Учреждения дополнительного образования Маяк Театр игр и развлечений «ВФормате»

Театр игр и развлечений «ВФормате»

-

- - -

Управление по образованию администрации Ленинского района г.Минска

Государственное учреждение образования

«Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

Отдел культурно-досуговой деятельности

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

И.о. начальника управления

по образованию администрации

Ленинского района г. Минска

_____________ С.И. Дыбаль

«_____» __________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ директора

от «_____» _____________ 2018 г.

№ _________

______________ Е.М. Михайлиди

 

 

 

 

Программа объединения по интересам

«Театр игр и развлечений «ВФормате»»

(культурно-досуговый профиль, базовый уровень изучения

образовательной области «Основы проектирования и игровая деятельность»)

 

Разработчики:

Капустина Нина Николаевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории,

Положечко Ольга Владимировна,

заведующий учебно-методическим кабинетом первой квалификационной категории методиста

Методическое сопровождение:

Солтанова Ксения Викторовна,

методист отдела культурно-досуговой деятельности второй квалификационной категории

 

Возраст учащихся: 11-16 лет

Срок реализации программы: 3 года

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании методического совета

от «_____» __________ 2018 г.

протокол № ______

 

Минск 2018

Пояснительная записка

В основе программы «Театр игр и развлечений «ВФормате»» лежит идея использования потенциала игровой и театральной педагогики, позволяющей развивать личность учащегося.

Программа объединения по интересам имеет социально-педагогическую направленность, ориентирована на обучения детей анимационной деятельностью для дальнейшей организации культурно-досугового пространства учащихся.

Игра, являясь наиболее доступным видом деятельности для учащихся, выступает способом переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления, воображения, эмоциональность, активность, постоянно растущая потребность учащегося в общении. Театр – это искусство синтетическое, объединяющее мастерство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой. Театрализованная деятельность позволяет каждому учащемуся проявить себя индивидуально и в группе, раскрыть свои таланты. Через игру, сочинительство, фантазирование учащиеся решают проблемы эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности. В свою очередь, путь через игру – это самый короткий путь обучения чувствованию слова и художественному воображению. Все это и может дать театрально-игровая деятельность.

Новизна программы «Театр игр и развлечений «ВФормате»» заключается в том, что данная программа предназначена для работы с подростками, которые хотят научиться правильно организовывать и проводить досуговые мероприятия, развивать при этом свои организаторские и актёрские способности.

Актуальность программы обусловлена тем, что занятия игровым и театральным искусством, разнообразные по содержанию и форме, развивают психоэмоциональную сферу учащихся, содействуют профессиональному самоопределению и личностному становлению. Такие занятия востребованы учащимися самых разных возрастных категорий. Театрально-досуговые мероприятия и участие в театрально-игровых постановках положительно влияют на развитие мышления и познавательного интереса, творческой фантазии, коммуникативных навыков, вырабатывают волевые качества, уверенность в своих силах, а также навыки выразительной грамотной речи, что, несомненно, повлияет на повышение успеваемости в школе, поможет выпускникам в поступлении в учебные заведения, независимо от того, выберут ли они профессию актёра, диктора, теле- или радиоведущего, но и любую другую профессию.

Социальная значимость программы также связана с возможностью через сценическое творчество реализовать внутренний потенциал учащихся, нивелировать негативные стороны характера и акцентировать внимание на положительных качествах личности. Игровое общение и театрализация, лежащие в основе создания программы объединения по интересам «Театр игр и развлечений «ВФормате»», тренируют тело, чувство, ум и душу учащихся в органичном единстве.

Программа объединения по интересам «Театр игр и развлечений «ВФормате»» является логическим продолжением обучения, направленного на формирование культурно-досуговых компетенций учащихся, освоивших программу «Игровое общение» (6-10 лет, срок реализации – 2 года) и имеет 3 ступени обучения: 1 ступень – игровое общение (игра в удовольствие), 2 ступень – игровое общение (игра-праздник), 3 ступень – профориентационная (допрофессиональная подготовка).

Объединение по интересам «Театр игр и развлечений «ВФормате»» – это особая форма общения, при которой учащиеся учатся вести себя и вести за собой, учатся навыкам общения. В процессе освоения программы, учащиеся приобретают знания, которыми обладают современный ведущий, актёр, сценарист, организатор молодёжного досуга.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует усвоению основ проектирования и игровой деятельности, актёрского мастерства, обогащению словарного запаса и развитию грамотной связной речи, формированию умений работать в команде, навыков публичного поведения и межличностного взаимодействия. Важной отличительной особенностью данной программы является то, что, играя, решаются задачи оказания помощи учащихся, попавших в сложные жизненные ситуации, развития их инициативности.

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодёжи (культурно-досуговый профиль), утверждённой Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 06.09.2017 года № 123.

Цель: развитие творческих способностей обучающихся средствами культурно-досуговой деятельности и театрального искусства.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

  • обучающие
  • обучить разным видам и формам культурно-досуговой деятельности;
  • обучить основам театрального искусства;
  • обучить методике организации и проведения различных культурно-досуговых программ и театрализованных представлений;
  • развивающие
  • развить интерес к социально-культурной деятельности;
  • развивать креативное мышление, творческую и эмоциональную память, способность к импровизации, экспромту;
  • развивать умение трансформировать игровой материал в соответствии с темой и содержанием досугового мероприятия;
  • формировать умения и навыки организации и проведения разных видов культурно-досуговых программ, театрализованных представлений;
  • развивать способности к творческому переосмыслению и адаптации приобретённого опыта в объединении по интересам к разным социально-культурным ситуациям;
  • воспитательные
  • воспитывать культуру поведения и общения с аудиторией, уважение к творчеству других;
  • воспитывать чувство ответственности за работу коллектива в целом и за себя в частности;
  • воспитывать художественный вкус, самостоятельность;
  • приобщать учащихся к реальным социально-значимым отношениям (становление и сплочение коллектива, развитие самоуправления, самоорганизации);
  • способствовать социальной адаптации и стимулировать социальную активность.

Программа построена на следующих педагогических принципах:

  • принцип добровольности и общедоступности;
  • принцип интереса (обусловлен приоритетом интересов учащихся, наличием предмета общего интереса у учащихся и педагога);
  • принцип увлекательности и творчества (позволяет погружать учащихся в педагогические ситуации через занимательные и увлекательные формы);
  • принцип природосообразности (учёт индивидуально-психологических особенностей личности, возрастных особенностей, социального развития и наличия опыта творческой деятельности);
  • принцип культуросообразности (максимальное использование в образовательном процессе культуры той среды, общества, региона, нации, страны, в которой живёт учащийся);
  • принцип свободного развития личностных стремлений через реализацию творческих возможностей и способностей личности в процессах взаимодействия в досуговой сфере;
  • принцип сотрудничества и сотворчества (обеспечение соответствующего характера отношений, объединение участников образовательного процесса и субъектной позиции каждого);
  • принцип ценностно-смысловой направленности (создание условий для открытия учащимися собственных смыслов, которые позволяют раскрыть творческие и познавательные способности, свой внутренний мир в целом).

Программа предназначена для учащихся 11-16 лет.

1 год обучения (11-14 лет). Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа. Недельная занятость – 4 часа. Итого 144 академических часа в год.

2 год обучения (12-15 лет). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа (2 раза в неделю по 2 часа – групповые занятия и 1 раз в неделю по 2 часа – мелкогрупповые занятия). Недельная занятость – 6 часов. Итого 216 академических часов в год.

3 год обучения (13-16 лет). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 раза в неделю по 2 часа – групповые занятия и 2 раза в неделю по 2 часа – мелкогрупповые занятия). Недельная занятость – 6 часов. Итого 216 академических часов в год.

Программа занятий предполагает следующие формы обучения:

групповые: 12-15 человек для учащихся 1 года обучения, 8-10 человек для 2 и 3 годов обучения;

мелкогрупповые: 4-5 человек.

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам, требованиям правил безопасного поведения, пожарной безопасности.

Материально-техническое обеспечение:

  • зеркала, стол, стул для педагога, стулья (скамейки) для учащихся, гимнастические коврики;
  • гримировальный уголок, оснащённый столиком, стулом, средствами для грима (косметика и краски для грима, салфетки, вата, косметические палочки);
  • сценическая площадка;
  • костюмы для персонажей;
  • звукоусиливающая аппаратура (усилитель, колонки, микрофоны, фонд электронных носителей (CD, DVD, MD), компьютер;
  • игровой реквизит (мячи, кегли, скакалки, настольные игры и многое другое).

Дидактическое обеспечение:

  • раздаточный материал для обучающихся (карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, фотографии, инструкционные карты, технологические карты);
  • методические разработки учебных занятий, мероприятий (технологические карты, планы-конспекты учебных занятий, сценарии и сценарные планы воспитательных мероприятий);
  • видеоматериалы (художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий);
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, игровых программ, развлекательных шоу-программ);
  • электронные средства образовательного назначения (слайдовые презентации);
  • наглядные пособия по разделам программы;
  • сборники сценариев, песен, игр.

 

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

Обучающие задачи:

  • познакомить с историей возникновения игр, многообразием игровых технологий;
  • обучать основам актёрского мастерства, технике сценической речи;
  • познакомить с техниками нанесения грима;
  • учить гримированию отдельных частей лица;
  • дать представление о формах досуговых мероприятий, познакомить с технологией их проведения;
  • учить написанию сценариев.

п/п

Название раздела/тем Количество часов
всего

часов

в том числе
теоретических практических
  Вводное занятие 2 1 1
1 Игровые технологии 82 24 58
1.1 Игры на знакомство 6 2 4
1.2 Подвижные игры 40 10 30
1.2.1 Элементарные игры 16 4 12
1.2.2 Сложные игры 10 2 8
1.2.3 Подвижные игры по степени нагрузки 14 4 10
1.3 Игры с атрибутом (мячом) 12 4 8
1.4 Интеллектуальные игры 14 4 10
1.5 Креативные игры 10 4 6
2 Мастерская аниматора 36 13 23
2.1 Основы актёрского мастерства 10 4 6
2.2 Сценическая речь 10 4 6
2.3 Ритмопластика 12 4 8
2.4 Грим 4 1 3
3 Творческая практика 22 4 18
3.1 Основные формы организации досуговых программ 8 2 6
3.2 Сценарий 12 2 10
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 144 42 102

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство. Ознакомление с работой объединения по интересам. Цели и задачи объединения по интересам. Порядок и последовательность работы. Установка правил общения в группе. Правила безопасности на занятиях объединения по интересам. Традиции объединения по интересам. Понятие «игра», история их возникновения, виды игр. Понятие «праздник», виды праздников, история рождения праздника. Праздники и обычаи. Праздники в наши дни. Значения праздника в жизни людей. Любимые праздники.

Практические занятия.

Игры на знакомство и определение творческого потенциала учащихся, распределение учащихся по группам в соответствии с индивидуальными особенностями личности учащихся.

Раздел 1. Игровые технологии

1.1. Игры на знакомство

Этическая и сценическая культура аниматора, игры на знакомство с учащимися.

Практические занятия.

Игры «Белка», «5 вещей», «3 слова о себе», «Круг имени», «Кто есть кто?», «Почтальон» и др.

1.2. Подвижные игры

Подвижная игра как средство физического воспитания. Содержание подвижной игры, сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Классификация подвижных игр. Этапы проведения подвижных игр.

Практические занятия.

Разучивание игрового материала согласно классификации подвижных игр:

1.2.1. Элементарные игры

Движение – форма жизни. Движение как выражение внутреннего чувства, классификация элементарных игр.

Практические занятия.

Сюжетные игры: «Бояре», «Камушек», «Терера», «Золотые ворота», «Коза», «А мы просо сеяли», «Ручеек». Народные игры без пения: «Кот и мыши», «Колечко» и т.д.

Бессюжетные игры:

-игры типа перебежек и ловишек: «Краски», «Пятнашки»;

-игры с элементами соревнования: «Жмурки», «Третий лишний», «Пустое место»;

-игры-эстафеты;

-игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, мячи);

-игры-аттракционы: «Бег со связанными ногами вдвоем», «Болото», «Рыбки», «Сматываем веревочку».

1.2.2. Сложные игры

Многоплановость подвижных игр. Площадка для игр. Игровой реквизит.

Практические занятия.

Спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.).

1.2.3. Подвижные игры по степени нагрузки

Эмоциональный настрой в игре. Классификация подвижных игр по степени нагрузки.

Практические занятия.

Игры большой подвижности: «Горелки», «Гуси-лебеди», «Рыбочок и рыбки», «Совушки».

Игры средней подвижности: «Кот и мыши», «Мышеловка», «Петушки», «Рыбки», «Мороз-красный нос», «Волк и ягнёнок».

Игры малой подвижности: «Шишки, желуди, орехи», «Жмурки», «Море волнуется», «Морская фигура», «Баба Яга».

1.3. Игры с атрибутом (мячом)

История возникновения игр с мячом. Мяч-первый и основной атрибут изначальных форм спорта. Разновидности мячей. Особенности организации игр с мячом.

Практические занятия.

Разучивание игр: «Защита крепости», «Прокатись на мяче», «Вышибалы», «Охотники и утки», «Мяч через головы», «Картошка», «Кенгуру», «Эстафеты с мячом» и др.

1.4. Интеллектуальные игры

Классификация интеллектуальных игр. Мозговой штурм. Требования к постановке задачи в интеллектуальной игре. Методика проведения интеллектуальной игры разных видов.

Практические занятия.

Разучивание интеллектуальных игр в соответствии с классификацией:

По игровому действию

  1. Предметные:

-настольно-печатные («Эволюция», «Активити» и «Блеф-пати», «Скажи иначе», «Данетки» и др.);

-настольно-предметные (шашки, шахматы, домино, лото, игры Рубика, игры Никитина, судоку);

-пространственные («Угадай, что изменилось», «Угадай, где лежит», «Куда пойдёшь и что найдёшь» и др.)

  1. Словесные:

-загадки и их разновидности: загадка-описание, загадка-метафора, загадка-противопоставление, загадка с напрашивающейся рифмой, загадка-обманка, загадка-шутка; загадка-история;

-логическая задача;

-игры в слова («Эрудит», «Балда», «Города», «Да и Нет» и пр.);

-ребусы;

-кроссворды;

-викторины;

  1. Компьютерные.

По количеству участников:

-индивидуальные;

-парные;

-командные и массовые викторины, «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес».

По игровой цели:

-соревновательные и интерактивные;

-пространственные и комбинаторные;

-логические.

1.5. Креативные игры

Творчество – деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей. Творческие способности. Воображение. Творческие игры, их разновидности.

Практические занятия.

Разучивание креативных и творческих игр:

-словесные: загадки, логические задачи (и загадки-истории), НОМО, игры в слова, ребусы, кроссворды, «Ассоциации», «Рифмы», «Цепочки» и т.д. + по аналогии, с музыкальными звуками;

-наглядно-предметные: сома, сого, табло, спички, «Морской бой» и т.д.;

Раздел 2. Мастерская аниматора

2.1. Основы актёрского мастерства

Понятие «ведущий». Качества, которыми он должен обладать. Театр как вид театральной деятельности, основные навыки актёрского мастерства: внимание, свобода, воображение, память и наблюдательность. Ограниченность. Виды внимания. Развитие памяти и наблюдательности. Общение – как составляющее актёрского мастерства. Внутреннее сценическое самочувствие.

Практические занятия.

Упражнения и игры на внимание: «Путь в школы и домой», «Кто в чём одет», «Зоопарк», «След в след».

Упражнения на развитие памяти и наблюдательности: «Память» (скороговорки и потешки), «Живой телефон», «Повтори фигуру», «Пойми меня».

Упражнения и игры на внимание: «Вороны-воробьи», «Хлопок», «Конкурс лентяев», «Летает – не летает», «Растёт не растёт» «Чудо-юдо из яйца» или «Зёрнышко», «Обезьянки», «Хищники».

Упражнение «Повтори фигуру», этюды «Мой любимей» «Моя мама», «Мой папа», «Угадай», «Давайте все вместе».

Парные упражнения и этюды на разные виды общения: «Новичок в классе», «Очередь за булочками»; одиночные и групповые этюды на заданную и вольную тему.

2.2. Сценическая речь

Понятие «сценическая речь». Техника сценической речи. Дыхание, голос. Дикция. Артикуляция. Логика речи. Законы логики в речевом действии и в речевом общении. Понятие о речевом такте, логическом ударении, логической паузе. Развитие резонаторов.

Практические занятия.

Упражнения на развития и постановку дыхания; упражнения на беззвучном и звучном выходе; упражнение с одним звуком; упражнение с одним словом, упражнение с одной или несколькими фразами; упражнения «Свеча», «Спать хочется», «Цветочный магазин».

Приёмы тренировки речевого голоса: напевный и речевой. Упражнения на повышение каждой строчки текста речевым способом; упражнение на произношение согласных в сочетаниях; упражнения со скороговорками; комплексная система упражнений для тренировки и развития голоса и речи; упражнения «Упрямая свеча», «Погашу свечу», «Назойливый комар», «Насос», «Дровосек».

Артикуляционная гимнастика; упражнение на тренировку гласных звуков в различных сочетаниях на материале пословиц, поговорок и стихов; голосовой тренинг.

Анализ литературных текстов с учётом законов логики.

Упражнение на плавный переход из грудного регистра в средний и обратно «Русалка»; упражнение на умение донести текст до зрителя, не напрягая голосовых связок.

2.3. Ритмопластика

Понятия «пластика», «мелодия движения», «темп» (быстро, медленно, умеренно). Развитие гибкости и подвижности.

Общие двигательные навыки. Понятие «сценическое движение».

Развитие координации и внимание.

Совершенствование осанки и походки. Понятие «пластичность».

Практические занятия.

Танцевальные позиции и положения рук и ног. Упражнения «Шум дождя», «Мы погреемся немножко».

Упражнения на полу: стоя, сидя, на коленях, лёжа; упражнения на стуле и со стулом; парная гимнастика.

Упражнения на равновесие, упражнения на взаимосвязь всех частей тела и зависимость каждого движения от общего положения тела.

Упражнения по исправлению осанки и походки. Частные навыки: культура поведения в концертном исполнении (выход на сцену и уход за кулисы, поклоны, приветственные и приглашающие жесты и т.п.).

2.4. Грим

Грим — основной компонент образа. Традиционная и современная подготовка лица к гримированию. Последовательность нанесения грима.

Практические занятия.

Техника подбора общего тона, гримирование отдельных частей лица живописным образом.

Раздел 3. Творческая практика

3.1. Основные формы организации досуговых программ

Досуговые программы и технология их проведения.

Классификация форм досуговых мероприятий: праздник, спектакль, концерт, конкурс, фестиваль, экскурсия.

Длительные досуговые программы.

Тематические программы по интересам (киноклуб, клуб филателистов и пр., в том числе фан-клубы и т.д.).

Краткосрочные досуговые программы: разового назначения, каникулярные программы, тематические программы.

Практические занятия.

Составление досуговых программ под руководством педагога на разные темы:

  • тематическая программа «СПИД не спит»;
  • конкурсно-игровая программа «Самый лучший день в году» (ко Дню именинника);
  • одноразовая экскурсионная программа-презентация «Мой любимый Ленинский район»;
  • программы каникулярного отдыха детей и подростков «Весёлые каникулы»;
  • игровые досуговые программы разового назначения: «Новогодние приключения», «Мы калядуем»;
  • одноразовые экскурсионные программы «Старый Минск».

3.2. Сценарий

Составляющие компоненты сценария: завязка, развитие, действие, кульминация, развязка и конец. Последовательность и особенности написания сценария.

Практические занятия.

Написание тематических сценариев.

Итоговое занятие

Игровая программа для родителей.

 

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы первого года обучения учащиеся должны знать:

правила поведения в игре;

основные понятия и начальные сведения об игровой досуговой деятельности;

основы деятельности организатора досуга; техники актёрского и сценического мастерства;

составные элементы техники речи;

историю грима, последовательность техники гримирования;

правила работы с микрофоном;

уметь:

выполнять упражнения на внимание, воображение, память, наблюдательность;

выполнять упражнения и приёмы для тренировки сценической речи;

организовать и провести игру;

разрабатывать сценарии игровой досуговой программы под руководством педагога;

организовывать и проводить игровые досуговые программы под руководством педагога;

логично выстраивать разговорную и сценическую речь;

владеть:

практическими навыками межличностного общения и общения в группе;

навыками проведения игр;

элементарными навыками актёрского и сценического мастерства, работы с микрофоном.

 

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

Обучающие задачи:

  • познакомить с основными игровыми формами фольклора;
  • учить особенностям создания объёмного грима;
  • познакомить с особенностями изготовления сценических декораций;
  • обучать основам режиссёрского мастерства;
  • совершенствовать знания и навыки об актёрском мастерстве и ритмопластике, игровых технологиях;
  • познакомить с особенностями драматургии и режиссуры театрализованных игровых программ.

пп

Название раздела/тем Количество часов
всего

часов

в том числе
теоретических практических
  Вводное занятие 2 1 1
1 Игровые технологии 98 30 68
1.1 Подвижные народные игры 20 6 14
1.2 Эмоционально-сенсорные игры 28 8 20
1.2.1 Игры на знакомство 6 2 4
1.2.2 Игры на внимание 6 2 4
1.2.3 Эмоционально-разогревающие игры 10 2 8
1.2.4 Пальчиковые игры 6 2 4
1.3 Интеллектуальные игры 24 8 16
1.3.1 По количеству участников 12 4 8
1.3.2 По игровой цели 12 4 8
1.4 Креативные игры 26 8 18
1.4.1 Соревновательные, интерактивные 10 4 6
1.4.2 Пластические и драматические 8 2 6
1.4.3 Изобразительные 8 2 6
2 Мастерская аниматора 48 14 34
2.1 Актёрское мастерство 20 6 14
2.2 Сценическая речь 16 4 12
2.3 Ритмопластика 12 4 8
3 Творческая мастерская 18 6 12
4 Режиссура праздника 48 16 32
4.1 Сценические технические средства 10 4 6
4.2 Декорации 8 2 6
4.3 Основы режиссёрского мастерства 10 4 6
4.4 Грим и художественный образ 6 2 4
4.5 Игра и праздник 6 2 4
4.6 Основы мастерства праздничной анимации 8 2 6
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 216 67 149

 

Содержание программы

Вводное занятие.

Ознакомление с программой второго года обучения. Порядок и последовательность работы. Правила общения в группе. Правила безопасности на занятиях объединения по интересам.

Игра и её классификация. Классификация игр по возрасту, месту действия, содержанию, физической и интеллектуальной нагрузке.

Функции игровой деятельности: компенсаторные, развивающие, воспитательные, познавательные, педагогические, коммуникативные, социализирующие.

Практические занятия.

Проведение игр на выбор учащихся.

Раздел 1. Игровые технологии

1.1. Подвижные народные игры

Народные подвижные игры. Игровые формы фольклора: хороводы, народная драма, детские потешки, дразнилки, скороговорки, считалки, загадки.

Практические занятия.

Разучивание народных игр согласно классификации:

Обрядовые: рождественские игры (славленье, ряженье) и другие: святочные, васильевские (новогодние), крещенские, масленичные, весенне-встречевые (веснянки), пасхальные, петровские, жнивные и т.п.

Семейно-бытовые игры: свадебные, именинные, родильные («Водить козла», «Завивание березки», «Выкуп невесты», «Преломление пирога», «Взятие невестиной крепости»).

Ритуальные игры: «Торг на ярмарке».

Развлекательные игры: «Ручеёк», «Золотые ворота», «Гуси-лебеди», «Прятки».

Спортивные народные игры: «Лапта», «Перетягивание каната, «Третий лишний».

Интеллектуальные народные игры: загадки, скороговорки.

1.2. Эмоционально-сенсорные игры

Эмоциональное развитие. Опосредованно-эмоциональное развитие. Значение эмоции для детей. Классификация игр.

Практические занятия.

Разучивание игр согласно классификации:

1.2.1. Игры-знакомства

Стиль и имидж аниматора. Методика проведения игр на знакомство.

Практические занятия.

Игры «Снежный ком», «Повтори имя», «Имя, жест, поза», «Спой своё имя, а мы подпоем» и т.п.

1.2.2. Игры на внимание

Внимание. Виды, основные свойства, особенности развития внимания. Значение игр на внимание.

Практические занятия.

Игры «У оленя дом большой», «Хватай», «И я», «Повтори и не ошибись», «Садовник», «Собери слово (по командам)», «Третий лишний», «Охота на ботинки» и т.д.

1.2.3. Эмоционально-разогревающие игры

Понятие о чувствах, эмоциях и их видах. Эмоциональное состояние.

Практические занятия.

Игры «Гляделки», «Охота на льва», «Заходи сбоку!», «Испорченный телефон», игры с завязанными глазами («Найди друга», «Накорми пару бананом»), предметами (прищепки, воздушные шары) и т.д.

1.2.4. Пальчиковые игры

Общее понятие моторики рук. Классификация двигательной активности. Значение пальчиковых игр в развитии учащихся.

Практические занятия.

Пальчиковая гимнастика: «Разминка», «Замок», «Солнечные лучи», «Ножницы», «Человечки бегают», «Фоутбол».

Забавные фигурки из пальчиков. Физкультминутки для пальчиков.

1.3. Интеллектуальные игры

Классификация интеллектуальных игр. Мозговой штурм. Требования к постановке задачи в интеллектуальной игре. Методика проведения интеллектуальной игры разных видов.

Практические занятия.

Разучивание интеллектуальных игр.

1.3.1. По количеству участников

Выбор темы, цели и задачи интеллектуальной игры, разминочные игры.

Практические занятия.

Индивидуальные, парные, командные и массовые викторины, игры «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн-ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес».

1.3.2. По игровой цели

Организации и проведения интеллектуальных игр. Типы игр, классификация вопросов, алгоритм построения интеллектуальной игры.

Практические занятия.

Соревновательные и интерактивные, пространственные и комбинаторные, логические игры.

1.4. Креативные игры

Творческие способности. Воображение воссоздающее и творческое. Творческие игры, их разновидности.

Практические занятия.

Разучивание креативных и творческих игр:

1.4.1. Соревновательные и интерактивные

Характеристика соревновательных и интерактивных игр. Интерактивные игры как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.

Практические занятия.

Викторины, игры «Давай, делай», «Гостиница», «Икебана», «Школа» и т.д.;

1.4.2. Пластические и драматические

Пластика – неотъемлемая часть образа. Пластика тела, как основа актёрского мастерства. Игра драматическая и театральная. Структурные компоненты игры.

Практические занятия.

«Живые фигуры», «Ожившие картины», «Угадайте фразу (название фильма, балета и т.д.)», «Немое кино-звуковое кино», «Превращения», «В разных стилях и жанрах» и т.д.;

1.4.3. Изобразительные

Разновидности изобразительных игр.

Игры, способствующие развитию графических навыков, пониманию конструктивных особенностей формы.

Игры, развивающие у детей цветовое восприятие, способствующие реализации живописных и колористических задач обучения.

Игры, закрепляющие знания о свойствах предмета: их цвете, форме, строении, величине.

Игры на развитие чувства ритма и симметрии.

Практические занятия.

«Собери фигуру по картинке», «Формы», «На что это похоже», «Узнай предмет по силуэту». «Палитра осени», «Палитра весны», «Времена года», «Парные картинки», «Выложи узор на коврике», «Продолжи орнамент», «Сложи узор из предложенных элементов», «Пятна Роршаха», «Цветные квадраты», «Автопортрет» и т.д.

Раздел 2. Мастерская аниматора

2.1. Актёрское мастерство

Понятия «внимание», «память физических действий и ощущений», «воображение», «предлагаемые обстоятельства».

Практические занятия.

Комплекс упражнений на внимание, упражнения на память физических действий и ощущений, упражнение на воображение, упражнения на предлагаемые обстоятельства.

2.2. Сценическая речь

Культура произношения. Нормы современного литературного произношения. Приёмы комплексного развития речевого голоса.

Практические занятия.

Упражнения на развитие акустических свойств голоса (сила, высота, подвижность, объём, тон, благозвучность, полётность). Специализированная гимнастика речевого аппарата.

2.3. Ритмопластика

Характерные особенности техники исполнения современных танцев. Манера исполнения. Особенности костюма.

Практические занятия.

Разучивание движений в современном стиле.

Раздел 3. Творческая мастерская

Организация досуговых программ. Особенности, специфика досуговых программ. Основные термины. Характерные черты определённых видов и форм программ: сюжетно-игровые, тематические, театрализованные, конкурсно-игровые.

Среднесрочные досуговые программы: выставочная программа, тематическая программа, конкурсно-игровая программа.

Одноразовые игровые программы.

Практические занятия.

Составление программ выступлений для родителей и обучающихся:

тематические программы: «Самая лучшая на свете», «Папа может всё что угодно!»;

конкурсно-игровая программа «Иду по улице»;

одноразовые экскурсионные программы «Тайны Лошицкого парка».

Раздел 4. Режиссура праздника

4.1. Сценические технические средства

Понятие «сценические ТС». Устройство сценического пространства. Звуковая аппаратура. Осветительная аппаратура.

Микрофон, его разновидности.

Мегафон. Технические возможности звукоусиливающей аппаратуры.

Технические службы сцены.

Практические занятия.

Практическое знакомство с работой сценической аппаратуры учреждения образования, работой микрофона и мегафона. Особенности и правила безопасности в использовании.

Приобретение знаний о видах сценических технических служб по специальной литературе.

4.2. Декорации

Декорации. Применение декораций. Особенности построения и изготовления. Предназначение декораций в создании художественных образов на сцене.

Практические занятия.

Знакомство с разновидностями сценических декораций по иллюстрациям. Изготовление декораций.

4.3. Основы режиссёрского мастерства

Основы режиссёрского мастерства. Режиссёр-профессия. Режиссёр и актёр.

Знакомство с деятельностью классиков режиссуры: С.М. Эйзенштейном, Г.А. Товстоноговым, Ю.П. Любимовым, М.А. Захаровым.

Практические занятия.

Сюжетно-ролевые игры как вид коллективного творческого взаимодействия и форма знакомства с режиссёрским искусством.

Просмотр фрагментов фильмов и спектаклей классиков режиссуры в записи. Знакомство с особенностями постановки сценического номера с помощью игровых технологий.

4.4. Грим и художественный образ

Роль грима в создании художественного образа на сцене. Использование бороды, усов, париков. Виды грима.

Практические занятия.

Нанесение грима с учётом основных линий и черт лица на заданную тему.

4.5. Игра и праздник

Драматургия театрализованной игровой программы. Художественные приёмы. Композиционная схема. Игровой эпизод. Сценическая миниатюра. Дивертисмент.

Практические занятия.

Написание сценария театрализованной игровой программы.

4.6. Основы мастерства праздничной анимации

Основы мастерства праздничной анимации.

Психофизическая свобода творческого лидера.

Работа над собственным творческим образом.

Практические занятия.

Цикл игровых упражнений (в паре и в группе), обучающих индивидуальному, групповому и коллективному взаимодействию. Подготовка учащихся к конкурсу аниматоров и конферансье.

Итоговое занятие.

Открытый клубный день с использованием фрагментов игровых программ, мастер-классов по актёрскому мастерству, гриму. Награждение самых активных участников, поощрение.

 

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы второго года обучения учащиеся должны знать:

функции и классификацию игр, специфику игровой деятельности;

правила и способы взаимодействия с аудиторией;

виды сценических технических средств, принципы работы со сценической аппаратурой;

особенности построения и изготовления сценических декораций;

уметь:

находить пути взаимодействия с участниками досугового мероприятия;

самостоятельно разрабатывать сценарий игровой досуговой программы, тематического мероприятия;

самостоятельно проводить игровые досуговые программы, тематические мероприятия;

логично выстраивать разговорную и сценическую речь;

пользоваться средствами общения в игровой, организаторской деятельности;

изготавливать сценические декорации;

создавать и наносить сценический грим;

создавать собственный творческий образ;

владеть:

составными элементами техники речи;

практическими навыками проведения досуговых игр, досуговых мероприятий;

межличностного общения и общения в группе;

навыками актёрского и сценического мастерства,

навыками работы с микрофоном.

 

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Учебно-тематический план

Обучающие задачи:

  • познакомить с особенностями сценической культуры ведущего и конферансье;
  • учить основным приёмам активизации аудитории;
  • учить изготовлению рекламной театральной продукции (реклама, афиша, приглашение);
  • расширить знания учащихся о режиссуре праздника;
  • закрепить знания на практике путём разработки и презентации учащимися собственных игровых проектов.

пп

Название раздела/тем Количество часов
всего

часов

в том числе
теоретических практических
  Вводное занятие 2 1 1
1 Игровые технологии 26 8 18
1.1 Игра и праздник 14 4 10
1.2 Контакт со зрителем 12 4 8
2 Мастерская аниматора 84 24 60
2.1 Сценическое движение 28 8 20
2.2 Мастерство праздничной анимации 10 2 8
2.3 Актёрское мастерство 28 8 20
2.4 Сценическая культура ведущего 18 6 12
3 Творческая практика 30 8 22
3.1 Сценарий 10 2 8
3.2 Практическая работа над сценарием 20 6 14
4 Режиссура праздника 72 20 52
4.1 Реквизит 10 2 8
4.2 Режиссёрское искусство 32 10 22
4.3 Технические средства для сцены 10 2 8
4.4 Праздничная анимация 12 4 8
4.5 Театральная реклама 8 2 6
  Итоговое занятия 2 2
  Итого 216 61 155

 

Содержание программы

Вводное занятие.

Ознакомление с программой третьего года обучения. Порядок и последовательность работы. Правила безопасности на занятиях объединения по интересам.

Обобщённая характеристика профессиональной деятельности аниматора в культурно-досуговой деятельности.

Практические занятия.

Традиционные и инновационные формы анимации.

Раздел 1. Игровые технологии

1.1. Игра и праздник

Игра и праздник, как основные формы обучения театрализованной деятельности. Игры-драматизации на темы известных сказок. Игры-эстафеты, как привитие навыка согласования своих действий с другими. Игры на быстроту реакции и координацию движений. Особенности драматургии театрализованной игровой программы. Основные драматургические понятия игры. Игровой замысел. Игровой конфликт. Игровая ситуация. Игровое действие. Игровые правила. Игровое пространство. Игровой материал. Особенности организации праздников для разных категорий (возрастные и социальные отличия). Новейшие игровые технологии. Работа с игровым инвентарём.

Практические занятия.

Проведение игр в помещении, «тихих игр», игр с реквизитом. Проведение уличных игр и игр-драматизаций на темы известных сказок. Практика по каждому основному драматургическому понятию игры. Самостоятельная работа учащихся по изготовлению игрового реквизита и инвентаря. Новейшие технологии организации и проведения праздника. Использование «фишек»-пиротехника, ростовые куклы, живые бабочки и др. Совершенствование празднично-игровой культуры в условиях трансформации современного общества. Знакомство с новейшими технологиями праздничной культуры на основе видеозаписей шоу-программ.

1.2. Контакт со зрителем

Методики установления контакта с публикой, потенциальными участниками игрового действа.

Практические занятия.

Отработка основных приёмов и методов установления контакта с публикой на основе игровых технологий.

Приёмы контакта с аудиторией: вопросно-ответный приём, переход от монолога к диалогу, приём создания проблемной ситуации, приём новизны информации. Поза, жесты, мимика аниматора.

Вовлечение зрителей в действие: приём заманивания, приём провоцирования.

Применение основных приёмов активизации аудитории: вербальная, физическая, художественная.

Раздел 2. Мастерская аниматора

2.1. Сценическое движение

Основы сценического движения. Пластика рук. Пластика ног. Пластика шеи и головы. Пластика торса и корпуса. Общее развитие мышечно-двигательного аппарата актёра. Парное равновесие. Ритмичность. Ловкость. Координация движения. Историческая пластика. Походки. Поклоны. Обращения с плащом, тростью, веерами, зонтами, шляпами. Особенности сценической пластики актёра-аниматора.

Практические занятия.

Движения под музыку различного характера, ритма, стиля.

Создание образов различных животных с помощью пластики тела. Парные и групповые упражнения для развития мышечных групп спины, живота и ног. Упражнения на парное равновесие. Упражнения для координации движения. Просмотр и анализ тематических видеозаписей для знакомства с особенностями пластики прошлых столетий.

2.2. Мастерство праздничной анимации

Основы мастерства праздничной анимации. История возникновения и развития. Основные приёмы анимации.

Практические занятия.

Подготовка учащихся к конкурсу аниматоров.

2.3. Актёрское мастерство

Основы актёрского мастерства. Актёр и его роль. Особенности сценического внимания актёра. Работа актёра над образом. Значение дыхания в актёрской работе. Цикл упражнений, помогающих работе актёра над образом. Работа актёра над сценарием и ролью. Сценическая задача. Элементы сценической задачи. Чувства и формы их выражения. Разработка собственного постановочного номера. Критерии качества работы актёра на сцене.

Практические занятия.

Применение приёмов релаксации и мускульной свободы. Тренинг актёрского дыхания. Работа над ролью в пространстве с элементами декорации, бутафории, сценического костюма. Цикл упражнений с разными задачами — отдыхаю, наблюдаю, пишу и т.д. Упражнения в паре «дирижирование чувством», «сиамские близнецы». Работа над собственным постановочным номером. Понятие «игра», виды игр. Понятие «праздник», виды праздников.

2.4. Сценическая культура ведущего

Особенности сценической культуры ведущего и конферансье. Отличительные особенности. Понятие сценического имиджа.

Приёмы самостоятельной работы над текстами выступления.

Работа над сценическим имиджем (одежда, манеры, голосовые интонации, речевое воздействие, личное обаяние, корректность).

Практические занятия.

Работа с текстовым материалом сценических выступлений ведущего и конферансье. Написание сценария выступления ведущего, конферансье. Подбор стихотворных заставок, реприз. Импровизация в выступлении.

Цикл упражнений для формирования имиджа ведущего и конферансье.

Разработка собственного сценария работы на публике в качестве конферансье, ведущего досуговых и концертных программ. Работа над сценарием выступления. Отработка навыков и умений сценарного мастерства.

Раздел 3. Творческая практика

3.1. Сценарий

Коллективная творческая деятельность. Общий сценарий, цикл работ над сценарием. Грамотное оформление белового материала. Распределение ролей. Общие положения музыкального и художественного оформления культурно-досуговых программ.

Практические занятия.

Составление программ выступлений для родителей и обучающихся:

  • отчётная концертная шоу-программа творческих коллективов ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска;
  • КТД (праздники для детей из многодетных семей, для пенсионеров, для воспитанников Школ раннего развития, для учащихся объединений по интересам).

3.2. Практическая работа над сценарием

Технология написания общего сценария: определение темы, учёт возраста зрителей, разработка идейного замысла и концепции сюжета, составление сценарного плана, расписание сценария по ролям с соблюдением 5-ти составляющих компонентов. Индивидуальный сценарий.

Практические занятия.

Написание сценария заключительного отчётного концерта творческих коллективов ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска. Выбор тем каждым обучающимся. Индивидуальная работа с каждым над его темой. Распределение ролей среди обучающихся группы. Репетиции. Музыкальное оформление, художественное оформление, костюмы, показ зрителям.

Раздел 4. Режиссура праздника

4.1. Реквизит

Реквизит и бутафория. Особенности сценического реквизита. Изготовление и использование сценического реквизита. Сценические костюмы. Работа над стилизацией сценических костюмов.

Практические занятия.

Изготовление и подбор реквизита и бутафории для театрализованной игровой программы.

Знакомство с видами сценических костюмов по книжным иллюстрациям, их анализ.

4.2. Режиссёрское искусство

Основы режиссёрского искусства. Режиссура театрализованного представления. Особенности драматургии. Особенности сценарной и постановочной работы.

Этапы постановки спектакля, массового театрализованного представления.

Практические занятия.

Знакомство и обсуждение сценариев массовых театрализованных представлений и их основных эпизодов.

Знакомство и обсуждение методики написания сценарно-режиссёрской канвы праздника.

Разработка собственного режиссёрского проекта. Постановка массовой театрализованной программы.

4.3. Технические средства для сцены

Сценические технические средства. Звуковая и световая партитуры сценария театрализованного действа.

Использование видеопроекции и экранов.

Практические занятия.

Составление технических партитур сценической программы. Работа с видеопроектором и экраном.

4.4. Праздничная анимация

Основы мастерства праздничной анимации.

Культура праздничного общения. Психологические и социальные особенности праздничной анимации.

Композиционное построение программы аниматора. Особенности анимационной программы.

Практические занятия.

Просмотр и анализ видеосюжетов по искусству праздничной анимации. Разработка собственного анимационного проекта (игровая театрализованная программа).

4.5. Театральная реклама

Театральная реклама, приглашения, абонементы, афиша. Особенности театральной рекламы. Основные требования и общие правила подготовки определённого рода продукции.

Практические занятия.

Изготовление театральных афиш и приглашений.

Знакомство и анализ типографских образцов театральной рекламы.

Итоговое занятие

Презентация игровых проектов.

 

Ожидаемые результаты

По окончании третьего года обучения учащиеся должны

знать:

особенности драматургии театрализованной игровой программы;

приёмы контакта с аудиторией;

основы режиссуры и организации массовых мероприятий;

особенности и специфику постановочной работы;

основы создания сценариев;

основы деятельности организатора досуга;

техники актёрского и сценического мастерства;

основные приёмы техники речи;

уметь:

применять основные приёмы активизации аудитории;

использовать выразительные средства актёрского искусства (пластика, мимика, речь) при создании художественного образа;

творчески подходить к изготовлению реквизита и бутафории для театрализованной игровой программы;

самостоятельно организовывать и проводить игровые досуговые программы, тематические мероприятия;

принимать совместные решения, коллективно планировать работу, распределять обязанности и ответственность;

совместно подводить итоги и анализировать результаты своей деятельности;

владеть практическими навыками:

общения с аудиторией;

организации и проведения массовых мероприятий;

постановочной работы;

сценического мастерства ведущего;

актёра-аниматора;

трансформирования игрового материала в соответствии с темой и содержанием мероприятия.

 

Способы проверки ожидаемых результатов усвоения программы:

  • наблюдение в ходе занятий;
  • анкетирование и диагностика;
  • беседа, опрос;
  • практические задания, открытый клубный день с проведением игровых программ, мастер-классов;
  • создание ситуаций проявления личностных качеств, сформированных умений, навыков;
  • защита авторского проекта, анализ и самоанализ;
  • оценка и анализ подготовки и результатов участия в мероприятиях: праздниках, концертных программах, конкурсах и фестивалях ЦДОДиМ «Маяк» г.Минска, района, города.

Формы фиксации результатов реализации программы:

  1. Отчёт педагога по итогам каждого года обучения.
  2. Создание «банка» игровых и сценарных материалов.
  3. Создание фото- и видеотеки.
  4. Письменные отзывы и анкеты учащихся и их законных представителей.

Проводится диагностика личностного развития учащихся путём наблюдения за ходом самостоятельного выполнения практических заданий, сравнения творческого роста за весь период обучения.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов образовательного процесса: итоговые занятия в форме игровой программы, открытого клубного дня, презентации игровых проектов.

 

Формы и методы реализации программы

На занятиях используются общедидактические методы:

  • словесные методы (объяснение, рассказ, диалог, беседа, обсуждение, образные сравнения, оценка, анализ, вопросы, поощрения, указания, уточнения);
  • метод практико-ориентированной деятельности (упражнения, репетиции);
  • метод проблемного обучения (проблемное изложение материала; создание проблемной ситуации или постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы);
  • метод программированного обучения (самостоятельное изучение определённой части учебного материала);
  • проектно-конструкторский метод (создание творческих работ, проектирование (планирование) деятельности);
  • метод графических работ (составление эскизов);
  • наглядный метод обучения (демонстрационные и наглядные материалы);
  • поисково-творческий;
  • репродуктивный (воспроизведение упражнений по технике речи, ритмопластике);
  • использования на занятиях средств искусства (литературы, музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, кино, радио и телевидения);

Общие организационные формы взаимодействия педагога и учащихся: коллективная, групповая (в т.ч. мелкогрупповая), индивидуальная по необходимости.

Формы занятий объединения по интересам «Театр игр и развлечений «ВФормате»»: лекция, диалог, мастер-класс, семинар, тренинг, игра, диспут, турнир, соревнование, зрелищное мероприятие, благотворительные мероприятия и другие.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная;

групповая;

индивидуальная.

Формы проведения игровых досуговых мероприятий:

конкурсно-развлекательная программа;

конкурсно-познавательная программа;

игровая программа;

тематическая беседа;

акция;

экскурсия;

круглый стол;

праздничное мероприятие;

театрализованное представление;

выставка;

концерт и др.

На занятиях используются технологии личностно-ориентированного, развивающего обучения, информационно-компьютерные, игровые, здоровьесберегающие технологии (упражнения для глаз, дыхательные упражнения, физкультминутки, чередование разных видов деятельности).

 

Литература и информационные ресурсы

Литература для педагога дополнительного образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. № 243: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 г. : одобр. Советом Респ. 22 декабря 2010 г. / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск : Амалфея, 2011. – 496 с.
  2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 82 / Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск : Амалфея, 2015.
  3. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодёжи.
  4. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 года № 43 «Санитарные нормы и правила «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодёжи, специализированным учебно-спортивным учреждениям».
  5. Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 июня 2013 г. № 43» от 24.07.2017 №78.
  6. Устав ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г. Минска».
  7. Типовая программа дополнительного образования детей и молодёжи (культурно-досуговый профиль).
  8. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебн. пособие / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.
  9. Гиппиус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. – Санкт-Петербург: Речь, 2001. – 346 с.
  10. Говорун, Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д.И. Говорун. — Киев: Вищашк., 1990. — 141 с.
  11. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность / Э.А. Голубева. – Москва: Прометей, 1983. – 306 с.
  12. Евладова, Е.Б. Дополнительное образование детей : учебное пособие для студентов учреждений среднего специального образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. – Москва: Владос, 2002. – 352 с.
  13. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы: учебное пособие для студентов институтов культуры / А.Д. Жарков. – Москва: Просвещение, 1989. – 237 с.
  14. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
  15. Карелова, И.М. Проектирование игровых досуговых программ: учебно-методическое пособие / И.М. Карелова. – Санкт-Петербург, 2011. – 80 с.
  16. Козловская, Л.И. Культурно-досуговая программа в работе с подростками / Л.И. Козловская, Т.П. Бирюкова // Пазашкольнае выхаванне. – 2010. – № 6. – С. 31–36.
  17. Коломинский, Я.Л. Психология взаимотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие / Я.Л. Коломинский. — 2-е изд. доп. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
  18. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. – Москва: Академия, 1995. – 159 с.
  19. Креативная психология XXI века: педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого развития творческого потенциала личности: тез.докл. Международной науч.-практ. конф. ученых и практиков сферы образования, 17 — 20 февр. 1999 г. / [сост. М.М. Зиновкина, Р.Т. Гареев]. — Москва: МГИУ, 1999. – 145 с.
  20. Культурно-досуговая деятельность учреждений внешкольного воспитания и обучения как фактор формирования социально активной личности: материалы научно-практической конференции (Минск, 30 — 31 марта 2010 г.) / главный редактор Н.В. Васильченко. – Минск: Нац. центр худ. тв-ва детей и молодежи, 2010. – 212 с.
  21. Культурно-досуговые программы в структуре социокультурной деятельности // Социальная педагогика / В.Н. Наумчик [и др.]. – Минск: Четыре четверти, 2007. – С. 43–51.
  22. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Минск: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.
  23. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. школ, педагогов-организаторов внешк. учреждений. В 2 ч. Ч 2. Художественно-творческая деятельность / И.А. Малахова. – Минск: Бел. наука, 2003. – 152 с.
  24. Материалы международной научно-практической конференции «Воспитательное пространство: восхождение к будущему». – Минск: МГДДМ, 2004.
  25. Педагогическая практика. Типовая учебная программа для учреждений среднего специального образования по специальности 2-17 01 01 «Актерское искусство (по направлениям)». Министерство культуры Республики Беларусь Государственное учреждение образования «Институт культуры Беларуси». Минск, 2012.
  26. Сморгович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-метод. пособие / И.Л. Сморгович; Мин-во культуры Республики Беларусь; Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с.
  27. Cценическая речь и художественное слово. Типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-03 01 04 Музыкальное искусство. Дополнительная специальность (1-03 01 04 – 06 Музыкальное искусство. Театральное искусство) Минск, 2009.
  28. Театральное искусство. Программа курса по выбору для 11-12 классов общеобразовательных учреждений с русским и белорусским языками обучения. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования Республики Беларусь». Минск, 2007.

 

Интернет-ресурсы для педагога

  1. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12 2006 г. N 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. — Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2015/…/koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc.
  2. Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. N 149) [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. — Режим доступа: www.adu.by/wp-content/uploads/2014/posle_urokov/…i…i…/1_polog.doc.
  3. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016 — 2020 годы (утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22 февраля 2016 г. N 9) [Электронный ресурс] // Министерство образования Республики Беларусь. — Режим доступа: edu.gov.by/doc-3999313.
  4. Шевченко, С.А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / С.А.Шевченко. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kulturno-dosugovoi-kompetentnosti-starsheklassnikov-v-uchrezhdenii-dopolnitelno#ixzz4jmNisD9I
  5. Методический портал [Электронный ресурс] / Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Режим доступа: http://method.nchtdm.by.

 

 

Литература для учащихся

  1. Вархолов, Ф.М. Грим / Ф.М. Вархолов. – М.: Просвещение, 2005. – 104 с.
  2. Генералова, И.А. Мастерская чувств / И.А. Генералова. – М.: Просвещение, 2006. – 154 с.
  3. Григоренко, Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Кострецова. – М.: Просвещение, 2005. – 224 с.
  4. Невский, Л.А. Ступени мастерства / Л. А. Невский. – М.: Искусство, 2005.
  5. Рубина, Ю. Театральная самодеятельность школьников / Ю. Рубина. –М.: Просвещение, 1994. – 176 с.
  6. Шильгави, В.П. Начнем с игры / Шильгави, В.П. – М.: Просвещение, 1994. – 80 с.
  7. Школьников, С. Основы сценического грима / С. Школьников. – Мн.: Высшая школа, 2004. – 208 с.

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

День 5. Методическая неделя Дворца

Семинар-практикум на тему «Аналитические практики...

День 3. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTijOrx5xi4UxcLwztFUwDuq8JpjAGrFNw-ha_5xZTCeQvO25KRvNbLeI4Lu7MuYQ/pub    
- - -

День 5. Методическая неделя Дворца

Семинар-практикум на тему «Аналитические практики...
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас