Учреждения дополнительного образования Орион Студия реконструкции балов «Carnet de bal»

Студия реконструкции балов «Carnet de bal»

-

- - -

Управление по образованию
администрации Заводского района г. Минска

Государственное учреждение образования

«Дворец детей и молодежи «Орион» г. Минска»

Отделение дополнительного образования по направлению деятельности

«Культурно-досуговая деятельность и театральное творчество»

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления

поообразованию
администрации

Заводского района  г. Минска

_______________Л.Р. Ляхнович

«_____»________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказодиректора

от «___»_________20__г.

№____________________

___________ Н.В. Басаревская

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«Студия реконструкции балов
«
Carnet de bal»

(Культурно-досуговый профиль, базовый уровень изучения образовательных областей:

«Основы проектирования и игровая деятельность»,

«Основы сценического и актерского мастерства»)

 

Разработчик:

Политыко Ольга Петровна,

педагог дополнительного образования.

Методическое сопровождение:

Сичкова Наталья Эдуардовна,

заведующий учебно-методическим

кабинетом.

 

Возраст обучащюхся: 9-13 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании

методического совета

от «___»_________20__г.

протокол №___

Минск 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проблема культуры организации досуга учащихся становится наиболее актуальной в век высоких технологий. Современных детей и подростков часто называют «поколением опущенных голов» из–за увлеченности гаджетами. Мальчишек и девчонок становится сложнее увлечь продуктивной деятельностью, ведь в приоритете у них развлечения. В связи с этим педагогам дополнительного образования необходимо искать новые формы организации культурно-досуговой деятельности, которые смогут заинтересовать учащихся.

Программа объединения по интересам «Студия реконструкции балов «Cаrnet de bal» имеет социально-педагогическую направленность и  ориентирована на формирование у учащихся культуры досуга, социальных компетенций, мотивацию к творчеству, познанию и саморазвитию. Занятия способствуют удовлетворению интересов учащихся сразу в нескольких областях знаний: истории, этикете, моде и стиле, театральном искусстве и хореографии.

При реализации данной программы бал используется как форма организации культурно-досуговой деятельности и развития творческого потенциала учащихся. В первую очередь — это игра, в которой у каждого учащегося есть своя определенная роль. Новизна программы в том, что ее  основная цель — не только научить учащихся танцевать, но и дать им  возможность через игру освоить знания о культурных особенностях исторических эпох, истории моды, о традициях и этикете различных исторических периодов. Педагог представляет бал в форме синтеза танцевальной, музыкальной, театральной и художественной культуры. Через игру в бал учащиеся усваивают культурные образцы мужественности и  женственности, развивают кругозор, происходит их гендерная социализация, самореализация и формирование гармоничной личности.

В названии объединения по интересам «Студия реконструкции балов «Cаrnet de bal» уже есть частичка бальной культуры. «Cаrnet de bal» переводится как «бальная книжечка» — дамский бальный аксессуар, где дама записывала номер танца и имена кавалеров.

Занятия в студии — это не только удовольствие, но и творческий труд, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и  совершенствовать умения.

Балы помогают узнавать историю не из учебников, а наглядно, можно даже сказать, что история становится «осязаемой». Программа студии построена с использованием традиционных форм обучения и воспитания и  адаптирована к современным условиям.

Программа кружка «Студия реконструкции балов «Carnet de bal» разработана на основе «Типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (культурно–досуговый профиль)», утвержденной Постановлением Министерства образования 06.09.2017 № 123.

Программа соединяет образовательные области «Основы проектирования и игровая деятельность» и «Основы сценического и актерского мастерства», носит интегрированный характер и включает изучение истории, этикета, моды и стиля, театрального искусства и хореографии.

Цель — формирование культуры досуга, социальных компетенций и положительных качеств личности учащихся на основе гендерного подхода через приобщение к бальной культуре.

Задачи:

развивающие:

  • развивать образное мышление, творческую фантазию, воображение;
  • развивать индивидуальную творческую инициативу;
  • развивать умение работать в коллективе и индивидуально;
  • развивать навык самоорганизации, самоконтроля и самоанализа.

воспитательные:

  • воспитывать положительные качества личности (вежливость, уважение, тактичность, эмпатию);
  • формировать эстетический вкус;
  • формировать коммуникативную культуру, терпимость и уважение к чужому мнению;
  • формировать гендерную идентификацию;
  • формировать навыки творческого самовыражения в процессе изготовления аксессуаров, элементов костюма и декора.

Дидактические принципы реализации программы

  • принцип природосообразности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип свободного развития личностных стремлений через реализацию творческих возможностей и способностей личности в процессах взаимодействия в досуговой сфере;
  • принцип сотрудничества и сотворчества;
  • принцип ценностно-смысловой направленности.

Программа рассчитана на два года обучения. Содержание программы ориентировано на учащихся 9–13лет (разновозрастной состав).

Учащиеся занимаются 3 раза в неделю по 2 часа (общее количество часов в год — 216). Продолжительность одного учебного часа — 45 минут. Наполняемость групп объединения по интересам первого года обучения составляет 12–15 учащихся, второго года обучения — 10–12 учащихся.

Программа при изучении отдельных тем предусматривает деление группы на подгруппы.

Материально-техническое обеспечение

  • зеркала;
  • музыкальные носители, аудиотехника;
  • видеоматериалы, видеопроектор;
  • ноутбук или планшет;
  • тренировочная форма;
  • материалы для создания аксессуаров и элементов костюмов (ткани, фурнитура и др.).

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

обучающие:

  • познакомить учащихся с историей возникновения балов, видами балов, бальным регламентом;
  • познакомить учащихся с особенностями салонной культуры;
  • познакомить с историей костюмов XIX века;
  • формировать навыки социально-приемлемых способов общения и уважительного, тактичного отношения к личности другого человека;
  • обучать учащихся основным видам деятельности в салонах и на балу (этикет, бальные игры, театрализация, историко-бытовые танцы);
  • формировать умения изготовления аксессуаров, элементов костюма и декора помещения.

 

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теорети-ческие практи-ческие  
  Вводное занятие 3 3  
1. Раздел «История возникновения балов» 51 18 33  
1.1 История эпохи ампир 25 9 16  
1.2 Традиции балов 26 9 17  
2. Раздел «Салонная культура» 54 15 39  
2.1 История салонов 10 3 7  
2.2 Виды салонов 11 3 8  
2.3 Музыка на салонах 11 3 8  
2.4 Салонные игры 11 3 8  
2.5 Танцы 11 3 8  
3. Раздел «Этикет» 48 15 33  
3.1 История этикета 16 5 11  
3.2 Речевой этикет 16 5 11  
3.3 Этикет в общественных местах 16 5 11  
4. Раздел «Мода и стиль эпох» 51 13 38  
4.1 История костюма XIX века 17 5 12  
4.2 Dress-code для дам 17 4 13  
4.3 Dress-code для кавалеров 17 4 13  
  Мероприятия воспитательно-познавательного характера 6 6  
  Итоговое занятие 3 3  
  Итого: 216 64 152  

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Вводное занятие

Знакомство с учащимися. Ознакомление с программой, содержанием работы в кружке. Беседа по мерам безопасности в учреждении, кабинете.

Раздел 1. История возникновения балов

Тема 1.1. История эпохи ампир

Предпосылки и становление эпохи ампир. Виды балов. Функции балов и их связь с реальной жизнью.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение фото– и  видеоматериалов (художники Г. Шарль, В. Первунинский, М. Зичи, В. Гаузе). Составление презентации «Ампир». Составление коллажа «Бал — история и современность». Выполнение коллективной работы «Временная диагональ». Проведение викторины  «И бал блестит во всей красе…». Съёмка видеоролика «Ампирный Минск». Проведение интеллектуальной игры «Пресс–конференция «Споры с  историей».

 

 

Тема 1.2. Традиции балов

История возникновения балов в Европе, России, Великом княжестве Литовском, Речи Посполитой. Этапы развития балов. Виды балов: общественные, семейные, благотворительные, детские. Балы–маскарады. Схема бала. Правила. Регламент. Музыка. Развлечения. Танцы. Выступления на балах. Украшение бальных залов.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение фото– и  видеоматериалов. Организация выставки «Средь шумного бала…». Проведение квеста «Путешествие во времени». Игра «Внутренние часы». Создание «шумового оркестра» из простых музыкальных инструментов. Творческая игра «Мой бал». Игра «Историческое лото». Проведение видеокруиза «Балы XIX века».

Контроль знаний. Проведение видео-викторины «Его Величество Бал».

Раздел 2. Салонная культура

Тема 2.1. История салонов

Общее понятие салонной культуры. История салонов. Особенности салонов в XIX, XX, XXI веке. Французские и русские салоны.

Практические занятия.  Создание альманаха «Салонная культура в  поэзии, литературе, кинематографе». Чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева и др. Проведение литературной лотереи «У лукоморья дуб зеленый…».

Тема 2.2. Виды салонов

Аристократические и демократические, литературные и музыкальные салоны.  Хозяйки и посетители салонов.

Практические занятия.  Проведение виртуального путешествия «В  гостиной,  истинно  дворянской, чуждались  щегольства  речей». Проведение литературной игры «Проба пера». Изготовление тантамарески «Леди и джентльмен».

Тема 2.3. Музыка на салонах

Музыка  классицизма. Музыка  романтизма.

Практические занятия. Проведение слайд-программы «Известные музыканты XIX века». Прослушивание музыки периода классицизма и  романтизма (композиторы: М. Шимановская, О. Козловский, Л. Бетховен, К.В. Глюк, Ф. Шуберт, И. Брамс, Р. Вагнер, Р. Штраус, Ф. Шопен). Игра «Музыкальная фантазия». Выполнение музыкально–пластических импровизаций.

Тема 2.4. Салонные игры

Предпосылки к появлению игр на салонах. Виды салонных игр.

Практические занятия. Игры: «Горелки», «Фанты», «Рифмы», «Птицы летят», «Почта», «Лото», «Пузеля» (пазлы).

Тема 2.5. Танцы

Виды танцев XIX века: полонез, вальсы, польки, мазурки, контрдансы, кадрили, котильоны.

Практические занятия. Разучивание шагов: бытовые, танцевальные, легкие, скользящие. Разучивание шагов на различные музыкальные размеры (2/4, 3/4, 4/4), темпы и  ритмы. Разучивание шагов вальса и мазурки. Разучивание танцев: котильон (cotillon) с веером, котильон с цветком, котильон «Таинственные руки» на шагах вальса и мазурки.

Контроль знаний. Проведение информ–релиза «Салонная культура».

Раздел 3. Этикет

Тема 3.1. История этикета

История этикета от античности до XVII века. Этикет при дворе Людовика XIV. Этикет Англии и Франции. Понятия «этикет» и «домострой». Этикет в Российской империи. Виды этикета (ситуационный и  профессиональный, светский и деловой, придворный). Этикет XXI века.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение фильма «Этикет. История возникновения». Просмотр и обсуждение фильма «Премудрости столового этикета». Проведение викторины «Правила хорошего тона». Сочинение и оформление «этикеток». Проведение познавательной игры «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Игра «Флирт цветов».

Тема 3.2. Речевой этикет

Понятие речевого этикета. Нормы речевого поведения. Ораторское искусство. Интонационный окрас голоса. Формы выражения радости, просьбы, сочувствия, благодарности. Комплимент.

Практические занятия. Разыгрывание этюдов: «Приветствие и  прощание», «Знакомство». Разыгрывание диалогов: «Представление людей друг другу», «Культура телефонного разговора». Проведение творческой мастерской «Эмоджинариум». Моделирование и разыгрывание ситуаций речевой культуры поведения. Проведение комильфо–вечера «Хорошие манеры».

Тема 3.3. Этикет в общественных местах

Нормы поведения в общественных местах. Правила поведения для дам. Правила поведения для кавалеров.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение фото– и  видеоматериалов. Подготовка презентации «Что такое хорошо, что такое плохо…» Разыгрывание ситуационных этюдов: «Этикет в музее и библиотеке», «Этикет в театре», «Этикет в кино», «Этикет  на концерте», «Этикет в кафе», «Этикет в ресторане», «Этикет на улице», «Этикет в общественном транспорте», «Этикет на лестнице», «Этикет у дверей». Проведение аукциона «Правила хорошего тона от А до Я».

Контроль знаний. Создание и презентация фотопроекта «Я и этикет».

Раздел 4. Мода и стиль эпох

Тема 4.1. История костюма XIX века

Мода XIX века. Стиль ампир: история и современность. Стиль «Бидермайер» как ответвление эпохи романтизма. Викторианская мода.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение фото– и  видеоматериалов. Проведение игры-упражнения «Стиль моего настроения». Проведение конкурса–игры «Я — модельер».

 

 

Тема 4.2. Dress—code для дам

Особенности кроя ампирного платья для дам — лиф (рукава, спинка, виды застёжек), юбка, отделка на платье. Особенности кроя нижнего белья — нижняя рубашка, панталоны, бюстье, корсет, чулки.

Практические занятия. Изготовление элементов костюмов эпохи ампир для девочек. Изготовление элементов отделки бального платья, перчаток, бальной обуви при помощи атласных и шёлковых лент, хлопковых кружев, декоративной тесьмы, сутажного и декоративного шнура, искусственных и высушенных цветов.

Тема 4.3. Dress—code для кавалеров

Особенности кроя ампирного костюма для кавалеров — детали фрака, жилета, кюлот, брюк, рубашки.

Практические занятия. Изготовление элементов костюмов эпохи ампир для мальчиков. Изготовление бутоньерок из искусственных цветов. Изготовление шейных платков.

Контроль знаний. Проведение конкурса–дефиле «Модный век».

Мероприятия воспитательно–познавательного характера. Посещение бала «Флорентийский карнавал» (МГДДиМ). Посещение Городского конкурса юных модельеров «Блакiтная пралеска». Посещение Национального исторического музея. Посещение Музея истории города Минска.

Итоговое занятие. Проведение творческого  салона «В гостях у Музы».

Ожидаемые результаты

Учащиеся к концу первого года обучения будут

ЗНАТЬ:

  • историю возникновения балов, виды балов, бальный регламент;
  • историю костюма XIX века;
  • особенности салонной культуры;
  • основные виды деятельности на балу и салонах (этикет, бальные игры, театрализация, историко–бытовые танцы);

УМЕТЬ:

  • регулировать своё поведение;
  • строить отношения в коллективе;
  • подключать образное мышление, творческую фантазию, воображение;
  • общаться социально – приемлемо и уважительно, тактично относиться к личности другого человека, обладать культурой речи;
  • изготавливать бальные аксессуары и элементы отделки бального платья, перчаток, бальной обуви;
  • танцевать простые историко-бытовые танцы.

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:

обучающие:

  • обучать учащихся основам актёрского мастерства, сценической речи и сценического движения;
  • расширить знания учащихся об истории костюмов различных эпох;
  • обучить основным видам историко-бытовых танцев;
  • формировать у учащихся умение переноса знаний, умений и навыков в индивидуальную и коллективную творческую деятельность;
  • формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и  взрослыми;
  • формировать умение создания индивидуального образа при помощи аксессуаров, причёски и костюма.

 

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов всего часов
теорети- ческие практи-ческие
  Вводное занятие 3 2 1
1. Раздел «Основы театрального искусства» 45 15 30
1.1 Актёрское мастерство 15 5 10
1.2 Сценическая речь 15 5 10
1.3 Сценическое движение 15 5 10
2. Раздел «Мода и стиль эпох» 30 15 15
2.1 Костюм. Аксессуары 16 8 8
2.2 Индивидуальный образ 14 7 7
3. Раздел «Этикет» 30 12 18
3.1 Бальный этикет 8 4 4
3.2 Светский этикет 8 4 4
3.3 Бальные игры и развлечения 14 4 10
4. Раздел «Исторический танец» 48 10 38
4.1 Эволюция хореографии 6 3 3
4.2 Exercice. Шаги и pas танцев 14 3 11
4.3 Постановка исторических танцев 28 4 24
5. Постановочная деятельность 48 10 38
  Мероприятия воспитательно-познавательного характера 9 9
  Итоговое занятие 3 3
  Итого: 216 64 152

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Вводное занятие

Ознакомление с программой, содержанием работы кружка. Беседа о  важности сохранения духовных и материальных ценностей. Беседа на тему безопасности в учреждении, кабинете.

Практические занятия. Проведение memory–тренинга «Бальный сезон».

Раздел 1. Основы театрального искусства

Тема 1.1. Актёрское мастерство

Понятие об актёрском перевоплощении. Актёрское взаимодействие. Ключевое отличие работы актёра на сцене и на балу. Мастерство актёра на балу — основы импровизации.

Практические занятия. Просмотр и обсуждение мультфильма «Щелкунчик» (1973г.). Читка и обсуждение сценарной разработки на основе сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Просмотр и обсуждение видеосалона: «Эскизы, декорации, костюмы». Игры на превращения: «Зеркало», «Зернышко», «Марионетки», «Живой предмет», «Король», «Муравьи», «Мышь», «Я – игрушка». Выполнение упражнений на развитие координации и ориентирования в пространстве сцены: линии, планы, фигуры, точки сцены. Разыгрывание творческих мизансцен в привязке к отдельным сценам из инсценировки пьесы Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Игры на взаимодействие с партнером: «Качели», «Тень», «Зеркало», «Сиамские близнецы», «Насосы», «Подарок», «Яблоко», «Мышиный король». Игры-импровизации: «Волшебники», «Красноречивая картина», «Телефонный разговор». Выполнение упражнений на развитие памяти, внимания: «Сыщик», «Фотография», «Какого я цвета», «Кинолента виденья».

Тема 1.2. Сценическая речь

Общее понятие культуры речи. Её особенности в XIX, XX и XXI веке. Техника разминки голосового аппарата перед выступлением. Дикция. Отличительные черты бытовой и сценической речи.

Практические занятия. Выполнение артикуляционных упражнений: «Жарко — холодно», «Вкусное варенье», «Шарик», «Зайчик–барабанщик», «Заборчик», «Лошадка». Выполнение упражнений для развития речевого дыхания: «Надувная кукла», «Насос», «Дерево», «Снежинка», «Свеча», «Ветряная мельница», «Перелеты птиц», «Дудочка», «Дирижер». Выполнение внутриглоточной гимнастики. Разучивание скороговорок. Выполнение упражнений на отработку дикции: «Быстро — медленно», «Взрыв», «Радист», «Пробка», «Звукосочетания», «Буквосочетания». Разучивание цепочек гласных. Выполнение ритмических тренингов. Исполнение ритмодекломации «Молоко». Отработка отдельных текстов для инсценировки пьесы «Щелкунчик»: «Феи», «Маятник», «Волшебство», «Колдовство», стихи Щелкунчика к Мари, торжественная и финальная речи короля Франца, отдельные диалоги персонажей. Выполнение экспресс–упражнений перед выступлением: «Зевок», «Резиновое лицо», «Тянущийся язык», «Встряска».

ТЕМА 1.3. Сценическое движение

Эмоции и чувства в пластике движений. Пантомима. Взаимодействия с партнером на балу: жестикуляция, статика, променад. Поклоны и приветствия. Инсценировка.

Практические занятия. Выполнение пантомимических и мимических этюдов: «Один делает, другой мешает», «Вкусная конфета», «Оркестр», «Фрукты», «Художник», «Настроение». Разыгрывание загадок–пантомим. Игры на развитие выразительной мимики: «Соленый чай», «Сердитый дедушка», «Грусть», «Лампочка». Выполнение упражнений на раскрепощение и снятие зажимов: «Огонь — лед», «Растём», «Пластилиновые куклы», «Волшебная палочка», «Бег в резинке», «Попугай в клетке». Работа над  пластикой персонажей к инсценировке пьесы «Щелкунчик». Разучивание поклонов, реверансов, книксенов.

Контроль знаний. Инсценировка пьесы «Щелкунчик» (по мотивам сказки Эрнста Теодора Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»).

Раздел 2. Мода и стиль эпох

Тема 2.1. Костюм. Аксессуары

История костюмов различных эпох и сословий. Костюм в античности. Костюм в Средневековье. Костюм в эпоху Возрождения. Костюм в эпоху Ампир. Костюм в Викторианскую эпоху. Стиль Art Deco. Одежда в  современной жизни. Аксессуары для бала (портбукет, шатлен, бальная книжечка).

Практические занятия. Просмотр и обсуждение фото– и  видеоматериалов. Проведение хронографа «История одежды». Проведение творческой лаборатории по изготовлению эскизов костюмов. Проведение мастер–класса по изготовлению аксессуаров к балу для дам — веер, ридикюль, бальная книжечка, для кавалеров — бутоньерка, шатлен.

Тема 2.2. Индивидуальный образ

Цветотип личности. Причёски для дам. Причёски для кавалеров.

Практические занятия. Разработка и подготовка фотовыставки «Стильный образ». Проведение мастер–класса «Театр причесок». Подбор костюмов, причесок, аксессуаров для бала.

Контроль знаний. Проведение квеста «В поисках столетий».

 

 

Раздел 3. Этикет

Тема 3.1. Бальный этикет

История и язык веера. Язык цветов. Символизм цвета в платье, веере, ридикюле и прочих аксессуарах.

Практические занятия. Разучивание веерных знаков. Игры: «Да — нет», «Символы веера в картинках», «Разговор с веером», «Цветочная карусель», «Бальный букет». Создание коллажа «Радуга цвета». Игра «Вы поедете на бал?». Игра «Моветон и Комильфо».

Тема 3.2. Светский этикет

Этикетная атрибутика. История парфюмерии, её символизм и значение в истории и современной жизни.

Практические занятия. Игры: «Азбука маркиза Этикета», «Образ леди и джентльмена. Манеры», «Ребус знакомства», «Вежливые фанты». Проведение игровых тренингов: «Этикетное знакомство», «Привычки, которые портят наш имидж». Проведение викторины «Культура общения и  фамильярность».

Тема 3.3. Бальные игры и развлечения

Виды развлечений на балу. Танцевальные, подвижные, настольные игры.

Практические занятия.  Игры: «Ручеек», «Жмурки», «Буриме», «Живые картины», «Фанты», «Бабочки», «Шарады», «Шахматы», «Волчок», «Бирюльки», «Бильбоке».

Контроль знаний. Практикум «Переполох в стране хорошего тона».

Раздел 4. Исторический танец

Тема 4.1. Эволюция хореографии

Понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко–бытовой» танец. Народные празднества — источник бытовой танцевальной культуры. Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней. Основные источники изучения историко–бытовых танцев. Социальная природа бального и историко–бытового танца.

Практические занятия. Проведение видео–экскурса «История танцевальной культуры». Просмотр и обсуждение видео: полонез, вальс, мазурка из оперы «Евгений Онегин».

Тема 4.2. Exercice. Шаги и pas танцев

Позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому танцу). Постановка корпуса, головы, рук, ног.

Практические занятия.  Изучение различных видов port de bras (4/4 и  3/4). Изучение скользящего шага pas glissé по I и III позициям на 2/4. Разучивание двойного скользящего шага pas chassé. Отработка галопа. Разучивание бокового подъемного шага (pas elevé). Разучивание Pas balancé на  месте, с небольшим продвижением вперед и назад, с поворотом на 90° и  180°.

Тема 4.3. Постановка исторических танцев

Образ в бальном и историко–бытовом танце. Особенности костюма, его  влияние на характер движения.

Практические занятия. Изучение и отработка поклонов и реверансов для  мальчиков и девочек на 4/4, 2/4 и  3/4. Разучивание и отработка движений полонеза: pas полонеза, парами по кругу, элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога. Разучивание и отработка движений вальса: pas вальса вперед и назад по линиям танца, pas вальса вперед и назад в  комбинации с pas balancé,  pas вальса вперед с применением port de bras, pas вальса с вращением по кругу соло,  вальс с продвижением вперед и назад — вальсовая дорожка, простейшие комбинации вальса по заданию педагога. Изучение танцев эпохи ампир: полонез (Рolonez), Сэр Роджер де Коверли (Sir Roger de Coverley), Зимняя роза (Шотландский круговой вальс), контрданс «Поросёнок» (Try the Pig), контрданс Тампет (Tampet).

Контроль знаний. Танцевальный вечер «Рондино»

 

 

Раздел 5. Постановочная деятельность

Номер как единица постановочной деятельности. Классификация номеров. Структура номера. Основные этапы работы над номером.

Практические занятия. Читка и обсуждение сценария для «Бала цветов». Совместная доработка сценария с учащимися. Разбор  и обсуждение отдельных номеров для бала. Распределение ролей. Сочинение загадок для цветов. Подготовка декораций — трон для Королевы флоры, украшений для ширм и выгородок. Подготовка реквизита — цветка для котильона, цветочной коробочки для игры «Фанты». Изготовление костюмов. Изготовление элементов костюмов: пояса, шейные платки, митенки. Изготовление цветочных элементов для костюмов: бутоньерок, заколок, резинок, браслетов, цветочной атрибутики. Работа над отдельными эпизодами и сценами: «Борьба стихий», «Цветочные загадки». Работа с текстом по отдельным персонажам. Совместные репетиции в кабинете. Совместные репетиции на бальной площадке. Проигрывание отдельных номеров с включением готового оформления и музыки. Репетиция с готовым музыкальным сопровождением. Репетиция в костюмах и с декорациями. Генеральная репетиция.

Мероприятия воспитательно–познавательного характера. Посещение дома–музея Ваньковичей. Посещенье музея–усадьбы Любанских и  прилегающей территории. Посещение музея театральной и музыкальной культуры. Посещение Национального художественного музея Республики Беларусь.

Итоговое занятие. Театрализованное представление «Бал цветов».

Ожидаемые результаты

Учащиеся к концу второго года обучения будут

ЗНАТЬ:

  • основы актёрского мастерства, сценической речи и  сценического движения;
  • основные виды историко-бытовых танцев;
  • историю костюмов различных эпох и сословий;
  • нормы и правила взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

УМЕТЬ:

  • переносить знания, умения и навыки в индивидуальную и коллективную творческую деятельность;
  • танцевать различные виды танцев на балу;
  • взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
  • подбирать костюмы, прически, аксессуары при создании индивидуального образа.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

После изучения каждого раздела программы проводится диагностика полученных знаний и сформированных умений в  одной из форм: видео–викторины, информ–релиза, фотопроекта, конкурса-дефиле, инсценировки пьесы, квеста, практикума или танцевального вечера.

Формы контроля усвоения изученного материала подобраны так, чтобы с одной стороны, «отделить» учебные разделы в  сознании учащихся, а  с  другой — закрепить и систематизировать изученный материал в процессе интерактивных форм работы,  научить анализировать полученную информацию и собственную продуктивную деятельность. Также подобные формы проведения итоговых занятий настраивают учащихся на позитивное выполнение заданий без стрессового фактора.

В конце первого полугодия  каждого учебного года проводятся мероприятия, включающие разные виды деятельности и позволяющие учащимся  в интегрированной форме закрепить и продемонстрировать усвоенные знания и умения, проявить творческую инициативу, фантазию и  организаторские способности.

В конце первого полугодия на первом году освоения программы  предполагается инсценировка пьесы «Щелкунчик». Совместно с учащимися объединения по интересам в подготовке и проведении мероприятия принимают участие их родители, а также учащиеся других объединений хореографического, вокального, декоративно-прикладного направлений. В качестве зрителей на мероприятие приглашаются учащиеся «ДДиМ «Орион» г.Минска», их родители, учащиеся школ микрорайона. Важно, что мероприятие, проводимое в соответствии с календарно-тематическим планом в  канун Рождественских праздников, создает праздничную атмосферу, помогает учащимся, родителям и зрителям  погрузится в атмосферу сказки, проникнуться духом Рождества. Все его участники включаются в  интерактивную игру и становятся активными действующими персонажами, которые помогают свершиться чуду.

Фотопроект «Я и этикет» проводится в середине второго года обучения с  целью закрепления правил этикета, изученных ранее на занятиях, а также ознакомления с этими правилами целевой аудитории, включающей и детей, и  взрослых. Учащиеся за «круглым столом» самостоятельно готовят вежливые слова и выражения, популярные в XIX веке и в настоящее время, после чего самостоятельно изготавливают «облачка-мысли» с вежливыми словами, придумывают и отрабатывают мизансценический ряд, делают снимки с этими фразами и размещают их в соцсетях. Лучшие фотографии включаются в  фотовыставку, что также является стимулом для творческого и личностного роста учащихся. Фотовыставка может быть организована в музее, библиотеке, выставочном зале, на тематическом мероприятии. Фотопроект является масштабным мероприятием, требующим от учащихся определённых знаний и  умений, именно поэтому его реализация предполагается на втором году обучения.

В конце каждого учебного года проводятся итоговые мероприятия в  форме творческого салона «В гостях у Музы» (первый год обучения) и  театрализованного представления «Бал цветов» (второй год обучения). Итоговые мероприятия помогают не только систематизировать полученные знания, но и применить их на практике во взаимодействии со всеми участниками праздника. В процессе подготовки учащиеся проявляют индивидуальность и творческий подход. В подготовке и проведении данных мероприятий активно участвуют родители. Также активно включаются в  совместное творчество дети из других кружков, что свидетельствует об  интегративном характере мероприятий. Во время мероприятий ведётся видеосъемка с целью последующего анализа проведения мероприятий. Такие формы работы позволяют учащимся формировать навыки взаимодействия, рефлексивные умения, учится анализировать и прогнозировать собственные действия и действия участников группы.

На протяжении учебного года проводится диагностика с целью выявления уровня творческих способностей учащихся, их социальных компетенций, а также способности применения правил коммуникативной культуры. Начальная диагностика проводится для выявления базовых знаний и  способностей учащихся, промежуточная — для сравнения результатов, а  итоговая — с целью подведения итогов работы  по реализации программы. Используются следующие диагностические методики: тест П. Торренса на  творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой, Н. П. Щербо в 1990 году); тест креативности Вильямса; методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян и Н. Эпштейна); тест–анкета «Эмоциональная направленность» (Б. И. Додонова); шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн; диагностика мотивационного компонента коммуникативной культуры по методике В. Стефансона; диагностика творческих способностей детей по методике Дж. Рензулли, Р. Хартман; опросник для родителей и педагогов по Ф. Татл, Л. Беккер о потенциальных возможностях ребёнка.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа объединения по интересам включает в себя разнообразные разделы и строится по принципу «от простого к сложному». В рамках программы эта тенденция выражается в освоении материала «от салонов к балам», так как салон и бал — наиболее приемлемые формы культурного досуга тех времен, которые в полной мере могут быть реализованы сегодня. На первом году обучения салон выбран в связи с тем, что это камерное мероприятие, которое хоть и требует особой творческой подготовки всех его участников, но вместе с тем является подготовительным этапом к такой более сложной форме как бал.

Начинается обучение со знакомства с  историей возникновения балов для  того, чтобы вызвать интерес у учащихся к бальной культуре. В  дальнейшем, при подготовке к салонам (1 год обучения), проходят очень важные этапы освоения учебного материала. При изучении салонной культуры, этикета, истории костюмов, историко–бытовых танцев постепенно происходит «погружение» в традиции, содержание и технологию построения балов (2 год обучения). Программа 2–го года обучения заканчивается разделом «Постановочная деятельность» — это работа над постановкой традиционного бала с соблюдением церемониала, в соответствии с dress-code и светским этикетом, подчеркнуто ориентированного на зрелищность, сочетающего великосветскую культуру с развлекательно–досуговой деятельностью.

Для более эффективного проведения занятий группы формируются так, чтобы дети были различных возрастов. Это помогает более быстрой адаптации младших, формирует творческую атмосферу. При этом старшие дети изначально могут сформировать в своём сознании чувство ответственности. Разновозрастная группа позволяет сделать процесс обучения и воспитания более насыщенным и эффективным. Именно здесь, в разновозрастных группах сверстников, формируются и реализуются возрастные гендерные аспекты личности. И, как конечный результат, при участии в балах и иных тематических мероприятиях открываются новые творческие возможности, которых сложно достичь в группах учащихся одного возраста.

Одним из главных отличий традиционных салонов и балов была и есть культура общения. В процессе обучения учащиеся учатся вежливости, хорошему тону и  манерам, в то же время традиционный бал имеет прекрасную социализирующую функцию — постоянное общение со сверстниками, основанное на культурных нормах и правилах, усвоение этих норм и правил, выработка конструктивной стратегии межличностного взаимодействия. При  реализации программы реализуется и развивающий аспект  — когда в  непринуждённой атмосфере игры и праздничного действа учащиеся становятся не  только участниками коммуникации, но и развивают внимательность, аналитическое мышление, логику, расширяют  свой кругозор, знакомятся с  культурой, традициями и историей, а также получают возможность для  самореализации и раскрытия своих талантов.

Работа с учащимися строится на основе сотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребёнка.

Учебный материал подается доступно, учитываются возрастные и  личностные особенности учащихся. Приветствуется творческая инициатива и самостоятельность. Создается «ситуация успеха», одобрения, поддержки каждого ребенка. Многообразие тем делают обучение интересным, увлекательным, адаптируют программу к индивидуальности ребенка.

Особенностью программы является проведение мастер–классов по  декоративно–прикладному искусству и хореографии педагогами — специалистами в данных областях.

Большое значение уделяется налаживанию сотрудничества с родителями, которое проявляется в  совместном изготовлении атрибутов и аксессуаров для  участия в салонах и  балах,  проведении  совместных занятиях и участии родителей в итоговых мероприятиях. Это позволяет формировать навыки взаимодействия на основе согласованности интересов и действий.

Для достижения максимально эффективного результата в работе используется сочетание групповых и фронтальных форм работы с  индивидуальным подходом.

Образовательный процесс включает в себя различные формы проведения занятий: традиционные, интегрированные, комбинированные, практические занятия, игры, творческие мастерские, показ моделей, квесты, фотовыставки, информ–релизы, репетиции, выступления и др.

В реализации программы используются словесные (лекция, рассказ, беседа, дискуссия), наглядные (показ фото– и видеоматериалов, показ упражнений и их элементов), а также практические (репетиция, упражнение, игра, творческая работа, актерский тренинг, КТД) методы обучения.

Особое место при освоении программы занимают игровые технологии, т.к. любой бал — это игра. Игра стимулирует активность, повышает интерес к  изучаемому материалу, позволяет усвоить большое количество информации, стимулирует творческий потенциал, целеустремленность, открывает возможности для самореализации, формирования необходимых компетенций.

Мероприятия воспитательно–познавательного характера, к которым относятся посещения музеев, тематических выставок, конкурсов и балов,  способствуют расширению кругозора учащихся, развитию аналитического мышления и творческой инициативы.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. — 400 с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об  утверждении концепции непрерывного воспитания детей и  учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12 2006 г. N 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. — Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2015/…/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на2016–2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. N 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
  4. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации : Учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 236 с.
  5. Авенариус, Н. П. Исторический очерк Белостоцкого института благородных девиц 1841–1891 / сост. Н. П. Авенариус. — Белосток: Типо–лит, Л. И. Хараша, 1891.— 76 с.
  6. Амелька,С. У. Роля дваранства ў развіцці культуры Беларусі (канец XVIII –сярэдзіна XIX стагоддзя): аўтарэф. дыс. канд. гіст. навук: 07.00.02/ С. У. Амелька; БДУ.— Мінск, 2003. — 22 с.
  7. Асанова, И. М., Дерябина, С. О. Организация культурно-досуговой деятельности  / И. М. Асанова,  С. О. Дерябина. — Академия, 2011. — 192 с.
  8. Бархатцев, С. Из истории Виленскаго учебного округа / C. Бархатцев. —М.: Русский архив, 1874. — C. 1149 – 1262.
  9. Белова, А. В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII – середины XIX в. / А. В. Белова. —СПб.: Алетейя, 2010. — 480 с.
  10. Библиотека интернет–проекта «1812 год» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.museum.ru/1812/library/glinka2/glinka1.html
  11. Благотворительность в России. — СПб.: Типолитогр. Ныркина, 1901. — 457 с.
  12. Васильев,И. В. Фемида или Начертание прав, преимуществ и обязанностей женского пола в России на основании существующих законов / И. В. Васильев. — М.: Унив. тип., 1827. — 96 с.
  13. Вербицкая, А. В. Основы сценического движения / А. В. Вербицкая. — М.: ГИТИС, 1982. — 71 с. : ил.
  14. Гардзіенка, Н. С. Становішча жанчыны–шляхцянкі ў Вялікім княстве Літоўскім у XVIIIст.: дыс. …канд. гіст. навук: 07.00.02 / Н. С. Гардзіенка; БДУ. — Мінск, 2003. — 113 с.
  15. Гофман, А. Щелкунчик и Мышиный король / Прибегина Г. А.Пётр Ильич Чайковский. — М.: Музыка, 1983. — 189 с.
  16. Дамарад, А. А. Інтэграцыя шляхты беларускіх зямель у склад дваранства Расійскай імперыі: дыс. …канд. гіст. навук: 07.00.02 / А. А. Дамарад; БДПУ.— Мінск, 2007. — 22 с.
  17. Омаров, В. В. Запіскі графіні Потоцкой (1810-1820) / В. В. Омаров. — СПб.: В. В. Омаров, 1901. — 34 с.
  18. Официальная группа «Carnet de bal» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vk.com/carnetdebal
  19. Карем, М. Королевство цветов / М. Карем. — М., Самовар, 2010. — 96 с.
  20. Капилов,  А. Л. Музыкальная культура Беларуси XIX – нач. XX веков / А. Л. Капилов, Е. И. Ахвердава. — Минск: Ин-т сов. знаний, 2000. — 142 с.
  21. Кипранович, Г. Я. К истории женского образования в Западной России (Историческая записка ко дню 50-летия Виленской, Гродненской и Ковенской гимназий) 1860-1910 / Г. Я. Кипранович. — Вильна: Губ. Тип.,1910. — 68 с.
  22. Кнебель, М. О. Поэзия педагогики / М.О. Кнебель. — М.:, 1976. — 22 с.
  23. Коляда, А. Сценическая речь / А. Коляда, А. Шегидевич. — М.:,1993. — 22 с.
  24. Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как фактор формирования социально активной личности: материалы научно-практической конференции (Минск, 30 — 31 марта 2010 г.) / главный редактор Н. В. Васильченко. – Минск: Нац. центр худ. тв-ва детей и молодёжи, 2010. — 212 с.
  25. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIXстст.) / Ю. М. Лотман. – СПб.: Искусство, 1997. — 399 с.
  26. Макарэвіч, В. С. Дробная шляхта Беларусі ў 30-60-я гг. XIXст.: склад і эвалюцыя сацыяльна-прававога становішча: дыс. …канд. гіст. навук: 07.00.02 / В. С. Макарэвіч; БДУ. — Мінск, 2003. — 24 с.
  27. Мiцкевiч, А. Б. Пан Тадевуш / А. Б. Мiцкевiч, пераклад — Я. Семяжон. — Мінск: Мастацкая лiтаратура, 1998. — 366 с.
  28. Пономорева, В. В. Мир русской женщины: воспитание, образование, судьба. XVIII – начало XX века / В. В. Пономорева, Л. Б. Хорошилова, — М.: Русское слово – РС, 2006. — 320 с.
  29. Пушкарева, Н. Л. «Дерзкие и беспокойные» («Женская история» России 1801–1905 гг.: формы социальной активности) / Н. Л. Пушкарева // Отечественная история. — М., 2002. — С. 52 – 66.
  30. Словік, С. У. Мэты, умовы, прынцыпы і практыкі выбару сужонкаў у шляхецкіх сем`ях Беларусі 1-ай паловы XIX ст. / С. У. Словік // Вестн. Гродзен. дзярж. Ун-та імя Янкі Купалы. Сер. 1. — Гродна, 2010. —
    С. 22–28.
  31. Сморгович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. пособие / И. Л. Сморгович; Мин-во культуры Республики Беларусь; Белорус. гос. ун-т культуры и искусств — Минск: БГУКИ, 2013. — 174 с.
  32. Станиславский, К. С. Работа актёра над собой / К.С. Станиславский. — М.,1951.— 320 с.
  33. Станиславский, К. С. Собрание сочинений в 8т / К.С. Станиславский. — М., 1961.— 320 с.
  34. Сурикова, О. В., Пашкович, Т. Ф. Инновационный процесс в учреждении образования: учебно-методическое пособие Инновационный процесс в учреждении образования: учебно-методическое пособие — Минск : АПО, 2017. — 288 с.
Предыдущая статьяТеатр игры
Следующая статьяТеатральные миниатюры
metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас