Опорная методическая площадка
УО «Минский государственный дворец детей и молодёжи»
сайт: mgddm.by e-mail: metodist_mgddm@mail.ru
Инновационная область:
Совершенствование методической работы по непрерывному персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров
Тема:
Региональная модель непрерывного профессионального развития педагогических кадров УДОДиМ города
Ресурсы сетевого взаимодействия:
Кадровые: педагогические работники УДОДиМ г. Минска (администрация, педагоги дополнительного образования, заведующие методическими отделами/кабинетами, методисты); педагогические работники УДОДиМ республики, учреждений дополнительного образования детей Российской Федерации; специалисты Минского городского института развития образования, учёные вузов республики.
Информационные: сайты УДОДиМ г. Минска; городской методический сайт; средства массовой информации (ТВ, радио, периодические издания); информационно – рекламная продукция; интернет.
Материально-технические: материально-техническая база УДОДиМ г. Минска (учебные помещения, аудио- и видеоаппаратура; компьютерная техника)
Учебно-методические:электронные базы данных «Повышение квалификации педагогов: состояние и перспективы», «Аттестация педагогических работников: состояние и перспективы»; учебно-программная документация по повышению квалификации (курсов, семинаров, методических обучающих программ/проектов и т.д.); методический фонд (литература, периодические издания, методические издания, медиатека и т.д.) в УДОДиМ г. Минска.
А. Целевое назначение
Целевое назначение опорной методической площадки заключается в интеграции и координации деятельности методических служб УДОДиМ по развитию инфраструктуры непрерывного образования педагогических кадров для обеспечения преемственности профессионального роста педагога: от молодого специалиста к мотивированному педагогу и до опытного педагога-мастера, носителя уникального педагогического опыта и традиций учреждения.
Б. Деятельность субъектов дополнительного образования детей и молодёжи
В УДОДиМ города реализуются вариативные (собственные) модели повышения квалификации, для которых характерны диверсификация форм повышения квалификации и многоуровневый, дифференцированный подход к их организации. Инфраструктура непрерывного образования педагогов в межкурсовой период развивается в таких формах, как творческая мастерская, лаборатория, педагогическая студия, кафедра профессионального взаимодействия, методическая гостиная, школа наставничества и др., в рамках которых реализуются проблемно-тематические обучающие программы. Планы повышения квалификации формируются на основе изучения образовательных потребностей педагогов и реализуются в полном объёме.
Используется широкий арсенал средств и форм работы, способствующих мотивации педагогов к педагогическому поиску и инновациям, к профессиональному росту и личностной самореализации, что свидетельствует о приращении инновационного потенциала в данной сфере. Методические мероприятия, которые проводятся в учреждениях, а также на уровне района и города, способствуют повышению уровня профессионализма педагогов, формированию у них аналитических, проективных и социальных компетенций, повышению культуры педагогического труда.
Развитие социального партнёрства с вузами республики, привлечение учёных и специалистов Минского городского института развития образования, Национальной академии наук, Академии последипломного образования, Национального института образования позволяют обеспечить высокий уровень качества межкурсовой подготовки.
Проведение городского мониторинга состояния кадрового ресурса, что позволяет анализировать и постоянно обновлять электронную базу данных о составе педагогических кадров по показателям: образование, стаж работы в системе дополнительного образования детей и молодёжи, квалификационная категория.
Активное внедрение технологий мониторинга и аудита в сфере управления профессиональным развитием педагогических кадров. Наличие в каждом учреждении электронных баз данных о состоянии работы по аттестации и повышению квалификации педагогических кадров позволяет администрации учреждений не только грамотно планировать обучение кадров, но и осуществлять мониторинг.
В. Направления, эффективные формы и примеры продуктивного сетевого взаимодействия.
К основным направлениям работы опорной методической площадки относятся:
– организация обучения и профессионального общения, прежде всего, специалистов методических служб УДОДиМ города в рамках Университета методических знаний (реализуются две методические обучающие программы: «Методическая деятельность: современный менеджмент качества», «Методический кластер как ресурс для создания открытой профессиональной научно-методической среды»);
– организация методическими службами УДОДиМ города обучения педагогических работников своих учреждений, ориентация на внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и других инновационных технологий, в т.ч. технологии методического сервиса;
– оперативный взаимообмен информацией и профессиональным методическим опытом по выявлению, обобщению и распространению лучшего опыта педагогической деятельности.
– развитие и активное использование городского методического сайта, который является информационно-коммуникативным образовательным ресурсом и своеобразным представительством методических служб УДОДиМ города в интернете. Он предоставляет педагогам уникальные возможности для самообразования, дистанционного консультирования; позволяет расширить сферу трансляции педагогического опыта.
– развитие международного методического сотрудничества. По инициативе методической службы Дворца только в 2016-17 учебном году и 1-ом полугодии 2017/18 учебного года для педагогических работников УДОДиМ города был организован ряд крупномасштабных методических мероприятий:
- Открытый педагогический диалог «Дополнительное образование детей: формат сотрудничества» с директорами УДОД г. Санкт-Петербурга.
- Вебинар «Возможности использования информационно-коммуникативных технологий в системе дополнительного образования» в рамках Восьмой всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для Новой школы» (совместно с ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» г. Санкт-Петербурга)
- Методическая коммуникативная площадка «Профи-Взгляд»: представление опыта, обмен мнениями, обсуждение формата сотрудничества» (в рамках пребывания делегации заместителей директоров по методической работе, заведующих методическими отделами: 17 человек из 12 учреждений дополнительного образования детей, 8 районов г. Санкт-Петербурга).
- Авторский семинар Золотарёвой А.В., ректора ГОАУ Ярославской области
«Институт развития образования», доктора педагогических наук, профессора на тему: «Инновационный формат развития учреждения дополнительного образования детей и молодёжи» (4 занятия, количество участников – 174)
- Дистанционное участие в 3-ем открытом городском Слете педагогов дополнительного образования с международным участием ГБАУ ДО ДДЮТ «На Ленской» г. Санкт-Петербург (научно-практическая конференция «Взаимодействие детей и взрослых как основа реализации программы «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025»; мастер-класс «Дебаты как педагогическая технология»; круглый стол «Культура здоровья педагога»)
Информация о проведённых международных методических мероприятиях (пост-релизы), материалы отдельных занятий (презентации) размещались на городском методическом сайте.
Г. Результативность реализации модели
Совместная работа методических служб в рамках опорной методической площадки, заинтересованность, динамичность процессов профессионального обмена опытом, взаимодействия и сотрудничества свидетельствует об эффективности региональной модели, базовыми принципами функционирования которой являются открытость, вариативность, свобода выбора, мотивация и стимулирование.
Результативность реализации модели заключается в развитии международного методического сотрудничества, интегрированности педагогов УДОДиМ города в международное профессиональное сообщество.
Деятельность опорной методической площадки способствует успешному решению задач кадровой политики в УДОДиМ города по созданию высокопрофессиональных и устойчивых педагогических коллективов.