Путеводитель по дебютам

-

- - -

План-конспект занятия

в объединении  по интересам «Шахматы»

ГУО «Дворец детей и молодежи «Орион» г.Минска»

Педагог: Козина Людмила Степановна, высшая квалификационная категория

Дата проведения: 15.03.2018г., продолжительность 45 минут.

Тема занятия: Путеводитель по дебютам.

Цель занятия: Знакомство с многообразием дебютных вариантов для дальнейшего формирования оптимального дебютного репертуара шахматиста.

Задачи:

— систематизировать имеющиеся знания о дебютах;

— продемонстрировать дополнительные возможности дебютных систем;

— показать отличительные особенности открытых, полуоткрытых и закрытых дебютов;

— развивать логическое и аналитическое мышление;

— воспитывать любознательность, усердие и трудолюбие.

Оборудование: демонстрационная шахматная доска, комплекты шахмат.

Методы:

— методы вербальной передачи информации (рассказ, объяснение, дискуссия);

— метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация дебютных вариантов на демонстрационной шахматной доске);

— метод репродуктивный (воспроизведение учащимся на собственной шахматной доске дебютных вариантов);

— метод практической деятельности (сыгранная шахматная партия);

— методы стимулирования и мотивации (создание проблемных ситуаций, создание ситуации успеха);

— метод контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос).

Тип занятия: комбинированное занятие.

Форма занятия: урок.

Формы взаимодействия учащихся на занятии: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Ход занятия

 

Организационный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть в хорошем настроении. К работе готовы? Тогда начнем. Тема сегодняшнего занятия «Путеводитель по дебютам». Нам предстоит вспомнить уже известные нам дебютные варианты, познакомиться с новыми и разобраться, какие из них открытые, полуоткрытые и закрытые.

 

Подготовительный этап

Педагог: Для начала напомните мне, пожалуйста, что такое дебют? (ответы учеников) А миттельшпиль, эндшпиль? А кто знает, что такое гамбит? (Гамбит – это жертва, от итальянского «dare il cambetto» — поставить подножку).

Давайте вспомним основные принципы дебюта.

 

Учащиеся отвечают

Основные принципы дебюта:

  1. Занять центр пешками.
  2. Развивать легкие фигуры.
  3. Обезопасить короля. Сделать рокировку.

Педагог:  А я вам напомню основные ошибки в дебюте:

  1. Несколько ходов одной и той же фигурой.

Пока одна фигура ходит, остальные бездействуют. Сюда же относится и стремление к ранним материальным завоеваниям, когда соперник может в ответ развить большую активность.

  1. Ранний ввод в игру ферзя.

Самая ценная фигура вынуждена будет отступать под ударами соперника. 
     3. Развитие фигур и пешек на неоптимальные поля.

Например, когда развитие одной фигуры мешает выходу в свет другой.

  1. Игнорирование центра. Пассивная игра.

Инициатива и обладание центром — ключ к успеху. Обороняться всегда сложнее, особенно если вы — новичок.

  1. Задержка короля в центре.

Рокировка создана для того, чтобы спрятать короля в безопасное место. В центре король, как правило, более уязвим.

  1. Игнорирование угроз соперника.

Помимо погружения в собственные наполеоновские планы, надо быть всегда начеку и постоянно задавать себе вопрос: «что хочет сделать соперник?». Этот совет применим не только к дебюту, но и ко всем другим стадиям игры.
      7. Слепое копирование ходов белых при игре чёрными.

Новички иногда думают, что если просто зеркально повторять ходы белых, то можно наверняка добиться ничьей чёрными. Не будем сейчас рассуждать о целесообразности игры на ничью в принципе, просто следует отметить, что таким путём её скорее всего не добиться — белые постоянно будут впереди на один ход и рано или поздно это скажется к их выгоде.

 

Основной этап

 

Педагог:

А теперь переходим непосредственно к дебютам. Дебютных вариантов существует бесконечное множество. Приблизительно 100 лет назад их стали изучать, описывать, поэтому теперь нам не нужно изобретать велосипед, достаточно почитать умные книжки. Вы уже знаете самое популярное начало шахматной партии е2-е4 и самый популярный ответ е7-е5 и часто его играете. Так вот такой дебют шахматисты называют открытым. А есть еще полуоткрытые и закрытые. Начнем с открытых, так как начинающим шахматистам на первых порах рекомендуется играть только открытые дебюты. Правда, некоторые из вас уже играют полуоткрытые и даже закрытые дебюты («домик для короля», который любит играть Гребенюк Сергей).

Итак, открытые дебюты – ход белых е2-е4 и ответ черных е7-е5.

Центральный дебют: 2.d2-d4 e5:d4 3.Фd1:d4

Защита Филидора: 2. Кf3 d6

Дебют четырех коней: 2.Кс3 Кf6 3.Кf3 Кc6

Итальянская партия: 2.Кf3 Кс6 3.Сс4 Сс5

Русская партия: 2.Кf3 Кf6

Белые могут сразу стремиться к захвату центра: f4 – королевский гамбит или d4 – центральный дебют с активной фигурной игрой.

В системах активной защиты черных особо важную роль играет также продвижение d7-d5, напр. 2.Кf3 Кc6 3.Cc4 Кf6 4.Кg5 d5 – защита двух коней; 2.d4 ed 3.c3 d5 – центральный гамбит; 2.Кf3 Кc6 3.c3 d5 – дебют Понциани; 2.Cc4 Кf6 3.d3 d6 – дебют слона и т.д.

Полуоткрытые дебюты – ход белых е4 и любой ответ черных.

Французская защита: 1.е4 е6 2.d4 d5

Сицилианская защита: 1.е4 с5

Защита Каро-Канн: 1.е4 с6

Скандинавская защита: 1.е4 d5

Защита Алёхина: 1.е4 Кf6

Дебют Нимцовича: 1.е4 Кс6

Характерная особенность полуоткрытых начал – возможность контригры для черных. Такие начала ведут преимущественно к сложной борьбе.

Закрытые дебюты возникают при первом ходе любой пешкой (кроме королевской) на 1-2 поля вперед или королевским конем.

Ферзевый гамбит: 1.d4 d5 2.c4

Славянская защита: 1.d4 d5 2.c4 с6

Дебют ферзевых пешек: : 1.d4 d5 2. Кf3

Староиндийская защита: 1.d4 Кf6 2.с4 g6 3.Кс3 С g7 4.е4 d6

Новоиндийская защита: 1.d4 Кf6 2.с4 е6 3.Кf3 b6

Дебют Рети: 1. Кf3 d5 2.е4 dхе4

Английское начало: 1.с4

В закрытых началах могут возникать относительно симметричные – 1.d4 d5 (дебют ферзевых пешек) или ассиметричные позиции – 2.с4 dc (принятый ферзевый гамбит); 2…с6(славянская защита) и т.д. Помимо хода 1…d5 продвижению d2 – d4 можно препятствовать и другими путями – 1… f5 (голландская защита); 1…Кf6 (с последующим переходом к защите Нимцовича, староиндийской, новоиндийской и т.д.). 1.с4 (английское начало); 1.Кf3(дебют Рети); 1.b3(дебют Ларсена)

Педагог:

Думаю, нам пора провести физкультминутку.

Физкультминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,

(ходьба на месте)

Наклонились и умылись

(наклоны вперед)

Раз, два, три, четыре…

Вот как славно освежились

(хлопки в ладоши)

Педагог:

Уверена, что вам очень хочется сыграть партию в шахматы с понравившимся дебютом.  Приступайте.

 

Играется блиц-турнир

 

Педагог:

Хочется еще раз вам напомнить рекомендации начинающим шахматистам:

  • Играйте вначале открытые дебюты. Открытые дебюты как нельзя лучше позволяют освоить весь спектр тактических приемов и типовых стратегий.
  • Запоминайте «правильные» дебютные принципы. Например, коней лучше развивать ближе к центру. На f3,с3, иногда на е2 или d2.
  • Запоминайте типичные ловушки в дебютах, которые вы играете.

Вначале пробуйте итальянскую партию, испанскую, пробуйте гамбиты. Как за белых, так и за черных. Выберите те варианты, которые вам нравятся и которые получается играть хорошо. Изучайте их глубже и играйте чаще.

Собственно говоря, выбор играть или не играть открытые дебюты, принадлежит черным. То есть вопрос стоит так: как ответить на 1. е4?

История и практика говорят нам следующее: при, казалось бы, богатом выборе, наиболее популярными являются ходы 1…с5 и 1…е5.

Сицилианская защита (1…с5) ведет к довольно специфической, часто обоюдоострой игре.

Ход 1…е5 более спокойный и, по большому счету,  надежный. Особенно для начинающих шахматистов.

Ход 1… е5 в ответ на 1.е4 применяли все чемпионы мира. Кто чаще, кто реже. Даже Фишер так играл иногда, хотя известно его пристрастие к сицилианской защите. Ботвинник очень часто на ход е4 играл е6, а Смыслов французскую защиту не играл никогда, считая ее неудовлетворительной.

Словом, «на вкус и цвет товарищей нет». Значит, лучший дебют тот, который вы хорошо знаете и любите играть. Не стоит стремиться играть «модные» варианты, если они вам не нравятся.

И в то же время дебютный репертуар не должен быть чрезмерно узким. В разных дебютах содержатся идеи, которые могут быть использованы в других дебютах. Используя постоянно один и тот же дебют, вы лишаете себя возможности обогатить любимый дебют идеями из других вариантов.

Педагог:

Мне кажется, что у вас уже устали глазки. Давайте поможем им отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Не поворачивая голову посмотрите на соседа справа, затем на соседа слева, потом на потолок и после этого на шахматную доску. И так несколько раз. Теперь посмотрите в окно, а затем на шахматную доску. И так несколько раз. Теперь глаза зажмурьте, потом откройте и после этого похлопайте ресничками. И так несколько раз.

 

Подведение итогов

 

Педагог:

Ребята, вы все молодцы уже потому, что вы уже играете в шахматы. Только нам мало просто играть в шахматы, нам нужно научиться играть очень хорошо. Правда, побеждать своих пап и мам, бабушек и дедушек вы уже научились.

Папы наши загрустили, головой поникли,

Потому что в «Орион» Шахматы проникли.

Ох, воспитывать ребят

Нелегко в дни эти.

Папе ставят «детский» мат

Собственные дети.

Сон пропал, покоя нет

Папе дни и ночи,

Говорит: «Авторитет

Пошатнулся очень».

То ли ещё будет! Правда? Все главные победы у вас впереди. А пока – трудиться и трудиться. Как сказал Вольтер «Не бывает больших дел без больших трудностей».

Давайте вспомним, чем отличаются дебюты открытые, полуоткрытые и закрытые.

Учащиеся отвечают

 

При желании более подробно о дебютах можно узнать на сайте chessmatenok.ru и в других источниках информации. Самые популярные дебютные варианты с разветвлениями мы будем с вами изучать в дальнейшем. Дебютных вариантов великое множество. Выбор за вами!

 

Рефлексия

 

Педагог:

 

Ребята, как вы оцениваете сегодняшнее занятие? Если понравилось – поднимите вверх ферзя, если нет – пешку. Спасибо!

А как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем занятии? Кто работал, как маленькая лошадка, поднимите коня. Все? Здорово!

А что-нибудь вам мешало сегодня в учебном процессе? Что? (ответы учеников).

У вас ещё остался шанс блеснуть своей сообразительностью. Отгадайте загадки:

  1. Стою на самом краю, путь откроют — пойду

Только прямо хожу, как зовут, не скажу. (Ладья)

 

  1. Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой он ходит, хоботом не водит. (Слон).

 

  1. Где-то хобот потерял, похудел и стройным стал.

Полюбил диагонали, презирает вертикали.

Он бывает белопольным, он бывает чернопольным.

И силен на поле он, потому что это…  (слон)

 

Педагог:

А теперь, кто назовет хотя бы несколько фамилий чемпионов мира по шахматам?

 Чемпионы мира по шахматам

  1. Вильгельм Стейниц – 1886-1894
  2. Эмануэль Ласкер – 1894-1921
  3. Хосе Рауль Капабланка – 1921-1927
  4. Александр Алехин – 1927-1935, 1937-1946
  5. Макс Эйве – 1935-1937
  6. Михаил Ботвинник – 1948-1957, 1958-1960, 1961-1963
  7. Василий Смыслов – 1957-1958
  8. Михаил Таль – 1960-1961
  9. Тигран Петросян – 1963-1969
  10. Борис Спасский – 1969-1972
  11. Роберт Фишер – 1972-1975
  12. Анатолий Карпов – 1975-1985, 1993-1999
  13. Гарри Каспаров – 1985-1993,1993-2000
  14. Владимир Крамник – 2000-2006, 2006-2007
  15. Вишванатан Ананд – 2007-2013
  16. Магнус Карлсен – 2013-н.в.

Я горжусь, что у меня такие замечательные ученики. Сегодня я говорю вам «До свидания!» До встречи на следующем занятии!

 

Литература для педагога:

  1. Карпов А., Гик Е. Неисчерпаемые шахматы / А. Карпов, Е. Гик. – Москва: Наука, 1983
  2. Карпов А, Гик Е. Шахматные сюжеты / А. Карпов, Е. Гик. – Москва: Знание, 1981
  3. Яковлев Н. Найди лучший ход / Н. Яковлев. – Санкт-Петербург: Литера, 2001
  4. Крогиус А. Психологическая подготовка шахматиста / А. Крогиус. — Издательство Московского университета, 1979
  5. Авербах Ю. Шахматные окончания / Ю. Авербах. – Москва: Физкультура и спорт, 1983
  6. Вольф П. Шахматы / П. Вольф. – Москва: АСТ-Астрель, 2004

 

Литература для учащихся

  1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы /В. Зак, Я. Длуголенский. —   Ленинград: Детская литература, 1980
  2. Давлетов Д. Шахматы. Учебник для школы / Д. Давлетов. — Санкт-Петербург: Литера, 1999
  3. Песин В. Волшебный дар Каиссы / В. Песин. – Ленинград: Лениздат, 1990
  4. Юдович М. Занимательные шахматы / М. Юдович. – Москва: Физкультура и спорт, 1961

 

 

 

 

 

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

День 5. Методическая неделя Дворца

Семинар-практикум на тему «Аналитические практики...

День 3. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTijOrx5xi4UxcLwztFUwDuq8JpjAGrFNw-ha_5xZTCeQvO25KRvNbLeI4Lu7MuYQ/pub    
- - -

День 5. Методическая неделя Дворца

Семинар-практикум на тему «Аналитические практики...
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас