расставлены акценты; проработаны важные детали с учётом композиционного замысла; сформирован композиционный центр; части соподчинены. В работе есть целостность.
  7. В рисунке продемонстрировано владение графической техникой и знание специфики материала. Проявлено умение передать материальность изображаемого объекта.

 9 баллов.

Задание выполнено на хорошем уровне, без ошибок, но не сформирован художественный образ и не проявлена индивидуальность.

  1. Правильное композиционное решение.
  2. Найдена точка ракурса. Определена линия горизонта и направления (наклона) основных осей; найдена линия центра тяжести и точки опоры (фигура человека), верно определён угол наклона головы относительно шеи и плечевого пояса (голова человека).
  3. Верно найдены пропорции.
  4. Выявлены конструктивные связи между отдельными элементами изображаемого объекта (головы, фигуры человека) с учётом знания пластической анатомии человека и законов построения линейной перспективы.
  5. Смоделирована объёмная форма на плоскости средствами тона и линии с учётом законов построения воздушной перспективы.
  6. Присутствует схожесть модели. Найдены пропорциональные соотношения, лицевой угол, особенности, свойственные возрасту модели и её комплекции.
  7. В работе выделено главное; проработаны важные детали с учётом композиционного замысла. В работе есть целостность.
  8. В рисунке продемонстрировано владение графической техникой и знание специфики материала. Проявлено умение передать материальность изображаемого объекта.

 8 баллов.

Рисунок выполнен на высоком уровне, но недостаточно выразителен, присутствуют мелкие недочёты.

  1. Приблизительное композиционное решение.
  2. Найдена точка ракурса. Определена линия горизонта, но не точно найдена линия центра тяжести и точки опоры (фигура человека), угол наклона головы относительно шеи и плечевого пояса (голова человека) найден приблизительно.
  3. В нахождении пропорций есть отдельные неточности.
  4. Конструктивные связи между отдельными элементами изображаемого объекта (головы, фигуры человека) выявлены с некоторыми погрешностями, основные узлы изображены с некоторой долей условности. Знания пластической анатомии человека недостаточно проявлены, но законы построения линейной перспективы в целом соблюдены.
  5. Смоделирована объёмная форма на плоскости средствами тона и линии с учётом законов построения воздушной перспективы.
  6. Присутствует схожесть модели. Но все же характер выявлен слабо.
  7. В работе видна попытка выделить главное; важные детали проработаны с учётом композиционного замысла, но композиционный центр выявлен слабо. 8. В рисунке продемонстрировано владение графической техникой и знание специфики материала. Но не проявлено умение передать материальность изображаемого объекта.

7 баллов.

Задание в целом выполнено. Рисунок завершён, однако есть погрешности по некоторым пунктам:

  1. Композиционное решение не обозначено.
  2. Найдена точка ракурса. Определена линия горизонта, но неточно найдена линия центра тяжести и точки опоры (фигура человека), угол наклона головы относительно шеи и плечевого пояса (голова человека) найден приблизительно.
  3. Пропорции определены не точно.
  4. Конструктивные связи между отдельными элементами изображаемого объекта (головы, фигуры человека) выявлены слабо, основные узлы изображены с некоторой долей условности. Анатомическое строение фигуры выявлено недостаточно, но законы построения линейной перспективы в целом соблюдены.
  5. Смоделирована объёмная форма на плоскости средствами тона и линии, но разработка формы недостаточно подробная.
  6. Характерные особенности строения модели не выявлены.
  7. В работе не удалось выделить главное; важные детали проработаны недостаточно, композиционный центр выявлен слабо.
  8. В рисунке продемонстрировано удовлетворительное владение графической техникой, но не проявлено умение передать материальность изображаемого объекта.

6 баллов.

Задание выполнено. В работе видны навыки рисования и подготовка, но присутствуют ошибки по большинству из пунктов требований.

  1. Маловыразительное композиционное решение.
  2. Точка ракурса найдена необоснованно. Определена линия горизонта, но неточно найдена линия центра тяжести и точки опоры (фигура человека), угол наклона головы относительно шеи и плечевого пояса (голова человека) найден неверно.
  3. Есть ошибки в определении пропорций.
  4. Конструктивные связи между отдельными элементами изображаемого объекта (головы, фигуры человека) выявлены с ошибками, основные узлы изображены с некоторой долей условности. В работе проявлено удовлетворительное знание пластической анатомии человека, законы построения линейной перспективы частично соблюдены.
  5. Моделировка объёмной формы на плоскости средствами тона маловыразительная, разработка формы недостаточно подробная.
  6. Характерные особенности строения модели не выявлены.
  7. В работе не удалось выделить главное; важные детали не проработаны, композиционный центр выявлен слабо.
  8. В рисунке продемонстрировано удовлетворительное владение графической техникой, но не проявлено умение передать материальность изображаемого объекта в рисунке.

 5 баллов.

Задание выполнено удовлетворительно. Наблюдаются наличие способностей к художественной деятельности. Рисунок средней выразительности. Навыки работы с художественными материалами и техникой недостаточные. Неточная компоновка, пространственное построение не совсем ясное, тональная разработка маловыразительна.

  1. Неудачное композиционное решение.
  2. Плохо найдена точка ракурса. Не определена линия горизонта, неточно найдена линия центра тяжести и точки опоры (фигура человека), угол наклона головы относительно шеи и плечевого пояса (голова человека) найден неверно.
  3. Ошибки в определении пропорций.
  4. Конструктивные связи между отдельными элементами изображаемого объекта (головы, фигуры человека) плохо выявлены, основные узлы слабо разработаны. В работе проявлено слабое знание пластической анатомии человека, законы построения линейной перспективы соблюдены с ошибками.
  5. Не хватает навыка конструктивно-пластического построения трехмерной формы на плоскости средствами линии и тона.
  6. Характерные особенности строения модели не выявлены.
  7. В работе не удалось выделить главное; важные детали не проработаны, при наличии композиционного замысла центр выявлен слабо, неудачно выбраны средства для решения поставленной задачи.
  8. В рисунке продемонстрировано слабое владение графической техникой. Отсутствует умение передать в рисунке материальность изображаемого объекта.

4 балла.

Задание выполнено посредственно. В работе виден недостаток знаний и практической подготовки. Рисунок маловыразителен и неточен.

  1. Композиционное решение посредственное, масштаб изображения в формате выбран неудачно.
  2. Точка ракурса не найдена. Не найден уровень горизонта и соотношение основных осей.
  3. Пропорции искажены.
  4. Отсутствует понимание конструктивных взаимосвязей между отдельными элементами изображаемого объекта. Познания в пластической анатомии отсутствуют. Незнание принципов построения линейной перспективы.
  5. Не хватает навыка конструктивно-пластического построения трёхмерной формы на плоскости средствами линии и тона.
  6. Характер модели не выявлен.
  7. Отсутствует проработка деталей. Композиционный центр не выявлен, акцентировка в работе отсутствует.
  8. Владение графической техникой находится на низком уровне.

3 балла.

Работа выполнена частично. По всем предъявляемым требованиям есть ошибки.

2-1 балла.

Неудовлетворительный результат по всем пунктам требований.

 

“ЖИВОПИСЬ”

Критерии оценки

10 баллов.

Задание выполнено на высоком профессиональном уровне, продемонстрировано наличие творческих способностей, чувства цвета, хорошей подготовки по предмету. Работа соответствует аттестационным требованиям.

  1. Правильное композиционное решение.
  2. Чётко определены цветовые и тональные отношения, выявлены основные контрасты.
  3. Уверенный тональный разбор формы. Образ соответствует характеру объекта.
  4. Хорошо прочитывается изменение локального цвета от тёплого к холодному во взаимосвязи с изменением тона.
  5. Хорошо передана воздушно-цветовая перспектива. На изобразительной плоскости уверенно смоделированы объем и пространственная среда.
  6. Проработка деталей выполнена на хорошем уровне и не нарушает единство образа.
  7. Работа решена колористически и сгармонирована по цвету и тону.
  8. Проявлено уверенное владение техникой живописи и выбранными материалами. В работе передана материальность.
  9. Работа имеет завершённый вид. Композиционный замысел легко прочитывается.
  10. Композиция решена безупречно.

9 баллов.

Задание выполнено на хорошем профессиональном уровне. Продемонстрированы хорошие творческие способности учащегося, но работа имеет незначительные недостатки:

  1. Композиционное решение отвечает теме задания.

2.Определены цветовые и тональные отношения, выявлены основные контрасты.

  1. Хороший тональный разбор формы. Образ соответствует характеру объекта.
  2. Хорошо прочитывается изменение локального цвета от теплого к холодному во взаимосвязи с изменением тона.
  3. Хорошо передана воздушно-цветовая перспектива, но в моделировке объёма есть погрешности.
  4. Проработка деталей сделана на достаточном уровне и не нарушает единство образа.
  5. Работа решена колористически и сгармонирована по цвету и тону.
  6. Проявлено владение техникой живописи и выбранными материалами. В работе передана материальность.
  7. Работа имеет завершённый вид. Композиционный замысел легко прочитывается, несмотря на недостатки в моделировке объёма.

8 баллов.

Задание выполнено на хорошем уровне. Выявлено общее понимание задач и требований к выполнению задания, но работа имеет недостатки:

  1. Композиционное решение отвечает теме задания, но не точно определено соотношение основных цветовых масс.
  2. Определены цветовые и тональные отношения, выявлены основные контрасты.
  3. Хороший тональный разбор формы. Образ объекта найден неточно и пропорции соблюдены не в полной мере.
  4. Удовлетворительно прочитывается изменение локального цвета от тёплого к холодному во взаимосвязи с изменением тона.
  5. Хорошо передана воздушно-цветовая перспектива, но в моделировке объёма есть погрешности.
  6. Проработка деталей выполнена на достаточном уровне и не нарушает единство образа.
  7. Не проявлено в полной мере понимание колористической цельности, но по тону работа сгармонирована.
  8. Продемонстрировано владение техникой живописи и выбранными материалами. Но, несмотря на моделировку формы, материальность объектов не передана.
  9. Работа имеет завершённый вид. Композиционный замысел прочитывается, несмотря на недостатки в работе.

7 баллов.

В целом задание выполнено, и работа соответствует аттестационным требованиям, за исключением некоторых недостатков:

  1. Композиционное решение отвечает теме задания с небольшими неточностями.
  2. Определены цветовые и тональные отношения, но основные контрасты выявлены неточно.
  3. Удовлетворительный тональный разбор формы. Образ объекта в целом найден, в нахождении пропорций есть незначительные ошибки.
  4. Удовлетворительно прочитывается изменение локального цвета от тёплого к холодному во взаимосвязи с изменением тона.
  5. Удовлетворительно передана воздушно-цветовая перспектива. Однако моделировка формы неуверенная.
  6. Проработка деталей не нарушает единство образа.
  7. Не проявлено в полной мере понимание колористической цельности, но по тону работа сгармонирована.
  8. Продемонстрировано удовлетворительное владение техникой живописи и выбранными материалами.
  9. Работа имеет завершённый вид. Композиционный замысел прочитывается, но композиционный центр слабо акцентирован.

6 баллов.

Проявлена способность к художественной деятельности, но очевидна нехватка практических навыков и знаний принципов построения линейной и воздушной перспективы. При выполнении задания выявлены некоторые ошибки по предъявляемым требованиям.

  1. Композиционное решение удовлетворительное.
  2. Цветовые и тональные отношения определены.
  3. Удовлетворительный тональный разбор формы. Образ объекта найден неточно, пропорции несколько искажены.
  4. Практически не прочитывается изменение локального цвета от теплого к холодному во взаимосвязи с изменением тона.
  5. Удовлетворительно передана воздушно-цветовая перспектива. Неуверенная моделировка формы.
  6. Недостаточная проработка деталей для расстановки акцентов и формирования композиционного центра.
  7. Неудачное колористическое решение.
  8. Продемонстрировано слабое владение техникой живописи и выбранными материалами.
  9. Композиционный замысел прочитывается не явно. Присутствует однообразие в решении разных композиционных задач, утеряна композиционная цельность.

5 баллов.

Проявлены задатки к художественной деятельности, но есть много недостатков по всем пунктам требований:

  1. Композиционное решение удовлетворительное.
  2. Цветовые и тональные отношения определены с ошибками, не найден локальный цвет объектов.
  3. Удовлетворительный тональный разбор формы. За ошибками в нахождении пропорций практически утеряно сходство с натурой.
  4. Практически не прочитывается изменение локального цвета от тёплого к холодному во взаимосвязи с изменением тона
  5. Удовлетворительно передана воздушно-цветовая перспектива. Слабая моделировка формы.
  6. Детали практически не разработаны, в решении формы и пространства большая доля условности.
  7. Неудачное колористическое решение.
  8. Продемонстрировано слабое владение техникой живописи и выбранными материалами.
  9. Композиционный замысел практически не прочитывается. Присутствует однообразие в решении разных композиционных задач.
  10. балла.

Аттестационное задание выполнено на слабом уровне. Приблизительное понимание поставленных задач и незнание способов их решения. Выявлено отсутствие необходимых практических навыков и умений при наличии определённых способностей к творческой деятельности. Работа имеет значительные недостатки:

  1. Композиционное решение примитивное.
  2. Плохо определены цветовые и тональные отношения, не найден локальный цвет объектов.
  3. Практически отсутствует тональный разбор формы. За ошибками в нахождении пропорций утеряно сходство с натурой.
  4. Цвет взят условно. Отсутствует понимание принципа работы тепло- холодных цветовых отношений в живописи.
  5. Плохо передана воздушно-цветовая перспектива. Слабая моделировка формы.
  6. В деталировке, в решении формы и пространства большая доля условности.
  7. Неудачное колористическое решение.
  8. Продемонстрировано посредственное владение техникой живописи и выбранными материалами.
  9. Композиционный замысел не прочитывается. Присутствует однообразие в решении разных композиционных задач.

3 балла.

Уровень подготовки недостаточен. Природный талант не развит. Грубые ошибки по всем требованиям.

  1. Композиционное решение негармоничное либо заурядное.
  2. Цветовые и тональные отношения не определены.
  3. Отсутствует тональный разбор формы. За ошибками в нахождении пропорций утеряно сходство с натурой.
  4. Цвет взят условно. Отсутствует понимание принципа работы тепло- холодных цветовых отношений в живописи.
  5. Не передана воздушно-цветовая перспектива. Условная моделировка формы.
  6. В деталировке, решении формы и пространства большая доля условности. 7. Не найдено колористическое решение.
  7. Продемонстрировано очень слабое владение техникой живописи и выбранными материалами.
  8. Композиционный замысел не прочитывается. Композиционный центр не сформирован.

1-2 баллов.

Неудовлетворительный результат по всем пунктам требований

 

«КОМПОЗИЦИЯ»

Критерии оценки

10 баллов.

Задание выполнено на высоком художественном уровне, продемонстрированы способности к творческой деятельности и высокий уровень образно-пластического мышления. Работа, отличается высокой художественной выразительностью, образностью решения, полным соответствием экзаменационной теме, завершенностью, гармоническим соотношением элементов композиции, их стилевым единством, выразительной колористической гармонией, высоким уровнем владения материалами.

  1. Художественный образ. Соответствие образного решения предложенной экзаменационной теме.
  2. Масштабность. Взаимосвязь изображения и формата.
  3. Композиционный центр. Выбор средств композиции (тон, масштаб, деталировка, контрастность, силуэт, ритм и т. д.) для разработки композиционного центра соответствует общему замыслу.
  4. Художественный отбор. Гармоничное соотношение деталей и целого, через художественный отбор выявлено главное.
  5. Колорит, цветовое решение. Колористическое решение соответствует композиционному замыслу.
  6. Взаимосвязь цвета и тона, отсутствие цветовых и тональных диссонансов, цельное цветовое решение.
  7. Техника исполнения. Подбор технических приёмов живописи наилучшим образом отображает композиционный замысел.
  8. Высокий уровень владения различными техническими приёмами масляной живописи, необходимый для создания задуманного художественного образа. Выбранные технические приёмы являются дополнительными средствами выразительности и помогают выявить художественный замысел.

9 баллов. Задание выполнено на высоком уровне в соответствии с заданной темой. В работе не проявлено оригинальное образное решение, но грамотно использованы выразительные средства композиции. Живописно-тональное решение композиции соответствует заданной теме. Продемонстрирован художественный вкус и общая культура композиционного решения. Есть незначительные замечания.

  1. Художественный образ. Образное решение соответствует предложенной теме.
  2. Масштабность. Взаимосвязь изображения и формата.
  3. Композиционный центр. Грамотный выбор средств композиции для разработки композиционного центра (тон, масштаб, деталировка, контрастность, силуэт, ритм и т.д.) соответствует общему замыслу.
  4. Художественный отбор. Гармоничное соотношение деталей и целого, через художественный отбор выявлено главное.
  5. Колорит, цветовое решение. Соответствие колористического решения композиционному замыслу.
  6. Взаимосвязь цвета и тона, отсутствие цветовых и тональных диссонансов, цельное цветовое решение.
  7. Техника исполнения. Подбор технических приёмов живописи отображает композиционный замысел.
  8. Высокий уровень владения различными техническими приёмами, необходимый для создания задуманного художественного образа. Выбранные технические приёмы являются дополнительными средствами выразительности и помогают в выявлении художественного замысла.

8 баллов.

Задание выполнено на хорошем уровне, выявлено общее понимание поставленных задач и требований к выполнению задания, но работа имеет ряд недостатков.

  1. Художественный образ. Образное решение не оригинально, но соответствует предложенной экзаменационной теме.
  2. Масштабность. Взаимосвязь изображения и формата.
  3. Композиционный центр. Грамотный выбор средств композиции для разработки композиционного центра (тон, масштаб, деталировка, контрастность, силуэт, ритм и т.д.) соответствует общему замыслу.
  4. Художественный отбор. Гармоничное соотношение деталей и целого, через художественный отбор выявлено главное.
  5. Колорит, цветовое решение. Соответствие колористического решения композиционному замыслу.
  6. Взаимосвязь цвета и тона, отсутствие цветовых и тональных диссонансов, цельное цветовое решение.
  7. Техника исполнения. Выбор технических приёмов живописи ограничен умениями учащегося и не в полной мере отображает композиционный замысел.
  8. Удовлетворительный уровень владения различными техническими приёмами, необходимый для создания задуманного художественного образа. Выбранные технические приёмы являются дополнительными средствами выразительности и помогают в выявлении художественного замысла.

7 баллов.

В целом задание выполнено, но образно-пластическое решение темы имеет недостатки.

  1. Созданный художественный образ не в полной мере раскрывает заданную или выбранную тему. Образное решение не оригинально, но в целом подчинено законам композиции.
  2. Масштабность. Взаимосвязь изображения и формата.
  3. Композиционный центр решён грамотно. Выбор средств композиции для разработки композиционного центра (тон, масштаб, деталировка, контрастность, силуэт, ритм и т.д.) соответствует общему замыслу.
  4. Художественный отбор. Соотношение деталей и целого найдено неточно, через художественный отбор выявлено главное.
  5. Колорит, цветовое решение найдены неточно.
  6. Взаимосвязь цвета и тона, отсутствие цветовых и тональных диссонансов, цельное цветовое решение, но слабая акцентировка.
  7. Техника исполнения. Выбор технических приёмов живописи ограничен умениями учащегося и не в полной мере отображает композиционный замысел.
  8. Удовлетворительный уровень владения различными техническими приёмами.

6 баллов.

При выполнении задания выявлено не совсем правильное понимание учащимся поставленных задач, а также слабая подготовка, слабо развито образно-пластическое мышление, в результате чего аттестационная работа имеет ряд серьёзных недостатков.

  1. Невыразительное композиционное и образно-пластическое решение темы, художественный образ не в полной мере соответствует заданной теме.
  2. Масштабность. Взаимосвязь изображения и формата.
  3. Композиционный центр выявлен слабо. Выбор средств композиции для разработки композиционного центра (тон, масштаб, деталировка, контрастность, силуэт, ритм и т.д.) в целом соответствует общему замыслу.
  4. Художественный отбор. Главное и детали проработаны недостаточно.
  5. Колорит, цветовое решение имеет условный характер.
  6. Взаимосвязь цвета и тона, отсутствие цветовых и тональных диссонансов, цельное цветовое решение, но акценты не расставлены.
  7. Техника исполнения. Выбор технических приемов живописи ограничен умениями абитуриента и не в полной мере отображает композиционный замысел.
  8. Удовлетворительный уровень владения различными техническими приёмами.

5 баллов.

Аттестационное задание выполнено на очень слабом уровне. Выявлено непонимание учащимся поставленных задач, отсутствие соответствующих навыков и умений.

  1. Невыразительное композиционное и образно-пластическое решение темы, художественный образ не соответствует заданной теме.
  2. Масштабность. Взаимосвязь изображения и формата.
  3. Композиционный центр практически не выявлен. Выбор средств композиции для разработки композиционного центра (тон, масштаб, деталировка, контрастность, силуэт, ритм и т.д.) не соответствует общему замыслу.
  4. Художественный отбор. Детали и центр не проработаны.
  5. Колорит, цветовое решение имеют условный характер.
  6. Плохо развито чувства цвета и тона.
  7. Техника исполнения. Выбор технических приёмов ограничен умениями учащегося и не в полной мере отображает композиционный замысел.
  8. Слабый уровень владения различными техническими приёмами.

4 балла.

Аттестационное задание выполнено на низком уровне, выявлено непонимание учащегося поставленных задач, отсутствие необходимых профессиональных навыков и умений, отсутствие способностей к художественной деятельности, в результате чего выполненная работа имеет ряд значительных недостатков:

  1. Невыразительное композиционное и образно-пластическое решение темы, художественный образ не найден.
  2. Масштаб не найден.
  3. Композиционный центр практически не выявлен. Отсутствует знание принципов и законов композиции.
  4. Художественный отбор отсутствует.
  5. Колорит, цветовое решение имеют условный характер.
  6. Плохо развито чувства цвета и тона.
  7. Техника исполнения. Выбор технических приёмов живописи ограничен умениями учащегося и не отображает композиционный замысел.
  8. Слабый уровень владения различными техническими приёмами.

3 балла.

Посредственное качество представленных работ.

1-2 балла.

К качество представленных работ не соответствует ни одному из оценочных требований.

 

Литература и информационные ресурсы

Литература для педагога

 

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. Опубликован в официальном периодическом печатном издании «Национальный реестр правовых актов РБ 2 / 1795 от 17.01.2011. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: К 57 РИВШ, 2011. – 352 с.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15 июля 2015 № 82 // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи на 2016-2020 годы. Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9. // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  4. Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 “О правах ребёнка» №2570 – XII (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082)
  5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 №250 Государственная программа «Образование и молодёжная политика на 2016-2020годы. // Нац. правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http : / www.pravo.by.
  6. Педагогика дополнительного образования детей и молодёжи: учеб.-метод. пособие /Н. А. Залыгина, Т. А. Лопатик, Е. Н. Сорочинская и др. ; под редакцией Н. А. Залыгиной, Т. А. Лопатик, С. Г.Молочникова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск: АПО, 2016. – 137 с.
  7. Ли, Николай. Основы академического рисунка/Николай Ли.- М.: Из-во «Эксмо», 2007. – 350 с.
  8. Ли, Николай. Голова человека/ Николай Ли. — М.: Из-во «Эксмо», 2009. – 200 с.

Литература для учащихся

  1. Крепак, Б.А. Георгий Лойко. Художник и его пластические миры. Живопись / Б.А. Крепак.-Минск: Международное информационное агенство “Рекламэкспорт”, 1994. – 180 с.
  2. Лойко, Г.В. Школа изобразительного искусства / Г.В. Лойко. — Мн.: ООО «Хорвест», 2004. – 140 с.
  3. Лойко, Г.В. Школа изобразительного искусства. / Г.В. Лойко, В.М. Жабуев.- Минск, 2004. – 205 с.
  4. Сайт «Академический рисунок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/ academic_drawing — Дата доступа: 10.01.2017.
  5. Сайт «Галерея живописи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Artnow.ru – Дата доступа: 10.01.2017.

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

День 5. Методическая неделя Дворца

Семинар-практикум на тему «Аналитические практики...

День 3. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTijOrx5xi4UxcLwztFUwDuq8JpjAGrFNw-ha_5xZTCeQvO25KRvNbLeI4Lu7MuYQ/pub    
- - -

День 5. Методическая неделя Дворца

Семинар-практикум на тему «Аналитические практики...
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас