Диалоговое обучение при организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования

 

Т.А.Борунова

заведующий учебно-методическим

кабинетом ДДиМ «Золак» г.Минска

 

ДДиМ «Золак» г.Минска реализует проекты и программы, нацеленные на изменение поведения учащихся, формирование осознанного экологически грамотного поведения, экологической культуры по обращению с отходами, ответственности за свои действия и поступки.

«От диалога к действию» – проект государственного учреждения образования «Дворец детей и молодежи «Золак» г.Минска», первый этап которого успешно реализован в рамках экологического воспитания в 2021/2022 учебном году.

При реализации проекта «От диалога к действию» была выбрана технология диалогового обучения, т.к. она позволяет не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). Участие в диалогических площадках позволяет каждому участнику не только проявить свои знания и творческие способности, но и позволяет расширить рамки образовательного пространства. Только в конструктивном споре и диалоге, когда  рассматриваются разные точки зрения, рождается истина.

Диалоговые площадки – это эффективная форма для открытого и, главное, откровенного разговора, хорошая возможность быть услышанными, возможность для общения всех участников образовательного процесса: педагогов, несовершеннолетних и их законных представителей. Очевидно, что данную форму общения нужно не только поддерживать, но и развивать.

На таких мероприятиях содержание материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Для педагога диалог – это, прежде всего, уникальный способ соприкоснуться с размышлениями ученика. Для обучающихся – это ощущение и понимание равенства с собеседником, что обозначает не равенство в знании, а равные права на ответственность за постановку и решение своего вопроса. В ходе диалога формируются навыки публичного выступления и обсуждения проблем, включающие умение слушать и понимать точку зрения другого, анализировать сказанное, умение аргументированно изложить свою позицию. Обучающий диалог – это совместный поиск истины, форма отношений, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы, причем, в рамках законов речевого поведения: взаимоуважения, взаимопонимания и сотворчества.

Проведение диалоговой площадки осуществляется педагогом-модератором, задача которого организовать дискуссию и вовлечь в ее процесс максимальное количество лиц. От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема – все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему.

При планировании и проведении диалоговой площадки важно уделить особое внимание организации образовательного пространства. Педагогу-модератору диалоговой площадки необходимо продумать тематику, формулировку вопросов и заданий, временные рамки, состав групп.  Следует, также, учитывать и принципы функционирования диалоговой площадки, которыми являются: ориентация на значимые проблемы и темы,
добровольность участия, равноправие участников, регулярность функционирования, информационная открытость.

Групповая форма работы является наиболее оптимальной.

Алгоритм подготовки диалоговой площадки:

составление рабочего плана подготовки и проведения диалоговой площадки;

разработка афиши мероприятия и информационной продукции;

организация информационной поддержки мероприятия на официальном сайте учреждения, на страницах в социальных сетях Инстаграм, Телеграм;

приглашение социальных партнеров – представителей учреждений образований, организаций, представителей профессий.

При реализации проекта «От диалога к действию» мероприятия проходили в форме диалоговых площадок, при проведении которых каждый отдел Дворца смог обсудить актуальные вопросы по теме энергосбережения и предложить свои пути их решения. В течение 2021/2022 учебного года каждый отдел ДДиМ «Золак» г.Минска  проводил  диалоговую площадку по предложенной теме  согласно графика.

Проанализировав работу отделов ДДиМ «Золак» г.Минска по реализации проекта, можно сделать вывод, что организация и проведение диалоговых площадок является актуальным и действенным средством по построению целостной системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи стремления к рациональному и экономному использованию природных ресурсов, воспитанию любви к своей малой родине.

Проведение диалогических площадок позволяет решить ряд задач воспитательного характера, а именно:

определение актуальных проблем, вызывающих неоднозначную реакцию представителей различных социальных групп;
выявление позиций различных групп интересов в отношении указанных проблем, сопоставление этих позиций;
выработка вариантов решения проблем.