Опорная методическая площадка

УО «Минский государственный дворец детей и молодёжи»

сайт: mgddm.by     e-mail: mgddim0@tut.by

Структурное подразделение: Центр социального мониторинга дополнительного образования детей и молодежи, e-mail;  csm-2012@ mail.ru;   страничка на сайте: http://mgddm.by/sociology/

Инновационная область  (тема): «Сетевой мониторинг как механизм корпоративного управления содержанием деятельности УДОДиМ» 

  1. Основная характеристика деятельности, осуществляющейся в рамках опорной площадки:

Реализация социальной информационно-аналитической технологии (системный мониторинг) оценки качества образовательной и воспитательной деятельности в сети многопрофильных учреждений дополнительного образования детей и молодежи г. Минска.  Системный мониторинг – это сетевой региональный  проект  по управлению качеством дополнительного образования детей и молодежи.

Разработчик и Координатор: Центр социального мониторинга  дополнительного образования детей и молодежи Минского государственного дворца детей и молодежи.

Адресаты:  Комитет по образованию Мингорисполкома; Управления образования  администраций районов г. Минска;   Администрации и руководители структурных подразделений   учреждений дополнительного образования детей и молодежи

Все без исключения многопрофильные УДОДиМ г. Минска являются активными участниками (субъектами) программы сетевого мониторинга,  предполагающей коллегиальный самоанализ деятельности каждого в отдельности УДОДиМ и в целом работы всей системы дополнительного образования детей и молодежи г. Минска.

Преимущества  сетевого мониторинга в практике управления:

Открытость  и доступность  системы  информации для эффективного  управления  как отдельным УДОДиМ , так и сетью учреждений;

Возможность наблюдать  актуальную  динамику показателей деятельности в 3-х летний период;

Наличие архива информации  мониторинговых наблюдений, начиная с 2011 года;

Возможность анализа деятельности УДОДиМ в региональном контексте;

Повышение уровня коллегиальной ответственности за  достоверность и качество показателей  функционирования и развития  столичной системы дополнительного образования детей и молодежи;

Алгоритмизация:  единая методика и понятные правила организации сетевого взаимодействия;

Технологичность: использование платформы Excel  и / или иных программных продуктов;

Достоверность и качество информации: обеспечивается  процедурой  верификации данных  (контроль   и проверка в эмпирическом опыте);

Целостность описания деятельности и универсальность показателей, необходимо и достаточно ее отражающих;

Оригинальный  авторский  социологический  и социо-маркетинговый  инструментарий;

Согласованные исследования  с применением   как авторских методик, так и социально-диагностических  технологий ведущих российских  научно-методических школ  Дополнительного образования детей и молодежи (г. Санкт–Петербург;  Москва, Высшая школа экономики; Ярославль, Областной институт развития образования)

Экспертные оценки  как способ выработки коллегиального  управленческого решения;

Структурными компонентами модели системного социального мониторинга выступают: статистический мониторинг деятельности УДОДиМ г. Минска; социологические исследования актуальных проблем системы дополнительного образования как на уровне региона, так и локальные исследования  в образовательном пространстве учреждения; социально-маркетинговые исследования; экспертные оценки;

Применение результатов деятельности опорной площадки:

Информационно-аналитическая поддержка в работе государственных органов управления образованием и  управленческих кадров Минского государственного дворца детей и молодежи.

Позиционирование социального статуса   дополнительного образования детей и молодежи через:

  • публикации в научно-методических изданиях и изданиях МГДДиМ;
  • участие в научно-практических конференциях и иных педагогических форумах;
  • научно-методический и управленческий консалтинг при разработке инновационных форм и направлений деятельности и принятии управленческих решений
  1. Основные результаты деятельности опорной методической площадки «Сетевой мониторинг как механизм корпоративного управления содержанием деятельности УДОДиМ».

Статистический мониторинг:

Сформированы базы данных о качественных показателях деятельности сети  УДОДиМ г. Минска по состоянию на 01.10.18 и на 01.01.2019 г.

Сформированы базы данных тематического мониторинга о показателях летней занятости обучающихся в сети многопрофильных УДОДиМ г. Минска

Сформированы базы данных о реализации программы дополнительного образования детей и молодежи в сети учреждений профессионально-технического образования г. Минска.

Социологические исследования:

 «Организация исследовательской деятельности и формирование исследовательских компетенций учащихся»;

«Формирование профессиональных намерений и условий для осознанного профессионального выбора: социологический анализ процессов ранней профориентации»;

«Формирование культуры безопасной жизнедеятельности и правоприемлемого поведения  детей и молодежи»;

Социо — маркетинговые исследования:

«Изучение спроса на образовательные услуги дополнительного образования детей и молодежи», в том числе  и в ОН-лайн среде с использованием опросной IT-платформы googl—form.

«Удовлетворенность  организацией  образовательного процесса  у обучающихся в объединениях по интересам МГДДиМ»

«Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг  в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи»

Управленческий консалтинг:

Подготовка расширенной информационно-аналитической справки   о деятельности сети учреждений дополнительного образования г. Минска в динамике за три года, за пять лет и в ретроспективе  до 2010 года (по актуальным и архивным базам данных мониторинга) – запрос Комитета по образованию; Систематическая информационно-аналитическая поддержка управленческого процесса на основании поручений Комитета по образованию Мингорисполкома,   Министерства образования Республики Беларусь

 Научно-методический консалтинг:

Участие в научно-практических конференциях и иных педагогических форумах:

Участие с выступлением на тему «Инновационные тренды социосферы дополнительного образования детей и молодежи в Беларуси» на Республиканской научно-методической секции заместителей директоров УДОДиМ;

Участие с выступлением по теме «Социальные технологии развития инновационного мышления в практиках дополнительного образования детей и молодежи»  БГУ, факультет философии и социальных наук. Международная  научная конференция «Социальные технологии в глобализирующемся мире: теория и практика»;

Участие с выступлением по теме на международной конференции «Инновационные подходы к работе с  подростками  и молодежью: от организации социального пространства – к устойчивому развитию общества»  (МГИРО;

Участие с выступлением на международной конференции «Инновационные подходы по формированию  профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде»  (БГЭУ,МГИРО, консалтинговое учреждение «Социальные технологии бизнеса»)

Публикации в научно-методических изданиях и изданиях МГДДиМ:

Подготовлены следующие тезисы (статьи) для сборника работ международной-научно-практической конференции «Воспитательный потенциал учреждений дополнительного образования детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы», посвященной 100-летию дополнительного образования детей и молодежи:

1) И.А. Яковлева «Дополнительное образование – социосфера  возможностей для построения достойной жизненной перспективы детей и молодежи»

2) А.А. Лауто  «Исследовательская деятельность учащихся: социальные и экономические смыслы обучающей и развивающей инновационной технологии»

3) Е.В. Добриян  «Технология проведения статистического мониторинга как базовое условие качественного анализа системы дополнительного образования детей и молодежи»

И.А. Яковлева «Социальные технологии развития инновационного мышления в практиках дополнительного образования детей и молодежи», материалы  Международной  научная конференция «Социальные технологии в глобализирующемся мире: теория и практика», Белгосуниверситет, ф-т философии и социальных наук, 23 октября 2018 года

И.А. Яковлева «Ценностная интеграция неформальных молодежных объединений в пространство конструктивной клубной деятельности» – материалы международной конференции «Инновационные подходы к работе с  подростками  и молодежью: от организации социального пространства – к устойчивому развитию общества»  (МГИРО), 23 ноября 2018 г.

И.А. Яковлева Представления учащихся средних общеобразовательных школ о предпринимательской деятельности – материалы международной конференции «Инновационные подходы  по формированию  профессиональных навыков студентов, предпринимательских компетенций и предприимчивости в молодежной среде»  (БГЭУ, МГИРО, консалтинговое учреждение «Социальные технологии бизнеса»), 14 декабря 2018 года

Консалтинг инновационной деятельности

Участие в работе Инновационного проекта Министерства образования «Внедрение модели детского  технопарка как ресурс развития научно-технического творчества детей и молодежи». Консультационная поддержка участников инновационной деятельности

( тематическая область – мониторинг эффективности реализации проекта)

Вывод: Опорная методическая площадка  выступает действенным инструментом в управлении качеством дополнительного образования, позволяющим  всесторонне анализировать работу сети УДОДиМ и принимать обоснованные  управленческие решения.

Перспективы:  расширять возможности использования  IT-инструментов для   обеспечения экспертно-аналитической и маркетинговой деятельности в дополнительном образовании.