Педагогический опыт Методические рекомендации "Здоровье - от слова "здорово"!" Программа дополнительного образования по...

«Здоровье — от слова «здорово»!» Программа дополнительного образования по здоровому образу жизни

-

- - -

Управление образования, спорта и туризма администрации

Московского района г. Минска

 

Государственное учреждение образования

«Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Ранак» г.Минска»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Центра

____________ Н.В.Шевченко

_____________________2016

 

 

 

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
«ЗДОРОВЬЕ – ОТ СЛОВА «ЗДОРОВО»!»

 

Минск, 2016

Пояснительная записка

Летние дни обеспечивают заряд бодрости, запас позитивных эмоциональных переживаний, радость общения и познания и обладают значительными здоровьесберегающими резервами. Этот период обладает огромным потенциалом, позволяющим создать дополнительные условия для личностного роста и самореализации ребят.

Поскольку здоровье представляет собой одно из основных условий для удовлетворения индивидуальных, общественных, материальных и духовных потребностей, оно является не только личностной, социальной ценностью, и сохранение его – это задача государственного масштаба.

Поэтому формирование здорового образа жизни является одним из важнейших направлений работы в летний период, а система организованного детского летнего отдыха остается важнейшим каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребёнка, но и на его окружение. В современном образовании есть ряд дисциплин, в рамках которых ребёнок получает определенные знания о здоровом образе жизни, приобретает необходимые жизненные умения и навыки. Но эти знания мало применяются самими детьми, так как знать – еще не значит использовать.

Воспитательная ценность детского оздоровительного лагеря обусловлена наличием практически неограниченных возможностей для создания педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, способствующего восстановлению их здоровья, удовлетворению их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении. Целесообразно организовывать лагерь, смену как модель среды, максимально способствующей реализации в практической жизни каждого ребёнка основных принципов здорового образа жизни, обеспечивающей привитие и закрепление полезных навыков, расширяющей представление о себе, своем здоровье, его ценности для полноценной жизни.

Цель: комплексное развитие личности ребёнка в летнее время через моделирование здоровьесберегающей воспитательной среды / сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни

Задачи:

формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

учить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений;

учить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

формировать представление о рациональной организации режима дня, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

развивать навыки общения и воспитывать коммуникативную культуру.

Данная программа разработана для учащихся 14-16 лет. Занятия проводятся не более 12 часов в неделю. Всего 36 часов.

Занятия можно проводить в помещении, на свежем воздухе, в спортивном зале. Необходимое оборудование: спортивный инвентарь, компьютер, ватман, бумага, краски, фломастеры, принтер.

 

Прогнозируемые результаты

В результате освоения учебной программы по формированию здорового образа жизни «Здоровье – от слова «здорово»!» воспитанники лагеря должны иметь представление о:

роли культуры здорового образа жизни в жизнедеятельности человека;

роли гигиены в сохранении и укреплении здоровья;

культуре питания;

социальных болезнях личности;

роли психоэмоционального состояния в сохранении и укреплении здоровья.

знать:

составляющие здорового образа жизни человека;

методы сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья;

влияние экологических факторов на здоровье человека;

овладеть навыками и умениями:

применения методов сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья;

рационального питания для сохранения и укрепления здоровья;

преодоления вредных привычек;

разработки индивидуальной программы здорового образа жизни.

 

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем Количество часов
Всего Теория Практика
  Вводное занятие 1 1
1 Культура здорового образа жизни и ее составляющие 4 1 3
2 Образ жизни и здоровье

«Всё умею, всё могу, за здоровьем я бегу»

22 9 13
3 Самопознание и саморегуляция «Здоровье – это Я!» 4 2 2
4 Индивидуальная программа здорового образа жизни 4 1 3
  Итоговое занятие 1 1
  Итого 36 14 22

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятия. Презентация программы. Игры на сплочение коллектива.

Раздел 1. Культура здорового образа жизни и ее составляющие.

Теория: Здоровье и болезнь. Виды здоровья: физическое здоровье, психологическое здоровье, духовное здоровье, общественное здоровье. Роль культуры здорового образа жизни в жизнедеятельности юноши, девушки. Понятие «ответственность». Ответственное отношение к своему здоровью.

Практика: Беседа «Как быть здоровым?». Эссе-размышление («Что я делаю для того, чтобы быть здоровым?», «Что значит ответственно относится к своему здоровью?» и т.д.). Игры на развитие коммуникативных качеств.

Раздел 2. Образ жизни и здоровье «Всё умею, всё могу, за здоровьем я бегу»

2.1 Режим дня, учёбы и отдыха.

Теория: Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья человека. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.

Практика: Составление индивидуального режима дня. Работа в группах, индивидуально

2.2 Личная гигиена.

Теория: Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)

Практика: Встреча с врачом-гигиенистом. Ток-шоу «Здоровый образ жизни: дань моде или активная жизненная позиция?» День Мойдодыра.

2.3. Основы рационального питания.

Теория: Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.

Практика: Конкурс «Будь здоров – это нужно всем»

2.4. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. Теория: Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

Практика: Беседы «Спорт и интеллект – понятия совместимые?», «Спорт в моей жизни». Спортландия «Эстафета здоровья». Спортивно-развлекательная игра «Карнавал здоровья». Спортивно-интеллектуальная эстафета «Гимнастика ума». Парад спортивных достижений «Слабо?!».

2.5. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

Теория: Полезные и вредные привычки. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.

Практика: Просмотр тематических видеофильмов. Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс социальных проектов «Здоровый город».

Раздел 3. Самопознание и саморегуляция «Здоровье – это Я!»

Теория: Понятие индивидуальности. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Понятие «эмоции», «чувства человека», выражение чувств, индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств.

Практика: Тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?». Упражнения «Учимся расслабляться», «Стряхни». Игра «Кодекс здоровья». Психологический практикум «Я и мой характер».

Раздел 4. Индивидуальная программа здорового образа жизни

Теория: Потребности личности. Жизненные цели и ценности. Способы организации жизнедеятельности. Этапы разработки индивидуального плана здорового образа жизни. Содержательное наполнение индивидуального плана здорового образа жизни.

Практика: Разработка индивидуальной программы здорового образа жизни. Определение целей, задач, этапов, направлений, содержания, форм и методов. Презентация индивидуальных разработок.

Итоговое занятие. Подведение итогов.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Березовская, Т.П. Эмоциональное развитие личности старшеклассников: метод. пособие / Т.П. Березовская; науч. ред. Л.Н.Рожина. – Мн.: БГПУ, 2003. – 25 с.
  2. Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход): метод. рек. // Сборник нормативных документов мин. образ. РБ. – 2006. — №15. – С.54-111.
  3. Кальченко, Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников / Е.И. Кальченко. – М.: Просвещение, 1984. – 127 с.
  4. Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.
  5. Мархоцкий, Я.Л. Пути формирования здорового образа жизни / Я.Л. Мархоцкий // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. — № 7. – С. 31-34.
  6. Ростовцев, В.Н. Основы культуры здоровья: пособие для педагогов и воспитателей учреждений образования / В.Н. Ростовцев, В.М.Ростовцева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 120 с.

 

 

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

программы дополнительного образования

по формированию здорового образа жизни
«Здоровье – от слова «здорово»!»

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

_________2014 №_____

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

__________Л.Л.Старосветская

_______________________2014

 

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник управления образования,

спорта и туризма администрации

Московского района г.Минска

А.Д.Куницкая

metodist
Кабинет педагогического опыта и сетевых ресурсов
- - -
- - -

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ
Рекомендуется для вас