Опорная методическая площадка
УО «Минский государственный дворец детей и молодёжи»
сайт: mgddm.by e-mail: mgddim0@tut.by
Структурное подразделение: Центр социального мониторинга дополнительного образования детей и молодежи, e-mail; csm-2012@ mail.ru; страничка на сайте: http://mgddm.by/sociology/
Инновационная область (тема): «Сетевой мониторинг как механизм корпоративного управления содержанием деятельности УДОДиМ»
- Основная характеристика деятельности, осуществляющейся в рамках опорной площадки:
Реализация социальной информационно-аналитической технологии (системный мониторинг) оценки качества образовательной и воспитательной деятельности в сети многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи г. Минска. Системный мониторинг – это сетевой региональный проект по управлению качеством дополнительного образования детей и молодежи.
Разработчик и Координатор: Центр социального мониторинга дополнительного образования детей и молодежи Минского государственного дворца детей и молодежи.
Адресаты: Комитет по образованию Мингорисполкома; Управления образования администраций районов г. Минска; Администрации и руководители структурных подразделений учреждений дополнительного образования детей и молодежи
Все без исключения многопрофильные УДОДиМ г. Минска являются активными участниками (субъектами) программы сетевого мониторинга, предполагающей коллегиальный самоанализ деятельности каждого в отдельности УДОДиМ и в целом работы всей системы дополнительного образования детей и молодежи г. Минска.
Преимущества сетевого мониторинга в практике управления:
Открытость и доступность системы информации для эффективного управления как отдельным УДОДиМ , так и сетью учреждений;
Возможность наблюдать актуальную динамику показателей деятельности в 3-х летний период;
Наличие архива информации мониторинговых наблюдений, начиная с 2011 года;
Возможность анализа деятельности УДОДиМ в региональном контексте;
Повышение уровня коллегиальной ответственности за достоверность и качество показателей функционирования и развития столичной системы дополнительного образования детей и молодежи;
Алгоритмизация: единая методика и понятные правила организации сетевого взаимодействия;
Технологичность: использование платформы Excel и / или иных программных продуктов;
Достоверность и качество информации: обеспечивается процедурой верификации данных (контроль и проверка в эмпирическом опыте);
Целостность описания деятельности и универсальность показателей, необходимо и достаточно ее отражающих;
Оригинальный авторский социологический и социо-маркетинговый инструментарий;
Согласованные исследования с применением как авторских методик, так и социально-диагностических технологий ведущих российских научно-методических школ Дополнительного образования детей и молодежи (г. Санкт–Петербург; Москва, Высшая школа экономики; Ярославль, Областной институт развития образования)
Экспертные оценки как способ выработки коллегиального управленческого решения;
Структурными компонентами модели системного социального мониторинга выступают: статистический мониторинг деятельности УДОДиМ г. Минска; социологические исследования актуальных проблем системы дополнительного образования как на уровне региона, так и локальные исследования в образовательном пространстве учреждения; социально-маркетинговые исследования; экспертные оценки;
Применение результатов деятельности опорной площадки:
Информационно-аналитическая поддержка в работе государственных органов управления образованием и управленческих кадров Минского государственного дворца детей и молодежи.
Позиционирование социального статуса дополнительного образования детей и молодежи через:
- публикации в научно-методических изданиях и изданиях МГДДиМ;
- участие в научно-практических конференциях и иных педагогических форумах;
- научно-методический и управленческий консалтинг при разработке инновационных форм и направлений деятельности и принятии управленческих решений
- Основные результаты деятельности опорной методической площадки «Сетевой мониторинг как механизм корпоративного управления содержанием деятельности УДОДиМ».
Статистический мониторинг:
Сформированы базы данных о качественных показателях деятельности сети УДОДиМ г. Минска по состоянию на 01.10.18 и на 01.01.2019 г.
Сформированы базы данных тематического мониторинга о показателях летней занятости обучающихся в сети многопрофильных УДОДиМ г. Минска
Сформированы базы данных о реализации программы дополнительного образования детей и молодежи в сети учреждений профессионально-технического образования г. Минска.
Социологические исследования:
«Организация исследовательской деятельности и формирование исследовательских компетенций учащихся»;
«Формирование профессиональных намерений и условий для осознанного профессионального выбора: социологический анализ процессов ранней профориентации»;
«Формирование культуры безопасной жизнедеятельности и правоприемлемого поведения детей и молодежи»;
Социо — маркетинговые исследования:
«Изучение спроса на образовательные услуги дополнительного образования детей и молодежи», в том числе и в ОН-лайн среде с использованием опросной IT-платформы googl—form.
«Удовлетворенность организацией образовательного процесса у обучающихся в объединениях по интересам МГДДиМ»
«Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи»
Управленческий консалтинг:
Подготовка расширенной информационно-аналитической справки о деятельности сети учреждений дополнительного образования г. Минска в динамике за три года, за пять лет и в ретроспективе до 2010 года (по актуальным и архивным базам данных мониторинга) – запрос Комитета по образованию; Систематическая информационно-аналитическая поддержка управленческого процесса на основании поручений Комитета по образованию Мингорисполкома, Министерства образования Республики Беларусь
Научно-методический консалтинг:
Участие в научно-практических конференциях и иных педагогических форумах:
Участие с выступлением на тему «Инновационные тренды социосферы дополнительного образования детей и молодежи в Беларуси» на Республиканской научно-методической секции заместителей директоров УДОДиМ;
Участие с выступлением по теме «Социальные технологии развития инновационного мышления в практиках дополнительного образования детей и молодежи» БГУ, факультет философии и социальных наук. Международная научная конференция «Социальные технологии в глобализирующемся мире: теория и практика»;
Участие с выступлением по теме на международной конференции «Инновационные подходы к работе с подростками и молодежью: от организации социального пространства – к устойчивому развитию общества» (МГИРО;
Участие с выступлением на международной конференции «Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде» (БГЭУ,МГИРО, консалтинговое учреждение «Социальные технологии бизнеса»)
Публикации в научно-методических изданиях и изданиях МГДДиМ:
Подготовлены следующие тезисы (статьи) для сборника работ международной-научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы», посвященной 100-летию дополнительного образования детей и молодежи:
1) И.А. Яковлева «Дополнительное образование – социосфера возможностей для построения достойной жизненной перспективы детей и молодежи»
2) А.А. Лауто «Исследовательская деятельность учащихся: социальные и экономические смыслы обучающей и развивающей инновационной технологии»
3) Е.В. Добриян «Технология проведения статистического мониторинга как базовое условие качественного анализа системы дополнительного образования детей и молодежи»
И.А. Яковлева «Социальные технологии развития инновационного мышления в практиках дополнительного образования детей и молодежи», материалы Международной научная конференция «Социальные технологии в глобализирующемся мире: теория и практика», Белгосуниверситет, ф-т философии и социальных наук, 23 октября 2018 года
И.А. Яковлева «Ценностная интеграция неформальных молодежных объединений в пространство конструктивной клубной деятельности» – материалы международной конференции «Инновационные подходы к работе с подростками и молодежью: от организации социального пространства – к устойчивому развитию общества» (МГИРО), 23 ноября 2018 г.
И.А. Яковлева Представления учащихся средних общеобразовательных школ о предпринимательской деятельности – материалы международной конференции «Инновационные подходы по формированию профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде» (БГЭУ, МГИРО, консалтинговое учреждение «Социальные технологии бизнеса»), 14 декабря 2018 года
Консалтинг инновационной деятельности
Участие в работе Инновационного проекта Министерства образования «Внедрение модели детского технопарка как ресурс развития научно-технического творчества детей и молодежи». Консультационная поддержка участников инновационной деятельности
( тематическая область – мониторинг эффективности реализации проекта)
Вывод: Опорная методическая площадка выступает действенным инструментом в управлении качеством дополнительного образования, позволяющим всесторонне анализировать работу сети УДОДиМ и принимать обоснованные управленческие решения.
Перспективы: расширять возможности использования IT-инструментов для обеспечения экспертно-аналитической и маркетинговой деятельности в дополнительном образовании.