Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования

«Минский государственный дворец детей и молодёжи»

Отдел социокультурной деятельности

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома

_______________ В.А. Пригодич

 

 

УТВЕРЖДАЮ

приказ директора

от «30» ноября 2017 г.

№ 359

________________ Г.Л. Шкляр

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«ТЕАТР ИГРЫ»

(культурно-досуговый профиль, базовый уровень изучения образовательной области «основы проектирования и игровая деятельность»)

 

 

Разработчик:

Раптунович Оксана Викторовна,

педагог дополнительного образования

1 квалификационной категории

Методическое сопровождение:

Синичкина Лариса Петровна,

заведующий методическим отделом

 

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании методического совета

от «30» ноября  2017 г.

протокол № 3/159

 

 

 

 

 

 

Минск 2017

Пояснительная записка

 

Игра прочно вошла в нашу жизнь. Она активно используется в любой сфере жизнедеятельности человека –  досуге, учёбе, профессиональной деятельности. Всё чаще в обиходе встречается новый термин –  «игрофикация», обозначающий самостоятельную научную отрасль. Сегодня говорят об игрофикации в образовании, в бизнесе, туризме, в управлении персоналом. Многие компании при наборе персонала вместо традиционных собеседований предлагают потенциальным работникам игровые ситуации, анализируя степень их коммуникативности и творческого самовыражения. Навыки игротехника/игропрактика (человека, который умеет создавать и проводить игры) идеально дополняют смежные профессии.

Играть любят все: и дети, и взрослые. Последнее время наблюдается повальное увлечение виртуальными играми. Но ни одна виртуальная игра не заменит «живую» игру.

Большой популярностью среди детей, молодежи и старшего поколения пользуются различные телевизионные игровые шоу-программы и, соответственно, профессии шоуменов, аниматоров, игротехников вызывают живой интерес у подростков и молодёжи. У них возникает естественное желание быть похожими на популярных отечественных и зарубежных шоуменов и ведущих игровых программ. Поэтому среди ребят разных возрастных категорий возникает спрос на занятия в кружках, связанных с подготовкой шоуменов, ведущих конкурсных программ, тренеров – игротехников и пр.

Замысел программы состоял в том, чтобы применить для решения педагогических задач уникальные возможности игры как значимого и ценностного вида деятельности, а также для того, чтобы удовлетворить запросы детей и их родителей, молодёжи на занятия игровой деятельностью.

Наличием такого спроса обусловлена актуальность данной программы. Кроме того, актуальность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной творческой личности. Ведь игра – важный фактор социализации личности. Она способствует формированию компетентности к общению как социальной коммуникации, что является достаточно востребованным в нашем современном обществе. Ребёнок, подросток, да и взрослый, не имеющий коммуникативной компетентности, неизбежно окажется аутсайдером.

Игра учит принимать на себя различные социальные роли, способствует саморазвитию личности и социальной адаптации в обществе. Сухомлинский В.А писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».

Игра для школьников – увлекательный досуг, возможность смоделировать любую жизненную ситуацию, проявить себя как личность. Именно в подростковом возрасте ребятам становится интересно не только быть игроком, но и ее организатором. Особым уважением пользуются те ребята, которые умеют не просто играть, но и способны провести игру, вовлекая других в организованное игровое пространство на дискотеке, концерте, в походе или других мероприятиях.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при её реализации в объединении по интересам «Театр игры» создаётся уникальное пространство для воспитания и самовоспитания учащихся. Игра положительно влияет на развитие всех сфер личности: мотивационной, познавательной, волевой, эмоциональной, двигательной и т.д. Обучающиеся получают возможность приобрести социальные компетенции, развить организаторские способности, реализовать собственные инициативы и свой творческий потенциал. Полученные навыки игротехника им пригодятся в жизни и помогут в любой профессии.

Программа важна тем, что способствует формированию у обучающихся культуры досуга, тем самым, расширяет сферу педагогического влияния в подростковой и молодёжной среде, содействует профилактике компьютерной игровой зависимости, девиантного поведения.

Социально-педагогическая значимость программы подтверждается её практикоориентированностью. Обучающиеся проводят игровые программы в других объединениях по интересам Дворца, выступают в роли ведущих-игротехников на массовых праздниках. Сопричастность к событиям на уровне своего учреждения и города воспитывает патриотические чувства, даёт каждому реальную возможность ощутить полезность и нужность своей деятельности, прочувствовать и проявить свою личную ответственность.

Программа предусматривает обучение по двум дисциплинам «Игротехника» и «Основы актерского мастерства», что является обоснованным, исходя из специфики игротехники. Обучающиеся объединения по интересам «Театр игры» одновременно являются и актёрами, и игротехниками. Поэтому они должны уметь грамотно и выразительно говорить, легко двигаться по сцене, уметь выстроить эмоциональный контакт со зрителями, настроить их на игру, стимулировать игроков, легко и непринужденно комментировать ход игры, не теряя темпоритма игровой программы, уметь импровизировать и находить выход из любых нестандартных ситуаций.

Программа разработана в соответствии с типовой программой дополнительного образования детей и молодежи (культурно-досуговый профиль), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 года № 123.

Цель программы – формирование у обучающихся культурно-досуговых и социальных компетенций через обучение технологиям игровой деятельности, подготовка игротехника.

Задачи:

Обучающие задачи сформулированы по каждой дисциплине на каждый год обучения.

Развивающие:

развивать эмоционально-волевую сферу личности;

развивать коммуникативные умения и навыки;

– активизировать механизмы социальной адаптации в условиях коллективной игровой программы;

– содействовать развитию творческой инициативы и самостоятельности;

– развивать мотивацию к игровой деятельности, к занятиям в «Театре игры».

Воспитательные:

– воспитывать художественный вкус, содействовать развитию эстетического восприятия окружающего мира;

– воспитывать трудолюбие, настойчивость, доброжелательность, способность работать в команде, устанавливать партнерские отношения;

– воспитывать чувство коллективной и личной ответственности;

– формировать навыки самоорганизации; рефлексивные умения и навыки;

– содействовать формированию у обучающихся чувства востребованности и значимости их творческой работы для других.

Программа построена на следующих педагогических принципах:

– природосообразности;

– связи обучения с жизнью;

– гармонизации личности и среды;

– комплексности, системности и последовательности;

– сознательности и активности;

– интегративного подхода;

– воспитывающего и развивающего обучения.

Программа объединения по интересам «Театр игры» ориентирована на обучающихся в возрасте 10-13 лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения, по 144 часа в год (72 часа – «Основы актерского мастерства», 72 часа – «Основы игрового мастерства»).

Общее количество часов – 288.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Одно из них – по дисциплине «Игротехника», другое – по дисциплине «Основы актерского мастерства».

Количество обучающихся в группе первого года обучения – 12-15, второго года обучения – 8-10.

Занятия проводятся в кабинетах, которые соответствуют требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим нормам.

Материально-техническое обеспечение:

– учебный кабинет, оборудованный зеркалами, имеющий сценическую зону; зону для реквизита и гримерной;

– компьютер/ноутбук;

– звукоусилительная аппаратура (колонки, микрофоны), комплекты дисков, флэш-карты;

– флип-чарты;

– учебный игровой реквизит.

Первый год обучения

Дисциплина «Игротехника»

          Обучающие задачи:

– познакомить с основными понятиями игротехники;

– дать базовые знания о видах игр и игровых программ; правилах проведения игры;

– формировать умения работать в команде;

– обучить приёмам работы со зрителями;

– познакомить со структурой  сценарного плана;

– научить готовить реквизит и работать с ним;

– формировать социальную уверенность.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теорети-ческих практи-ческих
  Вводное занятие 2 2
I Теория игротехники 52 20 32
1.1. Игра. Игровая культура 4 2 2
1.2. Игротехник. Роль и функции игротехника 4 2 2
1.3. Разновидности игр, современные классификации игры. Общие закономерности и специфика игр. Этапы игры 14 4 10
1.4. Народные игры. Белорусские народные забавы и игрища годового круга 4 2 2
1.5. Игровая программа. Игровое пространство, оформление игры. Методика проведения 10 4 6
1.6. Проектирование игровой программы, сценарный план 16 6 10
II Игровая практика. Проведение игр и игровых программ в объединениях по интересам МГДДиМ, на массовых мероприятиях 10 10
  Экскурсии, массовые мероприятия 6 6
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 72 20 52

 

Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство с обучающимися. Презентация программы объединения по интересам.

Беседа о правилах поведения в МГДДиМ, о мерах противопожарной безопасности, о безопасном поведении на занятиях.

Практические занятия

Игры на знакомство, на преодоление застенчивости. Игры на сплочение и умение взаимодействовать.

Просмотр видеофильма «МГДДиМ: Мы Говорим Да Детской Мечте!»

 

 

 

 

  1. I. Теория игротехники

Тема 1.1. Игра. Игровая культура

История игры. Роль игры в жизни человека. Игра и досуг. Разновидности игры. Игровые правила: почему они нужны? Картотека/копилка игр: как и для чего её создавать?

Практические занятия

Блиц-опрос «Какие игры я знаю?» Игровой практикум «Моя любимая игра». Игры на сплочение и умение взаимодействовать.

Тема 1.2. Игротехник. Роль и функции игротехника

Игротехник как ведущий игры. Функции игротехника. Личностные качества игротехника. Памятка «Начинающему игротехнику».

Практические занятия

Импровизационная игра «Я – игротехник». Составление карты индивидуальной траектории личностных изменений для каждого обучающегося. («Какие качества игротехника у меня есть?», «Какие качества мне нужно у себя развивать?»)

Тема 1.3. Разновидности игр, современные классификации игры. Общие закономерности и специфика игр. Этапы игры

Подвижные игры «Компания-шоу», «Молекулы», «Как живёшь?» «Краски», «Ооооо!» (в помещении, на свежем воздухе).

Познавательные игры «Шарада», «Анаграмма».

Музыкальные игры «Угадай мелодию», «Музыкальный ребус».

Игры-аттракционы «Волейбол на ткани», «Забавная лыжня», «Весёлая рыбалка», «Суши по-новогоднему».

Особенности игр. Этапы проведения игры. Игровые приёмы выбора участников и деления на команды: загадка, считалка, пословицы и поговорки, с помощью реквизита, музыки, по жетонам или значкам, по цвету (одежды, глаз, волос), по знаку зодиака, по половому принципу, по возрасту, по цепочке, с помощью другой игры и т.д.

Запрещённые «Не».

Реквизит и его многофункциональность.

Практические занятия

Разучивание указанных игр. Отработка учащимися приёмов проведения игр, приёмов активизации зрителей перед игрой и в ходе игры; совместное обсуждение результатов, корректировка ошибок.

Игровой практикум на умения комментировать игру.

Задание для самостоятельной работы: составление личной картотеки/копилки игр.

          Тема 1.4. Народные игры. Белорусские народные забавы и игрища годового цикла

Основные праздники годового цикла: «Каляды», «Гуканне вясны», «Саракi», «Купалле». Белорусские игры, забавы и игрища.

Практические занятия

Разучивание белорусских народных игр и забав. Инсценировка мини-сюжетов праздников годового цикла.

Задание для самостоятельной работы: составление личной картотеки/копилки игр.

Тема 1.5. Игровая программа. Игровое пространство, оформление игры. Методика проведения

Игровая программа и игровое пространство. Виды игровых программ, их характеристика. Подбор игр для игровой программы.

Методика проведения игровой программы. Приемы разделения на команды, выбора водящего.

Средства оформления игровой программы: понятия «сценический костюм», «декорация», музыкальное оформление и т.д. Реквизит в игровых программах, грамотное использование реквизита, его многофункциональность.

Практические занятия

Разучивание считалок «На золотом крыльце…», «Пушкин, Есенин».

Тренинг на отработку вежливых действий: просить – отказывать; поблагодарить – похвалить; приветствовать – прощаться.

Мастер-класс по изготовлению простейших атрибутов для оформления игровой программы, подготовка реквизита.

Подбор произведений для музыкального сопровождения программ.

Просмотр видео игровых программ – победителей городского фестиваля игротехников «Радуга», обсуждение, анализ.

Разучивание игровой программы для обучающихся МГДДиМ («С днём рождения, друзья!», «Путешествие в страну Здоровеек», «Добро пожаловать в полёт»).

Тема 1.6. Проектирование игровой программы. Сценарный план

Сценарный план. Структура сценарного плана. Этапы работы над сценарным планом. Особенности подготовки сценарного плана с учетом возрастной категории участников и места проведения.

Практические занятия

Составление сценарного плана игровой программы по заданной теме.

Задание для самостоятельной работы: разработать сценарный план игровой программы «Весёлые посиделки».

  1. II. Игровая практика. Проведение игр и игровых программ в объединениях по интересам МГДДиМ, на массовых мероприятиях

Проведение игр и игровых программ для обучающихся в объединениях по интересам МГДДиМ, а также для воспитанников детских домов, школ-интернатов, для детей-пациентов в больницах в рамках благотворительных акций.

Экскурсии, массовые мероприятия

               Посещение спектаклей в Белорусском государственном академическом музыкальном театре с последующим обсуждением и обменом мнениями.

Экскурсии в государственный музей истории театра и музыки Республики Беларусь, в учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств».

Посещение развлекательных игровых программ, организованных на базе досугового центра в кафе «Планета звёзд» МГДДиМ, а также городского фестиваля игротехников «Радуга», праздников «Здравствуй, Дворец!», «Масленица», «Детство – это я и ты!», новогодних театрализованных представлений, и т.д.

Обсуждение и анализ мероприятий (работа игротехников, сценическое оформление мероприятий, использование реквизита и декораций).

          Итоговое занятие

Творческий зачёт «ИгроЗнайка».

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения по данной дисциплине обучающиеся расширят свои представления не только об игре, но и об окружающем мире.

Будут знать:

– современные классификации игры, особенности игр, игровой программы;

– основные термины игротехники, основные профессиональные качества ведущего-игротехника;

– этапы и основные правила проведения игры;

– структуру сценарного плана;

– средства оформления игровой программы;

будут уметь:

– проводить игры разных видов (не менее пяти видов игры);

– взаимодействовать с партнером;

– взаимодействовать с детской аудиторией: разделить на команды, активизировать зрителей;

– подбирать игры для игровой программы;

– коллективно разрабатывать сценарный план;

– готовить реквизит и работать с ним;

приобретут/разовьют:

– коммуникативные умения; умения инициировать взаимодействие участников игры;

– организаторские умения;

– умения создания личной картотеки/копилки игр.

 

Дисциплина «Основы актерского мастерства»

          Обучающие задачи:

– сформировать у обучающихся представления о сценическом действии, актёрском мастерстве;

– развивать у обучающихся внутреннюю и внешнюю техники актера;

– обучить правильному дыханию; развивать речевой голос;

– познакомить с особенностями и орфоэпическими нормами сценической речи;

– формировать навыки речевой выразительности;

– обучить основам сценического движения;

– формировать умения постановки этюдов, музыкальных импровизаций;

– развивать умения самостоятельной работы, работы в парах.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теорети-ческих практи-ческих
  Вводное занятие 2 1 1
1. Сценическое действие. Внутренняя и внешняя техники актёра 20 6 14
2. Дыхание и голос*. Сценическая речь и ее особенности 10 3 7
3. Дикция* 10 3 7
4. Орфоэпия. Работа над текстом* 10 3 7
5. Сценическое движение: пластическая выразительность тела 9 2 7
6. Музыкальность и ритмичность 9 2 7
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 72 20 52

 

Содержание программы

Вводное занятие

Многообразие выразительных средств в театре (драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление). Выразительность актера на сцене. Качества, необходимые актёру для выразительности на сцене (активность, внимание, память, воля, ловкость, ритмичность, координация, подвижность).

    Практические занятия

Мини-беседа «Игра как разновидность театрального искусства».

Экспромтные задания на выявление актерских способностей.

Тема 1. Сценическое действие. Внутренняя и внешняя техники актёра

Слагаемые сценического действия. Понятия «жесты», «движения», «чувства», их значение в театральном искусстве.

          Внутренняя техника актёра (психические данные – внимание, память, мышление, воображение как элементы внутренней техники актера). Внешняя техника актера (чувство ритма, темпа, пространства и времени; координация, вера в предлагаемые обстоятельства).

Сценическое внимание. Эмоциональная память.

Сценическое общение. Особенности упражнений: «Если бы …», «Предлагаемые обстоятельства».

Практические занятия

Этюды, направленные на отработку беспредметных действий; одиночные и парные, направленные на оправданное молчание; этюды с использованием реквизита; в предлагаемых обстоятельствах. Этюды на память физических действий (убираю комнату, ловлю рыбу, стираю и т.д.), этюды на внимание («Статуя», «Картина»), этюды на фантазию, этюды на отношение предметов (обыгрывание предметов), этюды на движение, этюды на публичное одиночество. Парные этюды.

Этюды на тему: «Я – предмет» (изобразить торшер, холодильник, пылесос, чайник, стиральную машину), «Я – стихия» (изобразить море, ветер, огонь, вулкан и др.), «Я – животное» (изобразить любое животное на выбор).

Упражнения: «Подарок», «Дирижирование чувством», «Качели», «Тень», «Сиамские близнецы», «Оправдание позы», «Догадайся», «Пристройка».

Упражнения: «Информация через стекло», «Дальнее расстояние».

Текущий контроль

Выполнение этюдов на заданные педагогом темы.

Блиц-опрос: что помогает актёру быть на сцене выразительным (назвать и объяснить).

Тема 2. Дыхание и голос*. Сценическая речь и ее особенности

Строение речевого аппарата. Механизм словесного действия. Дыхание (плечевое, грудное, рёберное, брюшное). Речевой голос (тембр, сила звука, диапазон). Понятия «дыхание», «голос». Типы и вид дыхания. Роль дыхания в формировании речевого голоса.

Практические занятия

Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания: «Воздушный шарик», «Игра в снежки», «Удержи пушинку в воздухе», «Раздувайся пузырь».

Развитие речевого голоса. Тренировка гибкости речевого голоса. Упражнения на изменения тембра голоса: «Ми-ми-ми», «Ха», скороговорки «Бык тупогуб, тупогубенький бычок…», «Мам, молока бы нам» и т.п.

Голосовые упражнения на гласные звуки А, О, У, И, Э, Ы. Тренинговые игры на развитие силы голоса: «За стеной», «Передай фразу», «Зоопарк».

Командная игра «Воздушный футбол».

Текущий контроль

Самостоятельное проведение обучающимися дыхательной гимнастики.

 

 

 

Тема 3. Дикция*

Понятие «дикция». Понятие «артикуляция». Гласный звукоряд. Согласные сонорные. Согласные свистящие и шипящие. Слоговые упражнения. Скороговорки.

Практические занятия

Поглаживающий гигиенический массаж лица. Вибрационно-постукивающий массаж лица. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ, языка, щек: «Цоконье», «Буратино», «Чашечка», «Уколы», Чистим зубы», «Трубочка – улыбочка», «Хомячки», «Язык по кругу, вправо, влево», «Сняли соринку», «Лопата».

Беззвучное произношение гласных звуков. Дикционный тренинг. Отработка дикции путем произнесения скороговорок (в течение 30 сек. необходимо проговорить несколько раз скороговорки «Сшила Саша Сашке шапку», «Саша шапкой шишку сшиб» и др.).

Текущий контроль

Самостоятельное проведение обучающимися артикуляционной гимнастики.

Игра «Аукцион скороговорок».

Тема 4. Орфоэпия. Работа над текстом*

Понятие орфоэпии. Речь письменная и устная. Буква и звук. Ударение в слове. Логические паузы. Основные особенности сценической речи (разговорность, нормативность, выразительность).

Чтение и разбор литературного текста.* Логическое построение предложений, выделение логических пауз.

Практические занятия

Произнесение звуковых сочетаний с гласным звукорядом (и, э, а, о, у, ы): «кпти», «бгди», зиси», «рли», «зждри», «лри», «чти», тиди», «сижи», штимбирли», «бибирми». Игра в настольные карточные игры: «Ударник», «Орфограф» (отработка правильного произношения слов, расстановки ударений).

Наработка умений грамотно читать с листа. Художественное чтение обучающимися одного и того же литературного произведения (монолога, басни, стихотворения).

Текущий контроль

Назвать звуковые сочетания с гласными звуками и, э, а, о, у, ы.

Тема 5. Сценическое движение: пластическая выразительность тела

Тело как инструмент эмоциональной выразительности актера. Общие двигательные навыки. Мышечно-двигательный аппарат. Внимание к размещению тела в сценическом пространстве. Разнообразие и значение жестов. Импульс – движение, мысль – действие. Движение как порыв, как ответ на импульс мысли.

Практические занятия

Упражнения на внимание, память, скорость, силу, выносливость.

Упражнения одиночные в статике; упражнения одиночные в динамике; парные упражнения.

Упражнения: «Крокодил», «Видеокамера», «Ходьба по канату» «Качели», «Лодочка», «Мостик», «Паром».

Упражнения на тренировку ловкости, гибкости, смелости.

Тема 6. Музыкальность и ритмичность

Музыка и внутреннее состояние человека. Передача эмоционального состояния актера через движение посредством музыки. Понятие о ритме как о соотношении силы энергии и скорости. Темп сценического действия. Внутренний темпоритм актера и пластика.

Практические занятия

Пластические этюды на передачу эмоционального состояния. Упражнения на развитие пластичности и выразительности рук. Упражнения на формирование двигательно-музыкальных навыков.

Отработка способности двигаться в музыке и с музыкой.

Отработка чувства ритма. Упражнения: «Хлопки», «Ритмичные движения по хлопкам».

Тренировка скорости, темпа и контрастности в движениях. Упражнения: «Движение в разных скоростях», «Выполнение определенных действий в трех скоростях, в заданной скорости».

Самостоятельная работа: сочинить этюды, исполняемые в трех скоростях.

Тренировка наблюдательности: увидеть, запомнить и воспроизвести в определенный отрезок времени движение, ракурс.

Текущий контроль

Импровизация под музыку яркого образного характера.

     Итоговое занятие

Творческий показ «Сам себе Актёр».

 

Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения по данной дисциплине обучающиеся

будут знать:

– строение речевого аппарата, правила дыхания, особенности сценической речи;

– понятия: «сценическое действие», «дикция», «орфоэпия», «сценическое движение», «темпоритм», «пластика», «сценическое общение»;

– особенности сценического действия;

– различные скороговорки, пословицы, потешки; речевые упражнения;

будут уметь:

– проводить дыхательную и артикуляционную гимнастики;

– выполнять различные упражнения на внимание, память, скорость, выносливость; соблюдать темпоритм;

– грамотно и выразительно читать текст с листа;

– сочинять этюды;

– работать индивидуально и  в парах;

 

разовьют:

– навыки коллективного взаимодействия; организаторские умения и навыки;

– навыки работы над личной картотекой/копилкой игр.

 

Второй год обучения

Дисциплина «Игротехника»

Обучающие задачи:

– познакомить с профессиограммой игротехника;

– сформировать знания по основам сценарного мастерства, драматургии игровой программы;

– обучить технологии написания сценария игровой программы;

– обучить способам подбора и трансформации игрового материала; адаптации игры к сюжету программы, театрализованного представления;

– совершенствовать навыки работы со зрителями;

– формировать навыки публичного выступления;

– совершенствовать организаторские и коммуникативные умения и навыки.

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теорети-ческих практи-ческих
  Вводное занятие 2 1 1
I Теория игротехники 50 19 31
1.1. Профессиограмма игротехника: знания, способности и личностные качества 6 2 4
1.2. Сценарное мастерство 10 5 5
1.3. Игровая программа: драматургия 9 4 5
1.4. Конкурсные программы 9 3 6
1.5. Особенности и специфика театрализованных представлений 12 4 8
1.6 Популярные виды игрового досуга 4 1 3
II Игровая практика. Проведение игр и игровых программ в объединениях по интересам МГДДиМ, на массовых мероприятиях 12 12
  Экскурсии, массовые мероприятия 6   6
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 72 20 52

 

Содержание программы

 

          Вводное занятие

Беседа о правилах поведения в МГДДиМ, о мерах противопожарной безопасности, о безопасном поведении на занятиях. Ознакомление с содержанием курса «Игротехника» на учебный год.

Практические занятия

Игровой практикум «Что я знаю об игре?» (повторение материала 1-ого года обучения). Презентация личных картотек/копилок игр.

  1. I. Теория игротехники

Тема 1.1. Профессиограмма игротехника: знания, способности, личностные качества

Игротехник как профессия. Что такое профессиограмма? Требования к профессии.

Эрудированность, общительность, доброжелательность и тактичность, наблюдательность, мобильность, умение импровизировать,   находчивость, умение контролировать свои эмоции, организаторские и коммуникативные способности, стрессоустойчивость как личностные качества игротехника.

Приемы удержания внимания зрителей: голосом, мимикой, движением, паузой.

Практические занятия

Тренинг на внимание и наблюдательность. Тренинг на отработку вежливых действий: просить – отказывать; поблагодарить – похвалить; приветствовать – прощаться.

Игровой практикум «Привлеки внимание зрителя».

Полилог «Мастерство юных организаторов игр».

Корректировка  индивидуальной траектории личностных изменений для каждого обучающегося («Какие качества игротехника у меня есть, какие качества я приобрел в прошлом учебном году, над чем ещё мне нужно работать?»).

    Тема 1.2. Сценарное мастерство

Сценарий  как основа сценического выступления. Замысел и сюжет, тема, идея. Изобразительные средства сценария. Особенности написания  сценария игровых программ. Словесная характеристика образов. Сценарная композиция.

Практические занятия

Чтение готовых сценариев игровых программ, признанных лучшими в рамках городского фестиваля игротехников «Радуга», их анализ.

Коллективное создание сценария сюжетно-игровой программы «В поисках сокровищ».

Тренинг на слаженность действий игротехников при работе со сложным (громоздким реквизитом).  «Рояль в кустах» –  отработка навыка камуфлирования реквизита под  сюжет сценария, умения оптимально размещать реквизит на сцене.

Тема 1.3. Игровая программа: драматургия

Драматургия игровых программ. Композиция построения игровой ситуации. Конфликт, суть игрового конфликта. Виды игровых конфликтов и пути их решения.

Подбор игр для игровой программы.

Правила организации и проведения игровой программы.

Практические занятия

Драматургический анализ игровых ситуаций.

Задание для самостоятельной работы: расписать игровую ситуацию по заданной теме согласно методике подготовки и проведения игры.

Составление текста ведущего для проведения игры.

Коллективное создание сценария игровой программы с учетом возраста участников и места проведения (тема – по выбору обучающихся).

Текущий контроль

Работа в подгруппах. Включение различных видов игр в предложенные педагогом сценарии игровых программ.

Тема 1.4. Конкурсные программы

Основа конкурсных программ. Принципы организации и проведения конкурсных программ. Тематические конкурсные программы: «Маленькая фея», «Мистер Х», «Хеллоуин», «День Святого Валентина».

Практические занятия

Разучивание конкурсных заданий в рамках тематических конкурсных программ. Тренинг «Я – ведущий».

Самостоятельное проведение конкурсной программы по выбору.

Тема 1.5. Особенности и специфика театрализованных представлений

Подготовка и проведение театрализованного представления. Планирование этапов работы. Выбор персонажей. Сюжетная линия, драматургия конфликта персонажей,  включение интерактивных игр и заданий для зрителей. Количество одновременно работающих на сцене персонажей. Распределение активности персонажей на сцене (кто ведет игру, кто помогает, порядок подачи реплик и пр.).

Учет возрастных особенностей младших школьников при сюжетной зарисовке, при выборе игровых заданий.

Практические занятия

Проведение театрализованного представления для дошкольников и младших школьников (в кружке, на сцене МГДДиМ, в иных учреждениях во время благотворительной акции). Анализ проведенного театрализованного представления.

 

 

Текущий контроль

Работа в подгруппах. Разработка мини-сценариев по названиям новогодних театрализованных представлений: «Открытие кафе “Серебряная подкова”», «В поисках затерянного Нового года», «Как на острове Буяне…»; представление мини-сценариев (устно).

          Тема 1.6. Популярные виды игрового досуга

Понятие, сущность, специфические особенности и организация популярных игр современного досуга. Квесты. Сюжетные игры. Игра «Мафия». Игра «Крокодил».

Практические занятия

Изучение на наглядных примерах специфики проведения игровых заданий квестов и сюжетных игр. Просмотр видео, анализ программ данного вида.

Задание для самостоятельной работы: разработка сценарного плана квеста на заданную тему, подбор игровых заданий.

Проведение квеста «В лабиринтах Дворца», игры «Крокодил» среди учащихся Дворца.

  1. II. Игровая практика. Проведение игр и игровых программ в объединениях по интересам МГДДиМ, на массовых мероприятиях

Проведение игр и игровых  программ для обучающихся в объединениях по интересам МГДДиМ, а также для воспитанников детских домов, школ-интернатов, для детей-пациентов в больницах в рамках благотворительных акций.

Экскурсии, массовые мероприятия

          Посещение Современного художественного театра, праздничных мероприятий, организованных на базе МГДДиМ (новогодние театрализованные представления, городской фестиваль игротехников «Радуга»). Обсуждение и анализ праздничных мероприятий, представлений, спектаклей.

         

Итоговое занятие

Тематическая сюжетно-игровая программа по сценарию, разработанному обучающимися.

 

Ожидаемые результаты

По окончании второго года обучения по данной дисциплине обучающиеся расширят свой кругозор в области игровой деятельности, будут иметь личную картотеку/копилку игр;

будут знать:

– основы сценарной композиции; драматургии игровой программы;

– правила и критерии  подбора игр для игровой  программы согласно теме и сюжету, в соответствии с возрастными особенностями детской аудитории, местом проведения;

– способы трансформации игрового материала;

– принципы организации и проведения конкурсных программ;

– специфические особенности театрализованных представлений;

будут уметь:

– проводить игровую программу;

– четко и грамотно объяснить правила игры, комментировать ход игры;

– взаимодействовать с игроками, зрителями;

– удерживать внимание зрителей;

– написать сценарий (в коллективной форме работы);

– оформить игровое пространство согласно теме и сюжету игры;

приобретут:

– навыки публичного выступления;

– рефлексивные умения и навыки;

разовьют:

– коммуникативные умения и навыки;

– умения принимать ответственность, повести за собой, навыки социальной уверенности;

– навыки самостоятельной работы, способность к самообразованию.

 

Дисциплина «Основы актерского мастерства»

Обучающие задачи:

– познакомить с понятиями «сценическое оправдание», «импровизация», «фантазия» в мастерстве актера;

– тренировать гибкость речевого голоса, обучить владению голосом;

– изучить правила сценической речи;

– обучить приёмам расслабления и напряжения мышц, приёмам перевоплощения, приёмам сценического боя;

– научить работать над сценическим образом и ролью;

– развивать навыки сценического общения;

– совершенствовать игровые и актерские навыки постановки номеров пантомимы.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теорети-ческих практи-ческих
  Вводное занятие 2 1 1
1. Мастерство актера: сценическое оправдание 10 4 6
2. Импровизация и фантазия в работе актера 9 3 6
3. Дыхательный и дикционный тренинг* 8 8
4. Сценическая речь: законы и правила 15 5 10
5. Сценическое движение: мускульная свобода 14 4 10
6. Пантомима. Взаимодействие с партнером 12 4 8
  Итоговое занятие 2 2
  Итого 72 21 51

 

 

 

Содержание программы

    Вводное занятие

Беседа о правилах поведения в МГДДиМ, о мерах пожарной безопасности, о безопасном поведении на занятиях. Ознакомление с содержанием курса «Основы актёрского мастерства» на учебный год.

Практические занятия

Повторение материала 1 года обучения. Игра-пантомима «Угадай-ка» (обучающимся предлагается показать, как они провели лето)

Импровизационные этюды.

Тема 1. Мастерство актера: сценическое оправдание

Понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о предлагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Логика поведения (действий) персонажа. Значение и способы превращения своей логики в логику действия персонажа. Создание сценического образа.

Практические занятия

Упражнения: «Коробочка скоростей», «Мостик», «Находка», «Сидит, читает, а кто-то мешает».

Этюды на поговорки, пословицы, потешки, колыбельные, народные сказки др. Этюды из сказок, стихотворений.

Работа обучающихся над ролью в отрывке: изображение разных логик поведения в предлагаемых обстоятельствах.

Текущий контроль

Работа в подгруппах. Инсценировка небольших стихотворений, сказок. Инсценировка басен.

Тема 2. Импровизация и фантазия в работе актера

Импровизация в работе актера. Значение фантазии в работе актера. Путь к оправданию через творческую фантазию актера.

Практические занятия

Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», «Фантастическое существо».

Этюдные импровизации.

Текущий контроль

Блиц-опрос: Что такое импровизация? Необходима ли импровизация в работе актера и почему?

Тема 3. Дыхательный и дикционный тренинг *

Значение дыхания в актерской работе. Тренировка речевого аппарата на примерах усложненных дикционных сочетаний и текстов.

Практические занятия

Упражнения, развивающие ровность, плавность, длительность выдоха, навыки повышения и понижения голоса по строчкам литературного произведения с одновременным использованием смены темпа.

Дыхательная гимнастика. Упражнения: «Свеча», «Паровоз», «Оса», «Насосы», «Шарик».

Упражнения на развитие силы звука: «Ми-ми-ми», «К стене, от стены», «Ближе – дальше», «Бросание снежка».

Артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, языка, щек). Дикционный тренинг.* Отработка дикции путем произнесения сочетаний согласных звуков, скороговорок, пословиц и специально подобранных текстов с труднопроизносимыми сочетаниями в трех темпах: медленном, среднем, быстром.

Текущий контроль

Проведение игры «Воздушный футбол».

Тема 4. Сценическая речь: законы и правила

Законы и правила сценической речи. Этапы овладения текстом. Понятие о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер).

Разновидности устной речи. Средства эмоциональности и убеждения устной речи. Орфоэпические нормы литературного языка.

 

Практические занятия

Тренировка гибкости речевого голоса. Логическое построение предложений, выделение логических пауз, логических ударений. Работа над дикцией, правильной орфоэпией и выстраивание логико-интонационной структуры речи. Упражнения на передачу эмоций при помощи повышения и понижения голоса. Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Чтение стихотворения в разных интонациях» (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно).

Художественное чтение обучающимися отрывков из классической литературы (Якуб Колас, Максим Богданович, А.С.Грибоедов, А.Н.Островский, А.С.Пушкин).

Текущий контроль

Анализ текста с целью вскрытия глубинного смысла его подтекста.

Игра «Телеведущий» (на отработку навыков грамотного прочтения и произнесения информации).

    Тема 5. Сценическое движение: мускульная свобода

Понятие о мускульной свободе. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Явление «Зажим».

Речь и тело (формирование представления о работе тела и речи).

Практические занятия

Упражнения на расслабление и напряжение; подвижность и выразительность. Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнение определенных действий по счету» и др.

Упражнения на оправдание предмета, позы, ситуации.

Тема 6. Пантомима. Взаимодействие с партнёром

Пантомима как искусство пластики. Импульсивность, быстрота, чувство пластической формы.

Взаимодействие с партнером. Работа с партнером в пластике.

Практические занятия

Пластические этюды на передачу эмоционального состояния, на заданную тему (индивидуальные, парные, групповые). Подготовка мини-номеров пантомимы.

Упражнения на развитие импульсивности: «Убегаю – догоняю», «Удар в спину». Пластические этюды «Сигнал», «Дуэлянты», «На рыбалке», «Погоня».

Изучение техники боевой стойки. Передвижения в боевой стойке. Отработка сценических ударов.

Текущий контроль

Работа в подгруппах. Самостоятельное создание пластических этюдов в подгруппах на заданные педагогом темы. Повтор этюда или упражнения, сочиненного другим обучающимся.

Игра «Угадай!» – мимикой и жестами показать сопернику:

– предметы;

– пословицы;

– профессию;

– ситуацию.

     Итоговое занятие

Панорама «Играем сказку».

 

Ожидаемые результаты

По окончании второго года обучения по данной дисциплине обучающиеся

будут знать:

– понятия «сценическое оправдание», «импровизация», «фантазия» в мастерстве актера;

– правила сценической речи;

– законы сценического общения и действия;

– приёмы на расслабление и напряжение мышц;

– приёмы перевоплощения, сценического боя;

– различные скороговорки, пословицы, потешки; речевые упражнения;

будут уметь:

– владеть голосом, пластикой, мимикой;

– воспроизводить свои действия в заданной ситуации;

– импровизировать в предлагаемых обстоятельствах;

разовьют:

– навыки коллективного взаимодействия; организаторские умения и навыки;

– навыки работы над личной картотекой/копилкой игр.

 

Формы подведения итогов реализации программы

Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Основными формами и методами контроля проверки знаний, умений и навыков являются:

– наблюдение в ходе занятий;

– устные опросы;

– творческие задания, в том числе на импровизацию; задания для самостоятельной работы;

– создание проблемных ситуаций;

– анализ карт индивидуальной траектории личностных изменений обучающихся;

– анализ подготовки и участия в мероприятиях МГДДиМ: праздниках, игровых программах, конкурсах и т.д.

– анкетирование обучающихся и их родителей.

Критериями оценки результативности освоения программы могут быть:

– развитие устойчивого интереса к игре, заинтересованность в продолжении обучения в объединении по интересам (через анкетирование обучающихся и родителей в конце учебного года);

– «обучаемость», т.е. насколько обучающийся понимает, воспринимает поставленную задачу и справляется с ней;

– умение критически оценивать свою работу;

– результаты участия в праздниках, конкурсных программах (проведение игр, игровых программ);

– способность владеть ситуацией в непредвиденных обстоятельствах, возникающих в ходе выступлений;

– развитие личностных качеств обучающихся (ответственность, трудолюбие, уверенность в себе, коммуникабельность и др.)

Итоговое занятие на первом году обучения (дисциплина «Игротехника») проходит в форме творческого зачёта «ИгроЗнайка».

Обучающиеся получают карту «ИгроЗнайка», в которой даны два задания. Задание № 1 – мини-тест по теории игротехники, выполняется письменно. Задание № 2 – практическое, на проведение игры/ организацию игрового действия (отводится время не более 5 минут).

По окончании второго года обучения итоговое занятие проводится в форме тематической сюжетно-игровой программы, коллективно разработанной обучающимися.

Итоговое занятие на первом году обучения (дисциплина «Основы актерского мастерства») – творческий  показ «Сам себе актёр», в ходе которого обучающиеся демонстрируют навыки проведения разминки (упражнения, тренинги по сценической речи), показывают этюды на заданную тему, развивают сценическое действие в предлагаемых обстоятельствах.

Итоговое занятие второго года обучения (курс «Основы актерского мастерства») – панорама «Играем сказку». Обучающиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает текст известной сказки «Маша и Медведь». Задание состоит в том, чтобы проинсценировать сказку с соблюдением следующих условий:

– наличие не менее 2-3 скороговорок (пословиц, потешек);

– наличие музыкально-ритмичного фрагмента;

– наличие элементов пантомимы;

– наличие этюда на изменение силы и тембра голоса;

– наличие конфликтной ситуации.

После подготовки (20 минут) группы демонстрируют свой творческий продукт.

На итоговые занятия приглашаются родители и друзья обучающихся, педагоги.

 

Формы и методы реализации программы

Образовательный процесс в объединении по интересам «Театр игры» – это творческое продуктивное взаимодействие всех участников процесса. Взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях, а именно:

– взаимодействие между педагогом и обучающимися;

– взаимодействие обучающихся как партнёров по творческой деятельности.

Следует отметить взаимодействие на уровне содержания (взаимосвязь и взаимодополняемость изучаемых по программе тем), а также взаимодействие на уровне методики обучения (интеграция вариативных методов обучения: словесных,  наглядных, практических).

В ходе изучения теоретического материала вводятся новые термины и понятия, для объяснения которых обязательно используется наглядность (карточки, плакаты, рисунки, слайды, видеоматериалы, интернет).

В образовательном процессе приоритет отдаётся практическим занятиям. Наряду с традиционными формами проведения занятий используются нетрадиционные, так называемые занятия-мастерские: занятие-«игровая мастерская» (дисциплина «Игротехника») и занятие-«актёрская мастерская» (дисциплина «Актёрское мастерство»). Педагог вводит обучающихся в процесс познания (рассказ, объяснение, показ, метод погружения); в процесс поиска знаний (задания на самостоятельную работу); создаёт проблемные ситуации (эвристический метод, метод усложнения задания), обучает умению и ставить проблему, и творчески подходить к её решению.

Игровое искусство – это, прежде всего, сотворчество, поэтому на занятиях активно используются интерактивные методы обучения, что обеспечивает обучение в деятельности.

Педагог вовлекает обучающихся в игру, и каждый из них – полноправный её участник. По ходу игры педагог объясняет правила, акцентирует внимание на важные аспекты, комментирует, наблюдает за каждым участником, помогает, подсказывает, исправляет и т.д. Таким образом, обучение и проверка знаний, умений и навыков соединяются в единый творческий процесс.

Для отработки практических навыков выполняются различные этюды и тренинги (дисциплина «Актёрское мастерство»), импровизационные задания, игровые практикумы, тренинги (дисциплина «Игротехника»). В организации учебного процесса в «Театре игры» предпочтение отдается таким формам и методам, которые позволяют обучающимся  проявить свою индивидуальность, реализовать свои способности и инициативы.

Разнообразие видов работы на занятии, чередование видов деятельности, использование наглядности, технических средств обучения, электронных образовательных ресурсов, выполнение дифференцированных заданий создание ситуации успеха способствуют мотивации обучающихся к познавательной активности и самостоятельности.

Предусмотрено дистанционное обучение: онлайн трансляции для обучающихся отдельных аспектов изучаемого материала по той или иной теме. Например, по дисциплине «Актёрское мастерство» онлайн трансляция дыхательной  гимнастики (тема 2), дикционного тренинга (тема 3), литературного текста (тема 4).

Большое воспитательное значение имеют экскурсии, беседы с обсуждением посещённых массовых мероприятий и театрализованных представлений. Для обучающихся организуются совместные просмотры и обсуждения спектаклей, сюжетных игровых программ.

Участниками образовательного процесса в «Театре игры» являются и родители. Они присутствуют на занятиях, помогают в организации экскурсий, участвуют в массовых мероприятиях, на которых обучающиеся проводят игры со своими родителями.

Особенностью обучения можно считать максимальную приближенность к реальным условиям деятельности игротехника: ребята постоянно выступают перед обучающимися МГДДиМ, совершенствуют полученные умения и навыки на массовых мероприятиях. Проведение игр и игровых программ с обучающимися дошкольного и младшего школьного возраста в объединениях по интересам, а также с воспитанниками детских домов, школ-интернатов, для детей-пациентов в больницах в рамках благотворительных акций есть та самая социально-значимая деятельность, которая способствует формированию у обучающихся «Театра игры» ценностно-смысловых, социальных и культурно-досуговых компетенций.

Занятия в объединении по интересам «Театр игры» помогают юным игротехникам легко находить контакт со сверстниками, комфортно чувствовать себя в любой обстановке, самостоятельно, интересно и полезно организовывать собственный досуг и досуг своих друзей.

 

Литература и информационные ресурсы

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный институт правовой информации Республики Беларусь, 2011. – 400с.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь»: от 14.12 2006 г. № 125 [Электронный ресурс] // Национальный образовательный портал. – Режим доступа:adu.by/wp-content/uploads/2015/…/ koncept-vospit-detej-i-molodioji.doc. – Дата доступа: 02.09.2017
  3. Устав учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи»
  4. Программа развития учреждения образования «Минский государственный дворец детей и молодежи» на 2016/2020 гг.
  5. Абиатари, И.Д. Приёмы активизации аудитории во время проведения театрализованных игровых программ (методические рекомендации) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://4stupeni.ru/stady/…/10075-priemy-aktivizacii-auditorii-vo-vremya.html/ . – Дата доступа: 17.09.2017.
  6. Актерский тренинг. Учебник актерского мастерства: К. С. Станиславский — Москва, АСТ, АСТ Москва, Полигра, 2010 г. – 448 с.
  7. Бергер, С.А., Шилейко, Е.Е. Развитие нравственных качеств школьника / С.А. Бергер.  – Мн.: Красно-Принт, 2006. – 208с.
  8. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Особенности и типы культурно-досуговых программ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://twirpx.com/. – Дата доступа: 10.10.20017.
  9. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. /  С.В. Гиппиус. – С-Пб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 377с.: ил.
  • Глушенок, Р.А. Развивающие игры: в помощь руководителям кружков / Р.А. Глушенок // Пазашкольнае выхаванне. – –№2. – С.30-32.
  • Голубовский, Б. Пластика в искусстве актёра. / Б. Голубовский. – М.: Наука, 1989. – 198с.
  • Зайцева, О. В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе / О. В. Зайцева, Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития: Академия К, 1998. – 192с.
  • Зинкевич-Евстегнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко. – СПб.: Речь, 2000. – 390с.
  • Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  • Козак, О. Н. Путешествие в страну игр / О. Н. Козак. – СПб.: Союз,1997. – 109с.
  • Козловская, Л.И. Досуговая программа в системе социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социально-педагогическая работа. – 2002. – № 3. – С.25–31.
  • Козловская, Л.И. Оптимизация игровой деятельности в молодёжных культурно-досуговых программах: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.И. Козловская. – М.: МГИК, 1991. – 16с.
  • Козловская, Л.И. Профессиональное мастерство организаторов игровой деятельности детей и молодежи / Л.И.Козловская // Праблемы выхавання.– 2006.– № 1.– С.19 – 23.
  • Левченко, Е.В. Формирование личности подростка посредством игровой деятельности / Е.В. Левченко // Пазашкольнае выхаванне . – – №4. –С.21-25.
  • Марков, О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба / О.И. Марков. – М.: Просвещение, 1988. – 158с.
  • Мищенкова, Л. В. 150 лучших развивающих игр для детей 7-10 лет / Л. В. Мищенкова. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 223с.
  • Нестеренко, А. А. Страна загадок / А. А. Нестеренко. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета,1993. – 32с.
  • Новикова, О. Ю. Играют все / О. Ю. Новикова, Н.В. Костулян . – Омск: ГДД(Ю)Т, 2005. – 50 с.
  • Новикова, О. Ю. Игры с залом / О. Ю. Новикова, Н.В Костулян. – Омск: ГДД(Ю)Т , 2005. – 38 с.
  • Панфилов, В. В. Праздник и Игра. Режиссёру праздника об игре. Игровое действо в драматургии праздника / В. В. Панфилов. – М: ВЦХТ, 2007. – 314с.
  • Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – Л.: ЛГУ, 1986. – 368с.
  • Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
  • Саричева, Е.Ф. Сценическая речь / Е. Ф. Соричева. – М.: Искусство, 1955. – 252с.
  • Тихомирова, В. Ю. Игровые технологии / Городской программно-методический центр дополнительного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://met.- udod.ru. 24.189.96/…/cgiirbis_64.exe?/.  – Дата доступа: 30.09.20017.
  • Шмойлов, М. Мастерство актера: упражнения и игры начального этапа обучения: методическая разработка / М. Шмойлов. – Ленинград: [Б.и.], 1990. – 69с.

*  Отмечены темы, по которым возможна организация  дистанционного обучения