Учреждения дополнительного образования Контакт Влияние типа темперамента на процесс восприятия музыки младшими школьникам

Влияние типа темперамента на процесс восприятия музыки младшими школьникам

-

- - -

 

Аннотация

В музыкальной педагогике недостаточно исследованным остается вопрос о том, какие из индивидуальных различий школьников влияют на процесс восприятия ими музыки. По мнению автора, эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней в некоторой степени связаны с типом темперамента учащихся.

В статье раскрываются вопросы влияния темперамента человека и развивающийся на его основе характера на специфическое преломление в процессе создания, интерпретации и восприятия музыки.

 

Влияние типа темперамента на процесс восприятия музыки младшими школьникам

Автор :  Осмоловская Е.П., педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

В музыкальной педагогике недостаточно исследованным остается вопрос о том, какие из индивидуальных различий школьников влияют на процесс восприятия ими музыки. По нашему мнению, эмоциональная отзывчивость на музыку и особая потребность в ней в некоторой степени связаны с типом темперамента учащихся.

Темперамент человека и развивающийся на его основе характер находят свое специфическое преломление в процессе создания, интерпретации и восприятия музыки. На процесс восприятия музыкального произведения слушателем оказывают влияние такие свойства темперамента как сила основных нервных процессов – раздражительного и тормозного, равновесие этих процессов и их подвижность, эмоциональная возбудимость (впечатлительность), сила эмоций (импульсивность), эмоциональная устойчивость (эмоциональная лабильность), экстраверсированность и интроверсированность, нейротизм, психическая активность и т.д.

Психофизиологические характеристики человека (сила и слабость нервной системы, ее подвижность и динамичность) на бессознательном уровне заставляют его отдавать свои предпочтения музыке, соответствующей психодинамическим характеристикам его организма. Музыкальные ритмы, вероятно, оказывают влияние на биоритмические структуры мозга, которые под воздействием музыки настраиваются на частоту воспринимаемых ритмов. Поскольку реакция навязывания ритмов более всего проявляется у людей со слабой нервной системой, обладающих высокой чувствительностью и большой скоростью перестройки по всей зоне частот мозговых ритмов, то и эмоциональная отзывчивость на музыку более всего свойственна именно таким людям. Однако вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга и слушателям начинает нравиться и та музыка, которая по своему настроению первоначально была далека от их природного темперамента.

Эмоциональная возбудимость человека при слушании музыки, сила эмоций, вызванных музыкальным произведением, а также эмоциональная устойчивость во многом зависит от типа темперамента слушателя. Так самая высокая эмоциональная возбудимость наблюдается у меланхолика, а самая низкая  — у флегматика. Самая большая сила эмоций, рожденных музыкой, – у холерика, а у флегматика – самая слабая. Эмоциональная устойчивость музыкальных впечатлений самая высокая у флегматика, а самая низкая — у меланхолика.

На процесс восприятия музыки слушателем влияют такие свойства темперамента как экстроверсия и интроверсия. Личностям интровертированного  склада при восприятии музыкального произведения свойственна большая ассоциативность, целостность восприятия, погруженность в музыкальные ощущения. Экстравертам, пишет В.И.Петрушин, больше нравится легкая эстрадная музыка, нежели, призывающая к интроспекции, серьёзная академическая музыка.

Процесс восприятия человеком музыкального произведения в некоторой степени обусловлен уровнем нейротизма. По нашим наблюдениям, чем выше уровень нейротизма у человека, тем чаще он обращается к музыкальному произведению как к способу снижения эмоциональной нестабильности, неуравновешенности, тревожности.

Энергетическая активность человека проявляется и при прослушивании  музыки. Следует различать внутреннюю и внешнюю активность индивида, проявляющуюся в процессе восприятия музыки. Внешняя активность проявляется в непроизвольной форме сотворчества. Внутренняя активность представляет собой «работу человеческой души». Наиболее серьезно и глубоко, по нашему мнению, музыку воспринимают меланхолики.

Для младших школьников характерны следующие особенности музыкального восприятия, обусловленные типом темперамента.

Холерику свойственна излишняя эмоциональность, несдержанность в проявлении чувств. В процессе слушания музыкального произведения дети холерического типа легко приходят в состояние возбуждения, они чаще других выражают свои музыкальные впечатления в движении. Высказывания о музыке холериков эмоциональны, поверхностны, они отвечают сбивчиво, не подумав, невпопад. Холерики слушают музыку без должного сосредоточения, и их восприятие отличается неглубоким анализом, однако сила эмоций, вызванных музыкальным произведением, большая. Школьники холерического типа темперамента легко и быстро выделяют наглядно воспринимаемые признаки (резкую смену динамических оттенков, ярко выраженные изменения ритма и т.д.), однако  затрудняются в установлении связей, которые не выявляются путём простого наблюдения. Холерики предпочитают быструю моторную музыку или контеленную с резкой сменой гармоний, с ярко выраженным развитием.  Например, «Революционный этюд» Ф.Шопена,  драматический фрагмент из симфонической увертюры «Буря» П.Чайковского.

Школьники сангвинического типа темперамента слушают музыкальные произведения внимательно, если раскрытые в них образы понятны и интересны. Они живо откликаются на музыку, с увлечением о ней рассказывают. Сангвиники отличаются устойчивыми музыкальными впечатлениями и средней активностью при прослушании музыки. Для них характерна полнота, точность, всесторонность восприятия музыкального произведения. Сангвиники предпочитают легкую музыку серьёзной. В исследованиях В.И.Петрушина экстраверты с низким уровнем нейротизма давали высокие оценки «Праздничной увертюре» Д.Шостаковича.

Флегматики слушают музыку относительно спокойно, внимательно. Их восприятие отличается нерасчлененностью, недостаточной эмоциональной возбудимостью, но устойчивостью музыкальных впечатлений. Им необходим некоторый промежуток времени для того, чтобы осмыслить услышанное и переложить свои мысли в слова. Творческое воображение у школьников флегматического типа развито слабо: им легче провести теоретический анализ музыкального произведения, чем рассказать об образе, возникающем в процессе слушания. Флегматики предпочитают музыку с ярко выраженной мелодической линией, умеренным ритмом, поэтому им  особенно нравится «Утро» Э.Грига,  а также «Ноктюрн» А.Бородина из его струнного квартета.

Меланхолик отличается повышенной чувствительностью, замкнутостью. При разборе музыкального произведения он с уверенностью отвечает на вопросы, касающиеся теоретического анализа прозвучавшей музыки, а субъективные чувства и переживания выражает сдержанно, стесняется. Дети меланхолического типа внешне слабо реагируют на музыку, однако она оставляет в их душе огромный след. Им больше всего нравится звучание струнных инструментов (скрипки, виолончели, контрабаса и д.т.). Меланхолики отличаются высокой эмоциональной возбудимостью в процессе слушания музыкального произведения, силой эмоций, вызванных музыкой, а также их неустойчивостью. В исследованиях, проводимых В.И.Петрушиным, интроверты с  высокими показателями нейротизма выбирали из нескольких прослушанных произведений финал Шестой симфонии П.Чайковского, «Смерть Озе» Э.Грига.

Таким образом, современный учитель музыки должен изучать особенности темперамента учащихся и создавать условия для наиболее оптимального их учета в ходе развития музыкального восприятия школьников.

 

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас