УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра

образования Республики

Беларусь

________________  В.В. Якжик

23 декабря 2015 г.

 

ШКОЛА «ЮНЫЙ ЭКОНОМИСТ-МЕНЕДЖЕР»

(повышенный уровень изучения образовательной дисциплины «Экономика» «интеллектуальное творчество»)

 

Автор:

Сугако Геннадий Николаевич,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

 

Возраст учащихся – 16-17 лет

Срок реализации программы – 1 год

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании методического совета

от «24» апреля 2014 г. протокол №  9/130

 

Минск 2015

Пояснительная записка

Информационное общество с его уникальными технологиями, новым взглядом на цели и задачи общественного прогресса по-новому рассматривает вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Необходимо поднять экономическое образование учащихся на уровень, который соответствовал бы современным требованиям науки и практики, задачам хозяйственного обновления Беларуси.

Экономическое образование – это важная часть гуманитарного образования, введение в личностное восприятие окружающего мира своеобразного порядка, определенных ограничений, рациональных параметров.

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов, желающих изучать курс экономики с повышенным уровнем.

Программа разработана в соответствии с типовой программой социально-экономического профиля и базируется на экспериментальных учебных программах для учащихся школ экономического профиля [17].

Реализация образовательной программы осуществляется в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».

Целью программы является развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации в сфере управления и экономики.

Задачи воспитательного и развивающего характера следующие:

  • формировать устойчивый интерес к экономике как будущей профессии;
  • формировать аналитическое мышление;
  • развивать творческий потенциал;
  • развивать предпринимательские и лидерские качества;

В ходе освоения программы учащиеся получают опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики, осваивают культуру проектной деятельности, которая предполагает формулирование целей на перспективу и способ их достижения, планирование подготовительного и практического этапов проекта, реализацию проекта. Учиться проектированию можно с помощью экономических игр, как на занятиях, так и самостоятельно.

Программа включает общие представления об экономике как о хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международном масштабе.

Основные содержательные аспекты концепции экономики:

  • микроэкономика;
  • макроэкономика и международная экономика.

Все обозначенные аспекты содержания взаимосвязаны так же, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Кроме теоретических знаний в содержание программы входит формирование ключевых компетенций, необходимых для будущей работы в экономической сфере.

Данная программа обеспечивает преемственность по отношению к программе базового уровня кружка «Начальный курс экономики и бизнеса».

Программа школы «Юный экономист-менеджер» направлена на формирование системы знаний об экономике и управленческой деятельности Республики Беларусь, являющихся основой для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.

Повышенный уровень экономического образования предполагает развитие начальных профессиональных умений и навыков, а также освоение базовых навыков для будущей работы в сфере экономики и управления.

По окончании обучения по данной программе учащимся предлагается итоговый тест или защита своего бизнес-проекта на выбор учащихся. По результатам итогового теста или защиты бизнес-проекта выдается свидетельство о получении дополнительного образования.

Срок реализации программы – 1 год (72 часа в год). Занятия проводятся – один раз в неделю по 2 часа.

Нормы наполняемости группы – 8-10 человек.

– учащиеся 16-17 лет.

  Материально-техническое обеспечение

  • компьютерный класс;
  • СD-диски;
  • принтер.

  Кадровое обеспечение

Специалист, имеющий педагогическое образование и подготовку по специальности «Экономика».            

 

Курс «Микро-макроэкономика»

Задачи:

  • сформировать у учащихся систему экономических знаний;
  • усовершенствовать навыки решения экономических практических задач;
  • cформировать практические навыки использования информационных технологий применительно к экономике;
  • изучить основные категории макро- и микроэкономики, а также экономические законы;
  • изучить главные проблемы экономической науки и пути их решения в разных экономических системах;
  • изучить и практически использовать знания по составлению бизнес-проекта и бизнес-планированию;
  • воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду и предпринимательской деятельности.

 

Учебно-тематический план

Название разделов и тем  Кол-во часов
всего теория Практические занятия.
Вводное занятие 2 1 1
Раздел 1. Микроэкономика 30 15 15
Тема 1. Основные проблемы экономической организации общества 2 1 1
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. Роль государства в рыночной экономике 2 1 1
Тема 3. Основы  анализа спроса и предложений 2 1 1
Тема 4. Эластичность спроса и предложения 4 2 2
Тема 5. Взаимодействие спроса и предложения 2 1 1
Тема 6. Теория потребительского поведения 2 1 1
Тема 7. Производство и издержки 2 1 1
Тема 8. Предложение в условиях совершенной конкуренции 2 1 1
Тема 9. Монополия 2 1 1
Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия 2 1 1
Тема 11. Рынок факторов производства: труд 2 1 1
Тема 12. Рынок факторов производства: земля и капитал 2 1 1
Тема 13. Государственное регулирование рынка 2 1 1
Тема 14. Общее равновесие и экономическое благосостояние 2 1 1
Раздел 2. Макроэкономика 38  21 17
Тема 15. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен 2 1 1
Тема 16. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция 2 1 1
Тема 17. Совокупный спрос и совокупное предложение 2 1 1
Тема 18. Потребление и инвестиции 2 1 1
Тема 19. Равновесный объем производства в классической и кейнсианских моделях 2 1 1
Тема 20. Фискальная политика 2 1 1
Тема 21. Циклические колебания экономики 2 1 1
Тема 22. Деньги и банковская система 4 3 1
Тема 23. Роль банков в предложении денег 2 1 1
Тема 24. Кредитно-денежная политика 4 3 1
Тема 25. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания 2 1 1
Тема 26. Взаимосвязи инфляции и безработицы: точки зрения кейнсианцев, неоклассиков и сторонников теории экономики предложения 2 1 1
Тема 27. Бюджетный дефицит и государственный долг 2 1 1
Тема 28. Экономический рост 2 1 1
Тема 29. Международная торговля и торговая политика 2 1 1
Тема 30. Платежный баланс и валютные курсы 2 1 1
Итоговое занятие 2   2
ИТОГО: 72 37 35

 

Содержание

Вводное занятие

Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце.

Обзор  тем  программы и знакомство с новой терминологией:  «Нормативная экономика», «Позитивная экономика»,  «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Логически ошибочное построение «post hoc, ergo proter hoc» («после этого, значит по причине этого»), «Допущение (при прочих равных условиях), «Экономическое мышление».

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: компьютерные тесты

(тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50).

 

 Раздел 1. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Основные проблемы экономической организации общества

Экономические проблемы. Факторы производства: труд, капитал, земля и предпринимательский талант. Потребительские товары. Средства производства. Экономическая эффективность. Полная занятость. Кривая производственных возможностей. Альтернативные издержки. Экономический рост. Рыночная система. Командная экономика. Традиционное общество. Смешанная экономика. Понимание технологии как способа преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: компьютерные тесты

(тест по терминологии, тест 1:4).

Тема 2. Роль государства в рыночной экономике

Право собственности. Рынок. Рынок ресурсов. Разделение труда. Свобода предпринимательства. Несовершенная конкуренция. Совершенная конкуренция. Деньги. Бартер. Рынок продуктов и услуг. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Специализация. Общественные товары (блага). Ценовый механизм (ценовая система). Внешние эффекты.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: компьютерные тесты

(тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50).

Тема 3. Основы  анализа спроса и предложений

Индивидуальный спрос. Функция индивидуального спроса.                 Детерминанты спроса Воздействие изменения цены на товар на объем индивидуального спроса. Кривая спроса. Отрицательный наклон кривой спроса.  Воздействие изменения дохода индивида на индивидуальный спрос на товары. Нормальные и инфериорные блага. Связь между спросом на данное благо и ценами на прочие блага. Дополняющие и замещающие блага.

Функции предложения, кривая предложения и величина предложения. Детерминанты предложения. Рыночное предложение. Построение кривой рыночного предложения. Воздействие изменения цены на товар на объем предложения. Кривая предложения. Положительный наклон кривой предложения.

Практические занятия.

Решение задач.

Проведение текущего контроля знаний: тест 1:4, тест 50/50.

Тема 4. Эластичность спроса и предложения

Коэффициент эластичности спроса на товар по цене этого товара. Кривые спроса с постоянной эластичностью: абсолютно эластичный, абсолютно неэластичный спрос и спрос с единичной эластичностью. Эластичность линейных кривых спроса. Эластичный и неэластичный спрос и выручка продавцов. Коэффициент эластичности спроса на товар по доходу для инфериорных и нормальных товаров, в том числе благ «роскошь» и благ «первая необходимость». Коэффициент перекрестной эластичности спроса. Диапазон его значений для дополняющих и замещающих благ.

Эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

Практические занятия.

Решение задач на определение эластичности спроса.

Тема 5. Взаимодействие спроса и предложения               

Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество. Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 6. Теория потребительского поведения

Полезность. Кривая безразличия. Бюджетная линия. Предельная норма замены. Эффект замены. Кривая «доход – потребление». Предельная полезность. Карта безразличия. Эффект дохода. Равновесие потребителя. Набор безразличия. Кривая «цена – потребление».

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 7. Производство и издержки

Определение производства. Предельный продукт факторов производства. Средние общие издержки. Оптимальная линия роста. Предельные издержки. Долгосрочный период. Отрицательный эффект масштаба производства. Средние переменные издержки. Карта изоквант. Неизменный эффект масштаба производства. Производственная функция. Общие постоянные издержки. Производительность труда. Общие переменные издержки. Положительный эффект масштаба производства. Неявные издержки. Изокоста. Изокванта. Общие издержки. Краткосрочный период. Капиталоотдача. Средние постоянные издержки. Общий объем продукта. Экономические издержки. Средний продукт фактора производства. Бухгалтерские издержки. Предельная норма технологической замены.

Практические занятия.

Составление структуры бизнес-плана.

Тема 8. Предложение в условиях совершенной конкуренции

Рынки совершенной конкуренции и их основные признаки. Спрос и цена на продукцию отдельной конкурентной фирмы. Предельная и общая выручка конкурентной фирмы. Условие максимизации прибыли конкурентной фирмы.

Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Минимально приемлемый уровень цены на продукцию: точка минимума средних переменных затрат как «точка отсечения». Участок кривой предельных издержек выше «точки отсечения» как кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Практические занятия.

Разработка раздела бизнес-плана «Вводная часть»

Тема 9. Монополия

Монополия. Причины возникновения монополий. Кривая рыночного спроса как кривая спроса на продукцию чистой монополии. Общая и предельная выручка монополии. Максимизация прибыли монополистом. Монопольная цена и монопольный выпуск в сравнении с конкурентными. Государственная политика в отношении монополий. Лицензии. Барьеры для вступления в отрасль. Ценовая дискриминация. Патенты. Совершенная ценовая дискриминация. Простая монополия. Максимизация общего дохода. Легальная монополия. Ситуация на рынке, когда цена больше предельных издержек (Р>MC). Естественная монополия. Чистые потери общества (социальная цена монополии). Предельный доход. Излишек потребителей.

Практические занятия.

Разработка раздела бизнес-плана «Маркетинговый план»

Тема 10. Монополистическая конкуренция и олигополия

Монополистическая конкуренция. Рынки монополистической конкуренции и их основные признаки. Дифференциация продукта как источник рыночной власти на рынках монополистической конкуренции. Дифференциация продукта: качество, реклама, торговые марки.

Олигополия. Олигополистические рынки и их основные признаки. Разнообразие форм стратегического взаимодействия фирм на олигополистических рынках. Явный сговор: картели. Квоты и цены. Соперничество в условиях олигополии: барьеры для входа в отрасль и ценовые войны.

Практические занятия.

Разработка раздела бизнес-плана «Производственный план»

Тема 11. Рынок факторов производства: труд

Производственный спрос. Предельный продукт труда в денежном выражении (MRPL). Соотношение ресурсов, обеспечивающее максимальную прибыль. Минимум заработной платы. Нормальная (денежная) заработная плата. Предельные издержки на оплату труда. Соотношение ресурсов, обеспечивающее минимальные издержки. Ставка заработной платы. Реальная заработная плата. Стоимость предельного продукта труда.

Практические занятия.

Разработка раздела бизнес-плана «Организационный план»

Тема 12. Рынок факторов производства: земля и капитал

Условие максимизации прибыли фирмой, приобретающей переменный фактор производства на конкурентном рынке: равенство предельной выручки на фактор производства его цене. Экономическая рента. Реальная процентная ставка. Дисконтирование. Процент. Номинальная процентная ставка.

Практические занятия.

Разработка раздела бизнес-плана «Финансовый план»

Тема 13. Государственное регулирование рынка

Общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость чистых общественных благ. Неисключаемость общественных благ и проблема «безбилетника». Положительные и отрицательные внешние эффекты.

Недостатки рыночной системы (несовершенство конкуренции, проблемы внешних эффектов и общественных благ) и неравенство доходов как причины государственного вмешательства в развитие экономических процессов.

Практические занятия.

Создание презентации идеи отраженной в бизнес-проекте

Тема 14. Общее равновесие и экономическое благосостояние

Эффекты обратной связи. Эффективность производства. Анализ частичного равновесия. Парето – оптимальное состояние экономики. Анализ затрат и результатов. Эффективность распределения. Граница (линия)  возможных благосостояний. Предельная норма трансформации.                      Анализ общего рыночного равновесия.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: «Защита бизнес-проекта»

Раздел 2. МАКРОЭКОНОМИКА

Тема 15. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен

Макроэкономика как раздел экономической теории. Предмет макроэкономики. Отличия макроэкономики от микроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Понятие агрегирования. Кругооборот продукта, расходов и доходов. Основное макроэкономическое тождество. Принцип равенства расходов и доходов. Понятие макроэкономической модели. Экзогенные и эндогенные переменные. Макроэкономические показатели и их особенности. Потоки и запасы. Чистые инвестиции. Метод расчета ВНП (валового национального продукта) по потоку доходов. Государственные трансферты. Косвенные налоги. Рента. Личный доход. Двойной счет. Валовый внутренний продукт (ВВП). Методы подсчета валового внутреннего продукта. ВВП как сумма расходов макроэкономических агентов. ВВП как сумма доходов собственников экономических ресурсов. Расчет ВВП по добавленной стоимости. Промежуточная продукция, конечная продукция, добавленная стоимость.

 Практические занятия.

 Расчет показателей в системе национальных счетов: Валовой национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход.

Тема 16. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция

Основные категории населения. Рабочая сила и не включаемые в рабочую силу. Занятые и безработные. Показатель уровня безработицы. Виды безработицы: фрикционная, структурная и циклическая безработица. Причины возникновения безработицы       и особенности ее проявления. Естественный уровень безработицы. Фактический уровень безработицы. Уровень безработицы на разных фазах цикла. Последствия безработицы. Отставание (разрыв) ВВП, его причины и измерение. Закон Оукена. Инфляция. Дефляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Ожидаемая инфляция. Непредвиденная инфляция. Гиперинфляция. Зависимость реального дохода от инфляции.

Практические занятия.

Определение темпов инфляции в Республике Беларусь за определенный период.

Тема 17. Совокупный спрос и совокупное предложение

Совокупный спрос. Компоненты совокупного спроса. Зависимость величины совокупного спроса от уровня цен. Кривая совокупного спроса и причины ее отрицательного наклона. Эффект реальных денежных запасов, эффект процентной ставки, эффект импортных закупок. Отличие понятия величины совокупного спроса от понятия совокупного спроса. Сдвиги кривой совокупного спроса. Факторы, непосредственно влияющие на компоненты совокупных расходов. Денежные факторы совокупного спроса.

Совокупное предложение. Величина совокупного предложения и причины ее изменения. Отличие понятия величины совокупного предложения от понятия совокупного предложения. Факторы, воздействующие на совокупное предложение.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 18. Потребление и инвестиция

Функция потребления. Функция сбережений. Средняя склонность к сбережению. Средняя склонность к потреблению. Предельная склонность к потреблению. Предельная склонность к сбережению. Автономные потребительские расходы. Автономные совокупные расходы. Зависимые потребительские расходы. Пороговый доход. Плановые  инвестиции. Фактические инвестиции. Автономные инвестиции. Процентная ставка.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 19. Равновесный объем производства в классической и кейнсианских моделях

Метод сопоставления совокупных расходов и объёма производства. Классическая теория занятости. Закон Сэя. Эффективный спрос. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Эффект мультипликатора. Мультипликатор. Парадокс  бережливости. Открытая экономика. Закрытая экономика. Метод «изъятий и инъекций».

Практические занятия.

Задачи на определение мультипликатора. Определение ВВП по заданному мультипликатору.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 20. Фискальная политика

Фискальная политика и ее цели. Инструменты фискальной политики. Воздействие государственных закупок, налогов и трансфертов на совокупный спрос. Совместное воздействие государственных закупок и налогов на экономику. Виды фискальной политики. Фискальная политика на разных фазах экономического цикла. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика. «Встроенные» стабилизаторы и механизм их воздействия на экономику.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 21. Циклические колебания экономики

Потенциальный и фактический ВВП. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла и их характеристики. Причины (внешние и внутренние) циклического характера развития экономики. Стагфляция. Поведение основных макроэкономических показателей на разных фазах экономического цикла.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 22. Деньги и банковская система

Деньги. Функции денег: средство обращения, единица счета, запас ценности, средство платежа.

История возникновения и необходимость денег. Виды денег. Товарные деньги и их особенности. Металлические (золотые и серебряные деньги). Причины появления символических денег. Бумажные деньги. Ликвидность денег. Предложение денег и его измерение. Денежные агрегаты. Деньги и «почта – деньги». Количество денег в обращении. Скорость обращения денег. Уравнение обмена. Эмиссия денег.

Банковская система как часть кредитной системы. Банки как финансовые посредники. История и причины возникновения банков. Виды банков. Структура банковской системы. Центральный банк и его функции.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 23. Роль банков в предложении денег

Коммерческие банки и их функции. Банковские резервы и их виды. Обязательные, избыточные и фактические резервы. Система полного и частичного резервирования. Норма обязательных резервов. Создание денег коммерческими банками. Механизм депозитного расширения. Банковский (депозитный) мультипликатор.

Практические занятия.

Решение задач на определение количества денег в обращении.

Тема 24. Кредитно-денежная политика

Монетарная политика и ее цели. Роль Центрального банка. Инструменты монетарной политики. Изменение нормы обязательных резервов. Изменение учетной ставки процента. Центральный банк как кредитор коммерческих банков. Операции на открытом рынке.

Стимулирующая и сдерживающая монетарная политика. Воздействие

изменения предложения денег на совокупный спрос.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 25. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания

Монетаризм. Теория  рациональных ожиданий. Уравнение обмена. Скорость обращения денег. Понятие инфляции. Показатели уровня инфляции. Виды инфляции. Умеренная, галопирующая и высокая инфляция; гиперинфляция.

Причины инфляции. Экономические последствия инфляции и гиперинфляции. Инфляция и реальные доходы. Инфляция и покупательная способность денег

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 26. Взаимосвязи инфляции и безработицы: точки зрения кейнсианцев, неоклассиков и сторонников теории экономики предложения

Кривая Филипса. Стагфляция. Шоки предложения. Инфляционные ожидания. Гипотеза естественного уровня. Теория адаптивных ожиданий. Кривая краткосрочного совокупного предложения. Кривая долгосрочного совокупного предложения. Новая классическая теория. Инфляция избыточного спроса. Инфляция издержек производства. Рыночная политика. Политика доходов. Теория экономики предложения. Кривая Лаффера. Налоговый «клин». Ориентиры для заработной платы.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 27. Бюджетный дефицит и государственный долг

Понятие государственного бюджета. Основные виды расходов государства. Основные источники доходов государства. Состояние (сальдо) государственного бюджета и его виды. Профицит бюджета, сбалансированный бюджет, дефицит бюджета. Воздействие изменения государственных расходов и доходов на состояние бюджета.

Дефицит государственного бюджета и причины его появления. Методы финансирования дефицита бюджета. Эмиссионное финансирование. Долговое финансирование. Государственный долг, его виды и причины возникновения.

Практические занятия.

Сопоставления структуры бюджетов Республики Беларусь и Российской Федерации на основе материалов, взятых из свободных интернет-источников. Выяснения различий. Объяснения причин существующих различий.

Тема 28. Экономический рост

Понятие экономического роста. Измерение экономического роста. Графическая интерпретация экономического роста: 1) как долгосрочной тенденции развития экономики; 2) с помощью кривой производственных возможностей; 3) как изменения совокупного предложения в долгосрочном периоде.

Типы экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Факторы экстенсивного типа экономического роста. Факторы интенсивного типа экономического роста, производитель ресурсов. Роль технологического прогресса. Преимущества и издержки экономического роста. Инвестиции в человеческий капитал. Инновация.

Практические занятия.

Расчет реального ВВП и определение темпов экономического роста (спада) по заданным показателям номинального ВВП, индекса цен.

Тема 29. Международная торговля и торговая политика

Экспорт. Импорт. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Линия торговых возможностей. Условия торговли. Выигрыш от торговли. Протекционизм. Импортная пошлина (тариф). Импортная квота. Нетарифные барьеры. Демпинг. Экспортная субсидия. Свободная торговля. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade, ГАТТ).

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

Тема 30. Платежный баланс и валютные курсы

Валютный (обменный курс). Золотой стандарт. Платежный баланс. Счет текущих операций. Обесценение национальной валюты. Удорожание национальной валюты. Счет движения капитала. Гибкий валютный курс. Фиксированный валютный курс. Официальные резервы. Дебет платежного баланса. Девальвация валюты. Кредит платежного баланса. Система управляемых плавающих валютных курсов.

 Практические занятия.

 Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии, тест 1:4, тест 50/50.

 Итоговое занятие

Итоговая аттестация: при проведении итоговой аттестации по курсу  «Микро-макроэкономика» соблюдается принцип индивидуального подхода к каждому учащемуся. На выбор:

  • теоретическая форма – тестирование;
  • практическая форма – «Защита своего бизнес-проекта».

 

Ожидаемые результаты

После завершения курса обучения по данной программе учащиеся будут знать:

  • цели менеджмента,
  • различные подходы к менеджменту – от классического до современных,
  • факторы эффективности менеджмента,
  • общие и специальные функции менеджмента,
  • механизм действия основных экономических процессов и законов;
  • механизмы рынка в микроэкономике: рыночный спрос и предложение на отдельный товар, их эластичность, механизм взаимодействия;
  • механизмы рынка в макроэкономике: совокупный спрос и совокупное предложение;
  • роль и место человека в экономике
  • основные понятия микроэкономики:
  • потребитель и потребительское поведение;
  • общая и предельная полезность;
  • производство;
  • издержки производства и доход;
  • ценообразование на факторы производства;
  • основные понятия макроэкономики:
  • составные элементы механизма единого народнохозяйственного комплекса;
  • общественное воспроизводство на национальном уровне;
  • инфляция и ее виды;
  • экономический рост;
  • темпы и факторы экономического роста;
  • государственное регулирование экономики;
  • социальная политика государства;

уметь:

  • применять экономический, статистический и графический материал;
  • разрешать экономические ситуации и решать задачи;
  • вычислять основные экономические показатели.
  • приводить примеры взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;
  • описывать цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда, экономические циклы, глобальные экономические проблемы;
  • объяснять экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закон спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствия инфляции;
  • сравнивать/различать спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
  • вычислять на условных примерах величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж, экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы;
  • применять для экономического анализа кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары-заменители и дополняющие товары.

 

Формы и методы реализации программы

При изучении программы курса «Микро-макроэкономика» широко используются разнообразные педагогические методы и приемы, способствующие глубокому усвоению программного материала и его осмыслению, синтез теоретических и практических составляющих занятия, синтез традиционного занятия с элементами активных и интерактивных форм обучения.

Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:

  • вариативность – использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;
  • синтез интеллекта, аффекта и действия – использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  • приоритетный стандарт – вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

В условиях личностно ориентированного подхода на занятиях используются следующие виды деятельности:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная;
  • самостоятельная работа.

Современное занятие по экономики – это занятие с огромным познавательным и воспитательным потенциалом; занятие, реализующее принципы научности, историзма в подходе к общественным явлениям, ориентированное на развитие интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств учащихся, на формирование их мировоззрения.

Особое внимание уделяется выбору видов учебных материалов, используемых в учебном процессе. Кроме традиционных учебников, учебных пособий, сборников задач используются электронные учебники, компьютерные обучающие системы. Широко используются возможности виртуальной обучающей среды MOODLE. По каждой теме курса «Микро-макроэкономика» разработаны занятия-презентации, интерактивные игры, предназначенные для повторения и углубления изучаемого материала, тестовый материал для диагностики освоения курса и самоконтроля.

В процессе обучения используются компьютеры, оснащенные обучающими пакетами, электронными учебниками и тестами по экономике:

  • «Основы экономики»;
  • «Гродно»;
  • «Начальный курс экономики и бизнеса»;
  • УМК «Мир экономики»;
  • «Микро-макроэкономика: электронный программно-методический комплекс» (ЭУМК);
  • Локальная сеть кабинета экономики Modle/172.16.204.102.

В курсе широко используются материалы, разработанные сотрудниками Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых – Junior Achievement Russia» и сотрудниками Международного центра экономического и бизнес-образования (МЦЭБО).

Основу активных методов обучения учащихся составляет следующее:

  • моделирование действий в различных аспектах управления бизнесом (практикумы, упражнения);
  • анализ конкретных бизнес-ситуаций (кейс-стади) как индивидуально, так и в малых учебных группах (6 – 8 чел.) (в ходе рассмотрения данных задач учащиеся не только учатся формулировать и разрешать проблемы, но и получают важные навыки в области межличностной коммуникации, групповой работы и лидерства);
  • выполнение практических заданий, в ходе которых учащиеся рассматривают конкретные ситуации, готовят групповые проекты (такая работа позволяет учиться эффективному общению, обмениваться опытом, вырабатывать лидерские качества);
  • проведение деловых игр, способствующих более глубокому пониманию и эффективному закреплению изученных дисциплин (такие игры носят комплексный характер и проводятся на основе зарубежных методик).

Освоение содержания программы способствует мотивации к осознанному выбору путей дальнейшего продолжения экономического образования и, как вариант, выбору будущей профессиональной деятельности.

Основные формы организации учебных занятий: лекции, семинарские занятия, практические занятия, комбинированные занятия, занятия с элементами ролевых и деловых игр.

Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.

Методы текущей диагностики: тестирование, деловые игры и практикумы.

Текущий контроль знаний учащихся проводится в форме компьютерных тестов.

Для тестирования применяются несколько основных видов тестов:

  • на терминологию;
  • тест 1:4, в котором дается утверждение и 4 варианта ответа, один из которых верный;
  • тест 50/50, в котором дается утверждение и 2 варианта ответа: «Утверждение верно» и «Утверждение неверно».

 

Литература и информационные ресурсы

«Микро-макроэкономика»

     Литература для педагогов

  1. Гальперина, В. М. Микроэкономика/ В. М. Гальперина, С. М. Игнатьева,  В. И. Моргунова. — С-Пб.  : «Экономическая школа»,
  2. Демин, Ю. Все о кредитах. Понятно и просто / Ю. Демин. — СПб.: Питер, 2006.
  3. Долан, Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э. Дж. Долан и др. — С-Пб.,
  4. Долан, Э. Дж. Экономика / Э. Дж. Долан, Д. Линдсеи. — С-Пб., 1994.
  5. Линдерт, П. Х. Экономика мирохозяйственных связей / П. Х. Линдерт. — М., 1992.
  6. Липсиц, И. В. Экономика: в 2 кн. / И. В. Липсиц.- М. : Вита-пресс, 2004.
  7. Макконнелл, К. Экономика: в 2 т. / К. Макконнелл, С. Брю. – Таллин, 1993.
  8. Министерство по налогам и сборам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nalog.gov.by/reference. – Дата доступа:01.2014.
  9. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 03.2014.
  10. Мэнкью, Г. Макроэкономика: 2-е издание / Г. …Мэнкью,Н.Г. Принципы экономикс : учебник / Н.Г. Мэнкью ; под общ. ред. … Ю.Н. Куптуревского ; пер с англ.: В. Кузин и др. – СПб. : ПитерКом, 1999.
  11. Налоговый Кодекс Республики Беларусь Законодательная библиотека. Законодательство Беларуси, России, Украины и других стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://pravo.levonevsky.org. – Дата доступа:  02.2014.
  12. Национальный банк Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 03.2014.
  13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by. – Дата доступа:  02.2014.
  14. Национальный центр правовой информации Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://pravo.by. – Дата доступа: 01.2014.
  15. Основы экономики: экспериментальные учебные программы для учащихся 5-11 классов и школ экономического профиля /под ред. к.э.н. М. Ф. Грищенко. – Мн.: НИО, 2002, — 152с.
  16. Основы экономических знаний и предпринимательской деятельности/ учебная программа факультативных занятий для учащихся V – XI классов учреждений общего среднего образования/ под ред. профессора А. В. Данильченко; сост. д.э.н., профессор А. В. Данильченко, к.э.н., доцент Л. А. Климович и [и др.]. – Минск, 2012 (на правах рукописи).
  17. Основы экономической теории: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Филиппова. — Екатеринбург. 1998.
  18. Савенок, В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой независимости / В. С. Савенок. — СПб. : Питер, 2007.
  19. Савицкая, Е. В. Уроки экономики в школе / Е. В. Савицкая, С. Ф. Серегина. — М. : Вита-пресс, 2002.
  20. Савицкая, Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс / Е. В. Савицкая. — М. : Вита-пресс, 2002.
  21. Сакс, Дж. Д. Макроэкономика — Глоб. подход / Дж. Д. Сакс, Ф.Б. Ларрен. — М., 1996.
  22. Самуэльсон, П. А. Экономика / П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхауз.- М., 1997.
  23. Сугако, Г. Н. Мир экономики / Г. Н. Сугако. – Минск : Ураджай; 2000.
  24. Сугако, Г. Н. Мир экономики. Макроэкономические аспекты / Г. Н. Сугако. – Минск : Беларусь, 2002.
  25. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г. № 204-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/kodeksby/tamk/index.htm. – Дата доступа: 03.2014.
  26. Таможенный кодекс таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/kodeksby/tktc/2010_07/index.htm . – Дата доступа: 02.2014.
  27. Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. — М. : Дело ЛТД, 1995. — 864 с.
  28. Хейне,ПЭкономический образ мышления : пер. с англ. / ПХейне. – М. : Новости при участии изд-ва «Catallaxy», 1991. – 704 с.
  29. Эклунд, К.Эффективная экономика – шведская модель : пер. сошвед. / К. Эклунд.–М.: Экономика, 1991. – 349 с.
  30. Юридические услуги компании «Фемида», Минск, Республика Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.femida.by. – Дата доступа: 02.2014.

          Литература для учащихся

  1. Автономов, В. А. Экономика для школьников : Модель / В. А. Автономов. – М.: Вита-Пресс, 1997.
  2. Автономов, В. С. Введение в экономику : учебник для 10, 11 классов общеобразовательной школы / В. С. Автономов. – М. : Вита-Пресс, 2004.
  3. Липсиц, И. В. Экономика : в 2 т. / И. В. Липсиц.- М .: Вита-пресс,
  4. Любимов, Л. Л. Основы экономических знаний / Л. Л. Любимов, Н.А. Ранеева. — М. : Вита – Пресс, 1997.
  5. Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику / Т. Ю. Матвеева. – М.: Равновесие, 2004.
  6. Микро-макроэкономика: практикум / под ред. Ю. А. Огибина. — С-Пб. : АО «Литера плюс»; «Санкт-Петербург оркестр», 1994.
  7. Мицкевич, А. А. Сборник задач по экономике / А. А. Мицкевич. – М. : Вита-Пресс, 1997.
  8. Преподавание курса «Основы экономической теории» / под ред. С.И. Иванова. — М.: Вита-Пресс, 2000.
  9. Савицкая, Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие: в 2 кн. / Е. В. Савицкая, С.Ф. Серегина. – М.: Вита-Пресс, 1999.

 

Курс «Основы менеджмента»

Задачи:

  • изучить основные понятия, категории менеджмента;
  • познакомить с принципами, функциями и методами управленческой деятельности;
  • познакомить с содержанием практической деятельности менеджера;
  • познакомить со структурой организации и особенностями ее функционирования;
  • изучить систему коммуникаций в организации;
  • изучить механизм адаптации новых сотрудников в организации;
  • сформировать умение осуществлять грамотное деловое общение с руководством, сотрудниками и деловыми партнерами.

 

Учебно-тематический план

№ п/п  

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего

часов

 

 

В том числе
Теоретических Практических

 

Вводное занятие 2 2
1

Эволюция управленческой мысли

6 4 2
2 Менеджмент как наука управления 2 1 1
3

Современный менеджмент: сущность и характерные черты

8 4 4
4

Основные функции менеджмента

8 4 4
5 Организация и ее среда 2 1 1
6

Руководство организацией как социальной системой

8 4 4
7

Принятие решений

8 4 4
     8 Коммуникации в управлении. Деловое общение 8 4 4
9 Управление процессом адаптации человека в организации 6 4 2
     10 Кадровый менеджмент 4 2 2
Конкурсы, турниры 8 8
Итоговое занятие 2 2
Всего: 72 34 38

 

Содержание

Вводное занятие

Беседа по мерам противопожарной безопасности на занятиях и безопасного поведения во Дворце. Сообщение учащимся о задачах курса «Основы менеджмента». Цели и содержание деятельности менеджера, а также о различиях в понятиях «менеджмент» и «управление».

Тема 1. Эволюция управленческой мысли

Зарождение менеджмента. Школа научного управления. Административное управление (классическая школа). Школа «человеческих отношений». Наука о поведении. Современные школы менеджмента.

Практические занятия.

Кейс-стади «Основоположники менеджмента».

Тема 2. Менеджмент,  как наука управления

Цели и задачи менеджмента в современной социально-экономической ситуации. Системный (ситуационный) подход – основа менеджмента.

Практические занятия.

Проведение текущего контроля знаний: тест «Границы вашей решительности».

Тема 3. Современный менеджмент: сущность и характерные черты

Базовые понятия менеджмента. Менеджер, его место и роль в организации. Типы и виды менеджмента. Принципы и методы менеджмента. Управление в командной и рыночной экономике.

Практические занятия.

Коммуникативная игра «Навыки межличностного общения».

Проведение текущего контроля знаний: тест «Проверьте, какой вы руководитель».

Тема 4. Основные функции менеджмента

Функция планирования. Сущность и виды планирования. Делегирование полномочий. Эволюция понимания проблемы мотивации. Использование мотивации в практике менеджмента. Функция контроля. Сущность, виды и этапы контроля. Требования к современному контролю.

Практические занятия.

Интерактивная игра «Самоанализ».

Проведение текущего контроля знаний: тест по терминологии.

Тема 5. Организация и ее среда

Внутренняя и внешняя среда организации. Цели организации, задачи, технологии, люди. Люди как внутренняя составляющая эффективной работы организации. Саморазвитие личности как фактор делового успеха.

Практические занятия.

          Ситуации для анализа «Сокращение ступеней управления».

 

Тема 6. Руководство организацией как социальной системой

Неформальные группы и управление ими. Лидерство, руководство, власть. Стили руководства. Природа конфликта в организации. Способы разрешения конфликтов.

Практические занятия.

Викторина «Определение стиля руководства по имеющимся характеристикам».

Тема 7. Принятие решений

Виды управленческих решений. Процесс принятия решения. Принципы принятия решения. «Мозговой штурм» как метод принятия управленческих решений. Индивидуальные стили принятия управленческих решений.

Практические занятия.

Кейс-стади «Принятие управленческих решений».

Тема 8. Коммуникации в управлении. Деловое общение

Коммуникации как связующие процесса управления. Психологические закономерности делового общения. Понятие и процесс коммуникации.

Коммуникации в современных организациях. Этика делового общения. Деловой этикет. Тактика делового общения. Правила ведения переговоров. Культура делового общения по телефону.

Практические занятия.

Упражнение «Определяем свой эмоциональный интеллект».

Проведение текущего контроля знаний: тест «Способность к взаимодействию с другими людьми».

Тема 9. Управление процессом адаптации человека в организации

Управление профессиональной ориентацией и адаптацией персонала.

Виды адаптации. Механизм управления процессом адаптации. Виды собеседований. Особенности прохождения первого собеседования.

Практические занятия.

Кейс-стади «Особенности прохождения первого собеседования».

Тема 10. Кадровый менеджмент

Кадровый менеджмент: основные понятия, концептуальные основы.

Опыт современных организаций в управлении персоналом. Основные функции управления человеческими ресурсами. Кадровый потенциал.

Практические занятия.

          Деловая игра «Моделирование идеального руководителя».

Конкурсы, турниры

Подготовка и участие в городском турнире по экономике и бизнесу «За лидером».

Итоговое занятие

Итоговая аттестация:

  • тест по курсу «Основы менеджмента»;
  • разбор практической ситуации из практики управления «кейс-стади».

 

Ожидаемые результаты

В результате изучения курса «Основы менеджмента» учащиеся будут знать:

  • основные понятия, категории менеджмента;
  • соотношения понятий «менеджмент» и «управление»;
  • основные принципы, функции и методы менеджмента;
  • основные фазы процесса принятия решения;
  • основные методы принятия управленческих решений;
  • основные стили руководства;
  • механизм адаптации новых сотрудников в организации;
  • основы организации труда руководителя;
  • систему коммуникации в организации;

уметь:

  • различать основные практические функции менеджера;
  • анализировать управленческие ситуации;
  • грамотно осуществлять деловое общение с будущим руководством, сотрудниками по работе и деловыми партнёрами;
  • адаптироваться в новой организации в оптимальные сроки;
  • применять основные категории и понятия менеджмента в практической деятельности.
  • определять наиболее эффективные методы управления в зависимости от конкретной ситуации (от типов поведения людей в организации);

 

Формы и методы реализации программы

Реализацию целевого назначения курса обеспечивает организация личностно ориентированного педагогического процесса, что предполагает следующее:

  • создание ситуации успеха;
  • позитивность и оптимистичность мышления.

При изучении материала курса «Основы менеджмента» широко используются разнообразные педагогические методы и приемы, способствующие глубокому усвоению программного материала и его осмыслению, синтез теоретических и практических составляющих занятия, синтез традиционного занятия с элементами активных и интерактивных форм обучения, а именно:

  • работа с периодической печатью по вопросам менеджмента;
  • разбор конкретных экономических ситуаций;
  • турниры;
  • деловые игры;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • тестирование.

Каждое занятие включает в себя:

  • фронтальную работу с группой;
  • индивидуальную работу с учащимися;
  • работу в малых группах.

В процессе обучения приоритет отдан следующим формам:

  • коммуникативным играм;
  • упражнениям;
  • викторинам;
  • кейс-стади;
  • тестам.

При этом в заключение производится анализ полученных результатов.

Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям старшеклассников и используются как для мотивации учащихся, так и для создания «отправной точки», которая поможет учащимся вспомнить, поразмышлять  в процессе изучения тем.

Основу активных методов обучения учащихся составляет следующее:

  • моделирование действий управления бизнесом (практикумы, упражнения);
  • анализ конкретных бизнес-ситуаций (кейс-стади) как индивидуально, так и в малых учебных группах (6-8 чел.) выполнение практических заданий, в ходе которых учащиеся рассматривают конкретные ситуации, готовят групповые проекты (такая работа позволяет учиться эффективному общению, обмениваться опытом, вырабатывать лидерские качества);

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется в форме тестов.

 

Литература и информационные ресурсы

«Основы менеджмента»

 Литература для педагогов

  1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. — М.: Юрид. лит., 2007.
  2. Беляцкий, Н.П. Менеджмент: стиль лидерства / Н.П. Беляцкий — Мн., 2008.
  3. Бодди, Д. Основы менеджмента / Д. Бодди, Р. Пейтон. – СПб.:Питер, 2009.
  4. Бусыгин, А.В. Эффективный менеджмент / А.В. Бусыгин. — М., 2000.
  5. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — М.; 2001.
  6. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В.В. Гончаров. — М.: МНИИПУ, 2002.
  7. Гончаров, В.В. Руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. -М., 2003
  8. Друкер, П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке / П.Ф. Друкер. — М., 2000.
  9. Дункан, У.Д. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / У.Д. Дункан. — М.: Дело, 2006.
  10. Коно, Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т. Коно. — М.: Прогресс, 2007.
  11. Менеджмент / под ред. Русинова Ф.М. — М.; 2002.
  12. Менеджмент организации / под ред. Румянцевой З.П. — М., 2005.
  13. Менеджмент персонала 2000: учебное пособие / под ред. Н.П Беляцкого, С.Е. Велесько, П. Ройш. — Мн.: БГЭУ, 2000.
  14. Менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. – М., 2003.
  15. Мескон, П. Основы менеджмента / П. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М., 2000.
  16. Олдкорн, Н. Р. Основы менеджмента / Н.Р. Олдкорн. — М., 2002.
  17. Основы менеджмента / под ред. Лопатиной С.Г. — М.; 2003.
  18. Райсберг, Б.А., Фатхутдинов, Р.А. Управление экономикой / Б.А. Райсберг, Р.А. Фатхутдинов. — М.; 2003.
  19. Теория системного менеджмента / под ред. В.П. Кривцова, Р.С. Седегова. — Мн., 2005.
  20. Управление организацией / под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой. — М.: 2004.
  21. Уткин, Э.А. Антикризисное управление / Э.А. Уткин. — М., 2007.
  22. Фатхутдинов, Р.А. Производственный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. — М., 2006.
  23. Фатхутдинов, Р.А. Система менеджмента / Р.А. Фатхутдинов. — М.: 2006.

        Литература для учащихся

  1. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Герчикова. — М.: 2005.
  2. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. – Спб., 2001.
  3. Глушенко, Е.В. Теория управления / Е.В. Глушенко и др. — М.: Вестник, 2007.
  4. Дафт, Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. — СПб., 2000.
  5. Кнорринг, В.И. Искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. — М., 2005.
  6. Кремень, М.А. Управление коллективом / М.А. Кремень. — М., 2004.
  7. Менеджмент: учебник / под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой – М., 2003.
  8. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. — М., 2002.
  9. Финпресс, Ю. Искусство менеджмента: практическое пособие: пер. с англ. / Ю. Финпресс. — М., 2004.