Методические мероприятия Семинар «Методы реализации рефлексии»

Семинар «Методы реализации рефлексии»

-

- - -

В ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Ранак» г. Минска» 4 февраля 2020 года прошел в рамках методического объединения педагогов отдела технического творчества и интеллектуального развития.

Семинар проводила Сорокина Наталья Петровна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории.

К современному учебному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» давно перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у учащихся умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Практически каждый педагог дополнительного образования сегодня в той или иной степени использует прием рефлексии на занятиях, зачастую не всегда ясно понимая, что он измеряет и каких результатов хочет достичь.

В переводе с латинского языка  рефлексия означает «обращение назад», также это понятие трактуется как размышление о своём состоянии, самоанализ. Педагогика дня сегодняшнего понимает рефлексию как самоанализ деятельности и её результатов. Исходя из функций,  предлагается следующая классификация:

рефлексия настроения и эмоционального состояния;

рефлексия деятельности;

рефлексия  учебного занятия;

Рефлексию настроения и эмоционального состояния целесообразно проводить  в начале учебного занятия с целью установления эмоционального контакта с группой, а в конце учебного занятия дает возможность оценить  настроение  и эмоциональное состояние каждого учащегося. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).  Можно использовать следующие методы   рефлексии:           «Комплимент» Удачно закончить учебное занятие на положительной ноте:

Комплимент-похвала;

Комплимент в деловых качествах;

Комплимент в чувствах.

«Солнышко» Моё настроение похоже на:        солнышко,        солнышко с тучкой,        тучку,        тучку с дождиком,        тучку с молнией.

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать образовательный процесс. Учащиеся с её помощью осмысливают свой опыт работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения).

Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах, а применение в конце занятия дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах.

Например, прием «Лестница успеха». Ребенок сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты.

Или рефлексивный прием «Дерево успеха», «Рефлексивная мишень».

 

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки.

Рефлексия содержания учебного материала

Педагогу важно не только узнать и понять эмоциональное состояние учащегося в конце занятия, но и то, насколько продуктивным для него оно стало. В этом случае используются приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

Прием незаконченного предложения, например, методика «Рефлексивный экран». Экран или лист с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Как вариант, рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типа Я не знал… — Теперь я знаю…);

Участники семинара пришли к выводу, что любой педагог может самостоятельно получить необходимую информацию и разработать свою методику рефлексии. Для этого необходимо учитывать некоторые параметры:

— возрастные особенности учащихся и состав группы. Например, методика синквейн будет понятна и интересна учащимся старшего и среднего возраста, а учащиеся младшего школьного возраста не смогут ее выполнить потому, что части речи они еще не изучали по программе и т.д.;

— особенности предмета, тему и тип занятия. Занятия гуманитарного ряда более располагают к рефлексии настроения и эмоционального состояния, углубленное изучение математики, информационных технологий требуют рефлексии содержания материала, а уроки декоративно-прикладного творчества не обойдутся без рефлексии деятельности;

— необходимость и целесообразность проведения данного типа рефлексии.

Педагоги активно взаимодействовали на семинаре, делились своим опытом. Педагог дополнительного образования И.Ф.Колдобская (объединение по интересам «Французский язык») познакомила участников семинара со своей методикой  проведения рефлексии «Лестница». Педагог высшей квалификационной категории О.В.Ивахнова поделилась опытом проведения рефлексии на занятиях школы раннего развития.

При подведении итогов участники встречи отметили практическую ценность полученной информации и отметили необходимость проведения подобных семинаров..

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас