Учреждения дополнительного образования Зорка Семинар-практикум для педагогов «Музейная педагогика в практике педагога дополнительного...

Семинар-практикум для педагогов «Музейная педагогика в практике педагога дополнительного образования»

-

- - -

Семинар-практикум для педагогов «Музейная педагогика в практике педагога дополнительного образования», разработчик: Якшук Галина Николаевна, методист ГУО «Центр технического и художественного творчества детей и молодёжи Фрунзенского района г.Минска «Зорка»

Аннотация

Музейная педагогика позволяет вызвать у учащихся интерес, желание учиться; позволяет развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщиться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.

Семинар проводится с целью развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования посредством музейной педагогики, а его планируемым результатом является готовность использования средств музейной педагогики в практике.

Семинар предполагает обмен опытом, обобщение материала, работу в группах по использованию элементов музейной педагогики в практике.

 

Семинар-практикум для педагогов

«Музейная педагогика в практике педагога дополнительного образования» 

Планируемые результаты: Готовность и способность к саморазвитию, применение средств музейной педагогики в практике педагога дополнительного образования.

Регламент работы и условия проведения: 1 час

 Цель: развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования посредством музейной педагогики.

Задачи:

  • раскрыть образовательную роль музея в контексте региональной истории и культуры.
  • освоение наиболее рациональных методов и приёмов музейной педагогики, применение их в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста.
  • способствовать улучшению качества работы педагогов через совершенствование воспитательной среды.

Форма проведения: семинар-практикум

План проведения

Теоретическая часть

  • Приветствие и знакомство с проблемным полем.
  • Роль музейной педагогики в воспитании учащихся.
  • Музейная среда в образовательном пространстве Центра. (Из опыта работы  музея).

Практическая часть

  • Активизация познавательного интереса учащихся через музейно-воспитательную работу.

Заключительная часть

  • Подведение итогов работы
  1. Роль музейной педагогики в воспитании учащихся.

Музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание учиться; развить чувство любви к Родине, желание и стремление изучать ее историко-культурное наследие, свои «корни», свой род, приобщаться через музей к истории родного края, города, села, семьи. Посредством музейной педагогики учащиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.

В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос – как научить детей, вызвать у них интерес, желание учиться — позволяет выйти на анализ методов обучения и воспитания детей с помощью музейной педагогики. Сегодня учреждение образования, как никогда, нуждается в изучении прошлого для познания будущего, которое возможно через музейную деятельность.

Потенциальные возможности и преимущества музейной педагогики.

Музейная педагогика обладает рядом потенциальных возможностей и преимуществ.

Преимущества воспитания учащихся средствами музейной педагогики состоят в том, что музейная педагогика является одной из форм, позволяющих восполнить пробелы в воспитании, решить множество проблем в образовании и усилить практико-ориентирующую составляющую образования в современном учреждении образования, реализовать образовательную, воспитательную, развивающую, социокультурную функции учреждении образования в целом и гуманитарных предметов в частности. Музейной педагогике в последнее время уделяется всё больше внимания в теории и практике образования.

Музейная педагогика – это комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов школьных музеев (разделы, экспозиции, архивные и исторические экспонаты и документы и т. д.), включая все формы краеведения. Школьное краеведение и музееведение – важные факторы воспитания молодежи, способствующие развитию познавательных интересов, приобщению учащихся к творческой деятельности, формирующие практические и интеллектуальные знания, умения, навыки.

Музейная педагогика при реализации образовательной программы позволяет интегрировать возможности музея, активизировать поисковую и исследовательскую деятельность учащихся. В то время как у многих молодых людей изменилось отношение к истории, отсутствуют гражданская позиция и чувство национальной гордости, необходимо воспитывать у школьников интерес и стремление изучать прошлое родного края.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев – суть новой образовательной парадигмы XXI века.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатывались разнообразные формы и методы работы с учащимися, изменяющие их роль и позицию в музейно педагогическом процессе.

Музейная педагогика оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, помогает ребенку стать творческой личностью, прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму – интересно не разрушать, а созидать.

Отличительные черты обучения в музейной педагогике – неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.

 Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:

  • расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике;
  • гармонизация развития творческой личности;
  • формирование национальной идеологии;
  • сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям;
  • патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
  • создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Музейная педагогика дает возможность:

— осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

— сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

— раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

-попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

— объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

— организовать интересные обучающие и воспитательные занятия, информационные часы, исследовательскую работу в музее и учреждении образования.

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования. Таким образом, музейная педагогика формируется на стыке музееведения, педагогики и психологии.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:

  1. Музейный предмет – прежде всего подлинник, обладающий большой научной, мемориальной, исторической и художественной значимостью, его можно в определенных условиях музейно-педагогической деятельности «брать в руки», «рассматривать», манипулировать им. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
  2. Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой – как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры. Ответ на вопрос, почему тот или иной предмет культуры становится музейным предметом, обретает свое место в своеобразном расположении предметов культуры, становится ключевым, без него невозможна музейная культура.
  3. Музейная коммуникация – такая необходимая соорганизация определённых позиций, которые должны обеспечивать существование музейной культуры. Это взаимодействие среды (в данном случае, учреждения образования) и музейного пространства строится на следующих принципах:
  4. Принцип активного отношения к музейному пространству. Это означает необходимость формирования позиции интерпретатора.
  5. Принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций и равное право на существование.
  6. Принцип авторства. Диалогичность культурного пространства возможна лишь в том случае, если учащийся, входящий в это пространство, действует соразмерно культурным и историческим персонажам. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора.

При разработке и проведении средств воспитания музейной педагогикой следует учитывать исторически сложившиеся принципы:

  • интерактивность, ибо человек воспринимает только то, что делает;
  • комплексность – включение всех типов восприятия;
  • программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.

Воспитание музейной педагогикой требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.

Итак,  цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

Каким же образом этот процесс проходит в нашем учреждении образования?

  1. Музейная среда в образовательном пространстве Центра.

В 2006 году наш музей  распахнул свои двери  для первых посетителей. Его история началась со старых учебников 50-годов, которые принесли учащиеся Центра. Позже, к старым учебникам, добавились материалы о первых учителях и выпускниках СШ№156 (Центр располагается  в здании бывшей школы), предметы быта советских времён, документы и сведения об истории создания учреждений образования на территории Фрунзенского района, воспоминания о детстве учителей и учеников, этнографические и художественные изделия.

Таким образом, уже за первый год был накоплен огромный материал, который лёг в основу музейной экспозиции.

Сегодня наша музейная среда — активное средство образования и воспитания во всех сферах деятельности Центра и взаимодействующая со всеми учреждениями образования района.

Одним из компонентов музейной среды является экспозиция, которая состоит из музейных предметов. Именно через знакомство с музейными предметами мы обучаем посетителей извлекать знания, опираясь на первоисточник, подводим к самостоятельным выводам. При правильном использовании потенциала музейного пространства можно оказать сильное воздействие на эмоциональную и духовную сферу ребенка.

Музейные предметы уникальны, в музейном собрании они превращаются в документальное свидетельство конкретного факта, события, явления или процесса. И такие предметы, вызывающие повышенный интерес  у посетителей,  представлены в экспозиции музея.  Это — берестяная грамота, писало,  буквица,  пергамент,  перьевые  ручки, тетради с промокашками.

История возникновения этих предметов  легла в основу интерактивной экскурсии «История письменности». При разработке данной экскурсионной   формы использовались  элементы проектной технологии.

Чтобы реализовать идею,  учащимся необходимо было обратиться, в первую очередь, к литературным источникам. Далее воспитанники краеведческого и технических, декоративно-прикладных кружков работали над созданием муляжей предметов.

Таким образом, ребята прикоснулись к истории, ведь надо было не только собрать и изучить материал о предметах письма и их создании, но и разобраться в свойствах материала, его особенностях. Например: надо было съездить в лес и найти поваленную берёзу, снять кору, обработать её. Изучив письмена, воспроизвести письмо Х-ХII века. А как сложно было изготовить пергамент. Надо найти настоящую телячью кожу, обработать золой, очистить, изготовить по старинному рецепту чернила. Юные исследователи изучили технологический процесс подготовки гусиного пера к письму. На занятиях по керамике научились изготавливать чернильницы.  Рассмотрели и познакомились с репродукциями исторических гравюр с видами и типами данных предметов.

Текст экскурсии  разрабатывался руководителем музея совместно с педагогом театрального кружка.  Демонстрировали  экскурсию учащиеся театрального кружка в сопровождении звуковых и световых  эффектов.

Под звуки космической музыки к посетителям музея выходит Путешественник в запыленном плаще и шляпе в руках у него волшебный чемоданчик. Он и переносит зрителей во времена и пространства. Постепенно открывая свой чемодан, он в течение всего путешествия знакомит слушателей с предметами письма. Таким образом, сочетаются  эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учащихся, раскрывается значимость и практический смысл изучаемого материала. Через ассоциации и образы  посетители знакомятся с историей письменности, предметы воздействуют на чувственную сферу личности, способствуют накоплению чувственного опыта (тактильные ощущения, обоняние, осязание и др.).

Результатом взаимодействия нескольких объединений по интересам, разных по профилю стала победа в республиканском конкурсе юных экскурсоводов в 2013 году и получение диплома II степени. Чуть позже мы вернёмся к этим предметам. Большой популярностью пользуются и другие интерактивные экскурсии: «История одного предмета», «Музей в чемодане» и т. д.

Во время проведения экскурсий в музее  юные экскурсоводы помогают учащимся Школы раннего развития адаптироваться к новой школьной жизни: объясняют, как правильно сидеть за партой, учат считать на деревянных счётах и писать перьевыми ручками,  гусиным пером, писалом по буквице. Все музейные  предметы в процессе экскурсии можно рассматривать, трогать руками, листать, что категорически запрещено делать в других подобных учреждениях. Таким образом, развивается коммуникативная культура, совершенствуются навыки общения ребят разного возраста.

Учащимся начальной школы имеют возможность самореализации, объясняя сложный материал, например: «красная строка», «буквица», через  своеобразную попытку «вырастить буквицу». Это достаточно необычный метод письма, который ранее применялся старообрядцами. Сегодня этот метод используют в городе Ветка Гомельской области. Разлинеенный лист для письма представлен как вспаханное поле, которое надо засеять и вырастить на нем буквицу – древо. Таким образом, мы воздействуем на чувственную сферу личности, способствуем накоплению чувственного опыта (тактильные ощущения, обоняние, осязание и др.). Ребята приобретают навыки каллиграфического письма.

Ещё одним компонентом музейной среды является музейное помещение. И наш музей давно перестал быть только хранилищем, а является  живым организмом в процессе познания.  Каждый год в этом помещении проходят первые уроки знаний, учителями которых были ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, глава администрации района, заслуженные деятели культуры и науки.

Для наших учащихся в музее проходят циклы занятий по следующим дисциплинам: культурологии, истории музыкальных инструментов, вокальному искусству, проводится цикл занятий: «Знаменитые художники», цикл  «Классики музыки», цикл «Герои спорта».

Знакомясь с циклом «Знаменитые художники», ребята во время занятий изучают историю образования ХХ века, через творчество художника Н.П. Богданова-Бельского и Федора Решетникова.

Картины практически неизвестные широкому кругу, хотя и очень знакомые, русского художника-передвижника Николая Петровича Богданова-Бельского помогают ребятам воссоздать для себя образ ученика народной школы, земского училища начала ХХ в..

Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, документ полноценно, самостоятельно работать с таким сложным материалом. Для них нет большой разницы: прошло пятьдесят, сто лет или тысяча. Им трудно вникнуть в это проблемное поле.

Все работы художника имеют уникальную и невероятно жизненную историю («Устный счёт», «Новая сказка», «У порога школы»).

Как и школьники на картине «Устный счет», юные исследователи полностью поглощены поискам ответов на поставленные вопросы: кто изображен на картине, сколько учеников, какие предметы находятся, что они означают, какое время года изображено, пытаются решить задачу. Каждая картина – целое исследование. К работе над проектом с большим удовольствием подключились родители. Собран богатый материал о профессоре  С.А. Рачинском.

Копии архивных документов знакомят юных исследователей с историей создания первых школ письменности в 1887 году, деятельностью Земских народных училищ в д. Сухаревои д. Масюковщина конца Х1Х века–н. ХХв., начальной школой в д. Медвежино н. ХХв.

С воодушевлением делятся своими открытиями юные экскурсоводы с учениками школ района во время экскурсий в День открытых дверей в музее. Ведь теперь свой рассказ о развитии системы образования Фрунзенского района города Минска ребята иллюстрируют работами известных художников.

Таким образом,  был выбран метод, определяемый темой, музейными предметами, психологическими особенностями детей. Именно от грамотного подбора методов зависит управление процессом восприятия информации и эффективность ее воздействия на детей.

Обучение в музее даёт возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, а самое главное это то, что в процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию.

Знакомясь с циклом «Классики музыки» учащиеся всех направлений деятельности не только изучают на занятиях жанры музыки, творчество музыкантов и композиторов. Этот цикл натолкнул одну из воспитанниц инструментального кружка Хейдераву Александру на создание исследовательской работы «Творческий и жизненный путь белорусского композитора А. Ращинского», которую  она посвятила своему рано ушедшему из жизни педагогу.  Александр Владимирович, был педагогом нашего Центра, а его ученица не только не оставила занятия музыкой , но и продолжает сейчас заниматься. Она заняла первое место на районных краеведческих чтениях. В своей работе она показала образ настоящего патриота, а своими взрослыми рассуждениями о жизни и творчестве Александра Владимировича  эмоционально воздействовала на слушателей.

Центр имеет свои образовательные традиции.  Среди педагогов нашего центра — магистры педагогических наук, лауреаты многочисленных государственных премий, мастера спорта, члены союза композиторов, музыкантов, скульпторов, художников. Свой опыт они бережно передают будущим поколениям. В музее организуются персональные выставки наших мастеров, оформляются временные экспозиции, рассказывающие о жизни и творчестве наших педагогов.  Создана экспозиция «Педагогические династии Центра» (А.Маслеников, Е.И.Хартанович).  Ребята по-новому открывают для себя не только школьных учителей, но и педагогов творческих объединений.

Музей образования – центр конкурсного движения. Здесь проходят  районные этапы городских и республиканских конкурсных мероприятий в рамках республиканских  акций «Жыву у Беларусі і тым ганаруся» и др.

В помощь педагогам и учащимся   района на базе музея  организована деятельность консультативного пункта по вопросам оформления и представления необходимой документации, презентационных материалов.

Участвуя в поисково-исследовательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы,  района, города, независимо от того, какую тему они изучают. Это способствует не только воспитанию, но и формированию гражданственно-патриотических компетенций учащихся.

Учащиеся Центра принимают активное участие не только в конкурсах различного уровня, но и во внутренних, тем самым сближая традиции и семейные истории. Многие внутренние конкурсы стали традиционными – «Мой родовод»,  «Фронтовые письма», акция «Бессмертный полк».

Ребята собирают материал по истории своей семьи, тесно общаются близкими родственниками, знакомыми людьми.   Из семейных архивов извлекают уникальные, но давно забытые, фотографии, оригиналы документов, семейные реликвии, представляя  себя в роли участников Великой Отечественной войны.  Сочиняют  письма треугольники от имени солдата, готовящегося к бою, полевой медсестры, разведчика.  Участие в мероприятиях Акции способствует еще большему сплочению педагогического коллектива, учащихся и их родителей.

Наполнение мероприятий патриотической направленности конкретными и достоверными фактами, связь с сегодняшней жизнью страны, создание особой эмоциональной атмосферы, присутствие живых свидетелей событий, вовлечение участников мероприятий в заинтересованный обмен мнениями способствует формированию у подрастающего поколения понимания исторической роли белорусского народа в Первой и Второй мировых войнах, Великой Отечественной войне, войне в Афганистане развитию активной гражданской позиции, патриотическому воспитанию в целом.

Сегодня воспитанники объединений по интересам   разного профиля  могут  получить дополнительные либо альтернативные знания, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Отличительной чертой обучения в музее является неформальность и добровольность.

Образовательный процесс в музее строится на принципе диалога. Это создаёт условия для активного включения ребенка в процесс творческого саморазвития, который потребует полной активизации всех сфер высшей нервной деятельности.

Сегодня музей — это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека», это не просто место для проведения досуга, но, прежде всего, пространство реального соприкосновения с опытом и знанием прошлых поколений.

Практическая часть

  1. Активизация познавательного интереса учащихся через музейно-воспитательную работу.

В условиях нашего учреждения образования  возможно создать музейные экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела.  В каб. №205 расположена музейная экспозиция «Дзедава хатка».

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое.  К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Музей – это особое, специальное организованное пространство, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Я предлагаю вам создать в каждом вашем кабинете  экспозиции «мини-музея». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея.

Создавая такой музей, мы постараемся придерживаться принципов – интеграции, деятельности и интерактивности, динамичности и вариативности, непрерывности и доступности. Все экспозиции интерактивны, и должны быть доступны детскому восприятию. И, естественно, основной объем содержания детского музея занимает игровой фонд, главным наполнением которого, являются всевозможные детские игрушки, предметы, которые дети используют в игре, в свободной деятельности, на занятиях.

Детский музей – это целая система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко – художественного наследия.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, — важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:

— заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

— выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.  (Приложение №2)

Предлагаю не откладывать эту работу в долгий ящик, и попытаться сегодня подготовить небольшую презентацию мини – музея. Предлагаю разделиться на 2 группы по интересу. Работать мы будем по звонку колокольчика, звучит звонок. Вашей группе необходимо попытаться создать мини-музей из предлагаемых музейных предметов (горсть пуговиц,  мячики, предметы письма, картины художника  Николая Петровича Богданова-Бельского, портфель и др. сумки).

Вам необходимо в течение 10 минут представить презентацию вашего мини-музея, созданного по заданному алгоритму, основываясь на своих знаниях и собственном опыте работы;

3.1. Представление успешного реализованного педагогического опыта по  теме:   

По окончанию работы в группах, ответы собираются на магнитную доску или ватман, для сведения их в «банк идей».

Группа или представитель знакомит участников с результатами работы

Результативность реализации технологии музейной педагогики заключается в следующем

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений — музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Задача педагога дополнительного образования  заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

*  вызывать уважение к другим культурам;

* развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

4. Заключительный этап.

Обмен опытом, обобщение материала, выделение общего и полезного в работе.

Дальнейшая работа педагогов (за рамками данного мероприятия), с целью создания целостной системы работы по заданной теме.

 Рекомендации  руководителям МО  по применению средств музейной педагогики в практике педагога дополнительного образования.  Разработка  методических рекомендаций.

Рефлексия услышанного: метод «Корзина».

Рефлексия: Рисуем ладонь, каждый палец — это позиция, по которой надо высказать свое мнение:

БОЛЬШОЙ — для меня было важным и интересным…

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ — по этому вопросу я получила конкретную информацию…

СРЕДНИЙ – мне было трудно (мне не понравилось)…

БЕЗЫМЯННЫЙ – моя оценка психологической атмосферы семинара-практикума…

МИЗИНЕЦ – для меня было недостаточно…

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас