Методические мероприятия ТЬЮТОРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МУЗЫКА ВСЕМ НУЖНА»

ТЬЮТОРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МУЗЫКА ВСЕМ НУЖНА»

-

- - -

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА Г.МИНСКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ОРИОН» Г.МИНСКА»

 

Отделение дополнительного образования по направлению деятельности

«Вокально-инструментальное и хореографическое творчество»

 ТЬЮТОРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МУЗЫКА ВСЕМ НУЖНА»

 Разработчик: педагог дополнительного образования

Соколова Татьяна Николаевна

Методическое сопровождение:

методист учебно-методического кабинета Стрельцова Марина Сергеевна

 

МИНСК, 2020

ПЛАН-КОНСПЕКТ родительского собрания в форме тьюториала

«МУЗЫКА ВСЕМ НУЖНА»

 Слайд 1

Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня для вас будет предоставлена презентация необычной формы роботы с родителями —родительское собрание в форме тьюториала. Тьюториал — это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей. В данном случае — это учебный тьюторский семинар для родителей в форме родительского собрания. А для этого, уважаемые коллеги, одна часть из вас будет «родителями», а другая «наблюдателями».

Слайд 2

Цель: повышение уровня музыкальной культуры родителей посредством их вовлечения в образовательный процесс.

Задачи:

вовлечь родителей в обсуждение вопроса о влиянии музыки на развитие личности ребенка;

определить пути решения важных вопросов для эффективного обучения ребенка через интеграцию усилий семьи и педагога;

подчеркнуть необходимость активного участия родителей для продуктивного обучения ребенка.

 

Ход собрания

Звучит классическая музыка.

Педагог:

Добрый день, уважаемые родители! Рада, что вы пришли на наше родительское собрание, которое сегодня пройдет в форме тьюториала. Надеюсь, вам понравится такая форма работы. Тема собрания «Музыка всем нужна». Сначала попрошу вас заполнить эти анкеты.

Слайд 3

Анкета

  1. Имеете ли Вы музыкальное образование?
  2. Есть ли у вас дома какой-либо музыкальный инструмент?
  3. Знаете ли вы сферу интересов вашего ребенка?
  4. Можете ли вы помочь в формировании интереса ребенка к обучению в музыкальной школе?
  5. Готовы ли вы к сотрудничеству с педагогом для успешного обучения вашего ребенка в объединении?

 

Педагог:  Музыка всем нужна. Согласны ли вы с этим утверждением?

Родители отвечают на вопрос педагога

Педагог:

Конечно, музыка для гармоничного развития личности ребенка просто необходима. Но в процессе обучения могут возникнуть проблемы. Сегодня мы постараемся найти ответы на вопросы, которые у нас возникли. В центре нашего внимания находится основной вопрос: зачем учить музыке ребенка или что это дает?

 

  1. Основная часть собрания.

Педагог:

Многие из вас уже задумывались о том, каким вырастет ваш ребенок, что именно вы можете сделать для того, чтобы он вырос образованным и культурным человеком, как развить его природные данные, привить любовь к искусству и музыке.

Предлагаем вашему вниманию концерт, в котором учащиеся, уже освоившие начальные навыки игры на фортепиано и продемонстрируют, чему они научились.

 

Слайд 4

Мини-концерт для родителей

«Вальс фиалок» Жук Карина

«You and me» Бородич Алиса

«Буги-вуги» Саманков Ваня

 

Педагог:

Развитие музыкальных способностей – не только способ приближения к ценностям культуры, но и эффективный способ развития различных способностей людей, путь к самореализации, прежде всего, как личности.

Очень часто музыкальные способности проявляются у детей с ранних лет. Ребенок хорошо поет, чувствует ритм, любит танцевать. И родители, видя его пристрастие, записывают в музыкальное объединение по интересам. Есть ли смысл в этих занятиях, если он не станет профессиональным музыкантом? Не секрет, что некоторые дети потом не подходят к инструменту. Некоторые забудут все то, чему учили на протяжении нескольких лет.

Перед многими родителями стоит вопрос: чем занять свободное время ребенка? И хочется, чтобы здесь сочеталась польза и красота. Во многих случаях выбор падает на бальные танцы, художественную гимнастику и, конечно музыку. Следует определиться и задать себе вопрос: зачем я отдаю ребенка учиться музыке? А нужно ли ребенку музыкальное образование? Для общего развития? Есть ли смысл в этих занятиях, если он не станет профессиональным музыкантом? Чтобы без дела не болтался? Чтобы приобщался к прекрасному?

Главное, чтобы вы сами точно знали, зачем это нужно. Нужно отчетливо представлять, что совмещать нагрузки в школе и нашем объединении будет совсем непросто. Занятия посещать нужно обязательно, а, кроме этого, необходимо выполнять и ежедневные домашние занятия. Но в итоге самое главное — что приобретет мой ребенок, обучаясь музыке? Это вполне закономерный вопрос.

У родителей возникают вполне обоснованные вопросы. Самые распространенные из них – это тревога по поводу наличия или отсутствия у ребенка музыкального слуха, способностей, и вообще —  не помешают ли занятия музыкой основной учебе в школе?

Распространенное мнение о том, что музыкальным слухом обладают лишь одаренные дети — заблуждение.  Музыкальным слухом обладает каждый человек, только степень его выражения у людей различна. Тем более,  что музыкальный слух развивается в процессе обучения. Главное, чтобы ребенку нравилось заниматься музыкой, а учение не превратилось в мучение.

Так как вы уже присутствуете на нашем собрании, то понятно, что вы сделали свой выбор в пользу этого королевского инструмента, ведь фортепиано в переводе с французского означает «королевский».

 

Педагог:

Слайд 5

Давайте попытаемся определить положительные моменты обучения. Педагог вместе с родителями выводит эти «плюсы»:

Родители отвечают

Слайд 6

Педагог дополняет:

ребенок будет постоянно занят, у него не будет времени на вредные привычки и сомнительные компании;

ребенок научится играть на музыкальном инструменте;

обучение музыкой делает детей более организованными и собранными, они умеют планировать и распределять свое время, а это всегда пригодится в будущем.

 

Педагог:

А теперь такой вопрос:

Слайд 7

Готовы ли вы к тому, что ребенок не достигнет особых высот в музыке? Стоит ли родителям беспокоиться о потраченном времени и силах ребенка, средствах на его музыкальное обучение? Была ли польза от такого образования или это пустая трата времени и ребенку следовало заняться другими видами деятельности и обучения?

На вопросы отвечают родители и делятся мнением.

 

Педагог:

Слайд 8

Мы говорили о «плюсах», а теперь давайте проследим цепочку компетенций, которые приобретает учащийся в процессе обучения.

Здесь действует следующий механизм:

с ростом компетентности растет и чувство уверенности в себе, повышается самооценка;

с ростом самооценки появляется желание заниматься этой деятельностью, так как когда что-то получается хорошо, человек хочет идти дальше, то есть совершенствовать свои навыки;

когда человек овладевает ремеслом, появляется и желание творить, то есть нужно научиться пользоваться инструментом для творчества;

а вот когда уже есть желание творить, то человек начинает от этого процесса получать удовольствие.

Если ребенок проходит эту цепочку развития своей компетентности в какой-либо деятельности, то его социальный статус в глазах сверстников непременно повышается, и такие дети чувствуют себя гораздо увереннее в среде ровесников, так как видят мир с «иной точки зрения», не доступной другим.

 

 Ответы на вопросы  «Дерево проблем»

Слайд 9

Педагог:

Как известно, образование — это не способ накопления знаний и умений, а способ воспитания своего ума, подхода к различным явлениям, способности воспринимать и осваивать новые идеи и способы действий.

Сегодня мы постараемся найти ответы на вопросы, которые выросли на «ДЕРЕВЕ ПРОБЛЕМ». Накануне вы задавали вопросы, которые крепили на это «дерево», я подготовила ответы на ваши вопросы.

Родители срывают листочки, оглашают вопрос, а педагог отвечает.

 

1.Родитель: Как часто надо играть на инструменте. Сколько раз в неделю?

Ответ: Каждый день. Это не школьные уроки, которые делаются накануне уроков.

  1. Родитель: Сколько времени надо играть дома?

Ответ: Для детей 6-7 лет 30-45 мин в день. Учащиеся старше этого возраста по 1-1.5 часа.

3.Родитель: Обязательно ли выполнять домашнее задание?

Ответ: Да. Не выполненное домашнее задание-это значит топтание на месте. Нет продвижения вперед.

  1. Родитель: Обязательно ли иметь дома музыкальный инструмент?

Ответ: Если он изначально есть, то хорошо. В дальнейшем обязательное приобретение. На чем же ученик будет выполнять домашнее задание.

5.Родитель: Где в квартире должен стоять инструмент?

Ответ: В освещенном месте, желательно чтобы свет падал с левой стороны.

  1. Родитель: Как заставить ребенка сесть за инструмент для выполнения домашнего задания?

Ответ: Простимулировать (не деньгами). Можно прослушать в ютубе это произведение в исполнении такого же по возрасту ученика вместе с ребенком.

7.Родитель: Должен ли родитель конролировать процесс выполнения домашнего задания?

Ответ: По возможности должен быть контроль. Ученик должен это чувствовать. Например: звонок мамы с работы о напоминании прийти на занятие, выполнить домашнее задание. Если мама или папа учились ранее музыке — это вообще хорошо. Родитель, прежде всего, должен интересоваться дневником. Прочесть задание вслух и проконтролировать исполнение.

8.Родитель: Можно ли не посещать уроки музыки на каникулах?

Ответ: Надо посещать. Если учащиеся не болеют и не уехали на время каникул из города. Наше учебное заведение называется внешкольное. Поэтому вне школы учащиеся должны быть у нас, а не на улице.

 

Больше всего вопросов на «Дереве проблем» было связано с тем, что дает музыка ребенку и стоит ли тратить время на занятия?       

 

Педагог: Я подготовила несколько своих доводов (доказательств) о пользе музыки, но пока их не буду раскрывать. Вам предлагаются темы, а вы обдумайте их и выберите самые сильные аргументы в пользу занятий музыкой.

 

Слайд 10

Аргументы о пользе обучения музыкой

 

  1. Развитие музыкального слуха. Даже если ваш ребенок не планирует связать свою жизнь с музыкой, умение чисто и хорошо петь ему не помешает. Ученые выяснили, что дети, занимающиеся на музыкальном инструменте в раннем возрасте (до пяти лет), имели расширенные мозговые ответы на более сложные звуки. Их слух был намного лучше, чем у тех, кто в детстве не уделял внимание музыке. Это подтверждает гипотезу о том, что слух, развитый в раннем возрасте, остается с человеком на всю его оставшуюся жизнь.
  2. Повышение уровня культуры. Благотворное воздействие классической музыки на личность ребенка. Учащиеся расширять свой кругозор. Получат знания о музыкальных направлениях, композиторах, истории музыки. Музыка снижает агрессию и развивает эстетический вкус.
  3. Музыка – это воспитание характера. Развитие усидчивости и трудолюбия. Занятия музыкой помогают дисциплинировать и приучить себя к систематическому труду. Это один из лучших способов развить терпение, аккуратность в работе, сосредоточенность, волю и характер. Ребенок более организован, умеет правильно распределять свое время. Преодолевая лень и неусидчивость, учится достигать поставленной цели трудом.
  4. Развивается координация движений. Пригодится не только в музыке, но и в других профессиях и сферах человеческой деятельности. Исследования показали, что соединение сразу нескольких видов деятельности очень развивает координацию. Развитие мозга у малышей напрямую зависит от развития ловкости пальцев. Кроме того, правая и левая рука совершают подчас абсолютно разные движения, играют с разной динамикой, как правило, левая рука должна играть тише, чтобы не мешать мелодии в правой руке. Все это способствует улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями.
  5. Рост уровня интеллекта и развитие речи. Как показали совместные исследования ученых разных стран, занятия музыкой в детстве благотворно влияют на развитие слуха и интеллекта. Интеллектуальный уровень занимающихся музыкой повышается на 33%. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Доказано, что дети, обучающиеся музыке, опережают сверстников в развитии: они лучше и быстрее читают, грамотнее говорят, лучше воспринимают и обрабатывают информацию, по успеваемости превосходят тех, которые музыкой не занимаются. Отмечена прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Музыка ведет прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием. Музыкантам легче даются иностранные языки: развитая память и хороший слух помогают быстро запоминать иноязычные конструкции и положительно влияют на произношение.

У ребенка равномерно развиваются оба полушария мозга, так как на музыкальном инструменте играют двумя руками. Изучение теории музыки способствует развитию абстрактного мышления. Исполнение музыки тренирует пространственное мышление. Запоминание нотных текстов, музыкальных обозначений, звучания интервалов, аккордов, ладов и прочего развивают постоянную память. Все это ведет к общему росту уровня интеллекта. Причем все приобретенные навыки имеют долгосрочный эффект позитивного воздействия музыкального воспитания на развитие мозга.

  1. Ребенок в большей степени защищен от чего? От компьютерных игр и интернет-зависимости, минимизировано влияние улицы.
  2. Повышение уверенности в себе. Дети, которые занимаются в музыкой, очень часто выступают, поэтому в них воспитывается артистичность, умение выступать перед аудиторией. Участие в концертах помогает ребенку справиться со страхом публичных выступлений.
  3. Музыка – здоровье бережет. Пение расширяет возможности дыхательного аппарата, уменьшает количество простудных заболеваний. Игра на инструменте и слушание музыки оказывает лечебное воздействие на весь огранизм в особенности на психику.
  4. Музыка влияет на социальное поведение детей. Круг общения у таких детей несколько иной: они общаются с более интеллектуальными сверстниками. По данным американского исследователя, дети, которые изучают музыку, вовлечены в преступную деятельность меньше, те, кто играл на инструменте, почти не вовлекаются в преступные группировки, а те, кто знают ноты и умеют читать с листа, преступниками не становятся вообще никогда.

Слайд 11

Педагог:

Занятия музыкой сближают детей и родителей.

Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах. Или, например, когда родители, умеющие играть, аккомпанируют маленькому скрипачу или певцу. Сближают и совместные домашние концерты. Далеко не все дети любят быть солистами. Куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой.

Формируются эстетические чувства и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Музыка позволит ребенку лучше воспринимать красоту окружающего мира, развивает его внутренний духовный мир. И это точнее всего описывает основное влияние музыкального образование на развитие творческой разносторонней полноценной личности.

Педагог:

Слайд12

Говоря о важности и пользе занятий музыкой, хочется сказать такую фразу: «Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее».

Некоторые факты

Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости:

Слайд 13

Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене;

Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье;

Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Альберт Энштейн играл на скрипке.

 

Рефлексия.

Слайд 14

«Музыкальная шкатулка»

Педагог:

Сейчас, я предлагаю, на небольших карточках ответить, что вы хотели бы положить в эту музыкальную шкатулку и взять с собой в будущее с этого родительского собрания.

Родители отвечают на карточках и укладывают их в шкатулку.

 

Педагог:

На следующих встречах мы поговорим о том, как более эффективно организовать занятия ребенка в нашем объединении по интересам, как справиться с проблемой, если вдруг ребенок захочет бросить обучение, затронем многие вопросы, которые помогут сделать обучение успешным и результативным. Спасибо, что провели этот вечер с нами! До новых встреч!

Слайд 15.

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vTzEOvlYzx5hAHUQB0F0ibK_U7tXCgp6dO9N-05NTwhagAuWFyik4yxvumaiQZuYw/pub?start=false&loop=false&delayms=3000

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас