Учреждения дополнительного образования Маяк В здоровом теле – здоровый дух: подвижные игры и...

В здоровом теле – здоровый дух: подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе

-

- - -

В здоровом теле – здоровый дух: подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе

Составитель: Комлева Анна Николаевна, методист отдела технического творчества и спорта ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска».

В здоровом теле – здоровый дух: подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе / Сост.: А.Н. Комлева, методист ОТТиС. – Минск : ЦДОДиМ «Маяк», 2015.

В сборнике представлены разработки подвижных игр и эстафет, рекомендованные для проведения на свежем воздухе в детских оздоровительных лагерях.
Адресуется педагогам, культорганизаторам и методистам учреждений образования для организации летней оздоровительной кампании.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………4
2. Подвижные игры на свежем воздухе ……………………………………..5
3. Эстафеты на свежем воздухе ………………………………………………9

Введение

Что такое летний лагерь? Это новые события, впечатления, свежий воздух, веселая компания. А игра – это прекрасный способ совместить приятное с полезным. Поэтому игры в летнем лагере всегда интересны и увлекательны.
Распорядок дня в детском лагере подразумевает множество мероприятий для веселого времяпрепровождения: общелагерные игры, игры у костра, спортивные, подвижные игры, игры на знакомство, розыгрыши. Игры на доверие и сплочение помогают формировать командный дух. Веселые и шутливые жмурки, фанты прекрасно поднимают настроение и заряжают позитивом. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, творческих способностей принесет ощутимую пользу детям всех возрастов.
Но особая роль в детском лагере принадлежит подвижным играм и эстафетам на свежем воздухе. Они вызывают в детях интерес и любовь к физическим упражнениям, учат их работать в команде, дружить, стремиться к победе и с достоинством принимать поражение. Чтобы игры в летнем лагере проходили весело и задорно, важно ориентироваться на потребности и интересы детей, их возраст. Тщательное объяснение правил и хода игры помогает предотвратить конфликты, установить границы. Спортивные игры и эстафеты для детей в детском лагере должны быть веселыми, несложными физически и не занимать слишком много времени. Задания конкурсов должны быть легко выполнимыми, ведь самое главное предназначение подвижных игр и эстафет — посеять зерно любви к спорту в детских сердцах!
В данном сборнике приведены разработки подвижных игр и эстафет на свежем воздухе, которые разнообразят детский досуг и откроют новые горизонты.

Подвижные игры на свежем воздухе
ЗДРАВСТВУЙТЕ
Все встают в круг лицом, плечом к плечу. Водящий идёт по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте!» Можно назвать ещё своё имя (это обговаривается в условиях игры). Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

ТРОПИНКА
Участники игры выстраиваются в цепочку друг за другом. Тот, кто стоит первым в этой цепочке, становится водящим. Все идут змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причём водящий преодолевает различные препятствия. По сигналу водящего первый игрок становится в конце змейки, а водящим становится тот, кто оказался первым игроком.

ГНЁЗДЫШКО
Дети приседают на корточки в кругу, взявшись за руки — это «гнёздышко». Внутри сидит «птичка». Снаружи летает ещё одна «птичка» — ведущий и даёт команду «Птичка вылетает!». «Гнездо» рассыпается, и все летают, как птицы. Ведущий командует: «В гнездо!». Все опять приседают. Кто не успел, тот становится ведущим.

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ
На расстоянии 1-1,5 м начертите две параллельные линии. От них отмерьте по 4-5 м и начертите ещё две линии. Первые две линии — это линии старта, вторые – «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, то есть на расстоянии 1-1,5 м. Команд две, одна из них – «воробьи», а другая – «вороны». Ведущий встаёт между командами и называет слова: «воробьи» или «вороны». Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьёв, которые пытаются убежать за вторую линию. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра заканчивается, когда в команде не останется ни одного играющего.

НЕВОД
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя покидать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача — поймать как можно больше «плавающих рыб», то есть остальных игроков. Задача «рыб» — не попасться в «невод». Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», то есть расцеплять руки водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной «рыбкой».
КАПКАНЫ
Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их. Это капканы, они располагаются на небольшом расстоянии друг от друга. Все остальные берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По команде ведущего (хлопку и т.д.) капканы «захлопываются», то есть, ребята, образующие капканы, опускают руки. Те играющие, которые попались в капканы, образуют пары и сами становятся «капканами». Победителем оказывается тот, кто не попадёт ни в один из капканов.

НАЙДИ ПЛАТОК
Все участники встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центре круга. Одному из играющих даётся в руки маленький платок. Он его передаёт другому, стоящему рядом, но так, чтобы не заметил водящий. У кого водящий заметит платок, тот и становится водящим.

АЙСБЕРГИ
Ведущий рисует на асфальте три круга разной величины (большой, средний, маленький) или раскладывает на полу ватманы, чтобы в них могли поместиться все участники игры. Все игроки свободно и хаотично движутся по площадке. По команде ведущего «Айсберги» все должны поместиться на выделенном пространстве. Кто заступает на край, тот выбывает из игры. Во время продолжения игры доступная площадь постепенно сокращается, в конце остаётся самый маленький круг.

ЦВЕТА
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Коснитесь жёлтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

ЗЕМЛЯ, ВОДА, ВОЗДУХ, ОГОНЬ
Для этой народной армянской игры понадобится мяч. Все становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если ведущий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух» — названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро перевернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращается ведущему. Те, кому не удается правильно отреагировать на слова ведущего, выходят из игры.

УДОЧКА
Играющие встают в круг. В середине его водящий с веревкой, на конце которой привязан мешочек с песком. По команде ведущего водящий начинает кружить веревку с мешочком над землей так, чтобы мешочек постоянно касался земли. Играющие перепрыгивают через веревку, когда она подходит к ногам, стараясь не задеть. Задевший становится водящим.

ВЫШИБАЛЫ
Водящий с мячом (волейбольным) — вышибала, остальные произвольно размещаются на площадке. По сигналу вышибала начинает бросать мячом в играющих, которые стараются увернуться или убежать подальше. Вышибала тоже может бегать по площадке, и его задача — запятнать мячом как можно больше игроков. Когда это удается, он считает вслух: «Раз, два, три…» и т.д. Игроки могут ловить брошенный в них мяч и, когда им это удается, становятся вышибалами. Когда высоко летящий мяч попадает в голову игрока, он не выбывает из игры. Иногда даже приходится отбить головой мяч, если вовремя не удается от него увернуться. Побеждает игрок, осаливший мячом большее число участвующих школьников.

ЧЕТЫРЕ МЯЧА
Две команды располагаются на волейбольной площадке с разных сторон сетки. Каждая имеет по два волейбольных мяча. По сигналу руководителя игроки бросают мячи из разных углов (от задних линий) площадки на сторону противника. Задача состоит в том, чтобы поймать или поднять и как можно скорее перебросить эти мячи на сторону противника. Команда проигрывает очко, если на ее стороне оказывается три мяча. Она проигрывает очко и в том случае, когда брошенный мяч пройдет под сеткой или приземлится за пределами площадки. Игра состоит из двух-трех партий по 10 очков. После каждого разыгранного очка мячи вводятся в игру новыми парами играющих. В ходе игры все перемещаются на площадке по часовой стрелке (как в волейболе).

ОДИН В КРУГЕ
Старинная, но до сих пор очень популярная игра венгерских школьников. Пятнадцать-двадцать играющих становятся в круг и перебрасывают друг другу маленький мяч. Если кто-нибудь уронит мяч, то он выходит в середину круга. Стоящие в кругу продолжают перебрасывать мяч, следя, чтобы стоящий в центре его не перехватил, а затем бросают в стоящего посередине, стараясь в него попасть. Если попадут, то отскочивший мяч ловят и снова бросают. Но если стоящий в середине перехватит мяч, он бросает в кого-нибудь из стоящих в кругу, и если попадет, то меняется с ним местами. Игра ведется в быстром темпе и очень эмоциональна.

БОЙ ПЕТУХОВ
На земле чертят круг диаметром 3-4 м. Играющие делятся на две команды и выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. В каждой команде выбирают капитана. Капитаны посылают по одному игроку в круг. Каждый из них встает на одну ногу, другую подгибает, руки кладет за спину. По сигналу ведущего игроки, прыгая на одной ноге, начинают выталкивать плечом друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на обе ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем в середину круга идет следующая пара игроков и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали больше побед. Если во время выталкивания оба игрока выйдут из круга, победа никому не присуждается.

ЗООПАРК
Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего — успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

КЛАССИКИ
Мелками необходимо начертить рядом друг с другом два столбика клеток, в центре которых по кругу написать цифры от 1 до 10. Игрок бросает плоский камешек на первый классик и, прыгая на одной ноге, пытается толкать камешек перед собой так, чтобы ни нога, ни камешек не попали на линии классиков. Как только все 10 классиков были пройдены, игра повторяется, но уже начинается со второго классика. Выигрывает тот, кто безошибочно пройдет все 10 классов.

СОРОКОНОЖКА
В забаве принимает участие две команды с одинаковым количеством игроков. Дети выстраиваются в шеренгу по росту от самого низкого до самого высокого. Все дети должны сцепиться в «сороконожку» правой рукой за впередистоящего игрока, а левой за игрока позади. По команде ведущего обе «сороконожки» должны добраться по прямой до указанной цели, которая располагается на расстоянии 25-30 м. Участники должны передвигаться на корточках, не расцепляя руки. Если «сороконожка» распадется, игроки должны остановиться, соединиться руками и продолжить путь. Выигрывает та команда, которая первой доберется до финиша.

УДЕРЖИ ШАРИК
Ребята в парах стоят в кругу, диаметр которого примерно 1 метр. Они берут воздушный шарик. И удерживают его над собой без помощи рук. Они должны на него дуть, не касаясь линии прочерченного круга и стараясь не выходить за него. Выигрывает пара детей, которая дольше продержит шарик.

БУЛЬДОГИ
Это простая, но довольно подвижная и веселая игра. Выбираются 2 «бульдога». Они стоят на страже и ловят всех остальных игроков, которые должны перебежать с одной стороны условного поля на другую сторону. Если ребенок, который пытался перебежать, пойман «бульдогом», он сам становиться им. Игра идет пока «бульдоги» не поймают всех игроков. Выигрывает последний.

Я ЗНАЮ ПЯТЬ ИМЕН
Дети по очереди бьют мяч об землю и при этом говорят: «Я, знаю, пять, имен, мальчиков» — и перечисляют, какие они знают имена, со словами: раз, два и так далее до 5. Можно увеличить до 10. И так по очереди. Затем, имена девочек, города, животные, растения и все, что угодно. Проигрывает тот, кто выдерживает большую паузу и не может вспомнить.

Эстафеты на свежем воздухе
МЯЧ В КОЛЬЦО
Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2-3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это — дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка — ребенок в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

ЭСТАФЕТА С ОБРУЧАМИ
На дорожке проводятся две линии на расстоянии 20-25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.

НОСИЛЬЩИКИ
4 игрока (по 2 от каждой команды) становятся на линии старта. Каждый получает по 3 больших мяча. Их надо донести до конечного пункта и вернуться назад. Удержать в руках 3 мяча очень трудно, а упавший мяч поднять без посторонней помощи также не легко. Поэтому передвигаться носильщикам приходится медленно и осторожно (дистанция не должна быть слишком большой). Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

ТРИ ПРЫЖКА
Участники делятся на две команды. На расстоянии 8-10 м от линии старта положить скакалку и обруч. После сигнала 1-ый, добежав до скакалки, берет ее в руки, делает на месте три прыжка, кладет и бежит назад. 2-ой берет обруч и делает через него три прыжка и идет чередование скакалки и обруча. Чья команда быстрее справится, та и победит.

ГОНКА МЯЧЕЙ
Играющие делятся на две, три или четыре команды и становятся в колонны по одному. У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу руководителя начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны (все делают шаг назад), становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков команды не побывает первым. Надо следить за там, чтобы мяч передавался с прямыми руками с наклоном назад, а дистанция в колоннах была бы не менее шага.

ВОРОБЬИНЫЙ МАРШ
Участвуют 2 команды, которые стояться за линией старта, в колонны по одному. Каждому участнику связывают ноги (можно скакалкой) ниже колен. По сигналу, первые номера продвигаются вперед прыжками. Достигают поворотного пункта, возвращаются обратно и касанием руки посылают в путь следующий участников. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее других.

ЭСТАФЕТА СО СКАКАЛКОЙ
Игроки каждой команды строятся за общей линией старта в колонну по одному. Перед каждой колонной на расстоянии 10-12 м ставится поворотная стойка. По сигналу первые участники продвигаются вперед, прыгая через скакалку. У поворотной стойки он складывает скакалку вдвое и перехватывает ее в одну руку. Обратно он двигается, прыгая на двух ногах и вращая скакалку под ногами горизонтально. На финише участник передает скакалку очередному игроку своей команды, а сам становится в конец своей колонны. Выигрывает команда, игроки которой точнее и раньше закончат эстафету.

БЫСТРЫЙ ПОЕЗД
Дети разбиваются на две команды. Игроки каждой команды строятся один за другим в колонну. Перед каждой командой на расстоянии 6-7 м поставлен флаг. Первый игрок в команде бежит к флажку, обегает его и возвращается на место, где за него хватается следующий участник, и дети бегут к флагу вдвоем. Затем возвращаются и берут третьего и т.д., пока вся команда не оббежит вокруг флажка. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.

ЭСТАФЕТА ПИНГВИНОВ
Участники строятся как для встречной эстафеты. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 14-16 м одна от другой. Направляющие колонн первой группы зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный или набивной мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед и, достигнув противоположной линии старта, передают мячи направляющим встречных колонн. Так действуют все игроки. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.

ЭСТАФЕТА С ОСТАНОВКАМИ
Игроки каждой команды по очереди преодолевают дистанцию, в любой момент ведущий может подать сигнал (свистнуть), игроки должны принять положение «упор лежа», как при отжимании. При повторном сигнале эстафета продолжается.

БЕГ В МЕШКАХ
Дети строятся в две колонны, расстояние между колоннами — 3 шага. Придерживая мешки руками возле пояса, они прыгают до обозначенного места (флажка или другого предмета). Оббежав его, дети возвращаются к своим колоннам, вылезают из мешков, передают их следующим. Так продолжается до тех пор, пока все дети не пробегут в мешках. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

ПРЫГУНКИ
Дети делятся на две команды и строятся в колонны один за другим. За сигналом ведущего участники каждой команды исполняют прыжок, отталкиваясь двумя ногами с места. Первый прыгает, второй стает на то место, до которого допрыгнул первый, и прыгает дальше. Когда все игроки прыгнут, ведущий измеряет всю длину прыжков первой и второй команды. Выигрывает та команда, которая прыгнула дальше.

ПОПАДИ В КОРЗИНУ
Участники делятся на две команды. На равном расстоянии от них размещены две корзины. Каждой команде выдается по большому мячу. Участники в порядке очереди начинают бросать мяч в корзину. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину.

ДОНЕСИ ЛИСТОК БУМАГИ
Нужно заготовить 2 листа бумаги. Игроки делятся на две команды. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе — его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадет на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на ладонь следующего участника. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.

БЕГ ПО КОЧКАМ
Играющие делятся на команды, игроки которых строятся в колонны по одному. Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга, чертят кружки диаметром 30-40 см по прямой или извилистой линии. По сигналу руководителя первые номера с эстафетной палочкой перепрыгивают из кружка в кружок, после чего кратчайшим путем возвращаются обратно и передают эстафетную палочку очередному игроку, котрый выполняет то же задание. Выигрывает команда, игроки которой раньше закончат эстафету.

В здоровом теле – здоровый дух: подвижные игры и эстафеты на свежем воздухе / Сост. : А.Н. Комлева, методист ОТТиС. – Минск : ЦДОДиМ «Маяк», 2015.

Составитель:
Комлева Анна Николаевна,
методист отдела технического творчества и спорта
ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Маяк» г.Минска»

Государственное учреждение образования
«Центр дополнительного образования детей и молодежи»
«Маяк» г.Минска»

220006, г.Минск, пер. Полевой, 2а
Тел.: 223-87-09
E-mail: lencvr@minsk.edu.by

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов

День 5. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vSo_7BcOMq6gSnKsZkUO44Lrk1N2-7pBWSxLkacdrHH-dlCFZg2E6c_AL5X8Uj8mQ/pub

День 4. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTT9fjkHUjYyaNAPLWLM8-y6KIpobHESQM8hXrb0FajGKn2zuvbMhfMgTRt1s3N4Q/pub

День 3. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTijOrx5xi4UxcLwztFUwDuq8JpjAGrFNw-ha_5xZTCeQvO25KRvNbLeI4Lu7MuYQ/pub    
- - -

День 5. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vSo_7BcOMq6gSnKsZkUO44Lrk1N2-7pBWSxLkacdrHH-dlCFZg2E6c_AL5X8Uj8mQ/pub

День 4. Методическая неделя Дворца

https://docs.google.com/document/d/e/2PACX-1vTT9fjkHUjYyaNAPLWLM8-y6KIpobHESQM8hXrb0FajGKn2zuvbMhfMgTRt1s3N4Q/pub
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас