СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ОПФР В УСЛОВИЯХ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Государственное учреждение образования
«Центр технического и художественного творчества
детей и молодёжи Фрунзенского района г. Минска «Зорка»
Ширяев Александр Андреевич,
заведующий отделом социально-педагогической работы
Дети с особенностями психофизического развития имеют значительные ограничения своей жизнедеятельности. Они часто находятся в ситуации социальной изоляции и дезадаптация, теряя способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Однако, ограничение возможностей обусловлено не только имеющимся заболеванием или особенностями психофизического развития, но и неприспособленностью физического и социального окружения к специальным потребностям таких людей. Данная ситуация усугубляется неумением и нежеланием других людей общаться с таким человеком. Это приводит к его социальной изоляции уже в детстве, тормозит выработку навыков, необходимых для жизни в обществе и, как правило, отрицательно влияет на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка. Следствием этого является то, что значительная часть детей этой категории, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь, неконкурентоспособной на рынке труда. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что ребенок с ОПФР может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
В рамках социального и творческого развития детей с ОПФР Центр «Зорка» работает с 2007 года. Первые положительные результаты в данном направлении способствовали созданию проекта, направленного на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в контексте социальной модели реабилитации – использования потенциала творчества и искусства в обеспечении успешной социализации данной категории обучающихся (рабочее название проекта «Мы вместе!»).
Проект задумывался как предполагающий обеспечение равных возможностей в удовлетворении творческих, интеллектуальных и коммуникативных потребностей, учащихся с ОПФР. Проект был востребован педагогической и родительской общественностью и в 2015 году отмечен грантом Мингорисполкома. Главным достижением проекта стало создание системы работы с детьми с ОПФР.
Сегодня мы продолжает активно работать с детьми названной категории, а фраза «Мы вместе!» стала девизом нашей педагогической команды. На наш взгляд она отражает и содержание, и смысл работы, которую ведут сотрудники. Ежегодно наблюдается рост количества учащихся с ОПФР, посещающих кружки и студии центра, на 10-15%. В объедениях по интересам в настоящее время занимаются 150 учащихся, среди которых дети с нарушениями речи, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Как и любая система, работа с детьми ОПФР требует постоянного развития, обновления, поиска интересных форм организации их досуга. Организация летнего отдыха детей с ОПФР – один из важных аспектов их образовательной деятельности. Организованная деятельность этих детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года. Как отмечают многие исследователи организация летнего досуга детей с ОПФР способствует снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Те же исследования отмечают, что большой процент детей с ОПФР остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены регрессу, наблюдается аффективная дезадаптация, что проявляется в неустойчивости внимания, слабости моторного тонуса, нарушении восприятия, эмоционально-волевой сферы и мышления.
Тем не менее практически все дети, имеющие особенности развития, обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные творческие способности, навыки и умения дети смогут эффективно перенести на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов.
Все это натолкнуло нас на создание летней интерактивной творческой площадки «Фантазия». Творческая площадка для детей с ОПФР – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по развитию навыков социализации и адаптации ребёнка с особенностями, через включение его в творческую деятельность.
В площадке приняли участие 12 детей с ОПФР в возрасте от 7 до 12 лет. Из них: 9 с расстройствами аутистического спектра и 3 с синдромом Дауна.
Программа площадки предполагает использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности, поэтапного творческого обучения, что позволяет сохранять и развивать богатые предпосылки детского возраста. позитивно воздействовать на когнитивную и личностную сферу ребенка.
Главным направлением в работе педагогов стала педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются.
Исходя из вышеизложенного главной целью нашей работы стала организация отдыха и творческой социализации детей с ОПФР.
Задачи:
1. Создать оздоровительный микроклимат для укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей с ОПФР в условиях организации летнего досуга.
2. Создать условия для развития навыков социализации и адаптации.
3. Способствовать развитию творческого потенциала и интересов детей с ОПФР через активное включение в разнообразную деятельность.
4. Развивать познавательную активность и творческий потенциал каждого ребенка.
Организация деятельности по программе «Фантазия» осуществлялась по следующим направлениям:
1. «Час здоровья и спорта» (спортивно-оздоровительное направление) – направлен на укрепление физического здоровья учащихся.
2. «Мир в цвете» (художественное направление) – направлен на развитие творческой индивидуальности и креативного мышления учащихся посредством изобразительного искусства.
3. «Веселые нотки» (вокальное направление) – направлен на создание благоприятных условий для творческого развития и активной социализации посредством музыкального творчества.
4. «Я – играю!» (содержательно-досуговое направление) – направлен на развитие навыков социализации и адаптации, умение работать в команде.
Все направления деятельности носят тематический характер, каждая неделя была посвящена наиболее значимой для каждого ребенка теме: неделя дружбы, неделя сказок и неделя семьи.
Все задания, упражнения и игры в рамках программы, разработаны так, чтобы развивая какой-либо навык, учащийся мог одновременно использовать и свои способности из других областей.
Важным методом работы является включение родителей в активное развитие ребенка (выполнение совместных заданий, упражнений, игр и др.). Задания отбирались с учетом возрастных и личностных особенностей каждого ребенка.
Достигнутые результаты:
1. В процессе взаимодействия наблюдалось развитие навыков социализации.
2. Выросла активность ребенка в процессе общения со взрослыми и детьми.
3. Отмечается рост познавательной активности ребёнка.
4. Сформировались навыки коллективной деятельности (командной работы).
5. Отмечается развитие самосознания и творческой индивидуальности ребенка.
Создание комфортной среды для каждого ребенка позволило создать условия для обретения внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций. Организация творческого пространства предоставила каждому ребенку возможность реализовать свои способности, либо найти себя в каком-либо направлении деятельности. Мероприятия площадки способствовали развитию активного контакта ребенка с окружающим миром.
Каждый ребенок смог раскрыть для себя, и к удивлению своих родителей, новые возможности: игра на фортепиано, изготовление трехмерных арт-объектов, способности к вокальному и театральному искусству, стремления к физическому развитию и многое другое. За время проведенное на площадке дети смогли преодолеть барьеры в общении, научиться играть в команде и радоваться даже самым маленьким победам.
Очевидно, что занятия творчеством положительно влияют не только на развитие каких-либо творческих способностей, но и на социализацию детей. Развитие навыков социализации позволяет детям с ОПФР активно интегрироваться в социум, в перспективе это расширит их социальные возможности, а также даст больше вариантов для выбора профессии. Самый главный вывод, который сделали для себя не только педагоги, но и родители, это то, что дети с ОПФР имеют не меньше возможностей и способностей, чем обычные дети. Просто они нуждаются в нашей помощи для раскрытия этих способностей в самих себе. Поэтому в нашем Центре, таких детей называют не «дети с особенностями или с ОПФР», а дети с «безграничными» возможностями.