Управление образования, спорта и туризма администрации
Московского района г. Минска
Государственное учреждение образования
«Центр дополнительного образования детей и молодёжи «Ранак» г.Минска»
УТВЕРЖДАЮ Директор Центра ____________ Н.В.Шевченко _____________________2016
|
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
«ЗДОРОВЬЕ – ОТ СЛОВА «ЗДОРОВО»!»
Минск, 2016
Пояснительная записка
Летние дни обеспечивают заряд бодрости, запас позитивных эмоциональных переживаний, радость общения и познания и обладают значительными здоровьесберегающими резервами. Этот период обладает огромным потенциалом, позволяющим создать дополнительные условия для личностного роста и самореализации ребят.
Поскольку здоровье представляет собой одно из основных условий для удовлетворения индивидуальных, общественных, материальных и духовных потребностей, оно является не только личностной, социальной ценностью, и сохранение его – это задача государственного масштаба.
Поэтому формирование здорового образа жизни является одним из важнейших направлений работы в летний период, а система организованного детского летнего отдыха остается важнейшим каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребёнка, но и на его окружение. В современном образовании есть ряд дисциплин, в рамках которых ребёнок получает определенные знания о здоровом образе жизни, приобретает необходимые жизненные умения и навыки. Но эти знания мало применяются самими детьми, так как знать – еще не значит использовать.
Воспитательная ценность детского оздоровительного лагеря обусловлена наличием практически неограниченных возможностей для создания педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, способствующего восстановлению их здоровья, удовлетворению их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении. Целесообразно организовывать лагерь, смену как модель среды, максимально способствующей реализации в практической жизни каждого ребёнка основных принципов здорового образа жизни, обеспечивающей привитие и закрепление полезных навыков, расширяющей представление о себе, своем здоровье, его ценности для полноценной жизни.
Цель: комплексное развитие личности ребёнка в летнее время через моделирование здоровьесберегающей воспитательной среды / сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни
Задачи:
формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
учить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
пропаганда здорового образа жизни, профилактика асоциальных явлений;
учить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
формировать представление о рациональной организации режима дня, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
развивать навыки общения и воспитывать коммуникативную культуру.
Данная программа разработана для учащихся 14-16 лет. Занятия проводятся не более 12 часов в неделю. Всего 36 часов.
Занятия можно проводить в помещении, на свежем воздухе, в спортивном зале. Необходимое оборудование: спортивный инвентарь, компьютер, ватман, бумага, краски, фломастеры, принтер.
Прогнозируемые результаты
В результате освоения учебной программы по формированию здорового образа жизни «Здоровье – от слова «здорово»!» воспитанники лагеря должны иметь представление о:
роли культуры здорового образа жизни в жизнедеятельности человека;
роли гигиены в сохранении и укреплении здоровья;
культуре питания;
социальных болезнях личности;
роли психоэмоционального состояния в сохранении и укреплении здоровья.
знать:
составляющие здорового образа жизни человека;
методы сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья;
влияние экологических факторов на здоровье человека;
овладеть навыками и умениями:
применения методов сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья;
рационального питания для сохранения и укрепления здоровья;
преодоления вредных привычек;
разработки индивидуальной программы здорового образа жизни.
Учебно-тематический план
№
п/п |
Наименование тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | — | |
1 | Культура здорового образа жизни и ее составляющие | 4 | 1 | 3 |
2 | Образ жизни и здоровье
«Всё умею, всё могу, за здоровьем я бегу» |
22 | 9 | 13 |
3 | Самопознание и саморегуляция «Здоровье – это Я!» | 4 | 2 | 2 |
4 | Индивидуальная программа здорового образа жизни | 4 | 1 | 3 |
Итоговое занятие | 1 | — | 1 | |
Итого | 36 | 14 | 22 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятия. Презентация программы. Игры на сплочение коллектива.
Раздел 1. Культура здорового образа жизни и ее составляющие.
Теория: Здоровье и болезнь. Виды здоровья: физическое здоровье, психологическое здоровье, духовное здоровье, общественное здоровье. Роль культуры здорового образа жизни в жизнедеятельности юноши, девушки. Понятие «ответственность». Ответственное отношение к своему здоровью.
Практика: Беседа «Как быть здоровым?». Эссе-размышление («Что я делаю для того, чтобы быть здоровым?», «Что значит ответственно относится к своему здоровью?» и т.д.). Игры на развитие коммуникативных качеств.
Раздел 2. Образ жизни и здоровье «Всё умею, всё могу, за здоровьем я бегу»
2.1 Режим дня, учёбы и отдыха.
Теория: Есть ли режим в природе? Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья человека. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Практика: Составление индивидуального режима дня. Работа в группах, индивидуально
2.2 Личная гигиена.
Теория: Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.)
Практика: Встреча с врачом-гигиенистом. Ток-шоу «Здоровый образ жизни: дань моде или активная жизненная позиция?» День Мойдодыра.
2.3. Основы рационального питания.
Теория: Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.
Практика: Конкурс «Будь здоров – это нужно всем»
2.4. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья. Теория: Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Практика: Беседы «Спорт и интеллект – понятия совместимые?», «Спорт в моей жизни». Спортландия «Эстафета здоровья». Спортивно-развлекательная игра «Карнавал здоровья». Спортивно-интеллектуальная эстафета «Гимнастика ума». Парад спортивных достижений «Слабо?!».
2.5. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Теория: Полезные и вредные привычки. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Практика: Просмотр тематических видеофильмов. Конкурс рисунков и плакатов. Конкурс социальных проектов «Здоровый город».
Раздел 3. Самопознание и саморегуляция «Здоровье – это Я!»
Теория: Понятие индивидуальности. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Понятие «эмоции», «чувства человека», выражение чувств, индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств.
Практика: Тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?». Упражнения «Учимся расслабляться», «Стряхни». Игра «Кодекс здоровья». Психологический практикум «Я и мой характер».
Раздел 4. Индивидуальная программа здорового образа жизни
Теория: Потребности личности. Жизненные цели и ценности. Способы организации жизнедеятельности. Этапы разработки индивидуального плана здорового образа жизни. Содержательное наполнение индивидуального плана здорового образа жизни.
Практика: Разработка индивидуальной программы здорового образа жизни. Определение целей, задач, этапов, направлений, содержания, форм и методов. Презентация индивидуальных разработок.
Итоговое занятие. Подведение итогов.
Рекомендуемая литература:
- Березовская, Т.П. Эмоциональное развитие личности старшеклассников: метод. пособие / Т.П. Березовская; науч. ред. Л.Н.Рожина. – Мн.: БГПУ, 2003. – 25 с.
- Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход): метод. рек. // Сборник нормативных документов мин. образ. РБ. – 2006. — №15. – С.54-111.
- Кальченко, Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников / Е.И. Кальченко. – М.: Просвещение, 1984. – 127 с.
- Купчинов, Р.И. Формирование у учащихся здорового образа жизни (материалы лекций, бесед, факультативных занятий): пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей / Р.И. Купчинов. – Минск: Нац. ин-т образования, 2009. – 224 с.
- Мархоцкий, Я.Л. Пути формирования здорового образа жизни / Я.Л. Мархоцкий // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. — № 7. – С. 31-34.
- Ростовцев, В.Н. Основы культуры здоровья: пособие для педагогов и воспитателей учреждений образования / В.Н. Ростовцев, В.М.Ростовцева. — Минск: Нац. ин-т образования, 2008. – 120 с.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
программы дополнительного образования
по формированию здорового образа жизни
«Здоровье – от слова «здорово»!»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета _________2014 №_____
|
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора __________Л.Л.Старосветская _______________________2014
|
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления образования,
спорта и туризма администрации
Московского района г.Минска
А.Д.Куницкая