Учреждения дополнительного образования МГТЭЦДиМ Развитие мелкой моторики у учащихся при игре на гитаре

Развитие мелкой моторики у учащихся при игре на гитаре

-

- - -

Методические рекомендации

«Развитие мелкой моторики у учащихся при игре на гитаре»

Ципочевская  Наталья Константиновна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

руководитель объединения по интересам

«Туристская песня «Ветразь»

Минского государственного туристско-экологического центра детей и молодежи

 

Аннотация

Уроки игры на гитаре развивают моторику пальцев, способствуют развитию личности ребенка, направляют его энергию в созидательное русло и укрепляют веру в свои силы. Динамично развивается не только музыкальный вкус и стремление к творчеству, но интеллект в целом, реализуется заложенный в музыку воспитательный потенциал.

Методический материал рекомендован педагогам дополнительного образования и учителям музыки.

 

Ключевые слова:

Мелкая моторика, музыкальный инструмент,  звукоизвлечение, постановка рук.

Все музыкальные инструменты при игре на них задействуют все пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальцы так активно.

«Между тем любой психолог или биолог вам подтвердит, что, если человек будет изо дня в день разрабатывать пальцы рук, развивать мелкую моторику – это напрямую будет влиять на работу мозга, ускорит протекающие в мозгу процессы. Причем есть одна тонкость. Правая рука активизирует работу левого полушария мозга, отвечающего за логические способности, ее лучше тренировать математикам и всем людям, связанным с точными науками,  а левая рука связана с правым полушарием, «специализация» которого – образное, творческое мышление, воображение, интуиция, способность находить неожиданные гениальные решения во всех жизненных ситуациях, не говоря уже об искусствах».

Из личных наблюдений можно сделать вывод, что у современных детей моторика заметно «хромает». Элементарные упражнения для кистей рук или пальцев вызывают затруднения, например,  взять аккорд с большим пальцем или мизинцем. На гитаре крайне важно извлекать звуки чисто, без дребезжаний и случайных глушений. В отличии от клавишных музыкальных инструментов, на гитаре это сделать не так-то просто. Нужно подобрать угол дистальной фаланги пальца, под которым она будет жать струну к нужному ладу и рассчитать силу, при которой Вы прижмете струну так, что она зазвучит без дребезга об ладовую пластину. Эти угол и сила подбираются гитаристом опытным путем при помощи советов учителя гитары, тем самым развивая мелкую моторику пальцевых фаланг не хуже, чем лепка пластилиновых поделок.

На начальном этапе обучения очень сложно соединить две руки вместе, т.к. каждая рука выполняет свою важную функцию. От левой зависит качество звука, а от правой — динамика. В это время необходимо следить за посадкой с инструментом и постановкой игрового аппарата.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты, музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек сознает свое достоинство» В.А. Сухомлинский

Психологи утверждают, что музыкальное образование должно быть не дополнительным, а обязательным, настолько оно полезно. Все грамотные родители знают о необходимости развивать мелкую моторику ребенка.

Самым главным этапом начинающего обучения на гитаре является непосредственное знакомство ребёнка с инструментом: строение гитары, посадка, постановка рук, звукоизвлечение .

Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата. Всё, чем они занимаются на уроке, для них ново и непривычно. В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующий большого опыта, знаний, терпения и внимания, так как у каждого ребёнка своя приспособляемость к инструменту, свои физиологические и психологические особенности, которые нужно учитывать.

Большое значение в формировании исполнительских навыков музыканта, независимо от инструмента, имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные умения и навыки, от которых зависит дальнейшее музыкальное развитие учащегося. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыкальным занятиям или же уничтожить его навсегда. Приобщение к музыке должно происходить интересно и творчески, на доступном и художественном материале.

Главное, на что учителю следует обратить внимание – это свобода: все части тела ребёнка должны находиться в спокойном расслабленном состоянии. Это достигается прежде всего вниманием ученика, его  умением расслабляться, терпением, постоянным контролем со стороны педагога, а также хорошей психологической обстановкой на уроке, ученик не должен бояться и стесняться педагога, он должен чувствовать в нём друга, который хочет ему помочь поделиться своими знаниями. Из личных наблюдений можно сделать  вывод, что нынешнее поколение детей из-за большой нагрузки очень «зажато». Расслабить руки или кисти не так уж и легко. А без полной свободы игрового аппарата будут работать мышцы в разы больше положенного, что приведет к нежелательным болевым ощущениям.

С чего нужно начинать занятие? Конечно с хорошего позитивного настроения.  На первых занятиях ученик знакомится со строением гитары, учится правильной посадке  и держать руки в положении. Юному гитаристу необходимо дать общее представление об истории возникновения и совершенствования инструмента, о его видах и способах звукоизвлечения. Уроки должны нести наглядно-демонстративный характер. Как правило, я стараюсь исполнить музыкальное произведение, чтобы показать вживую инструмент. При этом по реакции и эмоции для себя диагностирую его интерес к музыке. Одновременно, не заметно для него самого осторожно привлекаю, призывая оказать якобы помощь. Например, напеть со мной. Заодно действую без промедления, продолжая узнавать вкусы и интересы в музыкальном направлении. Как правило, зажигаю ученика и его уже не удержать. Между нами «зажигается» искорка, которой надолго хватает. Предлагаю поиграть в игру пальцами и кистями рук, для себя диагностирую, где есть проблемы в моторике, какой из пальцев не справляется и не успевает с остальными (приложение 1). Вот с этим пробелом мы будем больше делать упражнений, чтобы  быстрее развить моторику определенного «отстающего». Заодно учимся расслаблять корпус. Под музыку или хлопки шагаем, таким образом, идёт  проверка ритма. Провожу музыкальные тесты в игровой форме. Как правило, играть любят все, даже взрослые. Не упускаю возможности похвалить, когда что-то получается замечательно, так как в дальнейшем «замечательно» поможет переключаться от трудностей при обучении.

Посадка.

Гитара — один из самых «неудобных» для формирования осанки ребёнка музыкальных инструментов (с точки зрения того, что костные ткани формируются в детстве и юности). Преподаватель, заботясь о здоровье обучающегося, должен сформировать правильную посадку, чтобы во время игры не возникло искривление верхней части туловища.

Положение правой руки.

Правую руку, согнутую в локте, следует положить на край корпуса гитары. Кисть на одной линии с предплечьем. Гриф, поднятый  вверх, даёт возможность пальцам расположиться вдоль струн. Пальцы в естественном, полусогнутом состоянии.

Красота звука – заветная цель каждого исполнителя. Звук на гитаре «создаётся» правой рукой. Поэтому именно ей надо уделить основное внимание в начальный период обучения.

По мнению Александра Гитмана, многие трудности в постановке правой руки возникают потому, что из процесса игры исключаются мышцы спины и плеча. Это приводит к скованности и, как результат, неполноценному звуку. Часто гитарист играет, опираясь правой рукой на корпус гитары. Руку же надо чувствовать всю от плеча, держа её на весу, хотя предплечье и касается корпуса инструмента.

Положение левой руки.

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении, за исключением игры приёмом «баррэ». Струны прижимаются кончиками пальцев. Пальцы в суставах не прогибаются, исключение представляет указательный палец, который прогибается в том случае, когда он прижимает одновременно две или три струны. Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для четырёх пальцев, прижимающих струны, поэтому он не должен быть виден из-за грифа.

Условные обозначения пальцев

Правая рука: Левая рука:

P – большой палец                                            1 — указательный

I –   указательный                                             2 — средний

m – средний                                                       3 — безымянный

a  —  безымянный                                               4 — мизинец

Звукоизвлечение

Звук на гитаре извлекается посредством щипка — удара по струнам кончиками пальцев правой руки. Большой палец производит щипок от себя. Движение остальных пальцев, кроме мизинца, направлено к ладони. Сила удара исходит от ногтевого сустава пальца. Кисть, предплечье находятся в одном положении, педагогу следует следить за тем, чтобы рука не зажималась. Указательный, средний,  безымянный пальцы, находятся в полусогнутом положении, подготовленные к удару по струне.

Извлекать звук на струне можно от подставки и до грифа. Отрезок, на котором возможно извлекать звук, нужно разграничить на три части:

  • Верхняя часть – у грифа (мягкое и тихое звучание);
  • Средняя часть – у нижней части звуковой розетки (самое сильное и яркое звучание);
  • Нижняя часть — у подставки (резкое и сильное звучание).

Объективным критерием правильности звукоизвлечения является звучание открытых струн. Полноценный гитарный звук извлекается тогда, когда струна предварительно оттягивается пальцем и только затем отпускается.

Гитара — инструмент специфический, и, не смотря на   кажущуюся  легкость  в  овладении  игры  на   инструменте,   сразу  же возникают и ряд проблем.

Педагогический репертуар

Говоря о выборе педагогического репертуара, хотелось бы процитировать Дмитрия Борисовича Кобалевского: «произведение должно быть художественным и увлекательным…, оно должно быть педагогически целесообразным, то есть учить чему-то нужному и  полезному, и должно выполнять определенную воспитательную роль». Выбор произведений должен основываться как на индивидуальных особенностях учащегося, так и на многообразии.

В заключении хотелось бы сказать о том, что первая встреча с учеником – это всегда волнующий момент для учителя и ученика. С первых уроков необходимо завоевать доверие ученика. В общении с учеником следует поставить перед собой задачу, чтобы ученик доверился вам, с желанием и искренне рассказывал о себе, друзьях, своих увлечениях.

Не с каждым учеником сразу получится установить контакт и завоевать его доверие. Педагогическая работа требует от преподавателя помимо знания своего предмета, наличия комплекса знаний из области педагогики, психологии, физиологии. Хороший педагог, кроме этого, должен обладать рядом человеческих качеств, — главные из которых чувство юмора, доброта и любовь к детям. Еще очень важно на занятиях создать ситуацию успеха для каждого ученика. Любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить ЧУДЕСА. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. В данный момент я учусь преподавать детям с ДЦП. Обучение происходит, как и с детьми младшего возраста.

Обучение детей младшего возраста имеет свои особенности, главная из которых – широкое применение игровых форм. Ребенок по своим психологическим особенностям не может трудиться на перспективу, на далекий результат. Впечатление от реальности он воплощает в игре, как наиболее понятную для него деятельность. Игра делает процесс обучения более увлекательным, понятным, помогает раскрыть способности детей более полно и обозначить проблемы.

Чтобы ученик получал удовольствие от каждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а методический материал преподносить, не перегружая его внимания, рационально и последовательно.

Работа с начинающими очень трудоёмка, но в тоже время интересна и благодарна. Ребёнок младшего возраста открыт и эмоционален, легко откликается на задания педагога, поэтому важно не упустить этот период и заронить зерно творчества.

Результативностью данного методического материала является, прежде всего, то, что после освоения учащимися определенных знаний, умений и навыков у 85% учащихся объединения по интересам «Туристская песня «Ветразь» развита моторика пальцев, они могут самостоятельно исполнить желаемое музыкальное произведение. И все те упражнения и навыки, которые приобретаются в течение года, используются ими на практике самостоятельно, что активизирует их творческую активность, а так же стремление постоянно расширять и совершенствовать свой уровень исполнительского мастерства.

Список литературы

1.Виницкий, А. Учитель и ученик. Начальный период обучения /А. Виницкий. – М., 2003. – 180 с.

2.Гитман, А. Донотный период начального обучения гитариста / А. Гитман. – М., 2003. – 220 с.

3.Иванов-Крамской, А. Школа игры на шестиструнной гитаре / О. Копенков. – М., 1980. – 152 с.

  1. Назарова,Н. Специальная педагогика / Н.Назарова.  – М., 2000. – 230 с.
  2. Потапова, А. Домра с азов / А.Потапова. – СПб.,2010. – 230 с.

Приложение 

Игры на осязание.

  1. «Пальчики с глазами». Нужно взять 5-10 предметов, желательно мелких (скрепку, флешку, каштан, ластик и т.д.). Все предметы накрываем тканью, чтобы ничего не просвечивалось. И по одному взяв в руки описываем: структуру,размер, форму. Отгадываем, что же это за предмет. Затем достаем из-под ткани и зрительно уже анализируем ощущения. При игре очень активно работает чувство осязания. Затем, спрятав все предметы обратно, перечисляем их, тренируя при этом свою память. Постепенно игру усложняем до 15-20 предметов.
  2. «Угадай, что в руках». В обе руки кладем несколько каштанов и желудей, причем количество можно менять: в правой два каштана и один желудь, а в левой три желудя. Нужно при помощи всех пальцев руки сосчитать наличие предметов и угадать сами предметы. Сложность в том, что каждая рука работает самостоятельно. Со временем усложняем игру: предметы заменяем на более мелкие (фасоль, горох, кукурузу и др. семена).
  3. «Смена ролей». Само название говорит за себя. Учитель в точности копирует ученика, показывая его ошибки в постановке рук, ученик же должен в точности изображать педагога. При этом учитывать правильность посадки. Учителю (мне),конечно же, легко (за исключением некоторых редких случаев). Во время игры — буря восторга и смеха со стороны ученика. Но теперь перед ним стоит нелегкая задача. Казалось бы, чего сложного? Но сложность в том, что свои ошибки так быстро не устранить. Я же выполнила свою задачу с первой попытки. И моя моторика пальцев развита. А вот ученику нужно меня догонять. Вот он и старается догнать меня своим усердным трудом.

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас