Официальные документы Театральные миниатюры

Театральные миниатюры

-

- - -

Управление по образованию администрации Советского района г.Минска

Государственное учреждение образования

«Центр дополнительного образования

детей и молодёжи «Светоч» г. Минска»

              

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Приказ директора

ЦДО ДиМ «Светоч» г. Минска

от  «____»___________2018

№ ___________

______________ Н.В. Боровик

 


Программа объединения по интересам

«Театральные миниатюры»

(культурно-досуговый профиль,

базовый уровень изучения образовательной области

«Основы сценического и актерского мастерства»)

 

 

Разработчик:

Низамова Зоя Константиновна,

педагог дополнительного образования

Методическое сопровождение:

Виленчик Светлана Ильинична, заведующий учебно-методическим кабинетом

 

Возраст учащихся: 10 – 16 лет

Срок реализации программы: 2 года

 

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании

художественно-методического совета

ЦДО ДиМ «Светоч» г. Минска

протокол № ___

от ______________ 2018 г.

 

 

 

Минск 2018

 

Пояснительная записка

Социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания подрастающего поколения. Театральное искусство  оказывает огромное влияние на образование ребенка, способствует повышению интереса к литературе, более глубокому пониманию взаимоотношений людей, воспитывает художественный и эстетический вкус, способствует формированию мировоззрения ребенка и становлению его как личности.

Специфика театрального искусства, подразумевающего деятельность ребенка в роли актера-творца, рассматривается как отражение нашей действительности. Театр помогает решить одну из важнейших проблем  социальной адаптации развивающейся личности через ролевое познание мира, освоение навыков взаимодействия и партнерства со сверстниками и взрослыми, умения действовать в предлагаемых жизнью обстоятельствах. Участвуя в театральной деятельности, учащиеся знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки. Театр открывает перед ребенком возможность активного проявления себя в самых различных видах деятельности.

Театральное творчество, многопланово влияя на личность ребенка, развивает его фантазию, внимание, наблюдательность, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластику и речь, выступает в качестве источника информации о мире в процессе моделирования жизненных ситуаций. Работа над образом способствует формированию навыков самоанализа, самовоспитания, самообучения.

Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над упражнениями, этюдами или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, творческой, полноценной жизни.

Данная программа составлена в соответствии с типовой программой дополнительного образования   детей   и   молодежи (культурно-досуговый профиль), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь  от 06.09.2017 № 123 и адаптирована к условиям образовательного процесса ЦДО ДиМ «Светоч» г. Минска.

Содержание программы основывается на следующих педагогических принципах:

  • сознательности и  активности;
  • наглядности;
  • систематичности и  последовательности;
  • прочности;
  • доступности;
  • индивидуализации обучения;
  • гуманного отношения к ребёнку;
  • опоры на положительные качества личности;
  • открытости между педагогом и учащимися.

Основные идеи программы:

  • формирование интеллектуально развитой, активной, творческой личности, умеющей жить в согласии с окружающим миром, обществом;
  • выявление индивидуальных способностей и склонностей учащихся, осуществление действенной помощи в их нравственном и гармоническом формировании  и становлении посредством театрального творчества;
  • привлечение родительской общественности к работе объединения по интересам для повышения степени участия родителей в воспитании своих детей.

Цель программы – развитие индивидуальных творческих способностей и склонностей, формирование эстетического вкуса, системы ценностей и социальной активности учащихся средствами театрального искусства.

Задачи:

Обучающие задачи определяются на каждый год обучения.

Воспитательные:

  • воспитывать духовно-нравственные качества личности, активную жизненную позицию;
  • формировать нравственное отношение к окружающему миру, чувство сопричастности к его явлениям;
  • формировать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность;
  • способствовать формированию художественного вкуса, сценической культуры;
  • формировать культуру общения в коллективе, навыки ведения дискуссии, беседы;
  • содействовать социальному становлению личности учащихся;
  • содействовать гармонизации детско-родительских отношений посредством участия родительской общественности в работе объединения по интересам.

Развивающие:

развивать:

  • творческие способности учащихся;
  • наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное, сценарийное и понятийное мышление;
  • воображение и фантазию;
  • внимание, долговременную память;
  • эстетический вкус;
  • волевые качества личности;
  • коммуникативные качества личности, навыки эффективного взаимодействия со сверстниками;
  • формировать устойчивый интерес к театральному искусству и профессиям, связанным с театром.

Программа состоит из основных 5 разделов: «Театральная сцена и ее законы», «Основы культуры и техники речи», «Сценическое движение», «Мастерство актера», «Работа над миниатюрой, литературным произведением», которые позволяют учащимся познакомиться и овладеть основными направлениями актерского мастерства.

Сценическая речь – существенный элемент актёрского мастерства; она связана со звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Сценическое движение позволяет создавать и реализовывать героя, образ, визуальное воплощение идеи, состояния, переживания.

Мастерство актера – это способность усилием воли вызывать в своём теле и на лице разные эмоции и проявлять их во внешний мир, что создаёт особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей во время спектакля.

В процессе работы над материалом учащиеся приобщаются к профессии актера и другим театральным профессиям, что может мотивировать их к будущему профессиональному выбору.

Большое внимание в процессе реализации программы уделяется сотрудничеству с родителями учащихся, что способствует активному включению родителей в работу студии, сплочению семей, повышению заинтересованности всех участников образовательного процесса.

          Программа «Театральные миниатюры» рассчитана на 2 года обучения для возрастного контингента учащихся от 10 до 16 лет. Программа является программой базового уровня освоения образовательной области «Основы сценического и актерского мастерства» и реализуется в очной форме.

Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа), второго года обучения –  на 216 часов (занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа).

Нормы наполняемости группы:  первый год обучения –12-15 учащихся, второй год обучения – 10-12 человек.

В ходе реализации программы в зависимости от конкретных задач, возраста учащихся используются групповая, мелкогрупповая и индивидуальная формы обучения.

Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет, оборудованный в соответствии с нормами СаНПиНа;
    • декорации, бутафория и костюмы;
    • осветительная аппаратура;
    • музыкальное сопровождение (фонограммы);
    • магнитофон;
    • ткани;
    • скакалки, обручи, мячи;
    • маты;
    • гимнастические коврики.

 

 

 

1-й год обучения

Обучающие  задачи:

  • ознакомить с видами и жанрами театрального искусства, основами театрального этикета, театральными профессиями;
  • ознакомить с основами сценической речи, дыхания и артикуляции;
  • отработать четкость дикции на материале скороговорок и стихотворений;
  • обучить навыкам координации движений, пластичности, сценической выразительности;
  • ознакомить с основами сценического искусства;
  • обучить выполнению этюдов и упражнений на взаимодействие с воображаемыми и реальными предметами, друг с другом;
  • обучить работе над малыми театральными формами.

Учебно-тематический план

№ п/п

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов
всего часов в том числе
теоретические практичес-кие
  Вводное занятие 2 0,5 1,5
1.      Театральная сцена и ее законы 12 6 6
2.      Основы культуры и техники речи 28 10 18
2.1. Тренировка речевого аппарата 6 3 3
2.2. Работа над дикцией 6 3 3
2.3. Совмещение речи и движения 6 1 5
2.4. Работа над текстом 10 3 7
3.      Сценическое движение 28 8 20
3.1. Упражнения на развитие пластичности и гибкости 8 2 6
3.2. Этюды и упражнения на пластическую выразительность 10 2 8
3.3. Взаимодействие актеров на сцене 10 4 6
4.      Мастерство актера 34 10 24
4.1. Упражнения на развитие актерских навыков 10 2 8
4.2. Этюды и упражнения на взаимодействие с предметами 12 4 8
4.3. Этюды и упражнения на взаимодействие между актерами 12 4 8
5.      Работа над миниатюрой, литературным произведением 38 9 29
5.1. Репертуар, распределение ролей 4 2 2
5.2. Разбор произведения по основным событиям, характерам, логике персонажей 14 6 8
5.3. Репетиционная работа 20 1 19
  Итоговое занятие 2 2
      ИТОГО: 144 43,5 100,5

 

Содержание программы

Вводное занятие

Презентация объединения по интересам, программы работы.  Ознакомление с расписанием занятий, правилами безопасного поведения и пожарной безопасности.

Практические занятия

Интерактивная игра «Реклама имени». Выполнение упражнений, закрепляющих культуру поведения во время занятий: «Поставить стул», «Шум», «Прислушайся».

Выявление индивидуальных способностей учащихся путём прослушивания: чтение наизусть стихотворения, басни, отрывка из прозы (по выбору учащихся), рассказ интересного случая из собственной жизни.

  1. Театральная сцена и ее законы

Театр – синтетическое искусство. Отличие театра от других видов искусств. Виды и жанры театрального искусства. Театральный этикет. Многообразие выразительных средств в театре (декорации, костюм, грим, музыкальное и шумовое оформление).

В мире театральных профессий: актер, режиссер, сценарист, театральный художник, осветитель, гример, костюмер и др.

Практические занятия

Игры-импровизации: «На сцене», «За кулисами», «В зрительном зале».

Упражнения-этюды, развивающие творческую активность, фантазию, воображение «Представь себе…», «Если б я…», «Сочини сказку», «Придумай историю о…», «Что? Где? Когда», «Зеркальное королевство», «Живые картины», «Передай жестами».

Посещение театров г.Минска (совместно с родителями учащихся), просмотр спектаклей с последующим обсуждением.

Творческие встречи с людьми, чьи профессии связаны с театром (в том числе из числа родительской общественности).

  1. Основы культуры и техники речи

2.1. Тренировка речевого аппарата

Речь – важнейшее средство общения между людьми. Голос. Строение голосового аппарата.

Правильное положение корпуса и головы. Орфоэпия. Артикуляция. Основные виды и различные приёмы артикуляции.

Практические занятия

Разогревающий массаж.

Дыхательная гимнастика. Упражнения «Косец», «Серсо», «Канат», «Свеча», «Шарик, мячик, шина», «Носочки», «Три вдоха – три выдоха».

Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Назойливый комар», «Хомячок», «Рожицы», «Буратино», «Циферблат», «Трубочка», «Уколы», «Жало змеи», «Машина», «Ёжик-лев», «Футбол», «Дятел».

Упражнения для губ: «Улыбка-хоботок», «Веселый пятачок», «Часы», «Шторки».

Упражнение для языка: «Уколы», «Змея», «Самый длинный язычок»,  «Чаша», «Коктейль», «Львёнок и варенье», «Жало змеи». «Конфетка», «Колокольчик», «Язык на ребро».

Зарядка для шеи и челюсти: «Наклоны», «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Горячая картошка».

Мимический массаж.

2.2. Работа над дикцией

Правила произнесения гласных и согласных звуков. Роль чистоговорок и скороговорок в формировании звуковой культуры речи актера.

Практические занятия

Отработка гласных звуков: И-Э-А-О-У-Ы-, -И-Е-Я-Ё-Ю-И-. Отработка согласных звуков: -Б-П-,-В-Ф-, -Г-К-, -Д-Т-, -Ж-Ш-, -З-С-, -К-,-Л-,-М-,-Н-,-Р-,-Х-,-Ц-, -Щ-. Сочетание таблицы гласных с согласными звуками.

Упражнения со звуками: «Треугольник», «Я»,   «Соединение гласной и согласной», «Парные согласные», «Сложные звукосочетания», «Эхо».

Разучивание и отработка чистоговорок. Упражнения со  скороговорками.

2.3. Совмещение речи и движения

Жест и движение как способы усиления выразительности речи актера. Основные способы, позволяющие добиться чёткой координации речи с движением.

Практические занятия

Декламирование стихотворений в процессе ходьбы, игры с мячом, прыжков на скакалке в разных темпах. Выполнение движений синхронно с текстом.

Двигательно-речевые миниатюры: «Киска», «Стирка», «Жук», «Нога».

Игры на координацию речи с движением: «Листья», «Дождик», «Садовник», «За грибами», «Где вы были?».

Упражнения на координацию движений, речи и пения.

2.4. Работа над текстом

Законы речи. Дикция и интонация актера – залог успешного представления. Монолог и диалог. Общение со зрителем, взаимодействие с партнерами, логика речи. Особенности исполнения прозаических и стихотворных литературных произведений.

Практические занятия

Исполнение стихотворений, басен, литературных и фольклорных сказок. Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма).

Динамичное прочтение, выразительное чтение.

  1. Сценическое движение

3.1. Упражнения на развитие пластичности и гибкости

Взаимосвязь всех частей тела и зависимость каждого движения от общего положения тела. Регулирование мышечных напряжений. Осанка.

Практические занятия

Комплекс упражнений на разогрев, растяжку и освобождение мышц от зажимов: «Лягушка», «Рыбка», «Змея», «Бабочка», «Берёзка», «Хребет Гратовского» и др.

3.2. Этюды и упражнения на пластическую выразительность

Пластика как один из инструментов актерской выразительности. Передача в движении характера и настроения персонажа.

Практические занятия

Пластические упражнения: «Пластика животных», «Пластика пожилого человека», «Глина», «Живой пластилин», «Скульптура», «Живая фотография» и т.д.

Передача характера и настроения персонажа: сила-слабость, радость-обида, плач-смех – в образных этюдах. Пластическое изображение ветра, реки, фигуры, движений и манеры определённого персонажа (например, робота и т.д.).

Пластические этюды «Весенний парк», «Утро», «В школе» и др.

3.3. Взаимодействие актеров на сцене

Освоение пространства сцены. Использование позы и жестов как элементов актерской игры.

Практические занятия

Игры и упражнения: «Передай эмоции», «Поделись улыбкой», «Угадай настроение», «Опиши предмет без слов».

Невербальное проигрывание ситуаций: «Нерадивый ученик», «Начальник и подчиненный», «Осторожно, опасность!», «Переполненный автобус», «Встреча друзей», «После работы», «Дети на прогулке» и т.д.

«Хаотичное» движение в пространстве.

Игры «Замедленная съемка», «Ускоренная перемотка».

Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие».

Сценические этюды по группам: «Контрольная работа», «В магазине».

  1. Мастерство актера

4.1. Упражнения на развитие актерских навыков

Элементы актёрского мастерства в работе над образом. Словесное взаимодействие, сценическое общение с партнёром, общение со зрительным залом. Виды этюдов. Этюд как прием развития актерского воображения.

Практические занятия

«Я в предлагаемых обстоятельствах»:

  • Этюды на физическое самочувствие: «Холодно – жарко», «В болоте – на суше», «Больной человек – здоровый».
  • Этюды на эмоциональное самочувствие: «Добро – зло», «Интерес –равнодушие», «Сила – слабость», Удача – неудача».
  • Упражнения на развитие внимания и памяти: «Видящие пальцы», «Во что одет твой сосед?», «Сколько ступенек?».
  • Упражнения и этюды на развитие фантазии: «У меня в руках – свеча, ежик, кружка с кипятком, котёнок, фонарик», «Канат», «Болото», «Музей».

4.2. Этюды и упражнения на взаимодействие с предметами

Передача отношения к предмету.

Практические занятия

  • Упражнения с воображаемым предметом «Беговая дорожка», «Разговор по телефону», «Уберем, наведем порядок», «Ломающийся фотоаппарат».
  • Этюды на перемену отношения к предмету: «Лотерейный билет», «Утюг», «Телевизор», «Фотоальбом».
  • Парные и групповые этюды «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «Натюрморт», «Пейзаж».

4.3. Этюды и упражнения на взаимодействие между актерами

Передача отношения к человеку. Задачи актера, связанные с взаимодействием: повышение чувствительности к себе, к другому человеку, умение понять и передать свое эмоциональное состояние и «войти» в эмоциональное состояние другого.

Практические занятия

  • Этюды-упражнения: «В библиотеке», «В транспорте», «В лесу», «В бассейне», «В театре», «В космосе», «В подводной лодке», «В больнице», «В самолёте».
  • Этюды на развитие партнёрского чувства: «Не трогай меня!», «Давай быстрее!», «Не шуметь!», «Новый год вы встречаете вдвоем, но вы в ссоре», «На контрольной попытаться списать ответы у очень вредного соседа по парте».
  • Контактные импровизации: «Не хочу!», «Прости», «Надоело», «Пойдем со мной!», «Обида».
  • Одиночные, парные, групповые этюды:

Этюды на картины: Адольф Вильям Бугро «Суп», «Трудный урок», «Уговоры», «Орехи», Ю. Леман «Провинился», К.Коровин «У балкона», «У открытого окна».

Этюды на музыкальное произведение: С. Рахманинов «Этюды-картины» ор.39, М.Мусоргский «Картинки с выставки»; С.Прокофьев «Детская музыка», Р.Шуман « Детские сцены» ор.15, «Альбом для юношества» ор.68.

Этюды на мораль басни «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»; И. Крылов «Ворона и лисица», «Две собаки».

  1. Работа над миниатюрой, литературным произведением

5.1. Репертуар, распределение ролей

Читка и обсуждение репертуара. Роли, их распределение.

Внимательное прочтение выбранных отрывков литературного материала, театральных миниатюр. Определение темы, идеи, жанра, характеров действующих лиц, их поведения.

Практические занятия

Распределение ролей с учетом пожеланий юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, темперамент, голос и пр.).

5.2. Разбор произведения  по основным событиям, характерам, логике персонажей

Работа актера над ролью: актерская выразительность, характерность. Работа с текстом миниатюры. Характеристика роли, ремарка автора.

Практические занятия

Чтение по ролям. Обсуждение характера, поступков, мотивов персонажей. Работа над монологами: определение темы, идеи, поиск способа сценической подачи.

Работа над монологами (чтение; определение темы, идеи; поиск характера героя произведения, способа сценической подачи).

Работа над сценическим образом персонажа.

Отработка монологов; методов и способов подачи литературного материала.

5.3. Репетиционная работа

Практические занятия

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.

Работа над театральными миниатюрами:

  • работа актеров над ролью;
  • работа над сценическим образом персонажей;
  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
  • поиск пластического решения отдельных эпизодов;
  • мизансценирование;
  • освоение сценической площадки;
  • репетиция в выгородках.

Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Изготовление декораций, бутафорий, деталей костюмов, подбор грима. Музыкальное оформление и дополнительные эффекты.

Монтировочная (сводная) репетиция.

Прогонные репетиции с записью на диктофон, видео с последующим обсуждением и анализом.

Генеральная репетиция.

Сдача творческой программы.

Итоговое занятие

Практические занятия

Творческая программа «Арт-СаквояжЪ» для родителей. Демонстрация навыков, приобретенных во время занятий по сценической речи, мастерству актера, сценическому движению.

Перспективы работы в следующем учебном году.

 

Ожидаемый результат

По итогам первого года обучения учащиеся будут

знать:

  • виды и жанры театрального искусства,
  • основы театрального этикета, профессии, связанные с театральным искусством;
  • упражнения на развитие дикции, дыхания, артикуляции, пластичности и гибкости;

владеть:

  • основами сценической речи;

 уметь:

  • работать над образами героев;
  • образно мыслить;
  • ощущать себя в сценическом пространстве;
  • выполнять этюды и упражнений на взаимодействие с воображаемыми и реальными предметами, друг с другом;
  • владеть навыками координации движений, пластичности, сценической выразительности, взаимодействия актеров на сцене;
  • работать над малыми театральными формами.

 

Репертуар

  • Стихотворения:

С.Маршак «Багаж», «Про одного ученика и шесть единиц», «Мастер-ломастер»;

  • Басни:

И.Крылов «Квартет», «Ворона и лисица», «Две собаки»;

  • Инсценировки по рассказам:

М.Зощенко «Находка», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок», «Не надо врать»;

Н.Носов: «Фантазеры».

В.Драгунский: «Денискины рассказы».

 

2-й год обучения

Обучающие задачи:

  • развивать навыки сценической речи, сценического движения и актерского мастерства;
  • формировать навыки самовыражения через движение и слово;
  • формировать умения владеть своим телом, действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
  • развивать воображение и веру в сценический вымысел;
  • обучить технологии работы над ролью, постановки спектакля.

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов
всего часов в том числе
теорети-ческие практи-ческие
  Вводное занятие 3 1 2
1.      Театральная сцена и ее законы 12 6 6
2.      Основы культуры и техники речи 27 9 18
2.1. Техника речи 9 3 6
2.2. Речевые средства выразительности 9 3 6
2.3. Развитие связной и образной речи 9 3 6
3.      Сценическое движение 33 12 21
3.1. Пластика 9 3 6
3.2. Постановка сценических движений 9 3 6
3.3. Работа с жестами 6 3 3
3.4. Пластическая импровизация 9 3 6
4.      Мастерство актера 45 9 36
5.      Работа над миниатюрой, литературным произведением 93 28 65
5.1. Репертуар, распределение ролей 6 3 3
5.2. Разбор произведения  по основным событиям, характерам, логике персонажей 15 7 8
5.3. Репетиционная работа 51 12 39
5.4. Создание реквизита и декораций 12 3 9
5.5. Театральный грим, костюм 9 3 6
  Итоговое занятие 3 3
      ИТОГО: 216 65 151

 

Содержание программы

Вводное занятие   

Ознакомление с программой, планом работы на второй год обучения, расписанием занятий. Правила безопасного поведения, пожарной безопасности.

Практические занятия

Чтение наизусть (стихотворения, басни, отрывка из прозы), рассказ интересного случая из собственной жизни.

  1. Театральная сцена и ее законы

Виды театров. Экскурс в историю. Взаимосвязь театра с другими видами искусства (кино, литература, изобразительное искусство, музыка). Закрепление материала о жанрах театрального искусства: водевиль, буффонада, комедия, драма, мелодрама, трагедия, мюзикл и др.

Знакомство с техникой сцены.

Правила поведения актера на сцене.

Практические занятия

Квест-игра «Жанры театрального искусства».

Посещение и обсуждение спектаклей (совместно с родителями). Экскурсия за кулисы, творческая встреча с актерами.

  1. Основы культуры и техники речи

2.1. Техника речи

Основной принцип речи. Подчинение всех элементов техники звучания голоса – действию.

Ритм речи. Скорость речи. Интонация. Понятие «речевая импровизация».

Практические занятия

  • Дыхательные упражнения «Свечка», «Погреем руки»,  «Снайпер», «Упрямая свечка», «Львенок греется», «Комарик», «Насосик»,  «Скакалка», «Два вдоха и два выдоха», «Дровосек»;
  • Упражнения на тренировку речевого аппарата «Парикмахер — неудачник», «Сони», «Эхо», «Поезд», «Весенние голоса», «Едем, едем на тележке», и другие.
  • Отработка чистоты произношения гласных и согласных звуков;
  • Отработка правильного произношения сложных слов.
  • Усложненные скороговорки, чистоговорки в образе.

Упражнение на исследование возможностей звуковой импровизации: «Звуковой суп», «Звучащее тело» в различных его вариантах, «Вытащи слово», «Словесный круг», «Задай  вопрос» и др.

2.2. Речевые средства выразительности

Единство взаимосвязанных компонентов речи: мелодики, силы голоса (интенсивности), длительности, темпа речи, тембра голоса, пауз и ударений.

Прослушивание в записи стихов и рассказов в исполнении известных актеров, мастеров сценической речи: Ф.И. Шаляпина, Р.Зеленой, Ю.Б. Левитана, Т.Дорониной и т.д.

Практические занятия

Упражнения на развитие диапазона голоса «Этажи», «Оркестр».

Упражнения на свободное звучание, посыл и полетность голоса: «Мимозы», «Доканючу», «Стихотворение», «Далеко – близко», «Звукорежиссер», «Кью-икс», «Три улыбки».

Отработка вариаций темпа, ритма речи, громкости, силы голоса, интонации, паузы при чтении стихотворений, басен, фрагментов текстов спектаклей.

Выразительное чтение детских литературных произведений разных жанров.

2.3.  Развитие связной и образной речи

Образная речь. Условия развития связной образной речи. Техники развития образной речи.

Практические занятия

Игры со словами, развивающие связную образную речь: «Назывной рассказ или стихотворение», «На что похоже задуманное?», «Рассыпься!», «Обвинение и оправдание».

Игры на развитие языковой догадки: «Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна».

Сочинение небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.

  • Импровизированный рассказ «Самый яркий день моей жизни», «Дело было зимой…», «Однажды в школе» и др.
  • Описание события из жизни учащихся, воображаемого события. Передача эмоциональности, образности.
  • Пересказ художественного произведения (сказки).
  • Словесное действие. Воздействие текстом на партнера.
  1. Сценическое движение

3.1. Пластика

Понятия пластичности, выразительности движений. Ориентировка в пространстве. Мышечное напряжение и расслабление. Координация движений. Техника выполнения упражнений.

Практические занятия

Элементы разминки, растяжки, общеразвивающей гимнастики.  Упражнения на равновесие, освобождение мышц.

Упражнения на развитие ритмичности, освоение темпо-ритма.

Позы стоя и сидя.

Работа над осанкой и походкой.

Этюды на закрепощение и раскрепощение мышц.

Построение пластической фразы.

Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие естественных психомоторных способностей учащихся, свободы и выразительности телодвижений. Преодоление боязни выступления на сцене.

Имитация походки: «бабушка», «дедушка», «толстяк», «худышка», «великан», «карлик».

Пантомимический этюд «Тень».

3.2. Постановка сценических движений

Композиция и группировка актеров на сцене. Визуальные линии на сцене.

Направление движения актѐров. Техника выполнения упражнений.

Практические занятия

Отработка позиции начала и завершения движения, навыков координации движений в пространстве, управления скоростью движения, контроля за движением; темпо-ритма физического действия, управления амплитудой, мягкости и непрерывности движений, сохранения баланса.

Сценический бой. Отыгрывание удара. Отработка падений. Основы фехтования.

Работа над рече-двигательной координацией.

Упражнения и этюды «Один делает, другой мешает», «Движение в образе», «Ожидание», «Диалог», «Фиксированные точки», «Воображаемая поверхность», «Веревочки», «Мячик», «Пушинка», «Пластилиновые люди», «Качели», «Море волнуется», «Змея», «Замороженные», «Скульптура», «Плоскости», «Пушинка», «Крылья», «Невидимая нить», «Походки», «Животные», «Охота за воображаемой мухой», «Платки и палки».

Групповые упражнения на координацию движений.

Имитация поведения животных.

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

3.3. Работа с жестами

Язык жестов. Выразительность рук и ног актера. Техника выполнения упражнений.

Практические занятия

Отработка выразительности движений кистями рук, ногами. Пластические этюды «На ветру», «Полет птицы», «Веер», «Угроза», «Высокие ступеньки», «Осторожно, яма!», «Покорение Эвереста», «Мельница», «Волна», «Усталость», «Страх», «Изобрази предмет».

Беспредметные этюды: вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.

3.4. Пластическая импровизация

Понятие импровизации. Гармоничное сочетание движения с музыкой. Значение импровизации в работе актера. Техника выполнения упражнений.

Практические занятия

Работа над пластичностью и выразительностью тела, смелостью и свободой движений.

Импровизации на тему конкретного характера, профессии: старик, вор, милиционер, учитель, врач, кондуктор, продавец, дебошир, «милашка», «крутой».

Импровизация под разную музыку: на заданную тему; на свободную тему.

Контактные и бесконтактные импровизации «Сто способов открыть дверь», «А что, если…», «Пропасть», «Танец тишины», «Шаг в будущее».

  1. Мастерство актера

Площадка (сцена) и зритель, баланс внутреннего  и внешнего внимания. Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей.

Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Технология построения этюда.

Взаимосвязь пластики и речи, вариантности воплощения упражнений и этюдов в актёрском  мастерстве.

Работа актёра над собой в творческом процессе воплощения.

Практические занятия

Индивидуальные и групповые этюды на вариантность воплощения в актёрском мастерстве: «Оживи предмет» (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы, игрушки в магазине, книги в детской библиотеке и т.д.), «Превращение предметов (комнаты в магазин,  бассейн, космический корабль и т.д.)».

Упражнения и этюды на развитие фантазии и навыков импровизации «Абсурдные диалоги», «Оправдай поведение», «Необыкновенный концерт», «А что было бы, если бы…», «Мы с вами оказались…», «Взрыв», «Переход», «Мимикрия», «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных (курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака);

Сценические этюды по группам: «Кораблекрушение», «Темнота», «Розыгрыш», «Сюрприз», «Прийти, чтобы уйти», «Прийти, чтобы остаться», «Экскурсовод в музее восковых фигур»,  «Инспектор ГАИ на перекрестке», «Капризный ребенок в магазине игрушек»,  «Начальник на стройке» и т.д.

Упражнения на умение оправдывать свое поведение (действие) той или иной нафантазированной причиной.

Сочинение сказок, историй, разыгрывание ситуаций на предлагаемые обстоятельства.

Сочинение и инсценировка рассказов по отдельным фразам, словам, наблюдениям.

  1. Работа над миниатюрой, литературным произведением

5.1. Подбор репертуара, распределение ролей

Знакомство со структурой спектакля (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Конфликт – движущая сила в спектакле. Фрагмент как составная часть сюжета. Работа актера над ролью: актерская выразительность, характерность. Взаимоотношение персонажей. Мизансцена как основное выразительное средство режиссуры и один из элементов создания образа.

Практические занятия

Читка и обсуждение репертуара.

Внимательное прочтение выбранных отрывков литературного материала, театральных миниатюр. Определение темы, идеи, жанра, характеров действующих лиц, их поведения.

Распределение ролей с учетом пожеланий юных артистов и представителей родительского актива. Поиск наиболее ярких голосовых данных и соответствующих черт характера к определенному герою.

5.2. Разбор произведения  по основным событиям, характерам, логике персонажей

Работа над ролью в учебном спектакле: анализ событий пьесы, определение сверхзадачи спектакля. Создание биографии своего героя, исходя из предлагаемых обстоятельств, данных автором. Поиск сквозного действия спектакля и роли, событий и препятствий на пути достижения цели. Поиски внутренней и внешней характеристики образа. Стремление к «перевоплощению», предполагающему глубокое проникновение в поступки и отношения персонажей, овладение целями, взглядами, мыслями, стремлениями своего героя.

Действенная формула: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

Работа актера над ролью: актерская выразительность, характерность. Работа с текстом пьесы. Характеристика роли, ремарки автора. Сверхзадача и мораль произведения.

Чтение произведения по ролям. Обсуждение характера, поступков, мотивов персонажей. Работа над монологами: определение темы, идеи, поиск способа сценической подачи.

Практические занятия

Работа над монологами (чтение; определение темы, идеи; поиск характера героя произведения, способа сценической подачи).

Работа над сценическим образом персонажа.

 

5.3. Репетиционная работа

Практические занятия

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене.

Работа над театральными миниатюрами:

  • работа актеров над ролью;
  • работа над сценическим образом персонажей;
  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях;
  • поиск пластического решения отдельных эпизодов;
  • мизансценирование;
  • освоение сценической площадки;
  • репетиция в выгородках.

Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения (совместно с родительской общественностью). Музыкальное оформление и дополнительные эффекты.

Монтировочная (сводная) репетиция.

Прогонные репетиции картин, актов, действий, всей пьесы с записью на диктофон, видео с последующим обсуждением и анализом. Уточнение смысловых акцентов в развитии действия пьесы (ритма и темпа главных событий в их последовательном развитии), закрепление мизансцен, выявление недочетов и устранение их путем повторных репетиций всей пьесы.

Репетиции технические, выделение ответственных за перестановку декораций, работу со светом, музыкальное оформление спектакля, порядок за сценой,  занавес.

Генеральная репетиция, сдача творческой программы.

Премьера спектакля.

Обсуждение спектакля в коллективе, с родителями и исполнителями, со зрителями, внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Повторные показы спектакля.

5.4. Создание костюмов,  реквизита и декораций

Роль реквизита и декораций в передаче идеи произведения. Использование подручных средств для изготовления костюмов и декораций.

Практические занятия

Обсуждение костюмов и декораций, разработка конструктивного решения программы миниатюр.

Подбор костюмов, декораций и реквизита. Изготовление декораций, бутафорий, деталей костюмов (с привлечением родительской общественности).

5.5Театральный грим

Форма и пропорции тела и лица. Наиболее распространенные виды грима. Прически.

Техника грима. Приемы нанесения общего тона. Румяна. Подводка глаз. Светотень.

Гигиена грима и технических средств в гриме.

Практические занятия

Освоение технологии нанесения разных типов грима. Создание грима на заданную тему.

Нанесение грима актерам. Создание прически.

Итоговое занятие

Практические занятия

Творческая программа «Театр-club»: попурри из спектаклей, поставленных в течение учебного года.

Ожидаемый результат

По итогам второго года обучения учащиеся будут

знать:

  • виды театров, жанры театрального искусства;
  • понятие «выразительные средства» в работе актера;
  • приемы и формы работы над ролью;
  • понятие «фрагмент» как составная часть сюжета;
  • сверхзадачу и мораль произведения;
  • действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

уметь:

  • свободно общаться с аудиторией;
  • владеть основами сценической речи, правильного дыхания, голосового посыла;
  • работать над ролью;
  • взаимодействовать с партнерами;
  • строить отношения со сверстниками в коллективе.

Репертуар

  • С.Я. Маршак «12 месяцев»,
  • Ш.Перро «Золушка»,
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»,
  • Е.Исаева «Про мою маму и про меня»,
  • Г.Х. Андерсен: «Снежная королева», «Девочка со спичками»

 

Формы подведения итогов реализации программы

Критериями для диагностики освоения программы и личностного развития учащихся являются:

  • динамика роста исполнительской культуры учащихся с учетом исходного уровня подготовки и их активности на занятиях;
  • проявление учащимися интереса к художественному творчеству, развитие умения передавать свое настроение;
  • активность в ходе творческих ситуаций, способность пользоваться приобретенными знаниями, умениями и навыками.

Диагностика осуществляется с помощью следующих методов:

  • наблюдение;
  • опрос;
  • творческая программа;
  • беседы с учащимися и их родителями.

Формой проведения итогового занятия является творческая программа, в которой учащиеся демонстрируют материал, изученный в течение учебного года.

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • открытое занятие,
  • итоговое занятие,
  • демонстрация поставленных миниатюр, этюдов, спектаклей на мероприятиях ЦДО ДиМ «Светоч» г. Минска, района, города,
  • выступления в детских садах, детских домах, больницах с благотворительными программами.

 

Формы и методы  реализации программы

Основными педагогическими условиями успешного освоения программы учащимися выступает разнообразие изучаемых направлений театрального искусства, практико-деятельностный характер образовательного процесса, применение изученных навыков в постановке миниатюр, этюдов, спектаклей.

Обучение по программе объединения по интересам «Театральные миниатюры» включает в себя следующие направления: основы сценической речи, сценического движения, мастерство актера, работу над малыми театральными формами, литературным произведением, что позволяет учащимся познакомиться и овладеть основными направлениями актерского мастерства.

Освоение сценической речи помогает актеру придать каждому слову ту духовную силу, которая активно воздействовала бы на воображение и убеждение зрителей. Для того, чтобы овладеть техникой сценической речи, для участников коллектива проводятся занятия по отработке технических и голосовых навыков (дикция, дыхание, орфоэпия, освоение логических знаков речи). Работа над речью способствует формированию умения правильно и точно передавать смысловую нагрузку литературного произведения, развивает воображение, расширяет словарный запас учащихся. Работая с учащимися на занятиях по  сценической  речи, педагогу необходимо не только досконально знать свой предмет, но и руководствоваться принципом «не навреди». Неправильно выполненные упражнения влекут за собой перегрузку связок, которая чревата образованием узелков, возникновением фарингитов и несмыканием связок. Постоянный контроль со стороны педагога – обязательное условие в работе над голосом и речью.

Основы сценического движения являются неотъемлемой частью работы актера над собой и над ролью. Максимум движений – один из практических принципов театрального воспитания, поскольку актер мыслит телом, движущимся в пространстве сцены. В раздел этой дисциплины включены упражнения на развитие пластичности и гибкости, пластической выразительности, работа с жестами и пластическая импровизация.

Раздел программы «Мастерство актера» позволяет сочетать индивидуальную работу над словом и действием с коллективной. На занятиях учащиеся овладевают умениями и навыками сценического действия, включающего в себя упражнения и этюды на развитие внимания, воображения, фантазии, передачу отношения к предметам, явлениям и людям в их единстве. В работе над этюдами участники коллектива учатся выстраивать логику своего поведения, логику мысли, сценического действия на основе взаимодействия с внешним миром. Сюжетные этюды на заданные темы помогают глубже разобраться в поступках действующих лиц, найти верное самочувствие в сценических (вымышленных) условиях, правильно определить  основную идею  литературного материала.

Наряду с освоением навыков актерского мастерства, учащимся необходимо и овладение навыками чтеца. Творческая работа над литературным материалом развивает образное мышление, речь, обогащает внутренний мир, укрепляет память, способствует овладению техникой сценической речи.

Основным разделом программы является раздел «Работа над миниатюрой, литературным произведением», включающий в себя подбор репертуара, распределение ролей, разбор произведения по основным событиям, характерам, логике персонажей, репетиционную работу.

Важной задачей совокупности всех направлений является принципиальная нацеленность занятий на формирование актерских умений юных исполнителей, в основе которых лежит развитая способность реализовывать сценическое действие, то есть действие целесообразное, осмысленное. Навыки, полученные в процессе обучения, реализуются учащимися в конкретной творческой работе в виде этюдов, сценических номеров, концертных выступлений и спектаклей, которые исполняются для зрителей в течение каждого учебного года. Материал для постановок подбирается таким образом, чтобы каждый ученик играл разноплановые роли, в различных жанрах и стилях.

Содержание, сложность и глубина художественных образов должны соответствовать возрасту учащихся, быть доступными для сценического воплощения. Кроме возрастных особенностей, важным для педагога также является учет уровня развития учащихся, их подготовленности, личностных особенностей, интересов и творческих возможностей.

В работе объединения по интересам уделяется большое внимание работе над оформлением спектакля, декорациями и костюмами, созданием грима, музыкальным оформлением. Эта работа способствует развитию воображения, творческой активности, позволяет реализовать и развивать творческие возможности учащихся.

Основными формами проведения занятий на первом году обучения являются  игра, упражнения и этюды на развитие актерских навыков, беседа, дискуссия, чтение, анализ и инсценировка небольших художественных произведений, импровизация.

На втором году обучения добавляется работа над постановкой более объемных литературных произведений. Вся работа  группы второго года обучения строится вокруг постановки художественного произведения, что предполагает использование таких форм занятий, как репетиция, анализ своей деятельности по результатам  выступлений, изготовление декораций, театрального реквизита, костюмов, освоение театрального грима и пр. В процессе работы педагогом используются не только групповые, но и индивидуальные занятия, занятия в малых группах (по 3-5 человек).

На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с основными понятиями, правилами и спецификой театральной деятельности. На практических занятиях отрабатываются основные принципы и приемы актерского мастерства, культуры речи и движений, проводится репетиционная и постановочная работа. Во время занятий педагог добивается того, чтобы все участники пытались максимально ярко и точно выполнять задания.

Важной формой занятий являются посещение профессиональных и любительских театров, где учащиеся напрямую знакомятся с деятелями театрального искусства и процессом подготовки спектакля, посещая гримерные, костюмерную и т.д.

Организация образовательного процесса в студии зависит от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При изучении всех разделов программы важно использовать индивидуальный подход к каждому ученику. В связи с тем, что учащиеся имеют различный уровень подготовки и возможности, педагог должен помочь каждому учащемуся поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. С первого года обучения необходимо проведение индивидуальной работы с учащимися различной направленности: для одних – это снятие мышечных зажимов, устранение дефектов речи; для других – дальнейшее развитие природных задатков и т.д.

Для этого целесообразно использовать метод эмоционального стимулирования – создание на занятиях ситуаций успеха с помощью специально созданных педагогом цепочек ситуаций, в которых ребенок добивается значимых результатов. Это способствует возникновению у учащегося чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.

Ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе выступает метод исследовательской деятельности. Он дает учащимся возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы учащихся в самостоятельный творческий поиск для развития креативного мышления.

Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций – представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Это способствует сплочению коллектива, выявляет характер и личностные качества учащихся.

Также в работе студии широко используется метод импровизации, который позволяет выявить и развить у учащихся скрытый творческий потенциал, а также помогает провоцировать их на контактность, открытость, позитивное отношение к себе, друг другу и окружающему миру в целом.

Особенностью программы является создание условий для включения в деятельность объединения по интересам родителей учащихся, что позволяет сформировать коллектив как единое целое, объединить в большую семью педагога, детей и родителей. Сотрудничество с родителями нацелено на продолжительное и систематическое взаимодействие. На протяжении всей реализации программы родители учащихся принимают активное участие в обсуждении идей и подборе репертуара, изготовлении костюмов, реквизита и декораций, организации взаимодействия учащихся с представителями творческих профессий (в том числе из состава родительской общественности). Подобное взаимодействие с родителями обеспечивает открытость и прозрачность образовательного процесса, что способствует развитию доверия и интереса родителей к деятельности объединения по интересам.

Учащиеся объединения по интересам «Театральные миниатюры» ежегодно принимают участие в массовых мероприятиях ЦДО ДиМ «Светоч»    г. Минска: постановке Новогоднего спектакля, праздниках, посвященных Дню города Минска, Дню Независимости Республики Беларусь, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню; фестивале «Лауреат года», а также взаимодействуют с учреждениями общего среднего и дошкольного образования Советского района.

Кроме того, важное значение имеет включение учащихся студии в благотворительную деятельность. Ежегодно коллектив выступает с миниатюрами и спектаклями в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов, Республиканском научно-практическом центре детской онкологии, гематологии и иммунологии, детских домах в рамках благотворительной акции «Рождественский подарок». Участие в благотворительной деятельности не только сплачивает коллектив, но и способствует социализации, формированию у учащихся чувство сопереживания, желание и умение заботиться и помогать другим людям.

 

 

Литература и информационные ресурсы

Литература для педагога

  1. Альшиц, Ю. Тренинг Forever. / Ю. Альшиц – М.: ГИТИС, 2010, — 256 с.
  2. Бартоу, А. Актерское мастерство. Американская школа. /  – М.: Альпина нон-фикшн, 2014, — 410 с.
  3. Бутенко, Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. Учебное пособие. / Э. Бутенко – М.: Планета музыки, 2018, — 410 с.
  4. Егошина, О. Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского. / О. Егошина – М.: ОГИ, 2014, — 44 с.
  5. Кнебель, М. О действенном анализе пьесы и роли. Учебное пособие. / М. Кнебель – М.: Планета музыки, 2018, — 204 с.
  6. Кнебель, М. Слово в творчестве актера. Учебное пособие. / М. Кнебель – М.: Планета музыки, 2018, — 152 с.
  7. Козлянинова, И.П., Промптова, И.Ю. Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: ГИТИС, 2002, – 511 с.
  8. Кофлер, Л. Забота о голосе. Золотое правило здоровья. Учебное пособие. / Л. Кофлер – М.: Планета музыки, 2018, —  64 с.
  9. Кох, И. Основы сценического движения. Учебное пособие. / И. Кох – М.: Планета музыки, 2016, — 256 с.
  10. Кречетова, Р. Режиссер и другие. / Р. Кречетова – М.: Навона, 2016, — 392 с.
  11. Мерлин, Б. Актерское мастерство. Теория и практика. / Б. Мерлин – М.: Гуманитарный центр, 2017, — 256 с.
  12. Станиславский, К. Работа актера над собой. / К. Станиславский – М.: АСТ, 2018, — 672 с.
  13. Таиров, А. Записки режиссера. Об искусстве театра. Учебное пособие. / А. Таиров – М: Планета музыки,2018, — 296 с.
  14. Товстоногов, Г. О профессии режиссера. Учебное пособие. / Г. Товстоногов – М.: Планета музыки, 2018, — 428 с.
  15. Чаббак, И. Мастерство актера: Техника Чаббак. / И. Чаббак – М.: Эксмо, 2016, — 416 с.
  16. Чехов, М. Тайны актерского мастерства. / М. Чехов, – М.: АСТ, 2018, — 288 с.

Литература для учащихся:

  1. Антонова, Е. В театре. Экскурсия за кулисы. / Е. Антонова – М.: Настя и Никита, 2017, — 14 с.
  2. Барик, М. Кукольный театр. / М. Барик – М.: Мелик-Пашаев, 2014, — 88 с.
  3. Дотремер, Р. Маленький театр Ребекки. / Р. Дотремер – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017, — 200 с.
  4. Кондратенко, А. Театр. / А. Кондратенко, — М.: Издательский Дом Мещерякова, 2016, — 40 с.
  5. Лиепа, И.Театральные сказки. / И. Лиепа – М.: Рипол-Классик, 2014, — 80 с.
  6. Соя, А. Ёжкин театр. / А. Соя – М.: Речь, 2015, — 104 с.
  7. Схапман, К. Мышкин дом. Самми и Юлия в театре. / К. Схапман – М.: Пешком в историю, 2015, — 64 с.
Предыдущая статьяСтудия реконструкции балов «Carnet de bal»
Следующая статьяПозитив
metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас